Полтора года назад, в канун принятия Налогового кодекса (НК), его лоббисты щедро обещали бизнесу радужные перспективы. «Надо осознавать, что на следующий день после принятия НК не придет процветание и благоденствие, — скромно заявлял премьер Николай Азаров. — Но мы исходим из убеждения, что налоговая реформа неизбежно приведет к экономическому росту, может, к подъему благосостояния людей на здоровой, надежной основе».
Вице-премьер Сергей Тигипко прямо обещал, что кодекс в комплексе с другими мерами «позволит серьезно улучшить условия ведения бизнеса в Украине». А работавший тогда главным налоговиком Александр Папаика и вовсе излучал оптимизм. «Экономическая ситуация в Украине улучшается, укрепляется доверие к нашей стране со стороны международных организаций и иностранных инвесторов, — говорил он. — С принятием НК мы получим налоговый климат, причем благоприятнее, чем тот, что существует во многих европейских странах. Ослабление налогового бремени привлечет к нам инвесторов».
Уже очевидно, что возлагаемые на кодекс надежды не оправдались. И даже растущая динамика налоговых поступлений играет скорее в пользу такого утверждения, чем наоборот. Определенную роль в увеличении отчислений в госбюджет сыграл выход экономики из кризиса. Но главная причина — планомерное «закручивание гаек». Бизнес не ощутил обещанного послабления налогового давления после вступления в силу НК. Это подтверждают как участившиеся жалобы предпринимателей на растущий беспредел фискалов, так и те же международные рейтинги, в которых высокие чиновники неоднократно обещали значительно повысить позицию Украины.
Разные взгляды
Несмотря ни на какие «реформы», Украина и дальше плетется в хвосте рейтинга легкости ведения бизнеса (Doing Business — 2012), составленном Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком. В позиции «уплата налогов» наша страна стабильно занимает 181-е место среди 183 ранжируемых государств. А по количеству уплачиваемых налогов мы вообще лидируем в мире.
«Всемирный банк подсчитал, что украинский бизнес в той или иной форме выплачивает 135 различных налогов, — отметил президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Это абсолютный мировой рекорд. Второе место в этом рейтинге заняла Румыния. Но она выглядит «слабаком» на нашем фоне — у нее лишь 113 налогов. А вот на третьей позиции находится Ямайка с результатом всего 72 налога». Любопытно, что в европейских странах количество налогов не превышает десяти, а в Гонконге их только три.
Правда, ГНС «уличила» экспертов Всемирного банка в подмене понятий. Фискалы пожаловались, что в рейтинге речь идет не о налогах, а о количестве платежей. Мол, в список налогов внесли такие платежи, как взносы в Пенсионный фонд и другие соцфонды, а это делать некорректно. В налоговой обиделись, что составители рейтинга мало того что не учли введение в Украине с начала 2011 года единого соцвзноса, так еще и не заметили существенный прогресс налоговой службы относительно подачи электронной отчетности плательщиками налогов. А в таких случаях «считается, что налог платится раз в год, даже если подача отчетности и платежи осуществляются чаще».
Возмущение фискалов вызвало также игнорирование экспертами снижения налога на прибыль с 25% до 21% в 2012 году, сокращение в НК в 2011-м количества общегосударственных налогов с 29 до 19 и местных налогов с 14 до 4. «За год налоговой реформы, — комментируют в пресс-службе ГНС, — состоялось практически двукратное сокращение количества таких отчислений».
Но стоит ли в данном случае вдаваться в подробности отбора показателей и применения методики расчетов для составления рейтинга? Ведь очевидно, что даже формальное сокращение количества налогов или изменение их ставок не может компенсировать последствия усиления давления на бизнес посредством администрирования этих самих налогов. По обнародованным на днях данным Европейской Бизнес Ассоциации, индекс инвестиционной привлекательности Украины снижается уже третий квартал подряд. При этом 25% респондентов причиной такой ситуации назвали проблемы с налоговой системой и новым НК, 18% — усиление пресса со стороны государственных структур, 15% — коррупцию, 13% — проблемы с таможней.
На чьи гуляем
Для самих собирателей налогов прошлый год оказался урожайным. В 2011-м по сравнению с 2010-м налоговые поступления увеличились на треть, или на 60 млрд грн, достигнув 266,4 млрд грн, хотя номинальный рост ВВП составил всего 5,2%. Из отчета ГНС о выполнении плана на 2011-й следует, что больше всего выросли поступления от налога на прибыль — до 54,7 млрд грн: на 52,2% больше, чем в позапрошлом году. И это притом что с 1 апреля 2011 года ставка налога была снижена с 25% до 23%. На втором месте НДС. Сумма поступлений от этого налога выросла за год на 42% — до 76,2 млрд грн.
Налоговая служба заставила раскошелиться и простых граждан. В прошлом году они заплатили 60,2 млрд грн налога на доходы физлиц, что на 18% больше предыдущего года (по данным Госстата, реальная зарплата в Украине в декабре 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010-го увеличилась на 11%).
Упрощенцы в минувшем году отдали государству всего 1,1 млрд грн единого налога. Николай Янович сразу же поспешил назвать главными кормильцами бюджета 350 крупных компаний, которые оплачивают 86% всех налогов и сборов в Украине. «Но мы на это смотрим, откровенно говоря, философски, потому что мы за то, чтобы создать средний класс в стране, — отметил премьер чуть более чем за полгода до парламентских выборов. — И поэтому когда речь зашла об упрощенной системе налогообложения, а это около 1 млн человек, то наш подход простой: хорошо, пусть не платят, пусть обогащаются…»
О том, что малый бизнес в первую очередь призван решать социальные проблемы, такие как занятость населения, борьба с бедностью и пр., премьер подзабыл. Кроме того, и официальная статистика ГНС несколько отличается от цифр, озвученных Азаровым: крупными плательщиками в прошлом году уплачено 128,3 млрд грн платежей, что составляет 66,8% общих поступлений.
Дальше — хуже
В нынешнем году, как побаиваются эксперты, фискальное давление на бизнес может только усилиться. Виной тому приближающиеся выборы в парламент и необходимость изыскания дополнительных 16 млрд грн на реализацию социальных инициатив президента.
«Я не удивлюсь, если завтра бизнес начнут «раздевать» под таким предлогом, будто бы деньги нужны на реализацию инициатив президента, — говорит руководитель социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко. — Конечно, повысят и коррупционные сборы, и официальные».
Правда, в ГНС уже поспешили заверить в обратном. «Сегодня мониторинг фиксирует стабильное развитие экономики с перспективой медленного роста. По скорректированным прогнозам, налоговые поступления несколько превысят запланированные показатели, в основном вследствие дальнейшей детенизации экономики», — сообщают в ГНС.
Впрочем, как в отечественных реалиях происходит «детенизация» и увеличение плановых поступлений от налогов — известно. Необходимо готовиться и к новому повышению налогов. В Минфине уже разработан пакет соответствующих законопроектов. В частности, пока предлагается повысить акциз на алкоголь на 10–11,2%, существенно увеличить ставку рентной платы за добычу природного газа, пересмотреть ставки таможенных пошлин на импортные товары и пр.