Комиссия по укреплению демократии и утверждению верховенства права пришла к выводу, что принятый в первом чтении проект нового Уголовно-процессуального кодекса Украины необходимо существенно доработать. Об этом члены комиссии сообщили в ходе 7-го пленарного заседания комиссии, представляя проект заключения по проекту УПК, одобренного Верховной Радой Украины 9 февраля.

 

 Комиссия считает, что проект Уголовно-процессуального кодекса во многом не отвечает требованиям Конституции Украины, положениям Европейской конвенции по правам человека, требованиям ряда резолюций и рекомендаций Парламентской Ассамблеи Совета Европы относительно институтов, обеспечивающих верховенство права, и относительно обязанностей и обязательств Украины перед Советом Европы, сообщило агентство УНИАН.

 

 «Потому проект нуждается в существенной доработке с целью приведения его в соответствие с требованиями Конституции Украины и с европейскими стандартами», — подчеркивается в проекте заключения комиссии.

 

 Член комиссии, доктор юридических наук Николай Хавронюк, представляя проект заключения комиссии, отметил, что Украина среди стран Европы имеет самый большой по объему Уголовный кодекс, статьи которого переполнены оценочными суждениями. Вместе с тем в Украине один из самых высоких в мире индексов коррупции. «В том числе в правоохранительных органах и судах. Выходит, украинские граждане одни из наиболее незащищенных в правовом измерении», — подчеркнул Николай Хавронюк.

 

 Он подчеркнул, что нужно принять такой Уголовно-процессуальный кодекс, который дал бы возможность окончательно прекратить практику незаконных задержаний, пыток и длительного содержания граждан под стражей, практику фальсификации уголовных дел и выборочное правосудие.

 

 В частности, в проекте заключения комиссии отмечается, что в представленном президентом УПК в целом сохранился основной контекст реформы уголовного судопроизводства — усиление защиты прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых лиц, обеспечение равенства и состязательности сторон обвинения и защиты, увеличение роли суда на стадии досудебного расследования и т.п.

 

 Однако, вопреки положительным элементам проекта УПК образца 2012 года, ему присущи значительные недостатки, которые «могут свести на нет его позитив». Особенно критичным является то, что в нем не соблюдены требования отдельных конституционных принципов защиты прав и свобод человека и гражданина, а также общих принципов уголовного производства, хотя намерение относительно этого задекларировано.

 

 В проекте своего заключения члены комиссии отмечают, что, вопреки следующим из принципа верховенства права конституционным предписаниям и требованиям относительно законности, состязательности, диспозитивности, а также положению Концепции реформирования уголовной юстиции, которая предусматривает принятие нового Уголовно-процессуального кодекса одновременно с новыми законами о прокуратуре и адвокатурах, — по проекту УПК сохраняется нереформированная система органов досудебного расследования и прокуратуры.

 

 Н.Хавронюк подчеркнул, что, в частности, нужно четче определить в уголовном процессе место следователя и прокурора; выполнить требования пункта 9 Переходных положений Конституции относительно прокуратуры. Ведь сохранение следственных подразделений в органах государственной безопасности является признаком «полицейского» государства.

 

 Также он отметил, что проект УПК по сути не отвечает принципу habeas corpus как непременному условию гарантирования и обеспечения верховенства права, что в целом обусловливает несоответствие законопроекта требованиям Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод.

 

 Комиссия требует создать качественный институт присяжных и изменить положение Уголовно-процессуального кодекса, которыми санкционируется содержание под стражей без соответствующего судебного решения на протяжении 72 часов любого задержанного.

 

 Н.Хавронюк сообщил, что применение такого критерия, как «тяжесть уголовного правонарушения», для определения максимальных сроков содержания под стражей и максимальных сроков досудебного расследования является необоснованным.

 

«Мы спешили с выводом, чтобы повлиять на Раду, которая планирует принять кодекс уже 13 марта»,— пояснил один из членов комиссии, директор программы «Верховенство права» Международного фонда «Відродження» Роман Романов, сообщил  «Коммерсант-Украина».

 

Представители комиссии рассказали, что они и раньше предлагали проанализировать законопроект, но большинство воздерживалось от оценки документа. Ситуация изменилась лишь после кадровых перемен в руководстве комиссии. Ранее ее единоличным главой был народный депутат Сергей Головатый (фракция Партии регионов). 

 

Первого марта президент Виктор Янукович своим указом понизил его до уровня сопредседателя, назначил вторым руководителем советника президента Марину Ставнийчук и ввел в состав комиссии нескольких новых членов, не согласовав эти изменения с Головатым. 

 

Экс-председатель комиссии начал заседание с критики решения главы государства. «Я не подавал представлений, но состав изменен... Если это назначение произошло нелегитимным способом, как дальше нам быть с верховенством права, имеем ли мы право вообще высказывать какую-то точку зрения, делать выводы, давать оценки?» — возмутился Головатый. На этом фоне не было удивительно, что проект решения комиссии относительно УПК, подготовленный Сергеем Головатым, оказался крайне жестким. Документ, перечисляющий недостатки кодекса, завершается выводом: «УПК в нынешнем виде не может быть принят Верховной Радой». 

 

Затем последовала длительная и эмоциональная дискуссия. «Если эксперты Совета Европы говорят, что в нашем УПК все хорошо, мы же не можем не обращать внимания на их выводы и искать только негатив, совершенно не замечая позитива!» — поясняла Марина Ставнийчук. 

 

В итоге члены комиссии договорились заменить упоминание о недопустимости принятия УПК фразой о необходимости его существенной доработки. Впрочем, даже после внесения изменений принятая резолюция не стала менее критичной.

 

Ставнийчук подтвердила, что у представителей АП действительно есть претензии к законопроекту, несмотря на то что он был внесен в Раду от имени главы государства. «Вместе с УПК должны быть приняты законы об адвокатуре, прокуратуре, внесены изменения в Уголовный кодекс, законы о милиции и СБУ. УПК должен быть следствием, а не причиной реформирования законодательства»,— уверена М.Ставнийчук. 

 

На сегодня проектом УПК предлагается отвести на принятие всех необходимых законов полгода. Эксперты считают эту норму нереализуемой. «Правила игры меняются настолько существенно, что после принятия УПК не будет ни судей, ни прокуроров, ни адвокатов, готовых работать в новой системе»,— полагает Роман Романов. 

 

Решение комиссии носит рекомендательный характер и формально не влияет на процесс рассмотрения УПК парламентом. 

 

 Комиссия постановила принятое заключение отправить на рассмотрение президенту Украины Виктору Януковичу и председателю Верховной Рады Украины Владимиру Литвину.

 

 Верховная Рада Украины 9 февраля приняла в первом чтении проект нового УПК, предложенный президентом Украины Виктором Януковичем. 20 февраля председатель комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Виктор Швец сообщил, что комитет получил более тысячи поправок к проекту Уголовно-процессуального кодекса, но при этом поправки можно было вносить только до 23 февраля. По словам В.Швеца, комитет составит сравнительную таблицу ко второму чтению законопроекта, где будут отражены «абсолютно все предложения».

 

 Вместе с тем выводы некоторых правозащитников не являются столь негативными и категоричными. Например, Всеволод Речицкий (Харьковская правозащитная группа), проанализировав проект, пришел к другому выводу относительно соответствия положений проекта Уголовно-процессуального кодекса Украины, в частности, требованиям действующей Конституции Украины. Речь идет прежде всего об их соответствии положениям статьи 3 Основного Закона, согласно которой «человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине высшей социальной ценностью». Кроме того, как отмечается в части второй этой же статьи, «права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства». Логично, что при этом «утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства».

 

Не вызывает сомнения, что принятый Верховной Радой Украины в первом чтении проект УПК Украины является значительным вкладом в реализацию лучших признаков нормативной стратегии Конституции Украины, которая направлена на превращение Украины из типичной посттоталитарной страны в современное либерально-демократическое европейское государство. В этом смысле можно сказать, что проект УПК отвечает как нормам-принципам раздела І Конституции Украины относительно основ конституционного порядка, так и специальным конституционным положениям раздела VII Основного Закона под названием «Прокуратура», а также раздела VIII Конституции под названием «Правосудие». Что же касается менее существенных текущих замечаний и предостережений, то они сводятся к следующему:

 

Часть вторая статьи 12 проекта УПК Украины предусматривает возможность «задержания лица из-за подозрения или обвинения в совершении уголовного правонарушения» на срок до 72 часов. Однако, согласно действующей Конституции Украины, задержание лица на срок до 72 часов может иметь место… «в случае экстренной необходимости предотвратить преступление или его остановить» ( часть третья статьи 29 Конституции Украины). Следует также подчеркнуть, что сам по себе срок задержания — 72 часа — в нынешних условиях (состояние развитости национальных коммуникаций, транспорта и связи) кажется слишком длительным. Не случайно в проекте Конституции Украины от президента Украины В.Ющенко 2009 года этот срок был сокращен до 24 часов. Специалисты в сфере уголовно-процессуального законодательства утверждают, что оптимальным в современных условиях должен быть срок 48 часов.

 

Конституция Украины не содержит и не предусматривает юридического понятия «уголовное правонарушение». В частности, статья 62 Основного Закона признает презумпцию невиновности как норму, которая согласовывается лишь с юридическим понятием «преступления». Поэтому, строго говоря, Конституция Украины не предусматривает возможности применения презумпции невиновности к субъекту права, совершившему не преступление, а «криминальный проступок» (еще одна новелла в проекте УПК). 

 

В статье 13 проекта УПК Украины утверждается: «не допускается проникновение в жилье или другое владение лица, проведение в них обыска иначе, как мотивированное судебным решением». При этом, согласно части четвертой статьи 223 проекта УПК, «проведение следственных (сыскных) действий в ночное время (с 22 до 6 часов) не допускается». Учитывая изложенное выше, в статье 13 проекта УПК следует определить, что проникновение в жилье или другое владение лица, проведение в них осмотра или обыска осуществляется, как правило, в дневное время. Нужно подчеркнуть, что подобная редакция нормы предлагалась в отдельных проектах Конституции Украины, разработанных в разное время структурами украинского гражданского общества.

 

Статья 16 проекта УПК Украины предусматривает также возможность «ограничения права собственности в ходе уголовного производства». По поводу этого положения необходимо отметить следующее. Вопреки тому, что часть первая статьи 64 Конституции Украины говорит о принципиальной возможности «ограничения конституционных прав и свобод» человека и гражданина, данная лексическая конструкция является неоптимальной с юридической точки зрения. Как следует из части второй статьи 22 Конституции Украины, «права и свободы человека являются неотчуждаемыми и нерушимыми». Это в свою очередь означает, что человека или гражданина можно ограничить только в осуществлении субъективных прав и свобод, принадлежащих ей/ему неотъемлемо и в незыблемом состоянии. Следует подчеркнуть, что именно такой юридический подход к возможности ограничений в осуществлении субъективных прав и свобод человека воплощен в Европейской конвенции о защите прав человека и основоположных свобод 1950 г.

 

Обращает на себя внимание также то, что пункт 7 части третьей статьи 42 проекта УПК Украины предусматривает «немедленное оповещение членов семьи, близких родственников или других лиц о [факте] задержания и месте своего пребывания». Однако часть шестая статьи 29 Конституции Украины говорит только о том, что «об аресте или задержании человека должны быть немедленно оповещены родственники арестованного или задержанного». Очевидно, что расширение в текущем законодательстве круга лиц, которым должны сообщать об аресте или задержании любого человека, полностью отвечает гуманистическому направлению не только статьи 3 действующего Основного Закона. Далеко не у всех людей есть родственники, о которых сказано в статье 29 Конституции Украины. Кроме того, расширение круга лиц, которым можно (необходимо) сообщать о факте ареста или задержания, отвечает общим тенденциям развития конституционного права. В частности, норма, согласно которой о факте ареста или задержания физического лица должны оповещаться не только родственники задержанного, но и просто близкие ему люди, содержится в обновленных текстах современных конституций. Например, часть четвертая статьи 104 Основного закона ФРГ (1949) говорит в данном случае о «доверенных лицах», а статья 5 Конституции Бразилии (1988) требует, чтобы об аресте (задержании) человека немедленно сообщалось его родственникам или другим, указанным арестованным лицом, людям.

 

Необходимо отметить, что положение части восьмой статьи 42 проекта УПК Украины о том, что «подозреваемому, обвиняемому вручается памятка о его процессуальных правах и обязанностях», также отвечает общей тенденции конституционного усовершенствования гарантий защиты прав и свобод человека в Украине. Подобные новеллы предполагались в проектах Конституции Украины, созданных в рамках
правозащитных инициатив еще в 1994-м и 2008 годах.

 

Как показывает синтаксический анализ ряда норм проекта УПК Украины, редакционного усовершенствования требует часть первая статьи 60 проекта («Заявитель»), а также пункт 9 части второй статьи 65 проекта УПК. В первом случае нужно существенно улучшить содержание нормы, во втором речь идет о необходимости употребить слово «лицо» в конце предложения в единственном, а не во множественном числе.

 

Наиболее проблемным в проекте УПК Украины (с точки зрения действующей Конституции Украины) является положение о том, что функция досудебного следствия возлагается отныне на органы Министерства внутренних дел, Службы безопасности Украины, а также на следственные государственные органы, которые осуществляют контроль за соблюдением украинского налогового законодательства (статья 216 проекта УПК). Суть проблемы заключается в том, что пункт 9 «Переходных положений» Основного Закона возлагает на Украинское государство обязанность «формирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функционирование». При этом для многих аналитиков остается открытым вопрос: Конституция Украины предусматривает формирование полностью автономных органов досудебного следствия («следственного комитета», «бюро расследований» и т.п.) или только перераспределение полномочий между уже существующими в Украине досудебными следственными структурами? Приверженцы первой точки зрения склонны думать, что действующая Конституция Украины предусматривает формирование отдельного органа исполнительной власти, на который должно возлагаться досудебное следствие. Менее радикально настроенные специалисты считают, что Конституция 1996 г. имеет целью только освобождение от функции следствия существующих органов прокуратуры Украины. Следовательно, данный вопрос можно считать все еще открытым. Найти ответ на него мог бы Конституционный суд путем официального толкования пункта 9 раздела XV действующей Конституции Украины.

 

Международная правозащитная организация Amnesty International призвала Верховную Раду обеспечить гарантии предотвращения пыток в проекте нового Уголовно-процессуального кодекса.

 

«Amnesty International ... призывает парламент обеспечить содержание в новом кодексе сильных гарантий предотвращения пыток и других видов жестокого обращения», — сказано в сообщении на сайте организации.

 

Amnesty… отметила: для того чтобы соответствовать требованиям беспристрастного расследования случаев применения пыток, Украина должна создать полностью независимый орган для расследования всех заявлений о нарушениях прав человека милицией.

 

Организация также настоятельно предлагает обеспечить доступ защитников к задержанным: «При нынешней системе не все задержанные в милиции имеют доступ к защитнику. Законопроект не решает эту проблему». 

 

«Защитник должен всегда присутствовать при любых следственных действиях, если задержанный не отказался от защитника, а бесплатная юридическая помощь должна быть доступной для всех, кто в этом нуждается», — говорится далее.

 

Amnesty International настаивает, что все следственные действия должны быть надлежащим образом задокументированы, желательно с использованием видео- и аудиооборудования.

 

Кроме того, в сообщении отмечается, что проект закона не совсем четко разъясняет условия досудебного содержания под стражей, которое должно применяться только как исключительная мера.

 

В Украине в очередной раз предлагают ужесточить правила дорожного движения. С такой инициативой выступили депутаты от Партии регионов, и, видимо, на этот раз «слуги народа» хотят переплюнуть даже развитые европейские страны. А все потому, что законопроект предусматривает денежное наказание даже для водителей, превысивших допустимую скорость движения на 10 километров в час.

Даже сами гаишники признают: используемые в Украине приборы для определения скорости настолько несовершенны, что легко могут пропустить летящую иномарку, но при этом подставить плетущуюся со скоростью улитки «Ладу Калину».

В угоду кому депутаты хотят штрафовать «пересичных» украинцев за каждый километр, если даже в Европе штрафом облагается превышение от 20 км/час? Возможно ли убедить водителей, что чем тише едешь, тем дальше будешь, в стране, где каждый 17-летний мажор, купив права, считает своим долгом проехаться по паре-тройке пешеходов, причем лучше на тротуаре?

О том, улучшит ли подобный закон ситуацию на украинских автодорогах и будут ли президент, премьер-министр и другие из «касты неприкасаемых» его лично исполнять, корреспондент From-UA спросил у экспертов.
Для того, чтобы наладить ситуацию на украинских дорогах, совсем не обязательно карать водителей за каждый километр превышенной скорости, считает вокалист группы «Друга Рика» Валерий Харчишин. Артист не против ужесточения правил ПДД, но «для начала нужно побыстрее реагировать на то, что происходит в принципе с дорогами, я имею в виду их качество. Надо обеспечить нормальное движение, а потом уже наказывать».
ГАИ нужно быть порасторопнее и смотреть, кому они выдают права, настаивает Харчишин, и сделать так, чтобы закон исполнялся, ведь «вы же видите, как часто в последнее время нарушаются ПДД из-за группы «неприкасаемых». Если есть закон, то он должен быть один для всех — и для президента, и для премьер-министра. Если он едет на работу, то можно перекрыть движение, но ненадолго. Если он едет домой, то я не думаю, что есть смысл перекрывать весь город. Как это делается в любой цивилизованной стране».

Автор закона явно перестарался, считает внефракционный депутат Тарас Чорновил. И нечего штрафовать людей за 10 километров превышения, ведь «нельзя со стопроцентной гарантией утверждать, что измерительный прибор зафиксировал именно такое превышение, потому что могут быть и технические ошибки. Или человек во время обгона немного превысил, а потом возвращается к нормальному темпу езды — а нарушение уже зафиксировано».

Но в целом закон не плохой, и «хорошо, что в законе выписывается эта прогрессивная шкала (штрафов. – Ред.), а не отдается все на откуп инспектору», уверен политик.

Первый заместитель директора НТКУ Валид Арфуш так же приветствует любую инициативу, которая может спасти жизни людей. Пора заканчивать с полной вседозволенностью на дорогах: «…все уже привыкли, что если знак висит 80 км/ч, то все могут ехать 100 км/ч. И так уже много аварий», - убежден Арфуш.

Но в этом деле власть должна на собственном примере показать, что бывает за превышение скорости или другое нарушение правил, ведь, «к сожалению, есть люди, которые не видят ни светофоров, ни знаков, и имеют при себе всегда достаточную сумму денег для того, чтобы избежать наказания или штрафов. Я считаю, что власть должна начинать с себя и настаивать на наказании мажоров и чиновников, которые в первую очередь эти правила и нарушают».

Только высокие штрафы и могут спасти Украину от убийств на дорогах, считает регионал Вадим Колесниченко, другое дело, что в ГАИ должны работать надежные люди, которым взятки нипочем: «Как мы уже увидели, повышение штрафов существенно оздоровило ситуацию на дорогах, потому что у нас, по сути дела, как на войне: по 5-7 тысяч гибнут людей и в 5-6 раз больше травмированных. Это в первую очередь работоспособные люди, которым еще жить и жить. Другого варианта нет, это мировая практика», - резюмировал политик.

«Пока у нас перед законом не все равны, то это все выглядит, как анекдот», - возмущается актриса и автомобилист Ирма Витовская. А простой народ ведь видит, что законы принимают для одних, в то время как определенные группы людей «на простых людях отрывается, а сами что хотят, то и вытворяют — сбивают…». Пока не будет повышена моральная культура, ни о каких изменениях на дороге говорить не приходится, считает актриса.

Хорошо, если подобные законы спасут жизни хотя бы одного человека, поддержал актуальную тему политолог Александр Палий, но в целом сильного эффекта ожидать не стоит. Хоть «…какое-то рациональное зерно есть, но я думаю, что действительные причины в том, что в связи с отменой техосмотра были потеряны некоторые финансовые ресурсы, и сейчас их будут пытаться перераспределить в другую сторону», - увидел реальную причину инициативы эксперт.

Народный депутат от партии «Батькивщина» Андрей Шкиль вообще предлагает водителей расстрелять за любое превышение: «Расстреливать надо. Вот если всех расстрелять — то будет порядок. Если не в состоянии содержать государство как прибыльный аппарат, то, конечно, будут залезать в карманы простым украинцам. Вместо того, чтобы бить бейсбольной битой и отбирать, теперь будут бить полосатой битой гаишников и отбирать», - иронизирует бютовец.

Прискорбно, что Украина наступает вновь на одни и те же грабли, считает юрист и автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев. Депутатский закон не только сужает права водителей в Украине, но вскоре заставит их массово доказывать свою невиновность в судах, ведь «опять идет попытка вернуться к тому, что ответственность должен нести собственник автомобиля», - отмечает эксперт.

Все санкции, которые предлагаются в законе, никак не смогут повлиять на основных нарушителей, «определенную категорию мажоров, которая в любом случае понимает, что его действия остаются безнаказанными», акцентирует юрист, ведь «это какие-то финансовые возможности, либо это возможности его родственников, либо жизненные убеждения. Именно эта категория представляет основную опасность на дорогах. Поэтому все эти санкции, которые вводятся, они же их не коснутся! Они коснутся простых водителей».
Главной причиной подобных предложений есть недостача доходных статей бюджета, уверен известный автомобильный эксперт Алексей Мочанов. Но вместо того, чтобы заниматься подобной ахинеей, надо срочно ремонтировать дороги, ведь «у нас в очередной раз пришла весна, и дороги куда-то уползли, остались только одни ямы. Может быть, они их перекопали, потому что метро ищут, но пусть посмотрят на схему метрополитена и поймут, где оно есть, а где его нет. И то, что такой законопроект поставлен на голосование — меня это возмущает до глубины души», - прокомментировал ситуацию автогонщик.

А вообще депутатам надо начинать с себя: «Если они хотят, чтобы на дорогах был порядок, то этот набор свиней, который находится в Мариинском парке, должен сдать все номера ВР и все депутатские удостоверения, которые они растыкивают направо и налево, потому что они правила придумывают не для себя, а для народа, который будет кататься», - подвел итог Алексей Мочанов.

Как рассазала «Комментариям» заместитель председателя Центизбиркома Жанна Усенко-Черная, ЦИК начала «нарезать» мажоритарные округи. Этот процесс обещает быть продолжительным, потому что уже сегодня десятки кандидатов активно подкармливают округа в тех границах, которыми они были в 2002 году, когда украинцы в последний раз голосовали по смешанной системе. О вероятных попытках власти хитро перетасовать границы округов разговоры идут уже не первый месяц. Поговаривают, что выдвиженцы от Банковой уже знают, как ЦИК нарежет округи и потому «сеют гречку» там, где нужно. Но кроме размежеваний округов в Украине важным вопросом остаются заграничные избирательные округи. И за них уже началась война.       

На днях 59 нардепов попросили Конституционный Суд проверить законность положения закона « О выборах народных депутатов» об отнесении заграничных избирательных участков к одномандатным округам, которые создаются на территории Киева.

Чтобы понять причину беспокойства народных избранников, нужно вернуться на десятилетие назад - в 2002 год. Тогда избиратели в заграничном округе, который администрировала непосредственно ЦИК, вообще не голосовали за кандидатов-мажоритарщиков. Только за списки. Из-за этого Украине предъявляли обвинение в нарушении прав избирателей. В результате, сейчас заграничные избирательные участки хотят отдать киевским мажоритарщикам.

В столице - 2,1 млн. избирателей. Согласно закону о выборах, округа создаются с приблизительно равным количеством избирателей, при этом допустимое отклонение 12%. Максимальное количество избирателей в одномандатном округе составляет около 181 тыс., а минимальное - почти 142 тыс. Исходя из закрепленной законом нормы, в столице должны быть 13 округов. Однако если приплюсовать почти полмиллиона заграничных избирателей, то есть два варианта: или создать 3 дополнительных округа, или «раскинуть» всех заграничных избирателей между теми же 13 округами.

 В процессе размышления над тем, что им будет выгоднее, похоже, «регионалы» вообще решили не прикреплять заграницу к Киеву. В связи с чем и подались в КСУ.  С одной стороны, киевляне сейчас не очень лояльны к действующей власти, то есть меньшее количество округов должно быть ей выгодно. С другой стороны благодаря дополнительному количеству округов, у партии власти появляется возможность помочь пройти в Верховную Раду еще трем «мажорам».

«Если 430 тысяч избирателей мы поделим на 16 округов, которые будут в Киеве, то выходит на округ около 27-28 тысяч. Это очень много. Ведь для мажоритарки 1-2 тысячи голосов могут решить судьбу округа. Поэтому возможность получить поддержку из заграничного участка может стать решающей. Тем более что проконтролировать голосование там очень сложно. Чтобы зарегистрировать там членов комиссий или наблюдателей, документы надо пересылать в Киев в окружком, а потом получить их назад. Конечно, это возможно, но практически довольно сложно», - рассказывает глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко.

Исходя из такой логики «регионалы», похоже, решили не зацикливаться на помощи только столичным мажоритарщикам, а использовать заграничных избирателей и в других регионах. Как сообщил «Комментариям» источник в Партии регионов, сейчас активно рассматривается возможность перенесения заграничных округов в ряды регионов страны.

Еще один, не менее важный вопрос - распределение участков. «Голосование за границей имеет свою специфику. Закон не говорит, которому округу будут отданы участки в Москве, а которому - в Милане. Это должна решать ЦИК. Понятно, что депутат от власти будет бороться за участки в России, где он может получить большую поддержку», - рассказывает Александр Черненко. То есть «регионалам» выгодно добавить «российские» участки к округам в оппозиционных регионах, а «западные» - например, к Донетчине.

Однако, даже избиратели в «оппозиционных» странах, где преобладает контингент из Западной Украины, могут быть довольно эффективно использованные для борьбы за «мажоритарку». Ведь благодаря временным поясам у партии власти появиться «люфт» для того, чтобы «исправлять» результаты. «Если у нас сделали подсчет голосов и поняли, что не хватает одного или двух процентов, а участок, где-нибудь за границей еще открыт, то за час до его закрытия, когда уже понятно, что много избирателей не придут, можно там вбросить необходимое количество голосов для победы нужного кандидата», - объясняют в КВУ.

То есть, между «мажорными» кандидатами от власти будет борьба за округа, которые находятся в выгодных временных поясах. Насколько сильно задействует власть заграницу для фальсификаций, можно будет понять по уровню активности избирателей. За все годы выборов уровень явки на заграничные избирательные участки был в пределах 10%. Соответственно, из того, как активно украинские иностранцы возьмут участие в голосовании, можно будет понять уровень влияния власти на результаты « заграничных выборов».

 

Персонажи фантастических саг легко перемещаются в пространстве, гоняя на экскурсию в прошлое. Украинцы ничем не хуже. Мы тоже можем протестировать на себе теории квантовой механики, причем в реальности. Прошлое вдруг становится будущим или настоящим. К тому же метаморфозы оказываются настолько естественным явлением, что их уже никто не замечает. Пока нам еще не под силу оказаться, например, в каменном веке. Но вернуться, скажем, на пять лет назад — легко!

Украина стремительно движется против часовой стрелки. Дабы в этом убедиться, достаточно взглянуть на золотовалютные резервы НБУ. Мало кто заметил, но в январе 2012 года их размер достиг уровня декабря 2008-го, когда догорали остатки «стабильности» гривни и уровня компетенции руководства денежных властей.

Страна снова приблизилась к критической черте, если еще не перешагнула ее, когда девальвация национальной валюты становится уже практически неотвратимым событием. Дело, разумеется, не только в самом факте стремительного падения резервов центробанка. Существует и множество других показателей, сигнализирующих о приближении еще одного финансового потрясения: двойной дефицит платежного баланса страны, нарастающий объем выплат по внешним долгам, неутихающий спрос на валюту со стороны населения.

Внутренние проблемы лишь усиливаются внешними. Причем очень скоро происходящее в мире будет задавать тон экономическим процессам в Украине, что позволит властям спокойно «перевести стрелки» на международные события. Мол, видели, что у них происходит, радуйтесь, что у нас не так все плохо. И необязательно кивать головой в сторону Греции — наверняка вскоре появятся и более «респектабельные погорельцы».

Один из альтернативных индикаторов, лишенный возможности манипуляции со стороны национальных финансовых регуляторов, — индекс фрахта сухогрузов Baltic Dry Index. Он служит своеобразным показателем активности международной торговли. На первый взгляд, он совершенно безобиден. Кому какое дело «кто там на баркасе?». В реальности все несколько иначе. Когда в мире дела идут хорошо, то международная торговля растет и объемы морских перевозок увеличиваются. Соответственно индекс идет вверх (например, в мае 2008-го, накануне кризиса, он достиг запредельных 11,7 тыс. пункта). И, наоборот, в сложные времена он снижается. Так вот, в январе 2012 года этот показатель не просто упал, а достиг 25-летнего минимума. Здравствуй, 1987-й! Даже в конце 2008-го этот индекс был выше, чем сейчас. Еще немного — и вслед за авиакомпаниями в массовом порядке начнут объявлять о банкротстве и морские перевозчики.

Другой показатель намного ближе к украинской экономике, ориентированной на экспорт металла. Цены на сталь на Лондонской бирже металлов тоже стремительно падают. В начале февраля текущего года они уже прошли минимумы 2011-го, вернувшись в 2010-й. А это означает сокращение валютной выручки.

В качестве контрольного в голову — высокие цены на нефтепродукты и газ, причем с большой вероятностью подорожания в будущем. При нынешнем плачевном уровне экономик разных стран даже $116 за баррель, что совсем недалеко от предкризисных $150, выглядит как избиение младенцев. То ли еще будет, когда цены достигнут пиковых значений в случае обострения ситуации в Иране. Дабы четче понимать их влияние на экономику Украины, напомним, что доля углеводородов в импорте превышает 30%.

Логично предположить, что правительство государства, осознающего приближающуюся опасность, пойдет на радикальные меры, а не превратится в зачарованных бандерлогов из «Маугли». Но в Украине не принято идти легким путем. Анонсируются программы импортозамещения или диверсификации источников поставок энергоресурсов, хотя всем понятно, что с их помощью уже не спастись. На глобальные проекты нет времени. Да и кто, скажем прямо, верил в их реалистичность. Максимум возможного — дружный распил заинтересованными лицами бюджетных средств под соответствующие программы.

Тем более грустно слушать заявления лояльных к власти экономистов о необходимости срочно провести так называемую дерегуляцию бизнеса. Будущие нововведения так преподносятся, как будто найдено средство для развития предпринимательства. Только никто не учитывает, что поздно пить боржоми, когда почки отвалились. Упрощение получения справок не отражается на количестве больных в палате.

В итоге получаем отвлекающие маневры и бурную имитацию деятельности. А посему есть все шансы отправиться в новое увлекательное путешествие в прошлое. Например, лет эдак на 20 назад.

С чего начался самый ужасный год сталинских репрессий? Как и прочие годы – с новогодней елки, подарков и пожеланий. Среди тех, кому под новый год желали здоровья и долгих лет жизни были 350 тысячи граждан СССР, для кого 1937 год станет последним. Приблизительно столько же граждан было приговорено к смерти в 1938 году. По разным данным в 1937-1938 гг. осуждено 1 344 923 человека, из них приговорено к высшей мере наказания почти семьсот тысяч человек. Только в 1937 году количество заключенных увеличилось на 685 201 человек. На 1 января 1939 года в лагерях, колониях и тюрьмах насчитывалось 2 с лишним миллиона заключенных. Эти цифры говорят как о масштабах террора власти против собственного народа, так и о том, стоит ли в Украине или вообще где-либо возводить памятники Сталину и иже с ним. Впрочем, поскольку власть никак не отреагировала на инициативу сталинистов, значит, она молчаливо ее поддержала.

 

В 2012 году исполняется 75 лет с начала «Большого террора» в СССР, прокатившегося едва живой от голода 1932-33 годов Украиной с огромной силой. Но в этой связи в нашей стране не запланированы не то что траурные поминальные мероприятия, но даже нет научных конференций. Нет 1937 года в памяти…

 

…Установка на начало чистки была дана на пленуме ЦК ВКП(б), проходившем с 23 февраля по 5 марта 1937 года (до кончины Сталина оставалось ровно 16 лет). На этом пленуме Вождь гневно рассказал о недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников. На что назначенный в сентябре 1936 года новый нарком внутренних дел Николай Ежов ответил своим докладом ««Уроки вредительства, диверсий и шпионажа японско-немецко-троцкистских агентов». В итоге пленум принял резолюцию, которой одобрил «мероприятия ЦК ВКП(б) по разгрому антисоветской, диверсионно-вредительской, шпионской и террористической банды троцкистов и иных двурушников». Сталин даже назвал конкретное количество «врагов» - 30 тысяч троцкистов, зиновьевцев и всякой другой «шушеры». После этого пленума появился целый ряд распоряжений, призванных усилить репрессии. В частности, с июля 1937 года «тройки» получили право выносить смертные приговоры.

 

Пожалуй, нет смысла напоминать фамилии известных деятелей, репрессированных в годы «Большого террора»: весь комсостав Красной Армии, недобитые в прошлые годы большевики-ленинцы вроде Бухарина, руководители НКВД времен еще одного кровавого деятеля сталинских времен Генриха Ягоды, известные деятели науки и культуры. Кроме них были сотни тысяч репрессированных поляков, греков, немцев, латышей, граждан, контактировавших с иностранцами. Страна окончательно закрывалась, убивая всех, кто мог хоть что-то рассказать о том, что вне сталинского СССР существует другой мир. И там не все враги.

 

Кое-кто скажет: среди расстрелянных в те годы были тысячи тех, кто с моральной точки зрения это заслужил. И назовут примеры: организаторов Голодомора в Украине Косиора, Постышева, Чубаря, Балицкого, вспомнят, что Тухачевский занимался жестоким подавлением антисоветских восстаний в Кронштадте и в Тамбовской губернии, где в ходе борьбы с недовольным крестьянством применялось химическое оружие, а Бухарин был одним из тех, благодаря кому Сталин и пришел к власти. А еще вспомнят о судьбе самих исполнителей воли Сталина: нарком Ежов был арестован в 1939, его обвинили в подготовке переворота и даже в мужеложстве, и расстреляли в 40-м. Вслед за Ежовым его сменщик на посту начальника НКВД Лаврентий Берия пустил и всю команду «кровавого карлика» (рост Ежова был около150 см). Как перед этим сам Ежов поступил с командой Ягоды. В обществе, пораженном бациллой страха, одни топят других, чтобы таким образом продлить себе жизнь. Как в годы «Большого террора», когда доносительство стало нормой жизни всей огромной страны.

 

Вернемся к тем, кто любит говорить о новом 37-м. Существуют ли в нынешней Украине предпосылки для террора власти против своих граждан? Ответ на этот вопрос лежит даже не в плоскости посадки властью оппозиционеров Тимошенко и Луценко, на чем так любят акцентировать внимание оппозиционеры. Это, по мнению экспертов, больше демонстрирует не авторитарность власти, а некую ее политическую ущербность и вульгарность. Из-за чего она и попала в моветон. А вот что действительно настораживает, так это немалое количество судей, следователей, прокуроров, тюремщиков, готовых влезть в шкуру «ягод», «ежовых», «вышинских», «берий». Это, во-первых.

 

Во-вторых, в украинском обществе понемногу начинает поселяться страх. Примером тому может послужить недавний казус в ходе соцопроса на тему введения в Украине свободного рынка земли, проводившегося Центром Разумкова. В одном из сел Днепропетровщины селяне отказались общаться с социологами даже на условиях полной анонимности. Эксперты Центра отметили, что с таким отношением они столкнулись впервые с 2004 года, когда общество было политически расколото. И, в-третьих, украинское общество, где так просто приживаются сталинизм, с идеями его продолжателей наставить по всей стране каменных истуканов вождю, дремучий национализм, воюющий с чернокожей украинской певицей, «совок» с его верой в шару, гонящую в очереди за подачками от кандидатов в депутаты десятки людей, готово к закручиванию гаек. Конечно, нового 37-го больше не будет – не те исторические условия и не те времена. Но вот то, что доносить, судить и расстреливать точно будет кому – это, вне всякого сомнения…

 

Первая в Украине конкурсная комиссия по отбору адвокатов для предоставления безвозмездной правовой помощи населению создана во Львове. Она будет работать при Главном управлении юстиции во Львовской области. Об этом сообщил министр юстиции Александр Лавринович. По словам министра, конкурсная комиссия будет отбирать претендентов для включения их в реестр адвокатов, которые станут предоставлять безвозмездную вторичную правовую помощь населению на постоянной основе по контракту или на временной основе по договору. 

 

Конкурс будет состоять в проверке теоретических знаний, практических навыков и умения претендента в разных сферах законодательства, опыта по предоставлению правовой помощи как защитника во время дознания, досудебного следствия и рассмотрения уголовных дел в суде, участия в рассмотрении дел об административных правонарушениях или как представителя интересов лица в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами, а также умения правильно использовать теоретические знания в практической деятельности, в частности составлять процессуальные документы. 

 

В состав конкурсной комиссии вошли пять адвокатов — представителей общественных организаций, двое членов дисциплинарной комиссии коллегии адвокатов во Львовской области, двое судей и пятеро представителей органов и учреждений Министерства юстиции. 

 

Сейчас продолжается процесс создания конкурсных комиссий по отбору адвокатов для предоставления безвозмездной вторичной правовой помощи и в остальных регионах Украины. 

 

По словам министра юстиции, планируется, что к участию в таких комиссиях будут привлекаться прежде всего адвокаты, представители всеукраинских общественных объединений (в частности Союза адвокатов Украины, Союза юристов Украины и Ассоциации адвокатов Украины), а также члены региональных квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры. 

 

Как известно, с июля 2011 года, после принятия Закона «О безвозмездной правовой помощи», в стране началось поэтапное формирование системы предоставления первичной и вторичной безвозмездной юридической помощи гражданам Украины. 

 

В частности, до 1 июня 2012 года Министерство юстиции планирует провести конкурс по отбору адвокатов, которых, в соответствии с Законом «О безвозмездной правовой помощи», с 1 января 2013 года государство будет привлекать к предоставлению безвозмездной вторичной правовой помощи гражданам Украины. 

 

До 1 января 2013 года Министерство юстиции образует при управлениях юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе центры по предоставлению безвозмездной вторичной правовой помощи, где гражданам будут помогать составлять процессуальные документы, осуществлять представительство интересов в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, защищаться от обвинения. 

 

С 1 января 2013 года такие центры будут обеспечивать предоставление безвозмездной правовой помощи лицам, к которым применено административное задержание и арест; подозреваемым в совершении преступления, задержанным органами дознания и следствия; лицам, к которым в качестве меры пресечения избрано взятие под стражу; лицам, в делах которых, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Украины, участие защитника является обязательным. 

 

Предоставление безвозмездной вторичной правовой помощи другим категориям лиц, которые, в соответствии с законом, имеют право на такую помощь, будет обеспечиваться поэтапно, начиная с 1 января 2014 года. 

 

Кроме того, на сегодня в Украине уже реализована возможность получения гражданами Украины безвозмездной первичной юридической помощи, в частности на базе 745 общественных приемных, созданных при территориальных управлениях юстиции. Такие же общественные приемные будут открыты при органах исполнительной власти Автономной Республики Крым, территориальных органах центральных органов исполнительной власти, местных органах исполнительной власти, сообщает пресс-служба Министерства юстиции Украины. 

 

В полном объеме, предусмотренном законом, все виды безвозмездной правовой помощи будут предоставляться всем категориям лиц с 1 января 2017 года.