Сначала о хорошем. Закон " О доступе к публичной информации" часто срабатывает. 10 мая прошлого года было первым рабочим днем в жизни украинских чиновников, когда они вынуждены были отвечать на запросы о предоставлении публичной информации. Впервые за годы независимости они имели для этого не месяц, а лишь пять дней, а для ограничения доступа должны были взвешивать информацию по трехступенчатому тесту, который выписано в шестой статье закона.

За этот год "Украинской правде" было предоставлено много информации, которую без действия этого закона мы получить не смогли бы.

Нескольких высокопоставленных политиков поймали на бесстыдном вранье или конспирации. Так, оказалось, что представительский автомобиль, на котором ездит советник президента Анна Герман, формально принадлежит ее бывшему помощнику, а ее родной сын трудоустроен у депутата-украиноеда Юрия Болдырева.

Последний случай - это изобличение премьера Николая Азарова, когда тот на вопрос об австрийской недвижимости своего сына рассказал, что он работал дипломатом в Вене и арендовал там жилье. Оказалось, что сын Азарова ни единого дня не служил дипломатом в Австрии.

Но за этот же год мы столкнулись с целой системой блокирования информации. Нами были выявлены темы-табу, о которых информация не предоставляется под наиабсурднейшими поводами.

В порядке эксперимента "Украинская правда" прислала по два элементарных запроса в разные органы исполнительной, законодательной и судебной власти.

Первый касался предоставления копии декларации о доходах чиновника. Нас интересовала именно копия документа, а не пересказ ее содержания в изложении пресс-службы ведомства.

Второй запрос - относительно обнародования списка штатных и внештатных советников первых лиц органов власти. Ведь часто самые влиятельные люди прячутся на должности "советников", формально даже внештатных.

Это тянется еще с 1990-х годов - например, правая рука всесильного премьера Павла Лазаренко Петр Кириченко был его внештатным советником. На подобной должности, только в администрации президента, работал у Леонида Кучмы Александр Волков.

Результат нашего эксперимента такой: на половину присланных запросов чиновники не предоставили копии декларации.

 Верховная Рада, например, отказалась предоставить финансовые отчеты Литвина и его заместителей, вместо этого описав, в которых изданиях эта информация была опубликована.

Таким образом законодательный орган нарушил норму закона "О доступе", которая была принята в его же стенах - "ответ о том, что информация может быть получена запрашивающим из общедоступных источников полагает неправомерным отказ в предоставления информации".

Вообще ответы на запросы прислали все органы власти - но далеко не все предоставили информацию по сути. Эта таблица показывает, как разные чиновники по разному выполняют закона.

В парламенте отказались дать не только копию декларации Владимира Литвина, но и список его советников, назвав это "конфиденциальной информацией". Хотя, например, премьер-министр Николай Азаров другого мнения - на наш запрос он предоставил список советников.

Также, прикрываясь конфиденциальностью, не предоставил список своих советников глава СБУ. Тогда как министр внутренних дел озвучил тех, кто уполномочен давать ему советы.

Креативнее всех ответили в налоговой - они сказали, что штатным расписанием предусмотрено три должности советников, но никаких фамилий не привели. Детальный анализ, кто у кого работает советником, "Украинская правда" пока готовит в печать.

 

копия декларации

фамилии советников

Президент, Администрация президента

ПРЕДОСТАВЛЕНА

ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Премьер-министр, первый вице-премьер

ПРЕДОСТАВЛЕНА

ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Вице-премьер - министр инфраструктуры

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНА

ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Вице-премьер - министр социальной политики

ПРЕДОСТАВЛЕНА

ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Вице-премьер - министр здравоохранения

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНА

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Глава Верховной Рады, заместители

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНА

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Глава Конституционного суда

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНА

ПРЕДОСТАВЛЕНЫ СО 2 ПОПЫТКИ

Глава Службы безопасности Украины

ПРЕДОСТАВЛЕНА

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Министр внутренних дел

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНА

ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Глава Государственной налоговой службы

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНА

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Глава Национального банка Украины

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНА

ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Генеральный прокурор Украины

ПРЕДОСТАВЛЕНА

ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Глава Киевской городской госадминистрации

ПРЕДОСТАВЛЕНА

ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Секретарь Рады нацбезопасности и обороны

ПРЕДОСТАВЛЕНА

НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

Закон о доступе приоткрыл масштаб бессмысленных затрат, которые каждый год осуществляет государственный бюджет, на содержание высших должностных лиц. Это деньги, которые идут из казны на нужды, которые даже при стабильной экономической ситуации сложно назвать первоочередными задачами. Сейчас же, когда Янукович с Азаровым призывают сильнее затянуть пояса, подобные неадекватные расходы вообще абсурдные.

Итак, что помог установить закон о доступе к публичной информации.

Дачи вместо больниц

Резиденции "Конча-Заспа" и "Пуща-Водица", где расположены предоставленные vip-чиновникам в пользование государственные дачи, в этом году обойдутся в 47,7 миллионов гривен. Если подробнее, содержание дач в "Конча-Заспе", где живут Азаров, Богатырева, Литвин, Ющенко, Кучма и сотня других "обездоленных", будет стоить 29 миллионов. А "Пуща-Водица", где расположены дачи Плюща, Пшонки, Кузьмина и т.п., съест из бюджета 18,7 миллионов. В прошлом году это были аналогичные суммы: "Конча-Заспа" – 29,3 миллиона, "Пуща-Водица" - 16 миллионов.

Украинцам нет никакого смысла каждый год тратить по 50 миллионов гривен на комплексы отдыха своих чиновников. Продажа на аукционе этих государственных дач не просто снимет бремя с бюджета, но и позволит существенно пополнить казну.

Для сравнения, как могло бы государство распорядиться сэкономленными средствами: выплата из госбюджета в бюджет города Киева для функционирования больницы "Киевский городской центр сердца" представляет даже меньшую сумму, чем ежегодное содержание государственных дач - 39 миллионов гривен.

Государственная дача Ющенко
 

...и Литвина

Соразмерный расход на автобазы Государственного управления делами - за этот год оно планирует потребить свыше 50 миллионов гривен (13 миллионов 381 тысяча гривен в первом квартале). Это - цена того, чтобы чиновники Банковой могли пользоваться служебным автотранспортом. Общественный для их нужд не подходит.

Сколько этот комфорт чиновников стоил в прошлом году? Столько же! Смета государственной организации "Автобаза Государственного управления делами" на 2011 год составлял 48 миллионов 229 тысяч гривен.

Следующее - это воздушные путешествия высших должностных лиц. На протяжении 2011 года администрация президента, Верховная Рада и Кабмин осуществили чартерных авиаперевозок силами Государственного авиапредприятия "Украина" на сумму 40,2 миллиона гривен.

Фактически же речь идет о чартерных авиарейсах для перевозки четырех человек в государстве - президента Януковича, премьер-министра Азарова, его первого заместителя Клюева и главы Верховной Рады Литвина.

При этом в Европе уже стало распространенной практикой использования обычных рейсовых самолетов для перевозки чиновников - чартер заказывается только когда приобрести билет невозможно, а в пункте назначения нужно быть в конкретный момент.

Пример того, что спикер украинского парламента может летать рейсовым самолетом, уже демонстрировал Арсений Яценюк. Михаил Саакашвили, будучи президентом Грузии, летал в Брюссель обычным бортом. Руководитель европейской дипломатии баронесса Кэтрин Эштон, по информации ее представителя, большинство командировок осуществляет рейсовым самолетом - причем если путешествие длится меньше четырех часов, ей покупают эконом-класс. А в интернете уже публиковались снимки президента Финляндии, которая поворачивалась домой со США общим бортом вместе с сотней простых людей.

В это же время украинская верхушка считает унижением лететь вместе со своими гражданами. Цена такого комфорта - 40,2 миллиона гривен на год.

Государственные дачи, автопарк администрации президента и комфортные перелеты четырех человек в государстве - лишь за один год расходы на эти три статьи стоили украинцам 140 миллионов гривен.

Эта цифра превращает в циничное издевательство слезы чиновников, которые в телеэфирах начинают жаловаться на то, что очень любят людей, но не могут повысить их соцстандарты за неимением средств.

Автор специально не анализировал еще более бессмысленные расходы, такие как аренда для президента Януковича дополнительного офисного помещения в "Межигорье" - при том, что к его услуг многоэтажка администрации президента, которая занимает половину улицы Банковой.

Бессмысленные депутатские льготы

Чартерные рейсы - это лишь один пример того, как власть отгородилась от своих сограждан. Так, народные депутаты законом закрепили за собой право использовать залы официальных делегаций - то есть специальные помещения, где они могут в комфорте ждать посадки на свой самолет, не пересекаясь с простым людом. Даже если депутат летит обычным рейсовым самолетом, его на специальном автобусе отвезут прямо к трапу.

Но самое циничное, что депутаты этой привилегией еще и активно злоупотребляют. Сметой Верховной Рады на 2011 год каждый нардеп имел право воспользоваться залом официальных делегаций на 1700 гривен. Но по итогам 2011 года, как сообщили в аппарате парламента после запроса "Украинской правды", расходы на выполнение указанной статьи сметы составили 1 миллион 604 тысячи гривен.

Делим эту сумму на 450 депутатов - и получаем, что в прошлом году в среднем на каждого депутата было израсходовано 3,5 тысячи. То есть разрешенный лимит за пользования залом официальных делегаций был превышен вдвое!

На текущий год для каждого из депутаты снова зарезервированы право воспользоваться залом официальных делегаций - из расчета 1700 гривен на мандат. Но сколько будет стоить это по факту - узнаем лишь в следующем году.

Использование зала официальных делегаций депутатами - это не только расточительство, но и узаконенная социальная сегрегация, профинансированная бюджетом.

На этом перечень неадекватных расходов депутатов не исчерпывается.

Например, при аппарате парламента есть автобаза. Для транспортного обслуживания деятельности депутатов в прошлом году было израсходовано 663 тысячи гривен. Фактически - это такое "такси" для депутатов, которое они заказывают, но не платят за него деньги - расходы покрывает бюджет.

Смета парламента также предусматривает деньги на "выступления народных депутатов на радио, по телевидению, в печати по вопросам депутатской деятельности" и "возмещение средств периодическим изданиям за публикацию авторских материалов народных депутатов".

Фактически это - узаконенная джинса, когда нардепы за деньги бюджета могут порекламировать себя в печати. В прошлом году из бюджета на эти нужды пошло 492 тысячи гривен.

Но и это еще не все. Депутаты записали себе в законе право получить компенсацию путевки в парламентский санаторий в размере 5 тысяч гривен. В прошлом году за этой статьей было израсходовано 454 тысячи гривен. Значит, что этим правом воспользовались 90 депутатов - то есть каждый пятый иждивенец народа.

Вообще же, депутаты не имеют морального права претендовать эти средства, потому что фактически получают ежемесячно свыше 30 тысяч гривен - около 15 тысяч зарплаты плюс 17,5 тысяч "компенсации депутатских расходов", за расходование которых они никому не отчитываются.

Собственно, из этих денег депутаты и должны, если желают, оплачивать услуги зала официальных делегаций, такси, заказные статьи и путевки в санаторий.

Действие статьи, которая позволяла депутату получить 5 тысяч на путевку, приостановлена только на этот год - поскольку он предвыборный. Отважиться и просто убрать эту льготу из закона "О статусе народного депутата" парламент не смог.

Пользование отдельным залом в аэропорту, депутатская развозка, расходы на джинсу и компенсация путевки лишь на протяжении одного прошлого года стоили бюджету 3 миллиона 213 тысяч гривен.

Это значит, что 450 пенсионеров в течение года могли бы ежемесячно получать 595 гривен доплаты - за год им бы "накапало" свыше 7 тысяч гривен. В жизни этих 450 человек такие деньги сыграли значительно более важную роль, чем в жизни 450 депутатов

Но и это не все. Кроме этих 5 тысяч на путевку, эти же депутаты получили около 35 тысяч "материальной помощи на оздоровление". Из 450 депутатов от "оздоровительных" отказались лишь 12 лиц - Ахметов, Горбаль, Гриценко, Звягильский, Кий, Клюев, Королевская, Мальцев, Прутник, Скудар, Третьяков, Яценюк.

Вообще бюджету Украины "материальная помощь" депутатам на оздоровление стоила около 15 миллионов гривен. Для сравнения: немного меньше - 14 миллионов - государственным бюджетом на этот год предусмотрено на лечение всех граждан Украины за границей.

"Межигорье" - самая большая тайна государства

Но, кроме изобличения стоимости небольшой части льгот вельмож, первый год закона о доступе показал закрытость информации. В Украине на официальном уровне существуют темы-табу. О них не только не выходят сюжеты на канале "Интер" - о них невозможно получить никакой информации официальным путем.

Ниже - примеры тем, которые так и остались "закрытой зоной" для украинских чиновников.

Бесспорный фаворит - это тема "Межигорье". Единое, что удалось узнать Украинской правде официальным путем за весь год в Вышгородской администрации - это то, что в 2010-м Янукович выкупил в частную собственность 1,76 гектара земли "Межигорье". Но нам отказались сообщить дату заключения договора с ним и цену приобретения.

Хотя статья шестая закона "О доступе к публичной информации" однозначно запрещает ограничивать доступ к информации "о распоряжении бюджетными средствами, владением, пользованием или распоряжением государственным, коммунальным имуществом". В данном случае речь идет о государственном имуществе - земельный участок, который был выведен в пользу частного лица.

Чтобы получить информацию, "Украинская правда" пыталась судиться с Вышгородской администрацией. Мы проиграли в первой инстанции и случайно узнали, что проиграли также апелляцию, о слушании которой даже не были предупреждены.

 По информации Украинской правды, после избрания Януковича президентом подконтрольные ему фирмы расширили владение. Но Вышгородская администрация заблокировала предоставление любой информации о стоимости и площади проданных или сданных в аренду земельных участков на территории вокруг "Межигорья". 

Также полный бойкот объявил и Вышгородский районный совет, который утвердил смехотворную нормативную оценку участка резиденции - он отказала в доступе к технической документации, которая обосновывала низкую стоимость земли "Межигорья".

Администрация президента отказалась предоставить копию договора, по которому для нужд Януковича за счет бюджета был взят в аренду скандальный вертолет Agusta. По сути, эту машину Янукович арендовал сам у себя. Ведь вертолет сдала в пользование Банковой фирма, которая раньше была среди номинальных учредителей резиденции "Межигорье".

Также администрация не предоставила копию договора о взятии в аренду для Януковича дополнительного офисного помещения - на территории "Межигорья" - у его же фирмы ООО "Танталит".

Кроме того, Госспецсвязи отказался сообщить, сколько стоило налогоплательщикам провести закрытую связь к этому новому рабочему месту Януковича в резиденции.

В доступе к информации отказано

Если Янукович уже вывел свою резиденцию из государственной собственности, то десятки чиновников, которым были предоставлены государственные дачи, этого хотят. Делается это с помощью инвестиционных договоров, когда, например, первый заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин строит на месте старой дачи полностью новый дворец, а потом оформляет его себе в частную собственность. А стоит это добро на территории комплекса государственных дач, которые каждый год съедают из бюджета 50 миллионов гривен.

Но Государственное управление делами на наши запросы отказалось предоставить копии инвестиционных договоров, заключенных с экс-спикером Иваном Плющом, завхозом Януковича Андреем Портновым, депутатом Ефимом Звягильским, вице-премьером Раисой Богатыревой и т.п. - все они значительно улучшили свои условия на территории государственных комплексов отдыха, и сложно представить, что настроенное там они когда-то оставят государству.

Кроме самой привилегии жить на государственных дачах в "Конча-Заспе" и "Пуща-Водице", много из чиновников имеют еще и льготы по уплате коммунальных платежей. Достоверно известно, что Ющенко своим распоряжением предоставил 50-процентный дисконт Владимиру Литвину.

Однако Государственное управление делами отказалось предоставить перечень тех "обездоленных" чиновников, которые имеют льготы на комуналку в Конче и Пуще.

Наиболее засекреченная информация, которой владеет Верховная Рада - это декларации о доходах народных депутатов. С начала действия закона они не предоставили журналистам никакого финансового отчета ни единого депутата, хотя закон содержит специальное предостережение - "не принадлежат к информации с ограниченным доступом декларации о доходах лиц, которые занимают выборную должность в органах власти".

Второй массив информации, который отказалась предоставить Верховная Рада - это список помощников-консультантов народных депутатов. Очень часто на эти должности оформляют людей, которые не имеют никакого отношения к очерченным функциям. Например, помощником депутата работает личный повар Януковича из Межигорья, который получит за приготовления борща зарплату из бюджета и ранг государственной службы для будущей пенсии. Также помощниками депутатов записывают водителей, охранников, возлюбленных и просто подставных лиц, на которые оформляют свою собственность - как в случае с Анной Герман.

Но на многочисленные обращения Верховная Рада отказалась раскрыть списки помощников депутатов - как конкретного народного избранника, так и вообще по всем нардепам. При том, что закон также содержит специальное положение - "не может быть ограничен доступ к информации о распоряжении бюджетными средствами (...) фамилии, имена, отчество физических лиц и наименования юридических лиц, которые получили эти средства или имущество".

Секретим все - и все!

Кроме этих случаев, за год действия закона о доступе мы получили достаточно других необоснованных отказов - например, Конституционный суд отказался предоставить текст представления народных депутатов о разрешении не отчитываться про свои расходы перед выборами этого года.

"Упомянутая информация является служебной, а потому не может быть предоставлена", - ответил Конституционный суд. Хотя тот же закон содержит требования к служебной информации - это "внутриведомственная служебная корреспонденция, докладные записки, рекомендации; информация, собранная в процессе оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности...".

Как можно к этому отнести представление депутатов, и засекретить документ с полусотней подписей народных избранников - это загадка.

Также Государственная налоговая служба отказалась предоставить свой приказ о работе с крупными финансово-промышленными группами. Донецкий вундеркинд Александр Клименко отнес к "служебной информации" уже изданный приказ, то есть окончательное решение, конечный нормативно-правовой акт.

Хотя в норме, которую он сам же цитирует как основание для ограничения доступа - сказано, что служебной информация может быть "к принятию решений". Если бы это была служебная записка относительно разработки такого приказа - или даже проект такого приказа - тогда можно ограничивать доступ. Но когда решение принято, акт утвержден, он уже не может быть скрыт с таким обоснованием. Получая отказ в предоставления информации, мы видели такие формулировки, от которых и смешно, и грустно.

Так, Министерство финансов отказалось предоставить копии своего письма в Кабинет министров относительно долгов ЕЭСУ перед Россией. В этом документе, который не содержит никаких грифов секретности, указано, что долги ЕЭСУ не учитываются как государственные долги.

Но Минфин отказался предоставить копию это письма, заявив, что они послали оригинал Азарову, а тот экземпляр, который у них остался, не содержит шапки "Министерство финансов Украины", а потому... не может быть копией.

За приведенными историями стоят конкретные чиновники, которым закон не писан. И пока в государстве будут существовать такие примеры, преждевременным будет выглядеть оптимизм Дениса Иванеско из администрации президента, который уже третий день рапортует об успехах власти на пути открытия информации.