В Украине в очередной раз предлагают ужесточить правила дорожного движения. С такой инициативой выступили депутаты от Партии регионов, и, видимо, на этот раз «слуги народа» хотят переплюнуть даже развитые европейские страны. А все потому, что законопроект предусматривает денежное наказание даже для водителей, превысивших допустимую скорость движения на 10 километров в час.
Даже сами гаишники признают: используемые в Украине приборы для определения скорости настолько несовершенны, что легко могут пропустить летящую иномарку, но при этом подставить плетущуюся со скоростью улитки «Ладу Калину».
В угоду кому депутаты хотят штрафовать «пересичных» украинцев за каждый километр, если даже в Европе штрафом облагается превышение от 20 км/час? Возможно ли убедить водителей, что чем тише едешь, тем дальше будешь, в стране, где каждый 17-летний мажор, купив права, считает своим долгом проехаться по паре-тройке пешеходов, причем лучше на тротуаре?
О том, улучшит ли подобный закон ситуацию на украинских автодорогах и будут ли президент, премьер-министр и другие из «касты неприкасаемых» его лично исполнять, корреспондент From-UA спросил у экспертов.
Для того, чтобы наладить ситуацию на украинских дорогах, совсем не обязательно карать водителей за каждый километр превышенной скорости, считает вокалист группы «Друга Рика» Валерий Харчишин. Артист не против ужесточения правил ПДД, но «для начала нужно побыстрее реагировать на то, что происходит в принципе с дорогами, я имею в виду их качество. Надо обеспечить нормальное движение, а потом уже наказывать».
ГАИ нужно быть порасторопнее и смотреть, кому они выдают права, настаивает Харчишин, и сделать так, чтобы закон исполнялся, ведь «вы же видите, как часто в последнее время нарушаются ПДД из-за группы «неприкасаемых». Если есть закон, то он должен быть один для всех — и для президента, и для премьер-министра. Если он едет на работу, то можно перекрыть движение, но ненадолго. Если он едет домой, то я не думаю, что есть смысл перекрывать весь город. Как это делается в любой цивилизованной стране».
Автор закона явно перестарался, считает внефракционный депутат Тарас Чорновил. И нечего штрафовать людей за 10 километров превышения, ведь «нельзя со стопроцентной гарантией утверждать, что измерительный прибор зафиксировал именно такое превышение, потому что могут быть и технические ошибки. Или человек во время обгона немного превысил, а потом возвращается к нормальному темпу езды — а нарушение уже зафиксировано».
Но в целом закон не плохой, и «хорошо, что в законе выписывается эта прогрессивная шкала (штрафов. – Ред.), а не отдается все на откуп инспектору», уверен политик.
Первый заместитель директора НТКУ Валид Арфуш так же приветствует любую инициативу, которая может спасти жизни людей. Пора заканчивать с полной вседозволенностью на дорогах: «…все уже привыкли, что если знак висит 80 км/ч, то все могут ехать 100 км/ч. И так уже много аварий», - убежден Арфуш.
Но в этом деле власть должна на собственном примере показать, что бывает за превышение скорости или другое нарушение правил, ведь, «к сожалению, есть люди, которые не видят ни светофоров, ни знаков, и имеют при себе всегда достаточную сумму денег для того, чтобы избежать наказания или штрафов. Я считаю, что власть должна начинать с себя и настаивать на наказании мажоров и чиновников, которые в первую очередь эти правила и нарушают».
Только высокие штрафы и могут спасти Украину от убийств на дорогах, считает регионал Вадим Колесниченко, другое дело, что в ГАИ должны работать надежные люди, которым взятки нипочем: «Как мы уже увидели, повышение штрафов существенно оздоровило ситуацию на дорогах, потому что у нас, по сути дела, как на войне: по 5-7 тысяч гибнут людей и в 5-6 раз больше травмированных. Это в первую очередь работоспособные люди, которым еще жить и жить. Другого варианта нет, это мировая практика», - резюмировал политик.
«Пока у нас перед законом не все равны, то это все выглядит, как анекдот», - возмущается актриса и автомобилист Ирма Витовская. А простой народ ведь видит, что законы принимают для одних, в то время как определенные группы людей «на простых людях отрывается, а сами что хотят, то и вытворяют — сбивают…». Пока не будет повышена моральная культура, ни о каких изменениях на дороге говорить не приходится, считает актриса.
Хорошо, если подобные законы спасут жизни хотя бы одного человека, поддержал актуальную тему политолог Александр Палий, но в целом сильного эффекта ожидать не стоит. Хоть «…какое-то рациональное зерно есть, но я думаю, что действительные причины в том, что в связи с отменой техосмотра были потеряны некоторые финансовые ресурсы, и сейчас их будут пытаться перераспределить в другую сторону», - увидел реальную причину инициативы эксперт.
Народный депутат от партии «Батькивщина» Андрей Шкиль вообще предлагает водителей расстрелять за любое превышение: «Расстреливать надо. Вот если всех расстрелять — то будет порядок. Если не в состоянии содержать государство как прибыльный аппарат, то, конечно, будут залезать в карманы простым украинцам. Вместо того, чтобы бить бейсбольной битой и отбирать, теперь будут бить полосатой битой гаишников и отбирать», - иронизирует бютовец.
Прискорбно, что Украина наступает вновь на одни и те же грабли, считает юрист и автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев. Депутатский закон не только сужает права водителей в Украине, но вскоре заставит их массово доказывать свою невиновность в судах, ведь «опять идет попытка вернуться к тому, что ответственность должен нести собственник автомобиля», - отмечает эксперт.
Все санкции, которые предлагаются в законе, никак не смогут повлиять на основных нарушителей, «определенную категорию мажоров, которая в любом случае понимает, что его действия остаются безнаказанными», акцентирует юрист, ведь «это какие-то финансовые возможности, либо это возможности его родственников, либо жизненные убеждения. Именно эта категория представляет основную опасность на дорогах. Поэтому все эти санкции, которые вводятся, они же их не коснутся! Они коснутся простых водителей».
Главной причиной подобных предложений есть недостача доходных статей бюджета, уверен известный автомобильный эксперт Алексей Мочанов. Но вместо того, чтобы заниматься подобной ахинеей, надо срочно ремонтировать дороги, ведь «у нас в очередной раз пришла весна, и дороги куда-то уползли, остались только одни ямы. Может быть, они их перекопали, потому что метро ищут, но пусть посмотрят на схему метрополитена и поймут, где оно есть, а где его нет. И то, что такой законопроект поставлен на голосование — меня это возмущает до глубины души», - прокомментировал ситуацию автогонщик.
А вообще депутатам надо начинать с себя: «Если они хотят, чтобы на дорогах был порядок, то этот набор свиней, который находится в Мариинском парке, должен сдать все номера ВР и все депутатские удостоверения, которые они растыкивают направо и налево, потому что они правила придумывают не для себя, а для народа, который будет кататься», - подвел итог Алексей Мочанов.