В украинском законотворчестве, похоже, новшество. Сколько лет пишу о внешней политике, но о "планах ратификации" (в смысле документа, а не намерения) международных договоров Украины ранее слышать не доводилось. И не мне одной. Информагентства со ссылкой на пресс-службу главы государства распространили интригующую новость: "Президент Украины Петр Порошенко поручил Министерству иностранных дел Украины в кратчайшие сроки подготовить и согласовать с Евросоюзом план ратификации Соглашения об ассоциации".
Несмотря на поздний час (а время близилось к полуночи), на разошедшуюся в сетях новость народ отреагировал весьма живо. Некоторые даже бурно. "Порошенко всех держит за идиотов? Какой план может быть? Вносите в Раду и голосуйте!". "Какой еще план ратификации Соглашения об ассоциации? Какое согласование с ЕС? Что за бред? Молдаване уже ратифицировали свое Соглашение в парламенте, а мы еще планы разрабатывать будем? Для кого эта болтовня? Кто знает, для чего Порошенко такое дурацкое затягивание?". "Похоже на игру, поскольку Молдова уже ратифицировала без всяких реверансов. А что же происходит за кулисами?".
Признаюсь, тоже не удержалась и выступила с рацпредложением — дополнить план ратификации еще стратегией ратификации, программой ратификации и дорожной картой ратификации, а для пущей надежности разработать также и доктрину ратификации. Чтобы красиво у нас все получилось, солидно, а не так наспех, как у Молдовы, взявшей и с кондачка ратифицировавшей в среду свое соглашение с ЕС — на третий рабочий день после подписания. И Грузия за ней зачем-то торопится, не хочет растянуть удовольствие и планирует прохождение документа об ассоциации через парламент на следующую неделю. Румыния удивила. Вот уж не ожидала, что именно она первой из государств ЕС ратифицирует все три соглашения об ассоциации — с Молдовой, Грузией и Украиной. Молдаване праздновали с румынами это событие в один день. Готовятся к ратификации и страны Балтии, а президент Литвы Д.Грибаускайте уже передала документы в парламент. И только Украина, чье Соглашение дожидалось подписания более двух лет после парафирования, Украина, столько выстрадавшая за последний год под европейскими флагами, так настаивавшая на скорейшем подписании Ассоциации после бегства Януковича, вдруг снова не спешит. Почему? Что, в самом деле, происходит за кулисами?
Начнем с того, что никакого специального "плана" для ратификации Соглашения об ассоциации, совершенно очевидно, не требуется. Согласно закону о международных договорах, должен быть подготовлен определенный стандартный "ратификационный" пакет документов. Этим занимается МИД. Он также согласовывает этот пакет с другими министерствами и ведомствами, а затем вносит соответствующее представление президенту. Глава государства, в свою очередь, делает представление в парламент, после чего Верховная Рада принимает закон о ратификации международного договора. Процедура обычная, многократно обкатанная и, как правило, не требующая длительного времени.
По информации наших источников в Кабинете министров, ратификационный пакет Соглашения об ассоциации уже практически готов и при отмашке с Банковой может быть передан президенту уже на следующей неделе. Но отмашки, судя по всему, не будет. И, вероятно, если подход к информированию граждан страны о происходящем не изменится, мы услышим новую порцию пояснений о "напряженной технической работе над подготовкой к ратификации".
Хотя, заметим, что Брюссель однозначно дал понять: весьма желательно, чтобы Соглашение было ратифицировано до парламентских каникул (об этом говорили и в представительстве Еврокомиссии в Киеве, и вновь посетивший недавно Украину комиссар Фюле). Поскольку каникулы ВР отменила, "желательный срок" растягивается до сентября. Временные рамки связаны с определенными бюрократическими процедурами начала временного применения Соглашения и окончанием 1 ноября действия автономных торговых преференций, предоставленных Евросоюзом Украине.
Напомним, что для начала временного применения СА достаточно ратификации Соглашения только украинским парламентом. После ратификации предусмотрена нотификация об оной, и в первый день второго месяца после этого уведомления Украиной ЕС Соглашение начнет временно применяться в определенном Евросоюзом объеме, включающем зону свободной торговли. И в Брюсселе на этой неделе, по нашей информации, европейские и украинские эксперты обсуждали, когда лучше запускать временное применение — с ноября или раньше.
Хотя их дискуссии могут оказаться напрасными. А дискутировать, вероятно, придется о другом — можно ли продлить односторонние преференции Евросоюза после 1 ноября. Поскольку по ситуации на сегодня отнюдь нельзя исключать, что и к ноябрю Соглашение все еще не будет ратифицировано. Несмотря на решительность и благосклонность к Украине уходящего состава Еврокомиссии. Несмотря на неостывший евроинтеграционный пыл Киева. Да, вопреки нехорошим подозрениям, возникшим у многих сограждан по поводу намеренного затягивания ратификации Соглашения, этот пыл не остыл. Проблема — в другом. И она все та же.
Даже после подписания Украиной и ЕС Соглашения об ассоциации оно по-прежнему остается серьезным раздражителем для России, поводом для угроз и шантажа. Что весьма напрягает некоторые европейские столицы. До недавнего времени они пытались уговорить Киев отсрочить подписание СА. Как утверждают наши дипломатические источники, если бы украинская сторона, скрепя сердце, не согласилась на трехсторонние консультации Украина—ЕС—Россия по поводу реализации Соглашения об ассоциации, торжество евроинтеграции 27 июня для Украины не состоялось бы.
Теперь европейцы виснут гирями на руках, убеждая Киев отсрочить ратификацию. Кто наиболее настойчив в этом — догадаться несложно, учитывая формат последних переговоров по урегулированию "украинского кризиса".
К слову, пояснить, почему, как и зачем "женевский формат" Украина—ЕС—США—Россия трансформировался в "нормандско-берлинский", тоже никто не потрудился. Почему из переговоров "выпали" американцы? С чего вдруг ЕС "сузился" до Германии и Франции? Почему бы не собраться, скажем, в "будапештском" формате, где в переговорах с Украиной участвовали бы США, Великобритания и Россия — гаранты украинской безопасности по Будапештскому меморандуму? Россия не соглашается, предпочитая Берлин и Париж? Никто не поясняет. Всех устраивает нынешний формат? Американцы публично не возмущаются вытеснением из-за стола переговоров. По словам наших источников, непублично — тоже. То ли "мировым жандармом" лишний раз выступать не хотят, то ли Ирак сильно отвлекает. Да и контакт с Путиным у Меркель, без сомнений, лучше, чем у Обамы, что очевидно и для самого Обамы. Вот и предпочитают американцы "участвовать в процессе" активно, но дистанционно, заодно сохраняя видимость единства позиций с Европой. Немцы же и французы традиционно предпочитают решать "европейские дела" самостоятельно, без американцев, обращаясь за поддержкой к Вашингтону лишь в самых крайних, критических случаях. Ну, а Киеву особо привередничать в поиске союзников не приходится. Главное, не оставаться один на один с Москвой.
Да, союзники нерешительны и даже трусливы, они двуличны и ненадежны, меркантильны и эгоистичны. Они боятся всего: потерь для отечественных компаний и госбюджетов от собственных санкций против России; ответных экономических санкций со стороны России и, опять же, потерь для отечественных бизнесов и бюджетов; экономических санкций Кремля против Украины вплоть до полного закрытия таможенной границы или обвала экономики на Востоке Украины со всеми вытекающими для Киева последствиями. Они опасаются, что у Путина окончательно "сорвет крышу". Они боятся полномасштабного российского вторжения в Украину. И "лишь бы не было войны" — остается их главным девизом. Они, пока безуспешно, пытаются хоть как-то умиротворить Россию и усмирить Путина, дав ему возможность сохранить при этом лицо. Легонько стегнув кнутом малоэффективных санкций и повесив его на видное место на стену, как минимум, до 16 июля (до внеочередного саммита Европейского Совета), одновременно подыскивают "пряники".
На 11 июля намечены трехсторонние консультации Украина—ЕС—Россия на уровне министров иностранных дел по поводу реализации Соглашения об ассоциации. России дают возможность заглянуть в двусторонние дела Киева и Брюсселя, о чем до недавнего времени и слышать не хотели ни первый, ни второй. Правда, украинская сторона утверждает, что ни о каком пересмотре текста Соглашения речь не идет. Обсуждать будут "нюансы имплементации". Как заверяет правительственный уполномоченный по евроинтеграции В.Пятницкий, 11 июля стороны обсудят "модальности дальнейших консультаций", т.е. какие вопросы, в каких случаях и каких форматах будут обсуждаться в будущем.
Еще одним "пряником" по задумке наших (или российских?) европейских партнеров, видимо, должна стать и отсрочка ратификации Соглашения. Стремясь сохранить сложившийся благоприятный, по мнению руководства Украины, дипломатический фон, и учитывая возможные риски, Киев, похоже, готов, идя навстречу пожеланиям европейских партнеров, потерпеть с ратификацией СА ради восстановления мира в стране. Как долго продлится это терпение? До 11 июля или до 16-го? До сентября или ноября? Будет ратифицировать Соглашение нынешний состав Верховной Рады, или эта честь достанется новому? Этого никто не знает. Все зависит от ситуации, меняющейся ежедневно. Подождем до лучших времен? Или до худших? По имеющейся у ZN.UA информации, "в случае резкого ухудшения ситуации" (но что понимают под этим определением в Киеве?), Соглашение об ассоциации будет ратифицировано незамедлительно…