Как показали последние события, заставить народных депутатов трудиться способна разве что угроза остаться без финансовой помощи со стороны Международного валютного фонда. В понедельник, 2 марта, за четыре часа работы были приняты семь ключевых законов, критически важных для получения транша МВФ. Но уже на следующий день, когда угроза не вписаться в дедлайн миновала, нардепы занялись более привычным делом — склоками, доходящими до рукоприкладства.

Этот пример далеко не единственный. Окончательное достижение договоренностей о создании коалиции и распределении портфелей произошло после визита в Украину вице-президента США Джо Байдена. Проект бюджета «без самого бюджета» принимался в авральном порядке под Новый год ради отчета перед все теми же западными кредиторами. С решением о создании Конституционной комиссии президент тянул около восьми месяцев — понадобился Минск-2, чтобы наконец-то решиться на этот шаг.

Еще более показательный пример нерасторопности при проведении реформ — антикоррупционная политика. Согласно срокам, заложенным в принятые правовые акты («Об основах государственной антикоррупционной политики», «О предотвращении коррупции», «О прокуратуре» и т.д.), процесс создания всех необходимых органов для борьбы с коррупцией (Национального антикоррупционного бюро,

Специализированной антикоррупционной прокуратуры, Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции, Госбюро расследований) растянут более чем на год. Как отмечает доктор юридических наук Николай Хавронюк, первых реальных и серьезных результатов деятельности этих органов следует ожидать не ранее ноября-декабря текущего года.

Впрочем, было бы наивно списывать затягивание с реформированием страны лишь на неповоротливость или злонамеренность власти. Точнее сказать, именно «реформирование» и не может проходить в Украине по иному сценарию — по той причине, что сам термин «реформы» в определенной степени вводит общество в заблуждение.

Классовая борьба

Для социологов давно уже не секрет, и об этом неоднократно писали «k:», что под реформами украинцы в большинстве своем склонны подразумевать некие действия власти, направленные на довольно быстрое улучшение материального состояния граждан. В массовом сознании реформа — это и улучшение качества предоставления публичных услуг (что, в общем, верно), и повышение зарплат, пенсий, социальных выплат, и — одновременно — снижение налогов и вообще вмешательства государства в экономику. Противоречия здесь налицо: украинцы путают возможное (именно так, не все реформы заканчивались удачно) повышение доходов как результат реформ и сам процесс изменений.

О разрыве между ожиданиями избирателей, обещаниями политиков и суровой необходимостью экономических реалий косвенно свидетельствуют данные мониторинга института «Открытое общество». Процент законопроектов, основанных на коалиционном соглашении, поданных партиями, эту коалицию создавшими, колеблется от 54 до 70% (у различных политсил). То есть от трети до половины законодательных инициатив нардепов не совпадают с изначально заявленными ими целями.

Политика — сфера борьбы и взаимодействия различных социальных групп (осознающих себя общностями по классовым, этническим, идеологическим и иным признакам). Украинская политика в процессе реформирования сводится к тому, что каждая из таких групп борется за сохранение собственной зоны комфорта, групповых привилегий и «положенных ей» социальных благ.

По большому счету, каждая крупная социальная группа уверена в своей «неприкасаемости». Пенсионеры считают недопустимым замораживание пенсионных выплат или отмену пенсий для продолжающих работать. Средний класс (или то, что от него осталось) отстаивает точку зрения, что именно он является опорой общества, и требует снижения налогов. Представители крупного и олигархического бизнеса возражают, что именно на их долю приходится основной груз отчислений в бюджет, и соответственно считают вправе требовать протекционистских мер, льготных режимов и приоритетного возмещения НДС.

Подлинная политическая борьба — это и есть борьба уговоров-требований-угроз: «на образовании экономить нельзя», «без поддержки науки страна обречена», «голодный студент не станет квалифицированным специалистом», «средства на развитие культуры — вопрос выживания украинской нации», «престижность шахтерского труда», а вовсе не состязание партийных слоганов и президента с премьер-министром.

Медиасфера же из всего многообразия подобных конфликтов сосредотачивается на наиболее популярном сюжете: льготы, права и привилегии представителей власти. Сама власть, как видим, включилась в игру: снижение депутатских зарплат, сокращение автопарков и даже отмена иммунитета народных избранников стали раскрученными темами, позволяющими на какое-то время заболтать необходимость куда более серьезных изменений.

Между тем логика реформ, проведения которых требуют от Украины зарубежные доноры, предполагает, что «неприкосновенных» социальных групп в стране не останется вообще. Обратим внимание на принятый 2 марта пакет законов. Изменения в госбюджет так или иначе задевают все социальные слои — прогноз падения ВВП ухудшен с 4,7 до 5,5%, инфляции — с 13 до 26,5%.

Нефте- и газодобытчиков ждет повышение ренты, усилена ответственность владельцев банков за доведение финучреждений до банкротства, урезаны права мажоритарных акционеров. Не повезло работающим пенсионерам (кроме беднейшей их части) и предприятиям, задолжавшим «Нафтогазу». В относительном выигрыше разве что работодатели, решившиеся выплачивать наемным работникам «белые зарплаты». Параллельно с 1 апреля анонсировано повышение тарифов на тепло и газ, которое, как уже подсчитали в правительстве, окажется неподъемным для 4 млн. украинских семей — им придется оформлять субсидии.

Коренной слом системы

Под таким углом зрения приходится называть вещи своими именами: речь идет о демонтаже существующей системы социально-государственных отношений, во многом доставшейся Украине в наследство от СССР и худо-бедно дотянувшей до 2014 года.

В ее основе лежала попытка сохранить хотя бы видимость общества «всеобщего благоденствия», на практике приводившая к тому, что государство взваливало на себя обязательства, которые не могло выполнить. Отсутствие реальных средств для распределения между всеми по-своему «привилегированными» социальными группами компенсировалось массой льгот, раздувавших скрытый дефицит бюджета. Сегодня же передел с сохранением хоть чьей-то «исключительности» невозможен — Украина ходит по краю дефолта.

Можно было бы сказать, что исключительные привилегии в нынешних условиях получат силовые структуры, но это не совсем так: за относительно щедрое финансирование их представителям приходится расплачиваться собственными жизнями. Да и мобилизация размыла грань между армией и гражданкой.

Обществу предстоит прийти к новому пониманию социальной справедливости. Теперь ее придется трактовать как справедливое урезание существующих благ, а не их справедливое распределение.

Альтернативы фактически не существует: всем известно, к каким последствиям привела, к примеру, попытка отстоять «неприкосновенное» право банков на получение рефинансирования НБУ.

«Реформы должны быть трамплином для роста, а не ширмой для плохого управления.

Если вы разрушаете свободный рынок, вы создаете черные рынки; там, где существует десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону».

Уинстон Черчилль

Сегодня в Украине существуют две главные угрозы национальной безопасности — война и обвал курса национальной валюты. Военная агрессия пытается разрушить страну извне, а падение курса вместе с инфляцией могут взорвать экономику и общество изнутри. И в одной, и в другой проблеме много путаницы, сотни противоречивых мнений, продолжающиеся ошибки управленцев и мучительные вопросы граждан: предательство, коррупция, непрофессионализм или все это вместе?

Для миллионов украинских семей, живущих на гривневые зарплаты и пенсии, падение курса и галопирующая инфляция — это трагическое обнищание. Исчезновение доверия к государственной власти, в частности, к Национальному банку переросло в угрозу социальных протестов. Если не изменить ошибочную политику, то победителей в этом процессе не будет: даже те, кто пребывает в иллюзии финансовых выгод и безнаказанности, должны понимать, что вместе со всей страной они подошли к краю пропасти, которая имеет свойство притягивать к себе и тех, кто ее создавал. Единственно правильный выход — это объединить усилия и начать профессиональные спасательные работы по выходу из системного кризиса. Для этого нужна полная ясность в причинах кризиса. Без этой ясности невозможен успех монетарного регулирования даже в условиях получения помощи МВФ.

Рассмотрим монетарную анатомию обвала национальной валюты, ошибки НБУ и пути выхода из кризиса.

Переход от фиксированного к плавающему валютному курсу в феврале прошлого года должен был стать началом естественного рыночного курсообразования, выравнивания платежного баланса и постепенного освобождения экономики от давления административных и коррупционных ограничений. При правильном монетарном регулировании валютный курс должен был перейти из жесткой формы валютной стабильности (фиксированного курса) к более мягкой ее форме в виде плавающего курса, то есть устойчивых колебаний (до 5–10%) вокруг равновесного уровня. Диапазон колебаний, определяющий границы валютной стабильности, зависит от эффекта прохождения (path-through effect), то есть влияния изменений валютного курса на динамику цен.

То, что происходит в сфере курсообразования с февраля прошлого года и до сих пор, это не переход к плавающему курсу. Это годовой провал экономики в беспрецедентный валютный кризис при жестких административных ограничениях, это длительное и упорное раскручивание девальвационно-инфляционной спирали. Почему это произошло? Ведь, несмотря на военную агрессию и другие внешние факторы, снижение экспорта товаров (на 13,5% за 2014 г.) не было настолько катастрофическим, чтобы обрушить национальную валюту на 275,6% (с 7,99 грн/долл. до 30,01 грн/долл на 26 февраля 2015 г.). Тем более что импорт товаров сократился за год на 28,3% и текущий счет платежного баланса практически достиг равновесия (-59 млн долл.) уже в апреле 2014-го при валютном курсе 11,4 грн/долл.

Какие ошибки монетарного регулирования привели к глубокому валютному кризису? Если коротко и просто: был осуществлен резкий отказ от традиционных механизмов валютной стабильности (режима фиксированного курса, привычных для НБУ и общества инструментов, традиций, поведенческих моделей) без правильных действий по активизации других механизмов валютной и ценовой стабильности, имеющихся в распоряжении НБУ исоответствующих новому режиму плавающего курса. Был реализован резкий шоковый сценарий отвязки от привычного якоря стабильности (фиксированного курса) без соблюдения элементарных правил монетарной безопасности и создания другого якоря, без чего не может нормально развиваться ни одна экономика.

Во многих странах переход к плавающему курсу был бескризисным, если использовалась продуманная системная стратегия (exchange rate smoothing strategy). Судя по спонтанным реакциям и некоторым разрушительным действиям НБУ (может быть, в силу непонимания), у него не было такой стратегии. Поэтому он допустил целый ряд серьезных ошибок. В целом ошибки руководства НБУ можно объединить в следующие группы.

1. Ошибки коммуникационной политики и понимания конституционных целей Национального банка. Прежде всего, необходимо было исключить очевидные концептуальные ошибки в трактовке целей, которые озвучивались в заявлениях официальных руководителей и будоражили всю страну, в частности: «Национальный банк не отвечает за валютный курс». Законодательно основная функция Нацбанка — это обеспечение стабильности денежной единицы Украины, а приоритетная цель — поддержание ценовой стабильности. Следующими по приоритетности являются содействие стабильности банковской системы и поддержанию устойчивых темпов экономического роста, если это не противоречит ценовой стабильности.

Да, прямого упоминания о валютном курсе нет, но законы и Конституция Украины и не могут заменить учебники и исследования по макроэкономике и теории денег, из которых хорошо известно, что валютный курс — это одна из ключевых цен в экономике, и его стабильность является важнейшим фактором общей ценовой стабильности. В сравнительно небольшой, открытой и импортозависимой украинской экономике эта связь особенно сильна: падение курса гривни практически сразу с небольшим лагом отражается в росте потребительских цен. После достижения девальвацией критического порога возникает интенсивный рост цен, определяемый логикой раскручивания девальвационно-инфляционной спирали. Поэтому ответственность за ценовую стабильность автоматически предполагает необходимость поддержания стабильности курса национальной валюты при любом валютном режиме —с фиксированным или плавающим курсом.

Несоблюдение этого принципа, публично задекларированное в официальных заявлениях НБУ, спровоцировало всплеск девальвационных ожиданий, отток депозитов и резкое падение доверия к монетарному регулятору, ставшие основными драйверами девальвационной спирали. Это нельзя называть паникой. С одной стороны, это естественная реакция участников рынка по защите своих сбережений в ответ на неэффективные хаотичные действия НБУ, с другой — спровоцированная регулятором активизация спекулятивного сегмента рынка.

В публикациях СМИ встречается ошибочное мнение, что цели валютно-курсовой стабильности противоречат целям ценовой стабильности. Видимо, эта ошибка возникла из-за некорректного понимания известной «трилеммы невозможности» Манделла. Она состоит в невозможности одновременного достижения трех целей — фиксированного курса, открытого счета капитала и независимой монетарной политики. То есть в режиме фиксированного курса при открытом счете капитала процентная ставка (важный инструмент монетарной политики) не может оказывать необходимого влияния на инфляцию. В этом случае якорем для инфляции являются фиксированный курс и умеренная фискально-бюджетная политика.

Смысл перехода к плавающему курсу в том и состоит, чтобы за счет допущения небольшой волатильности курса появилась возможность сглаживать колебания валютных потоков и высвободить инструменты процентной политики для регулирования инфляции и экономического роста. Этот смысл перехода к плавающему курсу, к сожалению, был утрачен из-за неправильного использования монетарных инструментов, и в этом состояла вторая группа серьезных ошибок НБУ.

2. Ошибки монетарной политики. Механизмы обеспечения стабильности валютного курса при разных валютных режимах предполагают использование разных каналов регулирования денежной массы. В условиях фиксированного курса главным каналом монетарного регулирования был валютный: через ее (валюты) покупкуНацбанк увеличивал предложение денег в экономике, через продажу — уменьшал. В ситуации наращивания экспорта, увеличения сальдо текущего счета платежного баланса, притока капитала росло предложение иностранной валюты и возникала тенденция к ревальвации. Для ее недопущения Нацбанк выкупал иностранную валюту, тем самым осуществляя эмиссию гривни. Так поддерживался фиксированный курс, а экспортеры и банки через продуктивный канал эмиссии получали достаточно денежных средств.

В обратной ситуации — падения экспорта, увеличения импорта, оттока капитала — возникали дефицит валютных ресурсов и девальвационное давление на гривню. В этом случае Нацбанк продавал валюту по фиксированному курсу, уменьшая гривневую массу через валютный канал, что обеспечивало валютную стабильность. Если при этом активно «включался печатный станок» для монетизации дефицита бюджета, а эмиссия через этот канал использовалась непродуктивно и не способствовала новым валютным поступлениям, то желание НБУ удержать фиксированный курс неизбежно наталкивалось на необходимость сокращения валютных резервов.

В ситуации недоступности внешних займов за этим следовал валютный кризис — девальвация гривни и фиксация курса на новом уровне, который через ценовые факторы стимулировал экспорт, ограничивал импорт и тем самым уравновешивал текущий счет платежного баланса. В такой модели монетарного регулирования в условиях фиксированного курса и периодических девальваций Украина преодолела два валютных кризиса — в 1998–1999 гг. (174,4-процентная девальвация с 1,9 до 5,21 грндолл.) и 2008–2009 гг. (девальвация на 58,1%, с 5,05 до 7,99 грндолл.).

Текущий валютный кризис 2014–2015 гг. качественно отличается от предыдущих: он развивался по более катастрофической модели девальвационно-инфляционной спирали с превышением отметки 275-процентной официальной девальвации. Проблема состоит в том, что, сняв с себя ответственность за стабильность валютного курса, Нацбанк отказался от использования монетарных механизмов, которые могли эту стабильность обеспечить. В условиях плавающего курса и критического снижения валютных резервов, когда валютный канал потерял роль регулятора денежной массы и стабилизатора курса, Национальный банк в целях поддержания курсовой и ценовой стабильности должен был эффективно использовать канал рефинансирования и мобилизации денежных средств, чего не произошло. Просчеты состояли в нарушении ключевых принципов эффективности этого канала в условиях девальвационного и инфляционного давления.

Первый просчет: процентная политика должна быть основана на формировании эффективного процентного коридора краткосрочных ставок НБУ, внутри которого находились бы все остальные ставки денежного рынка. Ставка рефинансирования по кредитам овернайт должна быть максимальной среди всех ставок (ее уровень должен иметь штрафной характер), а ставка мобилизационных операций НБУ по депозитам овернайт — минимальной. Смысл такого коридора в том, чтобы центральный банк не играл роль брокера и участника спекулятивных операций, а выполнял функцию регулятора денежного рынка и кредитора последней (а не первой) инстанции.

Этот принцип был нарушен. Ставки рефинансирования по кредитам овернайт были низкими, во второй половине прошлого года — ниже ставок межбанковского рынка, а в четвертом квартале они стали отрицательными в реальном выражении (с учетом инфляции). Дешевые сверхкраткосрочные ресурсы в больших объемах (по данным официального сайта НБУ, 95 млрд грн кредитов овернайт за 2014 г.) по непрозрачным критериям предоставлялись узкому кругу банков (в основном это шесть-восемь банков) и выполняли роль «денежной подушки» для спекулятивных валютных операций.

Ясно, что эти ресурсы не могли выполнять функцию компенсации оттока депозитов или стимулирования кредитования реального сектора. Для повышения доверия к НБУ и прозрачности банковского сектора было бы правильно раскрыть информацию по этим банкам — получателям кредитов овернайт и объяснить критерии, по которым это рефинансирование предоставлялось. До сих пор эта информация не раскрыта: публикуются данные только по получателям рефинансирования на период свыше 30 дней.

Ошибочная процентная политика привела к слабому влиянию Нацбанка на рыночные ставки. С марта 2014 г. ставки по кредитам и депозитам в банковской системе вообще двигались в направлении, противоположном движению ставок НБУ: учетная ставка двигалась вверх, а кредитные и депозитные ставки банков — вниз. Это говорит о невыполнении процентной политикой своей роли и неиспользовании монетарных механизмов обеспечения курсовой и ценовой стабильности. Необходимо сформировать оптимальный процентный коридор как основу системы процентных ставок монетарной политики для нормальной управляемости рыночными ставками и создания стимулов к равномерному перераспределению ликвидности на межбанковском рынке.

Недавнее повышение ставки НБУ по кредитам овернайт до 33% было бы правильным, если бы осуществлялось в структуре целостной антикризисной стратегии и без сопутствующих вредоносных мер. Например, повышение ставки НБУ по депозитным сертификатам овернайт до 20% (в то время как краткосрочные банковские ставки по депозитам юрлиц составляли в среднем около 9%, а по краткосрочным кредитам — около 21%) говорит об использовании процентной политики не для регулирования, а для легких заработков за счет государственных денег. Такие дорогостоящие для государства мобилизационные операции ничем не оправданы и беспрецедентны в истории НБУ (до начала 2014 г. ставки по депозитным сертификатам овернайт в среднем составляли от 0,1 до 6%). Они должны быть существенно снижены, чтобы не разрушать нормальные функции межбанковского рынка и роль НБУ как регулятора.

Второй просчет: объемы операций рефинансирования и мобилизации денежных средств (особенно обороты этих операций, а не только остатки по ним) должны были ориентироваться на поддержание оптимального уровня ликвидности банковской системы и недопущение раскачивания валютного курса через спекулятивные операции. В течение 2014 г., по данным официального сайта НБУ, банкам было предоставлено 222,3 млрд грн рефинансирования (43% из них, то есть 95 млрд, — это кредиты овернайт). Периоды наибольшего роста объемов кредитов овернайт совпадают с периодами наибольшего обострения девальвации гривни. Соответственно, небольшие временные промежутки стабилизации курса совпадают с периодами резкого сокращения объемов этого рефинансирования (в частности, сентябрь-октябрь 2014 г.; 4–10 марта 2015 г.).

Из-за неэффективного рефинансирования был искусственно повышен спекулятивный гривневый спрос на иностранную валюту, что в условиях сокращения официального и бурного развития «черного» валютного рынка спровоцировало обострение валютного кризиса, рост девальвационных ожиданий и раскручивание девальвационно-инфляционной спирали. Против недостатка ликвидности в банковской системе говорит тот факт, что в течение 2014 г. коэффициенты ликвидности превышали предельные нормативные значения более чем вдвое, а средние остатки на корсчетах были существенно выше их среднего уровня в 2013 г. Беспрецедентные объемы мобилизационных операций за 2014 г. (1,473 трлн грн) не оправдывают экспансию рефинансирования, а подтверждают ее нерациональность.

По сути, за 2014 г. через депозитные сертификаты НБУ с достаточно высокими депозитными ставками был прокручен практически годовой ВВП Украины. Такого объема мобилизационных операций не было за всю историю Национального банка. В настоящее время экспансия дорогих мобилизационных операций продолжается и даже нарастает. Например, по данным официального сайта НБУ, за один день, 5 марта 2015 г., через депозитные сертификаты овернайт им было привлечено 16,4 млрд грн под ставку 20%. То есть сумма выплаченных процентов за день составляет около 9 млн грн. Если так пойдет и дальше, то годовые процентные расходы НБУ по этим операциям могут достичь 2 млрд грн. Непомерно высокие объемы мобилизационных операций и высокие ставки по ним порождают сразу три проблемы:

— нивелирование регулирующей роли процентных ставок и утрату Нацбанком функции монетарного регулятора;

— непродуктивную эмиссию и неэффективное расходование государственных средств;

— разрушение стимулов банковской системы для кредитования реального сектора.

Объемы рефинансирования и мобилизационных операций НБУ необходимо привести к разумным размерам, соответствующим принципам оптимального управления ликвидностью банковской системы.

Ошибки третьей группы — это ошибки валютного регулирования НБУ.

3. Ошибки валютного регулирования. Валютный рынок — это сложный организм, чувствительный к ожиданиям, эффектам объявлений, профессионализму регулятора и особенно к валютным ограничениям. Превышение адекватной меры административных ограничений ведет к утрате их смысла с точки зрения пользы для экономики, а рынок прекращает свое нормальное существование. Именно этой «цели» добился регулятор, введя в августе 2014 г. ограничения по обязательной 100-процентной конвертации валютных поступлений и ряд аналогичных мер. Приток валютной выручки экспортеров приостановился, очень быстро развились теневые рынки обмена валют. После частичной отмены этих ограничений вернуть доверие и валюту уже не получилось. Объем официального валютного рынка сжался приблизительно в 6–7 раз. На таком узком рынке с помощью непрозрачного рефинансирования и других ручных методов можно «рисовать» любой курс. Поэтому стали возможными падение курса и растрата валютных резервов, превышающие все мыслимые разумные рамки, а в марте этого года — «показательное» его укрепление.

Чтобы действительно нормализовать работу валютного рынка и увеличить приток валютной выручки экспортеров, необходимо стимулировать их мотивацию по заведению валютных средств на внутренний рынок, а также снижение девальвационных ожиданий. В частности, украинскими экспертами предлагается разумная мера автоматического возврата НДС при продаже валютной выручки. Параллельно необходимо исправление перечисленных ошибок монетарного регулирования. Как говорил автор немецкого экономического чуда Людвиг Эрхард, проблема инфляции не терпит, чтобы медлили с ее разрешением, ибо то, что сегодня кажется второстепенным, завтра приобретет трагическую значимость.

Прокуратура Харківської області розпочала досудове розслідування за фактом службового зловживання посадовими особами ДП «Південна залізниця». Про це повідомляє прес-службапрокуратури Харківської області.

У грудні 2013 року державне підприємство купило в історичному центрі Харкова квартиру площею 168 кв.м. вартістю 970 тис грн. Згідно з чинним законодавством, далі цю квартиру мали перевести у державну власність і поставити на баланс підприємства. Натомість квартиру безпідставно передали одному з тодішніх керівників Південної залізниці, який згодом приватизував це житло.

У 2012-2014 рр. керівником ДП «Південна залізниця» був Олександр Філатов.

Нет, это не то, что вы подумали. Это не про дешевые автомобили. Автомобильный социализм - это не когда автомобили стоят недорого. Автомобильный социализм - это когда новые и старые автомобили стоят дорого. Очень дорого. И недоступны большинству людей.

Автомобильный социализм - это Куба. Где можно купить новый компактный автомобиль Пежо 206 почти за 100 тысяч долларов. Или Джили СК за 26 тысяч долларов. Не устраивает? Тогда можно стать владельцем 20-летнего ВАЗ 2105. За 10 тысяч долларов. Или приобрести Москвич - чуть постарше возрастом, но немного дешевле. При этом средняя зарплата у кубинцев - немногим больше 20 долларов.

В Украине зарплата еще не 20 долларов, но уже, после стремительной девальвации гривны, самая маленькая во всей Европе. И при этом мы уверенно держим курс на кубинские цены на новые автомобили. Не верите? Посмотрите на ценники в автосалонах - они выросли не только в гривнах, но и часто - в долларах.

И при этом новых автомобилей в Украине продается все меньше и меньше. Почему же растет цена? Ведь если падает спрос, по идее, должна снижаться и цена на товар. Впрочем, это правило работает только в открытой экономике. Украина таковой не является.

Погоду на автомобильном рынке Украины определяют две больших группы игроков. Первая группа - автопроизводители. Вторая - автоимпортеры. Первые производят все меньше (некоторые заводы в 2015 году уже вообще ничего не производят). Но и импортеры тоже ввозят все меньше машин.

Почему? Украинцы стали меньше зарабатывать. Особенно в пересчете на доллары или евро. Еще год назад доллар стоил всего 8 гривен. Сейчас - не меньше 25. Казалось бы, отечественные автопроизводители должны быть только в выигрыше от такой девальвации национальной валюты. Представьте, какое бы ценовое преимущество получили отечественные автопроизводители, если бы повысили цены всего на 10-20%?! Ведь их конкуренты-импортеры были вынуждены повысить гривневые цены в три раза - в соответствии с ростом курса доллара. Если бы так произошло, кто бы стал покупать иномарки, которые как минимум в три раза дороже отечественных авто?

Но так не произошло. На самом деле - автомобили отечественной сборки подорожали практически настолько же, насколько выросла в цене иностранная валюта. Что говорит о том, что либо в себестоимости отечественных авто очень большая составляющая импортных комплектующих, либо о том, что производитель уверен, что покупателю деваться некуда. И он все равно купит его товар.

Отчасти это так и есть. Правительство Украины вводит дополнительную таможенную пошлину в размере 5% о стоимости импортируемых автомобилей. И это в добавок к уже существующей пошлине в размере 10% и акцизного сбора.

Импортерам нет смысла снижать цены на машины. Если бы украинский рынок исчислялся миллионами проданных автомобилей в год, наверняка мы бы увидели аттракцион невиданной щедрости - всевозможные скидки от импортеров. Но… Украинцы покупают слишком мало машин, чтобы наш рынок был по-настоящему интересен мировым автопроизводителям. В абсолютных цифрах в январе 2015 года в нашей стране было продано меньше 3000 автомобилей. Падение объемов по сравнению с прошлым, далеко не рекордным годом, в целых пять раз.

Украинцы не торопятся покупать новые автомобили просто потому, что у них нет денег. У нас нет денег. Возможно, мы купили бы не новые автомобили. Свежие. Из Европы. Хотя из-за падения курсы гривны и они стали для нас дороже. Но купить недорогой подержанный автомобиль из Европы для большинства украинцев просто нереально. Подержанный автомобиль, пригнанный из Европы, после уплаты пошлины и акцизного сбора (который на б/у автомобили в разы больше, чем на новые) становится не намного дешевле нового.

Чем меньше будет покупаться новых автомобилей в Украине, тем выше будет их цена. Продавцу нужно компенсировать свои затраты на содержание автосалона и прочей инфраструктуры. Не исключено, что уже в 2015 году некоторые марки уйдут с украинского рынка. Ведь продажа автомобилей - это бизнес, а не благотворительность. А многие автосалоны с таким уровнем объема продаж вряд ли смогут быть безубыточными.

Но самое главное следствие снижения объема продаж новых автомобилей - это рост цен на подержанные авто. Если не будет притока новых машин, то с чего дешеветь подержанным? Ведь свежих предложений на рынке будет все меньше. В принципе, подержанные автомобили уже подорожали. В гривне. Подорожание автомобилей обязательно отразится и на общем увеличении цены товаров. Ведь в стоимости любого товара есть транспортная составляющая. Старые автомобили чаще ломаются. Требуют больше времени и денег на ремонт. А следовательно, затраты на перевозку товаров будут расти.

Средний возраст автомобиля в Украине - 19 лет. И это не просто цифра. Это, прежде всего, небезопасная цифра. Чем старше автомобиль, тем меньше в нем средств пассивной и активной безопасности. Да и просто с возрастом, помноженным на условия нашего дорожного бездорожья, увеличивается риск аварий, связанных с техническим состоянием авто.

Есть ли выход из этой ситуации? Есть два выхода: оптимистический и "такой как всегда". Поскольку оптимистический вариант развития событий нереален и никто не будет снижать ставки таможенных пошлин и акцизного сбора, то сразу перейду ко второму варианту. Цены на автомобили в Украине будут расти. Как на новые, так и подержанные.

Автомобильный социализм. Это когда машин мало. Они старые. И они дорогие.

Страсти вокруг Министерства здравоохранения Украины продолжают накаляться. Высокопоставленных чиновников все чаще обвиняют в неэффективности и служебных злоупотреблениях. Однако, если разобраться, становится очевидным: главная цель скандальных оппонентов Александра Квиташвили – сохранить на ключевых позициях в МОЗе своих людей, причем именно для того, чтобы им никто не мешал использовать старые коррупционные схемы.

Видит цель - не замечает препятствий

Наиболее ярый борец за чистоту рядов МОЗа - Председатель ассоциации производителей лекарств (АПЛУ) Петр Багрий. Серый кардинал отечественного фармрынка явно заинтересован в том, чтобы расставить на ключевые министерские посты своих людей. И нынешний всплеск его активности вполне объясним - на минувшей неделе был уволен ставленник Багрия - глава Госслужбы по ле­кар­ственным средствам Миха­ил Пасечник.

Для создания информационного шума вокруг МОЗа мастер заказных скандалов Багрий в очередной раз использовал представителей общественности. Причем, некоторых из них он сумел перевести из категории своих обличителей в категорию союзников. Как ему это удалось, остается лишь догадываться. Хотя, можно и прямо спросить у одного из общественников-антикоррупционеров- Дмитрия Шерембея, главы организации «Пациенты Украины». Как ни странно, еще в позапрошлом году г-н Шерембей, будучи членом правления «Центра противодействия коррупции», изобличал в махинациях самого Багрия. Еще в конце 2013 г. Центр презентовал аналитический отчет «Кто зарабатывает на эпидемиях ВИЧ/СПИДа и туберкулеза в Украине». Один из его разделов посвящен «группе Багрия». «Среди победителей тендеров на АРТ-препараты 19,4% закупок выиграли компании ООО «Укрпостач», ООО «СкайФарм» и ООО «Фармадис» на сумму 48 млн грн. Эти же компании получили почти половину (47%) средств, потраченных государством на закупку противотуберкулезных препаратов общей суммой 51 млн грн. Результаты расследования экспертов ЦПК дают основание допускать, что контроль над этими фирмами сводится к одному лицу - Петру Багрию», - писали «Наші гроші». Издание отмечает, что предприятия Багрия фигурируют и в скандальном отчете, подготовленном в 2008 г. Валерием Коновалюком по поручению Комитета ВР по вопросам здравоохранения. В документе описано, как в 2005-2007 гг. махинации поставщиков привели к тому, что цены на противотуберкулезные препараты были завышены, в среднем, в 2-3 раза, а в отдельных случаях - в 22 раза, если сравнивать с соседними с Украиной странами. И, что показательно, ситуация не изменилась и после громких заявлений Коновалюка. Багрий остался в лидерах госзакупок, оттеснив от тендеров известных национальных и мировых производителей. Таким образом, колоссальные суммы из бюджета оседали в карманах нескольких человек. Вот почему и сегодня Багрий готов на многое - лишь бы сохранить старые коррупционные схемы. И тут заказные скандалы и подкуп борцов с коррупцией - одни из самых безобидных методов.

Поводы для скандала - выдуманные

Чтобы остаться поближе к кормушке, Петр Багрий не устает придумывать все новые и все более абсурдные поводы для компрометации руководства МОЗа. Сначала с помощью серии заказных публикаций была раздута шумиха по поводу затягивания с принятием законопроекта по закупкам лекарств. Однако на днях Комитет по вопросам здравоохранения Верховной Рады Украины рассмотрел пакет документов о передаче закупок лекарств международным организациям и рекомендовал Парламенту принять его на следующей неделе. В пакет вошли законопроекты №2150 и №2151, регулирующие вопросы в сфере госзакупок и налогообложения.

Когда крыть стало нечем, группа Багрия обвинила МОЗ в блокировании регистрации лекарств. «На сегодня в Украине затягивается процесс государственной регистрации лекарственных средств. В январе-феврале 2015 было зарегистрировано/перерегистрировано всего 307 лекарственных препаратов, в то же время за аналогичный период 2013-2014 годов процесс регистрации проходили в 2-3 раза больше лекарственных средств», - говорится в совместном пресс-релизе Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности (ООРММП) и АПЛУ. Но и этот повод для выпада оказался вымышленным. 13 марта министр здравоохранения Александр Квиташвили заявил, что обработаны все заявки, поданные на регистрацию и перерегистрацию препаратов. «В период с 18 февраля по 12 марта нынешнего года зарегистрировано 124 лекарственных средства, перерегистрировано - 199, внесены изменения в регистрационные материалы в 873 случаях, отказано в регистрации/перерегистрации или внесении изменений - в 18 случаях», - сообщает официальный сайт МОЗ. Там же, чтобы ни у кого не возникало сомнений, приведен перечень соответствующих документов.

Между тем, для главы АПЛУ Багрия факты - явно не аргумент. Он продолжает информационную войну, втягивая подконтрольные ему организации и других игроков фармрынка. На следующей неделе, 18 марта, в ИА Интерфакс-Украина он собирает очередную пресс-конференцию, на которой попытается вновь атаковать министерство Александра Квиташвили, подставляя тем самым под удар репутацию производителей и дистрибьюторов, клюнувших на заказной PR-повод и поддавшихся манипуляциям. Таким образом, представителям рынка предоставлен простой выбор: встать на сторону коррупционера Багрия, который из последних сил пытается вернуть свое былое влияние, или начать менять систему вместе с грузинским реформатором Квиташвили.

Страны, вынужденные принимать потоки беженцев, относятся к ним, как к бедствию и в основном стараются всячески избегать подобного «гостеприимства» и свалившихся на голову проблем с размещением, обеспечением кровом и пропитанием прибывших. Но бывают и исключения: иногда укрытие беженцев сулит выгоду, а порой эта выгода проявляется лишь спустя длительное время. И тогда «новой родине» приходится даже испытывать чувство стыда.

Благодарность с отсрочкой

В середине XIX века Ирландия пережила Великий голод, причиной которого были несколько лет неурожая картофеля, пораженного фитофторозом. Голоду, как водится, сопутствовали эпидемии, лютые морозы и неповоротливость власти.

Свыше миллиона ирландцев умерли, до двух миллионов покинули страну, спасаясь от голодной смерти.

В современной терминологии это были самые настоящие беженцы из региона, охваченного стихийным бедствием, — подавляющее большинство эмигрантов пытались добраться до берегов США (в пути через океан порой гибло до 15% переселенцев). Но там их ждал отнюдь не радушный прием. Ирландцы — католики, безграмотные крестьяне — вызывали насмешку и резкое отторжение местных. Беженцы почти автоматически попадали на самое дно общества. Дискриминация была жуткой: объявления о приеме на работу с припиской «ирландцам не беспокоиться» были самым обычным явлением. Блокбастер «Банды Нью-Йорка» при всей своей голливудской гротескности основан на реальных событиях. Известная цитата из Chicago Post тех времен: «Поскреби заключенного или нищего — и найдешь ирландского католика».

Ирландцы ответили на агрессию… агрессией, самоорганизацией, взаимовыручкой, верностью своей религии и фантастическим трудолюбием. Спустя столетие после прибытия первой волны беженцев потомок ирландских переселенцев, католик по вероисповеданию, Джон Фицджеральд Кеннеди стал президентом США.

Безразличие, обернувшееся трагедией

Приход к власти Гитлера поставил евреев Германии перед нелегким выбором. Большинство надеялось, что нацистский антисемитизм останется на уровне пропагандистских лозунгов и не затронет их жизнь. Тем не менее очень многие задумались о смене страны проживания. Надо сказать, что до определенного момента (1938) политика нацистского антисемитизма не затрагивала прав на собственность евреев и даже поощряла их эмиграцию.

Лозунг «Juden Raus!» («Евреи — убирайтесь!») был запущен в 1936 году в виде… настольной детской игры (цель игрока — вывести евреев из города к сборному пункту, откуда их депортируют в Палестину).

Но проблема была и в том, что Великобритания, чьей подмандатной территорией являлась Палестина, вовсе не приветствовала массовый исход евреев на историческую родину: существовали квоты на переселенцев — не более 25 тысяч евреев в год.

Да и остальной западный мир проявил редкое безразличие к проблеме германских евреев, бежавших от усиливавшейся дискриминации. Лишь в июле 1938 года по инициативе президента США Рузвельта прошла международная конференция по вопросу о еврейских беженцах, в которой приняли участие 32 государства. Но каждое из них нашло свои причины для того, чтобы не принимать беженцев. США ссылались на экономический кризис, Великобритания не желала раздражать арабов и т.д. Страны третьего мира, соглашавшиеся принять германских евреев, требовали значительной компенсации от международного сообщества. Конференция провалилась.

Историк Илья Альтман приводит такой пример: «Символом равнодушия к судьбе евреев стала история с теплоходом «Сент-Луис». В 1939 году он вышел из Гамбурга с 900 пассажирами на борту. Вопреки первоначальным обязательствам и наличию виз они не были приняты Кубой. Отказались впустить беженцев и США. Теплоход вернулся в Европу, где почти все его пассажиры стали жертвами Холокоста».

Удивительно то, что страны, отказавшиеся принять будущих жертв Холокоста, сталкивались с массовой эмиграцией евреев и до Гитлера. И к тому моменту евреи уже не раз продемонстрировали не только способность интегрироваться в новое общество, но и вносили немалый вклад в его процветание.

Радушие, вызывающее недоумение

А вот и абсолютно «обратный пример»: страны Латинской Америки и Ближнего Востока, ставшие второй родиной для нацистов, вынужденных бежать из послевоенной Германии.

Оставим в стороне легенды о спасшихся Гитлере и Бормане, о вывезенном «золоте партии». Достаточно и имеющихся фактов. Чили, Аргентина, Парагвай, Бразилия и арабский Восток стали прибежищем для немцев, покинувших разгромленный рейх. С арабами все более-менее понятно: создание государства Израиль вылилось в череду войн с соседями, принять то или иное участие в которых бывшие правоверные нацисты посчитали правильным по идейным соображениям.

С Латинской Америкой несколько проще: мир в то время был еще не настолько глобализирован, и битвы за океаном мало касались этой части света. Немецкие же беженцы не только не создавали нагрузки на социальную систему принявших их стран (трудолюбие, терпение, порядок, дисциплина), но и выступали в роли квалифицированных консультантов, когда речь заходила об усовершенствовании вооруженных сил, спецслужб или полиции.

Страна беженцев

В 1949 году на остров площадью 36 тыс. км2 прибыли почти 2 млн. беженцев. К счастью, они были хорошо организованы — имели собственное правительство, парламент, административный аппарат, вооруженные силы и практически все были сторонниками одной партии. Так началась новейшая история Тайваня (Китайской Республики) — уникального примера успешной во всех отношениях страны, чей суверенитет сегодня официально признают лишь два десятка государств, преимущественно карликовых.

Следует отметить, что бежавшие на Тайвань сторонники партии Гоминьдан и ее лидера Чан Кайши, казалось бы, уже продемонстрировали на материковом Китае свою политическую несостоятельность и, что особенно важно, потрясающую коррумпированность. Но в масштабах Тайваня им удалось создать экономику «азиатского тигра», один из наиболее ярких примеров «прыжка из третьего мира в первый». Но прорыв не дался легко: до 1987 года действовало военное положение, известное также как «Белый террор». Жертвами авторитарного однопартийного режима стали тысячи человек.

Отверженные

В 2009 году в Канаде разразился скандал: белому беженцу из ЮАР было предоставлено убежище по политическим мотивам. Правительство усмотрело в этом опасный прецедент: если признать, что созданное лауреатом Нобелевской премии мира Нельсоном Манделой государство создает для своих граждан невыносимые условия из-за белого цвета кожи, то…

Положение белого населения, утратившего монополию на политическую власть в ЮАР, легким не назовешь. По статистике с 1996 по 2010 год в республике убивали в среднем по одному белому фермеру в день, причем убитые часто подвергались изощренным пыткам.

Ситуация более чем спорная. Обратная сторона медали в том, что уровень насилия в стране зашкаливает и без расовых различий: убийств чернокожих чернокожими (с неменьшей жестокостью) в десять раз больше, что, собственно, и отражает демографическую картину в стране (40:4 млн. жителей), — вопрос в том, что если черные выступают и как преступники, и как жертвы, то белые — практически лишь в последней роли.

Тем не менее фактом является то, что белое население покидает ЮАР, выезжая в основном в Британию, Австралию и Новую Зеландию — с момента отмены «режима апартеида» страну покинули свыше миллиона потомков европейских переселенцев. Тренд сегодняшних дней — дети белого населения уезжают получать образование в Европу и США, покупая «билет в один конец».