На счета компаний «Интерплат» и «Укркарт» ежедневно поступает около 219 тыс. грн. Эти структуры обслуживают владельцев кассовых аппаратов, которые платят им 1 гривну с каждой кассы в день. Иначе Министерство доходов и сборов не получит в режиме онлайн отчеты о результатах работы кассовых аппаратов (РРО – регистраторов расчетных операций) и, как следствие, выпишет нарушителям солидные штрафы. Мы уже полгода следим за тем, как бизнес адаптируется к новым условиям работы с подключенными онлайн кассовыми аппаратами. Все происходящее, чем дальше, тем больше, напоминает очередную схему по легальному отъему денег у налогоплательщиков. И ладно бы еще деньги шли в госбюджет, но они идут в строго уполномоченные частные руки.
Извольте обновиться
Напомним, что с 2014 года все предприниматели, которые используют РРО, должны установить новое оборудование. Оно имеет специальный модем, автоматически передающий данные кассовых лент в Миндоходов.
Однако замена аппаратов проводилась в большой спешке и вызвала множество нареканий со стороны бизнеса. Одна из претензий – к дороговизне оборудования. Например, стоимость оснащенных интернет-модулем кассовых аппаратов достигает 6–8 тыс. грн. Магазины мини-формата, где установлена одна-две кассы, потратили на покупку РРО от 6–8 до 15–20 тыс. грн. Что уже ударило по карману малому бизнесу.
Для крупных сетей такие затраты стали существенной статьей расходов – хотя им справиться немного проще, все-таки обороты солидные. «У нас больше 80 магазинов по Украине. В каждом минимум 10–15 касс. Даже считая по цене крупного опта, установка РРО обошлась нам почти в 4 млн. грн. И то проблем в работе масса. Изначально пытались сэкономить, купив партию дешевых аппаратов. Оказалось, попросту неработающий хлам», – признался «Деньгам» технический директор одной из сетей техники и электроники. И это, обратим внимание, компания, которая «собаку съела» на электронике. Что же говорить о тех, кто не располагал такого рода спецами? Они несли еще большие потери.
Сервисные компании (так называемые «центры сервисного обслуживания», или ЦСО) заявляют, что оборудование было тотально не готово к использованию. «Мы получили партию таких аппаратов еще в начале 2014 года. В итоге коробка без маркировки и даже без инструкции. Раскрутили – а там тихий ужас. Все на «соплях», толком не припаяно, микросхемы болтаются, как гвозди в банке», – рассказывает директор одного из львовских ЦСО Сергей Николаевич (имя изменено, он опасается давления и потери бизнеса).
Если учесть, что к моменту, когда замена РРО началась, 152 тыс. субъектов бизнеса использовали около 280 тыс. кассовых аппаратов, то, даже по самым скромным подсчетам, на переоборудование касс бизнес потратил не менее 1 млрд. грн.
Греют руки не спеша
Ежемесячные расходы на содержание кассовых аппаратов выросли минимум вдвое. Раньше за каждый РРО приходилось платить 70–90 грн. за так называемую «техническую поддержку» ЦСО. С 2014 года плата увеличилась до 150–200 грн.
Подорожание связано с оплатой интернет-услуг, затраты на которые достигают 50–70 грн. в месяц. Но, что гораздо интереснее, минимум 30 грн. ежемесячно владелец кассового аппарата отдает так называемой компании-эквайру. Она обеспечивает связь налогоплательщика с сервером Миндоходов, выполняя роль посредника при передаче данных.
«Но какой смысл в этих эквайрах? Подключение налогоплательщиков напрямую к серверам Миндоходов – исключительно технический вопрос. Пусть бы даже брали за это три копейки, но зато эти деньги уходили бы в бюджет. А когда появляются какие-то «прокладки» – это чья-то нажива и схема», – уверен генеральный директор IT-компании «Медиа-Трейд Украина» Сергей Блажевич. К слову, отчетность в электронном виде налогоплательщики сдают напрямую в Миндоходов, и посредники для этого не нужны. Хотя в свое время были коррупционные истории с некими «благотворительными фондами при ГНАУ», и тогда налогоплательщики тоже дополнительно тратились на «сдачу электронной отчетности».
Всю систему РРО обслуживают две компании – «УкрКарт» и «Интерплат». Право на это им дал совет Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП) еще 23 ноября 2012 года. Заметим, без тендера. Хотя, по данным Национального банка Украины, техническими эквайрами НСМЭП являются еще четыре компании – «Аргус», «Юнисистем», «НМТ Груп» и «Автор». Они с успехом способны выполнить роль, возложенную на первые две структуры. Отчего такая дискриминация и откровенные попытки нарушить антимонопольное законодательство – непонятно. Причем тот факт, что ни «УкрКарт», ни «Интерплат» к моменту сдачи журнала в номер на запросы «Денег» не ответили, тоже более чем красноречив. Разумеется, мы предоставим им слово – если они отзовутся на наши запросы.
Кроме того, эквайры оставляют за собой право в одностороннем порядке менять тарифы на обслуживание (например, в договоре компании «УкрКарт», который есть в распоряжении «Денег», это написано черным по белому). Пересмотр тарифов может происходить раз в 180 дней. Поэтому не исключено, что уже во втором полугодии 2014 года стоимость услуг эквайров может вырасти.
Еще один риск – сохранность информации, передаваемой через «УкрКарт» и «Интерплат». Ведь две фирмы перекачивают через себя конфиденциальные данные десятков тысяч налогоплательщиков по всей стране. «Поступают ли эти данные вообще на серверы Миндоходов? Обрабатываются ли? Какие виды отчетности получают на их основе? Коррупционная схема налицо», – прокомментировал коммерческий директор компании «Компьютерно-Кассовые Системы» Александр Калинин.
Ну а реальная возможностьагрегировать и анализировать обороты по кассовым аппаратам всей страны – это просто мечта.
Все не у дел
В принципе, бизнес бесят не только поборы сами по себе, но и многочисленные технические проблемы, которые возникли в результате внедрения описанной схемы. «Сбои и зависания – это постоянное явление. А если касса не может передать чек, мы не вправе принимать деньги у покупателя. Уже не раз было, что приходилось прерывать работу на несколько часов. И все это наши проблемы, наши убытки», – рассказывает старший фармацевт одной из аптек сети «Аптекарь» Вера Калинина.
Если данные с кассы не поступают в Миндоходов три дня, то работа РРО блокируется. Чтобы возобновить ее, нужно вызывать сервисную службу. А налоговики, со своей стороны, особо не разбираются, в чем причина – с радостью штрафуют бизнесменов. Оплату за пользование кассовым аппаратом нужно вносить до 15 числа каждого месяца. Эти деньги получает ЦСО, который обязан осуществить оплату эквайру. Иначе кассовый аппарат отлучают от сети, а его переподключение стоит отдельных денег – 19 грн. за один эпизод.
Парадокс еще и в том, что предприниматели продолжают наряду с электронными чеками коллекционировать чеки бумажные. «Ситуация, когда введение электронной отчетности не отменило физические отчеты и журналы, – это нонсенс», – разводит руками первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан.
Все это делает мытарства с кассовыми аппаратами бесполезными. И многие торговые точки предпочитают работать «мимо кассы», выписывая товарные чеки. Либо и вовсе меняют модель бизнеса, чтобы можно было обойтись без РРО. Иначе чем объяснить сокращение за год количества кассовых аппаратов в Украине более чем на 60 тысяч?
В Миндоходов же деликатно отмалчиваются. Пресс-служба министерства заявила, что взаимоотношения между предпринимателями, эквайрами и ЦСО – не парафия ведомства. Но именно Миндоходов еще в 2012 году громко настаивало на введении новой системы использования кассовых аппаратов. А теперь вот открещивается от этого. Учитывая ворох проблем, с которыми в итоге столкнулся бизнес, такая позиция министерства крайне удивительна. Ведь новое руководство фискального ведомства вроде заявляет о новациях в подходах к работе.