Еще немного — и председатель НБУ Сергей Арбузов предстанет перед широкой аудиторией в виде бесстрашного покорителя, готового запросто заставить девальвацию прыгать с тумбы на тумбу, подавать лапу и даже смиренно сидеть с широко открытой пастью, в которую (о ужас!) смельчак кладет свою голову. Алле-оп! И зал взрывается аплодисментами.
Все приготовления к предстоящему зрелищу закончены и даже сделаны соответствующие официальные заявления. «В этом году НБУ также принимает необходимые меры для удержания нормального — положительного или нулевого — платежного сальдо, и можно с уверенностью говорить, что движение валюты также будет прогнозируемым. То есть мы теперь не видим предпосылок для глубокой девальвации или ревальвации»,— утверждает Сергей Арбузов. Словом, девальвация уже согласна послушно открыть пасть. Остается только выяснить, каким образом Нацбанк собирается удерживать платежный баланс, что, очевидно, должно найти свое отражение на прогнозируемости курса.
Строго говоря, регулятор не оказывает прямого влияния на состояние платежного баланса. Цены на металл на международных рынках или стоимость газа для Украины пока еще находятся вне компетенции Сергея Арбузова.
В то же время НБУ может влиять на приток или отток валюты опосредованно с помощью курса гривни. Если его понижать, то импорт дорожает, уступая позиции экспорту. Соответственно, валюта приходит в страну. И наоборот, усиливая позиции нацвалюты, увеличивается приток импортных товаров в Украину, ухудшая показатели платежного баланса. Как это работает на практике, всем хорошо показал бывший главный банкир Владимир Стельмах. Но Сергей Арбузов, судя по всему, не собирается следовать примеру своего предшественника. Ведь он «не видит предпосылок». А если курс будет сохраняться вблизи нынешних значений, то каким же образом в НБУ собираются выравнивать платежный баланс, все отчетливее напоминающий «Титаник», медленно уходящий под воду?
По итогам прошлого года страна наторговала себе в минус более чем на $9 млрд. И судя по оценкам международных финансовых учреждений, ситуация в 2012 году существенно не изменится. Так, Всемирный банк ожидает, что экспорт возрастет на 3,8%, а импорт — на 1,8%. Одновременно с этим государство фактически оказалось в финансовой блокаде. Сотрудничество с МВФ под большим вопросом. Иностранные инвесторы вкладывать в Украину не хотят. Исключение — приток денег из офшоров. Но едва ли он способен перекрыть нарастающую дыру в платежном балансе.
Впрочем, у НБУ есть еще шанс удержать «Титаник» на плаву. Одна из крупнейших статей оттока денег, существенно ухудшающая статистику платежного баланса, — скупка валюты населением. Если удастся перекрыть этот канал хотя бы наполовину, сократится и ежемесячный минус на $400 млн, а то и все $500 млн. В годовом выражении экономия более чем $5 млрд золотовалютных резервов государства. Вопрос лишь в том, как это сделать. Первая попытка, связанная со сканированием паспортов при покупке наличных долларов, ожидаемо провалилась, хотя на месяц-два позволила сбить ажиотаж.
Вторая тоже вряд ли вызовет большой эффект. Анонсированная с помпой продажа валютных облигаций населению гарантированно закончится пшиком, как и все предыдущие инициативы чиновников продать госбумаги частным инвесторам. Для рядовых потребителей в период нестабильности нет ничего лучше, чем наличный доллар, обладающий сразу двумя неоспоримыми преимуществами — ликвидностью и сохранностью средств. Так зачем же покупать облигации, которые в любой момент могут потерять экономическую ценность, взамен получив сомнительную историческую. Ну кто мог, например, два-три года назад предположить, что Греция фактически объявит дефолт и более половины дохода инвесторов, вложивших средства в суверенные обязательства страны, входящей в еврозону, придется списать? Судя по всему, это еще не последняя реструктуризация долга. Несложно себе представить, как будут развиваться события в независимой от всего мира Украине, если вдруг начнется очередная волна кризиса и правительству придется срочно штопать бюджет всеми доступными способами, да еще находясь в финансовой изоляции.
Нужна новая фишка. Девальвация больше не реагирует на поломанный хлыст и черствый пряник. А пока ничего нового не придумано, приходится использовать старый проверенный метод — финансовый голод. Под конец февраля гривня неожиданно укрепилась, впервые за долгое время торги на межбанке закрылись ниже 8 UAH/USD. Всему виной очередное сокращение остатков на корсчетах в банках. Если в начале 2012 года этот показатель составлял 28 млрд грн, то по состоянию на 27 февраля — вдвое меньше — 14 млрд грн. Вот только едва ли удастся долго продержать девальвацию на диете. Впереди выборы, электорат ропщет. Так что в самое ближайшее время придется либо отпустить курс, либо проявить фантазию, которой у чиновников намного больше, чем золотовалютных резервов.