Правительство, Нацбанк и МВФ расходятся в своих ожиданиях развития экономической ситуации в Украине в этом году. Однако никто из них уже не прогнозирует быструю стабилизацию и восстановление экономики, в отличии от некоторых украинских чиновников-оптимистов в прошлом году. Строя предположения, эксперты в основном ориентируются на рост валютного курса и банкротства крупных финансовых учреждений.

Соображения политеса

Нынешний год обещает быть не менее сложным для украинской экономики, чем предыдущий. Однако точных прогнозов на то, что нас ждет, не может пока дать никто. Правительство ожидает, что ВВП страны в 2015 году может снизиться на 5,5%, 8,6% или даже на 11,9%. Рост цен по самым оптимистическим ожиданиям может превысить 26%, а в самом негативном сценарии он достигнет 42,8%. Тоже самое касается экспорта и импорта – эти показатели также будут падать минимум на 7-10%. А реальные зарплаты по стране снизятся в пределах 14-21% в зависимости от развития событий.

Ранее МВФ был гораздо более оптимистичным в своих ожиданиях. Фонд спрогнозировал восстановление экономики в 2015 году и ее рост на 1%. Уровень инфляции в фонде по итогам этого года прогнозируют в 14%, а безработицы – 9,8%. «Деловая активность в Украине, вероятно, также будет падать в ответ на макроэкономические вызовы. В то же время Украина активно воплощает согласованную с МВФ программу экономических структурных реформ, которая позволит противостоять долгосрочной экономической слабости и макроэкономическим дисбалансам», – говорится в отчете фонда.

Но наиболее приближенным к реальности сейчас выглядит последний прогноз Нацбанка. Регулятор ожидает замедления инфляции с 24,9% в минувшем году до 17,2% в нынешнем и связывает это с более жесткой монетарной политикой вместе с другими стабилизационным мерами правительства в рамках новой программы сотрудничества с МВФ. Что по идее снизит инфляцию до однозначного уровня уже в 2016 году. А падение ВВП по оценкам НБУ, должно замедлиться до 4-5%.

Перипетии прогнозирования

«В настоящее время делать прогнозы, которые так или иначе влияют на формирование ожиданий населения, не стоит. Сейчас нужно говорить о тех шагах, которые могут иметь позитивный эффект на экономическую ситуацию в стране. Потенциальные агрегаты экономического роста - потребление, инвестиции и экспорт - демонстрируют падение, именно поэтому необходимо в первую очередь создать условия для их стимулирования. Это проведение реформ и привлечение нового международного финансирования»,- говорит начальник управления казначейства Индустриалбанка Геннадий Литвинов.

Ситуация в экономике во многом зависит от поведения НБУ и его реакции на валютные колебания. Сам регулятор не дает ориентировочный прогнозный уровень курса на год, так как отказался от его фиксации. Поэтому ближайшее будущее страны будет зависеть от курсовых колебаний в течении года, а также от желания правительства проводить обещанные реформы.

«Основной задачей является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения средств в украинскую экономику. Речь идет о защите прав кредиторов, налоговой реформе, а самое главное – судебной системе и ограничениях на валютном рынке. Но на это понадобится чуть больше, чем ближайший год, – считает глава правления ОТП Банка Тамаш Хак-Ковач. – О денежной политике Нацбанка можно сказать, что валютные аукционы более эффективны, нежели административное регулирование, однако все еще существующие неофициальные ограничения и психологические факторы тормозят динамику восстановления рынка».

В режиме ручника

Дальнейшая экономическая ситуация в стране и прогнозы на будущее будут во многом зависеть от стоимости доллара. Пока валютный рынок немного успокоился и НБУ жесткими административными ограничениями добился отката курса до отметки в 22-23 грн./$. Фундаментальным же ориентиром в Нацбанке считают уровень 20-21 грн./$, однако даже если в ближайшее время курс зафиксируется на этом уровне, это не значит, что он будет держаться на нем весь этот год.

«Уже прослеживается тренд к стабилизации гривны, главным образом потому, что НБУ просто отсек часть спроса путем введения дополнительных ограничений для импортеров (аккредитив для больших транзакций, запрет на авансовые платежи по импорту и т.д.). Так что дополнительными шагами могут быть только четкие сигналы рынку о том, что гривна не будет девальвировать, закрытие всех лазеек для спекулянтов, и уменьшение объемов эмиссии денег»,- говорит управляющий директор Empire State Capital Partners Ярослав Удовенко.

Вторым катализаторов неожиданных проблем в экономике, которые могут перечеркнуть все самые взвешенные прогнозы, может оказаться значительное увеличение количества обанкротившихся банков. Если НБУ продолжит выводить с рынка крупные учреждений, то для выплат депозитов их вкладчикам ему придется печатать дополнительные средства. Цена вопроса довольна велика, так как только клиентам обанкротившегося недавно Дельта Банка правительство должно вернуть более 16 млрд. грн. При одновременном поступлении таких средств в экономике, это непременно спровоцирует рост инфляции. «Основная реформа в банковской системе идет полным ходом. То, о чем говорили много лет, начало воплощаться в жизнь. Я говорю о сокращении количества и повышении качества банков в Украине. Да, действия НБУ в этом направлении многим кажутся слишком агрессивными. Но во многом они абсолютно оправданы. Банковская система переживает глубокий кризис, в ходе которого проходит очистка. Полагаю, из этого кризиса она выйдет не столь многочисленной, какой была до него, но гораздо более устойчивой к стрессам», – отмечает советник председателя правления «Евробанка» Василий Невмержицкий.