Статьи
98-ю годовщину большевистского переворота Украина встречает с Кировоградом, Днепропетровском, множеством не переименованных улиц и твердым намерением избавиться от остатков тоталитаризма. Цель, безусловно, похвальная. Хотя методы декоммунизации по-прежнему вызывают споры.
О чем свидетельствует мировая практика? По правде говоря, ни о чем.
Современная Германия – демократическая страна, и нацистская символика в ФРГ находится под строжайшим запретом.
Современная Италия – тоже демократическая страна, и на зданиях эпохи Муссолини преспокойно красуется фашистская символика.
В Польше и Чехии снесли коммунистических идолов, и в этих странах были проведены успешные рыночные реформы.
В Китае и во Вьетнаме председатель Мао и дядюшка Хо остались на пьедесталах, но и там были проведены успешные рыночные реформы.
Иными словами, преувеличивать роль символов в нашей жизни не стоит: есть более важные вещи.
Ритуальная декоммунизация в Украине нужна многим.
Это психологическая отдушина для активистов, симулякр перемен для власти, дополнительный фронт работ для чиновников, яркий информационный повод для журналистов. Но, к сожалению, подобная деятельность очень слабо связана с преодолением тоталитарного прошлого.
Ибо тоталитаризм – это не форма, а содержание. Это определенный стиль мышления, который может существовать независимо от внешней атрибутики. Он чрезвычайно живуч, и снос памятников ему не помеха. Нацистское мировоззрение прекрасно обходится без Гитлера и свастики, а сталинистское – без портретов Джугашвили и красных звезд.
Нас шокирует откровенный сталинизм, расцветающий в соседней России, – с прославлением Иосифа Виссарионовича, оправданием массовых репрессий и агрессивным «деды воевали».
Но что произошло, когда мы сами оказались втянуты в вооруженное противостояние? В Украине тут же начали проводить параллели со сталинской мясорубкой 1941-1945 годов. Воскресли все штампы советской пропаганды во главе с «Отечественной войной».
Когда обсуждалась целесообразность тех или иных шагов, в ход шли железные аргументы: «деды с Гитлером не торговали» и «деды с фашистской Германией не договаривались». Выяснилось, что тоталитарный СССР остается для многих из нас эталоном воюющей державы – образцом, на который должна равняться Украина XXI века.
Особенно ярко проявилось типичное советское ноу-хау: клеймо «был в оккупации», воспринимаемое как синоним предательства и не затрагивающее лишь героев-подпольщиков. Между тем основная масса живущих в оккупации – не герои и не предатели, а обыватели, озабоченные бытовыми проблемами и старающиеся адаптироваться к изменившейся обстановке. Так происходит всегда.
Не секрет, что после 1940 года подавляющее большинство французов не вступили в Сопротивление и не уехали к де Голлю, а приспособились к новому порядку и занимались своими делами. Но буржуазная парадигма позволяет человеку быть слабым, пассивным и безыдейным. А сталинистская – нет. Ты либо отважный советский патриот, либо пособник врага. Третьего не дано!
Именно такой подход оказался неожиданно популярен среди украинской общественности. В Крыму и на Донбассе могут жить либо герои, позирующие с желто-голубой символикой, либо подлые предатели. И поскольку массового героизма не видно, оккупированным регионам смело инкриминируется коллективная измена.
Кто-то скажет, что многие крымчане и донетчане действительно настроены против Украины. Да, это так. Но во время Второй мировой войны многие калмыки, балкарцы и карачаевцы действительно были настроены против Советского Союза.
Выходит, позицию товарища Сталина в отношении целых этносов можно считать справедливой? Ведь обобщенные клише «Донбасс-предатель» и «Крым-предатель» практически не отличаются от сталинских «народов-предателей».
Итак, перед нами любопытный психологический парадокс. Одному и тому же человеку может быть отвратителен тиран Джугашвили, но близка война по-сталински – без послаблений, оговорок и буржуазных сантиментов. Как только Украина столкнулась с внешней агрессией, советский менталитет 1940-х возродился с удивительной легкостью. Что ж, в каком-то смысле это оправдано: тоталитарный СССР воевал успешнее, чем гнилая демократическая Франция.
Может ли пережить подобное возрождение и советский менталитет 1930-х? Вполне. Достаточно вынести за скобки усатого Кобу вместе с серпами-молотами, и мы увидим набор рецептов, подкупающих своей простотой, бескомпромиссностью и обманчивой справедливостью.
Сталинизм – это служение. Это вера в то, что каждый гражданин должен прежде всего служить народу, государству и Родине, а уж потом думать о себе. Сталинисту не докажешь, что общество способно развиваться на основе взаимовыгодных контрактов, когда каждый индивидуум преследует свои личные интересы.
Сталинизм – это перемены. В отличие от хомо советикуса, порожденного застойной эпохой и зацикленного на стабильности, сталинист жаждет быстрых и радикальных преобразований. Его идеалы – великий перелом и пятилетка в четыре года. Он уверен, что во имя светлого будущего допустимо любое насилие и любые жертвы.
Сталинизм – это бескорыстие. Это неприятие прибыли и наживы, презрение к делягам, торгашам и собственникам. И в то же время убежденность, будто труд на государство – даже заведомо убыточный – дело чести, славы, доблести и геройства.
Сталинизм – это боеготовность. Это жизнь под лозунгом «если завтра война, если завтра в поход». Подчинение всех сфер деятельности – от промышленности до воспитания детей – будущей вооруженной схватке. И, разумеется, постоянный поиск внутреннего врага: если он не сдается, его уничтожают.
Говоря вкратце, сталинизм – это отношение к развитию страны как к войне. И в нашем обществе подобная философия имеет все шансы на успех. Увы, для этого сложилось слишком много предпосылок.
Сегодняшняя Украина – очень бедная, отсталая и коррумпированная страна с низким уровнем экономической грамотности. Страна, уставшая от безнаказанности верхов и стосковавшаяся по смелым и волевым решениям.
Страна, пережившая кровопролитие и резкую девальвацию человеческой жизни. А, главное, Украина – это страна, обреченная еще долго балансировать на грани войны и мира, когда разница между оправданным и неоправданным насилием легко стирается.
Мы вынуждены искать свой исторический путь в экстремальных условиях. Стоит поддаться эмоциям, потерять зыбкий европейский ориентир, шагнуть в сторону – и вместо будущего Украина окажется в прошлом.
Туда тянут не коммунистические топонимы, а популизм, агрессия и безграмотность. Построить пародию на СССР восьмидесятилетней давности намного легче, чем кажется. Даже если в этой новой-старой реальности не будет ни советской символики, ни советских памятников.
- Информация о материале
Так, перефразировав известную пословицу, можно сказать о нынешних украинских богатеях. Эти выходцы из пролетариата за несколько лет «нажили» такое состояние, что куда там заокеанским или европейским толстосумам, чьи состояния накапливались несколькими поколениями в течение веков. Неудивительно, что они, в отличие от своих зарубежных коллег, заботятся не столько о развитии и модернизации производства, сколько о выводе капиталов в офшоры. А еще — о престижных иномарках для каждого члена семьи, загородных имениях на родине и виллах за границей, об обучении детей в самых престижных университетах мира. О так называемых миноритарных акционерах, чье добро они, по сути, присвоили, речь не идет.
Откуда взялись многомиллионные прибыли за такой короткий срок, власть у новых толстосумов не спрашивает. В то же время миллионы граждан, которым в свое время раздали приватизационные сертификаты, уже потеряли надежду получить хоть какую-то копейку от своей доли имущества. Как развивалась, да и продолжает успешно функционировать система общенационального обмана, сказочно обогащающая одних и делающая нищими других, можно проследить на конкретном примере.
Итак, проследим, куда девалась доля имущества конкретного гражданина, и почему владельцы приватизированного предприятия, в которое он вложил свой сертификат, годами не платят дивиденды по акциям, параллельно наращивая свое состояние бешеными темпами. Наверное, прежде всего об этом следует спросить у власти и ее контрольных органов. Например, в Фонде госимущества, который в течение первых пяти лет должен был следить за соблюдением всех обязательств так называемых инвесторов. Должен был, но не следил. Предъявлять претензии к нему сегодня уже поздно (истек срок, в течение которого это надо было делать). Жаль, но в свое время нынешние одураченные акционеры повелись на письма, которые в те годы регулярно присылали «прихватизаторы» с просьбой подождать, пока предприятие «поднимется с колен».
Однако вместо модернизации производства они поставили на колени самих миноритарных акционеров, которые теперь могут жаловаться только на самих себя. А те, кто выжал из заводов все возможное и невозможное, просто издеваются над ними. Скажем, в нашем конкретном случае акционеру пришлось написать несколько десятков писем в адрес ОАО «Запорожсталь», чтобы не отписки получить, а выцарапать хоть какую-то информацию о судьбе своих акций. В частности, в последнем письме сказано: «... начисленные вам дивиденды были отправлены почтовым переводом». Расписано, и когда и что поступало: за 2002 год начисления сделаны в 2005-м — 99 копеек; с 2003 по 2006-й — по 2,20–2,46 грн. Причем за последний год дивиденды начислены, но не выплачены. За три последующих года совсем ничего не выделяли, а за 2010–2011 гг. общее собрание вообще итоги не подводило.
Как вам бухгалтерия? Если учесть, что и упомянутые выше переводы поступали только дважды, то понятно, почему на первые запросы акционера руководство промышленного гиганта отделалось отписками. Вместо конкретного ответа на поставленные вопросы, ссылаясь на засекреченность информации, расписало во всех деталях закон о защите персональных данных. Действительно, вдруг еще кто-то бы узнал, что человеку начислили 99 копеек дивидендов. Чего доброго, вся страна начала бы требовать свои 99 коп.
Во втором запросе, который раздраженный акционер прислал уже из принципа: кто кого доконает, — победителем вновь вышло предприятие. В этот раз ответ по сути не дали из-за того, что в письме не указан его порядковый номер. Замечу: это при том, что письмо прислало частное лицо. Пришлось, издеваясь, написать №1576... и только после этого получить «рассекреченную» вышеупомянутую информацию за подписью начальника А.Рубана. Потратил этот господин на переписку с акционером сумму в несколько раз большую, чем все начисленные за многие годы дивиденды (одно лишь заказное письмо стоило тогда больше пяти гривен).
Владельцы наибольших пакетов акций ОАО «Запорожсталь», а их, согласно данным, размещенным в то время в информационной базе комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, было достаточно: предприятие с иностранной инвестицией ООО «Киев Секюритиз Групп» (компания владеет 647 тыс. шт. акций на сумму почти 162 млн грн, или 24,5%), украинское предприятие ООО «Мидланд Кепитал Менеджмент» — более 11% акций на 74 млн грн, немецкая компания «Глобал Стил Инвестмент Лимитед» (Global Steel Investments Limited) — более 12% акций общей стоимостью 81 млн грн. Значительным пакетом владеет ООО «Запорожсталь-РС», имея в своем портфеле 20% акций стоимостью 144 млн грн. У украинского ООО «Галс-Инвест» — 17% акций «Запорожстали» на общую сумму около 113 млн грн. Получается, все они забыли о своих миноритарных акционерах. Поскольку хотя порядок распределения прибыли формально принадлежит к компетенции общего собрания акционеров, фактически они подконтрольны владельцам крупных пакетов. К тому же малые акционеры в этом собрании участия не принимают, поскольку сама поездка в Запорожье стоит в несколько сотен раз больше, чем начисленные за 10 лет дивиденды.
В то же время на сайте предприятия пишут, что ОАО «Запорожсталь» занимает одно из ведущих мест в металлургической отрасли Украины и входит в состав крупнейшей горно-металлургической компании — Группы Метинвест.
Комбинат производит стальной горячекатаный рулон и лист, холоднокатаный лист и рулон из углеродных, низколегированных сталей, гнутый профиль, а также стальную ленту и черную жесть. Высокое качество продукции предприятия подтверждается спросом на нее на внутреннем и внешнем рынках. Она востребована более чем в 50 странах мира — от Турции до Нигерии.
Скажем, в 2013 г. комбинат произвел 3,2 млн тонн чугуна, 3,8 млн тонн стали и 3,2 млн тонн проката. В общей информации на сайте предприятия сказано, что комбинат входит в рейтинг
80 лучших предприятий мира, производит почти 11% чугуна и стали, а также 29,4% листового проката в Украине.
Отчет за 2014 г. в целом поражает, особенно, если сравнивать с 2013-м: выручка от реализованной продукции составляла 22 млрд 110 млн грн, чистая прибыль — 1 млрд 120 млн. В пресс-релизах, распространенных в СМИ, отмечается, что возросли все производственные показатели. В частности, выпуск чугуна увеличился более чем на 9%, стали — на 3,8%, проката — на 5%. Но несмотря на такие производственные показатели, финансовая отчетность предприятия (она размещена на сайте комбината и доступна всем желающим) ни за успешный 2014-й, ни за провальный 2013-й никакой надежды миноритарным акционерам не дает. Отчеты за эти годы свидетельствуют, что им нечего рассчитывать даже на вышеупомянутые 99 копеек. В финансовых документах, со ссылкой на независимых аудиторов, черным по белому написано: чистая прибыль на одну простую акцию в 2013 г. составляла 0,003 тыс. грн, а в 2014-м — 0,424. В графе дивиденды в обоих случаях пусто. Неудивительно, что и в 2012 г., когда генеральным директором комбината стал Ростислав Шурма, речь не шла не только о дивидендах, но даже об издевательских письмах миноритарным акционерам с приглашением на общее собрание.
Правда, в текущем году такое письмо все же пришло. Но на внеочередном собрании ни о производственных показателях, ни о дивидендах речь ни шла. Как указано в опубликованном на сайте предприятия акте собрания, деятельность предприятия привели в соответствие с законом об акционерных обществах, изменили его название, одобрили новый (уже 16-й по счету) устав, а также избрали «нового» директора — Ростислава Шурму.
После этого в карманах обманутых грабительской приватизацией граждан копейки не зазвенели. Зато на счетах олигархов миллионы не перевелись, в том числе и у владельца «Запорожстали», который постоянно наращивает свое состояние и не выпадает из списка Форбс, несмотря на все кризисы и войны. Денег хватает и на создание благотворительных фондов, помощь из которых распределяется по собственному усмотрению основателей. Тысячи простых акционеров тоже хотели бы стать благотворителями во время войны, направив свою помощь совершенно в иное русло. Но дивидендов им не дают.
- Информация о материале
Міліція розслідує справу про зловживання службовим становищем посадовцями КП «Міськелектротранссервіс», що призвело до привласнення ними коштів підприємства у сумі 6,30 млн грн. Про це йдеться в ухвалі Ленінського районного суду.
За підозрою правоохоронців, в період з 2012-2014 рр. керівники КП перерахували кошти для подальшого їх переведення в готівку 18 суб’єктам господарювання, що мають ознаки фіктивності. Зокрема, ці фірми не перебували за місцем реєстрації, не мали персоналу та матеріальної бази для провадження діяльності. Загалом, правоохоронці проводять слідчі дії щодо 24 контрагентів комунального підприємства.
Зараз правоохоронці через суд отримують дозвіл на доступ до рахунків приватних підприємств, зокрема, ТОВ «Крафт сіті», бенефіціарами якого є кримчани Сергій Желєзняк та Олексій Москін.
Минулого тижня один з керівників «Міськелектротранссервіс» Сергій Володченко був затриманий при отриманні хабаря. Директором КП є Владислав Васенко.
Варто відзначити, що деякі з контрагентів «Міськелектротранссервіс» співпадають з фіктивними контрагентами, які фігурують у кримінальному провадженні відносно махінацій у КП «Центральний парк культури і відпочинку ім.. Горького».
Список контрагентів «Міськелектротранссервісу»
|
№ |
Назва |
Код |
Керівництво |
Контакти |
|
1 |
TOB «Вінтерсол» |
38005932 |
Василь Коваленко |
Вінниця, вул. Хмельницьке шосе, 82 |
|
2 |
TOB «Будівельна Компанія «Інтегра» |
38238301 |
Артем Дунічев |
Одеса, вул. Піонерська, 11 |
|
3 |
TOB «Ренфорс» |
38103772 |
Віктор Іліїн |
Одеса, вул. Зоопаркова, 6 |
|
4 |
TOB «Арді Буд» |
38257869 |
Вадим Скрипник |
Харків. Обл. м. Південне, вул, Українська, 50 |
|
5 |
OB «Опта-Трейдд Україна» |
37997458 |
Алла Гончаренко |
Харків, Московський проспект, 259 |
|
6 |
TOB «Версаль МК» |
38278229 |
Олег Паустовський |
Харків, вул. Конєва, 21 |
|
7 |
TOB «Оптоком 2012» |
38279463 |
Сергій Богдан |
Харків, вул.. Карла Маркса, 26 тел. 7803913 |
|
8 |
TOB «Ніка Трейдінг» |
38495117 |
Сергій Богдан |
Харків, Салтівське шосе, 43 |
|
9 |
TOB «Амадео» |
37889403 |
Засновник: Андрій Самофалов, керівник – Віталій Фрі бус, ліквідатор- Вадим Скрипник |
Харків, вул. Рилєєва, 60 |
|
10 |
TOB «КП 2011» |
37874397 |
Олексій Гржебек |
Харків, вул. Карла Маркса, 7 тел. 7558185 |
|
11 |
ТOB «Ріторно» |
37265858 |
Засновник: Віталій Костюк, ліквідатор Олександр Клименко |
Запоріжжя, вул. 40 років Радянської України, 46 літера Б |
|
12 |
TOB «Пасдорсервіс» |
34297358 |
ТОВ «Будівельне підприємство № 7», ТОВ «Білдінг Ко ЛТД». Бенефіціари: Віктор Носенко, Анатолій Паламарчук |
Київ, вул. Механізаторів, 10 |
|
13 |
TOB «Білдінг Констракт» |
38209804 |
Людмила Власенко |
Донецьк, вул.50-річчя СРСР, 144 |
|
14 |
TOB «ТК Фіона» |
38258286 |
Сергій Богдан |
Харків. область, с. Пісочин, Крупської, 15 А |
|
15 |
TOB «Артком Трейд» |
38917923 |
Іван Конов |
Київ, Залізничне шосе, 21 |
|
16 |
TOB «Пріора-Інвест» |
38771327 |
Сергій Брюхненко |
Харків, вул. Рудика, 4 |
|
17 |
TOB «Крістенс» |
38022110 |
Аліна Матвєєва |
Київ, вул.. Ново польова, 103\2 |
|
18 |
ТОВ «Енергосервіс ПМК» |
37368164 |
Засновник – Катерина Спіцина, керівник Станіслав Фролов
|
Харків, вул.. Шевченко, 60 тел. 0503646468 |
|
19 |
ТОВ «Виробниче підприємство Інсайт» |
38494270 |
Засновник – Сергій Савченко, бенефіціар –Євгеній Курбатов |
Харків, вул.. Рилєєва, 60 тел. 7142989 |
|
20 |
ТОВ «Абріс-Дизайн» |
33900957 |
Катерина Кочетова |
Харків, вул.. Воробйова, 10 тел. 7594441 |
|
21 |
ТОВ «Юрфактор» |
33413202 |
Засновник: Анатолій Авер’янов, керівник – Євгеній Брусільцев |
Харків, вул.. Шевченко, 60 |
|
22 |
ПП «Род-Ник» |
32029392 |
ТОВ «Амат», керівник Георгій Уланов |
Харків, вул.. Біологічна, 6 |
|
23 |
ТОВ «Вектор-Оіл» |
38160953 |
Андрій Горшков, Олена Пахомова |
Харків, вул.. 50-річчя ВЛКСМ, 56 тел. 0968622039 |
|
24 |
ТОВ «СМП-17» |
37094534 |
Євгеній Курбатов |
Харків, вул.. Рилєєва, 60 |
- Информация о материале
Про ціни на енергоносії, тарифи та енергетичну політику протягом останніх двох років не говорив хіба лінивий. На непрозорості та корумпованості енергетичного сектора заробляються величезні тіньові статки та будуються популістські політичні кампанії. Експерти галузі говорять, що ці проблеми неможливо вирішити без законодавчого врегулювання діяльності енергетичного регулятора - НКРЕКП. Саме комісія повинна стати органом, який не лише регулює енергетику, а й виступає арбітром інтересів держави, компаній галузі та споживачів.
Не слід недооцінювати важливість енергетичного регулятора. Комусь НКРЕКП може здаватися лише ще одним регуляторним органом. Проте саме він встановлює правила гри на ринку з річним обсягом близько 300 млрд грн.
Крім того, саме він регулює тарифи на енергетичні ресурси, чим впливає на бюджет кожної української родини та економіку країни в цілому.
Ситуація навколо регулятора неоднозначна. НКРЕКП, як і всі попередні комісії, функціонує на підставі указу президента, що не відповідає Конституції. Процедура відбору членів комісії непрозора, її повноваження та зобов'язання визначені нечітко, запобіжні заходи для впливу на монополістів відсутні.
Результати роботи комісії - яскрава демонстрація нежиттєздатності існуючої моделі регулювання енергетики.
Вкрай непрозорий процес встановлення тарифів на газ та тепло, затвердження скандальних інвестиційних програм, сумнівні дотації для монополістів, зокрема - 12 млрд грн «стимулів» для обленерго, затвердження мільярдних тендерів, розрахованих на одного учасника, говорять самі за себе.
Фахівці галузі скаржаться, що отримати службові відповіді регулятора на робочі запити вдається не одразу і навіть не завжди.
Непрозорість комісії загрожує Україні навіть більше, ніж зволікання з прийняттям рішень. Не роз'яснене суспільству належним чином підвищення тарифів на тепло поставило значну частину співгромадян за межу енергетичної бідності, і малоефективна система субсидій навряд чи виправить цю ситуацію.
Лише це з кожним днем збільшує ризик соціального вибуху, а кожен черговий рахунок тільки підвищуватиме імовірність такого вибуху. Небажання регулятора говорити про методику формування скандальних тарифів стимулює стрімке нагрівання займистої суміші з відчаю та люті українських громадян.
Без наведення ладу з регулятором очікувати позитивних змін в енергетиці неможливо. По суті, реформування цього органа є критичною необхідністю для економічної незалежності України та соціальної стабільності.
Історія процесу
Робота над законом, який би регулював діяльність НКРЕКП, почалася у 2014 році. З того часу законопроект, розроблений за участі представників Енергетичного співтовариства, не раз кочував з одного владного кабінету в інший. Саме там з'являлися неузгоджені з представниками співтовариства правки.
Власне, навколо проекту розгорілася ціла кулуарна війна. Кількість нарад, зустрічей, робочих груп, обговорень з експертами вимірюється десятками. Проте активність зовсім не означає результату. Особливо коли в протистоянні задіяні фракції коаліції, Кабмін та багато інших непублічних гравців.
Сотні мільярдів гривень, що крутяться у енергетиці, зрозуміліші монопольним учасникам «ринку», ніж абстрактні прозорість та європейські принципи. Крім того, треба мати на увазі масштабні процеси з реформування енергетичної галузі відповідно до вимог європейських директив Третього енергетичного пакета.
Так, недавно було прийнято закон «Про ринок природного газу». Іде робота над аналогічним законопроектом у сфері електроенергетики, що створюється на заміну закону «Про засади функціонування ринку електроенергії».
Обидва акти декларують створення нових ринків енергоносіїв, але для їх повноцінного функціонування потрібно розробити та затвердити на рівні НКРЕКП комплекс підзаконних актів - кодексів, правил, форм договорів.
Нові правила для нових ринків повинна писати та приймати нова комісія, але наразі складається враження, що процес її створення всіляко саботується з метою виписування потрібних правил поточним складом комісії.
Можливо, саме цим можна пояснити те, що законопроект досі не прийнятий, а про його подорожі між урядом, парламентом та комітетом з ПЕК можна написати роман. Самих лише офіційних версій проектів зареєстровано уже три.
Європейський важіль
Водночас уряд намагається показати європейським партнерам відданість ідеї прозорого регулювання енергетики. Заяв про закон щодо регулятора Кабмін роздав чимало. Представники комітету з ПЕК збиралися прийняти законопроект ще до кінця серпня 2015 року. Принаймні, варіант, запропонований урядом.
Прийняття закону є одним з пунктів зобов'язань, які Україна взяла на себе відповідно до угоди про асоціацію з ЄС та при приєднанні до Енергетичного співтовариства. Представники останнього активно консультують українську сторону з приводу відповідності законопроекту вимогам Європи.
Бажання уряду та депутатів заявляти про важливість законодавчого врегулювання діяльності НКРЕКП зрозуміле. Вони пам'ятають, що його прийняття - ключова передумова для отримання наступного траншу макрофінансової допомоги.
Проте як тільки доходить до конкретних положень, партнери по коаліції різко розходяться в думках. Хтось хоче, щоб комісію контролював президент, комусь більше подобається думка про контроль уряду. Інші прагнуть, щоб регулятор був підзвітним Верховній Раді. Хоча в ідеалі регулятор повинен бути незалежним.
Нова надія на компроміс
Недавно в процесі роботи над проектом закону відбулися позитивні зрушення. За ініціативи DiXi Group та підтримки міжнародного фонду «Відродження» представники зацікавлених сторін та груп впливу зібралися у Стратегічну дорадчу групу для узгодження положень законопроекту.
Процес збору пропозицій був відкритим і недавно кульмінував у вигляді дводенного обговорення у комітеті з ПЕК. Попри стислий графік, представники депутатського корпусу та міністерств разом з експертами обговорили багато спірних моментів та дійшли до важливих компромісів.
Присутність представників Енергетичного співтовариства та європейських експертів стимулювала пошук взаєморозуміння.
Зрештою, і президентська, і прем'єрська команди, схоже, зрозуміли, що потрібно домовлятися, бо ні в кого нема більшості для прийняття «своєї» версії проекту. «Ламати» депутатів не вийде - надто багато з них розуміють ціну питання.
Багато експертів встигли висловити своє задоволення відкритістю процесу. Проте не вдалося позбутися й відчуття deja vu. При попередніх спробах розробити законопроект про регулятора залучалося експертне товариство. Це робилося на початковому етапі, щоб потім виключити експертів з процесу прийняття рішень.
Ризики гри з нульовою сумою
Будь-якому незалежному експерту зрозуміло, що гра з нульовою сумою в Україні - не просто тупикова гілка розвитку, а вкрай небезпечний сценарій.
Приклад Януковича - любителя підходу «переможець отримує все» - яскраве тому свідчення. Як і приклад Ахметова, який раніше нав'язував свою волю всім учасникам ринку, проте наразі змушений займати позицію глибокої оборони.
Однак спокуса перетворити регулятора на інструмент одноосібного впливу в руках президента чи прем'єра оволодіває зацікавленими сторонами. Результатом може бути не тільки дисбаланс впливу на прийняття рішень.
Скочування України до масової енергетичної бідності може призвести до таких соціальних та економічних катаклізмів, при яких Майдан здасться безневинним жартом, а сучасна кульгаюча економіка видаватиметься взірцем стабільності.
Криза неплатежів за тепло і газ може поставити на коліна не тільки місцеві ТКЕ, а й «Нафтогаз», який має всі шанси отримати повне фінансове оздоровлення.
Навряд чи така ситуація цікава в довгостроковій перспективі українським олігархам, президенту чи уряду, тож краще домовитися, ніж намагатися перетягти всі повноваження на себе і стати «халіфом на годину».
Думки експертів
Світлана Голікова, «Трансенергоконсалтинг»
- Як ви оцінюєте процес обговорення законопроекту щодо НКРЕКП, що відбувся в комітеті? Чи були враховані думки всіх зацікавлених сторін?
- Процесу передувала робота експертів, які надавали пропозиції у письмовому вигляді. Формат роботи був трохи незвичним, бо це була перша загальна експертна зустріч, і доопрацювання побачили тільки за кілька хвилин до наради.
Однак в цілому такий формат був цікавим, бо давав можливість почути неупереджену думку. Більшість гострих питань - формування НКРЕКП і виборчої комісії, фінансування регулятора - вирішувалися в ході дискусії, бо ці питання політичні, і остаточні рішення - за депутатами.
- Наскільки прозорою буде подальша робота над законопроектом? Чи є ризик скочування назад до кулуарних рішень?
- Питання щодо регламенту роботи регулятора, прозорості та публічності підтримані більшістю депутатів та експертів. Сподіваюся, буде знайдено компроміс у питанні формування регулятора. Трохи розширені права Верховної Ради щодо впливу на формування комісії та органу, який буде обирати кандидатів.
- Які критичні питання залишилися нерозглянутими?
- На мою думку, критичним залишається питання функціонування саме регулятора енергетичних ринків та комунальних послуг як загального регулятора.
Рівень відкритості та конкурентності у цих двох сферах різний, різними є підходи до регулювання та утворення тарифів. Я залишаюся прихильником існування двох різних комісій, сформованих за загальними принципами.
Також регулятор повинен бути позбавлений функцій контролю, але мусить моніторити ринки і роботу їх учасників, у першу чергу - природних монополістів. Також Україні треба долучатися до європейської та світової практики захисту прав споживачів окремим позасудовим органом - енергетичним омбудсменом.
Олександр Карпенко, експерт з енергетики РПР
- Як ви оцінюєте процес обговорення законопроекту щодо НКРЕКП, що відбувся в комітеті? Чи були враховані думки всіх зацікавлених сторін?
- Позитивно. Була жвава дискусія. Депутати, маючи поганий приклад утворення та функціонування поточної комісії, намагалися забезпечити максимальну її прозорість та незалежність. Протягом неповних двох днів концептуальні ідеї більшості сторін було враховано.
- Наскільки прозорою буде подальша робота над законопроектом? Чи є ризик скочування назад до кулуарних рішень?
- Загроза є завжди. Питання у тому, чи захоче Кабмін піти назустріч Стратегічній групі і замінити свій проект цією версією, а також який закон вийде з його нетрів.
Ми вже маємо поганий приклад, коли громадські експерти напрацювали більш-менш прогресивний закон, а після кількатижневої паузи з Кабміну до Верховної Ради було спрямовано понівечену версію, в результаті чого почався парад альтернативних проектів. Позиція депутатів Стратегічної групи виглядає консолідованою, а наміри - прозорими.
- Які критичні питання залишилися нерозглянутими?
- Фінансова незалежність. На жаль, депутати не до кінця зрозуміли цю вимогу та запропонували втягнути затвердження бюджету регулятора у комітети парламенту.
Крім того, незважаючи на заявлене максимальне дистанціювання регулятора від президента, нова редакція проекту суперечить положенням Конституції в частині функцій президента з призначення комісіонерів.
Олена Павленко, DiXi Group
- Я дам лише один коментар, який зараз найбільш критичний. Слід приймати документ якнайшвидше. На жаль, попри всі наші обговорення, за моєю інформацією, буде спроба ще потягти час. Не знаю, кому це потрібно і для чого.
Стратегічна дорадча група зробила свою роботу - політики, українські та міжнародні експерти погодили базову версію законопроекту. Уже не може бути відмовок, що когось «не чули» - всі, хто хотіли, приєдналися до обговорення.
Було обговорено кожну статтю, поінформовано про міжнародний досвід, про правила Третього пакета. Не може бути відмовок почекати ще трохи, подумати, не поспішати - закон чекають наші міжнародні партнери, донори, інвестори.
Потрібно швидко фіналізувати документ, і далі м'яч повністю на полі парламенту. Це його пряма відповідальність перед країною - зробити політичний крок і прийняти закон. Його чекають уже як законодавчий акт до грудня.
Олександр Рогозін, всеукраїнська громадська організація «Енергетична асоціація України»
- Як ви оцінюєте процес обговорення законопроекту щодо НКРЕКП, що відбувся в комітеті? Чи були враховані думки всіх зацікавлених сторін?
- Обговорення законопроекту про НКРЕКП було конструктивним і фаховим. За браком часу, на жаль, не всі питання були розглянуті достатньо глибоко.
- Наскільки прозорою буде подальша робота над законопроектом? Чи є ризик скочування назад до кулуарних рішень?
- Для подальшого позитивного руху потрібен консенсус між основними політичними гравцями. Ризик повернення до попередніх, не підтриманих експертним середовищем пропозицій є.
- Які критичні питання залишилися нерозглянутими?
- Визначення переліку питань, що є критичними та потребують подальшого розгляду, потребує кінцевої редакції законопроекту, яка, за домовленістю, повинна бути надана членам робочої групи протягом тижня з моменту обговорення.
- Информация о материале
Нельзя построить словом, если то же самое разорять делом.
Г. Сковорода
Мы уже больше года живем в новой стране. Украинцы своими жизнями отвоевали право на лучшее будущее. И пришедшие к власти новые политики обещали сделать все, чтобы мечта стала реальностью. Конечно, мы все понимали, что чуда не произойдет, что придется много и тяжело работать, ограничивая себя во многом. И наш удивительно мудрый и сильный народ был готов к этому.
Украинцы в очередной раз пережили тяжелую рецессию, болезненную девальвацию и высокую инфляцию, очередное собственное обнищание. ВВП за 2014 г. и девять месяцев 2015-го уменьшился на 16,6%, промышленность сократилась на 23,5% (сентябрь-2015 к декабрю-2013), индекс потребительских цен увеличился в 1,8 раза (сентябрь-2015 к декабрю-2013), курс гривни к доллару девальвировал в 2,7 раза (сентябрь-2015 к декабрю-2013), государственный и гарантированный государством долг вырос с 39,9% ВВП до 75,5% (с начала января 2014 г. до конца августа 2015-го), реальная заработная плата сократилась на 34% (сентябрь-2015 к декабрю-2013).
Однако теперь для всех важно четко понимать, что же нас ждет в будущем? Когда начнется восстановление экономики? Когда уровень жизни населения хотя бы вернется к докризисному, не говоря уж о том, когда он сравняется с уровнем европейских стран? Когда налоговая система страны превратится из деструктивного фактора развития в стимулирующий? Когда банковская система из «ростовщической» превратится в эффективного финансового посредника? Какой рынок труда ждет наших детей и какие профессии (производства) станут драйверами развития?
К сожалению, все эти и другие актуальные вопросы сегодня остаются без ответа. Объективности ради следует отметить, что у страны есть ряд важных стратегических документов: Соглашение о коалиции депутатских фракций «Европейская Украина», Стратегия устойчивого развития «Украина-2020» и Программа деятельности КМУ с соответствующими планами мероприятий по их выполнению, Стратегия регионального развития до 2020 г. и др. Но эти документы преимущественно носят декларативный характер, в них отсутствует описание реальных механизмов достижения поставленных целей. И они не дают ответов обществу на простые вопросы, приведенные нами выше. Все это только усиливает оторванность перечисленных стратегических документов от реальных процессов в экономике. Поэтому, к сожалению, бизнес-среда и гражданское общество рассматривают все правительственные стратегии как декларации.
Нужно отметить, что это происходит на фоне сверхвысокого общественного спроса на реальные стратегические документы, которые будут подкреплены не только механизмами реализации поставленных целей, соответствующими финансовыми ресурсами, но и политической волей и человеческими ресурсами для их достижения.
Несмотря на это, процесс формирования стратегических и программных документов, как представляется, продолжает «жить своей жизнью». Мы знаем, что создаются группы по подготовке проектов налоговой реформы, стратегии развития финансовой системы… Правительство, НБУ и ВРУ даже представили собственные проекты, но ценность этих документов все равно остается близкой к нулю. Они декларируют намерение изменить систему, но ни один из них не содержит прогнозных расчетов таких изменений для экономики, а также экономического анализа (с расчетами) выгод и потерь для каждого субъекта рынка, чьих интересов касается та либо иная реформа.
Мы слышим декларации о беспрецедентной открытости власти и процесса принятия решений и, вместе с тем, получаем информацию по стратегически важному вопросу — условиям реструктуризации государственного долга — уже post-factum. А расчетов, которые показали бы, сколько нам в результате будет стоить подобная реструктуризация, до сих пор нет.
Нам постоянно рассказывают, насколько правительство продвинулось на пути дерегуляции предпринимательской деятельности, демонополизации и деолигархизации экономики, децентрализации власти, но в реальной жизни как-то не чувствуется улучшений от этого.
Возможно, реформы с приставкой ДЕ и не могут превратиться в экономический рост в ближайшем будущем. Ведь «ДЕ» означает разрушение того, что существует. И уже пора начинать строить. Вместе с тем главные стратеги в правительстве полностью полагаются на «невидимую руку рынка», которая сама построит новую экономику и новую лучшую жизнь для украинцев.
Что же в таких условиях ожидает украинцев? Попробуем спрогнозировать наше будущее.
Рассматривая перспективы 2016 г., действительно можно ожидать положительных экономических показателей. Но этот рост будет обусловлен не экономическими факторами, а исключительно статистическими — эффектом чрезвычайно низкой базы сравнения, сформировавшейся по результатам затяжной трехлетней рецессии. Это и позволит власти «отчитаться» об успешности реализуемой экономической политики. Но даже статистический эффект роста будет более чем скромным — в пределах 0–2%.
Постепенное открытие отечественного рынка для предприятий Евросоюза, которое начнется с
2016 г., прежде всего будет стимулировать наращивание импорта в Украину. Кроме того, в условиях высокой импортозависимости отечественной промышленности, возможное увеличение присутствия украинских производителей на европейском рынке также приведет к росту импорта. Как следствие, отрицательное сальдо внешней торговли может увеличиться до 1 млрд долл. То есть мы снова получим проблему с текущим счетом платежного баланса, которая со временем будет только усиливаться.
Необходимость реализовывать проекты по восстановлению пострадавших территорий и инфраструктуры действительно будет стимулировать инвестиционный спрос. Но это будет возможно только при условии привлечения внешних финансовых ресурсов, учитывая угнетенное состояние как государственных финансов, так и банковской системы в целом. Рост инвестиций может варьироваться в пределах 5–7%, что в целом недопустимо мало для экономики Украины, объем валового накопления которой по итогам 2015 г. прогнозируется на критически низком уровне — 13% ВВП. Такого антирекорда в Украине не было даже в худшие годы кризиса 1990-х (самый низкий уровень был зафиксирован в 2010 г. и составлял 17% ВВП).
Что касается потребительского спроса, то сейчас, с одной стороны, финансовые возможности предприятий в части повышения уровня оплаты труда и социальных выплат остаются ограниченными, а с другой — у них отсутствуют стимулы для детенизации доходов и выплат. Правительство также не обещает ничего хорошего, ссылаясь на необходимость дальнейшей консолидации бюджета в рамках выполнения программы с МВФ. Поэтому мы можем рассчитывать на расширение потребительского спроса только в пределах роста ВВП — 1–2% и, соответственно, не бояться значительной инфляции. Ведь у людей уже не хватает денег на самые необходимые вещи, не говоря уж об остальном. При фактически прожиточном минимуме в 2016 г. ориентировочно около 3 тыс. грн в месяц среднемесячная заработная плата не превысит 5 тыс. грн. Здесь уже, как говорится, не до жира. Риском для инфляции, которую мы прогнозируем на уровне 10–12% в год, может выступать только девальвация гривни. Но прогнозировать колебания курса в нашей стране — дело бесполезное, если не сказать бессмысленное.
И хотя на сегодняшний день довольно важно достичь хотя бы этих незначительных положительных результатов развития экономики в следующем году, все же более важно восстановление его динамизма в долгосрочной перспективе.
Сейчас мы стоим перед долговременными системными вызовами. Мы должны понимать, что усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки сбыта товаров, но и капиталов, технологий и рабочей силы, требует структурной перестройки экономики Украины и формирования новых подходов к национальному управлению.
Развитие мировой экономики в ближайшее десятилетие будет характеризоваться:
— технологическими прорывами, активизацией охоты за «мозгами» и изобретениями;
— расширением использования альтернативных источников энергии;
— изменением потоков в мировой торговле, движении капитала и т.п.;
— интенсификацией миграционных процессов.
Учитывая эту данность, государственная власть Украины должна разработать четкую стратегию экономического прорыва. Но, анализируя существующее сейчас информационное поле, прихожу к выводу, что стратегия экономического прорыва не относится к приоритетам нашей власти. Необдуманное решение о реструктуризации государственной задолженности на условиях, когда дальнейшие выплаты привязываются к темпам роста ВВП, де-факто сделало неэффективными любые попытки по изменению модели экономики и повышению благосостояния населения.
Что реально мы получили по результатам реструктуризации? Рост экономики темпами выше 3% в год становится фактически невыгодным для страны, поскольку приводит к увеличению выплат внешним кредиторам. В свою очередь, увеличение выплат кредиторам ограничивает внутренние ресурсы для инвестирования в экономику. Как следствие, мы становимся еще более зависимыми от внешних инвестиционных ресурсов. И здесь мы сталкиваемся с проблемой, прямо влияющей на долгосрочные перспективы развития страны и ее позиционирование в мире, — уже не собственное правительство или бизнес будет определять модель развития страны, а внешний инвестор, учитывая собственный интерес, будет вкладывать финансовые ресурсы в те сферы экономики, которые позволят ему как можно быстрее и с минимальным риском вернуть свои инвестиции.
Как показывает практика, такими сферами чаще всего выступают сырьевые отрасли, розничная торговля, но никоим образом не высокотехнологичные виды деятельности. Есть мировые примеры — Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, когда иностранные инвесторы переносили средне- и высокотехнологичные производства в эти страны, но, возвращаясь к тому, что уже сказано, мир сегодня меняется. И мировые лидеры соответственно меняют собственные инвестиционные и структурные концепции, стимулируя внутреннее высокотехнологичное производство и поощряя перенесение вредных, сырьевых и низкотехнологичных производств в другие страны. И это надо было учесть.
В целом характерными признаками сценария «экономический прорыв» должно было бы стать усиление роли отечественной экономики в мировом хозяйстве, благодаря реализации собственного кадрового, территориального, природного и финансового потенциала. Безусловно, для указанной цели недостаточно только внутренней консолидации, необходимо было наращивать вливание и иностранных инвестиционных ресурсов, но на других, чем сейчас, условиях. Важным фактором активного роста должно также стать изменение государственного менеджмента.
Однако в условиях добровольного «экономического цугцванга» сегодня это становится только мечтой.
Так что же ждет Украину?
Первый возможный сценарий — сохранение в основном неизменным общего вектора развития Украины (сценарий status quo). Согласно этому сценарию, преимущественно инерционное развитие будет происходить под влиянием баланса между уже сформировавшимися тенденциями развития и структурой экономики и продолжением имитации реформ.
Как и в предыдущие годы, по этому сценарию украинская экономика будет сталкиваться со структурными, финансовыми и энергетическими кризисами, реализация которых в следующем десятилетии возможна как отдельно в определенные годы, так и в результате объединения в одном из годов. Итак, украинская экономика по этому сценарию будет характеризоваться в среднем ростом на уровне 1–3% в долгосрочной перспективе, что будет сопровождаться значительным отставанием от мирового развития (свыше 4%). В условиях игнорирования властью процессов структурной перестройки экономики весьма сложно обеспечить устойчивое ускорение в долгосрочном периоде.
В результате по этому сценарию Украине даже не удастся удержать уже существующие позиции в мировом сообществе. В лучшем случае она закрепит за собой позиции страны третьего мира, нуждающейся в постоянной помощи. В сущности, это путь к превращению в будущем в экономическую колонию.
Второй сценарий — постепенная перестройка отечественной экономики, которая будет сопровождаться устойчивым ростом на уровне 3–5% в среднем за год.
Реализация реформ с приставкой ДЕ и финансовых новшеств, глобально направленных на создание равных условий для всех в целом, являются эффективными инструментами конкурентной политики. Результатом может стать повышение роли малого и среднего бизнеса в экономике Украины, что безусловно будет положительным результатом. Но малый и средний бизнес — это хороший фундамент для обеспечения устойчивого долгосрочного роста на уровне 3–5%, но не быстрого экономического прорыва, основывающегося на структурной перестройке и высокотехнологичном развитии. Также эти реформы непосредственно не создают предпосылок для «завершения» долгового сценария развития и перехода к развитию в основном на включении собственных финансовых ресурсов.
Подытоживая, хочу привести несколько цифр в виде таблицы как ответ на наши простые вопросы.
Хочется верить, что еще не потеряно время, и мы сможем претворить в жизнь сценарий экономического прорыва, являющегося нашей мечтой.
И завершить хочу тоже словами Григория Сковороды: «Тогда лишь познается ценность времени, когда оно утрачено».
- Информация о материале
Департамент житлово-комунального господарства та розвитку інфраструктури Харківської облдержадміністрації 9 листопада за результатами тендеру уклав угоду з ТОВ «Бренд-Корвет» щодо реконструкції водогону вартістю 2,97 млн грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
Реконструкцію водогону запланували у селищі Мала Данилівка Дергачівського району. ДКТ передбачено земляні роботи, прокладання 2268 м поліетиленових труб діаметром 160 мм з гідравлічним випробуванням. Також заплановано будівництво колодязів та пожарних гідрантів , облаштування переходів через дорогу та залізницю, підключення водогону до будинків.
Роботи мають бути виконані до кінця року.
ТОВ «Бренд-Корвет» належить Георгію Мурзичу та Олегу Брайону. Директором з липня 2015 року є Станіслав Сільченко.
Але телефони, які «Бренд-Корвет» вказало у тендерній документації, належать також ПП «Будівельна компанія «Ікон». Співпадаютьу цих двох фірм і їх місцезнаходження. Власником цієї ПП «Будівельна компанія «Ікон». зараз є Хакім Гасанов. За думкою правоохоронців, ця компанія має ознаки фіктивності.
Гасанов є засновником цілої низки фірм, зокрема донецької ТОВ «ПМК-45» та ТОВ «Інтермосфін». За адресою останньої знаходиться ПП «Інтермосфін», яку ЗМІ звинувачували у шахрайстві при видачі кредитів. ТОВ «ПМК-45» також була об’єктом критики через неякісне виконання робіт за державні кошти.
Єдиним конкурентом ТОВ «Бренд-Корвет» під час торгів було ПП «Донком» Ігора Білецького, яке цього року вже виграло низку тендерів на майже сто мільйонів гривень. Їх пропозиція була на 0,25% дорожчою.
Минулого тижня ТОВ «Бренд-Корвет» уклало договір з Департаментом на будівництво водогону у Золочівському районі. Вартість замовлення – 2,09 млн грн.
- Информация о материале
Страница 509 из 1561
