Персонажи фантастических саг легко перемещаются в пространстве, гоняя на экскурсию в прошлое. Украинцы ничем не хуже. Мы тоже можем протестировать на себе теории квантовой механики, причем в реальности. Прошлое вдруг становится будущим или настоящим. К тому же метаморфозы оказываются настолько естественным явлением, что их уже никто не замечает. Пока нам еще не под силу оказаться, например, в каменном веке. Но вернуться, скажем, на пять лет назад — легко!
Украина стремительно движется против часовой стрелки. Дабы в этом убедиться, достаточно взглянуть на золотовалютные резервы НБУ. Мало кто заметил, но в январе 2012 года их размер достиг уровня декабря 2008-го, когда догорали остатки «стабильности» гривни и уровня компетенции руководства денежных властей.
Страна снова приблизилась к критической черте, если еще не перешагнула ее, когда девальвация национальной валюты становится уже практически неотвратимым событием. Дело, разумеется, не только в самом факте стремительного падения резервов центробанка. Существует и множество других показателей, сигнализирующих о приближении еще одного финансового потрясения: двойной дефицит платежного баланса страны, нарастающий объем выплат по внешним долгам, неутихающий спрос на валюту со стороны населения.
Внутренние проблемы лишь усиливаются внешними. Причем очень скоро происходящее в мире будет задавать тон экономическим процессам в Украине, что позволит властям спокойно «перевести стрелки» на международные события. Мол, видели, что у них происходит, радуйтесь, что у нас не так все плохо. И необязательно кивать головой в сторону Греции — наверняка вскоре появятся и более «респектабельные погорельцы».
Один из альтернативных индикаторов, лишенный возможности манипуляции со стороны национальных финансовых регуляторов, — индекс фрахта сухогрузов Baltic Dry Index. Он служит своеобразным показателем активности международной торговли. На первый взгляд, он совершенно безобиден. Кому какое дело «кто там на баркасе?». В реальности все несколько иначе. Когда в мире дела идут хорошо, то международная торговля растет и объемы морских перевозок увеличиваются. Соответственно индекс идет вверх (например, в мае 2008-го, накануне кризиса, он достиг запредельных 11,7 тыс. пункта). И, наоборот, в сложные времена он снижается. Так вот, в январе 2012 года этот показатель не просто упал, а достиг 25-летнего минимума. Здравствуй, 1987-й! Даже в конце 2008-го этот индекс был выше, чем сейчас. Еще немного — и вслед за авиакомпаниями в массовом порядке начнут объявлять о банкротстве и морские перевозчики.
Другой показатель намного ближе к украинской экономике, ориентированной на экспорт металла. Цены на сталь на Лондонской бирже металлов тоже стремительно падают. В начале февраля текущего года они уже прошли минимумы 2011-го, вернувшись в 2010-й. А это означает сокращение валютной выручки.
В качестве контрольного в голову — высокие цены на нефтепродукты и газ, причем с большой вероятностью подорожания в будущем. При нынешнем плачевном уровне экономик разных стран даже $116 за баррель, что совсем недалеко от предкризисных $150, выглядит как избиение младенцев. То ли еще будет, когда цены достигнут пиковых значений в случае обострения ситуации в Иране. Дабы четче понимать их влияние на экономику Украины, напомним, что доля углеводородов в импорте превышает 30%.
Логично предположить, что правительство государства, осознающего приближающуюся опасность, пойдет на радикальные меры, а не превратится в зачарованных бандерлогов из «Маугли». Но в Украине не принято идти легким путем. Анонсируются программы импортозамещения или диверсификации источников поставок энергоресурсов, хотя всем понятно, что с их помощью уже не спастись. На глобальные проекты нет времени. Да и кто, скажем прямо, верил в их реалистичность. Максимум возможного — дружный распил заинтересованными лицами бюджетных средств под соответствующие программы.
Тем более грустно слушать заявления лояльных к власти экономистов о необходимости срочно провести так называемую дерегуляцию бизнеса. Будущие нововведения так преподносятся, как будто найдено средство для развития предпринимательства. Только никто не учитывает, что поздно пить боржоми, когда почки отвалились. Упрощение получения справок не отражается на количестве больных в палате.
В итоге получаем отвлекающие маневры и бурную имитацию деятельности. А посему есть все шансы отправиться в новое увлекательное путешествие в прошлое. Например, лет эдак на 20 назад.