Статьи
Украина и Европейский союз 27 июня, спустя полгода после европейского фиаско Виктора Януковича, подписывают экономическую часть соглашения об ассоциации. Для Украины в нынешних условиях это едва ли единственный шанс для стабилизации экономической и политической ситуации в стране и точка невозврата в истории метаний между двумя экономическими союзами — таможенным и европейским.
Для ЕС это очередной масштабный геополитический проект переформатирования пространства Восточной Европы в своих интересах. Ради успеха которого Евросоюз создал дорожную карту реформ — исчерпывающий план действий по развитию и фундаментальной трансформации Украины: от налоговой системы и образования до смены конституционного строя.
Многие из этих реформ будут проходить болезненно, методом шоковой терапии. Однако, как мы уже писали, сейчас — самое подходящие время для кардинальных перемен. В ситуации, когда события в Донбассе сами по себе стали шоком, проводить радикальные, но необходимые европейские реформы будет быстрее и проще.
Дорожная карта
Главным отличием соглашения об ассоциации с ЕС, которое подписывает Петр Порошенко, от документа, который не подписал Виктор Янукович, является утверждение «дорожной карты» первоочередных реформ для стабилизации экономической и финансовой ситуации в стране. «Дорожная карта» никоим образом не подменяет само соглашение, это скорее механизм помощи украинской власти, призванный максимально эффективно ввести этот акт в действие.
40-страничный документ включает девять разделов, затрагивающих политику, экономику, торговлю, предпринимательство, а также транспорт, образование, инновации и науку. Проведя эти реформы в полной мере, Украина может надеяться на то, что в деле изменения принципов государственного управления тоже будет пройдена своеобразная точка невозврата.
ЕС готов предложить Украине существенно более масштабную интеграцию, чем, к примеру, ассоциированной Турции. При этом сроки проведения реформ предусмотрены в несколько раз меньшие, чем потребовались новым странам ЕС или той же Анкаре. Представители ЕС всячески подчеркивают, что никаких послаблений для Украины по части реформ не будет, но, чтобы страна смогла их успешно реализовать, Евросоюз готов оказать финансовую помощь. Бюджет реализации «дорожной карты» составляет 11,2 млрд. евро до 2018 года, но выделение этих денег Киеву будет зависеть от прогресса в осуществлении европейских преобразований.
Конституция и суды
Ключевое требование «карты» — проведение до осени текущего года всеобъемлющей конституционной реформы, которая должна стать политическим механизмом ослабления сепаратизма и выходом из политического тупика на юго-востоке Украины. Новая Конституция должна делегировать значительную часть полномочий территориальным общинам и местным советам, включая вопросы языка и финансового самоуправления.
Конституционные изменения, несомненно, ослабят власть президента, равно как и предполагаемая судебная реформа. Главная цель последней — разрушение модели правосудия «под президента», созданной в результате «судебной реформы» 2010 года. (В результат вся судебная система Украины оказалась заложником администрации президента. Де-факто и де-юре глава государства имеет возможность осуществлять определяющее влияние на каждого из более чем 9 тыс. судей.)
В рамках же «дорожной карты» предусмотрены изменения в законодательство относительно децентрализации судебной системы, в частности отстранение президента от процессов перевода и увольнения судей. Также предполагается значительно сузить судейский иммунитет и провести люстрацию судейского корпуса.
Электронное правительство
После подписания соглашения с ЕС Украина к 2015 году должна будет создать систему «Единое окно представления электронной отчетности». А к 2016 году в Украине будут внедрены биометрические паспорта. Также планируется создание специальной ID-карты, которая заменит основные документы — паспорт и водительские права и благодаря которой можно будет не выходя из дома принимать участие в выборах, регистрировать бизнес, заполнять налоговые декларации или получать от врача электронные рецепты.
Визы и трудоустройство в ЕС
Что касается отмены визового режима с Европой, то речь о нем пока не идет. В соглашении говорится о либерализации визового режима, то есть для большинства целевых групп будет упрощена процедура получения визы. Кроме этого, необходимо отметить, что в Европу ездить станет не только проще, но и удобнее, поскольку транспортный сервис будет максимально согласован с европейскими операторами, появится больше удобных маршрутов, а в Украину придут новые транспортные компании-лоукостеры. Также после подписания соглашения об ассоциации украинцам, легально работающим в ЕС, будут предоставлены равные права со всеми другими рабочими и будет гарантировано отсутствие дискриминации по каким-либо признакам, в том числе по признаку гражданства.
Украинские фирмы смогут открывать в Евросоюзе свои филиалы, которые будут работать на тех же условиях, что и местные компании. А штатные украинские сотрудники таких филиалов получат разрешение работать в Европе до трех лет.
Кроме того, украинские специалисты в сфере услуг (юридических, бухгалтерских, инженерных, компьютерных, туристических, развлекательных и т.д. — всего 18 видов) смогут на равных конкурировать с европейцами в получении возможностей для работы. С такими специалистами будет заключаться контракт на год, из которого шесть месяцев будет разрешено жить в ЕС. Сейчас же украинцы могут работать в ЕС только как иностранцы, то есть работодатель платит за них повышенные налоги, что усложняет поиск работы.
Налоговая система и администрирование
В Евросоюзе в два раза меньше налогов, чем в Украине, при этом ЕС выделяет на социальную защиту своих граждан до 30% ВВП, тогда как Украина — лишь 8%. Изменить такие диспропорции и должны помочь налоговые реформы из «дорожной карты». На эти цели Брюссель готов уже в этом году выделить Украине 1,61 млрд. евро для модернизации налогового законодательства и бюджетного кодекса. В качестве образца успешной трансформации постсоветской налоговой системы будет принят опыт Грузии.
В основе реформирования — стратегия сокращения количества налогов с 22 до восьми к 2016 году. Это, в частности, подразумевает объединение подоходного налога и соцвзносов с итоговой нагрузкой на фонд оплаты труда в размере 20%. Предусмотрено также значительное сокращение количества разнообразных лицензий и разрешений, необходимых для начала ведения бизнеса, и внедрение принципов «единого окна» и «молчаливого согласия». Запланирована и налоговая амнистия в размере 15% от суммы недоплаты по прибыли и НДС.
Параллельно с налоговой реформой Украина должна будет провести кардинальную чистку государственного бюрократического аппарата, в рамках которой планируется сократить число госслужащих более чем на треть, а оставшиеся чиновники должны будут пройти переаттестацию. Еврокомиссия рекомендует также сократить количество министерств с 17 до 13, а государственных служб и агентств — с 49 до 34.
Энергетика
В сфере энергетики «дорожная карта» реформ предполагает интеграцию украинской энергосети в общеевропейскую сеть системных операторов передачи электроэнергии для более эффективного экспорта энергии в Европу. Однако фундаментальная задача — обеспечение энергетической безопасности Украины. «Дорожная карта» ЕС предлагает за счет словацкого реверса газа и перезаключения газовых соглашений с Польшей и Венгрией увеличить реверс до максимально возможных технических объемов — 16 млн. м3 газа в сутки. И этот пункт уже начал действовать — с 7 июня Украина в 2,5 раза нарастила суточные поставки голубого топлива из Венгрии (до 7,5 млн. м3). При этом необходимо отметить, что данная энергетическая политика будет эффективной до тех пор, пока ЕС будет блокировать строительство «Южного потока».
Тарифы
Тарифы на газ и электроэнергию будут расти. Суть в том, что внутренние цены не могут быть ниже тех, по которым происходит экспорт продукции в ЕС. И если сейчас киловатт-час на экспорт стоит около 7 центов, а для населения — 2,5 цента, значит, Украине придется пройти через шоковую терапию подорожания электроэнергии за три года в три раза — с нынешних 31 копейки (в среднем) до 90 копеек за киловатт-час. Это же касается и газа, который Украина покупает на границе по $330 за тысячу кубометров — такая же цена должна быть и на внутреннем рынке, даже если для внутреннего потребления используется газ отечественной добычи, который значительно дешевле российского.
Кредиты
Значительные изменения с подписанием соглашения грядут в банковском секторе Украины. В течение четырех лет украинская финансовая система должна перейти на стандарт Базель III. Украина обязуется принять более 70 европейских законов, регулирующих деятельность финучреждений. Это приведет к росту максимальной суммы гарантированных вкладов до 100 тыс. евро. Кроме этого, произойдет существенное снижение процентных ставок по кредитам и депозитам по сравнению с нынешним уровнем. Ожидается, что до 2020 года процентные ставки по депозитам зафиксируются на уровне 3–4%, а по кредитам — на уровне 7–9%
Вредные дорогие привычки
Ставка акцизного сбора в Украине на сигареты с фильтром составляет 20 евро за одну тысячу штук, но в соответствии с обязательствами, прописанными в соглашении, Украина доведет ставки акцизного сбора на табак до европейского уровня — 90 евро. Это означает увеличение табачного сбора на 10–15% ежегодно в течение десяти лет.
Подобная ситуация — и с алкоголем, европейский акциз на который составляет 5,5 евро за 1 л 100%-го спирта. На сегодня в Украине акциз составляет 56,42 грн., но до конца года будет повышен до 70,53 грн./л спирта, что приведет к удорожанию пол-литровой бутылки водки на 10 грн.
Дотации
Прекращение дотирования убыточных предприятий и жесткий контроль рынка, направленный на создание равных условий для каждого из игроков, — главные принципы и требования регуляторной политики, которые выдвигают европейские экономисты для подписания соглашения об ассоциации с Украиной. Для Киева это означает прежде всего кардинальную трансформацию угольной промышленности, которая является самой дотационной и вследствие этого самой коррупционной (общий объем дотаций, которые идут на Луганскую и Донецкую области,— 34 млрд. грн. в год). В итоге сложилась ситуация, при которой правительство за каждую тонну угля, добытого убыточной госкомпанией, платит в среднем 1,5 тыс. грн., притом что коммерческая цена — 600 грн./т. Украину ожидает реформа, аналогичная той, которая была проведена в Польше, — тогда были закрыты дотационные государственные шахты, а число шахтеров сократилось с 400 до 100 тыс. чел. Освободившиеся кадры были трудоустроены за счет программ создания рабочих мест в других сферах экономики и льготного кредитования лиц, захотевших заняться частным бизнесом. Так что украинская угольная отрасль действительно должна будет пройти точку невозврата — и это будет, пожалуй, едва ли не самая болезненная реформа.
Не останавливаться
Итак, прохождение пресловутой точки невозврата займет менее двух лет. Как видно из приведенных данных, к 2016 году будут проведены налоговая, административная и конституционная реформы, модернизирована государственная политика в сфере идентификации граждан. Кроме того, самый сильный шоковый эффект от повышения цен на коммунальные услуги и энергоносители приходится тоже на начальный период преобразований. А к 2020 году согласно «дорожной карте» Украина должна будет измениться очень значительно.
В этой связи представляется целесообразным не затягивать с перевыборами в Верховную Раду — так как выборы в условиях шоковых реформ могут выиграть популисты, обещающие «вернуть все, как было», что в наших условиях может обернутся попыткой провести «полуреформы». Как свидетельствует исторический опыт (в том числе и наш собственный), непоследовательность при реформировании приводит к еще более негативным последствиям, чем любая шоковая терапия.
- Информация о материале
@mara_beyka…Мой дом сгорел. Все. 2 ч.
@mara_beyka…Б…ть, не хочу жить…
@mara_beyka…У меня сейчас паника. Узнайте мне, где работают пропускные пункты!!!! Мне нужно уехать с ребенком на машине в Россию… 1 ч.
"Что посеешь, то и пожнешь, — пишет автор, разместившая пост @mara_beyka в Фейсбуке. — Я читала время от времени ее аккаунт в Твиттере. Совсем молодая женщина из Славянска со странным ником Марабейка, с непонятной ненавистью всячески изгалялась над "украми", "бЕндерами" и "хохлами", радовалась и приветствовала любые поражения и неудачи Украины. Помогала, чем могла, боевикам, оккупировавшим ее город. Носила еду на блок-посты сепаратистам, среди которых был и ее муж… Два часа назад наступила закономерная трагическая развязка. Мне не жаль. А вам?".
А нам стоит об этом поговорить. Чтобы выйти из этой войны. Живыми. Во всех смыслах. Ведь и озлобленную "Марабейку" из Славянска, и наше спокойное "не жаль", и вообще все, что каждый сейчас чувствует, погружаясь в недра разрывающей страну войны, породили мы сами.
И теперь это не спрятать под победой революции Достоинства. Не прикрыть подписанной президентом Ассоциацией с ЕС. Не заглушить громогласным "Ура!" в честь продолжения АТО. И даже не стереть абсолютно новым ощущением Родины, пульсирующей в сердце.
Потому что невозможно отрицать главное: кроме войны, развязанной Россией и ее боевиками на Востоке Украины, Киев оказался втянут в вооруженное противостояние с частью местного населения Донбасса. Не принявшего Майдан и ориентированного на Россию. И эта часть, к сожалению, увеличивается с каждым погибшим там, в ходе АТО, мирным жителем. Что автоматически переводит конфликт из зоны "справедливой войны" в формат черного списка, где фигурируют Югославия, Ирак, Сирия, Ливия… И это надо честно признать.
Хотя бы для того, чтобы действовать с учетом собственных ошибок и уроков, уже усвоенных другими странами во время подобных кризисов.
Это вопрос не морали, а эффективности и адекватной стратегии. Результативная российская спецоперация была невозможна без участия местного населения, за которое шла хорошо продуманная идеологическая борьба. Исторический опыт показывает, что чуть ли не единственный способ победить (достичь результата) в подобном вооруженном конфликте, — убедить местное население выступить против оккупантов. Гибель мирных жителей и инфраструктуры, наоборот, настраивает население против Киева. Если страшилка "правый сектор" была фикцией, то сейчас создаются реальные причины поверить, что государство враждебно по отношению к Донбассу.
Власть и сила
Иногда в жизнь человека приходят разрушающие перемены для того, что бы он смог начать сначала и сложить свою историю заново. Так же — и со страной. Свои перемены все, кто поддержал Майдан, делали собственными руками. Иногда в революционном порыве, закрывая глаза на очевидные неправильные вещи, присущие любой революции. Оружие — в ответ на террор. Ради будущего. Однако, в то время как Киев делал акцент на будущем, Донбасс, давно привыкший к террору хозяина, видел в руках Киева только оружие. Голосование в парламенте за отмену закона о языковой политике стало едва ли единственным знаком "внимания" к Донбассу.
Но случилось так, как случилось. И сегодня уже очевидно, что рано или поздно соседнее "братское" государство, в недрах которого последние 15 лет зрела идея объединения "русского мира" (как выяснилось, — на крови), воспользовалось бы ситуацией национального дуализма в уходящей в свободное плавание Украине.
Крым был "откушен" в тот самый момент, когда новая власть с трудом соображала, что очутилась один на один со зверем, желающим продемонстрировать более весомым политическим партнерам, насколько экзотичным может быть его завтрак. А то, что еще в начале апреля казалось нам некритичными 20–30 процентами пророссийски настроенных граждан Донецкой и Луганской областей, к июлю превратилось в войну. С одной стороны, с Россией, через границу с которой Восток наводнили вооруженные до зубов "гиркины", "бесы" и "бородаи"… С другой — с напуганными и дезориентированными гражданами, которых Киев не попытался привлечь на свою сторону. Оперативно и профессионально взятыми в оборот российской пропагандой и лидерами ДНР и ЛНР. Часть из них взяла в руки оружие и встала под "триколор".
…Теперь перед картой АТО с метками блокпостов, стрелками передвижения колонн боевой техники и цифрами потерь украинской армии склонился Петр Порошенко. Новый президент Украины — без даже приближенного к ситуации образования, зато обладающий большой амбицией вернуть стране мир. Однако без ответа на ключевой вызов: адекватности кадровой, военной, информационной, реформаторской стратегии и тактики власти текущему моменту на Востоке и в стране, Порошенко свою амбицию не удовлетворить.
Потому что в период войны назначать министром обороны милиционера, а куратором реформ силового блока АП олигарха-выпускника пищевого института, мягко говоря, — неэтично.
Потому что командиры батальонов, требуя на Майдане от президента отмены перемирия, решительности и бескомпромиссности по отношению к российским оккупантам и их патрону, вряд ли хотели возвращения к АТО в том же несогласованном, нескоординированном и непрофессиональном виде, в котором она проводилась три месяца, превратившись из планированной точечной операции в полномасштабные боевые действия. С серьезными потерями неэкипированной, невооруженной, необученной украинской армии.
Потому что силовики (без диктофонов и камер) давно признали, что операции спецслужб не получилось. Что применение слепого тяжелого вооружения обеими сторонами конфликта, которое продолжается и сейчас (!), дает возможность и ополченцам, и украинской армии манипулировать фактами в свою пользу, обвинять друг друга в обстрелах и гибели мирных жителей, играя, по сути, на руку российской пропаганде. Однако при этом важно осознавать, что и мирные жители, и украинские солдаты гибнут отнюдь не в фантазиях "кремлевских мечтателей" и обслуживающих их журналистов. А в реальности. И те ужасные картинки бомбардировок поселков и городов, которые в силу ложного патриотизма избегают показывать наши медиа, зато с лихвой комментируют российские, — тоже реальность.
(По официальным данным, за время проведения АТО в Донецкой области по состоянию на 1 июля погибли 279 чел. — 262 мужчины, 13 женщин, 4 ребенка. Как неизвестные, т.е. вообще без каких-либо опознавательных знаков, зарегистрированы 93 чел. Как военные (в камуфляже) — 26. Остальные 160 погибших — предположительно местные жители. Сложили головы за Украину 197 солдат. По словам заместителя главы Донецкой областной администрации Елены Петряевой, речь идет только о тех погибших мирных жителях, в отношении которых проведена судебно-медицинская экспертиза. Неизвестна точная цифра погибших в Славянске, часть тел может находиться под неразобранными завалами. Нет данных и о количестве там похороненных. После возобновления активной фазы АТО количество жертв возросло).
Потому что на 82-й (!) день операции еще нет коридора для мирных жителей из зоны АТО, и только в четверг было объявлено о создании единого штаба, уполномоченного заниматься решением проблем беженцев. Но инфраструктура-то Славянска уже почти разрушена. АТО продолжено, а в городе, по последним данным, еще остаются 45 тыс. жителей.
Потому что отсутствие четких оперативных ответов Верховного главнокомандующего на перманентные вызовы кризиса опасно радикализирует общество и дает России смысловые сигналы и поводы для осуществления своей информационной стратегии. Более того, гражданская глухота очередного президента снова разворачивает общественный дискурс в Украине из русла взвешенной стратегии и прогнозирования в эмоциональное поле. Мол, если власть не хочет воевать за Украину, то мы сами… это же война,.. потери неизбежны,.. душить гадину надо на месте,.. Путин не остановится,.. сепаратисты сами виноваты…
Однако наличие открытой внешней угрозы, боевиков, Путина, наконец, как главного фактора этой войны, по одному взмаху руки которого может остановиться этот кошмар, а также необходимость решать этот вопрос (и на переговорном, и на военном уровнях) не снимает с украинского государства вопрос о защите прав гражданского населения. Причем, как не поддерживающего Киев и подпитывающего сепаратизм, так и патриотов Украины, не покинувших Восток и оказавшихся буквально в зоне террора со стороны ДНР и ЛНР. И в зоне равнодушия — со стороны киевской власти.
Потому что первые лица государства, высокие чиновники и генералы, по сути, продолжают здесь, в Киеве, жить обычной мирной жизнью. Аплодировать фейерверкам, потягивать виски на фуршетах, не имея близких на передовой, в Славянске, в Краматорске,.. по-видимому, не до конца осознавая, что в стране — война. В то время как западные аналитики сухо сообщают: "Учитывая предыдущий опыт подобных военных операций, тысячи, вероятно, умрут и сотни тысяч станут беженцами в текущей фазе. Ни одно государство, а тем более Украина, не готово нести такие потери". (Мацей Бартковский, KyivPost)
Но чтобы не паразитировать на эмоциональной составляющей, которая сегодня особо раздражает тех, кто сражается за Украину за клавиатурой компьютера (а как бы мы все-таки рассуждали, если снаряд в результате провокации боевиков или ошибки украинской армии попал в ваш дом?), напомним, что Женевская конвенция о защите мирного населения во время войны подписана еще в 1949 г. И хоть официально события в Украине не признаны войной, вряд ли освобождает власть от ответственности за безопасность, жизнь и здоровье ее граждан.
Так же после войны во Вьетнаме западное общество прошло довольно болезненный путь, сделав вывод, что тезис о "сопутствующих утратах" (эвфемизм, обозначающий гибель людей. — Ред.) ошибочный, а никакая армия не имеет права не думать о жертвах среди мирного населения.
Мы же наблюдаем сегодня достаточно показательную тенденцию: постоянный поток победной информации от власти о сотнях уничтоженных боевиков. В последние дни возобновления АТО — особенно. Стабильные сообщения о гибели украинских солдат. И редкая разрозненная информация от областных государственных администраций и Министерства здравоохранения о погибших мирных жителях. Да и то, если СМИ обращаются за такой информацией. Показательно и то, что, к примеру, военный эксперт и популярный блогер Дмитрий Тымчук на днях воспользовался оперативной информацией ZN.UA о том, что "в ходе АТО на Востоке Украины погибло 160 мирных жителей". Переформулировав, однако, основной посыл: "За время действия террористов на Востоке Украины погибло 160 мирных жителей". И это не стилистический нюанс. Это позиция. В том числе и государства. И многих медиа, о чем — в следующей главе.
Но если террористы и не пытаются действовать в рамках закона, то государство, называющее себя правовым, берет на себя ответственность за мирное население. Сегодня в украинском обществе приводят примеры боевых доктрин стран, ведущих войну, но упускают то, что стратегия "любой ценой" в итоге признавалась неэффективной, разрушительной для общества.
Многие говорят о силовых операциях США в Ираке, но при этом забывают сказать, что авиаудары, в результате которых погибало мирное население, отсутствие разъяснительной работы, борьбы "за умы" привели к хаосу в указанных странах и дискредитации внешней политики Соединенных Штатов.
Если общество и власть будут искать выход исключительно в силовом варианте решения конфликта, то поддержат, по сути, тезис Путина/Януковича — прав тот, у кого сила, нивелируя идею верховенства права, защиты прав человека.
После Второй мировой войны историки и социологи заговорили об изменении отношения к боевым действиям: "победить любой ценой" оказалось слишком вредным для общества в далекой перспективе — потом фактически невозможно отстроить нормальное государство. Важно спасти, защитить население своей страны здесь и сейчас, не давая разрушить уже существующие институты. Вопрос в том, как происходящее отразится потом на обществе и стране.
Вопрос: за что воюем, за территорию или за людей? — остается актуальным. И сегодня ключевая задача для власти и президента — не размениваться на непрозрачные переговоры с участием одиозных персонажей, которых, кстати, не воспринял и Восток, но, опираясь на профессиональные кадры, быть готовым перевести АТО в эффективное русло, а также искать аргументы и инструменты в пользу мира. Вести глубокий, продуманный аналитиками до мелочей, диалог с трагически раскалывающимся обществом.
Тот же польский историк Мацей Бартковский пишет: "В такие времена высшей формой патриотизма должна быть самокритика, в том числе сомнения в правильности вооруженного наступления и поиск альтернативной формы сопротивления. Зачем украинцам играть в игру, которую им так умело навязывает Кремль?
Исход этой операции не будет отличаться от того, который ждал НАТО в Афганистане, где талибы, из-за открытых границ с Пакистаном, успешно боролись против самого мощного военного альянса в мире. Еще одним важным фактором, не сулящим ничего хорошего, является то, что сепаратисты в Донбассе получают помощь, поддержку, питание, жилье и информацию от местных жителей. Антитеррористическая операция и ее обновленная фаза вызывает большую ненависть и желание мести среди местных жителей к их предполагаемым освободителям.
Долгая история подобных мятежей показывает, что никогда нельзя победить без открытой или, по крайней мере, молчаливой поддержки местного населения. Поэтому те, что сегодня выступают за вооруженную операцию как самый эффективный и доступный инструмент для того, чтобы победить вооруженных боевиков на Востоке Украины, должны показать:
— во-первых, что Украина имеет материальное, техническое и кадровое превосходство над другой стороной, что она в состоянии эффективно разворачивать и координировать действия военных в течение длительного периода времени. Однако антитеррористическая операция продемонстрировала обратное.
— во-вторых, что вооруженные повстанцы больше не могут перегруппировываться, пополнять запасы и получать местную и внешнюю поддержку своих вооруженных действий в Украине. Что вряд ли произойдет в ближайшее время.
В то же время, АТО создает идеальный порочный круг насилия, ограничивающий пространство в Донбассе для политической агитации и мобилизации населения гражданских лиц в поддержку единства Украины".
Все это мы не можем не учитывать. Среди населения, оставшегося на Донбассе, нужно искать союзников и создавать союзников. Среди общественных активистов, лидеров общественного мнения, руководителей промышленных предприятий, интеллигенции. Профессиональная силовая операция будет результативнее, если руководствоваться логикой "зачем", а не "почему". В основе военной доктрины — ценность жизни как украинского солдата, так и любого гражданина Украины. Тогда и военным будет понятно, что их смерть не напрасна, и люди будут понимать, ради чего это все. Военным только поможет, если местное население будет их поддерживать, а не обвинять.
Более того, все общественные институты работают результативнее, если их деятельность направлена на то, чтобы объединить общество, если они противостоят разжиганию розни, не создают новые и глубокие раны, порождаемые смертями среди мирного населения.
Точно так же, как ДНР формализирует альтернативные институты власти, украинскому обществу имеет смысл создавать демократическую альтернативу, а не ждать, что "армия наведет порядок". Однако люди на Донбассе должны видеть альтернативу ДНР не в лице генералов и олигархов.
Окончательное примирение в Германии после Второй мировой произошло только тогда, когда общество поняло преимущество освобождения. Пока ведется силовая операция, параллельно власть обязана предложить план воссоздания региона. Его экономики, социальной и культурной инфраструктуры. Однако первое совещание Кабмина, посвященное этой проблеме, состоялось буквально накануне подписания Соглашения об ассоциации. Что опять-таки подтверждает декларативность позиции власти, отсутствие глубинного понимания проблем.
И это при том, что сегодня невооруженным глазом видно: активнее поддерживают самопровозглашенную власть на Востоке Украины именно рабочие тех промышленных предприятий, где уже сегодня есть проблемы с реализацией угля и металлургической продукции. На тех же предприятиях, где есть заказы, и где стабильно платят заработную плату, волнений нет.
На самом деле создание модели будущего экономики Донбасса, с четким расчетом механизмов ее реализации и оперативным поэтапным внедрением, могло бы стать одним из серьезных аргументов для населения в пользу Украины. Уже сегодня. Но это — тема другого разговора.
Медиа и пропаганда
И здесь стоит вести речь о двух составляющих теперь уже информационной войны, в которую Украина также оказалась втянута, и которую с треском проигрывает России.
С одной стороны, нашему государству критично необходимо дать системный ответ на провокации и ложь, которые распространяет на Востоке Украины и в мире Россия, дискредитируя и украинскую власть, и украинскую армию. Безусловно, для этого необходимы инструменты и инвестиции, профессиональные аналитики, медийщики и эксперты. Возможно, речь даже может идти о создании единого информационного офиса в Киеве, а также его филиала в Европе. Где бы велся детальный мониторинг информации, готовились оперативные и аргументированные опровержения.
Более того, необходимо наладить бесперебойный и оперативный источник информации в недавно созданном управлении информационной безопасности Национальной гвардии и СНБО. Причем, заметим, точной и полной информации.
Потому как жителям Востока все еще можно объяснить, что Майдан стоял за правое дело, что никакой хунты в Киеве нет, что "Правый сектор" искусно раздут российским телевидением, а силовики, допустившие в ходе АТО непоправимые ошибки, сняты с постов и понесли наказание. Если, конечно, такое решение примет президент.
В любом случае государству необходимо вести реальную борьбу за население. Перетягивать его на свою сторону. Убеждать в том, что Украина собирается строить нормальное правовое государство. Что в этом государстве будет работать закон, а не право силы. Что медиа служат не победителю, а готовят информацию для адекватного принятия решений. Но это, возможно, только если власть будет слова подкреплять делом и придерживаться закона, а общество — не призывать его нарушать, не замалчивать, а контролировать. Расследования убийств "Небесной сотни" на Майдане, одесской трагедии, бомбардировки Луганской ОГА, когда погибли мирные жители…
При этом необходимо использовать какие только возможно средства передачи информации — оставшиеся вещать на территории Донбасса телеканалы и газеты, Интернет, а также включая другие доступные медийные каналы и инструменты. Листовки, обзвоны по телефону, письма почтой, где это еще возможно, и пр. Вспомните, как накануне президентских выборов в 2010 году премьер-министр Юлия Тимошенко в эпистолярном жанре сообщила каждому пенсионеру страны о повышении пенсии. На самом деле, поиск путей и методов донесения информации до жителей Востока — одна из ключевых задач власти. И все возможно. Если власть, конечно, собирается сшивать страну. И строить единую Украину.
Однако здесь мы подошли ко второй стороне проблемы, порожденной объявленной Украине информационной войной. Уже сегодня можно констатировать, что многие украинские медиа также стали жертвами российской пропаганды. Опять-таки, из самых высоких побуждений, в стремлении защитить и обелить "наших" от неправды, навязываемой Россией Востоку Украины и всему миру, мы сочли, что лучше будет где-то недоговорить, умолчать, не показать, дабы не упал боевой дух, не появилось лишнее пятно на мундире.
В результате создали вопиющий прецедент. С одной стороны, мы абсолютно искренне возмущены позицией российских журналистов, ставших соучастниками преступления: подробно рассказывая и показывая войну в Украине, гибель людей и широко освещая проблемы беженцев, они обходят одну совсем небольшую деталь — организацию этой войны российским президентом и государством.
С другой стороны, украинские медиа, не показывающие и не сообщающие о всей глубине трагедии мирного населения на Донбассе, придерживающие точные цифры погибших и раненных мирных жителей, а иногда просто не желающие их узнавать, теряют доверие людей на Востоке. А, значит, Украина теряет канал коммуникации с Донбассом.
И это в то время, когда масштаб и серьезность трагедии, происходящей сегодня на Востоке Украины, уже не сопоставимы с событиями на Майдане. Здесь, в Киеве, можно было укрыться. Жителям же Славянска, Краматорска, станицы Луганской, Северска, Снежного… сегодня не так просто убежать от обстрела минометами, САУ и "МиГами".
В существующем информационном вакууме у людей, потерявших доверие, есть два выхода: либо верить российским СМИ, говорящим о "нацистской хунте" либо поверить в "борьбу с терроризмом любой ценой". Отсутствие видимой поддержки украинским обществом мирного населения Донбасса, уничижительные отзывы о беженцах, получившие в социальных сетях размах спланированной кампании (в которой, кстати, приняли активное участие и некоторые центральные телеканалы), дают повод людям подумать о том, что "любая цена" это и есть "уничтожение Донбасса".
Настойчивые разговоры о том, что старики и женщины должны сами защищаться от вооруженных кремлевских/прокремлевских агентов, — абсурд. Это логика Сталина, обвинявшего украинское население в коллаборационизме. Не говоря уже о том, что украинские СМИ по причине того, что работают на Востоке со стороны украинских военных, практически не обращают внимания на самоорганизацию общественных активистов, по оказанию помощи беженцам.
Мало кто пишет и показывает о том, как самоотверженно донецкие организации и волонтеры вывозят людей из Славянска. Хотя постоянно упрекают донбассовцев в отсутствии сплоченности. Но ведь организации Восток-SOS, делают работу не менее достойную, чем Евромайдан-SOS.
Может быть все потому, что мы здесь еще не отдаем себе отчет в том, что люди на Донбассе пребывают в исключительной для человека и нашей страны стрессовой ситуации. Что они не без причины живут в атмосфере страха, не без причины верят в то, что они и их семьи могут погибнуть, что они лишены правдивой информации, что искренне боятся украинской армии. Нам бы протянуть руку.
Многие общества прошедшие гражданские конфликты — от ирландцев до грузин и молдаван — могут рассказать о том, какой вред принесло создание образа врага, ура-патриотизм, излишняя эмоциональность медиа, разжигание розни, даже если журналисты думали, что их намерения благие. Десятки лет понадобятся для примирения.
Так, необъективность освещения иракской кампании, ура-патриотизм, недостаточное внимание к фактам гибели среди мирного населения американскими и британскими СМИ, привели к появлению и оправданию существования медиа подобных Russia Today, Press TV. Которые теперь оправдываю свою пропаганду, тем, что западные страны в свое время тоже занимались пропагандой.
Гибель мирных жителей и антидонбасская кампания среди политиков и медиа создает куда более серьезные причины для недоверия к Киеву и Украине. Более того, людям, у которых погибли родственники, не объяснишь, что это выдумка российского ТВ. Таким образом, каждой смертью, каждым неосторожным словом, которое может восприниматься, как разжигание розни, мы растим новое поколение, у которого будет реальная причина для отторжения украинского государства.
Безусловно, в этой действительно непростой, непривычной для каждого журналиста ситуации, стоит честно ответить себе на вопрос: кем ты сегодня являешься. Если в тебе победил патриот, то все дороги — в армию, в общественную жизнь, в информационную структуру, занимающуюся государственной пропагандой, — открыты. Если все-таки есть силы остаться журналистом, ты обязан оставаться над схваткой, потому как принимаешь непосредственное участие в формировании реальности страны, переживающей трагедию. И здесь лучше остаться собой. Сделать честный выбор. Чтобы не навредить.
…Таким образом, очевидно, что сегодня власть, медиа и общество пересеклись в самой критической точке своего совместного существования. В этой стране. В этой войне. И равно делят ответственность за происходящее.
Власть — за своевременное осознание серьезности вызовов и принятие эффективных кадровых, военных, информационных и реформаторских решений адекватных переживаемой страной трагедии. С учетом уже усвоенных уроков государств, прошедших подобные конфликты.
Медиа — за объективное освещение происходящего. Без ложных патриотических реверансов в виде "наши — всегда правы". Без плашки "пропаганда".
Общество — за способность стать думающим и гражданским, чтобы проснувшись однажды утром не увидеть в зеркале 80 процентов уже украинских граждан, слишком поздно смекнувших, в какую игру их заставили играть.
Все вместе — за существование государства Украина как такового.
- Информация о материале
На счета компаний «Интерплат» и «Укркарт» ежедневно поступает около 219 тыс. грн. Эти структуры обслуживают владельцев кассовых аппаратов, которые платят им 1 гривну с каждой кассы в день. Иначе Министерство доходов и сборов не получит в режиме онлайн отчеты о результатах работы кассовых аппаратов (РРО – регистраторов расчетных операций) и, как следствие, выпишет нарушителям солидные штрафы. Мы уже полгода следим за тем, как бизнес адаптируется к новым условиям работы с подключенными онлайн кассовыми аппаратами. Все происходящее, чем дальше, тем больше, напоминает очередную схему по легальному отъему денег у налогоплательщиков. И ладно бы еще деньги шли в госбюджет, но они идут в строго уполномоченные частные руки.
Извольте обновиться
Напомним, что с 2014 года все предприниматели, которые используют РРО, должны установить новое оборудование. Оно имеет специальный модем, автоматически передающий данные кассовых лент в Миндоходов.
Однако замена аппаратов проводилась в большой спешке и вызвала множество нареканий со стороны бизнеса. Одна из претензий – к дороговизне оборудования. Например, стоимость оснащенных интернет-модулем кассовых аппаратов достигает 6–8 тыс. грн. Магазины мини-формата, где установлена одна-две кассы, потратили на покупку РРО от 6–8 до 15–20 тыс. грн. Что уже ударило по карману малому бизнесу.
Для крупных сетей такие затраты стали существенной статьей расходов – хотя им справиться немного проще, все-таки обороты солидные. «У нас больше 80 магазинов по Украине. В каждом минимум 10–15 касс. Даже считая по цене крупного опта, установка РРО обошлась нам почти в 4 млн. грн. И то проблем в работе масса. Изначально пытались сэкономить, купив партию дешевых аппаратов. Оказалось, попросту неработающий хлам», – признался «Деньгам» технический директор одной из сетей техники и электроники. И это, обратим внимание, компания, которая «собаку съела» на электронике. Что же говорить о тех, кто не располагал такого рода спецами? Они несли еще большие потери.
Сервисные компании (так называемые «центры сервисного обслуживания», или ЦСО) заявляют, что оборудование было тотально не готово к использованию. «Мы получили партию таких аппаратов еще в начале 2014 года. В итоге коробка без маркировки и даже без инструкции. Раскрутили – а там тихий ужас. Все на «соплях», толком не припаяно, микросхемы болтаются, как гвозди в банке», – рассказывает директор одного из львовских ЦСО Сергей Николаевич (имя изменено, он опасается давления и потери бизнеса).
Если учесть, что к моменту, когда замена РРО началась, 152 тыс. субъектов бизнеса использовали около 280 тыс. кассовых аппаратов, то, даже по самым скромным подсчетам, на переоборудование касс бизнес потратил не менее 1 млрд. грн.
Греют руки не спеша
Ежемесячные расходы на содержание кассовых аппаратов выросли минимум вдвое. Раньше за каждый РРО приходилось платить 70–90 грн. за так называемую «техническую поддержку» ЦСО. С 2014 года плата увеличилась до 150–200 грн.
Подорожание связано с оплатой интернет-услуг, затраты на которые достигают 50–70 грн. в месяц. Но, что гораздо интереснее, минимум 30 грн. ежемесячно владелец кассового аппарата отдает так называемой компании-эквайру. Она обеспечивает связь налогоплательщика с сервером Миндоходов, выполняя роль посредника при передаче данных.
«Но какой смысл в этих эквайрах? Подключение налогоплательщиков напрямую к серверам Миндоходов – исключительно технический вопрос. Пусть бы даже брали за это три копейки, но зато эти деньги уходили бы в бюджет. А когда появляются какие-то «прокладки» – это чья-то нажива и схема», – уверен генеральный директор IT-компании «Медиа-Трейд Украина» Сергей Блажевич. К слову, отчетность в электронном виде налогоплательщики сдают напрямую в Миндоходов, и посредники для этого не нужны. Хотя в свое время были коррупционные истории с некими «благотворительными фондами при ГНАУ», и тогда налогоплательщики тоже дополнительно тратились на «сдачу электронной отчетности».
Всю систему РРО обслуживают две компании – «УкрКарт» и «Интерплат». Право на это им дал совет Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП) еще 23 ноября 2012 года. Заметим, без тендера. Хотя, по данным Национального банка Украины, техническими эквайрами НСМЭП являются еще четыре компании – «Аргус», «Юнисистем», «НМТ Груп» и «Автор». Они с успехом способны выполнить роль, возложенную на первые две структуры. Отчего такая дискриминация и откровенные попытки нарушить антимонопольное законодательство – непонятно. Причем тот факт, что ни «УкрКарт», ни «Интерплат» к моменту сдачи журнала в номер на запросы «Денег» не ответили, тоже более чем красноречив. Разумеется, мы предоставим им слово – если они отзовутся на наши запросы.
Кроме того, эквайры оставляют за собой право в одностороннем порядке менять тарифы на обслуживание (например, в договоре компании «УкрКарт», который есть в распоряжении «Денег», это написано черным по белому). Пересмотр тарифов может происходить раз в 180 дней. Поэтому не исключено, что уже во втором полугодии 2014 года стоимость услуг эквайров может вырасти.
Еще один риск – сохранность информации, передаваемой через «УкрКарт» и «Интерплат». Ведь две фирмы перекачивают через себя конфиденциальные данные десятков тысяч налогоплательщиков по всей стране. «Поступают ли эти данные вообще на серверы Миндоходов? Обрабатываются ли? Какие виды отчетности получают на их основе? Коррупционная схема налицо», – прокомментировал коммерческий директор компании «Компьютерно-Кассовые Системы» Александр Калинин.
Ну а реальная возможностьагрегировать и анализировать обороты по кассовым аппаратам всей страны – это просто мечта.
Все не у дел
В принципе, бизнес бесят не только поборы сами по себе, но и многочисленные технические проблемы, которые возникли в результате внедрения описанной схемы. «Сбои и зависания – это постоянное явление. А если касса не может передать чек, мы не вправе принимать деньги у покупателя. Уже не раз было, что приходилось прерывать работу на несколько часов. И все это наши проблемы, наши убытки», – рассказывает старший фармацевт одной из аптек сети «Аптекарь» Вера Калинина.
Если данные с кассы не поступают в Миндоходов три дня, то работа РРО блокируется. Чтобы возобновить ее, нужно вызывать сервисную службу. А налоговики, со своей стороны, особо не разбираются, в чем причина – с радостью штрафуют бизнесменов. Оплату за пользование кассовым аппаратом нужно вносить до 15 числа каждого месяца. Эти деньги получает ЦСО, который обязан осуществить оплату эквайру. Иначе кассовый аппарат отлучают от сети, а его переподключение стоит отдельных денег – 19 грн. за один эпизод.
Парадокс еще и в том, что предприниматели продолжают наряду с электронными чеками коллекционировать чеки бумажные. «Ситуация, когда введение электронной отчетности не отменило физические отчеты и журналы, – это нонсенс», – разводит руками первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан.
Все это делает мытарства с кассовыми аппаратами бесполезными. И многие торговые точки предпочитают работать «мимо кассы», выписывая товарные чеки. Либо и вовсе меняют модель бизнеса, чтобы можно было обойтись без РРО. Иначе чем объяснить сокращение за год количества кассовых аппаратов в Украине более чем на 60 тысяч?
В Миндоходов же деликатно отмалчиваются. Пресс-служба министерства заявила, что взаимоотношения между предпринимателями, эквайрами и ЦСО – не парафия ведомства. Но именно Миндоходов еще в 2012 году громко настаивало на введении новой системы использования кассовых аппаратов. А теперь вот открещивается от этого. Учитывая ворох проблем, с которыми в итоге столкнулся бизнес, такая позиция министерства крайне удивительна. Ведь новое руководство фискального ведомства вроде заявляет о новациях в подходах к работе.
- Информация о материале
Почему Гелетей? Этот вопрос последние два дня будоражит широкую общественность не меньше, чем предлагаемые Президентом изменения в Конституции. Потому что ротация Основного Закона - это хоть и недалекое, но все же будущее, а министру обороны в военное время приходится думать о настоящем. И в первую очередь об армии, нуждающейся сейчас такой заботе, какой не было все 23 года украинской независимости. Способен ли обеспечить такую заботу Валерий Гелетей?
«Не подонок, но на какие-то тендеры глаза вполне может закрыть»
Мнения, как водится, разделились. Экс-министр обороны Анатолий Гриценко заявил, что знает как минимум 50 человек, более достойных, чем Гелетей, занять эту должность. Юрий Луценко, который в бытность свою министром МВД немало конфликтовал с Валерием Викторовичем, написал в Фейсбуке автору этих строк: «Связка Муженко-Гелетей реально проверена в ходе АТО». Игорь Грынив объяснил, что выбор Президента определила главная черта Гелетея - его решительность.
В целом же интересоваться личностью нового министра обороны нам пришлось в обстановке конфиденциальности: украинский политикум не любит публично обсуждать людей, которые вот-вот станут министром МВД, Генпрокурором, главой СБУ, шефом налоговой или министром обороны. С силовиками лучше не ссориться: кто его знает, как в будущем все обернется?
- К тому же не хочу «светиться», потому что он по натуре - все-таки «мент», да еще, возможно, как и все интроверты, злопамятный, - сказал один из собеседников. - Нет, никаких конфликтов у меня с ним не было, но береженого Бог бережет. А по Гелетею…ну, что сказать, человек по-своему преданный своим хозяевам, помню, у Ющенко прислушивался к каждому его чиху. Но при этом не денщик, он выше этого, а именно что начальник охраны. Может быть весьма решителен - в том случае, если уверен, что действует в русле «хотелок» руководства. Так что в плане исполнительской четкости Петр Алексеевич не прогадал. А как министр обороны? Думаю, с армией возникнут трения. Мне из батальона «Айдар» уже звонили, возмущались…
У другого нашего конфиденцианта взгляд на личность Валерия Гелетея был сформирован закарпатскими контекстами.
- Это человек из команды Балоги, мукачевский электрик, пошедший в гору по милицейской линии и в середине 90-х перебравшийся в Киев. Карьерист по духу - но границы своих полномочий. И как у любого человека, долго пробывшего в команде Балоги, у него развиты три качества: несамостоятельность, четкость при выполнении поставленных задач и лояльность внутрикорпоративным интересам. Кстати, обратите внимание: от Балоги редко кто по-настоящему уходит, он умеет держать людей «до купы», умеет им помочь, за что ему, как правило, благодарны…
Третий наш собеседник тоже был впечатлен исполнительскими качествами нового министра обороны:
- Насколько мне известно, там изначально предусмотрено разделение функций: Муженко станет руководить Генштабом и АТО, Гелетей - «админкой» всей оборонительной структуры страны. Что надо, то и будет делать - хотя в мерах приличий, конечно. В нужные моменты может быть бесстрашен: помните потасовку с «Беркутом» и Васей Цушко под Генпрокуратурой? При этом он пообтесался в высших кругах, правление Януковича пересидел вице-президентом «Авант-банка». Облико морале? Не подонок, но и на какие-то там тендеры глаза вполне может закрыть. А вот с креативностью есть проблемы…
Его стоявший рядом коллега рассмеялся:
- А ты у нас знаешь много людей, которые не закроют глаза на какой-нибудь тендер? Это ведь даже воровством не считается, а просто прибавкой к зарплате. Вроде как «поднял свою копейку»…
«У него была хорошая связь с Ющенко. Потом он классно работал с Януковичем…»
При всей сомнительности кандидатуры, голосование за Гелетея прошло без сучка, без задоринки: 260 голосов «за. Во-первых, хорошо работают парламентские скауты Президента - Руслан Князевич, Давид Жвания, Юрий Стець и другие. Во-вторых, трудно устоять, когда сам Президент с присущим ему красноречием ручается за своего кандидата. В-третьих, даже депутаты Юлии Тимошенко голосуют за кадровые «забаганки» Петра Алексеевича. Мол, пускай возьмет столько ответственности, сколько сможет унести. А осенью посмотрим, не надорвется ли…
- Конечно, голосовали за Гелетея! - с фальшивой восторженной готовностью заверил нас вновь привечаемый Юлией Владимировной Иван Кириленко. - Мы же задекларировали: все действия Президента, направленные на достижение мира, мы однозначно поддержим!
- А по-вашему, эти действия направлены на достижение мира?
- Это право Президента, и мы его сегодня поддерживаем!
- То есть пускай он берет на себя всю ответственность?
- Конечно! Он же Главнокомандующий! Поэтому мы приняли решение поддерживать все кадровые назначения Президента!
Следующим мы прощупали одного из ветеранов команды Балоги - Василия Петевку. Это про него говорили: братья Балоги и примкнувший к ним Петевка…
- Я знаю Гелетея как честного человека- за все время его работы на государственной службе, - сказал он. - Поэтому голосовал «за».
-Давно с ним знакомы?
- Достаточно давно. И я никогда не слышал, чтобы за ним тянулся какой-то шлейф громкого скандала. И я этому человеку доверяю, с чистой совестью проголосовал и уверен, что он оправдает доверие - мое и всех украинцев!
И с не очень ему присущим позитивным блеском в глазах Василий Васильевич отправился в парламентский буфет. А мы обратились к Анатолию Близнюку, который, как и вся фракция «Партии регионов», голосовал против назначения Гелетея.
- Он не профессиональный военный, милиционер - вот и все! - объяснил г-н Близнюк. - А министр обороны должен быть военным человеком!
- Сторонники его кандидатуры говорят, что у него по ходу АТО сложилась хорошая связка с главой Генштаба Муженко…
Близнюк еле заметно улыбнулся:
- У него хорошая связь была с Ющенко. Потом он классно работал с Януковичем. Ну, а теперь не знаю, это его дело…
Лидер на глазах проседающей Компартии Украины, услышав вопрос, как оседлал своего красного пропагандистского конька - так более с него и не слезал.
- Гелетей? Мы хорошо знаем его послужной список, к армии он не имеет никакого отношения! - сказал Петр Николаевич. - Во-первых, это человек, который выполняет тупо команды, без анализа ситуации. И при этом американские команды! Он это показал, когда при Ющенко возглавлял Управление госохраны. И я помню, как он себя вел при захвате Генпрокуратуры. А сейчас, когда идет война, подобные люди, тупо выполняющие команды, могут принести очень много беды для народа Украины.
Свое особое, с уклоном в конфликтное прошлое, мнение высказал и Геннадий Москаль.
- С оценкой Гриценко насчет Гелетея согласен, - кивнул он. - А как я могу придерживаться другого мнения, когда вся эта мукачевская братия - Балога, Гелетей, Дурдинец и примкнувший к ним Наливайченко - хотели меня посадить в тюрьму? Послали проверки по всем регионам, где я жил, работал, проверяли все до седьмого колена - но вместо этого заработали 6 исков. И все дела в суде я выиграл.
- А по личным качествам самого Гелетея что скажете?
- А что тут сказать? За полтора года стать из полковника милиции генерал-полковником армии - это же чисто паркетный генерал! Обдувать вместе с Ющенко пчел - это одно, а быть руководителем АТО - совсем другое.
- Да, но АТО в большей степени ведет все же Генштаб…
- Вы знаете, спрос в парламенте - не с начальника Генштаба. Он парламенту неподконтролен, его как Главнокомандующий назначает единолично Президент Украины. А вот министр обороны несет внешнеполитическую и личную ответственность за все происходящее…
От бармалея к параду в Севастополе
Возможно, г-н Москаль и перебарщивает, но, по сути, он прав: именно с министра обороны украинское общество будет спрашивать за все промахи в проведении АТО и строительстве украинской армии. Ну, и, разумеется, с того, кто его назначил - Петра Алексеевича Порошенко.
В этом контексте личность Валерия Гелетея не вызывает особо позитивных эмоций. К армии до недавних пор отношения не имел, неправдоподобный карьерный рост при позднем Ющенко вряд ли понравится кадровым военным. Мукачевско-балогинский жизненный шлейф Валерия Викторовича также не добавляет особого оптимизма. Ну, и как не вспомнить, что в конце нулевых фамилия Гелетей рифмовалась со словом Бармалей и была предметом всеобщего веселья? Газеты, едва не прыская от хохота, обсуждали, будет ли Нестор Шуфрич драться Гелетеем по правилам борьбы «панкратион»? И кто будет у них секундантами?
В эту шутовскую линию странным образом вписывается вчерашнее обещание Василия Викторовича провести парад победы в Севастополе. Зачем было такое говорить, не объяснит, наверное, и сам Гелетей. Все-таки министра обороны в военное время не хочется видеть болтливым украинским аналогом Жириновского. Хочешь освободить Крым - сделай это, а не обещай того, чего в обозримом будущем выполнить все равно не сможешь…
Но может, мы чего-то не понимаем? Может, именно в условиях войны милиционер Гелетей раскроется с новой, неизвестной нам стороны? Возможно, решительность нового министра обороны счастливым образом обернется инициативностью и креативным подходом? Или хвалимая многими связка Гелетей-Муженко заработает на полную мощность?
Что ж, поживем-увидим, подождем - посмотрим. Жаль только, ожидание этого будет щедро насыщено тревогой.
- Информация о материале
Смена власти в стране, сопровождаемая отставкой или криминальным преследованием наиболее влиятельных фигур, создает иллюзию окончательного развала коррупционных схем по обогащению за счет ресурсов государства. Тем не менее, большинство налаженных механизмов «отжима» во многих отраслях экономики продолжают функционировать.
Как это выглядит на практике можно проиллюстрировать на примере рынка телекоммуникаций. Бывший многолетний госмонополист «Укртелеком» контролирует целую коллекцию уникальных ресурсов, не имеющих аналогов на рынке. При содействии АМКУ и НКРСИ с компании сняли статус монополиста, что окончательно развязало ей руки де-юре.
Экс-глава НКРСИ Пётр Яцук и его недавно отстраненные коллеги последовательно реализовывали политику, в ходе которых один игрок получил эксклюзивные преференции. «Предыдущий состав НКРСИ своей главной задачей имел защиту интересов «донецкого» крыла отечественного истеблишмента, включая крупнейшего олигарха страны Рината Ахметова и так называемую Семью. Наиболее показательным будет отношение НКРСИ к «Укртелекому». Несмотря на все перипетии последних лет, теперь уже частная не только де-факто, но и де-юре компания обладает рыночной властью, которую сложно переоценить — отраслевой «регулятор» традиционно играет на стороне этой компании», — поясняет Роман Химич, аналитик группы Netton.Telecom.
Нацкомсвязи за 2,5 года успешно продвигала целый ряд «проектов»:
- Связь третьего поколения. Украина остается единственной цивилизованной страной, в которой отсутствует национальное покрытие 3G. За много лет лицензии на частоты так и не были розданы операторам. За исключением одного — «Укртелекома», получившего от государства частоты 3G в обход тендеров и конкурсов. Последние 2 года НКРСИ успешно саботировала раздачу частот другим игрокам рынка НКРСИ, блокируя буквально все возможные варианты решения данного вопроса.
- Фонд универсальных услуг — под ширмой благородной идеи обеспечения связью депрессивных регионов, Нацкомсвязи, по сути, создавала очередной весьма практичный способ «отжима» ренты со всех участников телеком-рынка. В НКРСИ даже не скрывали, что единственным получателем средств Фонда будет «Укртелеком». По факту такие действия представители рынка расценили как дискриминационные.
- Кабельная канализация электросвязи — еще один монопольный ресурс, оказавшийся в руках «Укртелекома». ККЭ как воздух необходима частным провайдерам и операторам для прокладывания кабелей к своим потребителям. Во время каденции П. Яцука канализация стала новым инструментом выкручивания рук игрокам рынка. Кроме одностороннего многократного повышения тарифов на доступ в ККЭ, практиковалось также вырезание кабелей «непослушных» операторов.
При этом за все время работы предыдущего состава НКРСИ так и не был создан Национальный центр оперативно-технического управления сетями телекоммуникаций, предусмотренный условиями приватизации «Укртелекома». Как результат, в условиях внешней агрессии национальная система телекоммуникаций оказалась беспомощной перед лицом реальных угроз. Успешно провалена работа по созданию общенациональной службы экстренного реагирования и спасения «112», которая также должна была быть построена на базе «Укртелекома».
От практики «крышевания» «Укртелекома» страдают в первую очередь мобильные операторы, лишенные возможности развивать высокоскоростную связь нового поколения. «Все предыдущие составы НКРСИ в той или иной мере занимались государственным протекционизмом относительно интересов «Укртелекома». Мы надеемся, что эта практика будет прекращена. Что касается конкретных действий конкретных чиновников, мы не считаем этичным давать им оценки уже после отставки», — поясняет Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению «Киевстар».
К сожалению, ситуация в телекоммуникациях не является уникальной. Если говорить о рынке телевещания, там аналогом оберегаемого государством «Укртелекома» можно считать компанию «Зеонбуд», которая несколько лет назад получила на откуп всё цифровое эфирное вещание. При содействии другого регуляторного органа — Национального Совета по регулированию телевидения и радиовещания — оффшорная структура получила в буквальном смысле неограниченное влияние на один из ключевых секторов экономики и общественной жизни. При этом, её собственники официально не названы до сих пор. Предпринятая месяц назад профильным Комитетом ВР попытка установить личности владельцев «Зеонбуда» была торпедирована самым вызывающим образом. Накануне голосования неизвестные попросту изъяли проект постановления из подготовленных материалов аппарата Верховной Рады.
Эта история наглядно демонстрирует, что финансовые интересы бывших первых лиц государства, в различных отраслях экономики все также тщательно оберегаются неприметными функционерами, умело и вовремя расставленными на всех уровнях власти.
Но кадровая ротация сама по себе не является решением проблемы чрезмерного влияния частных интересов. В частности, одним из инструментов влияния является сама НКРСИ, значительная часть сотрудников которой была «заведена» на должности с подачи Лёвочкина — экс-главы администрации Президента. В Укртелекоме «за старшего» остался старый донецкий кадр Леонид Нетудыхата, возглавлявший во времена президентства Виктора Януковича Госспецсвязи.
Заждавшиеся справедливого госрегулирования операторы связи озвучивают первоочередную повестку дня, воплощением в жизнь которой должен озаботиться новый состав Нацкомсвязи. «По нашему мнению, в первую очередь усилия НКРСИ должны быть направлены на создание прозрачных условий для конкуренции и деятельности телеком-рынка в целом. Мы надеемся, что НКРСИ будет действовать объективно, в интересах всей телеком-отрасли Украины», — считает Оксана Рудюк, руководитель PR-департамента оператора life:).
«Главным вопросом, который необходимо решить, был и остается обеспечение доступа абонентов к новым технологиям мобильной связи в Украине — 3G, LTE. … На примере компании «Укртелеком» мы видели, что он почти 10 лет пользуется уникальной лицензией и частотным ресурсом 2100 МГц для третьего поколения связи, но даже сменив несколько собственников, так и не смог полноценно развернуть общенациональную сеть. Поэтому важен не только сам по себе радиочастотный ресурс, но и технический, финансовый потенциал оператора, его готовность инвестировать миллиарды гривен в развитие сервиса», — поясняет Андрей Осадчук.
- Информация о материале
Что было, то и будет; и что Делалось, то и будет делаться, и Нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: Смотри, вот это новое; но это было
Уже в веках, бывших прежде нас.
Екклесиаст 1:9,10
После революции и Майдана страна нуждается в необходимости оставить старую жизнь, где "верхи не могли управлять по-старому, а низы не хотели жить по-старому", и перейти к новой жизни, где и верхи, и низы будут жить и управлять по-новому. Мысль довольно очевидная, провозглашенная как политической элитой, так и широкими массами, и, на первый взгляд, не требует дополнительных доказательств. Но на второй и последующие взгляды все далеко не так однозначно. Проблема состоит в определении того, что такое старое, и что такое новое в контексте украинских реалий. Вернее даже в том, кто и как определяет эти категории, и какая роль отводится тем, которые "не хотели", и тем, что "не могли". Я крайне опасаюсь, как бы не произошло так, что строя новую жизнь ускоренными темпами, у нас не будет времени все как следует обдумать. Ведь думать некогда — нужно строить! Вот и получится, как всегда. Тогда невиданный подъем сменится еще более невиданным разочарованием, более разрушительным, чем после 2004-го.
Майдан породил мощнейший спрос на новую страну и новую жизнь, или как гласили плакаты жизнь по-новому. Действительно, особенно у молодежи, вышедшей на Майдан, желание жить в новой стране, стране свободной, честной и справедливой, было определяющим и движущим. Они за это готовы были страдать и умирать. И страдали, и умирали. Другой им будущая жизнь не представлялась. Вероятность остаться в прежней атмосфере бесперспективности, лжи и произвола приводила в ужас и депрессию, выходом из которой был тот же Майдан. Движимые этими чувствами, они победили. Мотивы других участников революционных событий тут анализировать не стану, допуская, что у всех были столь же благие стремления. Я выделяю молодежь потому, что у нее наибольшие шансы дожить до той новой страны, в которую они стремились. И потому, что они действительно были искренни в своих ожиданиях.
А теперь — о новой стране и шансах дожить. Что же нового стало в стране, кроме войны? Нет, я не говорю о том, что все должно поменяться во мгновение ока. Что суды с завтрашнего дня будут судить справедливо; все, включая средства массовой информации, перестанут лгать; исчезнет коррупция, органы власти станут служить людям, компетентные органы станут компетентными; все, кто хочет работать, будут иметь работу, а кто не может работать, будут иметь достойную поддержку от государства. Но все-таки: чем жизнь после Майдана отличается от жизни до Майдана? Хоть что-то стало по-новому? Конечно же, я понимаю: чтобы это произошло, необходимы реформы и время. И тут возникает, собственно, главный вопрос: какие реформы и сколько времени нужно, чтобы на месте старого возникло новое?
О реформах
Реформами страна занимается со дня провозглашения своей независимости. Содержание и направление этих реформ практически не изменялось. Они всегда были радикальными, либеральными, направленными на увеличение прозрачности, борьбу с коррупцией, уменьшение роли государства, создание рыночных институций, бюджетную консолидацию и тому подобный набор стандартных рекомендаций. Для одних реформы сопровождались затягиванием поясов, а другие, напротив, распоясывались, иногда — до беспредела. Как правило, реформы происходили при содействии международных организаций, выделявших помощь на их проведение и обучение украинских специалистов лучшим примерам зарубежного опыта. Регулярно привлекались советники из числа людей, сделавших у себя на родине что-то хорошее и готовых поделиться опытом. Украинских экспертов, сделавших что-то в Украине, привлекали крайне редко. Считается, что они не способны, поскольку не учились за рубежом, а те, что учились, не очень хотят заниматься реформами за те деньги, которые им собирается платить государство, или не знают, что делать не вообще, а конкретно в этой стране. И так на протяжении 22 лет истории Украины.
Логичным является вопрос: почему после стольких лет беспрерывных реформ и потраченных средств помощи мы так и не пришли к той форме, которую хотели получить, изменяя предыдущую, т.е. совершая процесс реформирования? Не стоит здесь приводить показатели падения экономики, финансовой и торговой разбалансированности. Они есть на сайте органов статистики и экономики. Они ничего не дадут, скорее, запутают и отвлекут от главной мысли. Отмечу только, что по темпам падения экономики, а вслед за ней и уровня жизни, Украина сегодня является классическим, вопиющим примером страны неиспользованного потенциала. А главная мысль есть ответом на заданный выше вопрос: почему реформы не дали результата? Ответ является одновременно простым и страшным: мы 22 года не знали, куда идем.
Многие мне возразят: как не знали? У нас, как в любой демократической стране, были предвыборные программы, программы правительств, послания и обращения президентов, стратегии, целевые программы и концепции, бюджеты развития, планы реформ и т.д. Не возражаю — все это было, причем в количестве, даже превосходящем потребности государства. Но проблема — не в количестве и названии документов. Проблема — в их содержании и направлении. Так вот направление было не куда, а откуда. Иначе говоря, мы боролись с прошлым, от которого хотели уйти, а не создавали будущее, к которому стремились. Мы разрушали, а не строили. Даже в мыслях у нас не было страны, которую мы хотели бы построить. Мы просто шли, не зная куда, и радовались, что независимы и можем ходить, куда хочется. Но если ты идешь никуда, то никуда и придешь.
В вышеупомянутых программных документах мы больше акцентировали внимание на устранении того, что нам мешает, чем на созидании того, что нам поможет. Отсюда и направления реформ: борьба с коррупцией, устранение барьеров для ведения бизнеса, сокращение количества налогов, численности госслужащих, ликвидация льгот и т.д. Мы вначале боролись с командно- административной системой, затем начали бороться с командно-коррупционной бессистемностью, возникшей в результате победы над первой и отсутствием какой-либо другой системы управления страной. Но даже при таком подходе мы боролись не с причинами, а со следствием. А поскольку причина, т.е. корень не устранен, то проблемы постоянно рекультивируются, приобретая каждый раз все более приспособляющиеся формы, подобно приспособлению микробов к антибиотикам или грызунов к средствам их уничтожения. Про грызунов получилось случайно, хотя, кажется, весьма удачно. Т.е. развилось много грызунов, которые догрызают то, что было создано другими, и кусочки откушенного затягивают в свои норки, находящиеся, как правило, за пределами страны. Этот процесс останавливался только в двух случаях: когда кусок был слишком большой, и грызун давился — тогда ему помогали другие грызуны и отбирали кусок. В другом случае — когда кусок не помещался в норку, и она разрушалась. Происходила революция. Но большой кусок распиливали на более мелкие и тоже растягивали, правда, уже другие, новые грызуны. Круговорот грызунов в природе или, иными словами, украинская политика. Второй национальной особенностью является привычка грызть друг друга на радость врагам.
Но вернусь к реформам. Мне кажется, что мы с упорством, достойным лучшего применения, повторяем старый путь провалившихся реформ, которые потому и провалились, что делались не так, не теми людьми и не с теми целями. А как нужно? Попробую ответить.
Первое, что необходимо для успешных реформ, — это ответить на вопрос, который задавал один из премьер-министров, впоследствии ставший президентом. Вопрос звучит так: скажите, что будем строить? Ответы вроде страну без коррупции, без чиновников-взяточников, без бедных, с полной дерегуляцией, европейскую, свободную и счастливую — не подходят. Это ответы на вопрос, о чем вы мечтаете, а не на вопрос, что вы собираетесь строить. Правильный ответ состоит из длинного перечня ответов на отдельные вопросы, похожие на те, которые задает строитель заказчику перед началом строительства дома. Вам быстро или надежно? Вам евроремонт или просто жить? Сколько этажей? Вам стены ровные или нормальные? Где делать окна: на восток или на запад? Двери? Паркет или просто стяжку? Бассейн или туалет на улице? И т.д. А в конце — самый важный вопрос: денег у вас сколько? Где возьмете недостающие, и как отдавать будете? А сможете ли потом отдать одолженные деньги и содержать то, что построите, или сразу придется продавать, чтобы отдать долги за строительство?
Приблизительно эти же вопросы следует задавать, желая построить новую жизнь в новой стране. Должен быть сделан чертеж этой новой страны, проект строительства с тщательно выписанными деталями, последовательностью работ и реальный бюджет, расписанный по источникам и графикам расходования средств. Кто видел это проект?
До этого мы пытались начинать строить одновременно фундамент, стены, крышу и забор, не имея при этом денег даже на будку для собаки. Выглядело это так, что очередной реформатор говорил: в этом году нужно снизить налоги, увеличить доходы бюджетников и пенсии, перейти к страховой медицине, создать боеспособную армию, построить новые школы и закупить автобусы для подвоза в них детей, отдать деньги в регионы и, конечно, победить коррупцию. Потом все удивлялись, почему в результате успешно проведенных реформ налоговое давление на бизнес увеличивалось; доходы граждан возрастали, но это увеличение съедали еще более возросшие цены; медицина оставалась никому не понятно какой; регионы жаловались, что денег хватает только на зарплату, а коррупция, конечно, опять побеждала и овладевала всеми, а в особенности теми, кто с ней боролся.
Но затем находились объяснения неудач. Как правило, основными из них были два: изменение ситуации в мире и окопавшиеся чиновники, сопротивляющиеся прогрессивным реформам и берущие взятки у зарвавшихся бизнесменов, которые этих же чиновников прикормили. Такое объяснение всех более-менее удовлетворяло. Всем внушили, что на мировые процессы Украина не влияет и не сможет этого делать никогда, а они влияют всегда и, как правило, деструктивно. Что касается чиновников, то это действительно выглядело возмутительно: государственный служащий, получающий от государства, которому служит, две минимальные зарплаты, и принимающий решения на миллионы и миллиарды, брал взятки, как правило, по поручению своего начальника, который назначил его на должность, с которой его выгонят, как только придет следующий начальник. Правда, под негативный образ чиновника, как правило, попадают и порядочные профессионалы, которым взяток не предлагают, ибо они их не берут, и которые считают для себя важным служение обществу. Но их становится все меньше — слишком большая разница в доходах. Скоро они вообще исчезнут, если вместо повышения заработной платы их станут еще тщательнее проверять борцы с коррупцией и заставят составлять декларации об источнике покупки каждой порции мороженого. Опытные грызуны, наполняя свои норки, наблюдают за всем этим с большим интересом и даже вносят свои предложения в очередную стратегию по борьбе с коррупцией. Для примера, всеми любимый опыт Грузии начинался именно с повышения зарплат чиновникам. Без нормальной зарплаты нельзя обеспечить главное — справедливость наказания, которое приведет к его неотвратимости. Так вот, когда порядочные исчезнут, останутся только грызуны и те, которым идти некуда. Это будет управленческая катастрофа, поскольку грызуны работают только тогда, если можно отгрызть что-нибудь, а эти третьи, никакие, — только тогда, когда им порядочные скажут, что нужно делать и куда бежать.
После объяснения неудач начинался новый цикл радикальных реформ, который опять-таки заканчивался объяснением неудач. Украинское государство было похоже на персонаж из евангельской притчи о блудном сыне, которому досталось большое наследство из отчего дома, и он его промотал с друзьями, пока не лишился всего и не пошел пасти свиней. Рад был питаться их пищей, но ему никто не давал. Пока было наследство — были друзья, советовали как жить, а когда остался без ничего — друзей не стало. Они только в связи с этим "выразили глубокую обеспокоенность". Так и украинское государство: сначала в процессе приватизации лишилось своих активов, потому что они "не эффективно управляются и были убыточны" (кто же будет эффективно управлять за 3 тыс. в месяц?), отдало ядерное оружие, потому что не может обслуживать. Теперь некоторые в частных беседах говорят, что Крым тоже был убыточен и неэффективно управлялся, да и в Донбассе много проблем...
В упомянутой притче блудный сын все-таки, оказавшись в нищем и жалком состоянии одиночества, пришел в себя и возвратился в дом отца, откуда вышел. Это был не совет друзей. Это был совет Неба. Хотя старший брат этого и не желал, но отец принял его. Не пора ли Украине прийти в себя, возвратиться от поиска советов друзей к поиску собственного решения своих проблем? Да, много потеряно, очень много, но возвратиться никогда не поздно. Никогда не поздно принять собственное решение о своем будущем. Если своей мудрости не хватает — просить у Бога, отдавая Ему славу и прося Украине мира и благополучия. Когда человек богат и успешен — у него много друзей, а когда обнищает — часто оставляют и близкие. Так же и с государствами: богатых приглашают в "семерки", "двадцатки", с ними считаются и советуются. Бедным государствам высказывают "глубокую обеспокоенность" и дают помощь (в основном в кредит на погашение ранее взятых долгов)...
Реформы нужно начинать не с законов и программ. Их необходимо начинать с людей и идей. Первые, имея уроки Майданов, должны измениться и не предать идеалов, а вторые должны воплотиться в новые законы, по которым должны жить новые люди, жить по-новому в обновленной и сильной стране, руководствуясь не буквой, а духом этих законов. Следует создавать очаги новой жизни, новой экономики, новых отношений, которые отвечали бы идеалу, модели, и распространять их на остальную страну. Это другой подход: не от плохого — к хорошему, а от хорошего — к поглощению хорошим плохого. Именно так можно поменять то, что не изменялось десятилетиями.
О времени
Времени осталось немного. Когда пожелтеют листья на деревьях, наступят холода, придут платежки на газ и услуги ЖКХ, а реальная зарплата снизится; когда остановятся предприятия, а вернувшиеся с войны добровольцы не найдут работы; у мировых держав возникнут проблемы важнее украинских; когда старший брат закроет двери, а новые друзья двери не откроют — тогда времени уже не будет. А что будет? Возможно, опять будет Майдан, а, может, и не будет ничего, не будет страны. Страна, которая не знает, чего хочет и куда идет, в этом жестоком, конкурентном мире не может существовать долго. Но шанс еще есть, последний шанс. Чтобы его не упустить, необходимо уже сейчас сделать чертеж будущей страны, под него — проект, а под проект — бюджет. И с этим всем носиться по миру в поисках инвестиций и рынков сбыта для украинских товаров, предлагая условия, от которых невозможно отказаться. А если не дадут, задать вопрос независимому Национальному банку: зачем в стране существует банковская система, кроме как пугать граждан невозвратом депозитов и финансировать правительство? Попросить сделать так, чтобы эта система стимулировала экономический рост и внутренние инвестиции.
Но самое главное: показать это все людям и популярно объяснить им, особенно молодежи, в какой стране они будут жить через год, пять, 30 лет, и начать вместе с ними строить эту страну уже сегодня, используя их способности и энергию. Может быть, они поверят, а не поедут, по старой украинской традиции, "на чужину", воспользовавшись открывающейся возможностью евроинтеграции — безвизовым режимом. Тогда можно будет с чистым сердцем сказать: "Спасибо за доверие".
- Информация о материале
Страница 771 из 1561
