Смена власти в стране, сопровождаемая отставкой или криминальным преследованием наиболее влиятельных фигур, создает иллюзию окончательного развала коррупционных схем по обогащению за счет ресурсов государства. Тем не менее, большинство налаженных механизмов «отжима» во многих отраслях экономики продолжают функционировать.
Как это выглядит на практике можно проиллюстрировать на примере рынка телекоммуникаций. Бывший многолетний госмонополист «Укртелеком» контролирует целую коллекцию уникальных ресурсов, не имеющих аналогов на рынке. При содействии АМКУ и НКРСИ с компании сняли статус монополиста, что окончательно развязало ей руки де-юре.
Экс-глава НКРСИ Пётр Яцук и его недавно отстраненные коллеги последовательно реализовывали политику, в ходе которых один игрок получил эксклюзивные преференции. «Предыдущий состав НКРСИ своей главной задачей имел защиту интересов «донецкого» крыла отечественного истеблишмента, включая крупнейшего олигарха страны Рината Ахметова и так называемую Семью. Наиболее показательным будет отношение НКРСИ к «Укртелекому». Несмотря на все перипетии последних лет, теперь уже частная не только де-факто, но и де-юре компания обладает рыночной властью, которую сложно переоценить — отраслевой «регулятор» традиционно играет на стороне этой компании», — поясняет Роман Химич, аналитик группы Netton.Telecom.
Нацкомсвязи за 2,5 года успешно продвигала целый ряд «проектов»:
- Связь третьего поколения. Украина остается единственной цивилизованной страной, в которой отсутствует национальное покрытие 3G. За много лет лицензии на частоты так и не были розданы операторам. За исключением одного — «Укртелекома», получившего от государства частоты 3G в обход тендеров и конкурсов. Последние 2 года НКРСИ успешно саботировала раздачу частот другим игрокам рынка НКРСИ, блокируя буквально все возможные варианты решения данного вопроса.
- Фонд универсальных услуг — под ширмой благородной идеи обеспечения связью депрессивных регионов, Нацкомсвязи, по сути, создавала очередной весьма практичный способ «отжима» ренты со всех участников телеком-рынка. В НКРСИ даже не скрывали, что единственным получателем средств Фонда будет «Укртелеком». По факту такие действия представители рынка расценили как дискриминационные.
- Кабельная канализация электросвязи — еще один монопольный ресурс, оказавшийся в руках «Укртелекома». ККЭ как воздух необходима частным провайдерам и операторам для прокладывания кабелей к своим потребителям. Во время каденции П. Яцука канализация стала новым инструментом выкручивания рук игрокам рынка. Кроме одностороннего многократного повышения тарифов на доступ в ККЭ, практиковалось также вырезание кабелей «непослушных» операторов.
При этом за все время работы предыдущего состава НКРСИ так и не был создан Национальный центр оперативно-технического управления сетями телекоммуникаций, предусмотренный условиями приватизации «Укртелекома». Как результат, в условиях внешней агрессии национальная система телекоммуникаций оказалась беспомощной перед лицом реальных угроз. Успешно провалена работа по созданию общенациональной службы экстренного реагирования и спасения «112», которая также должна была быть построена на базе «Укртелекома».
От практики «крышевания» «Укртелекома» страдают в первую очередь мобильные операторы, лишенные возможности развивать высокоскоростную связь нового поколения. «Все предыдущие составы НКРСИ в той или иной мере занимались государственным протекционизмом относительно интересов «Укртелекома». Мы надеемся, что эта практика будет прекращена. Что касается конкретных действий конкретных чиновников, мы не считаем этичным давать им оценки уже после отставки», — поясняет Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению «Киевстар».
К сожалению, ситуация в телекоммуникациях не является уникальной. Если говорить о рынке телевещания, там аналогом оберегаемого государством «Укртелекома» можно считать компанию «Зеонбуд», которая несколько лет назад получила на откуп всё цифровое эфирное вещание. При содействии другого регуляторного органа — Национального Совета по регулированию телевидения и радиовещания — оффшорная структура получила в буквальном смысле неограниченное влияние на один из ключевых секторов экономики и общественной жизни. При этом, её собственники официально не названы до сих пор. Предпринятая месяц назад профильным Комитетом ВР попытка установить личности владельцев «Зеонбуда» была торпедирована самым вызывающим образом. Накануне голосования неизвестные попросту изъяли проект постановления из подготовленных материалов аппарата Верховной Рады.
Эта история наглядно демонстрирует, что финансовые интересы бывших первых лиц государства, в различных отраслях экономики все также тщательно оберегаются неприметными функционерами, умело и вовремя расставленными на всех уровнях власти.
Но кадровая ротация сама по себе не является решением проблемы чрезмерного влияния частных интересов. В частности, одним из инструментов влияния является сама НКРСИ, значительная часть сотрудников которой была «заведена» на должности с подачи Лёвочкина — экс-главы администрации Президента. В Укртелекоме «за старшего» остался старый донецкий кадр Леонид Нетудыхата, возглавлявший во времена президентства Виктора Януковича Госспецсвязи.
Заждавшиеся справедливого госрегулирования операторы связи озвучивают первоочередную повестку дня, воплощением в жизнь которой должен озаботиться новый состав Нацкомсвязи. «По нашему мнению, в первую очередь усилия НКРСИ должны быть направлены на создание прозрачных условий для конкуренции и деятельности телеком-рынка в целом. Мы надеемся, что НКРСИ будет действовать объективно, в интересах всей телеком-отрасли Украины», — считает Оксана Рудюк, руководитель PR-департамента оператора life:).
«Главным вопросом, который необходимо решить, был и остается обеспечение доступа абонентов к новым технологиям мобильной связи в Украине — 3G, LTE. … На примере компании «Укртелеком» мы видели, что он почти 10 лет пользуется уникальной лицензией и частотным ресурсом 2100 МГц для третьего поколения связи, но даже сменив несколько собственников, так и не смог полноценно развернуть общенациональную сеть. Поэтому важен не только сам по себе радиочастотный ресурс, но и технический, финансовый потенциал оператора, его готовность инвестировать миллиарды гривен в развитие сервиса», — поясняет Андрей Осадчук.