Неуд наша страна получила на этой неделе по многим «дисциплинам» в докладе Еврокомиссии, оценившем выполнение Повестки дня ассоциации Украина-ЕС в 2011 году. Этот доклад входит в более широкий пакет документов ЕК, касающихся реализации Европейской политики соседства (ЕПС).

Хотя европейские эксперты и отмечают, что «в 2011 г. Украина сделала позитивные шаги для обеспечения долгосрочных будущих отношений с ЕС, активно работая над завершением переговоров по Соглашению об ассоциации», в целом доклад оказался беспрецедентно жестким для нашей страны.

Вполне ожидаемо больше всего критики Евросоюза вызвала политическая сфера. Документ констатирует: «В сфере демократии и прав человека произошло дальнейшее ухудшение». «Действия Украины, в частности, в отношении уважения общих ценностей и верховенства права, будут иметь решающую важность для скорости ее политической ассоциации и экономической интеграции с ЕС, среди прочего также и относительно заключения Соглашения об ассоциации и его дальнейшей реализации. Это также придаст дополнительный импульс политическому диалогу, в котором сегодня доминирует обсуждение застрявших реформ и верховенства права».

Расшифровка «дальнейшего ухудшения» занимает немалое место в документе. Отмечается, что «власть демонстрирует все большую враждебность к публичным проявлениям недовольства и в некоторых случаях пыталась ограничить свободу собраний. Количество судебных решений, запрещающих собрания, увеличилось по сравнению с предыдущими годами». Предоставление лицензий на цифровое вещание «компаниям, контролируемым ведущими членами нынешней администрации или связанными с ними лицами», вызывает у ЕК обеспокоенность по поводу будущего свободы средств массовой информации и плюрализма средств вещания. Не меньшую тревогу вызывают и сообщения о случаях цензуры и притеснений журналистов со стороны правоохранительных органов.

Сохраняется и «значительная обеспокоенность» относительно уважения к верховенству права и усиления судебной власти. «Дела против лидеров оппозиции и членов бывшего правительства, не отвечающие международным стандартам честности, прозрачности и независимости судебного процесса, подтвердили ощущение того, что правосудие применялось избирательно и с помощью политически мотивированных преследований». Не заметили наши партнеры из ЕС и значительных результатов борьбы с коррупцией. Они отмечают, что в 2011 г. Украина потеряла 18 позиций в Индексе восприятия коррупции Transparency International, заняв 152-е место среди 187 стран. А принятое антикоррупционное законодательство «остается незавершенным, в некоторых местах двузначным и не полностью отвечает требованиям соответствующих инструментов Совета Европы и ООН». Принятая Национальная антикоррупционная стратегия не решает некоторых ключевых вопросов, таких как создание независимого антикоррупционного органа, специализация и четкое распределение заданий среди правоохранительных органов, проверка деклараций об имущественном состоянии и доходах и конфликт интересов.

Как в предыдущие годы, отмечается в документе, не было значительного прогресса и в сфере конституционной реформы. Выполнение решений Европейского суда по правам человека продолжает вызывать беспокойство. В Украине до сих пор отсутствует комплексное антидискриминационное законодательство. А международные и украинские правозащитные организации продолжают рапортовать об увеличении количества жалоб на пытки и ненадлежащее отношение в пенитенциарных заведениях и следственных изоляторах, а также о случаях нарушения прав беженцев и тех, кто ищет убежище.

Не в восторге европейцы и от украинской реформы государственной администрации. В принятом в 2011 г. новом законе о госслужбе не были учтены ключевые рекомендации соответствующей программы SIGMA (совместной инициативы ОБСЕ и ЕС), что привело к приостановке финансовой поддержки Евросоюзом (а это 70 млн. евро) данной реформы.

В отличие, скажем, от Туниса, оказавшегося в передовиках политического реформирования по европейским стандартам и продемонстрировавшего действие введенного в прошлом году нового принципа ЕПС «больше за большее» (в 2011 г. ЕС удвоил свою финансовую помощь этому государству с 80 млн. до 160 млн.евро), Украина, как обычно, идет собственным путем и демонстрирует работу принципа «меньше за меньшее». Евросоюз не только считает нецелесообразным увеличение финансовой помощи Украине в рамках ЕПС (что еще раз во вторник подтвердил глава представительства ЕС Тейшейра), но и уменьшает те крохи, что перепадали нашей стране раньше.

Кое-какой позитив, правда, можно обнаружить в разделе доклада, посвященном политике безопасности и региональным и международным вопросам. Подчеркивается «очень конструктивное сотрудничество» с ЕС по урегулированию приднестровской проблемы, а также участие в работе миссии ЕС на украинско-молдовской границе EUBAM. Вспоминается и желание Украины внести свой вклад в военно-морскую операцию «Аталанта» под эгидой Евросоюза.

Что касается экономики, то авторы доклада отмечают, что в 2011 г. Украина показывала хорошие результаты с ростом ВВП на уровне 5,2%. Однако обращается внимание на тот факт, что дефицит НАК «Нафтогаз Украины» остается одним из основных рисков для бюджета, а программа сотрудничества с МВФ приостановлена. Как и выделение макрофинансовой помощи ЕС в размере 610 млн. евро, причем не только из-за отсутствия прогресса в переговорах с МВФ, но также и по причине медленного внедрения структурных реформ в ключевых сферах, включая энергетику, управление госфинансами и борьбу с коррупцией. «Реализация амбициозной Программы экономических реформ на 2010—2014 гг. осуществлялась медленно. <…> Государственная администрация и управление госфинансами остаются нереформированными и непрозрачными, ослабленными чрезмерными бюрократическими процедурами и склонными к коррупции».

Никаких официальных комментариев по поводу обнародованного доклада ЕК из Киева не последовало. Правда, вернувшийся из Брюсселя Николай Азаров, возглавлявший нашу делегацию на 15-м заседании Совета по сотрудничеству Украина—ЕС (но так и не получивший согласия встретиться ни от Баррозу, ни от Ромпея), пообещал, что Украина выполнит все требования Евросоюза, чтобы Соглашение об ассоциации было подписано.

Очередные пустые обещания, которым давно никто не верит — ни здесь, ни там. Украинская власть глуха к призывам Европы, причем независимо от того, кем они озвучиваются — Эштон или Фюле, Коморовским, Меркель или Грибаускайте. Ни самые жесткие доклады Еврокомиссии, ни самые резкие резолюции Европарламента и ПАСЕ не способны вернуть слух и совесть, а тем более, привить порядочность, государственную мудрость и чувство долга перед страной и ее будущим украинскому властному клану.

Отношения с Евросоюзом — в глухом тупике. Это понимают обе стороны. Но одна из них по-прежнему творит, что хочет, а другая по-прежнему не знает, что делать с первой. Болевой порог восприятия с обеих сторон уже слишком высок, и, возможно, лишь нечто из ряда вон выходящее способно нарушить нынешнее тягостное статус-кво — либо сменив его хеппи-эндом, либо приведя к еще более мрачным реалиям. Скажем, Янукович выпускает Тимошенко и проводит демократические выборы, после чего Евросоюз торжественно подписывает с Украиной Соглашение об ассоциации. Или Янукович сажает за решетку еще половину оппозиции, грубо фальсифицирует выборы и окончательно стрижет Украину под белорусскую гребенку, провоцируя санкции со стороны ЕС. Либо же Евросоюз, не дожидаясь подобной лукашенизации, первым делает резкие шаги, таки решившись на ряд мер против некоторых персонажей из украинской власти, принуждая ее к более уважительному отношению к демократии. Но последний вариант так же мало реалистичен, как и первый. Хотя…

По информации ZN.UA от компетентных источников, весьма внушительное число представителей Эгмонтской группы (она объединяет финансовые разведки более 120 стран, в том числе и Украины. Ее основное задание — борьба с отмыванием преступных капиталов, в рамках которой члены группы обязаны делиться друг с другом соответствующей информацией) последние несколько месяцев энергично занимаются выявлением по всему миру активов «семьи» Януковича. Готовятся?

Но пока что представители ЕС на этой неделе еще раз заявили, что на сегодняшний день речь о санкциях в дискуссиях по Украине не идет.

«Мы хотим иметь сильные отношения с важной соседней страной, — сообщила верховный представитель ЕС К.Эштон. — Мессидж, который мы очень стараемся послать Украине, заключается в том, что мы надеемся: для них отношения с ЕС будут настолько же важными, насколько отношения с ними важны для нас».

Насколько Европейский Союз важен и нужен Януковичу, сегодня сказать трудно. Когда выяснилось, что евроинтеграция — это не только встречи с европейскими политиками под фотовспышки, но и жесткая критика с их стороны, не только возможность продвинуть бизнес Семьи и к ней приближенных на европейский рынок, но и необходимость болезненных и непопулярных реформ в Украине, евроинтеграционный пыл хозяина страны явно остыл. На Банковой в европейском фиаско Януковича почему-то усматривают в основном происки Кремля, не желая признавать собственные грехи и вновь пытаясь шантажировать Европу «российской угрозой» (для внутриполитического пользования, правда, во всех неудачах Украины виновной была назначена канцлер Меркель).

В Европе же, в самом деле, достаточно широко обсуждают опасность возвращения Украины в жесткие и цепкие российские объятия, однако большинство мнений сводится к тому, что эта опасность — не повод спускать Януковичу лукашенковские замашки и поступаться демократическими принципами и общеевропейскими ценностями.

Западная пресса вновь пестрит броскими заголовками об Украине. Имидж страны не был столь катастрофичен со времен «кассетного» и «кольчужного» скандалов кучмовских времен. Но тогда взаимные ожидания Европы и Украины были несколько иными. Сегодня, да еще в канун ЧЕ-2012, читать и слушать комментарии о своей стране куда больнее и обиднее. Последние годы, когда Киев упорно настаивал на включении положения о европейской перспективе в Соглашение об ассоциации с ЕС, многие европейские политики советовали: не тратьте зря силы на недостижимые цели, лучше как можно достойнее подготовьтесь к проведению Евро-2012, это даст вашей стране куда больше, чем любая фраза, пусть даже в очень важном документе, ЧЕ — ваш счастливый лотерейный билет, это колоссальный шанс. Но, как верно недавно напомнил в своем блоге на «УП» немецкий посол Гаймзет, «Украина никогда не упускает шанса упустить свой шанс».

«Для президента Януковича чемпионат Евро-2012 был отличной возможностью „продать“ Украину миру как современную мирную плюралистическую и нацеленную на вступление в ЕС страну с богатой историей и культурой. Вместо этого его правительство имеет все шансы получить пиар-катастрофу», — пишет британская The Guardian.

Но прежде всего это будет пиар-катастрофа самого Януковича. Интересно, каково это, когда никто из цивилизованного мира не хочет сидеть с тобой рядом на трибуне, когда европейские випы считают компроматом появление на публике в твоей компании и не желают марать свой собственный имидж общением с тобой?

Да, официального бойкота Евро, скорее всего, не будет (хотя, кто знает, что еще может вытворить за оставшееся время наша власть?). Однако прав польский министр иностранных дел Сикорский: «От  того, поедут еврокомиссары на Евро-2012 или нет, судьба Украины не зависит. Она зависит от того, будет Украина жить соответственно европейскому порядку или нет».

Политиков и чиновников в Украине содержат их жёны и дети — никому не известные, но необычайно успешные бизнесмены. Именно такое впечатление создаётся при детальном изучении деклараций о доходах за 2011 год первых лиц всех ключевых ведомств и министерств, а также финансовых отчётов народных депутатов.

Украинское законодательство запрещает чиновникам и парламентариям вести предпринимательскую деятельность. И эти законы выполняются, но только формально.

Представители власти, которые по закону не имеют права заниматься бизнесом, передают свои активы супругам. Именно поэтому Фокус решил изучить финансовую отчётность членов семей чиновников и народных депутатов, на которых власть имущие переписывают свои компании.

В большинстве случаев чиновники отказываются раскрывать источники доходов своих супругов, называя это «вмешательством в личную жизнь». Или не считают нужным пояснять, как директору крупного холдинга на протяжении нескольких лет удаётся оставаться в тени — не светиться ни в самой компании, ни в бизнес-кругах.

По подсчётам Фокуса, треть участников рейтинга небедных родственников владеют бизнесом номинально и не принимают никакого участия в оперативном управлении. Более того, эти люди крайне непубличны — некоторых из них сотрудники вверенных им компаний никогда не видели.

Например, первое место в списке своей семье обеспечила Елена Хорошковская. За прошлый год доходы супруги первого вице-премьера Валерия Хорошковского составили без малого 50 млн грн. Стоит отметить, что Елена — одна из самых таинственных личностей страны. Она редко появляется на публике и не контактирует с журналистами, что особенно парадоксально в связи с тем, что Хорошковская занимает пост директора крупнейшей в Украине медиагруппы U.A. Inter Mediа Group Limited, которой, в частности, принадлежит телеканал «Интер». Четыре года назад она сменила на этой должности самого Валерия Хорошковского, который строит свою карьеру на государственной службе.

На второй строчке рейтинга — супруга Александра Клименко, председателя Государственной налоговой службы. При собственных «скромных» доходах в 700 000 грн. главный налоговик страны записал на жену Елену более 21 млн грн. Замыкает тройку лидеров супруга главы Нацбанка Сергея Арбузова с доходом 9 млн. грн. Согласно декларации Ирина Арбузова заработала за прошлый год в четыре раза больше мужа, который, к слову, не может жаловаться на низкую зарплату. Среди чиновников, декларации которых проанализировал Фокус, у него самый высокий оклад — более 142 000 грн. в месяц. На втором месте — бывший первый зам Арбузова, ныне министр финансов Юрий Колобов, жалование которого в 2011 году составляло 104 000 грн. Интересно, что Клименко, Арбузова и Колобова объединяют тёплые отношения с сыном президента Александром Януковичем.

Что же касается самого президента, то он один из немногих декларантов, который не постеснялся указать, что зарабатывает больше супруги. Правда, львиную долю дохода Виктора Януковича за прошлый год составило авторское вознаграждение за его книги — более 16 млн грн. (подробнее об этом читайте в Фокусе №17 от 27 апреля и на сайте focus.ua). Доходы же первой леди страны — более 420 000 грн.

В целом в рейтинге преобладают родственники представителей исполнительной власти. Это легко объяснить тем, что чиновники по закону обязаны публиковать свои доходы и расходы. А поскольку депутаты вовсе не спешат раскрывать свои финансовые карты, в списке Фокуса всего две семьи представителей законодательной власти – Рината Ахметова и Арсения Яценюка.

Совокупный доход всех родственников власть имущих приближается к 118 млн грн., при этом сумма доходов самих декларантов — более 1 млрд грн. Ради справедливости стоит отметить, что 800 млн грн. из этой суммы задекларировал самый богатый украинец Ринат Ахметов.

Волшебный источник

Большая часть как участников рейтинга, так и их властных родственников получают неплохие дивиденды. Например, Андрей Клюев задекларировал более 28 млн грн., а Борис Колесников — более 14 млн. грн.

Ещё одна «удобная» статья доходов в декларациях чиновников — продажа движимого и недвижимого имущества. Больше всего в этом, согласно декларации, преуспела семья министра аграрной политики и продовольствия Николая Присяжнюка, выручив таким образом 7,7 млн грн. Всего на 1,3 млн грн. от них отстала семья первого заместителя Генпрокурора Рената Кузьмина.

Но оригинальнее всех разбогатели близкие главы Запорожской ОГА Александра Пеклушенко. Безработная, судя по прочерку в графе «зарплата», супруга губернатора Елена за год сумела получить 2,4 млн грн. дохода, 2,37 млн из которых — «подарки, призы и выигрыши».

Мимо кассы

Так как основным критерием для составления рейтинга Фокуса был доход родственников, а не самих чиновников, в список попали не все семьи ближайшего окружения президента. К примеру, разведённая замглавы Администрации президента Ирина Акимова в своей декларации не отчитывалась за взрослую дочь, а её шеф — руководитель АП Сергей Лёвочкин не указал в числе членов семьи супругу, известного дизайнера Зинаиду Лихачёву. Вероятно, потому, что, по данным Фокуса, их отношения официально не зарегистрированы.

Но отсутствие в рейтинге вовсе не означает, что их финансовые отчёты не представляют никакого интереса. Особенно Сергея Лёвочкина. На счетах главы Администрации президента лежат почти 127,6 млн грн., 126,7 млн из которых попали в банки в прошлом году. При этом общий доход за 2011 год Лёвочкин задекларировал на уровне 7,7 млн. грн., что позволяет ему претендовать на звание одного из самых завидных холостяков страны — пусть лишь номинально.

Как мы считали

Для составления рейтинга Фокус пользовался данными из деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за 2011 год, которые были поданы депутатами и чиновниками органов центральной власти и местных администраций.

Анализируя финансовые отчёты представителей власти, Фокус выделил доход и имущество, записанные на родственников самим декларантом. Именно доход членов семей стал ключевым критерием при ранжировании участников. Доход и имущество самого чиновника или депутата не учитывались. В таблице на стр. 18 доход декларанта указан в качестве дополнительной информации.

В рейтинге представлены лишь официально задекларированные доходы и имущество чиновников, депутатов, губернаторов за 2011 год.

30 родственников власти, задекларировавших самые высо кие доходы по итогам 2011 года*

Небедные родственники. Рейтинг 30 самых богатых семей в украинской власти

Елена Хорошковская

Елена Клименко

Ирина Арбузова

Жанна Клюева

Наталья Кузьмина

Алла Добкина

Светлана Колесникова

Елена Пеклушенко

Лилия Близнюк

Лилия Ахметова

* в таблице приведены данные о доходах и имуществе членов семьи декларанта (за исключением колонки Доход декларанта)

** общая площадь всех участков, находящихся в собственности членов семьи

Над рейтингом работали: Виктория Ким-Галимова, Алексей Бутенко, Дмитрий Орлов, Мария Жартовская, Катерина Коберник

Сначала о хорошем. Закон " О доступе к публичной информации" часто срабатывает. 10 мая прошлого года было первым рабочим днем в жизни украинских чиновников, когда они вынуждены были отвечать на запросы о предоставлении публичной информации. Впервые за годы независимости они имели для этого не месяц, а лишь пять дней, а для ограничения доступа должны были взвешивать информацию по трехступенчатому тесту, который выписано в шестой статье закона.

За этот год "Украинской правде" было предоставлено много информации, которую без действия этого закона мы получить не смогли бы.

Нескольких высокопоставленных политиков поймали на бесстыдном вранье или конспирации. Так, оказалось, что представительский автомобиль, на котором ездит советник президента Анна Герман, формально принадлежит ее бывшему помощнику, а ее родной сын трудоустроен у депутата-украиноеда Юрия Болдырева.

Последний случай - это изобличение премьера Николая Азарова, когда тот на вопрос об австрийской недвижимости своего сына рассказал, что он работал дипломатом в Вене и арендовал там жилье. Оказалось, что сын Азарова ни единого дня не служил дипломатом в Австрии.

Но за этот же год мы столкнулись с целой системой блокирования информации. Нами были выявлены темы-табу, о которых информация не предоставляется под наиабсурднейшими поводами.

В порядке эксперимента "Украинская правда" прислала по два элементарных запроса в разные органы исполнительной, законодательной и судебной власти.

Первый касался предоставления копии декларации о доходах чиновника. Нас интересовала именно копия документа, а не пересказ ее содержания в изложении пресс-службы ведомства.

Второй запрос - относительно обнародования списка штатных и внештатных советников первых лиц органов власти. Ведь часто самые влиятельные люди прячутся на должности "советников", формально даже внештатных.

Это тянется еще с 1990-х годов - например, правая рука всесильного премьера Павла Лазаренко Петр Кириченко был его внештатным советником. На подобной должности, только в администрации президента, работал у Леонида Кучмы Александр Волков.

Результат нашего эксперимента такой: на половину присланных запросов чиновники не предоставили копии декларации.

 Верховная Рада, например, отказалась предоставить финансовые отчеты Литвина и его заместителей, вместо этого описав, в которых изданиях эта информация была опубликована.

Таким образом законодательный орган нарушил норму закона "О доступе", которая была принята в его же стенах - "ответ о том, что информация может быть получена запрашивающим из общедоступных источников полагает неправомерным отказ в предоставления информации".

Вообще ответы на запросы прислали все органы власти - но далеко не все предоставили информацию по сути. Эта таблица показывает, как разные чиновники по разному выполняют закона.

В парламенте отказались дать не только копию декларации Владимира Литвина, но и список его советников, назвав это "конфиденциальной информацией". Хотя, например, премьер-министр Николай Азаров другого мнения - на наш запрос он предоставил список советников.

Также, прикрываясь конфиденциальностью, не предоставил список своих советников глава СБУ. Тогда как министр внутренних дел озвучил тех, кто уполномочен давать ему советы.

Креативнее всех ответили в налоговой - они сказали, что штатным расписанием предусмотрено три должности советников, но никаких фамилий не привели. Детальный анализ, кто у кого работает советником, "Украинская правда" пока готовит в печать.

 

копия декларации

фамилии советников

Президент, Администрация президента

ПРЕДОСТАВЛЕНА

ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Премьер-министр, первый вице-премьер

ПРЕДОСТАВЛЕНА

ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Вице-премьер - министр инфраструктуры

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНА

ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Вице-премьер - министр социальной политики

ПРЕДОСТАВЛЕНА

ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Вице-премьер - министр здравоохранения

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНА

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Глава Верховной Рады, заместители

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНА

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Глава Конституционного суда

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНА

ПРЕДОСТАВЛЕНЫ СО 2 ПОПЫТКИ

Глава Службы безопасности Украины

ПРЕДОСТАВЛЕНА

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Министр внутренних дел

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНА

ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Глава Государственной налоговой службы

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНА

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Глава Национального банка Украины

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНА

ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Генеральный прокурор Украины

ПРЕДОСТАВЛЕНА

ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Глава Киевской городской госадминистрации

ПРЕДОСТАВЛЕНА

ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Секретарь Рады нацбезопасности и обороны

ПРЕДОСТАВЛЕНА

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Закон о доступе приоткрыл масштаб бессмысленных затрат, которые каждый год осуществляет государственный бюджет, на содержание высших должностных лиц. Это деньги, которые идут из казны на нужды, которые даже при стабильной экономической ситуации сложно назвать первоочередными задачами. Сейчас же, когда Янукович с Азаровым призывают сильнее затянуть пояса, подобные неадекватные расходы вообще абсурдные.

Итак, что помог установить закон о доступе к публичной информации.

Дачи вместо больниц

Резиденции "Конча-Заспа" и "Пуща-Водица", где расположены предоставленные vip-чиновникам в пользование государственные дачи, в этом году обойдутся в 47,7 миллионов гривен. Если подробнее, содержание дач в "Конча-Заспе", где живут Азаров, Богатырева, Литвин, Ющенко, Кучма и сотня других "обездоленных", будет стоить 29 миллионов. А "Пуща-Водица", где расположены дачи Плюща, Пшонки, Кузьмина и т.п., съест из бюджета 18,7 миллионов. В прошлом году это были аналогичные суммы: "Конча-Заспа" – 29,3 миллиона, "Пуща-Водица" - 16 миллионов.

Украинцам нет никакого смысла каждый год тратить по 50 миллионов гривен на комплексы отдыха своих чиновников. Продажа на аукционе этих государственных дач не просто снимет бремя с бюджета, но и позволит существенно пополнить казну.

Для сравнения, как могло бы государство распорядиться сэкономленными средствами: выплата из госбюджета в бюджет города Киева для функционирования больницы "Киевский городской центр сердца" представляет даже меньшую сумму, чем ежегодное содержание государственных дач - 39 миллионов гривен.

Государственная дача Ющенко
 

...и Литвина

Соразмерный расход на автобазы Государственного управления делами - за этот год оно планирует потребить свыше 50 миллионов гривен (13 миллионов 381 тысяча гривен в первом квартале). Это - цена того, чтобы чиновники Банковой могли пользоваться служебным автотранспортом. Общественный для их нужд не подходит.

Сколько этот комфорт чиновников стоил в прошлом году? Столько же! Смета государственной организации "Автобаза Государственного управления делами" на 2011 год составлял 48 миллионов 229 тысяч гривен.

Следующее - это воздушные путешествия высших должностных лиц. На протяжении 2011 года администрация президента, Верховная Рада и Кабмин осуществили чартерных авиаперевозок силами Государственного авиапредприятия "Украина" на сумму 40,2 миллиона гривен.

Фактически же речь идет о чартерных авиарейсах для перевозки четырех человек в государстве - президента Януковича, премьер-министра Азарова, его первого заместителя Клюева и главы Верховной Рады Литвина.

При этом в Европе уже стало распространенной практикой использования обычных рейсовых самолетов для перевозки чиновников - чартер заказывается только когда приобрести билет невозможно, а в пункте назначения нужно быть в конкретный момент.

Пример того, что спикер украинского парламента может летать рейсовым самолетом, уже демонстрировал Арсений Яценюк. Михаил Саакашвили, будучи президентом Грузии, летал в Брюссель обычным бортом. Руководитель европейской дипломатии баронесса Кэтрин Эштон, по информации ее представителя, большинство командировок осуществляет рейсовым самолетом - причем если путешествие длится меньше четырех часов, ей покупают эконом-класс. А в интернете уже публиковались снимки президента Финляндии, которая поворачивалась домой со США общим бортом вместе с сотней простых людей.

В это же время украинская верхушка считает унижением лететь вместе со своими гражданами. Цена такого комфорта - 40,2 миллиона гривен на год.

Государственные дачи, автопарк администрации президента и комфортные перелеты четырех человек в государстве - лишь за один год расходы на эти три статьи стоили украинцам 140 миллионов гривен.

Эта цифра превращает в циничное издевательство слезы чиновников, которые в телеэфирах начинают жаловаться на то, что очень любят людей, но не могут повысить их соцстандарты за неимением средств.

Автор специально не анализировал еще более бессмысленные расходы, такие как аренда для президента Януковича дополнительного офисного помещения в "Межигорье" - при том, что к его услуг многоэтажка администрации президента, которая занимает половину улицы Банковой.

Бессмысленные депутатские льготы

Чартерные рейсы - это лишь один пример того, как власть отгородилась от своих сограждан. Так, народные депутаты законом закрепили за собой право использовать залы официальных делегаций - то есть специальные помещения, где они могут в комфорте ждать посадки на свой самолет, не пересекаясь с простым людом. Даже если депутат летит обычным рейсовым самолетом, его на специальном автобусе отвезут прямо к трапу.

Но самое циничное, что депутаты этой привилегией еще и активно злоупотребляют. Сметой Верховной Рады на 2011 год каждый нардеп имел право воспользоваться залом официальных делегаций на 1700 гривен. Но по итогам 2011 года, как сообщили в аппарате парламента после запроса "Украинской правды", расходы на выполнение указанной статьи сметы составили 1 миллион 604 тысячи гривен.

Делим эту сумму на 450 депутатов - и получаем, что в прошлом году в среднем на каждого депутата было израсходовано 3,5 тысячи. То есть разрешенный лимит за пользования залом официальных делегаций был превышен вдвое!

На текущий год для каждого из депутаты снова зарезервированы право воспользоваться залом официальных делегаций - из расчета 1700 гривен на мандат. Но сколько будет стоить это по факту - узнаем лишь в следующем году.

Использование зала официальных делегаций депутатами - это не только расточительство, но и узаконенная социальная сегрегация, профинансированная бюджетом.

На этом перечень неадекватных расходов депутатов не исчерпывается.

Например, при аппарате парламента есть автобаза. Для транспортного обслуживания деятельности депутатов в прошлом году было израсходовано 663 тысячи гривен. Фактически - это такое "такси" для депутатов, которое они заказывают, но не платят за него деньги - расходы покрывает бюджет.

Смета парламента также предусматривает деньги на "выступления народных депутатов на радио, по телевидению, в печати по вопросам депутатской деятельности" и "возмещение средств периодическим изданиям за публикацию авторских материалов народных депутатов".

Фактически это - узаконенная джинса, когда нардепы за деньги бюджета могут порекламировать себя в печати. В прошлом году из бюджета на эти нужды пошло 492 тысячи гривен.

Но и это еще не все. Депутаты записали себе в законе право получить компенсацию путевки в парламентский санаторий в размере 5 тысяч гривен. В прошлом году за этой статьей было израсходовано 454 тысячи гривен. Значит, что этим правом воспользовались 90 депутатов - то есть каждый пятый иждивенец народа.

Вообще же, депутаты не имеют морального права претендовать эти средства, потому что фактически получают ежемесячно свыше 30 тысяч гривен - около 15 тысяч зарплаты плюс 17,5 тысяч "компенсации депутатских расходов", за расходование которых они никому не отчитываются.

Собственно, из этих денег депутаты и должны, если желают, оплачивать услуги зала официальных делегаций, такси, заказные статьи и путевки в санаторий.

Действие статьи, которая позволяла депутату получить 5 тысяч на путевку, приостановлена только на этот год - поскольку он предвыборный. Отважиться и просто убрать эту льготу из закона "О статусе народного депутата" парламент не смог.

Пользование отдельным залом в аэропорту, депутатская развозка, расходы на джинсу и компенсация путевки лишь на протяжении одного прошлого года стоили бюджету 3 миллиона 213 тысяч гривен.

Это значит, что 450 пенсионеров в течение года могли бы ежемесячно получать 595 гривен доплаты - за год им бы "накапало" свыше 7 тысяч гривен. В жизни этих 450 человек такие деньги сыграли значительно более важную роль, чем в жизни 450 депутатов

Но и это не все. Кроме этих 5 тысяч на путевку, эти же депутаты получили около 35 тысяч "материальной помощи на оздоровление". Из 450 депутатов от "оздоровительных" отказались лишь 12 лиц - Ахметов, Горбаль, Гриценко, Звягильский, Кий, Клюев, Королевская, Мальцев, Прутник, Скудар, Третьяков, Яценюк.

Вообще бюджету Украины "материальная помощь" депутатам на оздоровление стоила около 15 миллионов гривен. Для сравнения: немного меньше - 14 миллионов - государственным бюджетом на этот год предусмотрено на лечение всех граждан Украины за границей.

"Межигорье" - самая большая тайна государства

Но, кроме изобличения стоимости небольшой части льгот вельмож, первый год закона о доступе показал закрытость информации. В Украине на официальном уровне существуют темы-табу. О них не только не выходят сюжеты на канале "Интер" - о них невозможно получить никакой информации официальным путем.

Ниже - примеры тем, которые так и остались "закрытой зоной" для украинских чиновников.

Бесспорный фаворит - это тема "Межигорье". Единое, что удалось узнать Украинской правде официальным путем за весь год в Вышгородской администрации - это то, что в 2010-м Янукович выкупил в частную собственность 1,76 гектара земли "Межигорье". Но нам отказались сообщить дату заключения договора с ним и цену приобретения.

Хотя статья шестая закона "О доступе к публичной информации" однозначно запрещает ограничивать доступ к информации "о распоряжении бюджетными средствами, владением, пользованием или распоряжением государственным, коммунальным имуществом". В данном случае речь идет о государственном имуществе - земельный участок, который был выведен в пользу частного лица.

Чтобы получить информацию, "Украинская правда" пыталась судиться с Вышгородской администрацией. Мы проиграли в первой инстанции и случайно узнали, что проиграли также апелляцию, о слушании которой даже не были предупреждены.

 По информации Украинской правды, после избрания Януковича президентом подконтрольные ему фирмы расширили владение. Но Вышгородская администрация заблокировала предоставление любой информации о стоимости и площади проданных или сданных в аренду земельных участков на территории вокруг "Межигорья". 

Также полный бойкот объявил и Вышгородский районный совет, который утвердил смехотворную нормативную оценку участка резиденции - он отказала в доступе к технической документации, которая обосновывала низкую стоимость земли "Межигорья".

Администрация президента отказалась предоставить копию договора, по которому для нужд Януковича за счет бюджета был взят в аренду скандальный вертолет Agusta. По сути, эту машину Янукович арендовал сам у себя. Ведь вертолет сдала в пользование Банковой фирма, которая раньше была среди номинальных учредителей резиденции "Межигорье".

Также администрация не предоставила копию договора о взятии в аренду для Януковича дополнительного офисного помещения - на территории "Межигорья" - у его же фирмы ООО "Танталит".

Кроме того, Госспецсвязи отказался сообщить, сколько стоило налогоплательщикам провести закрытую связь к этому новому рабочему месту Януковича в резиденции.

В доступе к информации отказано

Если Янукович уже вывел свою резиденцию из государственной собственности, то десятки чиновников, которым были предоставлены государственные дачи, этого хотят. Делается это с помощью инвестиционных договоров, когда, например, первый заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин строит на месте старой дачи полностью новый дворец, а потом оформляет его себе в частную собственность. А стоит это добро на территории комплекса государственных дач, которые каждый год съедают из бюджета 50 миллионов гривен.

Но Государственное управление делами на наши запросы отказалось предоставить копии инвестиционных договоров, заключенных с экс-спикером Иваном Плющом, завхозом Януковича Андреем Портновым, депутатом Ефимом Звягильским, вице-премьером Раисой Богатыревой и т.п. - все они значительно улучшили свои условия на территории государственных комплексов отдыха, и сложно представить, что настроенное там они когда-то оставят государству.

Кроме самой привилегии жить на государственных дачах в "Конча-Заспе" и "Пуща-Водице", много из чиновников имеют еще и льготы по уплате коммунальных платежей. Достоверно известно, что Ющенко своим распоряжением предоставил 50-процентный дисконт Владимиру Литвину.

Однако Государственное управление делами отказалось предоставить перечень тех "обездоленных" чиновников, которые имеют льготы на комуналку в Конче и Пуще.

Наиболее засекреченная информация, которой владеет Верховная Рада - это декларации о доходах народных депутатов. С начала действия закона они не предоставили журналистам никакого финансового отчета ни единого депутата, хотя закон содержит специальное предостережение - "не принадлежат к информации с ограниченным доступом декларации о доходах лиц, которые занимают выборную должность в органах власти".

Второй массив информации, который отказалась предоставить Верховная Рада - это список помощников-консультантов народных депутатов. Очень часто на эти должности оформляют людей, которые не имеют никакого отношения к очерченным функциям. Например, помощником депутата работает личный повар Януковича из Межигорья, который получит за приготовления борща зарплату из бюджета и ранг государственной службы для будущей пенсии. Также помощниками депутатов записывают водителей, охранников, возлюбленных и просто подставных лиц, на которые оформляют свою собственность - как в случае с Анной Герман.

Но на многочисленные обращения Верховная Рада отказалась раскрыть списки помощников депутатов - как конкретного народного избранника, так и вообще по всем нардепам. При том, что закон также содержит специальное положение - "не может быть ограничен доступ к информации о распоряжении бюджетными средствами (...) фамилии, имена, отчество физических лиц и наименования юридических лиц, которые получили эти средства или имущество".

Секретим все - и все!

Кроме этих случаев, за год действия закона о доступе мы получили достаточно других необоснованных отказов - например, Конституционный суд отказался предоставить текст представления народных депутатов о разрешении не отчитываться про свои расходы перед выборами этого года.

"Упомянутая информация является служебной, а потому не может быть предоставлена", - ответил Конституционный суд. Хотя тот же закон содержит требования к служебной информации - это "внутриведомственная служебная корреспонденция, докладные записки, рекомендации; информация, собранная в процессе оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности...".

Как можно к этому отнести представление депутатов, и засекретить документ с полусотней подписей народных избранников - это загадка.

Также Государственная налоговая служба отказалась предоставить свой приказ о работе с крупными финансово-промышленными группами. Донецкий вундеркинд Александр Клименко отнес к "служебной информации" уже изданный приказ, то есть окончательное решение, конечный нормативно-правовой акт.

Хотя в норме, которую он сам же цитирует как основание для ограничения доступа - сказано, что служебной информация может быть "к принятию решений". Если бы это была служебная записка относительно разработки такого приказа - или даже проект такого приказа - тогда можно ограничивать доступ. Но когда решение принято, акт утвержден, он уже не может быть скрыт с таким обоснованием. Получая отказ в предоставления информации, мы видели такие формулировки, от которых и смешно, и грустно.

Так, Министерство финансов отказалось предоставить копии своего письма в Кабинет министров относительно долгов ЕЭСУ перед Россией. В этом документе, который не содержит никаких грифов секретности, указано, что долги ЕЭСУ не учитываются как государственные долги.

Но Минфин отказался предоставить копию это письма, заявив, что они послали оригинал Азарову, а тот экземпляр, который у них остался, не содержит шапки "Министерство финансов Украины", а потому... не может быть копией.

За приведенными историями стоят конкретные чиновники, которым закон не писан. И пока в государстве будут существовать такие примеры, преждевременным будет выглядеть оптимизм Дениса Иванеско из администрации президента, который уже третий день рапортует об успехах власти на пути открытия информации.

Украинцы, которые имели платежные карты, подстерегает опасность получить звонок от коллекторов о многотысячном долге за обслуживание банком незакрытого счета.

Как сообщает ТСН-Тиждень, 37 миллионов украинцев являются владельцами хотя бы одной платежной карточки, а кое-кто имеет и три-четыре.

Только 32 миллиона карт можно назвать активными, другие - "спящие". И пока они лежат в кармане, долги нарастают.

Госпожа Лариса три года назад закончила сотрудничество с одним из банков. По крайней мере, так она считала. Срок действия карты закончился, но банк и дальше обслуживал ее счет.

"Сообщение от коллекторской компании - ваш долг 18 гривен. Оказалось, что у меня услуга смс-банкинг, и за нее я задолжала за несколько лет. Мало того, за неделю, долг вырос уже до 22 гривен", - рассказала Лариса.

Когда она позвонила в банк, ей посоветовали радоваться - поскольку отделалась такой мизерной суммой и посоветовали заплатить. Некоторым украинцам за неосторожность иметь незакрытый счет приходится платить по 2-3 тысячи гривен.

Следует помнить: если срок действия вашей карты истек, это еще не значит, что счет закрывается автоматически. Вся информация о ваших правах и обязанностях содержится в договоре, который вы подписываете.

"Когда наберется определенная сумма, тогда перед банком встает вопрос: отыскать этого клиента банка, с которого нужно будет возместить эти начисления, получить плату за услуги, даже если он ими не пользовался, или принимать решения о списании этих отчислений", - объясняет правления коммерческого банка Андрей Цыктор.

А вот адвокат Ростислав Кравец на спорах с банками собаку съел - другого мнения. Он считает, что клиенты банкам в таких случаях не должны, поскольку их услугами не пользовались.

Если на карте есть задолженность, можно заплатить или подождать. Если же прошло три года с момента окончания срока действия карты - банк уже не имеет права ничего требовать. Срок исковой давности, по закону, истек.

Цыктор отмечает, что банк может закрыть счет без обращения клиента только через три года, если на счету не было движения и не было обслуживания.

Впрочем, в случае с Ларисой банк действовал прямо противоположно. Видимо, противоречивость нашего законодательства - как рулетка - кому везет, а кому-то не очень.

В Украине "гуляет" около 10 миллионов карт, которыми владельцы не пользуются. Если с каждого взять хотя бы по 10 гривен, коллекторские фирмы, которым банк продал ваш долг, могут озолотиться. Не дайте заработать на себе - закройте лишний счет.

Впервые за много лет украинским тепличным комбинатам не удастся заработать на экспорте в период поминальных дней и майских праздников. На прошлой неделе Россия (основной рынок сбыта для украинских тепличных овощей) практически прекратила закупки нашей продукции. На данный момент овощеводы постепенно возобновляют свои поставки.

«В течение вчерашнего и сегодняшнего дней мы снова ощущаем со стороны российских оптовиков интерес к нашей продукции. Перед праздниками (в РФ – майские каникулы) поставщики все-таки решили перестраховаться, «затарившись» овощной продукцией наперед», - утверждает старший менеджер по экспорту «Торгового дома «Калиновка» Ольга Наталич.

Но чтобы не потерять столь привлекательный рынок, украинские тепличники резко «прогнулись» в цене. «За текущую неделю тепличникам пришлось снизить экспортные цены для РФ практически в 1,5 раза», - отмечает руководитель проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты» Татьяна Гетьман. Причин вынужденного ценового демпинга сразу две. Для  томатов – это наплыв дешевого импорта из Беларуси, для огурцов - резкий обвал цен, связанный с сезонным ростом предложений из российских хозяйств из южных регионов.

По словам Ольги Наталич, на внутреннем рынке «на майские» цены на тепличные овощи падать не собираются. Отпускные цены для Украины  и на экспорт отличаются уже сейчас. Для внутренних потребителей оптовые цены со стороны тепличных комбинатов, к примеру, на томаты на 4-5 грн./кг выше тех, по которым они продают эти же помидоры россиянам. И если на экспорт томаты отгружают сегодня по 17 грн./кг, то для украинцев – их оптовая отпускная цена не меньше 21-22 грн. Розничные цены на помидоры ниже 30 грн./кг падать не хотят.

С огурцами то же самое. Как рассказал «Комментариям» исполнительный директор ЗАО «Альянс» (Змиевская овощная фабрика) Сергей Лунин, оптовые цены комбинатов на огурцы находятся сегодня в пределах 14-16 грн./кг - для внутреннего рынка и по 12,5-13 грн./кг - отгружаются в Россию (вместо ожидаемых в хозяйствах 18-20 грн./кг).

К тому же, на высокую цену на внутреннем рынке остро давят ранние закупки овощей, сделанные оптовиками перед Пасхой.  Напомним, накануне пасхальных праздников розничные цены на огурцы доходили до 38-39 грн./кг. Сейчас розничные торговцы опустили цены почти на 10 грн. - до 26-28 грн./кг. Однако дальнейшего их снижения не предвидится.

«Перекупщики и розничные торговцы стремятся заработать, поэтому постараются удерживать высокие  цены до последнего. Часть огурцов, приобретенных торговцами в середине апреля по 23-25 грн./кг. до сих пор остается нераспроданной», - поясняет эксперт.

Похоже, что торговые сети и оптовики, затарившись «золотыми» огурцами просто не рассчитали реальную платежеспособность отечественных потребителей. К тому же, никто из них не рассчитывал на внезапный обвал цен в России, и автоматическое «проседание» вслед за ним отечественного рынка.

По прогнозам Игоря Стрелюка, до 8-10 мая будет наблюдаться повышенный спрос на тепличные овощи со стороны отечественных потребителей. Поэтому возможное снижение цен не грозит украинцам еще несколько недель. «Цены пойдут вниз лишь с середины мая, когда появятся предложения томатов и огурцов из пленочных теплиц», - уточняет он.

Оказать существенное влияние на снижение цен на украинском рынке могла бы Турция, где овощи намного дешевле. По оценкам УКАБ, себестоимость отечественного томата, выращенного тепличниками в апреле, составляет 7-8 грн./кг. Себестоимость турецких помидоров (даже с учетом транспортных расходов) не превышает 5 грн./кг.

Тем не менее, ничего экстраординарного в плане уменьшения цен на украинском рынке не происходит, невзирая на обильные поставки турецких овощей. Однако импортеры демпинговать не спешат.

«Турки прекрасно знают, что со второй половины апреля до середины мая – самый «жирный» месяц в году для овощей. Поэтому не видят целесообразности резко понижать цены. Для видимости опускают их на одну-две гривни ниже по сравнению с украинскими теплицами, и продолжают торговать», - рассказывает эксперт по плодоовощному рынку Украинского клуба аграрного бизнеса Игорь Стрелюк.

Украинские тепличные хозяйства, не меньше чем отечественные сыровары, зависимы от российского рынка сбыта. «Сегодня в РФ поставляется более 30% от всего объема производства наших тепличных овощей», - утверждает Татьяна Гетьман. К тому же, если  внутреннее потребление тепличных томатов и огурцов на протяжении последних трех лет не растет, то россияне ежегодно увеличивают потребление овощной продукции из украинских теплиц на 10-15%.

Однако дальнейшему накачиванию мышц отечественных тепличников могут помешать планы РФ полностью избавиться от импорта тепличных овощей к 2020 году. «Если Россия выполнит свое обещание, для украинских комбинатов это будет просто катастрофа», - прогнозирует Татьяна Гетьман. Это лишит Украину крупнейшего рынка сбыта своей тепличной продукции, куда поставлялось овощей на $80 млн. в год.

За последние годы Украина превратилась в одного из главных поставщиков овощей и фруктов в Россию. По данным экспертов «АПК-Информ: овощи и фрукты», за последние пять лет объемы экспорта овощной продукции в Россию из Украины увеличились в 17 раз. И основной статьей экспорта в Россию из Украины являются как раз тепличные овощи.

Прошлой осенью россияне уже обсуждали возможность введения квот на импорт внесезонных (т.е. тепличных) овощей. Если же они в ближайшие годы все же свои намерения реализуют, то многим отечественным предприятиям придется закрыться. Поскольку из-за неравнозначности  цены на газ (которая занимает 60-70% в себестоимости тепличных огурцов и помидоров) наша продукция будет абсолютно неконкурентоспособной на соседнем рынке.

Эта почти детективная история началась еще в бытность министром обороны М. Ежеля и завершилась уже при нынешнем главе оборонного ведомства Д. Саламатине.

Не секрет, что два упомянутых мною чиновника свое основное внимание сосредоточили отнюдь не на армейских реформах, а на финансовых потоках и имеющихся в Вооруженных силах материальных ресурсах. Естественно, не последнее место в перечне того, что «плохо лежит», занимают высвобождающиеся в ходе сокращения армии земли обороны. Речь идет о сотнях тысяч гектаров отнюдь не бросовых земельных ресурсов, продажа которых могла бы принести миллиарды гривен в государственную казну.

Однако произошедшие недавно события, связанные с подписанием президентом В.Януковичем на минувшей неделе Закона Украины № 4226, заставляют сомневаться в том, что власть имущие направили свои усилия на создание дополнительных источников поступления финансовых ресурсов в государственный бюджет.

Напомню читателям, что еще в начале июля 2010 года народными депутатами Г.Калетником и О.Черпицким был инициирован законопроект с регистрационным номером 6644, предусматривавший наделение центральных органов исполнительной власти, управляющих военными формированиями, полномочиями относительно распоряжения (реализации) землями обороны. Появился подобный законопроект не случайно, поскольку в тот же период в Минобороны на ниве распродажи военного имущества успешно трудился заместителем министра Александр Черпицкий — брат упомянутого выше народного депутата, о тонкостях биографии которого ZN.UA неоднократно информировало читателей.

Совершенно очевидно, что братья Черпицкие, направившие все свои ресурсы на проталкивание через Верховную Раду подобного документа, никак не ожидали, что получат достаточно серьезного оппонента в лице правительства.

В своем письме на имя председателя ВР В.Литвина №2655/0/2-11 от 12.03.2011 года Н.Азаров указал, что предлагаемый депутатами законопроект содержит многочисленные несогласованности с другими законопроектами и несет в себе риски совершения коррупционных правонарушений. Глава правительства отметил при этом, что Кабмин разрабатывает проект закона, предусматривающий наделение полномочиями распоряжения землями обороны Кабинета министров (текст письма — на сайте).

Лишь по прошествии 14 месяцев этот законопроект вынесли на рассмотрение Верховной Рады, и уже в октябре 2011 года он был отозван авторами.

Вместо указанного злосчастного документа депутат Г.Калетник уже без соавторства с О.Черпицким внес в ВР законопроект № 6644Д, который был «слегка подправлен» таким образом, что уже содержал нормы, не соответствующие Конституции Украины.

Разработчик законопроекта возложил функцию установления порядка отчуждения земли на Кабинет министров, закрыв глаза на 14-ю и 92-ю статьи Основного Закона, определяющие, что право собственности на землю приобретается и реализуется в соответствии с законом. С необыкновенной легкостью автор обошелся и со статьей 95 Конституции, изменив порядок формирования поступлений в Госбюджет средств от реализации земельных участков.

На подобные нарушения конституционных норм в преддверии «скоропостижного» голосования за законопроект № 6644Д обратил внимание депутатов и Н.Азаров, отметив в письмах от 14 декабря 2011 года В.Литвину и А.Ефремову, что мнение правительства по указанным вопросам проигнорировано (текст — на сайте).

В этом контексте интересна позиция руководства Минобороны, которое, практически постоянно забрасывая правительство письмами относительно снятия установленных ранее ограничений на использование и отчуждение земель обороны, при рассмотрении народными депутатами земельного законопроекта делало вид, что не понимает, о чем идет речь. Дело дошло до того, что Н.Азаров дал министру обороны поручение за № 57988/2/1-11 от 01.12.2011 года сопровождать позицию правительства во время рассмотрения документа в Верховной Раде. Кроме того, глава правительства в категорической форме потребовал от министра обороны прекратить переписку относительно указанных выше вопросов.

Отрицательные заключения Главного научно-экспертного управления и Главного юридического управления ВР с указанием несоответствия данного документа Конституции и украинскому законодательству, а также его негативная оценка Кабинетом министров никоим образом не повлияли на итоги голосования народных депутатов. 22 декабря 2011 года парламентское большинство приняло законопроект №6644Д в целом.

Я сознательно акцентирую внимание на дате принятия законопроекта, ибо именно с этого момента начинаются весьма интересные манипуляции, которые даже у опытных фокусников могут вызвать остановку дыхания.

Трудно сказать, по какой причине принятый депутатами Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования механизма использования земель обороны» не мог на протяжении почти четырех месяцев попасть на подпись к В.Януковичу. Вероятно, В.Литвин все же обратил внимание на весьма вольное обращение народных депутатов с Основным Законом. Вполне возможно, что именно с этим связана его неудачная попытка дважды под предлогом внесения редакционных правок вынести уже принятый закон на голосование Верховной Рады.

Вопрос о том, что и кто заставил В.Литвина спустя четыре месяца вытолкнуть с Грушевского на Банковую не соответствующий Конституции закон, остается пока открытым. Точно так же подлежит тщательному исследованию вопрос о том, почему гарант Конституции поставил свою подпись под этим документом, не воспользовавшись своим правом вето? Именно с таким предложением обратилось к В.Януковичу правительство.

13 апреля 2012 года указанный законодательный акт по сложившейся практике был направлен администрацией президента Кабинету министров для изучения и визирования со сроком исполнения 18 апреля с.г.

Практически все заинтересованные министерства высказались в пользу вето на вышеназванный закон. Кроме того, Н.Азаров как глава правительства предложил президенту вообще отклонить этот законодательный акт в качестве несоответствующего Основному Закону страны, действующим нормам многих законодательных актов и наличием в нем коррупциогенных факторов (копии находятся в распоряжении редакции).

Не стану скрывать, что среди документов, поступивших из заинтересованных органов исполнительной власти, автору этих строк не удалось обнаружить предложений Минобороны, хотя упомянутый закон напрямую затрагивает ситуацию, связанную с распоряжением землями обороны. Не исключаю того, что Д.Саламатин мог лично доложить свои предложения В.Януковичу. В таком случае было бы понятно, почему президент с такой легкостью «одобрил» депутатские старания.

Как судачат в Минобороны, военное ведомство оценило принятую Верховной Радой редакцию закона как не решающую «проблемных вопросов по сути и не позволяющую начать процесс отчуждения и реализации недвижимого военного имущества вместе с земельными участками». Я сознательно взял последнюю фразу в кавычки, ибо это цитата из подписанного заместителем министра Д.Пляцуком документа, который Минобороны так и не направило правительству (копия в редакции). Не могу сказать, досужие ли это домыслы, но, как говорят осведомленные военные чиновники, Дмитрий Альбертович сей документ перечеркнул и ходу ему не дал…

Самая интересная часть событий произошла уже в администрации президента.

Вряд ли президентские юристы могли закрыть глаза на закон, прямо нарушающий 14, 92 и 95 статьи Конституции, 77 и 78 статьи Земельного кодекса, 23, 29 и 71 статьи Бюджетного кодекса. Их квалификация сомнению не подлежит. А вот попало ли их заключение на президентский стол — у меня большие сомнения. Думаю, что и предложения правительства были бы весьма интересны В.Януковичу, если бы они поступили своевременно, а не после президентской подписи, как поговаривают в администрации главы державы.

Не вдаваясь в детали указанного законодательного акта, «совершенствующего механизм использования земель обороны», могу заметить, что коррупциогенных факторов в этом опусе предостаточно. Единственный вопрос: был ли В.Янукович, подписывая закон, в теме, или просто в доле?