Украина и Европейский союз 27 июня, спустя полгода после европейского фиаско Виктора Януковича, подписывают экономическую часть соглашения об ассоциации. Для Украины в нынешних условиях это едва ли единственный шанс для стабилизации экономической и политической ситуации в стране и точка невозврата в истории метаний между двумя экономическими союзами — таможенным и европейским.

Для ЕС это очередной масштабный геополитический проект переформатирования пространства Восточной Европы в своих интересах. Ради успеха которого Евросоюз создал дорожную карту реформ — исчерпывающий план действий по развитию и фундаментальной трансформации Украины: от налоговой системы и образования до смены конституционного строя.

Многие из этих реформ будут проходить болезненно, методом шоковой терапии. Однако, как мы уже писали, сейчас — самое подходящие время для кардинальных перемен. В ситуации, когда события в Донбассе сами по себе стали шоком, проводить радикальные, но необходимые европейские реформы будет быстрее и проще.

Дорожная карта

Главным отличием соглашения об ассоциации с ЕС, которое подписывает Петр Порошенко, от документа, который не подписал Виктор Янукович, является утверждение «дорожной карты» первоочередных реформ для стабилизации экономической и финансовой ситуации в стране. «Дорожная карта» никоим образом не подменяет само соглашение, это скорее механизм помощи украинской власти, призванный максимально эффективно ввести этот акт в действие.

40-страничный документ включает девять разделов, затрагивающих политику, экономику, торговлю, предпринимательство, а также транспорт, образование, инновации и науку. Проведя эти реформы в полной мере, Украина может надеяться на то, что в деле изменения принципов государственного управления тоже будет пройдена своеобразная точка невозврата.

ЕС готов предложить Украине существенно более масштабную интеграцию, чем, к примеру, ассоциированной Турции. При этом сроки проведения реформ предусмотрены в несколько раз меньшие, чем потребовались новым странам ЕС или той же Анкаре. Представители ЕС всячески подчеркивают, что никаких послаблений для Украины по части реформ не будет, но, чтобы страна смогла их успешно реализовать, Евросоюз готов оказать финансовую помощь. Бюджет реализации «дорожной карты» составляет 11,2 млрд. евро до 2018 года, но выделение этих денег Киеву будет зависеть от прогресса в осуществлении европейских преобразований.

Конституция и суды

Ключевое требование «карты» — проведение до осени текущего года всеобъемлющей конституционной реформы, которая должна стать политическим механизмом ослабления сепаратизма и выходом из политического тупика на юго-востоке Украины. Новая Конституция должна делегировать значительную часть полномочий территориальным общинам и местным советам, включая вопросы языка и финансового самоуправления.

Конституционные изменения, несомненно, ослабят власть президента, равно как и предполагаемая судебная реформа. Главная цель последней — разрушение модели правосудия «под президента», созданной в результате «судебной реформы» 2010 года. (В результат вся судебная система Украины оказалась заложником администрации президента. Де-факто и де-юре глава государства имеет возможность осуществлять определяющее влияние на каждого из более чем 9 тыс. судей.)

В рамках же «дорожной карты» предусмотрены изменения в законодательство относительно децентрализации судебной системы, в частности отстранение президента от процессов перевода и увольнения судей. Также предполагается значительно сузить судейский иммунитет и провести люстрацию судейского корпуса.

Электронное правительство

После подписания соглашения с ЕС Украина к 2015 году должна будет создать систему «Единое окно представления электронной отчетности». А к 2016 году в Украине будут внедрены биометрические паспорта. Также планируется создание специальной ID-карты, которая заменит основные документы — паспорт и водительские права и благодаря которой можно будет не выходя из дома принимать участие в выборах, регистрировать бизнес, заполнять налоговые декларации или получать от врача электронные рецепты.

Визы и трудоустройство в ЕС

Что касается отмены визового режима с Европой, то речь о нем пока не идет. В соглашении говорится о либерализации визового режима, то есть для большинства целевых групп будет упрощена процедура получения визы. Кроме этого, необходимо отметить, что в Европу ездить станет не только проще, но и удобнее, поскольку транспортный сервис будет максимально согласован с европейскими операторами, появится больше удобных маршрутов, а в Украину придут новые транспортные компании-лоукостеры. Также после подписания соглашения об ассоциации украинцам, легально работающим в ЕС, будут предоставлены равные права со всеми другими рабочими и будет гарантировано отсутствие дискриминации по каким-либо признакам, в том числе по признаку гражданства.

Украинские фирмы смогут открывать в Евросоюзе свои филиалы, которые будут работать на тех же условиях, что и местные компании. А штатные украинские сотрудники таких филиалов получат разрешение работать в Европе до трех лет.

Кроме того, украинские специалисты в сфере услуг (юридических, бухгалтерских, инженерных, компьютерных, туристических, развлекательных и т.д. — всего 18 видов) смогут на равных конкурировать с европейцами в получении возможностей для работы. С такими специалистами будет заключаться контракт на год, из которого шесть месяцев будет разрешено жить в ЕС. Сейчас же украинцы могут работать в ЕС только как иностранцы, то есть работодатель платит за них повышенные налоги, что усложняет поиск работы.

Налоговая система и администрирование

В Евросоюзе в два раза меньше налогов, чем в Украине, при этом ЕС выделяет на социальную защиту своих граждан до 30% ВВП, тогда как Украина — лишь 8%. Изменить такие диспропорции и должны помочь налоговые реформы из «дорожной карты». На эти цели Брюссель готов уже в этом году выделить Украине 1,61 млрд. евро для модернизации налогового законодательства и бюджетного кодекса. В качестве образца успешной трансформации постсоветской налоговой системы будет принят опыт Грузии.

В основе реформирования — стратегия сокращения количества налогов с 22 до восьми к 2016 году. Это, в частности, подразумевает объединение подоходного налога и соцвзносов с итоговой нагрузкой на фонд оплаты труда в размере 20%. Предусмотрено также значительное сокращение количества разнообразных лицензий и разрешений, необходимых для начала ведения бизнеса, и внедрение принципов «единого окна» и «молчаливого согласия». Запланирована и налоговая амнистия в размере 15% от суммы недоплаты по прибыли и НДС.

Параллельно с налоговой реформой Украина должна будет провести кардинальную чистку государственного бюрократического аппарата, в рамках которой планируется сократить число госслужащих более чем на треть, а оставшиеся чиновники должны будут пройти переаттестацию. Еврокомиссия рекомендует также сократить количество министерств с 17 до 13, а государственных служб и агентств — с 49 до 34.

Энергетика

В сфере энергетики «дорожная карта» реформ предполагает интеграцию украинской энергосети в общеевропейскую сеть системных операторов передачи электроэнергии для более эффективного экспорта энергии в Европу. Однако фундаментальная задача — обеспечение энергетической безопасности Украины. «Дорожная карта» ЕС предлагает за счет словацкого реверса газа и перезаключения газовых соглашений с Польшей и Венгрией увеличить реверс до максимально возможных технических объемов — 16 млн. м3 газа в сутки. И этот пункт уже начал действовать — с 7 июня Украина в 2,5 раза нарастила суточные поставки голубого топлива из Венгрии (до 7,5 млн. м3). При этом необходимо отметить, что данная энергетическая политика будет эффективной до тех пор, пока ЕС будет блокировать строительство «Южного потока».

Тарифы

Тарифы на газ и электроэнергию будут расти. Суть в том, что внутренние цены не могут быть ниже тех, по которым происходит экспорт продукции в ЕС. И если сейчас киловатт-час на экспорт стоит около 7 центов, а для населения — 2,5 цента, значит, Украине придется пройти через шоковую терапию подорожания электроэнергии за три года в три раза — с нынешних 31 копейки (в среднем) до 90 копеек за киловатт-час. Это же касается и газа, который Украина покупает на границе по $330 за тысячу кубометров — такая же цена должна быть и на внутреннем рынке, даже если для внутреннего потребления используется газ отечественной добычи, который значительно дешевле российского.

Кредиты

Значительные изменения с подписанием соглашения грядут в банковском секторе Украины. В течение четырех лет украинская финансовая система должна перейти на стандарт Базель III. Украина обязуется принять более 70 европейских законов, регулирующих деятельность финучреждений. Это приведет к росту максимальной суммы гарантированных вкладов до 100 тыс. евро. Кроме этого, произойдет существенное снижение процентных ставок по кредитам и депозитам по сравнению с нынешним уровнем. Ожидается, что до 2020 года процентные ставки по депозитам зафиксируются на уровне 3–4%, а по кредитам — на уровне 7–9%

Вредные дорогие привычки

Ставка акцизного сбора в Украине на сигареты с фильтром составляет 20 евро за одну тысячу штук, но в соответствии с обязательствами, прописанными в соглашении, Украина доведет ставки акцизного сбора на табак до европейского уровня — 90 евро. Это означает увеличение табачного сбора на 10–15% ежегодно в течение десяти лет.

Подобная ситуация — и с алкоголем, европейский акциз на который составляет 5,5 евро за 1 л 100%-го спирта. На сегодня в Украине акциз составляет 56,42 грн., но до конца года будет повышен до 70,53 грн./л спирта, что приведет к удорожанию пол-литровой бутылки водки на 10 грн.

Дотации

Прекращение дотирования убыточных предприятий и жесткий контроль рынка, направленный на создание равных условий для каждого из игроков, — главные принципы и требования регуляторной политики, которые выдвигают европейские экономисты для подписания соглашения об ассоциации с Украиной. Для Киева это означает прежде всего кардинальную трансформацию угольной промышленности, которая является самой дотационной и вследствие этого самой коррупционной (общий объем дотаций, которые идут на Луганскую и Донецкую области,— 34 млрд. грн. в год). В итоге сложилась ситуация, при которой правительство за каждую тонну угля, добытого убыточной госкомпанией, платит в среднем 1,5 тыс. грн., притом что коммерческая цена — 600 грн./т. Украину ожидает реформа, аналогичная той, которая была проведена в Польше, — тогда были закрыты дотационные государственные шахты, а число шахтеров сократилось с 400 до 100 тыс. чел. Освободившиеся кадры были трудоустроены за счет программ создания рабочих мест в других сферах экономики и льготного кредитования лиц, захотевших заняться частным бизнесом. Так что украинская угольная отрасль действительно должна будет пройти точку невозврата — и это будет, пожалуй, едва ли не самая болезненная реформа.

Не останавливаться

Итак, прохождение пресловутой точки невозврата займет менее двух лет. Как видно из приведенных данных, к 2016 году будут проведены налоговая, административная и конституционная реформы, модернизирована государственная политика в сфере идентификации граждан. Кроме того, самый сильный шоковый эффект от повышения цен на коммунальные услуги и энергоносители приходится тоже на начальный период преобразований. А к 2020 году согласно «дорожной карте» Украина должна будет измениться очень значительно.

В этой связи представляется целесообразным не затягивать с перевыборами в Верховную Раду — так как выборы в условиях шоковых реформ могут выиграть популисты, обещающие «вернуть все, как было», что в наших условиях может обернутся попыткой провести «полуреформы». Как свидетельствует исторический опыт (в том числе и наш собственный), непоследовательность при реформировании приводит к еще более негативным последствиям, чем любая шоковая терапия.