На должность уполномоченного Верховной Рады по правам человека назначена Валерия Лутковская. Оппозиция выступила с протестами, ведь госпожа Лутковская — родственница министра юстиции Александра Лавриновича, и в Европейском суде по правам человека в Страсбурге она отстаивала позицию государства в делах «Луценко против Украины» и «Тимошенко против Украины».

Назначение омбудсменом Валерии Лутковской, которая ранее работала в должности правительственного уполномоченного в Европейском суде по правам человека, поддержали 252 народных депутата. При этом в бюллетень для голосования внесена только одна кандидатура. Депутаты фракции «БЮТ-Батьківщина» отказались участвовать в голосовании.

Перед началом процедуры председателю Верховной Рады Владимиру Литвину пришлось давать объяснения по поводу письма депутата Юрия Кармазина (НУНС), который утверждал, что госпожа Лутковская якобы не внесла в свою декларацию о доходах доходы от продажи автомобилей Audi и Chevrolet. В связи с этим, по мнению депутата, госпожа Лутковская, не должна стать главным правозащитником страны. Владимир Литвин продемонстрировал депутатам официальные документы, «полученные в ходе спецпроверки». «В них написано, что расхождений с информацией о полученном общем совокупном доходе за 2011 г. нет. Нарушения не установлены»,— заявил спикер. Однако во время оглашения результатов голосования депутаты БЮТ блокировали трибуну с криками «Ганьба!».

Недовольство оппозиции избранием Валерии Лутковской объясняется, в частности, тем, что 17 апреля, представляя интересы правительства в Страсбурге, она попросила Европейский суд по правам человека признать неприемлемым для рассмотрения дело Юрия Луценко, поскольку, по ее мнению, арест бывшего министра был законным. Также госпожа Лутковская защищала интересы правительства в деле «Тимошенко против Украины». Недавно Валерия Лутковская подтвердила, что является родственницей Александра Лавриновича (ее сестра — жена министра юстиции). Не случайно именно он собирал у депутатов подписи в поддержку ее кандидатуры на пост омбудсмена. Для обеспечения правильного голосования и избрания Валерии Лутковской омбудсменом в Верховную Раду лично прибыл секретарь СНБО Андрей Клюев, назначенный накануне руководителем избирательного штаба Партии регионов.

Напомним, что 7 февраля истек срок полномочий предыдущего омбудсмена — Нины Карпачевой, которая трижды избиралась на эту должность и проработала в ней 14 лет. Выборы нового уполномоченного по правам человека проходили в Раде 15 марта. Тогда были выдвинуты две кандидатуры. От оппозиции — правозащитник Евгений Захаров, директор Харьковской правозащитной группы, председатель правления Украинского Хельсинского союза по правам человека. От власти — Валерия Лутковская. Но никто из них не набрал необходимых 226 голосов.

После неудачного голосования Евгений Захаров неожиданно заявил, что не станет больше баллотироваться в омбудсмены. «Я считаю, что нынешний парламент не дорос до понимания того, что омбудсменом должен быть представитель гражданского общества, а не чиновник. Мне было понятно, что меня не хотят»,— пояснил он свое решение «i». Теперь господин Захаров приветствует избрание на эту должность Валерии Лутковской. «Надеюсь, что она будет хорошим омбудсменом, ведь Валерия Лутковская энергична, компетентна и обладает всем комплексом профессиональных качеств, необходимых на этой должности. Как настоящий профессионал Лутковская приводила аргументы в защиту позиции государства в делах Тимошенко и Луценко в Европейском суде, а теперь у нее будут другие клиенты. Она станет адвокатом тех, чьи права нарушены государством»,— уверяет Валерий Захаров.

Сама госпожа Лутковская, выступая перед депутатами парламента, обещала, что должность омбудсмена останется аполитичной. Она даже пообещала сразу же после принятия присяги проверить информацию об избиении Юлии Тимошенко, возможно, произошедшем накануне. Об инциденте стало известно от депутатов оппозиции тотчас после избрания омбудсмена. После этого народные депутаты из фракции «БЮТ-Батьківщина» заблокировали трибуну Верховной Рады, а спикер Владимир Литвин срочно закрыл заседание.

Несмотря на заявления госпожи Лутковской, эксперты сомневаются в ее политической неангажированности. «Я покривлю душой, если скажу, что Партия регионов не будет иметь влияния на Валерию Лутковскую, к которой теперь будут прислушиваться за рубежом. Ведь мнение омбудсмена для многих там — истина в последней инстанции»,— заявил «i» председатель правления Института украинской политики Константин Бондаренко. С ним согласен и директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. По его словам, власть даже не скрывала своей заинтересованности в избрании госпожи Лутковской на должность омбудсмена. «От нее следует ожидать активного пиара в Европе украинского правосудия и утверждений о гуманности украинской пенитенциарной системы. Она будет грамотно и профессионально убеждать европейцев в том, что их состояние улучшается»,— считает политолог.

Справка

Валерия Лутковская родилась в 1972 г. в Киеве. В 1993 г. окончила филологический факультет Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, а в 1999 г.— Национальную академию внутренних дел. С 1995 г. работала в Министерстве юстиции Украины.

 С февраля 2001 г. по сентябрь 2003 г. занимала должность уполномоченного по делам соблюдения Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, представляла Украину в Европейском суде по правам человека в Страсбурге. С сентября 2003 г. по ноябрь 2005 г. занимала должность заместителя министра юстиции Украины. Ушла из Минюста из-за конфликта, возникшего с тогдашним главой ведомства Сергеем Головатым. Трудоустроилась в юридическую компанию «Лавринович и партнеры», которой руководит сын нынешнего министра юстиции Максим Лавринович. После назначения Александра Лавриновича министром юстиции в 2007 г. вернулась в ведомство на прежнюю должность. В Минюсте отвечала за международное направление.

Скупые итоги состоявшегося  20 апреля сего года под руководством В.Януковича заседания Комитета по реформированию Вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса являются красноречивым свидетельством того, что за  80 дней пребывания на высоком государственном посту Дмитрий Саламатин так и не смог внести свою лепту в выполнение просроченного его предшественником президентского указа от 17 ноября 2010 года.

Напомню, что в этом припавшем пылью документе речь шла о необходимости разработки в кратчайшие сроки новых редакций Военной доктрины и Стратегии национальной безопасности, утверждении Государственной программы реформирования и развития Вооруженных сил Украины на 2011—2015 годы, то есть всех тех документов, которые должны были определять направление реформ армии на последующие пять лет и дальнейшую перспективу.

Спичрайтеры, готовившие речь президенту, сжульничали, подсунув своему шефу для выступления текст, практически полностью совпадающий с его выступлением на заседании СНБО в ноябре 2010 года.

Совершенно очевидно, что рапортовать и Дмитрию Саламатину пока не о чем: и с повышением денежного содержания военным не ладится, и проблемы с обеспечением военнослужащих жильем не решаются, да и коммерсанты не очень готовы раскошеливаться. А еще к этому всему скандал с получением в 2005 году министром украинского гражданства — накануне выборов в Верховную Раду.

Не сказалось на темпах подготовки Д.Саламатиным армии к реформированию и неоднократное объявление В.Януковичем 2012 года годом реформирования Вооруженных сил.

Судя по всему, президентский год реформ плавно превращается в полугодие, а там, глядишь, на все про все останется один квартал, и то при условии, что министр обороны откажется от попыток дистанционно управлять «Укроборонпромом», перетряхивания коммерческих структур, обеспечивающих войска топливом, питанием и вещевым имуществом, тотальной замены руководителей госпредприятий на лояльных новому руководству военного ведомства.

Я далек от мысли, что 8 февраля 2012 года — дата назначения Д.Саламатина на пост министра обороны — станет для украинской армии точкой невозврата, которая приведет к катастрофическим последствиям. Но сопровождающие короткую и малопродуктивную «реформаторскую» деятельность министра скандалы и скандальчики заставляют предполагать самый худший сценарий развития событий.

Кто вы, гражданин Украины Саламатин?

Бурное обсуждение в средствах массовой информации проблемы скоропостижного получения Д.Саламатиным украинского гражданства скорее всего не приведет к каким-либо серьезным последствиям. Вряд ли президент отменит указ о предоставлении гражданства такому ценному для Украины иммигранту. Не пострадают и украинские чиновники, и должностные лица, быстренько рассмотревшие материалы по Д.Саламатину, оставив при этом шлейф вопросов законодательного и политического плана. Не будут особо терзаться сомнениями и участники предвыборного съезда Партии регионов, утвердившие 3 декабря 2005 года списки кандидатов в депутаты Верховной Рады, аккурат за три дня до подписания президентом В.Ющенко указа №1705.

Свидетели тех событий даже отметили, что зачитывавший списки кандидатов на съезде пропустил 88 номер, под которым числился гражданин России Д.Саламатин, но, по просьбе ключевого партийного спонсора, оратора быстро подправили.

Надо заметить, что, учитывая «резиновость» трактовки некоторых положений нашей Конституции, даже для того чтобы стать всенародно избранным президентом Украины, вовсе не обязательно десять лет пребывать в украинском гражданстве — достаточно за три дня до выдвижения в кандидаты получить это гражданство каким-нибудь секретным или не очень секретным указом президента.

Опять же, трактуя достаточно свободно Конституцию и законы Украины, члены Центризбиркома и боссы Партии регионов чуть запамятовали, что, кроме пятилетнего ценза оседлости, есть и другие условия предоставления гражданства. Например, наличие источников существования на территории Украины. В случае же с Саламатиным из документов Центральной избирательной комиссии следует, что на момент избрания в Верховную Раду он числился безработным. Это уже потом на сайте Минобороны появится оригинальное место работы нынешнего министра — советник президента Международного горного конгресса по вопросам взаимодействия с Украиной. Конечно, ничего страшного, что организация немножко общественная, да и наш будущий гражданин и министр обороны сотрудничал с ней на общественных началах.

Трудно судить о том, насколько гражданин Российской Федерации Д.Саламатин был ценен для нашей державы. Вот для России он действительно ценен, поскольку, отстаивая в Верховной Раде честь, славу и дислокацию российского Черноморского флота, пролил кровь, правда, не свою.

Не хотелось бы морочить голову нашим державным мужам нюансами законодательства о гражданстве, но напомню, что лицо, получившее украинское гражданство, должно на протяжении двух лет задекларировать перед соответствующими органами свой выход из гражданства другой страны.

Любая спецслужба могла бы позавидовать такому подарку — заполучить парламентария другой страны не только с неограниченным доступом к государственной тайне, но и прекрасными возможностями влиять на всех и вся, а потом еще и продвинуть его на ключевой пост в государстве… Браво!

Россия как наш «вероятный друг» может только порадоваться за своего бывшего или не бывшего соотечественника.

Однако вряд ли обрадуются украинские военнослужащие, ознакомившись с предложенной министром обороны Д.Саламатиным концепцией реформирования армии.

Концепция реформирования или план ликвидации?

Детальный анализ родившейся в Минобороны концепции проведения реформ неблагодарное дело, ибо она пестрит большим количеством ляпов, неточностей и несоответствий. Даже упомянутый мною ранее Комитет по реформированию Вооруженных сил, поспешно собранный на свое первое заседание под руководством В.Януковича, свой вердикт в отношении данного опуса не вынес.

Правда, на некоторые знаковые моменты все же стоит обратить внимание.

До Д.Саламатина, бывшего гражданина России, концепцию реформирования армии интенсивно разрабатывали другие граждане Украины. Для примера приведу некоторые цифры из готовившихся бывшими министрами обороны Ю.Ехануровым и М.Ежелем предложений по военной реформе.

Граждане Украины Ю.Ехануров и М.Ежель предлагали установить численность армии соответственно в 212 тысяч и 160 тысяч человек, а вот Д.Саламатин предлагает сократить Вооруженные силы до 100 тысяч человек, из которых всего лишь 75 тысяч будут военнослужащими.

Вот и с военной авиацией у Дмитрия Альбертовича свои счеты: он планирует оставить в армии лишь 100 единиц военной техники. Притом что в армии образца Ю.Еханурова предполагалось наличие 600 летательных аппаратов, а у М.Ежеля — 475 единиц.

И танковой державой больше Украина не будет, поскольку гражданин Украины Д.Саламатин планирует сократить их количество до 270 штук — с 780 и 620 у Ю.Еханурова и М.Ежеля соответственно.

Из трех армейских корпусов Ю.Еханурова и двух М.Ежеля Д.Саламатин предложил не оставлять ни одного.

Понятно, что в существующих экономических условиях содержать многочисленную армию тяжело, но еще тяжелее провести ее одномоментное сокращение, выбросив на улицу громадное количество бездомных военнослужащих, у которых не будет возможности найти новую работу без соответствующей квалификации, не говоря о колоссальных компенсационных выплатах уволенным военным.

Возникает вопрос, а может, наш министр обороны и не планирует создавать боеспособную армию? Вероятно, гораздо интереснее под предлогом сокращения Вооруженных сил вывести из боевого состава технику и вооружения, которые можно спокойно распродать на внешних рынках? Ведь не случайно Д.Саламатин попытался недавно занять еще одну «хлебную» должность, которая позволила бы ему сохранить за собой пост министра да еще и контролировать концерн «Укроборонпром».

Министр с коммерческой жилкой

Надо отдать должное громадному законотворческому опыту работы современного министра обороны в Верховной Раде, без него вряд ли Д.Саламатин произвел бы на свет проект распоряжения Кабинета министров о своем назначении членом наблюдательного совета концерна «Укроборонпром»! Ничуть не стесняясь, Дмитрий Альбертович вынес сей документ на рассмотрение правительства, посчитав, очевидно, что члены Кабинета министров и премьер-министр тоже не очень хорошо знакомы со статьей 120 Конституции Украины, которая прямо запрещает министрам входить в наблюдательные советы предприятий. Неплохо было бы лиц, претендующих на гражданство Украины, проверять на знание Основного Закона страны!

Д.Саламатин с первых дней своего пребывания в Минобороны сделал ряд заявлений, из которых следует, что больше всего его интересует в Вооруженных силах наличие излишнего имущества, которое можно распродать, а средства, вырученные от тотальной распродажи, пустить на повышение денежного содержания военным. И это лишь еще одно из уже невыполненных обещаний нового министра. Распродажа идет, а вот зарплаты никак повышаться не хотят!

Не сомневаюсь, что отсутствие основных документов по реформированию армии ничуть не мешает министру и его команде готовить военное имущество к распродаже. Справедливости ради отмечу, что в команду министра, состоящую в основном из внештатных помощников и советников, в том числе и народных депутатов Украины, входит пока лишь один его заместитель — бывший коллега по «Укроборонпрому» 33-летний Д.Пляцук, который в армии, судя по его официальной биографии, не служил. Этому молодому человеку Д.Саламатин настолько доверяет, что даже на период своего отпуска (при наличии в строю первого заместителя министра А.Олейника) поручил именно ему заниматься всей обороной нашей страны, о чем официально накануне уведомил правительство.

Понятно, что такое решение отнюдь не связано с укреплением обороноспособности государства, скорее всего, Д.Саламатин побоялся, что упустит контроль над финансовыми и имущественными потоками — вдруг какая копейка пролетит в его отсутствие мимо кассы.

Понятно, что «нежные» чувства Д.Саламатина, которые он питает к «Укроборонпрому», в полной мере скажутся и на формировании оборонного заказа на 2012 год, который, кстати, правительством до сих пор не утвержден. Сами понимаете почему. Новоназначенному руководству Минобороны пришлось интенсивно потрудиться для пересмотра объемов финансирования ряда проектов. Даже не стоит задумываться над вопросом, какое предприятие получит львиную долю финансов, предусмотренных на реализацию работ в рамках государственного оборонного заказа. Естественно, концерн «Укроборонпром». А учитывая то, что почти 500 млн. гривен на финансирование госзаказа должны поступить из специального фонда госбюджета, наполнение которого в текущем году весьма проблематично, совершенно очевидно, что живых денег не дождутся программы Ан-70, «Корвет» и проект по созданию многофункционального ракетного комплекса.

В одной из своих предыдущих статей («А я верю президенту Януковичу!», «Зеркало недели. Украина» №45, 09 декабря 2011) автор этих строк детально осветил некоторые особенности реализации программ в рамках оборонного госзаказа при предыдущем министре М.Ежеле.

Напомню, речь шла, среди прочего, о проведенном за один день предприятием «Укроборонсервис», входящем в концерн «Укроборонпром», ремонте ракетного комплекса С-300. Кстати, именно с поста руководителя этого предприятия Д.Пляцук перешел на должность заместителя министра обороны. Очевидная легкость, с которой должностные лица министерства и руководители «Укроборонсервиса» подошли к ремонту ракетного комплекса, заставляет предполагать, что и в текущем году им удастся провернуть аналогичные операции.

Предусматривая в оборонном заказе выделение немалых средств на реанимацию подводной лодки «Запорожье», руководители военного ведомства по непонятным причинам забыли предусмотреть в проекте разработанной ими же концепции реформы армии ее наличие в боевом составе будущих военно-морских сил. А если это произойдет, то не придется ли В.Януковичу отвечать на вопрос, заданный В.Путину во время одной из пресс-конференций: «Что случилось с вашей подводной лодкой?» Ответ мы все знаем. Надеюсь, она не утонет.

Специалисты в области вооружений прекрасно осведомлены, что вооружения, применявшиеся на подобного типа судах, уже давно сняты с производства.

Очевидно, что, пользуясь ширмой секретности, в государственный оборонный заказ, кроме «Запорожья», включены и другие программы и работы, которые вряд ли когда-либо будут использованы нашей армией, а вот в экспортных поставках вооружений «Укроборонпрома» их можно будет найти однозначно. Но зачем же тогда государству финансировать за счет Минобороны программы, которые в перспективе не будут востребованы нашими военными? Просто таким образом предприятия оборонного комплекса значительно снижают затратную часть на реализацию собственных программ модернизации старых и разработки новых видов вооружений.

В силу закрытости темы оборонного заказа вряд ли в обозримой перспективе налогоплательщики узнают, сколько государственных средств уходит ежегодно в рамках государственного оборонного заказа на работы и исследования, которые Вооруженным силам никогда не понадобятся.

В той же статье я писал о том, как Минобороны в рамках оборонного заказа в прошлом году ремонтировало с помощью предприятий ЧП «Остов» и ОАО «Утес» фрегат «Гетьман Сагайдачний» с закупкой через предприятие концерна «Укроборонпром» двигателей в России. После долгих мытарств дизели М849 были успешно установлены на флагмане украинского боевого флота! Есть только два нюанса. В сопроводительных документах отсутствуют какие-либо следы представителей военной приемки. А вторая проблема состоит в том, что двигатели были выделены из обменного фонда предприятия. Эта фраза означает, что двигатели не очень новые и, возможно, бывшие в употреблении. Надеюсь, что это никак не скажется на боеготовности фрегата.

Остается лишь ответить на вопрос: кто и сколько заработал на такой многоуровневой сделке по восстановлению боеспособности корабля? И как чувствует себя Дмитрий Альбертович, при котором эта операция начиналась, когда он руководил «Укроборонпромом», и завершалась, когда он стал министром обороны?

Те же грабли, только в профиль…

Не проявляя особой активности в создании основополагающих документов для проведения реформы армии, Д.Саламатин не отстает от своего предшественника в темпах решения проблемы освобождения военного ведомства от земель Минобороны.

Напомню, что вопрос дерибана земель Минобороны стал для предшественников Дмитрия Альбертовича Ю.Еханурова и М.Ежеля знаковым и послужил одной из причин их ухода с министерских постов.

Если кто-то считает, что положение дел в этой сфере сильно отличается от прежнего, он глубоко ошибается. По этим же граблям решил потоптаться и Д.Саламатин.

Львиная доля направляемых Минобороны документов в Кабмин касается земельных вопросов. К сожалению, в этих письмах не идет речь о вопросах компенсации за передаваемые органам местного самоуправления лакомые земельные делянки, что позволило бы в кратчайшие сроки начать решение проблемы обеспечения военнослужащих и их семей жильем.

Наиболее яркий пример — передача 30 гектаров земель Минобороны в селе Гореничи, используемых Национальным университетом обороны, Киевской областной государственной администрации (копия письма на сайте). Не хотелось бы верить злым языкам в Минобороны, что именно на эти земельные участки претендуют высокопоставленные работники Генеральной прокуратуры. Компенсация? Квартиры для офицеров-очередников? За какие заслуги или услуги?

По аналогичному сценарию развивается ситуация с земельными участками в Сумах и Ривненской области, где отнюдь не малая очередь на получение жилья.

Перед уходом предшественника Д.Саламатина с поста министра в конце декабря минувшего года парламентарии дружно проголосовали за законопроект под номером 6644-д, который с незапамятных времен настойчиво проталкивали через Верховную Раду военные чиновники. Именно с этим законопроектом связывали сведущие лица бывшего заместителя министра обороны А.Черпицкого, умудрившегося «отмотать срок» в Минобороны, так и не получив допуска к государственной тайне.

Указанный документ провалялся в Верховной Раде до апреля текущего года без подписи, пока В.Литвин с двух попыток не вынес его на голосование в зал под предлогом внесения редакционных поправок. Однако и эта попытка провалилась. Принятый Верховной Радой закон пришлось спустя почти четыре месяца направить на подпись президенту в том же виде, в каком он был проголосован в декабре 2011 года.

Не стану скрывать, что этот закон прямо нарушает Конституцию Украины, наделяя правительство полномочиями по установлению правового режима собственности на землю. Надо отдать должное премьер-министру Н.Азарову, который в своих обращениях к главе парламента и руководителю фракции Партии регионов четко заявил, что в таком виде законопроект 6644-д не может быть принят (копия письма на сайте). При этом Н.Азаров поручил Минэкономразвития подготовить для внесения на рассмотрение Кабинета министров иной законопроект, направленный на выполнение президентских указов по лишению военного ведомства выполнения несвойственных функций по торговле землей и военным имуществом.

Только вот незадача! Минобороны, уж очень не желая расставаться с недвижимостью, правительственный законопроект не согласовывает, тем самым блокируя направление его в Верховную Раду.

По имеющейся у меня информации, в воспаленных умах военных чиновников даже родился особый алгоритм действий. Разработчиком предлагается во взаимодействии с президентской администрацией направить этот законопроект за подписью президента в Верховную Раду для доработки. Замечания и предложения президента обязательно должны предусматривать, не поверите, наделение всех ведомств, в распоряжении которых есть воинские формирования, функциями по распродаже имущества, которые в настоящее время есть только у государственных органов приватизации!

(Когда номер «Зеркала недели. Украина» был уже сдан в печать, стало известно, что Виктор Янукович подписал закон, несмотря на то, что он прямо нарушает Конституцию Украины)

Победить коррупцию можно, лишь ее возглавив

Я перефразировал это известное выражение про мафию специально, ознакомившись с приказом № 289 от 17 апреля сего года начальника Генштаба В.Заманы по назначению на должность начальника управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью ГУ Военной службы правопорядка Вооруженных сил полковника В.Скляра (текст приказа на сайте). Я ничего не имею против подобного назначения и лично В.Скляра не знаю. Однако в 2000 году В.Скляр, будучи военкомом Старосамборского района Львовской области, уже сталкивался с правоохранительными органами, в результате чего он был осужден по статье 254 УК Украины «Злоупотребления военным должностным лицом властью или служебным положением». На современном жаргоне это вполне можно относить к коррупции. Конечно же, эта судимость полковника погашена, но закрадывается мысль: зачем Минобороны поручает борьбу с коррупцией лицу, которое имеет личный опыт участия в ней?

Может быть, именно поэтому личный состав подразделений этой упомянутой мной службы занимается борьбой с военнослужащими, торгующими пирожками в воинских частях и промышляющими частным извозом на своем личном транспорте, о чем я писал ранее. Спасибо генпрокурору, хоть он прочитал о «пирожковой» коррупции, хотя никак и не отреагировал.

Остается загадкой, почему же правоохранительные органы так нелепо отмалчиваются в подобных ситуациях. Отмалчиваются они и в случае с недавней аварийной посадкой вертолета, на борту которого находились министр обороны и начальник Генерального штаба. Не секрет, что ремонтировали этот вертолет на предприятиях концерна «Укроборонпром», да и топливо закупалось по тендерам, проведенным Минобороны…

Полтора года назад, в канун принятия Налогового кодекса (НК), его лоббисты щедро обещали бизнесу радужные перспективы. «Надо осознавать, что на следующий день после принятия НК не придет процветание и благоденствие, — скромно заявлял премьер Николай Азаров. — Но мы исходим из убеждения, что налоговая реформа неизбежно приведет к экономическому росту, может, к подъему благосостояния людей на здоровой, надежной основе».

Вице-премьер Сергей Тигипко прямо обещал, что кодекс в комплексе с другими мерами «позволит серьезно улучшить условия ведения бизнеса в Украине». А работавший тогда главным налоговиком Александр Папаика и вовсе излучал оптимизм. «Экономическая ситуация в Украине улучшается, укрепляется доверие к нашей стране со стороны международных организаций и иностранных инвесторов, — говорил он. — С принятием НК мы получим налоговый климат, причем благоприятнее, чем тот, что существует во многих европейских странах. Ослабление налогового бремени привлечет к нам инвесторов».

Уже очевидно, что возлагаемые на кодекс надежды не оправдались. И даже растущая динамика налоговых поступлений играет скорее в пользу такого утверждения, чем наоборот. Определенную роль в увеличении отчислений в госбюджет сыграл выход экономики из кризиса. Но главная причина — планомерное «закручивание гаек». Бизнес не ощутил обещанного послабления налогового давления после вступления в силу НК. Это подтверждают как участившиеся жалобы предпринимателей на растущий беспредел фискалов, так и те же международные рейтинги, в которых высокие чиновники неоднократно обещали значительно повысить позицию Украины.

Разные взгляды

Несмотря ни на какие «реформы», Украина и дальше плетется в хвосте рейтинга легкости ведения бизнеса (Doing Business — 2012), составленном Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком. В позиции «уплата налогов» наша страна стабильно занимает 181-е место среди 183 ранжируемых государств. А по количеству уплачиваемых налогов мы вообще лидируем в мире.

«Всемирный банк подсчитал, что украинский бизнес в той или иной форме выплачивает 135 различных налогов, — отметил президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Это абсолютный мировой рекорд. Второе место в этом рейтинге заняла Румыния. Но она выглядит «слабаком» на нашем фоне — у нее лишь 113 налогов. А вот на третьей позиции находится Ямайка с результатом всего 72 налога». Любопытно, что в европейских странах количество налогов не превышает десяти, а в Гонконге их только три.

Правда, ГНС «уличила» экспертов Всемирного банка в подмене понятий. Фискалы пожаловались, что в рейтинге речь идет не о налогах, а о количестве платежей. Мол, в список налогов внесли такие платежи, как взносы в Пенсионный фонд и другие соцфонды, а это делать некорректно. В налоговой обиделись, что составители рейтинга мало того что не учли введение в Украине с начала 2011 года единого соцвзноса, так еще и не заметили существенный прогресс налоговой службы относительно подачи электронной отчетности плательщиками налогов. А в таких случаях «считается, что налог платится раз в год, даже если подача отчетности и платежи осуществляются чаще».

Возмущение фискалов вызвало также игнорирование экспертами снижения налога на прибыль с 25% до 21% в 2012 году, сокращение в НК в 2011-м количества общегосударственных налогов с 29 до 19 и местных налогов с 14 до 4. «За год налоговой реформы, — комментируют в пресс-службе ГНС, — состоялось практически двукратное сокращение количества таких отчислений».

Но стоит ли в данном случае вдаваться в подробности отбора показателей и применения методики расчетов для составления рейтинга? Ведь очевидно, что даже формальное сокращение количества налогов или изменение их ставок не может компенсировать последствия усиления давления на бизнес посредством администрирования этих самих налогов. По обнародованным на днях данным Европейской Бизнес Ассоциации, индекс инвестиционной привлекательности Украины снижается уже третий квартал подряд. При этом 25% респондентов причиной такой ситуации назвали проблемы с налоговой системой и новым НК, 18% — усиление пресса со стороны государственных структур, 15% — коррупцию, 13% — проблемы с таможней.

На чьи гуляем

Для самих собирателей налогов прошлый год оказался урожайным. В 2011-м по сравнению с 2010-м налоговые поступления увеличились на треть, или на 60 млрд грн, достигнув 266,4 млрд грн, хотя номинальный рост ВВП составил всего 5,2%. Из отчета ГНС о выполнении плана на 2011-й следует, что больше всего выросли поступления от налога на прибыль — до 54,7 млрд грн: на 52,2% больше, чем в позапрошлом году. И это притом что с 1 апреля 2011 года ставка налога была снижена с 25% до 23%. На втором месте НДС. Сумма поступлений от этого налога выросла за год на 42% — до 76,2 млрд грн.

Налоговая служба заставила раскошелиться и простых граждан. В прошлом году они заплатили 60,2 млрд грн налога на доходы физлиц, что на 18% больше предыдущего года (по данным Госстата, реальная зарплата в Украине в декабре 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010-го увеличилась на 11%).

Упрощенцы в минувшем году отдали государству всего 1,1 млрд грн единого налога. Николай Янович сразу же поспешил назвать главными кормильцами бюджета 350 крупных компаний, которые оплачивают 86% всех налогов и сборов в Украине. «Но мы на это смотрим, откровенно говоря, философски, потому что мы за то, чтобы создать средний класс в стране, — отметил премьер чуть более чем за полгода до парламентских выборов. — И поэтому когда речь зашла об упрощенной системе налогообложения, а это около 1 млн человек, то наш подход простой: хорошо, пусть не платят, пусть обогащаются…»

О том, что малый бизнес в первую очередь призван решать социальные проблемы, такие как занятость населения, борьба с бедностью и пр., премьер подзабыл. Кроме того, и официальная статистика ГНС несколько отличается от цифр, озвученных Азаровым: крупными плательщиками в прошлом году уплачено 128,3 млрд грн платежей, что составляет 66,8% общих поступлений.

Дальше — хуже

В нынешнем году, как побаиваются эксперты, фискальное давление на бизнес может только усилиться. Виной тому приближающиеся выборы в парламент и необходимость изыскания дополнительных 16 млрд грн на реализацию социальных инициатив президента.

«Я не удивлюсь, если завтра бизнес начнут «раздевать» под таким предлогом, будто бы деньги нужны на реализацию инициатив президента, — говорит руководитель социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко. — Конечно, повысят и коррупционные сборы, и официальные».

Правда, в ГНС уже поспешили заверить в обратном. «Сегодня мониторинг фиксирует стабильное развитие экономики с перспективой медленного роста. По скорректированным прогнозам, налоговые поступления несколько превысят запланированные показатели, в основном вследствие дальнейшей детенизации экономики», — сообщают в ГНС.

Впрочем, как в отечественных реалиях происходит «детенизация» и увеличение плановых поступлений от налогов — известно. Необходимо готовиться и к новому повышению налогов. В Минфине уже разработан пакет соответствующих законопроектов. В частности, пока предлагается повысить акциз на алкоголь на 10–11,2%, существенно увеличить ставку рентной платы за добычу природного газа, пересмотреть ставки таможенных пошлин на импортные товары и пр.

Мало кто сомневался, что последние события в Украине – история с избиением в Качановской женской колонии Юлии Тимошенко, а также пятничные взрывы в Днепропетровске – вызовут реакцию за рубежом. У экспертов возникало лишь два частных вопроса. Во-первых, за какое место на Западе в связи с этим решат «прихватить» Украину. Во-вторых, какая из европейских стран запустит информационную волну, которую впоследствии подхватят все остальные.

Ответы на эти вопросы были получены в прошлую пятницу, после того как Германия начала планомерную «бомбежку» по Евро-2012 в Украине. Стоит кратко напомнить хронологию «точечных ударов». Первым с критикой в адрес Украины выступил глава Социал-демократической партии Германии Зигмар Габриэль, который призвал политиков бойкотировать Евро-2012 в Украине из-за ситуации с Юлией Тимошенко. А в воскресенье немецкий еженедельник Spiegel сообщил, что канцлер Германии Ангела Меркель также размышляет о политическом бойкоте чемпионата Европы в нашей стране. Потом побойкотировать матчи в Украине предложил министр окружающей среды ФРГ, член консервативного Христианско-демократического союза Норберт Реттген. Далее в разборку влезли и немецкие спортсмены. В частности, бывший футболист, а теперь президент футбольного клуба «Бавария» Ули Хеннес призвал президента УЕФА Мишеля Платини оказать давление на власти Украины, чтобы добиться улучшения ситуации, в которой оказалась Тимошенко. Видимо, «Бавария» уже решила все свои вопросы в финале Лиги чемпионов, и теперь у ее менеджеров много свободного времени для джентльменских реверансов.

За последнее время сложно вспомнить пример столь синхронной информационной «работы» одной страны по отношению к другой, когда речь заходит о спортивном соревновании. Понятно, что немцы запустили антиукраинскую волну с прицелом на перенос матчей Евро-2012 из Украины к себе. Этот вариант уже рассматривался, когда несколько лет тому подготовка нашей страны серьезно пробуксовывала. Однако за месяц до начала еврочемпионата подобный перенос маловероятен. Зато разговоры о нем серьезно бьют по репутации не только украинской власти, но и украинских граждан.

Поэтому стоит отдельно поговорить о мотивах немецкой власти. Первый - нынешняя Германия, как один из основных доноров Евросоюза, пытается показать всем – «кто девушку обедает, тот ее и танцует». А история с избитой Тимошенко как нельзя пришлась ко времени, чтобы в очередной раз дать Германия показала, кто должен принимать решения. В том числе и связанные с футболом, уже давно ставшим политикой. Поэтому нет ничего странного в том, что информационная волна, запущенная немцами, была подхвачена Брюсселем, где понимают, чьи средства помогают вытаскивать из трясины Грецию и Ко. Последовало заявление комиссара Евросоюза по вопросам юстиции Вивиан Рединг, которая сообщила о своем намерении бойкотировать Евро-2012 в Украине по политическим мотивам. И хотя Президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу напрямую не заявил о бойкоте чемпионата Европы, но прозрачно намекнул, что не намерен посещать Украину на каких-либо мероприятиях в ближайшее время. В унисон с немцами тему развили руководители разных уровней Италии (здесь нет ничего удивительного: эту страну совместная заявка Украины и Польши «отцепила» от возможности принять у себя Евро-2012), Нидерландов, Австрии и даже представителя УЕФА Мартина Каллена. Последний, напомним, то ли в шутку, то ли в всерьез, сказал, что Евро с 2012 могут перенести на другой год. Это заявление больше смахивало на попытку УЕФА огрызнуться на назойливые укусы Платини со стороны еврочиновников.    

 Второй мотив, и он не так прозрачен, как первый, - интерес в дестабилизации ситуации в Украине перед выборами со стороны третьих стран. Точнее, третьей, чья дружба с Германией крепка благодаря запаху газа. Зачем это Кремлю? Во-первых, Евро-2012, несмотря на стенания европолитиков, уже никто не перенесет, но волна критики и нападок не прекратится до начала чемпионата, будут они и во время самих матчей. Успешное проведение Евро-2012 – одна из пиар-составляющих власти на предстоящих выборах. А информатаки на Украину изрядно эту составляющую подмачивают, делая руководство нашей страны более сговорчивым. Ведь в Кремле новый/старый хозяин, а его отношение к Киеву и к украинским властям – будь они оранжевые, бело-голубые или вообще бесцветные – известно давно. Во-вторых, сегодняшние атаки на Украину-хозяйку чемпионата - продолжение проблем, заложенных еще тогда, когда было принято решение Тимошенко посадить. Уж больно все похоже на «фээсбешную» спецоперацию, проведенную при помощи агентов влияния. Из-за чего Президента Украины на весь его срок лишили любых возможностей политического маневра как в границах страны, так и во внешнем мире, оставив только один путь – в объятия Старшего Брата…

Управление по борьбе с организованной преступностью отчиталось об очереднои успехе: его сотрудники ликвидировали в Киевской области серьезнуюгруппировку, которая специализировалась на торговле людьми. Сейчас достоверно известно, что злоумышленники продали в заграничные бордели по меньшей мере 40 женщин. Каждый год украинскими правоохранителямивозбуждаются около 50 уголовных дел по факту торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации за границей. В большинстве случаев дела доходят до суда и виновные получают реальные сроки заключения. А скольким работорговцам удалосьизбежать внимания милиции и спецслужб – неизвестно. Проблема еще и в том, что часто главные организаторы «экспорта» наших женщин находятся вне юрисдикции отечественной Фемиды. То есть по большей части наказывают вербовщиков и перевозчиков, а истинные боссы остаются в тени.

Неустановленные лица

В прошлом году вступил в законную силу приговор гражданину ФРГ Андрюсу Микуленису и его львовской подельнице Ольге Резниковой. Их осудили за повторное совершение попытки принуждения украинок к проституции в немецких борделях. По версии обвинения, Микуленис искал по тусторону границы ночные клубы, где девушки должны были продавать свое тело. Официально работая бизнес-консультантом, он не раз бывал в нашей стране. И кроме дел легальных еще и лично встречался с женщинами и предлагал работать проститутками. В этом ему активно помогала Ольга Резникова.

Микуленис получил четыре года заключения. Столько же, правда условно, дали Ольге. То есть осуждены непосредственные исполнители, а не организаторов или руководители схем. В Украине в схеме Микулениса важную функцию выполнял некий Ганс Маер. Он развернул широкую рекламную кампанию в интернете. «Приглашается привлекательная незакомплексованная девушка для работы в престижном клубе Германии. Высокая оплата, – объявление такого содержания дублировались на сайтах знакомств и разных форумах. - Если предложение интересует, с вами может встретиться мой партнер по бизнесу». Этим партнером был Андрюс Микуленис. Когда женщина соглашалась, чтобы попасть в Европу, получала приглашение из Литвы от другого фигуранта дела Павеласа Латишеваса.

Последний укладывал трудовые договора о трудоустройстве украинок танцовщицами и массажистками. Девушки подписывали их с двумя фирмами. Первая – Kristall, владелец Павелас Латишевас. В договорах указан и юридический адрес: Литва, г. Вильнюс, ул. Тускулену, 44-9. Вторая – ЗАО Cananga Personal Services (Литва, г. Варена, ул. 16-го Васарьо, 7), учредитель тот же. В приглашении на имя киевлянки М. указан и адрес Павеласа: Литва, г. Вильнюс, ул. Lenktoji, 30-6, а также номер его литовского паспорта (2213162) и дата рождения (8 февраля 1978 года). Он проходил в уголовном деле как не установленное следствием лицо. Украинские правоохранители прислали несколько обращений в Интерпол и компетентные органы Литовской Республики, но ощутимой помощи от коллег не получили.

Операм не хватает денег

Правоохранители признают, что установить все звенья международной торговли людьми им крайне тяжело. На условиях анонимности с нами встретился милиционер, который имеет немалый опыт в таких делах. Он убежден, что проблемами раскрытия таких преступлений мы обязаны законодательству: оперативные меры и следственные действия за границей проводить запрещено, сотрудничать с тамошними правоохранителями обычно сложно, а многоуровневая схема согласований международных доверенностей приводит к тому, что получение информации об иностранных фигурантах дела происходит крайне медленно. Кроме того, маловато денег на командировку за границу или на пересылку запросов-ответов.

«Например, потерпевшие женщины указывают на нескольких сутенеров в Чехии, – рассказывает милиционер. - Есть фотографии, известно место жительства. Ну приехал я в Прагу. Отбирать показания мне можно лишь на территории украинского консульства. Но чешские правоохранители были не в состоянии привезти подозреваемых».

«Относительно командировок, – продолжает он, – думаете, всегда в областном управлении есть на это средства? В Львове известны случаи, когда слушалось дело по Чехии и суд дважды давал письменные доверенности на проведение там следственных действий. Но они не выполнялись – не было денег на заграничные поездки».

Милиционерам остается писать в Интерпол и местным правоохранителям. Дескать, допросите таких-то людей, установите такие-то обстоятельства. «Но лица, которые будут выполнять эту доверенность, не знают всех обстоятельств дела, – говорит собеседник «Тижня». - То, что мы просим, по обыкновению выполняется формально: какие напишем вопросы, те местные полицейские и ставят подозреваемым. Но специфика же заключается в том, что в процессе разговора узнаешь дополнительную информацию, находишь зацепки, появляются новые вопросы».

Даже процедура установления данных об иностранцах через украинское законодательство весьма сложная. Например, международная доверенность должна пройти несколько звеньев утверждений и согласований: региональный подраздел – Министерство внутренних дел – Генеральная прокуратура. Аналогично и ответ. И на каждом из звеньев согласований доверенность могут возвратить назад следователю с замечаниями. Тогда вся процедура начинается сначала. Результат – ответы на международные доверенности идут долго. А уголовное дело надо передавать в суд. Поэтому следователи выделяют материалы дела относительно подозреваемых за границей в отдельное производство. И «висят» такие дела годами.

Недосягаемые киприоты

Недавно в Львове судили Марьяну Коритич. Она признана виновной в торговле людьми. Госпожа отправила в сексуальное рабство двух львовянок. Возможно, и больше, доказали обвинение лишь относительно двух.

Адвокат одной из пострадавших Теофил Осадец рассказывает, что подруг встретили в аэропорту самопровозглашенной Турецкой Республики Северного Кипра. Дальше в микроавтобусе вместе с другими девушками повезли на медосмотр. После подруги оказались в ночном клубе за городом. Вечером танцевали стриптиз, а после 23.00 их заставляли заниматься проституцией. Одновременно работало до 15 женщин.

Львовянкам объяснили: за дорогу и трудоустройство они должны по $5 тыс. А потом по надуманным основаниям накладывали штрафы – искусственно увеличивали долг. На вызов их возили с постоянной охраной. Одна из девушек психологически не выдержала: нервные срывы и психозы. Ей купили билет и отправили назад в Украину. Однако предупредили: расскажешь что-то правоохранителям – и твою подругу найдут по кускам.

Марьяну Коритич наказали. Но бордель, в который она вербовала женщин, и дальше работает, туда везут новых женщин. Название ночного клуба – «Сексе Леди», он размещен на выезде из села Геролаккос (Алейкой) неподалеку Никосии. Владелец – Хакки Бейаз. На Кипре с вербовщиками контактирует некий Тагир. Правая рука Хакки Бейаза – Хакан Самерли (Сурмели). Он встречает девушек в аэропорту, возит их на медосмотры, берет у клиентов деньги, накладывает штрафы, бьет.

Интерпол сообщил: «Установленио, что Хакки Бейаз принуждает украинок к проституции. Его обвиняют также в торговле наркотиками». И сделать никто ничего не может – ни наши правоохранители, ни международные структуры. Почему? Интерпол отвечает: «Упомянутая территория находится под контролем турецких войск».

Вина жертвы

«Во многих случаях уголовные дела относительно сексуальной эксплуатации не возбуждаются вообще или закрываются, не дойдя в суд, – говорит Елена Кальбус, психолог Западноукраинского центра «Женские перспективы». - Потому что потерпевшие, в частности, крайне неохотно идут на контакт с правоохранителями. Женщины боятся огласки, что факт занятия проституцией станет известный окружающим, родным и близким. Многие боится мести бандитов».

Преступники постоянно находят новые схемы. Несколько лет назад девушек за границу массово отправляли под видом студенческой практики. Студентов из колледжей, техникумов и лицеев, которые учились на менеджеров по туризму или управленцев по гостиничному хозяйству, во время прохождения практики втягивали в проституцию. Все чаще торговцы людьми прикрывают свою деятельность брачными агентствами.

«Лица, которые получают прибыли от сексуальной эксплуатации за границей, владеют значительными средствами и имеют возможность нанять опытных адвокатов, – подытоживает Елена Кальбус. - Те легко «разваливают» уголовные дела: совершают постоянное психологическое давление на потерпевших. Дескать, сами согласились заниматься проституцией. Адвокаты играют на чувстве вины, которое присуще большинству жертв сексуальной эксплуатации».

Все звенья в торговле людьми доказать сложно еще и потому, что учащаются случаи, когда даже сама вербовка происходит на границе. На это обращает внимание Игорь Игнат, руководитель благотворительной организации «Региональный Центр социальной адаптации». Мужчина вместе с единомышленниками освобождает украинок из сексуального рабства.

«В Европе, на Ближнем Востоке, в Африке есть наши девушки, которые никогда не шли добровольно в проституцию, а зарабатывали деньги другой работой: горничными, посудомойками, уборщицами, сиделками стареньких, – рассказывает господин Игорь. - Они попадаются в сети людей, которые с проституции имеют неимоверные прибыли. В их арсенале множество средств принудить женщину работать в секс-индустрии: от классических затягивания в долги и угроз до обмана».

«Другая разновидность торговли людьми – продажа женщин извращенцам, – отмечает Игнат. - Он ею позабавится, а дальше судьбу жертвы предусмотреть сложно: перепродаст, в карты проиграет или камень на шею. В одной из европейских стран мы освободили Светлану (имя изменено) из рук палача. Тот держал невольницу на цепи, издевался и все снимал на видео… Мы ворвались в дом, нашли прикованную невольницу. Но как садиста привлечь к ответственности? Мы же попали в его помещение незаконно – ждать дольше не могли, потому что он готовился перевезти Светлану в другое место. И хотя имели огромную сумку с видеокассетами записей издевательств над украинкой – доказательства собраны незаконным путем! Идти в местные правоохранительные органы? Извращенец избежал бы наказания. Вместо того меня самого привлекли бы к уголовной ответственности».

Ситуация: Киев, центр города, средь бела дня на пешеходном переходе человек получает в голову от водителя, которому не дал заехать на тротуар. 17:54 — вызов «скорой», 17:56 — «милиции». Пешеход Андрей Пясецкий госпитализирован в Больницу скорой помощи, диагноз — «эпидуральная гематома». Свидетели зафиксировали номера машины с красноречивыми буквами «ВР». Водителем оказался Сергей Ларькин, он же артист репер Ларсон, он же зять футболиста Олега Блохина.

Когда слышишь эту историю, самоидентификация срабатывает мгновенно: твоя щека ощущает наждак асфальта быстрее, чем складывается картинка. И вовсе не потому, что не представляешь себя по другую сторону — за рулем большой машины. А потому, что не понимаешь, как можно бить чью-то голову. Как ни крути, но в этой ситуации ты всегда Гамлет, виктимный и злой, а не его «хтывый дядько».

«Аналогичный случай был...», — так реагирует 9 человек из 10, когда слышат эту историю. Это не страшилки, а реальные истории жизни в большом городе. В Киеве. Во Львове. В Харькове.

«Люди шли через переход, из-за угла повернул джип и попёр по ногам. Один парень от досады стукнул рукой по капоту. Водитель выпрыгнул и начал его метелить»...

«Я переходила улицу на зеленый свет, а он чуть меня не сбил. Я ему покрутила у виска и пошла себе дальше. Вдруг оборачиваюсь — а водила бежит за мной. Я заорала так, что вокруг собралась толпа, это меня и спасло»...

«По улице шли дедушка с бабушкой, а рядом парковался джип. Водитель не заметил бабушку и стукнул ее крылом так, что она упала. Дедушка заколотил по машине палочкой, водитель вышел и набросился на старика, люди еле отбили»...

«Это зависть, — Сергей Ларькин считает, что собрал пресс-конференцию в УНИАН, чтобы извиниться перед Андреем Пясецким. — Зависть пешеходов, что у кого-то есть машина, а у кого-то нет». И желание попиариться.

Видимо, именно оно не дает ходить по тротуарам и пешеходным переходам простому украинскому горожанину: переходит он улицу, а в голове одна мысль — как бы мне попиариться. А тут такая удача — зять Блохина.

«Андрей Пясецкий, по моим сведениям, ... он никакой не журналист. По моим сведениям, он закончил театральный институт, у человека есть свои амбиции, он хочет стать популярным, известным, судя по тому, что он закончил этот институт. Этот случай он использует, чтобы стать известным на всю Украину», — Сергей Ларькин, выглядит человеком откровенным и бесхитростным — что думает, то и говорит.

В подтверждение своего образа, репер Ларсон большую часть пресс-конференции посвятил дискредитации пострадавшего:

«два молодых парня сомнительной внешности неадекватно себя вели»;

«он вообще никакой не журналист»;

«такое впечатление, что он был под наркотическим эффектом»;

«человек снял побои на следующий день, а должен был сразу»;

«человек с такими гематомами, как ему написали, вообще не будет двигаться, а он дает интервью ТСН, ходит по палисадничку»;

«по нему видно, что он какой-то нездоровый парень»;

«мы видим хорошо подготовленную пиар-кампанию»...

Венец откровений: «Я не знаю, откуда у него этот синяк.... Я его толкнул. А где он там упал — неизвестно вообще. Может, он дома упал. Может, его мама побила». С мамой, конечно, кощунствовал, но реп — это же творческая импровизация, не обуздал вдохновения.

Ну и можно же понять артиста: он обиделся, потому что сторонники Андрея Пясецкого где-то в Facebook назвали его семью — кем бы вы думали — упырями. Кто ж такое выдержит. Это же не какая-то эпидуральная гематома в голову, это ж оскорбление чести. А для кулачного бойца — Ларькин много и охотно рассказывал прессе о том, как бьет нарушителей дорожного движения и тех, кто показывает ему «фак» — особенно.

«То, что произошло со мной, это с каждым такая ситуация происходит каждый день по раз тридцать-пятьдесят. Просто у моей семьи известная фамилия, на которой можно хорошо попиариться. В нашей стране на сегодняшний день очень много резонансных преступлений, где происходят намного более серьезные вещи. А пресса почему-то вся здесь. А людей сжигают, насилуют, они умирают... Этот человек в нос фингал получил, упал — об асфальт зацепился, но все нормально — он же живой», — успокоил присутствующих Ларькин. И добавил: «Нечего было хулиганить...».

Я его видела, когда он это произносил. В этом не было ни капли сарказма. Когда такие фразы произносят чиновники — это манипуляция чистой воды, а у Ларькина — детское недоумение и желание пристыдить прессу: мол, что вы на меня, мелкого, накинулись, да что я такого сделал...

Но в одном он прав: волна агрессии в Украине, драки по малейшему поводу — это ведь еще ответ на полную невозможность диалога. Слишком многие люди на хороших машинах да с номерами «ВР» считают, что могут сделать все что угодно с плохо, по их мнению, одетым человеком. В Николаеве сожгли плохо одетую девушку, депутат Лозинский стрелял в плохо одетых крестьян.

Цивилизация стала сегрегацией, а борьба за выживание из метафоры превратилась в кулак. Государство безмолвствует — у него тоже есть номера «ВР». Людей бьют.

Как сказали нам юристы Пясецкого, уголовное дело против Ларькина пока не заведено.

Так что не исключено, что еще Пясецкому придется извиняться перед Ларькиным — за то, что хулиганил, обзывался и сам себе по голове надавал. Ну и плохо оделся перед тем, как улицу переходить.