Статьи
«Но когда ты проигрался, я же тебе дал деньги (взаймы)…»
Из разговора финансистов.
Надеюсь, участь Греции — не наш вариант. И спустить «на газ» кредиты МВФ правительство Украины, надеюсь, не намерено.
Четыре «газовых» момента, на которых, кроме других более важных проблем Украины, хочу акцентировать внимание. 9 апреля Верховная Рада приняла Закон «О рынке природного газа Украины» — это теоретическая революция на рынке газа! 8 апреля в судебном порядке оспорено повышение тарифов на газ, и вовсе не потому, что их так хотел повысить якобы в угоду МВФ премьер Яценюк. Но еще 6 апреля был подан иск к Кабмину за нищенский прожиточный минимум. И на этом фоне еще и предстоящие, как изначально согласовали все стороны, в начале следующей недели переговоры о газе в формате Украина—Еврокомиссия—РФ. Правда, после многократного перенесения встречи в течение только прошедшей пятницы, теперь никто не берется назвать дату трехсторонней встречи.
Если следовать хронологии событий, то первым следует указать иск к Кабмину за нищенский прожиточный минимум, следующим — иск об отмене повышенных тарифов на газ с 1 апреля (против того, кем и каким образом они были приняты). Об этих исках ZN.UA рассказывало своевременно и подробно. И намерено рассказывать по мере поступления информации, прежде всего, из судов.
На двух других газовых моментах остановлюсь подробнее.
Война — не оправдание ничегонеделания, или Закон «О рынке природного газа Украины»
9 апреля Верховная Рада с боями все же приняла Закон «О рынке природного газа». Этот закон призван урегулировать создание в стране полноценного рынка природного газа с учетом основных требований законодательства Евросоюза. Парламент страны сделал еще один шаг к созданию цивилизованного рынка газа в Украине, одобрив во втором чтении и в целом законопроект №2250. «За» проголосовали 290 депутатов. Напомню, 5 марта закон был принят в первом чтении, и депутаты предложили к нему массу поправок. Поправки депутата Александры Кужель учли сразу. С остальными были варианты, в том числе в зале заседаний и кулуарах ВР.
Основная цель законопроекта — «создание эффективной конкурентной среды на рынке природного газа в Украине с учетом основных требований законодательства ЕС». Проект закона предусматривает:
— правовые, экономические и организационные основы функционирования рынка природного газа;
— создание нормативной базы деятельности на рынке природного газа;
— обеспечение недискриминационного доступа к рынку природного газа его субъектов и всех потребителей;
— создание в Украине рынка природного газа, основанного на принципах свободной конкуренции с надлежащим уровнем защиты потребителей, надежности энергоснабжения и способного к интеграции с рынками природного газа сторон Энергетического сообщества, в том числе путем создания региональных рынков природного газа.
Этот закон, конечно, могут не подписать спикер украинского парламента или президент страны (об основных положениях и спорных моментах закона см. в ZN.UA №5 от 13 февраля 2015 г., «Поставщикам «последней надежды» от гарантированных ее получателей…»). Но даже если они этого не сделают, как говорится, осадок останется. И нюансы, связанные с самой приметной (или разрекламированной?) поправкой.
Председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев ранее в интервью ZN.UA заявлял, что принятие нового Закона «О рынке природного газа» будет иметь положительные последствия и приведет, в том числе, к усилению конкуренции и снижению цен на газ для конечного потребителя. В частности, закон предусматривает разделение «Нафтогаза» — функции магистрального транспорта газа и его хранения будут разделены и в идеале отделены. Согласно закону, ГТС Украины, вся транспортная инфраструктура и подземные хранилища газа, сейчас обслуживаемые ПАО «Укртрансгаз», корпоративными правами которого управляет НАК, должны быть разделены на два самостоятельных предприятия: ПАО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ) и ПАО «Подземные газовые хранилища Украины» (ПГХУ); 51% акций каждого из этих предприятий должны оставаться в госсобственности.
Новые правила работы на рынке газа предусматривают, что не только оператор (операторы) ГТС и подземных хранилищ газа, но и операторы распределительных сетей (облгазы) должны будут строго соблюдать соответствующие кодексы.
Роль НКРЭКУ как национального регулятора оговорена особо. Регулятор не только будет устанавливать цены и тарифы на газ, услуги по его транспортировке и хранению, доставке энергоносителей потребителям, но и получит большие права в части контроля за выполнением условий прозрачности и равноконкурентности всех участников рынка газа и энергорынка страны. Регулятор, в частности, будет принимать решения и о санкциях, в том числе о серьезных штрафах, к нарушителям нового газового порядка.
Но сначала должен быть принят закон о самом регуляторе энерго- и газового рынка. И вот здесь также могут возникнуть вопросы и у депутатов, и у общественности. Похоже, президент наравне с правительством хочет держать руку на пульсе регулятора (хорошо, что не на горле, или это уже одно и то же?).
«Этот закон — важный шаг Украины на пути интеграции с Европейским Союзом. Он делает наш рынок природного газа прозрачным и понятным для инвесторов, стимулирует конкуренцию, четко очерчивает функции государства. Важно, что закон также содержит механизмы государственной поддержки незащищенных потребителей и контроля над качеством услуг», — прокомментировал председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев принятие парламентом Закона «О рынке природного газа». По его словам, этот закон разработан в тесном сотрудничестве с Энергетическим сообществом, которое официально подтвердило соответствие представленного законопроекта Третьему энергетическому пакету ЕС.
Секретариат Энергетического сообщества является органом, ответственным за мониторинг выполнения обязательств государствами-сторонами в рамках сообщества, к которому Украина присоединилась в 2010-м. Закон «О рынке природного газа» закрепляет сложившиеся в Евросоюзе экономически обоснованные подходы к организации работы газового рынка, а именно: отделение функций оператора от функций добытчиков и поставщиков; четкое определение функций государства и независимость регулятора; свободное рыночное ценообразование.
213-я поправка
Накануне рассмотрения во втором чтении в Верховной Раде законопроекта №2250 премьер Арсений Яценюк (речь именно о 213-й поправке к этому законопроекту) высказался весьма категорично: «По странному стечению обстоятельств, облгазы, принадлежащие группе Фирташа и Левочкина, бесплатно пользуются всеми газораспределительными сетями, принадлежащими государству. Правительство требует принятия соответствующего закона, который предусмотрит пользование такими сетями исключительно на платной основе».
Многие и не только СМИ, не вдаваясь в детали закона о газе и 213-й поправки к нему, поспешили с выводом: мол, все, теперь Фирташ и подконтрольные ему облгазы заплатят сполна.
Попробуем разобраться в сути 213-й поправки: «Газораспределительные системы, собственником которых является государство, не могут находиться в пользовании оператора газораспределительной системы на праве хозяйственного ведения, кроме случаев, когда такой оператор принадлежит к субъектам хозяйствования государственного сектора экономики».
Никакого указания, по какому праву, кроме права хозяйственного ведения, они могут находиться в пользовании (те же фирташевские облгазы), в законе не говорится. Да, наверное, и не должно. Правда, в нем есть ссылка на Кодекс о распределительных системах газа, но сам кодекс еще не принят. И утверждать его, очевидно, будет регулятор. А состав регуляторного органа — президент и правительство?..
В то же время Закон Украины «Об аренде государственного имущества» запрещает передавать в аренду газораспределительные системы. В частности, «не могут быть объектами аренды: …объекты государственной собственности, которые имеют общегосударственное значение и не подлежат приватизации согласно части второй статьи 5 Закона Украины «О приватизации государственного имущества», а именно: «объекты инженерной инфраструктуры и благоустройства городов, других населенных пунктов, включая сети, сооружения, оборудование, которые связаны с поставками потребителям газа».
Почему, еслиправительство требует принятия соответствующего закона, предусматривающего пользование такими сетями исключительно «на платной основе», своевременно не подготовлен качественный законопроект, который установит нормы платного пользования, а не «подвесит» газораспределительные сети в неопределенном состоянии на неопределенное время?
Теперь о самом платном пользовании. Тариф на распределение газа в соответствии с новым (да и старым) Законом «О рынке природного газа» должен установить регулятор. Причем с учетом того, что в себестоимости услуг по транспортировке газа, в частности по распределительным сетям (низкого давления), будет учитываться арендная плата, которая может повлиять на увеличение тарифа и, соответственно, на итоговую цену газа для потребителей. Если это так, то население, бюджетные организации и промышленность вынуждены будут платить повышенную (на величину арендной платы) цену. И для чего тогда весь этот сыр-бор? Невольно вспоминается недавний арест перед телекамерами главы ГСЧС и его зама…
Тем не менее 9 апреля 290 депутатов ВР проголосовали за Закон «О рынке природного газа» и 213-ю поправку. Напомню, 5 марта закон был принят в первом чтении. Основной целью законопроекта, повторюсь, является «создание эффективной конкурентной среды на рынке природного газа в Украине с учетом основных требований законодательства ЕС».
Государству осталось определить, что с газораспределительными сетями делать дальше. Из закона следует, что все действия субъектов рынка газа будут подчинены законодательно утвержденным кодексам:
— об операторе газотранспортной системы, в данный момент это «Укртрансгаз»;
— об операторе подземных хранилищ газа;
— об операторе газораспределительных систем (сейчас это облгазы), 80% из которых на сегодняшний день фактически контролируются Дмитрием Фирташем.
Государству в лице Минэнергоугольпрома, НКРЭКУ (или другого регулятора), Фонда госимущества и той же НАК еще предстоит определить механизм передачи контроля над государственными газораспределительными сетями низкого давления, которыми сейчас пользуются облгазы, другим операторам либо узаконить их права. Причем надо быть готовыми к тому, что на каждый сантиметр этих сетей права собственности могут одновременно предъявить несколько не просто арендаторов, а владельцев. Ведь строительство части газораспределительных сетей финансировали граждане (или сообщества граждан, например, кооперативы и т.д.).
Покер как разновидность континентальной газовой игры
Пока закон «О рынке природного газа» закрепляет в Украине сложившиеся в Евросоюзе экономически обоснованные подходы к организации работы газового рынка, Украине в целом и «Нафтогазу», в частности, как предполагается ЕК, в середине апреля предстоит снова вести дебаты в формате Украина—Еврокомиссия—РФ. Скорее всего, на этот раз в Берлине. Хотя если в результате все окажутся в Брюсселе или Монако, это мало что изменит.
В начале апреля ни Еврокомиссия, ни Украина не ожидали (ну чтобы так откровенно), что Россия пойдет на такие уступки в вопросах поставок газа по сравнению даже с «зимним пакетом», который фактически был принят на ее условиях. Хоть и на два-три месяца. Цену для Украины россияне снизили чуть ли не ниже европейской, в частности, за счет очередной 100-долларовой скидки. Штрафы за минимальную покупку российского газа пока не берут. В чем подвох?
Газ на неконтролируемую территорию «ДНР» и «ЛНР» «Газпром» поставляет (уже свыше 400 млн кубометров насчитали), но и он, и Путин утверждают, что это добровольная помощь РФ, как они говорят, «нашим партнерам». Но вопрос об этих спорных поставках еще в начале апреля вынесли за скобки текущих переговоров, хотя могут и передумать. По крайней мере, министр энергетики РФ грозит украинской стороне судом… за неоплату за поставки газа их партнерам на Донбассе. Возможно, это и есть реальная причина несогласованности даты трехсторонних переговоров?
О чем пойдет речь на предстоящих переговорах, если они состоятся в ближайшее время?
«Газпром» намерен удержать свои оставшиеся позиции на рынке газа Украины и Европы. За ценой не постоит. Тем более что 5,5–6 млрд долл. на еврорынке российская компания на этих рынках уже потеряла.
Европа хочет быть уверена, что РФ не прекратит или максимально не ограничит поставки в период закачки газа в хранилища, а главное — с наступлением холодов. И хотела бы этот так называемый летний пакет зафиксировать и продлить до весны 2016-го.
Того же, в общем-то, хочет и Украина. Плюс выждать, пока цены на рынке газа в третьем квартале 2015 г. еще больше упадут (есть такие небезосновательные надежды с учетом того же тренда нефтерынка, к которому привязана формула цены российского газа для «Нафтогаза»). Хотя нет никаких гарантий, что в один прекрасный момент правительство РФ в одностороннем порядке, как это было в начале 2014-го, не «ликвидирует» в очередной раз обещанную стодолларовую скидку на газ. Вести переговоры с агрессором, даже при посредничестве Еврокомиссии, — непростое дело.
Еврокомиссия, хорошо помня газовые кризисы 2004-го, 2006-го и особенно января 2009-го и осени 2014-го, вызвалась в очередной раз быть посредником между Киевом и Москвой. Помните, еврокомиссар Г. Оттингер курсировал между Киевом и Москвой, уговаривая стороны сблизить позиции на очередном раунде переговоров в октябре 2014 г.? (Теперь это забота другого еврокомиссара). Компромисс найти не удавалось. Тогда Еврокомиссия предложила Украине и РФ принять временный «зимний пакет» на период с ноября 2014-го по 31 марта 2015 г., отложив таким образом окончательное урегулирование спорных вопросов до решения Стокгольмского арбитража. В результате многосложных переговоров, под давлением ЕС и ЕК, пообещавших финансовую помощь Украине в оплате долгов и закупке российского газа с ноября 2014-го по начало апреля 2015-го, в ночь на 31 октября в Брюсселе был подписан тот самый «зимний пакет».
Вот так и перезимовали. Теперь речь о том, как будем жить и зимовать дальше — и ЕС, и Украина, и РФ.
Если бы словаки открыли «большой реверс» для Украины… По сведениям источников ZN.UA, на это очень надеется Украина и в принципе в конце лета на это может пойти Словакия. Но кто здесь блефует, сложно предугадать.
Для Украины и «Нафтогаза» «большой реверс» не означает отказ от газпромовского газа. Это бОльшая возможность маневра: закупать газ там, тогда и именно столько, где это наиболее выгодно.
Но, как вы понимаете, такая свобода маневра Украины вовсе не устраивает «Газпром» и РФ. Да и не то чтобы очень уж нравилась Европе (им своих хватает…). Так что сюрпризов можно ожидать. В конце концов, россияне тоже могут какое-то время блефовать, как и прежде. Они ведь тоже играют в эту континентальную игру.
- Информация о материале
Вообще-то наша держава имеет свойство наступать на одни и те же грабли по 40 раз. Почему — ну так получилось, что населению Украины, а также прочих постсоветских территорий раз в пять лет полностью форматируют мозг. Если почитать старые газеты от 1980-90-какого-то года или от 2004-10, просто диву даешься — один-в-один наша ситуация! В частности с декоммунизацией…
Вообще — трудно было запретить то, во что не сильно и верили. Особенно в «верхах». Под конец своего существования великая держава СССР вместо строительства коммунизма тихо сидела на сырьевой игле, иногда побряцивая ядерным оружием (да, В. Путин не оригинален). Последним хотя бы отчасти идейным поколением номенклатуры оставались дедывоевавшие, вроде первого секретаря ЦК Компартии Украины В.Щербицкого. Но им в спину уже дышали генерации пробивных комсомольских активистов, о которых говорили «мальчики-ножички, по жизни – как по маслу». Эти ребята в привозных западных костюмах, с паркеровскими ручками, буржуйскими замашками и белозубыми голливудскими улыбками не верили ни в Бога, ни в черта (ни в Рай, ни в Ад), ни в ЦК КПСС. Главной гос. идеей с тех пор и до наших дней становится тотальный и тоталитарный цинизм…
Итак — Компартию уже однажды запрещали! Сразу после провозглашения Незалежности, а точнее — в 1991г. Цепко державшие власть советские номенклатурщики решили порадовать депутатов-руховцев, для которых запрет поганых коммунистов был важнее повального разграбления страны. С тех пор культурологическое этно-украинство напару с антикоммунизмом стали той самой безотказной костью, которую всегда можно вовремя бросить либералам и демократам, чтобы не выпендривались…
Тогда же был сброшен первый символ неправильного тоталитаризма – громадная скульптура Ленина с большевиками на Майдане, известная в народе как «Ленин под конвоем» или «Ленин с собутыльниками» (аккурат напротив в другом конце площади находилась совдеповская наливайка). Скульптуру не очень любили, однако ее снос переживали болезненно – яко частичную потерю сакральности центральной площадью столицы. Эта рана затянулась только с появленим «Гали на колонне»…
Остальные памятники крушили стихийно и бессистемно. Дело в том, что более-менее здравая часть руховцев периодически выходила из патриотического кумара и начинала задавать вопросы из серии «почему реформы не продвигаются, народ беднеет, временные трудности никак не закончатся, а бывшие гэбисты отмывают золото партии»… Тогда им позволяли снести пару – тройку тоталитарных символов, по случаю патриотической даты. Опосля чего ребята в вышиванках облегченно вздыхали – «все-таки перемога, а не зрада!»…
Тем временем на левом крае проистекали свои бродильне процессы. Компартия СССР окончательно канула в Лету. Зато появилась масса «дочек» старой доброй КПСС с новой аббревиатурой и старой номенклатурой. Были и соцпартия, и прогрессивная соцпартия, и рабочие трудовые партии… Очень трудно оказалось в нищей, хоть и евроориентированной, стране похоронить левую идеологию! Это было время вторых секретарей. Первые подались в более престижные проекты, задорные комсомольские менеджеры ударились в бизнес, притом иногда коммерческие структуры регистрировались прямо по юрадресу бывших райкомов комсомола. А вечно вторые остались на хозяйстве в компании призрака коммунизма да пыльного знамени – стеречь партийное добро, чтобы не растащили раньше времени. В конце концов они решили – уж лучше такой утлый стартовый капитал, чем вообще никакого! Хотя акции левой идеологии сильно обесценились, но окончательно не прогорели. Середину 90х принято считать периодом рождения «новой левой», которая, увы, в конце концов, оказалась и не новой, и не левой, хотя потуги предпринимались…
Левая гвардия 90х была угарной смесью активистов, карьеристов, идейных максималистов, шахтеров, стучащих касками, возмущенных ветеранов, провокаторов, профсоюзников, обкомовских служак и хипстеров, которых они еще недавно преследовали. С очень разными программами, целями и степенью искренности. Их объединяли только разочарование в диком капитализме, общие положения, красный флаг и совместные акции. В том числе — ритуальные походы к памятнику Ленина на Бессарабке, который с 90х годов правые порывались снести, а левые – отстоять.
Ежегодный батл под Ильичом с криками, матами, пятью кордонами милиции, а также традиционная драка между собой и с ментами, «Коммуняку на гилляку!» и «Смерть бандеровским фашистам» стали чем-то вроде доброй киевской традиции. Когда 7 ноября и 1 мая никто никому не бил морду на Бессарабке, киевляне уже слегка напрягались – что-то тут не то… Хотя юные участники стычек запросто потом пересекались на каком-нибудь поэтическом фесте или рок-сейшене, другие активисты могли вместе работать. Вражда никогда не выходила за пределы конкретных акций. Киев долгое время был достаточно толерантным городом.
Власти политический расклад «стенка на стенку» вполне устраивал – обыватели ошалели от свалившихся перемен, криминального беспредела, бесконечных «болезненных реформ» с сомнительным результатом и видели в любой власти последнюю гарантию стабильности. И все-таки 90е – пик популярности левых сил, которые после запрета коммунистов и войны с памятниками обрели еще и ореол страдальцев за идею (хотя компартию Украины тихой сапой разрешили уже в 1993г.). На Андреевском появляются майки с полузапрещенными серпом и молотом, выйти в такой на улицу уже считается подвигом, а не идиотизмом, лихо идет торговля советской символикой. Все левое превращается в тренд до такой степени, что когда несколько главных олигархов страны решили создать свою партию, то назвали ее… социал-демократической (уже почти мифическая СДПУо им В.Медведчука!).
Когда количество «левых» начало зашкаливать, они сумели собраться с силами и погнать к такой-то матери условно «патриотическую» номенклатуру Кравчука и состоявшую при нем тусовку руховцев. Батька Кучма пришел под знаменем левого реванша, правда, левый с него оказался, как с Кравчука правый. Деребан бывшей-настоящей номенклатуры успешно продолжался. У Кучмарика хватало ума периодически использовать карту «коммунистического реванша» и исправно натравливать правых на левых и наоборот. Правда, поначалу парламентские левые рассчитывали на определенную благодарность от косноязычного парторга Южмаша и выполнение им данных обещаний. Но ему уже было и с кем делится, и перед кем отчитываться… Быстрее всех сориентировались воскресшие коммунисты – если власть не сдается, то на этом всегда можно попиариться. С тех пор их неизменным принципом является «Должности наши, но ответственность — антинародного режима!»
А в целом левое движение сгубило в аккурат то же, что и правое – где два левых украинца, там три генеральных секретаря! Крестовый поход против буржуев, предательской номенклатуры и МВФ закончился с первой попыткой создания единого движения. За которым последовали предложения, от которых трудно отказаться. Одних пригласили, других перекупили. Остались немногочисленные энтузиасты. Эти несостоявшиеся Павки Корчагины родились на улицах, как политики, и там же и постарели… Так и не выработав ни стратегии, ни тактики, ни новых принципов и целей левого движения. Правда, у спарринг-партнеров по бессарабским боям дела шли не лучше – «Рух» раскалывался, дробился, бил горшки со скандалами … В результате – начало нулевых правые и левые встречали у одного разбитого корыта.
На правом фланге уперто маячили разве что мрачные унсовцы, на левом – загадочная Конфедерация анархистов да Молодые социалисты, у которых появился довольно харизматичный вожак. Остальные герои 90х погрязли в войнах между собой, дележе портфелей и продаже остатков принципов, у кого они были.
В принципе – Л.Кучме не нужно было много левых. Партия Петра Николаевича неплохо исполняла роль угрозы «левого реванша», надежды для бедных, ностальгического клуба «Назад в СССР», а также лучшего друга братской России. Его даже выставляли на выборы под слоганом «Или Кучма, или Симоненко». Именно Л.Кучма, а не Янык зачистил политическое поле Украины от всех более-менее идеологических партий. Остались клубы по финансовым интересам.
Движения, которые и могли стать реально авторитетной левой силой молодого и – будем называть вещи своими именами – нищего антисоциального государства скатывались в ностальгическое болото или выживались на маргинез. Популярные положения левой идеологии начали хаотично размываться по неупорядоченному политическому спектру Украины, всплывая иногда в самых неожиданных местах. Сейчас уже никого не удивляет, когда за них ратуют то бывшая «газовая принцесса» 90х, то ВО «Свобода»…
Тем временем на бочке под названием «Бывшая советская Украина» обручи уже трещали. Вырвавшись из-под идеологического пресса, разные регионы потихоньку приходили в себя. Кто-то вспоминал жизнь до Советов, кто-то — времена гетьманщины, а кому-то кроме стройки коммунизма и «Спят курганы темные…» вспомнить было нечего… Вместо старой идеологии образовалась торичеллиева пустота. Страна тихо разбредалась, без войны – и то хорошо! Иногда казалось, что всех объединяет только нищета, отчаяние и полное отсутствие перспектив. Тогда же, в начале нулевых, сложились т.н. «электоральные гетто» — выборные предпочтения разных регионов. А точнее — националистический Запад, советские-провластные Крым и Восток, пофигистически здравомыслящий Юг, социалистические, но вполне патриотичные селянские Сиверщина с Полтавщиной. И зашибенно-веселый город-праздник Киев, где можно было подраться в кайф под мраморным вождем, а потом через недельку вместе пить пиво и обсуждать высокие материи, или — «в какой мы все заднице». Насколько упомянутые гетто условны – знали только изнутри. Хотя бы потому, что Закарпатье традиционно голосовало за социалистов, Днепр и Кировоград – за оппозицию, а Крым не голосовал вообще…
Но все это казалось скорее просто привычкой выбирать своих, никому не нужным ритуалом. Потому как и правые, и левые поняли наконец – у страны появились новые хозяева, не менее жестокие и авторитарные, чем партийно-кгбешная номенклатура, а если хорошо присмотреться – то она же, родимая, дополненная бывшими и настоящими бандитами. О борьбе с коммунизмом уже все забыли, кроме все тех же унсовцев, которые периодически обливали краской какой-нибудь «тоталитарный символ» или отбивали нос очередному мраморному начальнику. Опосля чего левые «врубали ответку» и пламенно боролись с фашизмом, окрашивая все, что с оселедцем…
Потом батьку Кучму переизбрали в 1999 году на пост президента (во многом от безнадеги – «или Симоненко»), в стране наступил общенациональный траур и ощущение близкого конца. Никто еще не знал, что самые темные украинские ночи перед рассветом…
Я понимаю, что мои длинные опусы всех тут раздражают, посему – если есть желание – краткое содержание Дубля №2. Взрыв на болоте. «Украина без Кучмы», «Повстань Україно» и снова палатки. Как красно-черные и красные флаги висели рядом и кого это неслабо перепугало, на кого возлагали надежды, увы. Новые левые – старые грабли. Чем занимался провиднык Ярош. Возвращение на улицу блудных активистов, или «сходили во власть, получили по мозгам». Вечный как Ленин в мавзолее Симоненко – посады и «борьба». Попытка либерального центра — политики-менеджеры – Ющенко, Юля, мегаблоки-«пылесосы», синтетические идеологии, пиар – чего изволите. Новая национальная забава – захваты офиса Компартии. Первое призвание донцов на царство -погорячились. А в это время – Встающаясколен и Ностальгия…
А если неохота читать всю эту «допотопную муть» — может, стоит задуматься о той, что уже пришлось прочитать?
- Информация о материале
Украина подрастает. Уровень сознательности граждан за последние несколько лет вырос если не революционно, то как минимум невиданным эволюционным скачком. Часть этих граждан желает иметь больший контроль над собственной судьбой, чем им это позволялось доселе. В частности – получить возможность взять в руки оружие. Нет, не для боя - для легальной защиты своего дома. К этому подталкивает как практическая необходимость (возросший в крупных городах уровень уличной преступности и квартирных краж), так и новый уровень осознания собственного достоинства: свободный человек имеет право защищать свою жизнь и имущество сам, в том числе и с использованием гражданского оружия.
По действующему законодательству гражданин может, пройдя определенные процедуры, держать в доме длинноствольное неавтоматическое оружие. Формально оно предназначено не для защиты дома, а для охоты, но реально используется и многими гражданами, не имеющими к ней ни малейшего отношения. Однако сейчас в экспертной и гражданской среде поднимается и другой вопрос: не пора ли разрешить приобретение и скрытое ношение гражданского короткоствольного оружия? То есть, проще говоря, не заслужили ли граждане право защищать себя не только дома, но и в дороге при помощи пистолетов и револьверов?
Многие говорят, что этот вопрос еще не созрел - однако есть обоснованные причины полагать, что он вот-вот перезреет и взорвется. Хотя бы в силу огромного количества нелегального оружия, и не только короткоствольного, на руках граждан. Тот случай, когда процесс, который нельзя остановить, лучше вовремя возглавить и начать им управлять.
По этой теме нужно несколько материалов. Этот, как стартовый, будет посвящен развенчанию некоторых популярных мифов, которые, как правило, сопровождают дискуссию. Без их развенчания любое обсуждение будет уходить в порочный круг повторения одних и тех же аргументов.
Мифы и реальность
Стандартный спор между противником и сторонником легального ношения короткоствольного оружия строится вокруг одной и той же умозрительной ситуации. Противник представляет себе это оружие в руках преступника. Сторонник пытается объяснить ему, почему это оружие в руках преступника уже есть - и почему, исходя из этого, неплохо было бы вооружить законопослушных граждан. Например, самих участников диспута. Что должно снизить уличную преступность всех видов, поскольку преступник не сунется к потенциальной жертве, если хоть на минуту допустит, что она может иметь пистолет и уметь им пользоваться (даже если на самом деле пистолета у нее нет). Далее идет сравнение разных возможных ситуаций.
Не кривя душой, признаюсь: хоть доводов хватает у обеих сторон, обычно аргументы сторонников проверены практикой. То есть сторонник легализации короткоствола может сослаться на реальные данные и существующий и задокументированный опыт. Но аргументы противников подкреплены страхом, а страх заведомо иррационален, что значительно усложняет дискуссию. У этого страха есть имя: хоплофобия. Как часто бывает в подобных дискуссиях, «я знаю» одной стороны противопоставляется «я полагаю» (или «я верю») другой.
Поэтому, уважая любые позиции, вынужден дезавуировать ряд аргументов, которые звучат очень часто, но, увы, на самом деле опираются на некорректные представления.
1. «Оружие, ранее недоступное, попадет в руки преступников»
Друзья, у меня плохие новости: оно уже там.
Ключевая ошибка здесь - мнение, что а) запрет помешает бандиту достать ствол, б) что бандит пойдет на дело с зарегистрированным и легально приобретенным оружием.
Оба допущения ошибочны. Зарегистрированное и легально приобретенное оружие - это дополнительная зацепка для милиции. Для бандита проще, безопаснее, и, что характерно, в ряде случаев просто дешевле приобрести себе пистолет на черном рынке. Это не было сложно и раньше, а сейчас стало проще в разы: из АТО валом идет трофейная и просто украденная техника, и за небольшой баш можно приобрести не только пистолет, но и что-то много более серьезное. Смею заверить, что так будет еще долго - проверено множеством подобных конфликтов.
Иначе говоря, рынок короткоствольного огнестрельного оружия в Украине существует с первых дней ее независимости, а сейчас разросся до невиданных размеров. Только он черный. Но вполне доступный даже для мелкого криминалитета. Альтернативный вариант, доступный любому гражданину - официально получить охотничье ружье и превратить его в обрез при помощи болгарки, табуретки и получаса времени. Да, после этого его милиции лучше будет не показывать, но разве бандит думает показывать свое оружие милиции?
Замечу: во всем мире преступления с использованием зарегистрированного оружия составляют малую долю от преступлений с использованием огнестрельного оружия, не говоря уже о насильственных преступлениях вообще.
2. «В воюющей стране это может привести к использованию оружия при массовых беспорядках, захватам зданий и так далее»
Ключевая ошибка здесь - непонимание, какое оружие для чего предназначено, а также какое оружие уже разрешено к покупке гражданами.
Этот материал посвящен короткоствольному полуавтоматическому оружию. Проще говоря, пистолетам и револьверам, неспособным стрелять очередями. Это - оружие гражданской самообороны и в армии, «оружие последнего шанса»: мол, если пошел ближний бой, а винтовка сломалась, пистолет на поясе или бедре может спасти от гибели.
Можно ли с пистолетами, скажем, штурмовать Кабмин? Можно, но риск будет не меньше, чем в случае штурма с бейсбольными битами и кухонными ножами. Пистолет, а тем более револьвер, не предназначен для действий в группах и штурмовых операций. У него очень низкая точность, низкая дистанция стрельбы, низкая энергия пули, слабая бронебойность и, главное, низкий боезапас. Двое-трое опытных охранников с АКМС в фойе Кабмина удержат даже многотысячную толпу с пистолетами, лишь бы хватило сменных магазинов. А пронести пистолет за пределы фойе не получится - металлоискатели и посты на этажах. Для захватов зданий нужно более серьезное оружие.
Желательно - автомат. Тот же АКМС. Но сгодится и, например, помповое ружье или версия того же автомата, переделанная под стрельбу одиночными. Как у Саши Музычко.
А теперь внимание: и помповые ружья, и те же АК, переделанные под стрельбу одиночными, у нас разрешены к лицензированной продаже! И у Музычко был легально приобретенный ствол. То есть у нас уже много лет можно вполне легально купить оружие, с которым можно пойти на штурм любого правительственного учреждения намного увереннее, чем с пистолетом! Как вы думаете, сколько раз наши граждане воспользовались ею?
К сожалению, свежих данных нет. Но есть данные 2007-го года, основанные на исследовании SmallArmsSurvey и оценке Украинской ассоциации владельцев оружия. Возьму на себя смелость предположить, что с тех пор их точно не стало меньше. Итого, восемь лет назад на руках украинцев было, не считая травматических экземпляров, около 1,6 миллиона зарегистрированных единиц длинноствольного оружия и от 2,2 до 6,3 (при наиболее реальной оценке в 3,1) миллионов единиц. В сумме 4,7 миллиона «стволов».
Тем не менее, как видим, никто не штурмует Кабмины. И даже на Майдане ребята шли на «Беркут» с дубинками, а не с двустволками. А ларчик просто открывался: не надо держать наш народ за припадочный и судить его, как инфантильную массу. Он уже доказал, что такая оценка ошибочна.
3. «А вот в такой-то стране короткоствол запрещен - и все равно преступность низкая! А в такой-то разрешен - и высокая!»
Ключевая ошибка здесь - некорректное представление статистики.
Уличная преступность связана со многими факторами: экономическими, этническими, демографическими, и даже с планировкой городов и отдельных районов. Корректно сравнивать либо страны и регионы, схожие по этим показателям (например, соседние штаты США), либо одну и ту же страну, но в хронологии - до запрета или разрешения свободного оборота короткоствольного оружия и после него. Безусловно, короткоствол - не панацея. Он снижает уровень уличной преступности и повышает уровень защищенности граждан относительно того, что был без него. Это не значит, что если завтра в Украине разрешить свободное ношение пистолетов, она станет спокойнее Швеции. Это как раз вряд ли. Но есть обоснованный повод предполагать, что она станет спокойнее Украины нынешней.
4. «Наше общество не готово. У нас не тот менталитет. Начнется Дикий Запад»
Ключевая ошибка здесь - предпочтение собственных умозаключений проверенным фактам.
Есть в мире страна, которой украинские сторонники лицензированной продажи короткоствольного оружия благодарны, как ни одной другой. Если бы не она, пришлось бы сражаться с одними умозаключениями при помощи других.
Показывать сравнительную статистику уличной преступности в разных штатах США (легально вооруженные безопаснее своих соседей с теми же демографическими показателями). Кивать на постсоветскую Эстонию, Латвию и Литву, где рост числа легального оружия прямо коррелирован со снижением преступлений с использованием огнестрела - и выслушивать «у нас менталитет не тот, у них страна меньше...». Сравнивать до зубов вооруженную и спокойную Швейцарию до трусов разоруженной и спокойной Японией (чье спокойствие вызвано скорее особенностями многотысячелетней истории, чем оружейными ограничениями).
Но есть она.
Молдова. Наша ближайшая соседка, фактически, вызвавшаяся поставить на себе эксперимент, завершившийся более чем удачно. Законопроект о легализации короткоствольного оружия там был принят в 1994-м году. С тех пор - резкое падение уличной преступности: с 1994 до конца 2000-х уровень тяжких преступлений упал более, чем вдвое. Справедливости ради - потом несколько вырос, но этот скачок совпал с резкими сокращениями в штате полиции и массовой амнистией заключенных. Показательно, что количество преступлений с применением огнестрельного оружия падало еще быстрее.
Просто наглядная картинка. Больше информации - здесь (данные по состоянию на 2007 год, но очень полный и развернутый анализ).
Молдова - идеальный пример вооружения вооруженных и разоружения их оппонентов. У нас бедная страна? Молдова не богаче, а уж образца 1994 года - и подавно. У нас много пьют? Молдова в 2010-м году получила титул самой пьющей страны мира, а сейчас на втором месте после Беларуси. У нас страна, разорванная военным конфликтом? А у Молдовы Приднестровье (кстати, легализировавшее короткоствол даже раньше самой Молдовы). У нас постоянный политический кризис? Там не лучше, чем у нас, а в 2009-м народные массы разгромили местную Администрацию президента и парламент. Вот только огнестрельное оружие не использовалось, а единственный погибший умер от побоев полиции. Равно как и не использовался зарегистрированный длинноствол у нас на Майдане - хотя на руках-то его у граждан хватало. Наконец, у нас горячий, импульсивный народ? Молдаване еще южнее и горячее. И преступность там всегда была, и до сих пор остается, выше нашей и одной из самых высоких в Европе. Вот только с разрешением короткоствола разрыв резко сократился - то есть даже в явно запущенной ситуации пошел на пользу.
И да - вопреки популярному стереотипу, смертность от оружия в США времен Дикого Запада была в разы ниже, чем у нас сейчас. Так, среднегодовой уровень убийств по всем штатам к 1900 году составлял около 1 на 100 тысяч населения (что характерно, его скачки вверх и вниз весьма точно соответствовали периодам ограничений свободного хождения короткоствола). Так что Дикий Запад в этом отношении еще мог бы послужить нам ориентиром - чтобы вы понимали, у нас сейчас 5,2.
5. Из США приходят новости о маньяках с огнестрелом, расстреливающих целые здания!
Ключевая ошибка здесь - то, что люди в принципе невнимательно читают новости.
1. Террористы-одиночки и обиженные на весь мир школьники почти всегда используют длинноствольное неавтоматическое оружие - то есть то, что у нас уже официально разрешено. Причина та же: больший боекомплект, а также большая убойность (вопреки стереотипам, одиночное попадание из пистолета стандартного калибра смертельно лишь в одном из пяти случаев). Папин пистолет если и берут, то про запас, равно как и нож, зачастую не используя.
2. Практически все эти преступления происходили либо в государствах, где ношение короткоствола запрещено (Брейвик), либо в штатах, где оно ограничено, либо в так называемых gun-free зонах (в абсолютном большинстве случаев - в учебных заведениях), где нет шанса нарваться на оружие у какой-либо из предполагаемых жертв или даже у прохожих.
С другой стороны, в государствах, местах и штатах, где есть риск получить ответ, такие вещи не происходят (а если происходят, то на мировые передовицы не попадают в силу быстрого израсходования террористов). Пример: многие ли из вас слышали о массовых расстрелах в школах Израиля - государства, живущего в состоянии постоянной террористической угрозы? На самом деле, они были (за всю историю страны - дважды). Но даже в тех редких случаях, когда террористу удавалось пройти за ворота и кого-то убить, это было не 77 убитых и 208 раненых, как у Брейвика. В 2008-м году террорист сумел хитростью пронести АК в йешиву (религиозную школу) »Мерказ ха-Рав» в Иерусалиме. За счет неожиданности ему удалось убить восемь человек, пока один из студентов его не ранил из личного пистолета, а живший по соседству майор Армии обороны Израиля не довершил дело из служебного автомата. Сравните это с недавним терактом в Кении, где четыре террориста без проблем справились с 177 студентами, не считая раненых.
На эту тему есть замечательная поговорка: «попробуй в Израиле на улице из пистолета пострелять, тебе из автомата ответят».
Разумеется, это все о рациональном мышлении. О тех моментах, о которых можно дискутировать - и доказывать, статистикой, историей либо разъяснением технических и юридических особенностей. К сожалению, в ряде случаев речь идет об иррациональном страхе перед оружием как таковым. Часто он распространен среди дам, которые в силу распространенных в обществе гендерных стереотипов просто не получили соответствующий минимум знаний, зато получили стойкое эмоциональное отторжение, не позволяющее оценить ситуацию беспристрастно.
Это тем парадоксальнее, что часто именно дамам проще овладеть правильной техникой обращения с огнестрельным оружием, именно дамам оно дает большее преимущество перед агрессором и именно им в нашей стране опаснее ходить по улицам без сопровождающих. Однако тут психологический момент: человек не представляет оружия в своей руке (это чисто психологический барьер), но представляет его в руке бандита, игнорируя все приведенные выше доводы - как минимум, тот, что у бандита в руке оно уже есть, только незарегистрированное и неотслеживаемое. Человек изначально представляет себя в позиции жертвы, но не может представить себя, дающим реальный, физический отпор агрессору - поэтому любую «дополнительную вооруженность» заведомо относит на его счет, сколь бы нелогично это не было.
В выражении «наше общество не готово» есть рациональное зерно. Но не в плане «наше общество не готово вооружиться», а скорее в «значительная часть нашего общества не готова задуматься об оружии рационально, беспристрастно оценив за и против». Это нормально: ни один человек не умеет плавать по умолчанию, а у человека, не умеющего плавать, есть инстинктивный страх перед водой. Тем нужнее, чтобы кто-то зашел в воду, научился плавать и передал эти знания другим.
А это очень важно. Ведь помимо вопроса: «зачем разрешать приобретение и ношение короткоствольного оружия?», есть еще один очень важный вопрос: «как это делать?». И здесь мы, так и быть, переходим к...
6. «Как только разрешим продажу короткоствола, его можно будет купить в каждом ларьке»
Отнюдь. Речь как раз о том, как продавать оружие так, чтобы, во-первых, отсеивать заведомо неблагонадежных лиц, во-вторых, давать с оружием базовые навыки по его использованию, и в-третьих, и в главных, отслеживать оружие после приобретения. Создание адекватного белого рынка для законопослушных граждан – наиболее жестокий удар, который можно нанести по черному рынку и гражданам незаконопослушным. А для этого нужны правила и контроль.
В принципе, такие правила уже предложены: в Раде лежат два соответствующих законопроекта. Но это уже тема для отдельного материала.
- Информация о материале
Если проанализировать ленты новостей хотя бы за неделю, можно увидеть, что государство в лице своего главы и представителей всех трех ветвей власти не покладая рук устанавливает все новые и новые правила, ограничения, а также активно участвует в перераспределении собственности.
Нужно больше полномочий
Государство значительно расширило сферу своего влияния и увеличило собственные возможности. И это несмотря на то, что одной из причин «революции достоинства» было как раз недовольство засильем государства.
31 марта Кабмин с подачи Арсения Яценюка еще на месяц продлил «ручной режим» на рынке электроэнергии, уже действующий с 1 октября 2014 года. 7 апреля парламент вновь ужесточил нормы Уголовного кодекса — об ответственности за военные преступления. В тот же день Петр Порошенко подписал закон о создании Общественного телевидения и радиовещания и провел заседание Военного кабинета СНБО — чрезвычайного госоргана, не предусмотренного действующей Конституцией, но созданного в начале марта 2014 года.
Все эти акты объединяет одна особенность: государство распространяет свое влияние на все новые и новые правовые и общественные сферы. С тем же Общественным ТВ ситуация не так проста, как кажется: 100% акций созданного ПАО «Национальная общественная ТРКУ» будет принадлежать государству, а ее финансирование обеспечат из бюджета. Так что честнее было бы говорить о ребрендинге гостелерадиокомпаний, чем о полноценном общественном вещании.
И подобных примеров, куда более масштабных, — масса. Так, ныне активно муссируется вопрос, состоятся ли в октябре очередные выборы в местные органы власти. Процесс принятия нового закона о местных выборах искусственно заторможен (25 марта было отменено очередное заседание экспертной группы по его подготовке) — как говорят знающие люди, не без прямого вмешательства Банковой. В Администрации Президента не уверены в благоприятном исходе этой кампании. Не исключено, что выборы в местные советы будут вопреки Конституции отодвинуты еще на полгода. (Для сравнения: предшественникам нынешнего режима удавалось разве что искусственно оттягивать выборы в столице и еще нескольких областных центрах, но не по всей Украине.)
Если ранее символом цензуры выступала Нацкомиссия по вопросам защиты общественной морали, прославившаяся борьбой с неправильными мультфильмами, то ныне государство прекращает вещание телеканалов пакетами, а сериалов и фильмов — десятками. В данном случае, подчеркнем, речь не о целесообразности такого решения, а о том, что возможности государства теперь позволяют и такие шаги.
Ни одному из предыдущих украинских президентов и премьеров даже не снилось, что они могут несколькими росчерками пера прекратить выплаты пенсий, зарплат и социальных пособий нескольким миллионам граждан Украины. То же касается и повышения коммунальных тарифов. Арсений Яценюк подписывает постановления об их повышении в разы — причем правительство даже не утруждает себя детальным обоснованием именно таких сумм (возможность, ранее недоступная Кабмину).
Аналогично — все, что касается армии, АТО и силовых структур. Мобилизовать десятки тысяч человек, не вводя военного положения, да еще и установить уголовную ответственность за пропаганду против такой мобилизации — Кучма, Ющенко и Янукович и мечтать не могли о возможностях, открывшихся перед Петром Порошенко.
В то же время волонтеры открыто жалуются на то, что вмешательство госорганов сводит их деятельность на нет. Еще 12 марта группа волонтеров на пресс-конференции открыто заявила, что правительство Яценюка намерено управлять ими в «ручном режиме», самостоятельно составляя список организаций, имеющих право помогать людям.
И, наконец, наиболее скандальный пример последнего времени: деятельность Игоря Коломойского на посту председателя Днепропетровской ОГА. Как известно, конституционный порядок на Днепропетровщине был сохранен весьма специфическими методами, к которым прибегала команда уже бывшего губернатора. Законность этих действий сейчас проверяют в СБУ и ГПУ. Но актуален не столько сам вопрос, что важнее — цель или чистые с точки зрения закона средства, сколько то, что Коломойский представлял на данной территории государственную власть. Проще говоря, государство в лице губернатора получило более чем широкие возможности. Можно возразить, что все вышеперечисленные примеры продиктованы суровой «фронтовой» необходимостью. Но ведь и необходимость не возникла на пустом месте.
Загадка насилия
Чем меньше вмешательства государства хотели украинцы, тем больше его получили. Является это феноменом или правилом для постреволюционных обществ? Доктор экономических наук Александр Аузан, читая лекцию для «Открытого экономического факультета», организованного проектом InLiberty и Фондом Егора Гайдара, заметил: «Есть загадка в устранении государства: чем больше вы применяете насилия к устранению государства, тем сильнее то государство, которое возникает из этого насилия. Потому что государство — это организация со сравнительными преимуществами применения насилия».
Эта мысль основана на идеях выдающихся экономистов XX века Дугласа Норта (Нобелевская премия 1993 года), Мансура Олсона и Мартина Макгира, построивших модель государства как «стационарного бандита». Ее суть можно свести к тому, что у государства всегда есть сравнительные преимущества в осуществлении насилия.
Применительно к Украине можно сказать, что, устраняя «государство Януковича», украинцы стали жертвами насилия и прибегли к насилию. Но насилие способно к самовоспроизводству во все больших и больших масштабах. В итоге оно выплеснулось за пределы столицы в регионы.
С этой точки зрения начатая год назад АТО была попыткой государства использовать самые сравнительные преимущества в его осуществлении. Но поскольку государство в тот момент пребывало не в лучшей кондиции, правом на насилие воспользовались добровольцы и незаконные вооруженные формирования.
Сегодня же мы наблюдаем последний этап процесса возвращения насилия под контроль государства с обеих сторон. В Украине в состав ВСУ вливаются Добровольческий украинский корпус («Правый сектор») и батальон ОУН — последние подразделения, сохранявшие независимый статус. Практически одновременно и в самопровозглашенных республиках фактически завершилась активная фаза противодействия с самостоятельно действующими вооруженными формированиями. Государство (или даже квазигосударство) сумело доказать свою «относительную эффективность».
А в чем подвох?
Неимоверно возросшая роль государства и его возможность вмешиваться в новые сферы жизни социума, казалось бы, слабо коррелирует с выраженным уже почти полтора года назад желанием украинцев уменьшить влияние «аппарата насилия». Но подвох в том, что если не абсолютное, то относительное большинство граждан на территории, контролируемой государством Украина, одобряют такие действия.
Перед нами — едва ли не классическое проявление «диктатуры большинства» с тенденцией к переходу в авторитарный режим. Сдерживает этот переход то, что политическая элита — слишком неоднородна и находится в состоянии перманентной междоусобицы. Запад же как главный кредитор Украины делает ставку именно на сохранение мягкой внутренней конкуренции во власти (вспомним ставшее уже притчей во языцех участие вице-президента США в разрешении и межэлитных конфликтов).
И нельзя сбрасывать со счетов фактор реформ. С ними связаны самые большие надежды стремительно беднеющих граждан. Но вот какие результаты дало социсследование, проведенное фондом «Демократические инициативы им. Илька Кучерива» совместно с Ukrainian Sociology Service. 46% украинцев связывают надежды и ответственность за проведение реформ с Кабмином, 40% — с Президентом, 20% — с парламентом и лишь 11% с местной властью.
Проще говоря, именно от тех ветвей власти, которые склонны к наибольшему авторитаризму, украинцы и ждут улучшений. А значит, роль и влияние государства будет только усиливаться.
- Информация о материале
То, о чем давно шептались, часто с нескрываемой опаской, на Грушевского, и слюноотделением — на Банковой, вышло на поверхность. Многие посчитали, что стартовало вполне ожидаемое начало отжима активов Рината Ахметова и прочих «неправильных товарищей». В принципе, ахметовский ДТЭК расчерчен на активы, как говяжья туша на сорта мяса, уже давно. Но решение о разделе трофея главный рубщик все никак не принимал. Да и не факт, что принял сейчас. Во-первых, Ахметов находится под покровительством премьер-министра Яценюка. Во-вторых, имеет некую защиту в США среди отдельных завсегдатаев «Богемской рощи». В-третьих, теоретически может поспособствовать обострению ситуации на Востоке. В-четвертых, президент понимает, что точка в конфликте с Коломойским еще не поставлена, и не хочет открытия «второго олигархического фронта» до окончательного прояснения с результатами битвы на «первом». В-пятых, Запад категорически против национализации активов, но при соблюдении корректных подходов готов понять выкуп активов по рыночным ценам. Что, разумеется, не совсем соответствует традициям национального «отжима». Поэтому быть уверенным в начале комплексной атаки на ахметовские активы в данный момент нельзя. Но ощутимые вылазки на территорию неприятеля уже ведутся.
Энергетическая монополия Ахметова, равно как и любые другие искусственно созданные, должна быть разрушена. Это непреложный факт. Однако рядовой тарифопотребитель и коммуналоплательщик ничего не выиграет от того, что монополия одного олигарха будет заменена картельным сговором нескольких, растащивших его активы. Демонополизация должна произойти после того, как будут установлены четкие и прозрачные правила цено- и тарифообразования в энергетике. Без этого условия мы с вами ничего не выиграем, а лишь под видом демонополизации получим одних упырей вместо других...
В начале недели Генеральная прокуратура, внезапно прозрев, обратилась в суд с иском «о признании незаконным отчуждения госпакетов акций» энергогенерирующей компании «Днепрэнерго» (Приднепровская, Криворожская, Запорожская ТЭС) и распределяющей «Закарпатьеоблэнерго». «Днепрэнерго» — это аккурат Ринат Ахметов, а в «Закарпатье» сидят симпатики Юрия Бойко.
Что интересно, формально иски предъявлены не им, а продавцам, то есть Кабмину и Фонду госимущества. Это именно они «с превышением полномочий и в нарушение Конституции Украины и законов Украины» приняли дополнительные условия, резко ограничившие конкуренцию на конкурсах. В «Днепрэнерго» победитель и в самом деле просматривался совершенно безошибочно — обеспечить потребности компании на 70% углем украинского происхождения могли исключительно структуры Ахметова. С тем же успехом условием конкурса могло быть требование передать «Днепрэнерго» исключительно в руки «рыжеватого блондина, друга Ахатя Брагина». А вот «Закарпатьеоблэнерго» — это пример продажи с неизвестным конечным приобретателем. Компанию скинули посреднику, который быстро перепродал акции. Хотя реальной борьбой не пахло и там.
Собственно, о том, что приватизация была несправедливой, не написал только ленивый. Ряд статей в ZN.UA о множественных нарушениях и подтасовках в процессе приватизации энергетических объектов так и остались без реакции со стороны власти Януковича. Еще бы! Не за красивые же серо-голубые глаза экс-президент обеспечивал «зеленую волну» для масштабных ахметовских приобретений госпредприятий и госпакетов. Вопрос, увы, в другом: почему украинская Фемида, размеры повязки на глазах которой малы даже для стрингов, начала именно с этих двух компаний?
Ответ тоже лежит на поверхности — оба эти объекта интересуют группу «Приват».
«Днепрэнерго» — ключевой производитель электроэнергии в Днепропетровской области, и Игорь Коломойский долго и упорно воевал с Ахметовым за контроль над ним. Правда, в 2012 г. «Семья» прозрачно намекнула Игорю Валерьевичу, что участвовать в конкурсах не стоит. Да и нескольких миллионов тонн своего угля у него не наблюдалось. Теперь ситуацию хотят переиграть.
Впрочем, для того чтобы реально отодвинуть людей ДТЭК в «Днепрэнерго», отмены одного конкурса трехлетней давности мало. Тогда было продано только 25% акций компании. Еще 29% было получено восемь лет назад путем дивной дополнительной эмиссии. Которая, кстати, тоже оспаривается «Приватом» еще с тех пор, а в высокой профессиональной компетентности и пробивных способностях его юристов никто не сомневается. Особенно при наличии поддержки. По сути, Коломойскому предлагают некую компенсацию (или новое поле для борьбы) за возможную потерю контроля над «Укрнафтой». Говорят, в США совладельцу «Привата» даже предлагали очень круглую сумму за 42% «Укрнафты». Но это только говорят.
Рассказы, что во время войны (хоть и гибридной) компанию можно более выгодно перепродать, из разряда сказочных. То, что Ахметову предлагали добровольно-принудительно расстаться с частью приобретенного, — не секрет. В недавнем интервью «Украинской правде» министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин сообщил, что такие переговоры шли минимум шесть месяцев.
«Монополиста жестко контролируют в любой стране. В некоторых монополиям предписывают продать часть активов, в других странах — определяют уровень доходности... Но они так не хотят. Они хотят, чтобы все было, как раньше: когда можно назначить лояльного министра и руководителя НКРЭ — а те принимали бы выгодные компании решения», — отметил министр.
Правда, по его словам, речь шла не о реприватизации, а о том, что Ахметов перепродаст кому-то часть энергоактивов. По неофициальной информации, эту тему и возможные сценарии продажи поднимал и президент Порошенко.
Но судя по последним событиям, стороны не договорились, и процесс было решено слегка форсировать. Тем более что Ахметов сейчас предельно уязвим: рейтинг Яценюка обвалился, а влияния олигарха в «ДНР»–»ЛНР» хватает только на удержание своих активов от разграбления боевиками. На неоккупированной же территории власть уже чувствует себя заметно увереннее. Плюс далеко не радужная ситуация с ахметовскими долгами. Группа тотально закредитована как западными, так и российскими структурами. При этом большинство предприятий, генерирующих основной денежный поток, оказались в зоне боевых действий. Ахметов только что объявил технический дефолт по части обязательств перед западными кредиторами. И в этих условиях демонстрация проблем еще и со стороны государства более чем чувствительна.
С другой стороны, все понимают, что компанией «Днепрэнерго» процесс явно не ограничится. Близкая к «Привату» группа «Бизнес-Инвест» уже оспорила приватизацию «донецкими» «Западэнерго».
Сейчас Ахметову принадлежат три из пяти энергогенерирующих компаний тепловой энергетики и большинство работающих шахт страны. Причем основная часть наиболее ценных — как раз в Днепропетровской области, где обитают его заклятые друзья. Это и две трети ТЭС «Днепрэнерго», и местная энергоснабжающая компания «Днепроблэнерго» (за которую тоже шла упорная борьба с Коломойским). Там же расположены шахты купленного более десяти лет назад «Павлоградугля» (это львиная доля «недонецкого» угля и 28 тысяч весьма своенравных шахтеров).
Ну и, пожалуй, самый ценный сейчас актив группы — криворожские горно-обогатительные комплексы (Северный, Южный, Ингулецкий ГОКи). В канун феерической истории с набегом Коломойского на «Укртранснафту» вопрос о реприватизации ГОКов как раз активно поднимался Игорем Валерьевичем и сейчас никуда не исчез. Более того, по информации ZN.UA, Коломойский охотно рассказал следователю Генеральной прокуратуры все значимые, с его точки зрения, подробности приватизации «Укррудпрома». Правда, следователь прокуратуры был уволен вместе с заместителем генпрокурора Баганцом. Но протоколы, как и рукописи, не горят.
Ясно одно: по просьбам трудящихся, с одной стороны, и по вожделению будущих обладателей новых активов — с другой, вырисовались две группы «доноров», которых собираются доить. К ним относятся господа Ахметов и Фирташ (в основном газораспределительные компании). Под удар также подпадают Юрий Бойко и словацко-нидерландско-лужниковские господа (с московской пропиской) из группы VSE, угнездившиеся в ряде энергообъектов.
Во всяком случае, Порошенко заявил, что при новых конкурсах будет «ограничено участие бенефициаров, имеющих российское происхождение». Звучит достаточно иронично, поскольку его ключевой бизнес-партнер по энергетике Константин Григоришин имеет московскую прописку, да и сам Петр Алексеевич — вполне себе российский бизнесмен. Липецк, ага.
С паспортами у стайки потенциальных выгодоприобретателей тоже все хорошо. У Игоря Коломойского их целых три.
Забавно, но в группу наибольшего благоприятствования при разделе «тушек», похоже, попали и братья Суркисы (возможно, как пострадавшие от преступного режима). При Януковиче Григория Михайловича, например, грубо отсекли от покупки «Винницаоблэнерго» (ее отдали Григоришину) и собирались выковыривать из «Запорожьеоблэнерго». Сейчас ситуация для Суркисов как бы улучшилась. Контролируемая Григорием Суркисом компания «Львовоблэнерго» подала иск к Фонду госимущества об отмене конкурса по «Днепрэнерго». Правда, здесь бизнесмен выступает скорее как младший партнер Коломойского. Впрочем, как говорят старожилы рынка, у Коломойского партнеров не бывает — только заложники. Особенно, если все твои деньги находятся в кипрском филиале «Приватбанка».
При этом новая «стая товарищей» имеет крайне сложные внутренние отношения. Братья Суркисы терпеть не могут Григоришина (с полной взаимностью). Коломойский работает с обоими и небезвозмездно. Порошенко хочет ослабить Ахметова и Фирташа и не допустить резкого усиления Коломойского. В общем, сдержки бьют противовесами. Страсти, интриги, пиар, подковерные войны... Так мало времени для дела. А мне вот любопытна малость: сподобится ли государство наконец-то провести собрание акционеров в «Тернопольоблэнерго», где у него контрольный пакет, и полтора десятка лет (!) предпринимаются безуспешные попытки его провести. Или таки снова?
Для полного счастья и коммерческого самоудовлетворения анонсирован новый список предприятий, «не влияющих на государственную безопасность». Оказалось, что к таким относится и последняя государственная энергокомпания «Центрэнерго». Даром, что расположенная на оккупированных территориях. Более трех с половиной сотен приватизационных лотов выставляются правительством на аукцион невиданной хитрости в стране невиданной нищеты. По дешевке их собственниками могут стать лишь те, у кого в руках есть тумбочка с миллиардом, накопленным за предыдущие годы непосильным административно-коррупционным трудом.
На этом празднике жизни традиционно забывают о населении. Точнее, о нем вспоминают исключительно с целью повышения тарифов и рейтингов, чьи показатели должны отреагировать на столь востребованный тезис о деолигархизации, которую многие готовы спутать с олигархоперераспределением.
Если честно, то происходящее вызывает полное дежавю. Примерно те же расклады, в общем-то, те же лица, только в другой расфасовке и пропорции. Революция достоинства, да…
Рядовому же украинцу предполагается все время оплачивать непрерывно растущие тарифы, которые будут уныло тянуться к «экономически обоснованному уровню». Если по-простому, роль терпилы и статиста.
О какой-либо реальной конкуренции на том же рынке поставок электроэнергии в бытовом секторе и речи не идет. Антимонопольный комитет при столкновении с компанией выше уровня киоска — структура ничего не решающая. А сейчас ведомство вообще парализовано — идет борьба между группами влияния за назначение «своего» человека. Об отношении к АМК хорошо говорит заявление правительства: непременно назначат нового главу, скоро, еще в первом полугодии, от нас так МВФ требует. А то, что комитет несколько месяцев не работает, и президенту, и Кабмину — до лампочки. Всегда так было.
Складывается впечатление, что президент и правительство снова играют по старым лекалам. Ну разве что с некоторым учетом пинков от МВФ. Но страна стала беднее, злее. Да и цена вопроса сейчас совсем иная. А цена ответа будет еще выше.
- Информация о материале
В воздухе пахнет весной, грязь потихоньку подсыхает, «зеленка» на подходе – работы скоро ощутимо прибавится. Вне зависимости от того, произойдет ли наступление боевиков после Пасхи или нет, локальная война на Востоке будет продолжаться.
Сначала воюешь за абстрактные идеи, потом «за себя и за того парня», потом мстишь за друга Женю, уже через месяц не можешь дождаться окончания ротации, чтобы снова отправиться на фронт. В таких условиях никакие Минские договоры и ОБСЕ не могут удержать стороны от того, чтобы вечером вытащить автоматический гранатомет чуть вперед и не выстрелять пару «улиток» по блоку противника. Или заложить фугас. Или организовать засаду. Это означает, что через неделю таких эпизодов станет больше, а еще спустя месяц командованию за уши придется растаскивать бойцов в самых горячих точках. Это в идеальных условиях, когда перемирие действительно нужно обеим сторонам. Ведь что такое перемирие по своей природе? Неспособность обеих сторон решить поставленные задачи. Не более того. Если нельзя всех убить – нужно договариваться. А когда участники конфликта продолжают выполнять комплекс целей, прикрываясь политикой, получается, как сейчас, – имитация отвода тяжелых вооружений, ежедневные потери и накопление сил на фоне пустой риторики.
Единственное, что стоит точно знать нашим людям в информационном поле, – если опять полыхнет – каждый факт нужно проверять и перепроверять. Ваши мозги станут целью для сотен пропагандистов с обеих сторон и просто упырей, считающих, что они (все такие коварные) ведут информационную войну. Вам расскажут про кольца, про мешки, про Иловайск, про то, как здесь всех бросили, и завтра танки пойдут на Киев.
Тут всё достаточно просто, даже если у вас нет военного образования. «Жеребец, который покроет весь мир», чьей регулярной армии там нет, создал структуру, которая за 8 месяцев поставок сотен танков, тонн снарядов, логистики, прямого вмешательства войск и плотной работы инструкторов со стороны РФ прошла дорогу в 23 километра от Новоазовска до позиций под Мариуполем. Наши блоки возле Станицы до сих пор сохраняют конфигурацию летнего наступления ВСУ. От Металлиста и пригородов Луганска боевики прошли 16 километров и уперлись в речку и линию опорных пунктов.
Ужасное и страшное Дебальцево, место, где лично Моторола окружил всю украинскую армию и нанес эпическое поражение, от которого трясутся социальные сети – расстояние от блоков в Чернухино до линии в поселке Мироновский. 21 километр. Чтобы вы правильно поняли эту цифру – 30 минут езды на машине, темп наступления в районе трех-четырех суток во время общевойскового боя.
Расстояние от руин аэропорта Донецк, гостиницы «Полет» и разрушенной части ПВО до села Пески, вы можете оценить сами, даже без карты. Дистанция визуального контакта. В итоге, кроме громких слов, сотен распиленных баррелей нефти на оплату информационной войны и гигабайтов лжи в сети от людей, пишущих свою фамилию с ошибками, что мы имеем в чистом остатке?
Какие задачи решили сепаратисты вместе с российской гибридной армией? Заняли Дебальцево, разгрузив логистику. Сделали невозможным перспективу уничтожения новообразований в обозримом будущем. Ну что же, поставки танков, боеприпасов, топлива, расходных материалов на миллиарды, плюс постоянный приток «добровольцев» дают возможность наступать на узком фронте и удерживать периметр вокруг Донецка. Всё. Точка. Масштабное противостояние высасывает деньги из российской экономики, словно пылесосом. Они не могут ждать под санкциями и пока еще не готовы прыгнуть. Начни они наступление на Мариуполь завтра, вместо 230 «Хамви», 75 «Саксонов», около сотни бронемашин у пограничников и НГ, включая последнюю поставку «Фордов», сюда прибудет совсем другая помощь. Кстати, незаметно, с шутками прибаутками и озабоченностью, мы гарантированно получим 400 единиц транспорта, а это именно та соломинка, которая переломала спину тяжело вооруженной Ливии в «Войне Тойот». Как оперативно мы сможем оснастить их ПТУР в случае обострения? Да быстрее, чем Губарев скажет: «Геноцид народа Донбасса». Из своего производства, хранения, запасов Восточной Европы или поставок через третьи страны. Почему бы Пакистану не продать нам «Тоу»? Украина не под санкциями, не в «оси зла», сотрудничает с паками в танковой сфере, идеальная страна для продажи вооружения. Сюда даже не нужно ничего поставлять бесплатно – 1000 ПТУР это 30-40 млн. долларов из, например, 1.8 млрд. последнего европейского кредита.
Такие дела, господа. Великий полководец Захарченко вместе с мойщиками машин и бурятами, обещавшими идти прямо на Варшаву через Борисполь, в реальном мире заняли территории на 15-20 километров вглубь страны. И, как и восемь месяцев назад, гибридные части не в состоянии отодвинуть позиции ВСУ от Луганска и Донецка. Регулярная армия усиливается, получая иностранную военную помощь и наращивая внутреннее производство – оно пока еще недостаточно для масштабного перевооружения, но процесс идет. В стране, несмотря на войну и проблемы с финансами, продолжается государственная программа энергосбережения, начиная от счетчиков, заканчивая утеплением домов. Люди, угрожавшие нам отключением газа и заморозкой квартир, предлагают скидку на углеводороды.
О чем я? Не слушайте паникеров.
Мы не упадем, не рухнем, не пойдем на Киев, не замерзнем и не будем скакать как на Майдане. Мы не будем делать ничего из того, что нам пророчат тролли из РФ. Они должны оставаться в своем загоне – в мире, где в футболистов в некогда дружественной Черногории, бросают фаеры, в Москву на парад приезжают племена из Африки, а делегацию в ПАСЕ лишают права голоса. А вы, вместо общения с укушенными телевизором, лучше поиграйте с ребенком, побудьте с близкими и любимыми людьми, помогите армии стать сильнее или реабилитироваться военным. Потому что эта ситуация на Востоке надолго, готовьтесь к длительному забегу, несмотря на все позитивные тенденции.
Война продолжает полыхать по всем направлениям. В секторе «А» идут стычки с группами боевиков, пытающимися нащупать позиции для форсирования рек в регионе. 4 апреля произошла серия столкновений под Крымским. Сепаратисты в районе не применяют артиллерию, но тяжелого пехотного оружия у них в избытке – по позициям ВСУ работали автоматические гранатометы и РПГ.
5 числа под огнем оказались Сокольники – у противника там удобная дислокация для развития атаки, и здесь уже 120 мм минометы в полный рост на протяжении трех последних недель. Минная война в секторе не прекращается, страдают колонны снабжения ВСУ в Станицу – это условный треугольник, далеко выдвинутый вглубь позиций врага, снабжение его не слишком простая задача.
5 числа ДРГ противника возле Счастья нанесла удар ПТУР, в результате которого произошла детонация минного заграждения на ВОП. На месте и в больнице погибло четыре бойца, включая заместителя НГШ бригады. Снайперские перестрелки не прекращаются практически ни на один день, пользуясь молчанием тяжелых систем, стороны продолжают сближаться друг с другом. Счастье, Трехизбенка и Станица – три места, где боевики в перспективе могут перебрасывать тяжелую технику через речное дефиле, и везде сейчас неспокойно.
Движемся дальше. Цепь блоков по дуге до Артемовского направления. Здесь традиционно тихо, есть дни, когда не работает даже «стрелковка». Хотя ДНР/ЛНР перевооружают свои силы, приводя их к форматам общевойсковых бригад, у них та же проблема, что и у Украины – протяженность фронта. Многие позиции с обеих сторон имеют разрывы в линии до пяти километров и во время перемирия небольшие взводные группы на них предпочитают не стрелять.
Следующая точка напряжения – Луганское, то, которое возле «горла» в водохранилище. Там идет борьба за позиции вокруг населенного пункта. Боевики пытаются окопаться и укрепиться поближе к городу, ВСУ ведут рейдовые действия с целью сбить передовые части противника и не дать им организовать ОП. Обстрелы из минометов, прерванные на прошлой неделе, возобновились. В секторе контакты с пехотой сепаратистов почти каждый день. Было зафиксировано три эпизода применения 120 мм минометов, что противоречит Минску, – эти моменты всё чаще отмечает внезапно прозревшая ОБСЕ.
В районе Горловки ставшее уже традиционным противостояние в Майорске. Городок практически обезлюдел, он превратился в предполье сил ВСУ в секторе, возле него уже в километре секреты сил ДНР и «гибридной армии». Здесь на удивление тихо ¬в плане тяжелого вооружения – артиллерия и РСЗО молчат, иногда работают минометы, поддерживая свои пехотные группы. Зато огонь с 300-400 метров из стрелкового вооружения в этой точке не редкость, сепаратисты нащупывают подходы для удобной массированной атаки в случае срыва договоренностей.
Самый ад в районе Донецка – за прошедшую неделю более 40-50% случаев всех обстрелов по фронту здесь. Авдеевка 4-5 апреля находилась под огнем 122 мм артиллерии, прямой наводкой из танков, всю неделю фиксировались обстрелы из ПТУР, гранатометов и минометов. В россыпи поселков и дачных участков вокруг города – Опытном, Песках, Водяном продолжается монотонная боевая работа пехоты и диверсионных групп.
Постепенно накал противостояния смещается с севера на юг, если зимой в сообщениях мелькали условные «верхние» сектора, то сейчас «чемпионом» стал сектор «М». Прямо сейчас, как и всю прошлую неделю в Широкино идут бои.
Мы не будем расписывать диспозицию вокруг поселка в разгар противостояния – даже отрывочные обрывки о подразделениях и точных данных по блокам сейчас ни к чему. Идут бои за высоты, опять участились обстрелы в Гранитном, диверсанты обработали стрелковым блок ВСУ в Бердянском, было две танковых дуэли, подрыв автомобиля снабжения. Этот участок фронта продолжает усиливаться всеми участниками противостояния – и в плане личного состава, и в плане инженерных заграждений.
Потери за неделю по всем силовикам Украины – до десяти человек погибшими (около, потому что противоречивые данные по добровольцам), в пределах полутора десятка человек получили ранения, требовавшие госпитализации.
Что хочется сказать в заключение по потерям. Если смотреть на ситуацию стратегически, Украина потеряла за почти год конфликта безвозвратно личного состава в районе линейной бригады. Я имею ввиду убитыми, пропавшими без вести, инвалидами, неспособными к службе. Еще часть людей остается в плену, неизвестно, будут они служить или нет. Я не циник, не считаю, что «бабы еще нарожают» и мне больно из-за каждой капли крови, пролитой моими боевыми товарищами.
Но мы говорим о стратегии. Украина в 2015 году, планирует нарастить группировку ВСУ до 250 тысяч человек. Еще есть около 40 тысяч пограничников. Национальная гвардия – 50 тысяч человек. Есть сводные отряды МВД – как бы не шутили по поводу милиции в социальных сетях, именно бывший «Беркут» насмерть стоял в Углегорске.
Плюс формируются новые части. Даже не будем о ДУК ПС, службе МЧС, которой можно дать гранатометы, отправив на проблемные блоки, не будем и о перспективах мобилизации. Людей всё еще недостаточно на такой фронт, но тенденции радуют. Если начнется серьёзный замес, эти десятки тысяч солдат не побегут, как не бежали в аэропортах востока, в Дебальцево и Мариуполе – нас придется убивать. В ответ домой в РФ поедут пачки цинков и поток инвалидов, а получат они только руины и ненависть. Если режим Путина хочет продолжать, поднимая ставки, крови нахлебаются все. Но морально бойцы к этому готовы и давно переступили черту.
Нам хочется приезжать домой и видеть на улицах красивых девчонок в мини и детей с шариками, а не руины, нищих и Моторолу. Армия сделает для этого все. Мы удержали фронт, пережили самую тяжелую зиму в истории страны и дожили до весны. Вечная память павшим. Слава Украине.
- Информация о материале
Страница 625 из 1561
