Как рассазала «Комментариям» заместитель председателя Центизбиркома Жанна Усенко-Черная, ЦИК начала «нарезать» мажоритарные округи. Этот процесс обещает быть продолжительным, потому что уже сегодня десятки кандидатов активно подкармливают округа в тех границах, которыми они были в 2002 году, когда украинцы в последний раз голосовали по смешанной системе. О вероятных попытках власти хитро перетасовать границы округов разговоры идут уже не первый месяц. Поговаривают, что выдвиженцы от Банковой уже знают, как ЦИК нарежет округи и потому «сеют гречку» там, где нужно. Но кроме размежеваний округов в Украине важным вопросом остаются заграничные избирательные округи. И за них уже началась война.       

На днях 59 нардепов попросили Конституционный Суд проверить законность положения закона « О выборах народных депутатов» об отнесении заграничных избирательных участков к одномандатным округам, которые создаются на территории Киева.

Чтобы понять причину беспокойства народных избранников, нужно вернуться на десятилетие назад - в 2002 год. Тогда избиратели в заграничном округе, который администрировала непосредственно ЦИК, вообще не голосовали за кандидатов-мажоритарщиков. Только за списки. Из-за этого Украине предъявляли обвинение в нарушении прав избирателей. В результате, сейчас заграничные избирательные участки хотят отдать киевским мажоритарщикам.

В столице - 2,1 млн. избирателей. Согласно закону о выборах, округа создаются с приблизительно равным количеством избирателей, при этом допустимое отклонение 12%. Максимальное количество избирателей в одномандатном округе составляет около 181 тыс., а минимальное - почти 142 тыс. Исходя из закрепленной законом нормы, в столице должны быть 13 округов. Однако если приплюсовать почти полмиллиона заграничных избирателей, то есть два варианта: или создать 3 дополнительных округа, или «раскинуть» всех заграничных избирателей между теми же 13 округами.

 В процессе размышления над тем, что им будет выгоднее, похоже, «регионалы» вообще решили не прикреплять заграницу к Киеву. В связи с чем и подались в КСУ.  С одной стороны, киевляне сейчас не очень лояльны к действующей власти, то есть меньшее количество округов должно быть ей выгодно. С другой стороны благодаря дополнительному количеству округов, у партии власти появляется возможность помочь пройти в Верховную Раду еще трем «мажорам».

«Если 430 тысяч избирателей мы поделим на 16 округов, которые будут в Киеве, то выходит на округ около 27-28 тысяч. Это очень много. Ведь для мажоритарки 1-2 тысячи голосов могут решить судьбу округа. Поэтому возможность получить поддержку из заграничного участка может стать решающей. Тем более что проконтролировать голосование там очень сложно. Чтобы зарегистрировать там членов комиссий или наблюдателей, документы надо пересылать в Киев в окружком, а потом получить их назад. Конечно, это возможно, но практически довольно сложно», - рассказывает глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко.

Исходя из такой логики «регионалы», похоже, решили не зацикливаться на помощи только столичным мажоритарщикам, а использовать заграничных избирателей и в других регионах. Как сообщил «Комментариям» источник в Партии регионов, сейчас активно рассматривается возможность перенесения заграничных округов в ряды регионов страны.

Еще один, не менее важный вопрос - распределение участков. «Голосование за границей имеет свою специфику. Закон не говорит, которому округу будут отданы участки в Москве, а которому - в Милане. Это должна решать ЦИК. Понятно, что депутат от власти будет бороться за участки в России, где он может получить большую поддержку», - рассказывает Александр Черненко. То есть «регионалам» выгодно добавить «российские» участки к округам в оппозиционных регионах, а «западные» - например, к Донетчине.

Однако, даже избиратели в «оппозиционных» странах, где преобладает контингент из Западной Украины, могут быть довольно эффективно использованные для борьбы за «мажоритарку». Ведь благодаря временным поясам у партии власти появиться «люфт» для того, чтобы «исправлять» результаты. «Если у нас сделали подсчет голосов и поняли, что не хватает одного или двух процентов, а участок, где-нибудь за границей еще открыт, то за час до его закрытия, когда уже понятно, что много избирателей не придут, можно там вбросить необходимое количество голосов для победы нужного кандидата», - объясняют в КВУ.

То есть, между «мажорными» кандидатами от власти будет борьба за округа, которые находятся в выгодных временных поясах. Насколько сильно задействует власть заграницу для фальсификаций, можно будет понять по уровню активности избирателей. За все годы выборов уровень явки на заграничные избирательные участки был в пределах 10%. Соответственно, из того, как активно украинские иностранцы возьмут участие в голосовании, можно будет понять уровень влияния власти на результаты « заграничных выборов».