Статьи
Подходы налоговых органов к признанию договоров недействительными, признаки неблагонадежности поставщиков и контрагентов изложены в приказе ГНАУ № 226, рассказал Максим Попко на семинаре "Фиктивные сделки: налоговая и судебная практика".
Как не попасть в категорию "налоговых ям", "транзитеров" и "выгодополучателей"
По сути, в приказе ГНАУ № 266 содержится методология, предназначенная для самих налоговиков, небольшой ликбез, каким образом нужно отрабатывать рисковых субъектов хозяйствования и какие субъекты хозяйствования могут попасть в эту категорию.
Схема выглядит так: "налоговые ямы", которые вообще не подают отчетность, сотрудничают с "транзитерами". Те "обеляют" сделку, передавая имущественные права финальному "выгодополучателю".
"Самые неприятные для налоговых органов — это так называемые "налоговые ямы". Это часто предприятия, как говорит налоговая, с признаками фиктивности. И еще чаще это предприятия, открыто или не открыто зарегистрированы под крылом, как это ни неприятно, налоговых органов", — рассказал эксперт.
Налоговая яма — это предприятие, которое генерирует бестоварную сделку. Оно первым оформляет документы на поставку несуществующего товара, при этом не подает отчетность для того, чтобы по ней невозможно было провести сверку.
"Та компания, которая очень тесно работает с налоговой ямой — это транзитер. Задача транзитера — обелить операцию для финального выгополучателя. Чаще всего это крупный налогоплательщик, который так или иначе получает опеределенную выгоду от операции. Количество транзитеров в схеме часто демонстрирует уровень людей, которые эту схему построили и степень безопасности выгодополучателя. Естественно, чем больше транзитереов, тем более реальны эти предприятия, тем "лучше" для выгодополучателя", — поясняет Попко.
"Тразитер" выполняет функцию передаточного звена, оформляет документы. Единственное его отличие от "налоговой ямы" в том, что часто он все-таки декларирует свои обязательства, налоговый кредит. В противном случае он создавал бы больше риска для "выгодополучателя". Основной признак транзитера в том, что его налоговые обязательства от налогового кредита отличаются незначительно.
"Насколько это незначительно, налоговая знает даже в процентах", — говорит эксперт.
Транзитер получает оплату от выгополучателя и выдает ему налоговую накладную.
"Отследить первых двух участников для налоговой часто большая проблема. Даже если удается отследить эти предприятия и их должностных лиц — все, что может им налоговая инкриминировать — это статью 205 УК "фиктивное предпринимательство". Поскольку самой поставки товара у этой компании не было, то доначислять какие-либо обязательство налоговая не может", — продолжает свой рассказ Попко.
Признаки "налоговой ямы"
Признаком "налоговой ямы" может быть тот факт, что предприятие не подает налоговые декларации. Уставной фонд компании должен составлять не менее 200 тыс. гривен. Следующий критерий неблагонадежности — на предприятии работает менее 5 человек, директор также выполняет функции бухгалтера, или основатели и должностные лица компании могут участвовать и в других юридических лицах как учредители.
У "налоговой" ямы может быть расхождение между налоговым кредитом и обязательствами более 1 млн. гривен, а также балансовая стоимость основных средств — 10 тыс. грн.
"При этом налоговый кредит формируется с использованием собственного уникального налогового номера ИНН. Делается это для того, чтобы не задействовать в своей отчетности своих контрагентов, а кроме того для, чтобы потом обязательства были меньше. Это в случае, если "налоговая яма" все-таки подает отчетность", — считает эксперт.
Признаки "транзитера"
Транзитер во многом похож на налоговую яму, тем не менее, есть небольшие отличия. Налоговый кредит и налоговые обязательства у него должны быть практически равны. Это компания, которая не платит налоги не потому, что не подает отчетность, а потому что ее обязательства и кредит практически идентичны. По мнению налоговой, разница не должны превышать 2 %. У транзитера может быть больше наемных работников — до 10 человек. "Еще один интересный момент — большое количество налоговых накладных на одну и ту же товарную позицию. И объем налогооблагаемых операций более миллиона гривен — потому что на меньшие суммы создавать эти компании нерентабельно", — рассказывает Попко.
"По мнению налоговой, само наличие расхождений в налоговой декларации по НДС при автоматической сверке не может являться самодостаточным основанием для признания договора ничтожным. Хотя на практике ленивые налоговые инспекторы удовлетворяются и этим критерием. Они проводят сверку и в дальнейшем используют в качестве основного аргумента, почему договор является недействительным", — резюмирует эксперт.
Как налоговая собирает информацию
Инспектор начинает сбор информации с бесед с физическими лицами. "Налоговая понимает, что гораздо легче давить на физическое лицо, нежели на огромную компанию. Поэтому часто вызывают как руководителей этих компаний, так и сотрудников, водителей, кладовщиков, охранников и просят дать пояснения. Иногда люди даже не знают, с какой целью они эти пояснения дают, — рассказывает эксперт. — Иногда могут вызвать конкретного водителя и поинтересоваться, доставлял ли он товар по такому-то адресу. Человек может об этом не помнить, забыть, вообще не знать, о чем идет речь. Он просто подписывает бумажку, и дальше эта бумажка идет в производство, и на основании ее в суде налоговая достаточно успешно может оспаривать реальность операции, доказывая, что она была бестоварной, поскольку водитель ничего никуда не привозил".
Еще один источник, полезный для налоговой — это государственные органы. В частности, это ведомства, которые администрируют ведение единого государственного реестра, таможенная, пограничная служба, ГАИ, министерство статистики, БТИ, органы, которые предоставляют документы разрешительного характера.
ГАИ связано с процессом поиска транспортных средств у контрагентов, с помощью которых товар может быть перевезен.
Много информации налоговая может получить, просто проанализировав отчетность. "При чем на текущий момент они о вас могут очень много сказать по вашей отчетности. Вы сдаете 1 ДФ — они знают, какое количество у вас персонала, и они знают, какой примерно уровень дохода у вашего персонала. Вы сдаете декларацию НДС — они уже знаю всех ваших контрагентов, всех ваших поставщиков и покупателей. Вы сдаете декларацию о прибыли — налоговая тут же знает распределение ваших основных средств, есть ли у вас транспортное средство и прочее, прочее", — рассказывает эксперт.
Выводы: как налоговая доказывает, что вы искусственно уменьшили свои обязательства
"За что они хватаются, чтобы утверждать, что вы не имеете права на налоговый кредит или на расходы: это наличие некачественных первичных документов, либо их отсутствие в целом. Это самодостаточный аргумент, действительно, кодекс содержит прямое указание, что ни расходы, ни налоговый кредит, неподтвержденный документом, не подлежат включению в отчетность", — говорит Попко.
Хотя, по его мнению, тут спорить с налоговой сложно. Несмотря на то, что есть положительная судебная практика, суды приходят к выводу, что наличие незначительных ошибок документах не могут лишать налогоплательщика права на налоговый кредит или расходы, налоговая категорически с судами в этой части не согласна.
Второй момент, который может стать камнем преткновения и заставить налоговую компаться в деле дальше — это отсутствие надлежащего статуса у участника операции на момент совершения сделки. "Под статусом мы понимаем наличие регистрации в налоговой службе, наличие государственной регистрации для юридического лица, наличие полномочий у его должностных лиц для подписания определенных документов", — пояснил эксперт.
- Информация о материале
Еще с марта 2011 года билеты на матчи чемпионата начали предлагать через сайт УЕФА, а с июля там же их можно было перепродать по себестоимости. Оставшиеся билеты начнут продавать в этом мае через кассы стадионов, принимающих Евро. Почему при такой, казалось бы, отлаженной схеме обычному болельщику было сложно приобрести билет за 100 долларов, The Village рассказал человек, зарабатывающий на перепродаже пропусков.
Как становятся перекупщиками
Заниматься перепродажей я начал спонтанно: зашёл на сайт УЕФА, увидел билеты на интересные матчи и подумал: «Это же хорошая возможность заработать!» На Западе сетевая продажа билетов давно стала нормой, а у нас люди до сих пор не привыкли покупать на сайте и платить карточкой. Кроме того, это первое спортивное событие такого масштаба в нашей стране и, вполне возможно, последнее — желающие попасть на матчи готовы заплатить большие деньги за такие незабываемые впечатления. Поход на футбол такого уровня — удовольствие не из дешёвых, немногие наши сограждане могут это себе позволить. А если могут, то в состоянии переплатить.
Стартовый капитал
Я работаю и зарабатываю в интернете, позиционирую себя как интернет-предприниматель. Круг занятий у меня широкий, много чем интересуюсь, так что освоение нового вида деятельности большой проблемой не стало. Единственная сложность — начальные инвестиции: надо было не побояться вложить немалые деньги. По предварительным подсчётам, стартовый капитал составил около 35 000 евро. Даже при двукратной наценке и издержках получается хорошая ожидаемая прибыль.
ЗАКУПКА БИЛЕТОВ
Все билеты я купил на официальном сайте УЕФА. Ограничение — не более четырёх билетов в один руки — я обошёл довольно банально: у меня же есть друзья, родственники. Кроме того, на практике оказалось, что на одного человека можно купить до 20 билетов. Найти 10–15 человек в кругу самых близких — не проблема. Я им честно говорил, для чего нужны билеты, и лишних вопросов ни у кого не возникало.
Пресловутая персонификация пропусков не отпугивает. Я считаю, что фамилии на билетах пишут только для того, чтобы курьер мог проверить, тому ли человеку он их доставил. Очень сомневаюсь, что при входе на стадион будут устраивать контроль паспортов. Люди приедут за полчаса, за час до начала игры. За это время нереально проверить паспорта у 70 тысяч зрителей.
Наценка
Наценка идёт в два-три раза, но ближе к самому турниру она возрастёт ещё на 30–70 % — в зависимости от статуса матча. Больше всего клиентов интересует финал: в свободной продаже билетов на него было немного и они моментально сметались покупателями. На днях коллега рассказал, что самые дешёвые билеты на финал чемпионата мира в Германии (2006 год) стоили у перекупщиков от 2 000 евро, это при стартовой цене 120. Так что и на наш финал цены будут несколько завышены даже относительно базовых наценок: спрос ведь есть, почему бы им не воспользоваться? Кроме финала, людей интересуют матч грандов мирового футбола Германия — Португалия и единственный столичный поединок нашей сборной Украина — Швеция.
В России наценки на билеты Евро будут еще выше. Там рынок шире, болельщиков больше, население платежеспособней, а квоты — всего 7 тысяч на матч, тогда как Украине и Польше досталась большая часть билетов. Недавно проскочила информация, что поляки планируют продавать россиянам билеты по 1 000 евро за штуку. Получается, сотню билетов продал — и уже есть деньги на квартиру.
Официальная стоимость билетов на матчи УЕФА Евро-2012
Клиенты
У меня заказывают в основном небольшими партиями — по три-четыре билета, но находятся и скупающие сразу по 40 штук. Скорее всего, это турагентства, берут для дальнейшей перепродажи. Их даже не интересует категория билетов, только наличие. Покупателей, берущих по одному билету, почти нет. Кстати, стоит сказать, что людей с таким количеством пропусков, как у меня, единицы — особой альтернативы купить крупную партию не существует.
Небольшой нюанс: билетов на руках у меня ещё нет, УЕФА распечатает и вышлет их к середине мая. Тогда я обменяю товар на деньги: при личной встрече с клиентами или через курьера. Возможно, и сам схожу на какой-нибудь матч: с билетами проблемы уж точно не будет.
Реклама
Покупатели находят меня в основном через интернет, но есть и другие каналы, например объявления в газетах. Пока что разворачиваюсь достаточно тихо, но когда билеты будут на руках, запущу активную кампанию на стадионах, в отелях. Людей, которые приехали на матч своей команды без билетов, упускать не стоит. По-хорошему, надо создать собственный сайт, чтобы те, кто заинтересовались покупкой и готовы заплатить от 200 евро, выходили именно на меня и оставляли деньги. За рост клиентской базы отвечают и мои партнёры из России, Польши. Мы познакомились ещё задолго до Евро.
Милиция
Ни УЕФА, ни правоохранительные органы со мной не связывались. УЕФА по большому счёту без разницы: билеты они продали, а посещаемость матчей, даже при вмешательстве перекупщиков, низкой не будет. Тем более что они сами спровоцировали перепродажу через свой портал, правда по себестоимости.
После Евро
Насчёт будущего стараюсь не загадывать. Пока что надо сосредоточиться на Евро: тут же не только на билетах на матчи можно сыграть — как минимум есть железнодорожные билеты. Работы непочатый край. Планирую плодотворнее сотрудничать с ребятами из России, Польши — такую возможность завязать знакомства, завести партнёров на будущее упускать не стоит. Вообще перепродажа билетов выглядит хорошим капиталовложением, лишь бы спрос был высокий. Ещё слышал, что во время Евро будет рекордное количество чартерных рейсов: люди не хотят оставаться у нас в стране, хотят приехать, посмотреть матч и уехать. Боятся нас, наверное.
Маркиян Лубкивский, директор Евро-2012 на Украине: «Я бы посоветовал не верить тем, кто распространяет билеты вне сайта УЕФА. Есть большой риск, что они могут оказаться поддельными. Если билет куплен вне официальных каналов, на месте его владельца уже может кто-то сидеть».
Максим Пашковский, юрист, глава социального проекта «Скорая юридическая помощь»: «Перепродажа билетов на футбол, которая происходит систематично, — это предпринимательская деятельность. Любая предпринимательская деятельность предусматривает госрегистрацию и уплату налогов. Если человек не зарегистрирован как частный предприниматель, то он нарушает статью 164 Административного кодекса Украины. За это полагается штраф от 340 грн. Если он не платит налоги, то это статья 212 Уголовного кодекса Украины — „Уклонение от уплаты налогов“ (штраф от 17 000 грн.) и статья 212-1 — „Уклонение от уплаты взноса на общеобязательное государственное социальное страхование“ (штраф — от 8 500 грн.). Если человек зарегистрирован как частный предприниматель, занимающийся, к примеру, мелкой розничной торговлей, и если он платит налоги и страховые взносы, то сама по себе перепродажа билетов не приравнивается к нарушениям».
Ограничения УЕФА при покупке билетов на Евро-2012
В одни руки продаётся максимум 4 билета одной ценовой категории на матч. Основных категорий три, плюс места в скайбоксах. То есть один человек может купить до 20 билетов.
Купить билеты на два матча, которые проходят в один день, невозможно.
При покупке билетов надо указывать паспортные данные.
Массовой проверки паспортов на стадионах не будет. Cтюарды имеют право в определённых ситуациях попросить у владельца билета документ, удостоверяющий личность. Серьёзным поводом для проверки может стать вызывающее поведение гостя или несчитываемый штрих-код, то есть если человек хочет пройти по фальшивому билету. Если фамилии на билете и в удостоверении личности не совпадают, но нет серьёзных нарушений со стороны гостя, его пропустят на арену.
УЕФА не предоставляет возможности выбрать ряд и место, только категорию.
Рядом расположенные места предоставляются, если билеты заказаны в одной заявке.
- Информация о материале
В украинском социуме одним из доминирующих представлений о мироздании остается вера в систему патернализма. Сторонник подобного подхода себя и сородичей воспринимает как детей, а представителей власти — как родителей, которые обязаны во всем заботиться о своих отпрысках. На верхушке власти, само собой, — «верховный отец». Такая система плохо работает в демократическом обществе, хотя и в нем большой популярностью пользуются социально-иждивенческие установки. Но для авторитаризма она идеально подходит и, по сути, единственно возможна. Ведь адепты патернализма отличаются антидемократизмом, а также нетерпимостью к чужому мнению и чужой индивидуальности. Собственного же мнения они практически лишены, зато слепо верят в массовую пропаганду и следуют указке признанных им вождей. Кстати, именно из-за широкого распространения среди украинских избирателей данного подхода практически все наши политические партии являются организациями вождистского типа. Есть в этой плоскости еще одна, также сугубо политическая особенность украинцев: их вера в очередного доброго царя скоротечна и обычно очень быстро переходит от любви к ненависти.
Считается, что патернализм более всего характерен для людей советского менталитета, ареал их проживания — восток и юг страны. Впрочем, повсеместно в «государство для народа» верят малоимущие, прежде всего, самый массовый в нашей стране класс — пенсионеры. Насколько тотально продолжают будоражить умы украинцев идеи патернализма, можно понять из результатов анализа социологических исследований. Например, в 2008 году Центр Разумкова поставил перед респондентами вопрос: «Что является важным для успешного развития Украины?» (перечень ответов предлагали сами социологи). Наименьшее количество (40%) участников опроса выбрали ответ «сведение к минимуму вмешательства государства в экономические процессы», а наибольшее (96%) — «гарантирование государством социальной защиты граждан». А 62% опрошенных связали успешное развитие страны с «появлением сильного лидера, имеющего широкие властные полномочия». Между прочим именно патернализм вызывает особое желание «сильной руки», которая, однако, в случае появления украинцев обычно не устраивает, но в связи с чем не исчезает почему-то само желание — поиск новой «сильной руки» все равно продолжается.
Модернизация любой страны основывалась на самоотдаче граждан, но никак не на социально-иждивенческих установках. Иждивенцы не способны ни на какие свершения, более того, им претит жить в эпоху перемен. Так что, насколько долго Украина будет находиться в плену патерналистских убеждений, сказать пока сложно. Можно, конечно, начинать каждому с себя. Что, в принципе, и так уже происходит — количество граждан, не рассчитывающих во всем на государство, с каждым годом неуклонно растет.
Влюбленность на расстоянии
В конце 2009 года Центр Разумкова озаботился отношением украинцев к президенту Беларуси Лукашенко. Результат оказался феноменальным — 59% опрошенных признались, что к Александру Григорьевичу у них положительное отношение. На измерении кредита доверия украинцев к обитателям Кремля традиционно специализируется российский Фонд общественного мнения (ФОМ). Когда Владимир Путин был президентом РФ два предыдущих раза, его рейтинг в одно время доходил даже до 70%. В конце 2007-го (когда Путин готовился к работе премьером) ему доверяли, по данным ФОМ, 55% украинцев. Украинский рейтинг российского президента Дмитрия Медведева, стартовав в начале 2008-го с 32% (ФОМ), достиг апогея весной 2010-го — 47%. То есть доверие к стране прямо пропорционально отражается на доверии к ее лидеру, но без каких-либо последствий. Например, на выборах-2006 в Верховную Раду Партия политики Путина набрала аж 0,12%.
- Информация о материале
Оценка трансформаций в судебной системе, осуществленных регионалами за последние два года, будет неизменно связана с разного рода противоречиями. Так, нынешняя власть впервые за долгие годы смогла создать механизмы для реального привлечения судей к ответственности. Правда, при этом регионалы умудрились недвусмысленно честно ответить на вопрос, во имя чего все это было сделано: ради своих собственных разносторонних выгод и прибылей или хоть немного во имя интересов украинского общества.
Вчера исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека Аркадий Бущенко раскритиковал положение дел в украинских судах. «На наш взгляд, сейчас ситуация катастрофическая как с независимостью судей, так и вообще с функционированием правосудия. А без правосудия, которое функционирует надлежащим образом, никаких разговоров о соблюдении и защите прав человека быть не может»,— подчеркнул господин Бущенко.
По его словам, правозащитники уже высказывали свои замечания к последней реформе судебной системы, которая «подорвала основы независимости судей». «Высший совет юстиции (ВСЮ) получил чрезвычайные полномочия по контролю за судебной властью. В судейской среде ВСЮ получил название «судейское гестапо» — к сожалению, данный орган использует власть именно для давления. Не для того, чтобы повышать квалификацию или удалять судей, которые действительно не соответствуют своей должности, а для того, чтобы оказывать давление на судей, которые принимают решения, не нравящиеся, скажем, прокуратуре»,— сказал правозащитник.
Важно отметить, что при оценке судебной реформы, осуществленной весной-летом 2010 г. под эгидой новоизбранного президента Виктора Януковича, не стоит забывать о справедливости. То, что президентской юридической команде безусловно удалось сделать, — это создать реальные механизмы для привлечения к ответственности судей любого уровня.
А ведь за долгие годы в Украине уже сложилась чуть ли не традиция, что судью крайне тяжело лишить мантии — что бы он ни делал при отправлении правосудия. Есть смысл предположить, что в том числе и на благодатной почве безнаказанности служителей Фемиды в Украине стремительно начало процветать рейдерство. Излишне напоминать, что чуть ли не главной ударной силой в любом силовом отъеме собственности служили именно судебные решения самых разных судов. А как не вспомнить о том, как судьи из местных судов в самых разных уголках страны останавливали указы президента, а также акты прочих центральных органов власти в Украине.
И при этом можно вспомнить и о статистике, сколько судей покидало судебную систему по причине, скажем, нарушения судейской присяги. А статистика весьма иллюстративная: при всей противоречивости работы судов и судей — не более нескольких человек в год.
В этой связи, естественно, нельзя умалять заслуг нынешней власти, которая впервые за долгие годы смогла создать процедуры, позволившие реально привлекать судей к ответственности. Напомним, что уже в 2010 г. за нарушение присяги были уволены не только судьи из местных и апелляционных судов, но и даже из Верховного суда.
Но проблемный момент состоит в другом — для чего именно регионалы предпринимали такого рода реформаторские шаги? Для чего именно члены ВСЮ впервые за всю историю существования данного органа получили в свои руки мощнейшие рычаги влияния на карьерную и профессиональную судьбу любого судьи в Украине? Причем с применением этих рычагов ежесекундно должны считаться все без исключения служители Фемиды.
Одно дело, если бы при реформировании судебной системы регионалы ставили бы во главу угла интересы миллионов украинских граждан, нуждающихся в как можно более независимом и справедливом правосудии. Правда, в этом случае было бы намного логичнее усилить ответственность судей перед теми общинами, на которые распространяется власть этих самых судей.
Но совсем другое дело, если нынешняя власть, беря в свои руки полный контроль за карьерными успехами любого судьи в стране, преследовала прежде всего исключительно свои собственные интересы. Более того, намеревалась извлечь из этих процессов самые разнообразные выгоды.
В любом случае, вряд ли сегодня стоит ставить под сомнение тот факт, что юридическая команда президента Виктора Януковича извлекла серьезные выгоды из судебной реформы — как для себя, так и для своей политической силы. По крайней мере, сегодня сложно найти хотя бы одного судью, который бы не отдавал себе отчет, чье мнение он безоговорочно должен учитывать в своей работе в нынешних политических условиях. Зато выгоды, которые получили миллионы украинских граждан от реформаторских шагов нынешней власти, — кажется, до сих пор весьма проблематичный вопрос.
- Информация о материале
Принятие нового Уголовного процессуального кодекса породило многочисленные его оценки со стороны юристов, политиков, экспертов, представителей иностранных государств и международных организаций. Это и понятно, поскольку кодекс такого рода по определению является эпохальным законом, способным существенным образом повлиять как на состояние правовой системы, так и на развитие Украины вообще. Спектр оценок нового УПК чрезвычайно широк — от полного одобрения до полного непринятия.
Одни считают, что новый УПК обеспечит беспристрастность и объективность досудебного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, надлежащее соблюдение прав человека в уголовном процессе, даст больше возможностей для вынесения справедливых судебных решений. В их понимании новый УПК — это панацея от проблем, присущих сегодня отечественному уголовному судопроизводству. По убеждению других, новый УПК, наоборот, разрушает правовые принципы уголовного процесса, ограничивает право на защиту, создает предпосылки к злоупотреблению и безосновательному криминальному преследованию. Они усматривают в новом УПК угрозу правам и свободам человека, справедливому правосудию, правовому государству. При этом категоричные выводы нередко формулируются на основании анализа лишь одной или нескольких новелл, что само по себе делает оценку неполной, неточной и необъективной.
На мой взгляд, сегодня невозможно дать объективный отзыв новому УПК. Для этого самого «чистого» анализа юридического содержания его положений недостаточно. Однозначно ответить на вопрос, что именно получила Украина в результате кардинальных изменений в сфере уголовного процесса, можно будет хотя бы через полгода действия нового УПК. Тогда станут понятными направленность осуществленных изменений, эффективность внедренных новелл, главные тенденции реформированного уголовного судопроизводства.
Сейчас оценить можно только сам факт принятия нового УПК. Ведь если исходить из того, что суть судопроизводства составляет процесс (законодательно определенную процедуру рассмотрения дел), то давно была очевидной необходимость изменить многие положения действующего уголовного процесса. Она предопределялась объективными факторами — стремительным развитием общественной жизни, правовой системы, кардинальным изменением законодательства, появлением новых научных разработок в сфере уголовного процесса, внедрением международных стандартов уголовного судопроизводства.
Но совсем не из-за абсолютной непригодности действующего УПК (как это многие акцентируют), который был принят еще в советское время и предназначался для тоталитарной системы. В день (точнее — в ночь) принятия нового УПК один знакомый судья апелляционного суда (специалист по гражданским делам) настойчиво убеждал меня в прогрессивности нового документа, основывая свою оценку на неопровержимом, как он считал, аргументе. А именно — на том, что действующий УПК был принят более 50 лет назад, а следовательно, непригоден для современного применения. На что в таком же «аргументированном» духе я ему возразил, сказав, что он тоже родился еще в сталинский период (ему уже за 60), однако же не считает себя «устаревшим и непригодным» для «применения» в современном судопроизводстве.
Справедливости ради следует отметить, что советские законы, особенно кодексы, готовились очень тщательно и отличались соответствием определенным принципам, основательностью, системностью, взаимосогласованностью положений, утверждением (правда, часто декларативным) демократических институтов. В общем они были качественным «законодательным продуктом». И после некоторой корректировки содержания вполне годились для применения в новых общественных условиях — что подтверждено многолетней практикой: ряд откорректированных кодексов «старого образца» действуют и сегодня (тот же УПК, Кодекс законов о труде, Кодекс об административных правонарушениях, Жилищный кодекс). Некоторые новопринятые кодексы в своей основе сохранили концептуальные положения своих советских предшественников (например, Уголовный кодекс). И это абсолютно нормально с точки зрения как обеспечения правовой преемственности законодательства, так и использования правовых положений, которые прошли испытание практикой и отвечают современным нуждам. Кстати, никого не удивляет тот факт, что во Франции до недавнего времени действовал наполеоновский Уголовный кодекс, а положения Гражданского кодекса Наполеона сохраняют свою актуальность и сейчас.
Действие любого закона определяют три главных момента: его содержание (правовое качество); условия применения (политическая, правовая, социальная ситуация в государстве); механизм применения (способ реализации, который используется правоприменительными органами). Два последних момента могут как способствовать правильному применению закона, так и препятствовать этому.
Если говорить о содержании действующего («старого») УПК, то, несмотря на некоторые концептуальные недостатки, пробелы и несовершенства процедур, его нынешний модернизованный вариант (за период независимости Украины в его текст внесены сотни изменений) позволяет осуществлять эффективное производство в уголовных делах, устанавливать истину в деле, выносить законное и справедливое судебное решение. Все зависит от того, кто и как применяет его положения. В нынешней ситуации их можно использовать в интересах правосудия, а можно — и вопреки им.
Содержание нового УПК принято считать в полной мере отвечающим современным требованиям криминального процесса. По утверждению его авторов, новый УПК привносит в отечественный уголовный процесс европейские ценности и принципы, превращает неуклонное соблюдение прав человека в ключевую идею всего уголовного процесса, утверждает реальную состязательность процесса, позволяет найти справедливый баланс между интересами государства и лица, привлекаемого к уголовной ответственности, поскольку, с одной стороны, предусматривает современные инструменты для борьбы с преступностью, повышает оперативность и эффективность уголовного судопроизводства, а с другой — способствует утверждению гарантий прав человека и дает ему значительные возможности для защиты своих прав, свобод и интересов. Исходя из таких оценок содержания нового УПК, можно считать, что Украина получила современный, совершенный и эффективный процессуальный инструмент утверждения законности и справедливости.
Однако наличие такого инструмента совсем не гарантирует кардинальных положительных изменений в отечественном уголовном судопроизводстве. Дело в том, что существует ряд факторов, касающихся условий и механизма реализации закона: они существенно будут влиять на применение нового УПК. Эти факторы способны не только заблокировать прогрессивные новеллы в сфере уголовного процесса, но и усугубить имеющиеся в нем проблемы.
Первый и главный — отсутствие в Украине независимой судебной власти. Такое состояние украинской судебной власти — в сущности общепризнанный факт, констатированный экспертами, политиками (в т.ч. даже самими авторами судебной реформы), подтвержденный судебной практикой, отмеченный международным сообществом. Так, Парламентская ассамблея Совета Европы в январе с.г. в последней во времени резолюции относительно Украины повторно выразила «свою глубокую обеспокоенность из-за отсутствия независимой судебной системы» и отметила, «что это является основным вызовом для системы правосудия в Украине».
Нынешняя зависимость судебной власти способна полностью нивелировать самые прогрессивные и совершенные законодательные положения, в том числе предписания УПК. Ведь зависимый суд априори не может выступать объективным арбитром. Это делает невозможным надлежащий судебный контроль за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность и досудебное расследование, а следовательно, в этой сфере остается широкое поле для разного рода злоупотреблений.
Зависимость суда порождает его предвзятость в ходе рассмотрения уголовных дел. А следовательно, нет никаких гарантий того, что его решения по новому УПК во всех случаях будут законными (принятыми согласно нормам материального права с соблюдением требований относительно уголовного производства), обоснованными (принятыми на основании объективно выясненных обстоятельств, подтвержденными доказательствами, исследованными в ходе судебного разбирательства и соответственно оцененными судом) и мотивированными (аргументированными надлежащими и достаточными мотивами при наличии оснований для их принятия).
Предусмотренное новым УПК усовершенствование процедуры судебного разбирательства с целью превращения суда в независимого и объективного участника уголовного процесса не решает проблемы внешней (в частности, политической) зависимости судебной власти (речь идет о политических моментах в процедуре назначения и избрания судей, привлечения их к ответственности и т.п., что неоднократно подчеркивала Венецианская комиссия).
Бесспорно, чем совершеннее закон, тем сложнее им манипулировать, злоупотреблять его положениями. Вместе с тем при предвзятом подходе, как свидетельствует практика, и белое вполне может быть названо черным. И судебные решения не будут исключениями.
Свести на нет модернизацию уголовного судопроизводства может высокий уровень коррумпированности отечественной власти, в т.ч. судебной и правоохранительной систем. Этот факт также неопровержим — он доказан результатами научных исследований, констатирован политическим руководством государства, отмечен разными международными учреждениями, которые в течение последнего десятилетия, по разным критериям, традиционно относят Украину к наиболее коррумпированным странам мира. Так, в 2011 г. по индексу восприятия коррупции, который формирует международная антикоррупционная организация Transparency International, у Украины был самый худший результат из всех европейских стран — она заняла 152-е место среди 183 государств мира.
Коррупция, в основе которой лежит злоупотребление должностным положением в корыстных или других личных интересах, способна исказить любое процессуальное положение, разрушить любой принцип уголовного производства. Под влияние коррупции может попасть любой субъект уголовного производства (оперативный работник, следователь, прокурор, судья) на любом его этапе. «Продуктом» коррупции являются незаконные оперативно-разыскные меры, необоснованное уголовное преследование, незаконное применение мер процессуального принуждения (в том числе задержание и арест), в конце концов — незаконное осуждение и наказание. И наоборот — коррупция дает возможность избежать ответственности опасным преступникам, имеющим соответствующий имущественный или властный статус.
Коррупция, особенно таких уровня и характера, как в нашем государстве, способна решить практически любой вопрос в любой сфере. В том числе — в сфере уголовного процесса. В такой ситуации совершенство закона не имеет решающего значения.
Нереформированность отечественной правоохранительной сферы. Это еще один фактор, который существенно будет влиять на действие нового УПК. Вопреки продолжительным разговорам о необходимости реформирования органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность и досудебное следствие, их законодательная и организационная трансформация согласно современным требованиям не состоялась. Особенно это касается прокуратуры, которую фактически обходят стороной любые реформы с момента принятия Конституции Украины 1996 г. Это означает сохранение направленности действий этих органов, принципов и подходов в работе, кадрового состава и его менталитета. В свою очередь это дает основания сомневаться в том, что новое уголовно-процессуальное законодательство будет применяться не так, как сегодня, а иначе. Известно о заявленных властью намерениях существенно реформировать правоохранительную сферу, но, во-первых, сегодня непонятно, какое содержание приобретет это реформирование, во-вторых, уже очевидно, что осуществить его до времени вступления в силу нового УПК объективно не удастся.
На фоне нереформированности системы правоохранительных органов вызывает беспокойство усиление роли прокурора в уголовном процессе и снижение процессуального статуса следователя. Согласно предусмотренной УПК процедуре уголовного производства, прокурор будет осуществлять процессуальное руководство расследованием, давать поручения следователям, принимать или согласовывать ключевые процессуальные решения. Такие модели уголовного расследования присущи ряду европейских стран, и они успешно действуют. Но необходимо учитывать особенности Украины.
Во-первых, у нас немного другая правовая система, не говоря о правовой ситуации в целом. Во многих государствах прокуратура входит в систему правосудия. В Украине, как известно, она является абсолютно самостоятельным государственным органом (можно даже сказать — своеобразной ветвью власти). Во-вторых, как уже отмечалось, отечественная прокуратура остается наименее трансформированным из советских времен правоохранительным органом. В-третьих, и до принятия нового УПК прокуратура имела гипертрофированные (по европейским меркам) полномочия, объединяя в себе функции, которые должны принадлежать разным органам, что позволяет ей доминировать не только в правовой, но и в политической и экономической сферах. К осуществлению прокуратурой так называемого общего надзора, проведению досудебного следствия (оно остается у прокуратуры еще как минимум на пять лет), надзора за таким следствием и за осуществлением оперативно-разыскной деятельности отныне добавляется еще и руководство уголовным расследованием. Концентрация таких полномочий у прокурора грозит его необоснованным возвышением не только над другими правоохранительными органами, следователями, но и над судом.
Итак, само по себе принятие качественно нового (а он действительно качественно новый) УПК еще не означает реформирования уголовного судопроизводства, которое обеспечит выполнение задекларированных для такого реформирования целей и задач. Их реализация станет возможной только тогда, когда будут созданы соответствующие условия и механизмы правильного (на началах верховенства права и законности) применения нового закона. Очевидно, что создание таких условий нуждается в намного больших усилиях, времени и ресурсах, чем подготовка какого-либо закона, в частности и такого важного, сложного и объемного, как УПК.
- Информация о материале
Менее чем за 15 лет киберпреступность из малоизвестной проблемы стала центром внимания потребителей, беспокойство для корпоративной и национальной безопасности. Популярные расчеты предусматривают, что киберпреступность быстро набирает обороты, является прибыльной и высокоразвитой, а ежегодные убытки от нее колеблются от миллиардов долларов к приблизительно одного триллиона. В то время как другие области страдают от рецессии, киберпреступность переживает очевидный бум.
Впрочем, с экономической стороны такая картина совсем неправильная. Как правило, спрос на легкие деньги превышает предложение. В таком случае, является ли киберпреступность исключением? Если бы обогащение было таким же легким, как загрузка и запуск программ, не делали ли бы это больше людей, снижая, таким образом, прибыли?
Мы исследовали киберпреступность с экономической стороны и допустили отклонение от общепринятого мнения. Вопреки тому, что несколько преступников процветают, киберпреступность - это беспощадная, низкорентабельная борьба за преобладание. Спам, похищение паролей и ограбления банковских счетов могут казаться идеальным бизнесом. Киберпреступники могут быть за тысячи километров от места преступления, они могут загружать все, что им надо в интернете, и не нуждаются в особой специальной подготовке или капитальных вложениях. Практически каждый может это делать.
Вообще-то не совсем. Структурно экономика такой киберпреступности, как спам и похищения паролей, является такой же, как экономика рыбалки. Экономика уже давно установила, что наличие ресурсов широкого доступа дает плохие возможности для бизнеса. Независимо от того, насколько велика начальная возможность, новые участники продолжают приходить, уменьшая средний доход. Так же, как и нерегулированные запасы рыбы стремятся к истощению, легких денег всегда не хватает.
Но как это согласовать с мыслью о том, что киберпреступность по объемам конкурирует с мировой торговлей? Согласно одного из последних исследований прямые ежегодные потери потребителей во всем мире представляют $114 млрд. Однако оказывается, что оценки распространения киберпреступности осуществляются на основе негодных статистических методов, которые лишают их надежности, на опросах потребителей и компаний. Достоверность таких оценок основывается на данных экзит-полов, которым мы научились доверять. Впрочем, если ответ опрошенной группы считать мыслью всего населения, возникает огромное различие между вопросами относительно преференций (которые используются в экзит-полах) и численными вопросами (которые попадаются в опросниках о киберпреступности).
Прежде всего, в численных опросах ошибки почти всегда являются восходящими: учитывая то, что объемы оцененных потерь должны быть положительными, нет верхней границы, тогда как ноль является жестким ограничением для нижней границы. То есть нельзя отбрасывать возможности ошибок респондентов или откровенного вранья. А если принять во внимание, что по обыкновению исследователи считают результаты, полученные от опрошенной группы, достоверными для всего населения, то достоверность ошибок возрастает.
Предположим, что мы обратились к 5 тыс. лиц с просьбой рассказать о своих потерях от киберпреступности, которые потом экстраполируем на население в 200 млн людей. Каждый доллар, о котором заявляют, умножается на $40 тыс. А один человек, который по ошибке утверждает, что потерял $25 тыс., прибавляет к оценке еще $1 млрд. неправдивых денег. А поскольку никто не может наверняка утверждать о потерях, то достоверность ошибки нельзя исключать.
Исследование киберпреступности, которые мы рассмотрели, свидетельствуют об именно такой модели огромных и непроверенных излишков, которые появляются в данных. Почти 90% общей оценки, как оказалось, были результатом ответов одного или двух человек. В опросах с 2006 года о краже личных данных Федеральной торговой комиссией два респонденты дали ответа, которые, вероятно, добавили $37 млрд. к общей оценке, таким образом, искажая окончательные результаты, полученные в результате ответов всех респондентов вместе взятых.
И проблема здесь состоит не в достижении совершенства, учитывая то, что речь идет даже не о нескольких процентах погрешности, это скорее правило, чем исключение. Из десятков опросов, проведенных в антивирусных компаниях, среди промышленных аналитиков и государственных учреждений, не было никого, у кого не было бы завышенных предубеждений. Вследствие этого имеем очень слабое представление об объемах убытков от киберпреступности.
Киберпреступность, где прибыли являются незначительными, а конкуренция беспощадной, также предоставляет простые объяснения фактов, которые в других случаях являются запутанными. Пароли и украденные номера кредитных карточек продают за копейки по той простой причине, что их тяжело перевести в денежную наличность. Киберпреступников-миллиардеров тяжело найти, потому что их нет. Мало кто знает людей, которые потеряли большую сумму денег, поскольку жертв на самом деле намного меньше, чем указано в результатах исследований.
Определенно, это – не игра с нулевой суммой. Сложность обогащения плохих ребят не означает, что следствия являются незначительными для хороших. Оценки прибыли могут быть весьма завышенными, но неправильно не обращать внимания на киберпреступность, не считая ее серьезной проблемой.
Люди, чьи компьютеры были инфицированы вирусными программами, или те, у кого украли пароли от электронной почты, знают, что «уборка мусора» уменьшает любую выгоду, полученную хакерами. В принятии предупредительных мер – от политики паролей до всплывающих предупреждений «доказать, что ты человек» – не возникало бы потребности, если бы киберпреступники не атаковали системы.
Впрочем, это не означает, что завышенные оценки потерь должны быть приемлемыми. Лучше должно быть сделано ударение на том, как потребители и политики оценивают проблему.
Вред, который наносят пользователям в сопоставлении с (намного меньшей) пользой, которую получают хакеры, является истинным мерилом киберпреступности. Опросы, которые увековечивают миф, что киберпреступность легко зарабатывает деньги, являются опасными, поскольку они поощряют новых, часто дезинформированных, участников наносить ущерб пользователям, чем и обеспечивать прибыли себе.
- Информация о материале
Страница 1162 из 1561
