Статьи
25 февраля 2015 г. президент Украины Петр Порошенко подписал указ «О почтении памяти Князя Киевского Владимира Великого – творца средневековой европейской державы Руси-Украины».
Данный указ практически не заметили в Украине. Оно и понятно – сейчас множество других горящих тем. Зато в России на выход указа отреагировали оперативно и бурно - первый замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Франц Клинцевич обвинил нашего президента в намерениях приватизировать князя – Крестителя Руси. Дескать, никакой Украины тогда и близко не было – нечего и рот разевать.
В данном случае мы имеем наглядный пример манипуляций, с помощью которых Россия ведет против Украины войну за историю, откровенно присваивая всё, что, так или иначе, способствует укреплению мыслевируса о «русском мире».
Кремль уже многие годы ведет системную работу внутри России и на международной арене, чтобы укрепить ассоциацию «Древняя Русь = Россия» и одновременно навязать тезис о том, что Украина – это временное искусственное образование, а украинцы – «неисторическая нация», «окраинные русские», по недоразумению получившие свое государство.
Один из способов, который применяют российские манипуляторы – «присваивание» отдельных исторических деятелей или символических событий с помощью активных информационных кампаний. Традиционная схема – создание линейки тенденциозных продуктов (фильмы, выставки, книги, конференции и т.д.), вокруг которых формируется информационный вал при обязательном участии первых лиц государства.
Например, в 2010 г. в рамках года России во Франции в Лувре была презентована масштабная выставка «Святая Русь», которую открывали президенты двух стран. Предсказуемо, никакой Украины в «тысячелетней истории Руси» не было. Факт того, что ключевые памятники сакрального зодчества и вообще истоки «Святой Руси» находятся в Киеве, организаторов не смутил.
В той же Франции россияне вкладывают немало усилий, чтобы королеву Анну Ярославну воспринимали как «Анну Русскую, читай - Российскую».
Учитывая, что Украина никаких сопоставимых усилий для популяризации своей истории не прилагает, формируется картина, при которой ключевые события и персонажи Древней Руси ассоциируются с Москвой, хотя они жили лет за 100 до её основания.
Операция по «присвоению» Кремлём Владимира Великого осуществляется не один год и с особым размахом.
28 июля 2015 г. исполняется 1000 лет со дня смерти равноапостольного князя. В этом контексте указ Порошенко – это позитивный шаг, но крайне запоздалый. По сути - это попытка запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда.
Ведь россияне уже несколько лет готовятся к тому, чтобы в процессе освещения этого события укрепить «русский мир» и представить Украину его составной частью. В 2010 г. указом президента РФ была учреждена новая памятная дата – 28 июля как День Крещения Руси. В Украине праздновать День Крещения Киевской Руси-Украины начали раньше - в 2008 г., после указа президента Виктора Ющенко. Однако до системной популяризации Древней Руси как части украинской истории, в том числе – на международном уровне, тогда руки не дошли.
Через 2 года, 30 июля 2012 г. президент РФ Путин принял участие в закладке атомного подводного крейсера «Князь Владимир» - головного корабля обновленного проекта класса «Борей-А» с усиленным ракетно-ядерным вооружением (такая подлодка будет нести 20 межконтинентальных баллистических ракет «Булава»). Сигнал очень красноречивый.
31 июля 2013 г., после масштабного празднования в Киеве и Севастополе 1025-летия Крещения Руси, президент России создал специальную рабочую группу по подготовке мероприятий, посвященных тысячелетию преставления князя Владимира. Т.е., в Москве непосредственную подготовку начали два года назад.
Изначально собирались организовать порядка сотни акций «во всех странах канонического пространства Русской православной церкви, а также и в русских диаспорах других государств». Единый замысел этих мероприятий формирует патриарх РПЦ Кирилл. Активно участвует в подготовке юбилея архимандрит Тихон (Шевкунов), которого называют духовником Путина.
Событие для Кремля было настолько знаковым, что во время известных переговоров с Виктором Януковичем 17 декабря 2013 г. Путин среди интеграционных проектов с Украиной (наряду с кредитом на $15 млрд, авиастроением, судостроением, космосом и т.д.) отдельно упомянул 1000-летие преставления князя.
После оккупации Крыма изменился контекст почтения памяти князя Владимира. Недаром Путин в своем послании Федеральному Собранию сравнил Херсонес с Храмовой горой в Иерусалиме. Россия предприняла шаги к усилению пропагандистского эффекта таким образом, чтобы получился мостик – из Херсонеса, где князь принял крещение, сразу в Москву. Киев остается за бортом.
С самого начала 2015 г. в России развернулась активная кампания по увековечиванию памяти князя Владимира. В частности, 18 января в Севастополе стартовал всероссийский просветительский проект «Креститель». На территории Херсонеса за один день был построен обыденный храм, проведен молебен.
21 января патриарх Кирилл обратился к пастве со специальным посланием в связи с 1000-летием преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. 21-23 января в Москве проходили XXIII Международные Рождественские образовательные чтения «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Только в столице России в рамках чтений состоялось около 160 мероприятий, в которых приняли участие порядка 10 тыс. человек. А в региональных этапах – более 100 тыс. Среди прочего, был проведен специальный круглый стол «1000-летие преставления князя Владимира в светских и православных СМИ».
30 января в выставочном комплексе «Ленэкспо» в Санкт-Петербурге открылась масштабная выставка «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи», где князю Владимиру был посвящен отдельный зал.
За границами России также начались акции в контексте юбилея. Например, на севере Таиланда, в г. Чиангмае 10 февраля был заложен первый камень храма во имя равноапостольного князя Владимира.
24 февраля состоялось очередное заседание рабочей группы при президенте РФ по подготовке 1000-летия преставления князя. Председательствовал на заседании лично патриарх Кирилл. Среди прочего, он инициировал проведение специального урока о князе Владимире во всех школах.
25 февраля Мосгордума приняла решение о возведении 25-метрового (!) памятника Владимиру на Воробьевых горах в Москве (архитектор – Салават Щербаков).
И это только начало. В течение всего года в России будут проходить масштабные события. Открываться выставки и отреставрированные храмы. Проводиться крестные ходы и научные мероприятия. Например, 24-26 сентября в Москве состоится международная научно-практическая конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор».
Будет снят документальный фильм «Креститель. Херсонес. Севастополь». Помимо этого известный режиссер Владимир Бортко анонсировал съемки широкоформатного двухчасового художественного фильма «Креститель», который выйдет на экраны весной 2016 г.
Я специально перечислил эти мероприятия (хотя это далеко не всё!), чтобы подчеркнуть – указ президента Порошенко явно не может никого «приватизировать», потому что Россия уже все «приватизировала» сама.
Нервическая реакция депутата Госдумы на упомянутый указ объясняется очень просто – Россия всегда ведёт себя именно так, когда Украина имеет наглость самостоятельно и без оглядки на Москву интерпретировать исторические события.
В Кремле прекрасно понимают значение исторической памяти, символики, выдающихся личностей для формирования настроений в обществе. Поэтому любые попытки нарушить монополию Москвы на интерпретацию истории всегда вызывают бурю негодования.
Отсюда простой вывод: если Украина хочет выжить как страна и сохранить право на свою историю, она должна отстаивать его всеми силами. Это такая же война за независимость, только в другой плоскости.
Указ Порошенко написан по бюрократическому шаблону – погашение марки и конверта, Госкомтелерадио – осветить, МИДу – озадачить посольства… Министерство информационной политики вообще не упомянуто.
С таким подходом войну за историю не выиграть. Гуманитарный блок правительства должен пересмотреть своё отношение к этой теме.
Буквально на днях Украина получила замечательный повод завладеть инициативой – на Почтовой площади найдены остатки построек, которые археологи предварительно относят к 11-13 вв. Полноценные археологические раскопки древней улицы с последующей музеефикацией могут стать прекрасным сюжетом, вокруг которого необходимо развернуть целую кампанию, чтобы акцентировать: Владимир – это киевский князь, а Украина-Русь – это не просто словесная конструкция.
Если Украина этого не сделает, окажется, что Владимир крестил какую-то другую Русь.
- Информация о материале
…Будь я начальником Генштаба, обязательно планировал бы наступательные операции. Войну нельзя выиграть, сидя в обороне. Война – это маневр силами и средствами, ложные удары, внезапные атаки, окружение и разгром противника. Если, конечно, громить противника позволит главнокомандующий. Но это уже другая история – про то, что следует делать президенту во время войны…
1. Необходимо расформировать штаб АТО, вместо которого надо создать штаб Восточного фронта. Разместить этот штаб следует в Изюме или Чугуеве - вне зоны поражения дальнобойными РСЗО, но вблизи фронта. В штабе надо собрать лучших офицеров с опытом боевой работы, независимо от звания и послужного списка мирных времен. Начальник Генштаба должен возглавить этот штаб. В Киеве сидеть нечего, когда идет война. С тыловой работой вполне справится Минобороны и аппарат Генштаба. Присутствие командира на фронте повышает эффективность ведения боевых операций и поднимает дух бойцов.
2. В срочном порядке надо восстановить управляемость и боеспособность армейских бригад, прекратив ошибочную, преступную практику «нарезки» подразделений бригад по всему фронту. Сегодня на фронте нет ни одной бригады, которая воевала бы в одном месте - все роты и батальоны перемешаны и разбросаны от севера до юга. Такими войсками невозможно управлять, их трудно снабжать. Общевойсковые (механизированные), танковые, аэромобильные бригады должны воевать бригадным составом на закрепленном за ними участке фронта под единым командованием.
3. На фронте нам нужны полнокровные подразделения и воинские части. За последний год стало модным называть каждое подразделение батальоном, полком или бригадой. По факту - по списочной численности и вооружению - эти «батальоны» от силы насчитывают роту бойцов, «полки» - имеют батальонный состав, «бригады» воюют численностью в полтора батальона… Такая практика вводит в заблуждение не только противника, но и собственные штабы. Рота должна быть ротой, батальон - батальоном, бригада - бригадой. Только тогда от них можно ожидать реальной боевой работы.
4. Следует ликвидировать за ненадобностью штабы секторов АТО. Сегодня эти штабы не в состоянии эффективно управлять войсками, «нарезанными» и перемешанными по всему фронту, и являются лишним промежуточным звеном в системе управления. Вместо штабов секторов за выделенный им участок фронта должны отвечать командиры бригад, и управлять приданными им подразделениями артиллерии, МВД и Нацгвардии.
5. Легковооруженная Нацгвардия и милиция должны обеспечивать безопасность тылов и безопасную логистику в прифронтовой зоне, а в оперативном порядке подчиняться командирам бригад. Нечего бойцам спецподразделения, подготовленного для борьбы с террористами и диверсантами, воевать в окопах - у них свои важные задачи.
6. На востоке идет классическая война, пускай и с некоторыми особенностями. Фронт надо держать не блок-постами на дорогах с разбросанными на них танками и пушками - по одному-два на пост, а укрепрайонами (опорными пунктами), построенными на выгодных для обороны высотах, с учетом рельефа местности. Вместо накопанных как попало, и прикрытых чем придется земляных сооружений, должны быть устроены бетонные доты и дзоты, хорошо защищенные блиндажи и замаскированные стрелковые позиции.
7. Несамоходная крупнокалиберная артиллерия должна находиться в глубине фронта, иметь несколько запасных позиций, и осуществлять поддержку укрепрайонов огнем в случае наступления врага. Контрбатарейной борьбой должна заниматься самоходная мобильная артиллерия, скрытно перемещаемая по фронту в случае необходимости. Дальнобойная артиллерия должна быть резервом штаба фронта.
8. Укрепрайоны должны быть насыщены противотанковыми средствами - ПТУРСами, пушками «Рапира» и подобными, а также минометами. Проблема не в том, что у нас нет современных американских противотанковых комплексов «Джавелин», а в том, что у нас не хватает хорошо подготовленных операторов ракетных комплексов отечественного производства. Следует немедленно организовать подготовку птурсников на полигонах, не считаясь с затратами (выстрел ракетой - достаточно дорогое удовольствие).
9. Наряду с усилением противотанковой обороны, необходимо создавать специальные взводы противовоздушной обороны. На вооружении таких взводов должны быть переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), скорострельные зенитные пушки, и крупнокалиберные пулеметы, приспособленные для обстрела воздушных целей. Массированное применение оккупантами авиации может стать свершившимся фактом в любой момент.
10. Танки, расставленные поштучно по блок-постам, необходимо снова свести в боеспособные танковые подразделения и соединения. Одиночный танк практически бесполезен в современной войне. Танковые подразделения надо держать в ближнем тылу, на хорошо замаскированных позициях, постоянно меняя место дислокации, чтобы снизить риск поражения артиллерией или авиацией противника. Танки надо применять не как огневые точки, а в составе групп, как бронированные кулаки - для купирования прорыва противника, для контратаки или наступления.
11. Катастрофическая ситуация сложилась со средствами связи. Все подразделения на фронте должны быть оснащены надежными коротковолновыми радиостанциями или системами спутниковой связи. Это, скорее, задача для Минобороны, но начальника Генштаба этот вопрос не может не волновать. Нельзя управлять войсками по мобильному телефону.
12. Чтобы успешно воевать, надо иметь достаточное количество резервов - дальнобойной артиллерии, танковых частей и высокомобильных пехотных подразделений, способных действовать автономно. Резервы нужны для ликвидации прорывов линии фронта, и для развития успеха в случае наступления. Резервные части должны находиться в ближнем тылу, в постоянной готовности к передислокации. По сути, надо создать резервную армию второго эшелона, готовую вступить в бой в течение одного-двух часов после поступления приказа.
13. Необходимо готовить войска не только в тылу, но и на войне. Следует создать учебные центры недалеко от линии фронта, где поочередно могли бы проходить доподготовку подразделения, несущие службу на передовых позициях. Там же должны постоянно тренироваться войска второго эшелона.14. Разведка. Здесь сплошное безобразие. Разведсводки, спускаемые сверху, повторяют почти слово в слово посты Дмитрия Тымчука; штаб АТО и штабы секторов не владеют информацией; многие офицеры разведки не знают, где находятся наши войска, не говоря уже о войсках противника. Данные, полученные инструментальными методами ведения разведки - с помощью БПЛА, радиоперехватом - почти нигде в штабах не востребованы, кроме командиров подразделений на местах. В то же время, везде по фронту встречаются инициативные командиры, офицеры и бойцы, которые серьезно занимаются сбором и анализом разведданных. Есть волонтерские (добровольческие) группы авиационной разведки. Есть целая сеть добровольных информаторов (агентов), живущих на оккупированных территориях. Есть смелые люди - ротные, батальонные разведчики - которые пробираются на ту сторону, и собирают разведданные. Задача первостепенной важности - создать разведцентр Восточного фронта, который бы собирал и анализировал развединформацию из различных источников. Необходимо также в срочном порядке создать войсковую эскадрилью беспилотной разведки, и увеличить количество центров радиотехнической разведки.
15. У начальника Генштаба должны быть планы - готовые решения по действию войск в различных ситуациях. Такие потенциальные ситуации - будь-то наступление врага, или наше контрнаступление - должны быть определены путем анализа разведданных; решения должны быть выработаны и смоделированы. Командир каждой бригады и отдельного подразделения должен знать, на основе этих планов, что будет делать воинская часть в том, или ином случае. Нас не должны застигать врасплох атаки на Донецкий аэропорт, попытки окружить Дебальцево, прорваться в Мариуполь, или «внезапное» наступление на Харьков… Мы должны быть готовы ко всему.
- Информация о материале
Верховная Рада все-таки приняла законопроект № 2212, устанавливающий новые правила пенсионных выплат гражданам нашей страны. Отныне пожизненное денежное содержание работающим пенсионерам надлежит выплачивать в размере 85%, но не меньше суммы прожиточного минимума установленного для лиц, утративших трудоспособность (с 01.01.2015 по 30.11.2015 этот самый минимум составляет 949 грн., с 01.12.2015 по 31.12.2015 эта цифра «взлетит» до 1074 грн.).
Кому не нужны деньги
Не попадут под секвестр работающие пенсионеры, которые получают от государства не более 1,5 прожиточных минимумов по состоянию на сегодняшний день – 1423 грн. По крайней мере, об этом сказал руководитель Минсоцполитики Павел Розенко.
Забавно, но лицам в период работы на должностях, которые дают право на назначение специальных пенсий (народные депутаты, государственные служащие и приравненные к ним лица, судьи, прокуроры и другие), содержание выплачивать не будут вообще.
Очень похоже на старый анекдот про милиционера: «Сержант, почему третий месяц за зарплатой не приходишь? – А что тут еще и зарплату дают? А я думал, выдали пистолет, и крутись, как знаешь!»
Но если серьезно, то эксперты уверены, что данная норма спровоцирует волну увольнений на госслужбе. Так как у таких категорий, как правило, пенсия гораздо выше зарплаты.
«При этом для определения размера пенсии будут исходить из заработной платы за 2012-2014 гг., а не за последние три года перед выходом на пенсию. Долго ли будет действовать такая норма непонятно, также не до конца ясно, что будет с теми пенсиями, которые будут назначаться в 2016 году и в дальнейшем. Скорее всего, зарплаты в этого года не будут отличаться от прошлогодних. Но все же, если кому-то из-за девальвации гривны повышали жалование, с нее платили налоги и взносы в тот же Пенсионный фонд, то она не повлияет на размер пенсии», – комментирует управляющий партнер ЮК Prove Group Владислав Кочкаров.
День простоять, ночь продержаться
И хотя премьер Арсений Яценюк отдельно заверил, что ограничения размеров пенсий продлятся не более года, нужно разобраться, с каким грузом социальных проблем мы подойдем к новому 2016 году.
Начиная с прошлого года лекарственные средства подорожали на 30-130%. И более всех от резкого повышения цен на лекарства пострадали хронические больные, вынужденные покупать препараты все время. Понятно, что большинство таких пациентов как раз и составляют пенсионеры. Например, антиаритмические средства (применяются при разнообразных нарушениях сердечного ритма) подорожали практически в три раза.
По информации Госстата, в январе 2015 года индекс потребительских цен на продукты питания и безалкогольные напитки составил 34,7% (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). В частности, хлеб и хлебопродукты подорожали на 41,4%, макаронные изделия, мясо и мясопродукты – на 29%, рыба и рыбопродукты – на 46,8%, молоко и творог – на 22,8%, яйца – на 77,2%, растительное масло – на 34, 8%, фрукты – на 72,8%, сахар – на 23,1%, безалкогольные напитки – на 34,4%.
Резко подорожали крупы: перловая и ячневая крупа на 800-1000 грн. (до 4800 грн./т), кукурузная и пшеничная – на 1-1,5 тыс. грн. (до 4,5-5 тыс. грн./т), манка и горох - на 2 тыс. грн. (до 7000 грн./т), пшено – на 2,5-3 тыс. грн. (до 8 тыс. грн./т), гречка – на 4,5-5 тыс. грн. (до 15-15,5 тыс. грн./т).
А учитывая, что Минэкономики предложило полностью отказаться от регулирования цен на социально значимые товары, то нас ожидает еще более ощутимое повышение стоимости продуктов.
И не забываем, что с 1 апреля тарифы на газ для населения вырастут почти в шесть раз. Что само по себе является беспрецедентным случаем в истории нашей страны.
Не блещет оптимизмом и прогноз МВФ для Украины. В частности, фонд предрекает падение нашей экономики в 2015 году на 5,5% и рост цен в пределах 25% с его плавным замедлением до 10% только в 2016 году.
Так что, если через год, как обещает Арсений Петрович, финансовые ограничения для работающих пенсионеров и снимут, еще неизвестно, сколько человек физически сможет воспользоваться такой щедростью правительства.
- Информация о материале
Оказавшись обманутыми уже не одним украинским правительством, функционеры Международного валютного фонда стали значительно жестче требовать от Киева выполнения так называемых предварительных условий (prior actions). Так что, несмотря на остроту нынешних украинских проблем (особенно на валютном рынке) и проявленную лояльность в переговорном процессе, без голосования ряда необходимых законов парламентом не могло быть и речи об утверждении подготовленной сторонами программы расширенного финансирования (extended fund facility).
За неимением иных кредитных источников Кабмин мобилизовался и старательно выполнил необходимые условия, предложив парламенту пакет так называемых реформаторских законов. Их принятие, наряду с бюджетными поправками, о которых ZN.UA уже писало, даст МВФ основания для предоставления кредита Украине. Вопрос будет решаться на совете директоров 11 марта. Поэтому голосование за правительственные законы проходило в спешке, со скандалами и под личным руководством премьера. Назвать революционными принятые нормы язык не повернется, но если учесть, что все проводимые до этого «реформы» напоминали, скорее, фарс, то нынешние изменения действительно способны улучшить ситуацию, правда, далеко не все.
Детенизация зарплат и ощипывание пенсий
Начать хотелось бы с позитивов — правительство признало свои ошибки и пересмотрело подходы к детенизации зарплат. Несмотря на то, что фискальная служба отчиталась о 20-процентном росте поступлений налогов и сборов в январе-феврале по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, произошло это, по-видимому, не из-за детенизации оплаты труда. Поступления от единого социального взноса (ЕСВ) за два месяца составили 25,8 млрд грн: почти 12 млрд грн в январе и 14 млрд в феврале. Для сравнения, в декабре прошлого года поступления от ЕСВ составили почти 18 млрд, в октябре — 14,8 млрд, в августе — 13,9 млрд грн. Очевидно, что ситуация с теневыми зарплатами, несмотря на проведенную реформу, не изменилась. Понимая, что такими темпами решить проблемы с дефицитом Пенсионного фонда невозможно, правительство отказалось от ряда критериев, необходимых для применения понижающего коэффициента для ЕСВ.
Критерии, принятые предыдущей редакцией закона, были невыполнимыми для большинства бизнес-структур: средняя зарплата на предприятии должна была составлять не менее 3654 грн, платеж ЕСВ — не менее 700 грн. Конечно, для крупных предприятий данные нормы не были непреодолимым препятствием, однако для мелких и средних снизить ЕСВ было практически невозможно. Предложенные изменения убирают эти ограничения, критерий увеличения заработной платы уменьшен с 30 до 20% от среднего показателя за прошлый год. Во избежание злоупотреблений введен критерий среднего платежа — он также должен быть не меньше прошлогоднего аналога, а также ограничено увеличение количества сотрудников — не более чем в два раза. Кроме того, четко расписан механизм расчета коэффициента и порядка его применения, а область его использования расширена за счет самозанятых лиц.
«Предлагаемые изменения упрощают применение данного коэффициента. Учитывая индекс инфляции и девальвации, большинство предприятий будут увеличивать свои заработные платы, что позволит им уменьшить процент ЕСВ. Даже увеличение заработной платы на 20% позволит предпринимателям уменьшить ставку ЕСВ с 37 до 30,8%, то есть на 6,2%. Увеличение средней зарплаты на 50% уменьшит ставку ЕСВ до 24,7%, на 12,3%. Для получения коэффициента 0,4, а ставка ЕСВ в этом случае составит 14,8%, заработную плату нужно увеличить в 2,5 раза, что реально смогут сделать только те, кто активно выплачивал заработные платы в конверте. Мы рассчитываем, что этот механизм все-таки будет стимулировать выход зарплат из «тени», — рассказал ZN.UA Илья Несходовский, эксперт РПР группы «Налоговая реформа».
Говорить о каких-либо победах рано, но измененный подход действительно дает второй шанс детенизации зарплат. При этом важно понимать, что расходы ПФ составляют 14% ВВП, треть из них (свыше 80 млрд грн) покрывается за счет госбюджета. Для сокращения расходов фонда правительство предложило ряд изменений и в пенсионное законодательство, вызвавших шквал критики, за которой часто нет ничего, кроме популизма. Принять закон удалось лишь с пятой попытки, спустя два часа совершенно беспредметных споров и демагогии.
В результате предусмотрено постепенное повышение пенсионного возраста на пять лет для женщин, которым назначаются льготные пенсии по возрасту и пенсии за выслугу лет. На пять лет увеличен страховой стаж, необходимый для назначения таких пенсий, и для мужчин, и для женщин. Кроме того, для отдельных категорий на пять лет увеличиваются требования к необходимому стажу выслуги лет. Ограничены выплаты пенсий работающим пенсионерам. В период работы пенсионеру будет выплачиваться пенсия в размере 85%, но не менее 1423 грн. Последняя норма будет действовать с 1 апреля 2015-го до 1 января 2016 г. Впрочем, нет ничего более постоянного, чем временное. При этом размер пенсий для работающих судей и госслужащих теперь ограничен 10 прожиточными минимумами для нетрудоспособного лица и не может превышать 9490 грн. Пожалуй, главным позитивом стала договоренность о подаче до 1 мая законопроекта о кардинальном пересмотре спецпенсий как таковых и их ликвидации в случае, если до 1 июня этот законопроект не будет принят.
Тут важно понимать, что людей, получающих пенсии ниже 1500 грн, изменения не коснутся, а это подавляющее большинство украинских пенсионеров. Пенсии свыше 1,5 тысячи получают около 3,6 млн человек, работают из них только 600 тыс. Также не будут ограничиваться пенсии для инвалидов 1-й, 2-й и 3-й групп, участников боевых действий, в том числе АТО, и членов семей погибших участников боевых действий. По оценкам аналитиков, принятые изменения не смогут кардинально повлиять на ситуацию и снизят дефицит фонда менее чем на 4 млрд грн. Так что основная надежда на решение проблем с дефицитом ПФ все еще возлагается на детенизацию зарплат, для которой, по самым оптимистичным оценкам, необходим год.
Нефтегазовая беда
Как уже известно, повышаются не только тарифы на газ для населения на 280%, но и рента на добычу газа — с 20 до 70%. Полученный дополнительный ресурс государство направит на субсидирование населения. Для того чтобы повышение тарифов не обернулось огромными долгами за коммунальные услуги, Минфин дополнительно выделил 12,5 млрд грн на субсидии для населения, а Минсоцполитики изменило систему начисления субсидий, сделав ее максимально простой. По словам министра Розенко, если сейчас субсидиями пользуются около миллиона украинцев, то после повышения тарифов в них будут нуждаться уже 4 млн. Дополнительных средств, по убеждению Минсоцполитики, должно с лихвой хватить на выплату помощи всем нуждающимся.
«Укргаздобыча» ожидаемо заявила, что повышение ренты делает невозможным наращивание добычи газа даже при его подорожании, а усугубят ситуацию хронические задолженности НАК «Нафтогаз Украины» перед предприятием. Так что в, казалось бы, идеальной схеме все же заложены определенные риски, избежать которых без решения проблем «Нафтогаза» не получится. Правительство попыталось это сделать хотя бы частично, приняв закон о стабилизации финансового состояния компании, погашении задолженности за природный газ и предотвращении возникновения этой задолженности в будущем.
По состоянию на 1 января 2015-го общая задолженность потребителей перед «Нафтогазом Украины» превысила 29,6 млрд грн, в том числе долг населения составил 2,1 млрд, бюджетных учреждений и организаций — 160 млн, предприятий ТКЭ — свыше 16,1 млрд, предприятий промышленного и энергетического комплексов — 11,2 млрд грн. При этом компания, уполномоченная формировать ресурс природного газа Украины и определенная его гарантированным поставщиком, до этого момента была лишена действенных инструментов взыскания задолженности и влияния на должников. Грубо говоря, принятый закон предоставляет НАКу право ограничивать газоснабжение предприятий теплокоммунэнерго до уровня технологической безопасности в случае нарушения ими условий оплаты за поставленный газ и превышения выделенных лимитов газа.
Решить проблемы с задолженностями благодаря принятому документу действительно возможно, вот только проблемы газового монополиста не ограничиваются исключительно задолженностями. Ревизия расходной части бюджета компании так и не была проведена, соответственно, принятые законодательные изменения не смогут решить всех причин ее плачевного финансового состояния. «Нафтогаз» — очень большая компания, неэффективность ей свойственна просто по определению. Прежде чем говорить о стабилизации ее финансового состояния, необходимо понять, что там на самом деле происходит и как расходуются средства. Для этого однозначно необходим аудит. Причем необходим он не только нам с вами, чтоб понять, есть ли там какие-то схемы или нет, но и самой компании, чтобы оценить и устранить существующие проблемы. Тем более если она и в дальнейшем планирует повышать тарифы», — считает Александр Паращий, аналитик Concorde Capital.
Банковские страсти
В попытке стабилизировать ситуацию в банковском секторе Верховная Рада приняла президентский законопроект, усиливающий ответственность связанных с банком лиц, прежде всего, руководителей банков, контроллеров и других владельцев существенного участия в банке. Прежде всего, речь идет о решениях, влияющих на финансовое состояние банка или стабильность банковской системы, а также затрагивающих интересы вкладчиков и других кредиторов банка. В том числе и ответственность за действия, которые привели к тому, что банк был отнесен к категории проблемных. В большинстве случаев речь идет, конечно же, об административной ответственности. Но если по вине менеджера или собственника банк не только отнесли к категории неплатежеспособных, но и был нанесен крупный материальный ущерб государству или кредитору, предполагается криминальная ответственность.
Банкротства банков действительно стали серьезной проблемой для финансовой системы Украины. В этом году Фонду гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ) было выделено свыше 20 млрд грн из госказны, в 2014-м он получал от НБУ две кредитные линии на 10,2 млрд и 9,95 млрд грн. На начало года финансовые ресурсы фонда не превышали 16,8 млрд, и, по словам главы фонда, их едва хватит на предстоящие нужды. Каждый банк, выведенный с рынка регулятором, — это бремя на плечах ФГВФЛ. Вот только реформой принятую меру вряд ли можно считать, да и ситуацию в банковском секторе она принципиально не изменит.
«Мы не можем сказать, что в Украине этот вопрос вообще не регулировался. Внесенные сейчас изменения являются дополнительными. Если вы посмотрите на то количество исков, которое уже подано Фондом гарантирования вкладов на собственников и менеджмент банков, то увидите, что их количество огромно. Акционеры тех банков, которыми сейчас занимается ФГВФЛ, нам уже известны. Изменения, внесенные законом, просто позволят нам быстрее и эффективнее справляться с ситуацией», — заверяла общественность глава НБУ Валерия Гонтарева.
И действительно, еще до принятия данных изменений, по заявлениям ФГВФЛ было возбуждено свыше 230 уголовных дел против менеджмента и собственников комбанков. Естественно, не имея обратной силы, закон не распространится на собственников и менеджмент тех учреждений, которые уже были признаны неплатежеспособными, и криминальная ответственность им уже не угрожает. Но не остановит она, к сожалению, и их последователей из-за повальной коррумпированности судебной системы и режима вседозволенности, в котором живут власть имущие. В действительности именно эта норма выглядит наименее дееспособной и наиболее популистской из всех предложенных.
Привлечь и удержать инвестора
Очевидно, что принятые меры не способны решить все финансовые проблемы Украины, как неспособна решить их и кредитная программа МВФ, которая будет брошена на погашение займов и пополнение золотовалютных резервов. В текущих условиях привлечение инвестиций — правильное и необходимое решение. Для этого парламент принял ряд законов, позволяющих как привлечь в Украину иностранные компании, так и защитить их права на отечественных рынках. Правда, и тут все не так однозначно, как кажется на первый взгляд.
Дерегуляция бизнеса — один из ключевых аспектов, на которых делает акцент МВФ. Украина планомерно сокращает количество лицензий и разрешительных процедур для бизнеса. Очередным шагом к упрощению ведения бизнеса стала отмена 34 лицензий. Действительно, позиция Украины в рейтинге легкости ведения бизнеса от Всемирного банка Doing Business может улучшиться, но ZN.UA (и не только ZN.UA) уже неоднократно писало о том, что сама по себе позиция в этом рейтинге не должна быть самоцелью власти.
Более того, на сегодняшний день среди оцениваемых ВБ сфер наихудшими у Украины являются такие, как присоединение к электросетям (185-я позиция в рейтинге), международная торговля (154-я), разрешение неплатежеспособности (142-я) и налогообложение (108-я). Ни один из вышеперечисленных индикаторов не улучшится лишь благодаря принятому закону. Противовесом остаются и систематические изменения налоговой политики государства, пугающие потенциальных инвесторов и вконец измотавшие работающих в Украине предпринимателей. Поэтому назвать принятые изменения революционными, как о том заявляли некоторые парламентарии, не получается.
«Работать еще есть над чем. Список отмененных лицензий можно и нужно расширять. Целей, которые преследует лицензирование некоторых из оставшихся в законе видов деятельности, можно достичь и другими мерами государственного регулирования, — считает юрист Святослав Бартош. — В частности, путем эффективного осуществления рыночного надзора, повышения эффективности правоохранительных органов, усиления ответственности правонарушителей, а главное — искоренения коррупции в деятельности контролирующих органов».
Усилить же защиту прав инвесторов призван еще один одобренный правительством законопроект, который, с одной стороны, закладывает основы дерегуляции хозяйственной деятельности акционерных обществ, а с другой — повышает требования для публичных акционерных обществ, акции которых включены в биржевой реестр. Опять же, по мнению авторов документа, это должно отразится на позициях Украины в рейтинге Doing Business и сделать акционерные общества привлекательными для инвестирования. Но с точки зрения привлечения инвестиций, предложенные изменения — всего лишь небольшой и не самый важный шаг в правильном направлении.
Гораздо большей проблемой с точки зрения портфельных инвесторов на сегодняшний день являются непрозрачность отчетности компаний и «серые» схемы, которыми они пользуются. Недавний пример агрохолдинга «Мрия» показал, что даже международный аудит и иностранный листинг не гарантируют, что финансовое состояние компании соответствует ее проспектам для инвесторов.
«Любые изменения должны быть обоснованными. К сожалению, это никоим образом не касается данного законопроекта. Многое из того, что предлагается, вряд ли приведет к упрощению правоотношений и повышению защиты инвесторов, — отмечает Артут Нонко, управляющий партнер юридической фирмы «Центр правового консалтинга». — Действительно, вопрос защиты владельцев бизнеса от злоупотреблений со стороны должностных лиц, назначенных такими владельцами, является актуальным. Но правовой преградой для нормальной их защиты, прежде всего, являются устаревшие положения главы IХ (статьи 130–138) Кодекса законов о труде Украины. Однако по неизвестным причинам авторы указанного законопроекта их как раз и обошли стороной».
Зато авторы документа не прошли мимо усиления прав миноритариев, что в отечественных реалиях чревато злоупотреблениями с их стороны. В результате желание привлечь портфельных инвесторов, которые обычно покупают максимум пару процентов акций и вынуждены полагаться на законодательные гарантии их прав, а не на силу голосования, могут лишь расшатать отношения между теми владельцами бизнеса, которые им реально управляют, и теми, кто только стремится к этому.
«По сути, любой владелец пакета в 5% сможет инициировать достаточно длительный и сложный процесс против эмитента и обжаловать практически любой его договор. В каждом таком деле, естественно, можно применять обеспечение и т.п. — объяснил ZN.UA Дмитрий Шемелин, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры». — Кроме того, любопытно будет посмотреть на ситуацию, когда два 5-процентных акционера подадут иски одновременно, по разным основаниям. Насколько законопроект окажет негативный эффект, будет зависеть от его применения судами. Предыдущую волну гринмейла удалось сбить, в основном благодаря судебным разъяснениям и, частично, законодательным изменениям». Как видим, и здесь реформ не так уж много, а та польза, которую принесут изменения, может быть полностью нивелирована злоупотреблениями, которым открывают дорогу нормативные новшества.
***
Что же имеем в итоге? Сборную солянку из разрозненных, оторванных друг от друга нормативных решений, анализируя которые, невооруженным глазом, можно увидеть отсутствие системного понимания реформ, масштаба изменений, их связанности между собой. Невозможно отделаться от ощущения, что правительство просто попыталось выполнить необходимую для получения кредита программу-минимум, «поставив галочки» напротив необходимых к выполнению пунктов. Получается, что без кнута и пряника МВФ Кабмин не в состоянии принимать системные решения и адекватно реформировать экономику.
Впору опасаться, что как только на государственные счета поступят первые транши, Кабмин с помпой отчитается о ста днях правительства и «заглохнет» до тех пор, пока не израсходует лимит финансирования и заодно доверия международных кредиторов. Да и насколько эффективными будут такие точечные изменения? Ведь они явно не учитывают всего комплекса нынешних экономических проблем, потребностей связанных отраслей и рынков. По сути, реформы коснулись лишь некоторых, выхваченных международными экспертами болезненных очагов кризиса и, вместо избавления от недугов, предложили устранение их симптомов, причем далеко не всех.
- Информация о материале
Уже много лет ключевой отраслью, которая формирует стабильный финансовый поток в Украине, является энергетика. Газовые контракты, лицензии на добычу, «золотые» буровые установки, «оборванный транзит»… Перечислять можно бесконечно.
На энергетике в Украине всегда зарабатывали первые лица. Например, импорт газа в Украину был «президентским бизнесом». А вот экспорт электроэнергии - премьерским. И так далее.
Появление в 2011-2012 годах так называемой «Семьи» экс-президента Виктора Януковича начало разрушать привычное здание коррупционного политико-экономического устройства Украины. Попытки «отжать все» раз за разом выбивали кирпичики из фундамента.
В 2014-м здание загорелось и обвалилось. Стоит сказать, что под завалами и в огне пожара оказались преимущественно простые смертные. Одна часть руководства, с потерями, но отскочила. Другая - возглавила тушение пожара и восстановительные работы.
Но «обвал и пожар» все смешали. Прежние правила перестали работать. Например, сейчас газ и нефть - это больше премьерский бизнес. А уголь и электричество - президентский. А бывшее руководство страны якобы не у дел. Но это пока.
Сенсационные заявления первых лиц и кадровые изменения в сепаратистских администрациях на Донбассе, о которых речь пойдет ниже, могут говорить о том, что конкуренция за энергетические потоки в разгаре.
Так в конце прошлой недели «и. о. министра энергетики ДНР» стал Руслан Дубовский - менеджер старых друзей бизнесмена Сергея Кузяры. Того самого человека, который осенью пытался продвинуть через АП схему поставок угля из России и, возможно, «ДНР»-«ЛНР».
Дубовский сменил на сепаратистском посту Евгения Файницкого - ранее одного из главных юристов «младоолигарха» Сергея Курченко.
Главные энергетики террористов
27 февраля стало известно, что в «ДНР» был арестован местный «министр энергетики» Евгений Файницкий. Об этом, избегая подробностей, сообщилисепаратистские СМИ со ссылкой на «генпрокуратуру ДНР». Правда, потом новость об аресте Файницкого куда-то исчезла.
Позднее российское агентство РИА Новости сообщило, что в «ДНР» назначен новый исполняющий обязанности «министра энергетики».
- Назначен гендиректор ПАО «Арендное предприятие «Шахта Ждановская» Руслан Дубовский. Глава ДНР подписал указ об освобождении Файницкого от занимаемой должности, - сообщил СМИ один из заместителей «министра».
Источник агентства также заявил, что Файницкий был быстро отпущен из-под стражи.
- У правоохранительных органов были вопросы по поводу поставок в республику газа и бензина, - говорилось в сообщении.
Достаточно интересное уточнение, учитывая личность «патрона» Евгения Файницкого. Как уже писал INSIDER, этот человек при президентстве Виктора Януковича был одним из руководителей группы юристов «младоолигарха» Сергея Курченко.
Как известно, одним из основных видов деятельности Курченко при Януковиче была организация схем поставки нефтепродуктов. Украинские правоохранительные органы считают, что Курченко использовал незаконную схему «оборванного транзита», реализуя в Украине большие объемы контрабандного бензина.
Кто же стал новым «министром энергетики ДНР»?
«Алик, Ринат, Самсон»
Как говорится в сообщении РИА «Новости», Руслан Дубовский работает гендиректором ПАО «Арендное предприятие «Шахта Ждановская». Это же подтверждается данными системы раскрытия информации на фондовом рынке SMIDA.
Интересно, что на сайте МВД Украины этот человек числится в качестве пропавшего без вести в зоне АТО. По данным милиции, Дубовский пропал 26 августа прошлого года.
«Ждановскую» Дубовский возглавляет с 2007 года. С начала 2012-го крупнейшим мажоритарным владельцем предприятия выступает кипрская компания «Е.К.М. Энерджи Коал Майнинг Лимитед». Сейчас ей принадлежит более 99% акций шахты.
А до того крупнейшая доля в предприятии принадлежала украинской ООО «Донецкая промышленная правовая компания», подконтрольной бизнесменам Александру Александровичу Ротову и Антону Владимировичу Дьяченко.
Их отцы - Александр Ротов и Владимир Дьяченко - известные на Донбассе предприниматели. В 2005 году они получили контроль над тремя донецкими машиностроительными компаниями - рутченковским «Гормашем», заводом «Эксперимент» и «Донбасс-Электромотор».
До того эти предприятия контролировала компания «АРС-Холдинг» - дочернее предприятие известного донецкого ЗАО «АРС».
Согласно одной из версий, название «АРС» расшифровывается как «Алик, Ринат, Самсон». Сейчас 72,5% акций этой структуры принадлежат давнему соратнику Рината Ахметова Сергею Кию. Последний имел опосредованное отношение к компаниям, в которых работал нынешний «глава ДНР» Александр Захарченко.
В 2000-х годах гендиректором «АРС» был известный угольный магнат Игорь Гуменюк, который в 2013 году стал основным владельцем ранее государственной энергогенерирующей компании «Донбассэнерго».
Александр Ротов также известен как президент строительной компании GERC, которая до войны строила промышленные объекты преимущественно в Донецкой области и Крыму.
Невзирая на то, что шахтой «Ждановская» формально владеет кипрская компания, менеджмент предприятия близок к Ротову. Например, нынешний глава набсовета шахты - Максим Греков - трудился и в строительной компании Ротова «Герц», и в других предприятиях этой группы.
Новоиспеченный «министр энергетики ДНР» Руслан Дубовский также был директором шахты и при компании Ротова-Дьяченко, и при «киприотах».
Хотя в конце 2014-го - начале 2015 года Ротов активно давал интервью СМИ, в которых утверждал, что даже гипотетически не будет сотрудничать с «ДНР»-«ЛНР», и что президент РФ Владимир Путин находится в «неадеквате».
Интересно, что еще при Януковиче шахта «Ждановская» в суде оспаривала законность приватизации «Донбассэнерго» структурами Игоря Гуменюка. Позднее иск шахты был объединен с аналогичным иском Генпрокуратуры времен Виктора Пшонки.
Как писала Деловая столица, целью судебного разбирательства могла быть не отмена продажи акций госкомпании, а скорее узаконивание ее. Уже при новой власти, в июне 2014 года, Окружной админсуд Киева отклонил иск о пересмотре итогов приватизации «Донбассэнерго».
Но у работодателя нового «министра энергетики ДНР» и его старого партнера Гуменюка есть еще один интересный друг - угольный менеджер Сергей Кузяра.
Скандал с африканским углем
Это имя широкая общественность узнала в результате скандала вокруг поставок угля из ЮАР в конце прошлого года.
Немного истории. В конце августа 2014 года госпредприятие «Укринтерэнерго», подконтрольное Кабмину Арсения Яценюка, заключило контракт на поставку угля из ЮАР с английской фирмой Steel Mont Trading.
Необходимость в поставках топлива из третьих стран стала одним из результатов войны на Донбассе. Из-за того, что львиная доля шахт перешла под контроль боевиков, в Украине возник дефицит энергетического угля, необходимого для работы теплоэлектростанций. Кроме того, Россия начала блокировать поставки своего угля Украине.
7 ноября на заседании СНБО президент Петр Порошенко усомнился в том, что африканский уголь был закуплен по адекватной цене. После этого Генпрокуратура под руководством Виталия Яремы начала расследование.
Президентская и премьерская вертикаль начали неприкрыто воевать. Генпрокуратура и сторона президента говорила о том, что уголь из ЮАР не горит и был куплен по завышенной цене. В Кабмине же уверяли, что внимание Администрации Порошенко к этому контракту продиктовано желанием организовать альтернативную схему поставок угля из «ДНР»-»ЛНР» и России.
Один из высокопоставленных чиновников Кабмина тогда рассказывал, что лоббирование поставок угля с сепаратистских территорий - это часть первых минских договоренностей Порошенко и Владимира Путина.
Кроме того, в правительстве сообщали о приходе коммерческих предложений по поставке российского угля от двух кипрских и одной гонконгской компаний. Интересы минимум одной из них - фирмы Neocar - лоббировал упомянутый выше Сергей Кузяра.
Как уже писал INSIDER, у Кузяры прослеживаются связи со структурами старшего сына беглого президента Александра Януковича, хотя сам он это отрицает. Также этот угольный менеджер много работал с нынешним владельцем «Донбассэнерго» Игорем Гуменюком.
В начале 2000-х годов Кузяра пошел работать наемным менеджером в «АРС-Холдинг». Ту самую компанию, активы которой достались Александру Ротову - работодателю нового «министра энергетики ДНР». Тогда гендиректором «АРС» был Гуменюк.
В интервью INSIDER сам Кузяра рассказывал следующее:
- Прежде чем прийти работать непосредственно к Гуменюку, я проработал в аффилированной с «АРС» компании «АРС-Холдинг». Там, совместно с Александром Ротовым, мы занимались программами, направленными на реализацию энергетических углей.
То есть Кузяра много лет знаком с работодателем нового «министра энергетики ДНР».
В разгар скандала вокруг угля из ЮАР источники в Минэнерго утверждали, что Кузяра, принесший альтернативную схему поставок топлива, смог заручиться поддержкой главы АП Бориса Ложкина через посла России Михаила Зурабова.
В интервью INSIDER, Кузяра говорил, что знаком с Ложкиным. Однако глава АП, по его словам, не вмешивался в угольные вопросы.
- Скажем так, я говорил ему о сложностях обеспечения углем, с которыми мы столкнемся при таком подходе, - рассказывал Кузяра.
Президент Порошенко категорически отрицал причастность своей Администрации к угольному скандалу.
- А вам не интересно расследовать поставки африканского угля в Украине? Посмотреть разницу в цене, в качестве угля, стоимость фрахта. Обнародовать это. Посмотреть, кто и сколько на этом зарабатывал. Моя Администрация точно не была причастна к этому, - ответил он на соответствующий вопрос INSIDER в конце декабря.
Тогда же история с южноафриканским углем пропала из информационного пространства. Уже в конце января этого года госкомпания «Центрэнерго» организовала экскурсию для журналистов на ТЭС, чтобы продемонстрировать, что африканский уголь все же горит.
Интересные совпадения
Стоит подчеркнуть несколько важных деталей. 7 ноября 2014 года президент Порошенко раскритиковал поставки угля из ЮАР. За несколько недель до этого, 17 октября, компания Neocar, которую представлял Кузяра, сделала альтернативное предложения о поставках угля.
Как утверждали наши источники, он получил поддержку главы АП Ложкина и российского посла Зурабова. При этом самого Кузяру называют угольным менеджером Александра Януковича. Его «старший товарищ» - Игорь Гуменюк - также близок к «Семье» беглого экс-президента.
Достаточно сказать, что Сергей Клюев, формально купив территорию резиденции Януковича «Межигорье» в конце 2013 года, заявил, что приобрел ее у Игоря Гуменюка. Также этому бизнесмену отдали во владение «Донбассэнерго», которое было одним из главных звеньев угольных схем «Семьи».
16 ноября 2014 года, после заявлений на Кабмине о продвижении некими силами схемы поставок топлива из «ДНР»-»ЛНР», «министром энергетики» сепаратистов становится человек «младоолигарха» Курченко. Тогда же собеседники INSIDER на энергетическом рынке утверждали, что Курченко задался целью «подмять» весь уголь на захваченных боевиками территориях.
«Младоолигарха» также принято относить к «Семье» Януковича. Однако это не вполне верно. «Темами молодого», как было принято говорить в прежние времена, были сжиженный газ, нефтепродукты и околофискальные схемы. Уголь же был «темой Саши».
«Саша» и прежде недолюбливал «молодого», как полагали, за излишнюю самостоятельность. А после бегства в Москву отношения в «Семье» испортились окончательно. Согласно обрывочным сведениям из Белокаменной, потерялись какие-то деньги от околофискальных схем.
Сразу несколько источников в Москве и в Киеве рассказали, что в последнее время Курченко стремился наладить отношения с помощником Путина Владиславом Сурковым. Одновременно он попытался поставить под контроль энергетику в «ДНР» через своего «министра».
Участие Владислава Юрьевича в переговорах по Донбассу потенциально открывало неплохие возможности для продвижения специфических бизнес-идей. Например, длительное отсутствие контроля госграницы со стороны Украины, фактически прописанное в последних Минских соглашениях, как и эффективной блокады неподконтрольного Киеву региона, могли бы позволить организовать большой «топливный поток».
Однако «Семья» также не была согласна сдавать без боя свою «вотчину». И тут удивительным образом совпали во времени несколько событий.
Первое - Порошенко заявляет о причастности Суркова к расстрелу Майдана. Что недвусмысленно говорит о желании президента «выбить» помощника Путина из переговоров по Донбассу. Таким образом, усиливаются позиции посла РФ Зурабова, с которым Порошенко давно дружит.
Второе - в «ДНР» арестовывают и увольняют «министра энергетики» Евгения Файницкого. То есть юриста Курченко, который пытался сблизиться с Сурковым и взять под контроль уголь на сепаратистских территориях.
Третье - в «ДНР» назначают нового «министра энергетики» Руслана Дубовского, который много лет трудится на старого партнера Сергея Кузяры. Угольного менеджера, которого связывают непосредственно с «Семьей», и которого якобы заводил к главе АП Борису Ложкину посол РФ Зурабов, чтобы предложить альтернативный угольный контракт.
Борьба за «темы»
Также, за несколько дней до первого события, сепаратисты взяли под контроль город Дебальцево. Там находится железнодорожный узел, позволяющий контролировать всю логистику угля на захваченных территориях.
Такие совпадения могут говорить о том, что на фоне войны и «странного перемирия» идет подковерная конкуренция за контроль над энергетикой сепаратистского региона и Украины в целом.
И это конкуренция не только между украинскими властными вертикалями и финансово-промышленными группами, которые не могут поделить отрасли, а проще говоря - «темы». В ней пытаются принимать участие и представители беглой «Семьи» Януковича, которые не могут смириться с тем, что были «выброшены с рынка».
Не будем забывать и о конкуренции между группировками в Москве, которая, в том числе, связана с украинским вопросом.
Дальше будет интереснее. Ведь, согласно Минским соглашениям, Украина должна проводить конституционную реформу и определять полномочия регионов. Так что происходящее сейчас вполне может быть «квалификационным турниром» перед главным, «чемпионским заездом».
Правда, непонятно, сколько еще эскалаций конфликта и мирных планов мы увидим перед взмахом клетчатого флага и выходом победителей на подиум.
- Информация о материале
Я – звичайний солдат. Родом з Закарпаття, але в Києві живу вже протягом 20 років. До війни я працював в «Епіцентрі» продавцем. Коли почався захват Криму, я звернувся у військкомат, вони мене записали і сказали: «Чекайте - ми вам подзвонимо». Я чекав близько трьох місяців, а у червні пішов записуватись у Нацгвардію, але потрапив у батальйон «Донбас».
Я дуже добре розумів, що йду на війну. Там усі бояться, але потім звикаєш до вибухів, до стрілянини. Найбільше пам'ятаю момент дуже сильної втоми, це було коли ми вдруге заходили в Іловайськ, 18-19 серпня, тоді ми тримали півміста, а друга половина була під сєпарами. Нам потрібно було переходити через залізницю, а вони поставили кулеметні точки, і ми, наче якісь самогубці, пішли через пішохідний міст над залізницею, бо треба було прориватися далі. Нас було 70 чоловік. Нам місцеві казали, що там є взвод чеченців, приблизно 30 чоловік, а скільки сєпарів загалом - було невідомо.
Ми тоді вели дуже тривалий і дуже інтенсивний бій, десь близько 4-5 годин без перерви. Афганці, що були з нами, казали, що вони такого ніколи не бачили в Афганістані.
Нас почали брати в кільце, ми почали відступати, потім з'ясувалося, що їх було приблизно 500-700 чоловік, вони мали дві «Нони», а ми йшли лише з автоматами і кулеметами.
Коли вертались назад, використавши майже весь боєкомплект, по мосту йти було неможливо, бо він був під інтенсивним вогнем, весь прострілювався. Перебігали під ним, а залізниця була дуже широка. Ми встановили автоматичний режим на зброю, і пересувались від стовпа до стовпа, відстрілюючись, щоб сєпари не могли підіймати голови. Я, коли перебіг дорогу, впав без сил. До мене підійшла медсестра і спитала, чи все нормально, чи живий. Я сказав, що все нормально, просто відпочиваю. Потім все ж підвівся. Коли ми приїхали на свою базу, зайшли до місцевих людей, а вони якраз ліпили лєпьошки і мені так захотілося їсти. Я їх попросив, так нахабно, що дуже хочу лєпьошку. Вони, звісно, дали. За ті два дні під Іловайськом, я майже нічого не їв. Тому що в перший день, 18 числа, ми заїхали в село Грабське, а там валялася купа мертвих сєпарів, стояв такий сморід, що їсти було просто неможливо. А на другий день, коли пішли в наступ, було не до їжі.
Іловайськ, Многопілля і Грабське - це був такий трикутник, який ми тримали з усіх боків. А потім нам сказали, що дадуть коридор, ми всі в Многополлі зібрались і звідти виходили через Красносільське, мали дійти до Старобешевого, але ледве від'їхали - нас почали розстрілювати. Наші хлопці - для мене дуже близькі люди, але є людина, яку я можу називати батьком, він мене врятував від смерті. Ми їхали на «Рено», коли почався обстріл, вискочили і стріляли у відповідь. Раптом зупинився інкасаторський броньовик, і хлопці з нього нас забрали до себе. По ньому почали лупити кулі і пробивати броню. Одна з куль влучила мені у скроню. Я думав, що там нічого немає і вона відлетіла, але відлетів тільки сердечник, а оболонка кулі залізла в кістку і залишилась там, аж до того моменту, поки я не потрапив у госпіталь в Києві. Скроня одразу опухла, кров побігла, але я думав, що подряпина і нічого такого. Машина зупинилась і один солдат, Шаман, почав нас усіх швидко витягувати назовні, а нас було четверо. І тільки він нас повитягував, росіяни з танка влучили в цю машину. Цей Шаман, можна сказати, врятував моє життя.
Після цього один боєць, позивний Полтава, запропонував дістатися до крайньої хати в селі. Коли ми, відстрілюючись, вскочили в якийсь автобус і доїхали до тієї хати, росіяни оголосили перемир'я і начебто перестали стріляти, але один танк все одно прострілював територію і влучив у автобус з боєкомплектом, до якого якраз підійшов Полтава. Він загинув. Його родичі й досі не хочуть вірити, що його вже немає в живих.
В Красносільському ми протримались 36 годин. Сподівались, що нам дадуть допомогу, що нас виведуть, просили артилерію відпрацювати по ворогові, давали їм координати, а вони відповідали, що немає наказу. А ми попалили багато російської техніки, захопили три БМД і один танк, але в нас було дуже багато поранених і ми не могли вільно пересуватись. Потім деякі хлопці з інших батальйонів почали здаватись у полон. Крім нас ще залишались хлопці з кіровоградського спецназу і з розвідки чоловік 15. Вони з Савур-Могили до нас пробились, йшли звідти пішки.
Росіяни сказали, щоб ми їм віддали тяжко поранених, і що вони їх передадуть Червоному Хресту. Ми так і зробили, а потім вони нас попередили, якщо ми не здамося, вони почнуть наших поранених розстрілювати. І нам довелося здаватися. Ще нам пообіцяли, навіть дали слово офіцера, що сєпарам нас не передадуть, але цієї обіцянки вони не дотримались.
Ми були страшенно виснажені, голодні. Нас відвезли кілометрів за 10 від Красносільського, тримали у полі. Ми збирали качани кукурудзи і гризли їх. Вороги нам перевіряли вени. Цікавились, під чим ми ходимо в бій. Казали: «чи ви взагалі без голови? Бо це безглуздо, коли 70 людей з автоматами йдуть штурмувати місто».
Ми були готові, що нас розстріляють, з усіма попрощалися по телефону. Я жінці подзвонив і сказав, що, напевно, вона мене більше ніколи не побачить. А коли поранених віддавали, попросив одного з хлопців передати мої речі мамі, якщо нас розстріляють.
Спочатку всіх завезли у Донецьк, загалом нас було 110 чоловік. Декого тримали на другому поверсі донецького СБУ, а наш батальйон тримали у підвалі. Ми постійно вірили, що нас або поміняють, або звільнять. Там ніхто духом не падав. Коли зробили перший обмін, нас залишилось приблизно чоловік 90. Через півтора місяця 70 чоловік відправили в Іловайськ на відбудову міста. У нас були люди з різними будівельними спеціальностями в батальйоні. Ми там ремонтували дахи, склили вікна, латали усі дірки, які залишились від снарядів.
Місцеві нам допомагали, хто їжею, хто одежею, взуттям. Майже щодня на стовпах у місті з'являлись жовто-блакитні прапори, або чорно-червоні. Сєпари зафарбовували, а люди їх знову малювали. Оскільки серед місцевих є партизан, то часто було чути стрілянину. Там я побачив велику бетонну огорожу, де було написано «Україна - це Донбас». І ніхто на цей напис вже не звертав увагу, махнули рукою. Був випадок, коли на весіллі напідпитку вийшла молодь і почали кричати: «Слава Україні».
Але бувало і навпаки, коли місцеві кричали на нас: «Чого ви сюди прийшли, що ви тут забули?» Ми, як військовополонені, не мали права прирікатись, але я не витримав, повернувся і сказав: «А куди ми прийшли? Ми прийшли на свою землю, ми - в своїй державі».
- Так виходить, що ви в своїй державі - полонені?
- Виходить, що так, - сказав я.
Але потім, поодинці ці люди підходили до мене і казали: «Ми за вас!»
А от коли вони разом збираються, то вони всі за «ДНР», за Росію.
Вони просто бояться одне одного. Тому що одне одного можуть здати, як в старі радянські часи. Їх ведуть і закривають в тюрму за підтримку українців, за пропаганду.
Місцеві знають, що Іловайськ розбомбила Росія, а не ми з автоматів. І вони насправді за нас, але гуртом вони за Росію.
Жили ми в лінійному відділенні міліції, будівля була обгоріла, ми туди наносили порожніх ящиків від снарядів, зверху поклали ДСП і зробили собі лежаки. Якісь продукти нам передавали спочатку сєпари, а потім наші волонтери якось домовились і постачали нам їжу. Два з половиною місяці я пробув у Іловайську і півтора місяця у донецькому СБУ. Понаходив там книги, які вони просто повикидали на смітник. Я вчуся на юридичному факультеті Національної Академії Управління, тому там я прочитав багато юридичних книг, можна сказати, зайнявся самоосвітою. Знайшов книгу про голодомор. Взагалі, всі книги, що я там познаходив, привіз додому.
У полоні я перехворів на запалення легень, там де була куля, утворилася больова шишка, біля лівого ока було 2 осколки, великий я витягнув руками, а маленький заріс.
Коли вже у Києві звернувся до хірургів, вони розрізали і дістали оболонку від кулі. І той маленький осколок біля ока теж вирізали.
Нас звільнили шляхом обміну:150 наших на 225 сєпарів. Усіх розділили на групи по 10 чоловік. Коли вийшов з машини, подивився, що висить наш прапор, подумав, може це просто нас розігрують. Підійшов до хлопців і кажу: «Слава Україні!», вони: « Героям Слава!» Попросив у одного, щоб дав мені рідним подзвонити, коли побачив, що він дістає телефон і простягає мені, тоді повірив, що це наші. У полоні і волонтерів тримають, лиш за те, що вони допомагають українцям. А я б у полон більше не пішов ні за що, просто підірвав би себе, бо дуже мені там не сподобалось.
(Валерій відмовився розповідати більш детально про своє тривале перебування у полоні, боючись за життя своїх друзів, з батальойну «Донбас», яких досі не звільнили, - Ред.)
Коли нас привезли в Петрівці на обстеження, лікар мені сказав, що в мене не вилікували пневмонію. Але в центральному госпіталі МВС перевірили і виявили, що то гострий бронхіт. Коли випишусь, то одразу поїду до мами, бо вона не знала, що я на війну пішов, поки не побачила мене по телевізору. А після мами поїду знову воювати.
Мене дуже вразило на цій війні, що плачуть чоловіки, офіцери. Я ніколи раніше такого не бачив. А ось в Пісках довелося. Це було в липні. Нас з Донбасу небагато було, якраз проривали кільце навпроти донецького аеропорту. Наші тоді це село звільнили.
Після боїв я побачив, як плакав полковник над своїми загиблими хлопцями - я це ніколи не забуду.
Мені б дуже хотілося спокійного життя, десь в Закарпатті, наприклад. Я по гриби люблю ходити. Але, щоб настав мир, то треба закінчити цю війну, треба перемогти агресора. Я тепер добріший до людей став, я дуже люблю українців. Мені якось форму видали, а вона велика на мене, не зручно. Я пішов у магазин, подивився на ціни, немає в мене такої зарплати, щоб її купити. Тоді я звернувся до хлопців, а вони мене і обули, і одягли. Ось такі в нас люди. Особливі.
- Информация о материале
Страница 643 из 1561
