Статьи
Думаете, что битва за Украину происходит только в стенах парламента и принятие закона «О принципах языковой политики» является ее кульминацией? На самом деле эта битва продолжается не первый год и очень похожа на бои без правил.
И мы уже пропустили серию ударов — не таких заметных, как законопроект Кивалова—Колесниченко, но не менее ощутимых. Когда-то у украинцев был Институт национальной памяти в качестве центрального органа исполнительной власти со специальным статусом. Сегодня он превратился в бюджетное учреждение при правительстве, роль которого сведена фактически к выдаче справок. Институту подчинялся Музей Украинской Народной Республики. Его постигла не лучшая участь.
На протяжении уже двух лет пытается выстоять под чиновничьим натиском Национальный научно-исследовательский институт украиноведения и всемирной истории (далее — НИИУ).
Во всем мире в суверенных странах активно работают учреждения типа НИИ украиноведения: Институт германистики им. Гете, Институт им. Сервантеса, Центр россиеведения. Все они получают мощную государственную поддержку — юридическую, финансовую, технологическую, кадровую. Потому что призваны решать стратегические задачи.
Научно-исследовательский институт украиноведения выполнял чрезвычайно важную для Украины миссию. «Наш институт не сугубо научный, у него просветительские функции. Они выходят на геополитический и геостратегический уровни», — отмечает заведующий отделом философских и этнопсихологических проблем украиноведения Тарас Кононенко.
Согласно паспорту научной секции №19, по профессиональным направлениям научного совета МОНМС, к которой принадлежит украиноведение, исследования в области украиноведения охватывают также вопрос воспитания национального сознания и самосознания, теоретико-методологические принципы современного обществоведческого образования, методику формирования ценностей, ценностных ориентаций и личных черт учеников и студентов в изучении обществоведческих дисциплин.
Задачами НИИУ являются разработка научной концепции украиноведения, внедрение его достижений в образовательную практику, а также координация сотрудничества с диаспорой (включительно с организацией международных конгрессов и конференций, составлением программ и учебников для всех типов воспитательных и учебных заведений, курсами повышения квалификации учителей и дистанционным обучением), зарубежными и отечественными научными учреждениями (например, Институтом украинского языка НАНУ).
Учеными института разработан проект Государственного стандарта по украинскому языку, система сертификации по украинскому языку и украиноведению.
Тарас Кононенко объясняет: «Сертификация уровней владения государственным языком практикуется во всем мире. Это то, отсутствие чего раскалывает сегодня наше общество. Если бы в законе было четко прописано, что госслужащий будет принят на службу только при условии получения сертификата уровня В2 или С1, аспирант или докторант поступит в аспирантуру, только имея уровень С1—С2, абитуриент станет студентом при наличии сертификата В2, то вопрос, изучать или не изучать государственный язык, не возникал бы. Вместе с тем этот проект обеспечил бы равный доступ к качественному языковому образованию по всем языкам, бытующим на территории Украины».
Один из самых масштабных проектов НИИУ — «Образовательная среда зарубежных украинских учебных заведений». Этим проектом предполагались подготовка, апробация и внедрение дистанционных курсов повышения квалификации педагогов, разработка и апробация системы тестового контроля уровня учебных достижений учеников, подготовка методических рекомендаций для учителей в онлайн-режиме, создание системы психолого-педагогического консультирования. Сайт института и журнал «Українознавство», издаваемый коллективом НИИУ, должны были стать мощными ресурсами для координации такой работы.
Но, несмотря на важность и перспективность проекта, на то, что его координатором был заместитель министра Борис Жебровский, а одним из научных консультантов директор Института инновационных технологий Александр Удод, программа не была подписана министром образования Дмитрием Табачником.
И это стало только началом притеснений, которым подвергся институт. Дальше — трехмесячная проверка КРУ, в ходе которой, по словам Тараса Кононенко, «даже измеряли диаметр пеньков возле института. Они не отвечали нормам, и мы доказывали, что деревья-нарушители упали сами во время непогоды». Результаты проверки были переданы в прокуратуру. Недавно руководство института получило письмо за подписью первого заместителя прокурора Шевченковского района г. Киева Вдовиченко, в котором указано, что прокурорская проверка, согласно акту ревизии Главкру Украины, не обнаружила нарушений в деятельности служебных лиц института и отвечает отказом в возбуждении уголовного дела.
Были также попытки снять с должности директора института профессора Петра Кононенко, изменить направление работы научного учреждения путем его реорганизации в Институт украиноведения и всемирной истории. Благодаря вмешательству президента Украины В.Януковича в августе 2011 г. П.Кононенко был оставлен в должности. А вот реорганизация состоялась.
«Вопреки положению „О национальном учреждении (заведении) Украины", утвержденному указом президента Украины, Национальный научно-исследовательский институт украиноведения и всемирной истории фактически преобразован во второстепенное подразделение Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины», — рассказывает Петр Кононенко. В противовес ст.101 Гражданского кодекса Украины и Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности», МОНМС оставило за собой право назначать в реорганизованном учреждении не только директора института, но и его заместителя. Теперь без согласования с министерством руководство института не может назначать руководителей отделов и подразделов, а также назначенную директором часть ученого совета института.
Уже полгода в НИИУ нет утвержденного Минобразования штатного расписания и структуры. Еле удалось решить проблемы с финансированием (да и то благодаря вмешательству лично Николая Азарова). Прекращено большинство из лицензионных видов деятельности института и действие соглашений о сотрудничестве с учреждениями более десяти стран мира. Сокращен штат работников.
«Наши неоднократные официальные обращения в соответствующие службы администрации президента, премьер-министра Азарова находили поддержку и воплощались в непосредственных доверенностях или распоряжениях, — заметил Петр Кононенко. — Но это не помешало Дмитрию Табачнику продолжать препятствовать деятельности государственного учреждения со статусом национального и вести политику его постепенной ликвидации». Институт обращался за помощью к Ганне Герман, Раисе Богатыревой, народным депутатам Г.Омельченко и Н.Томенко. Именно благодаря их вмешательству, считают работники института, учреждению удалось выжить.
Одним из самых болезненных ударов стала потеря институтом лицензии на предоставление образовательных услуг. «Не имея достаточного количества украинских школ за рубежом, дети наших трудовых мигрантов вынуждены будут посещать российские, — отмечает Тарас Кононенко. — Кроме того, теперь мы не имеем права проводить курсы украинского языка, курсы повышения квалификации учителей украинского языка, литературы и украиноведения».
Был ликвидирован специализированный ученый совет НИИУ по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности 09.00.12 — украиноведение (философские и исторические науки). Пять диссертантов, которые успели защитить свои работы, в течение года (что является грубым нарушением) не могут получить подтверждение защиты.
Недавно в Институт украиноведения поступило письмо из министерства, подписанное Д.Табачником. В нем сообщается, что, согласно решению аттестационной коллегии МОНМС, отменяется решения специализированного ученого совета о присуждении научной степени кандидата философских наук одному из пяти диссертантов — директору Крымского филиала НИИУ Виктору Лукашенко. Его работа посвящена разработке принципов сертификации владения украинским языком. Как следует из письма, возражений к содержанию исследования нет. Причины отказа касаются определенных процедурных моментов.
Важно отметить, что внедрение сертификации уровней владения украинским языком было одним из решений V Всемирного форума украинцев. По рекомендации этого форума Николай Азаров поручил Министерству образования разработать план мероприятий по поддержке и развитию украинского школьного обучения за рубежом на 2012—2015 годы.
Интересно, что план мер вводился двумя приказами МОНМС. Первый, изданный заместителем министра Борисом Жебровским, содержал проект плана. И в нем реализация многих мероприятий была возложена на НИИ украиноведения. Но из окончательного плана, утвержденного приказом от 01.06.2012 г., №654 за подписью Дмитрия Табачника, все авторские предложения НИИУ были изъяты, а специалисты института отстранены от участия в этой работе. Поэтому из программного документа исчез целый раздел «Научное обеспечение», предусматривавший создание официального представительства сети украинских заграничных учебных заведений на сайте НИИУ, организацию комплексного онлайн-мониторинга образовательных потребностей учителей, учеников и их родителей; создание и внедрение системы сертификации уровней владения украинским языком (апробацию заданий и подготовку проектов нормативно-правовых документов), создание консультативного онлайн-центра с сегментами «учительская творческая лаборатория», «клуб небезразличных родителей», «молодежный форум».
Идеи украинского института, которые не нашли поддержки у отечественного министерства образования, считаются реформаторскими и очень популярными в России. Сегодня там создается новый мощный проект для пропаганды русского языка и культуры — Институт Пушкина. «Это не просто переименование, но серьезная реформа», — цитируют СМИ руководителя федерального агентства «Россотрудничество» Константина Косачева. В рамках нового проекта будут реализованы очень похожие на украинские идеи: концепция «Русская школа за рубежом» (аналог неподписанного Табачником проекта «Образовательная среда зарубежных украинских учебных заведений»), сертификационное тестирование по русскому языку, курсы повышения квалификации учителей и курсы по изучению русского. То есть российский институт будет заниматься тем, чего отныне не имеет права делать наш НИИУ.
Кстати, как сообщает www.radiosvoboda.org со ссылкой на депутата Госдумы Константина Затулина, бюджет «Россотрудничества» составляет около 1,5 млрд. рублей (это приблизительно 50 млн. долл.). Сравним его с бюджетом этого года Национального научно-исследовательского института украиноведения и всемирной истории — 2 млн. 700 тыс. грн., а после личного вмешательства в ситуацию премьер-министра Н.Азарова — 6 млн. грн.
Однако российские депутаты не считают финансирование достаточным. Госдума России призвала президента Путина повысить финансирование «Россотрудничества» в пять-семь раз. «Нужно прежде всего поддержать русский язык и российское образование в Украине. Надо поддержать такие проекты, которые инициировал недавно министр образования Дмитрий Табачник. Речь идет о создании образцовой русской гимназии в городе Киеве. Нужно поощрять развитие филиалов российских вузов в Украине. И, конечно, нужно тратить средства на активное привлечение студентов из Украины в Россию», — отметил Затулин. И это очень дальновидный шаг, который может стать началом демонтажа украинской образовательной системы. Ведь нашим школам и вузам, страдающим от недостаточного финансирования, придется конкурировать с хорошо оснащенными русскими гимназиями и филиалами российских вузов.
Кроме упомянутого института, проблемами обучения заграничных россиян занимается Институт русского языка имени Пушкина, который, в отличие от нашего Института украиноведения, имеет бессрочную лицензию на предоставление образовательных услуг, а также занимается научной деятельностью (защита кандидатских и докторских диссертаций). Именно в этом институте разработаны основы сертификации владения русским языком: шесть уровней повседневного общения для взрослых (уровни А 1-С2), шесть уровней повседневного общения для детей школьного возраста (уровни А 1-С2), три уровня владения русским языком делового общения (В 1-С1) и четыре уровня владения русским языком в туристическом бизнесе (РЭТ-0 — РЭТ-3). Для подготовки к тестированию изданы тренировочные пособия, рекомендации. Тестирования проводятся в 35 центрах пятнадцати стран мира.
Всяческую поддержку русскому языку за рубежом предоставляют также созданный указом президента РФ В.Путина фонд «Русский мир», некоммерческая организация «Институт стран СНГ», возглавляемая Константином Затулиным, «Конгресс русских общин» (КРО) под руководством депутата Госдумы Алексея Журавлева. Как сообщает izvestia.ru, при КРО основано движение «Родина — Евразийский союз», задача которого — объединение пророссийских организаций на территориях СНГ. По словам Журавлева, учредительный съезд новообразованного движения должен состояться в Беларуси, Украине и Казахстане в ближайшее время. Создается впечатление, что перед нами — масштабный геополитический проект по поддержке русского языка, в котором на началах партнерства будут задействованы разные государственные и негосударственные российские учреждения.
Что сможем мы противопоставить ему в поддержку украинского языка? Институт, который обеспечивает стратегическое единство украинства по всему миру и имеет средства для его объединения, обессилен борьбой за выживание. И не только в чиновничьих кабинетах, но и в судах. Впрочем, именно он мог бы стать основой для создания интегрального проекта, который объединил бы ведущие государственные учреждения в защиту украинского языка и культуры не только за рубежом, но и в Украине.
«Одна из целей Министерства образования — доказать бессмысленность существования нашего учреждения. И сделать вывод, что такое учреждение не нужно стране. Действиями Минобразования сдерживается и уничтожается украинское дело в мире. И вопрос здесь не в том, почему где-то все расширяется и развивается, а у нас — ликвидируется. Вопрос в другом: а почему, собственно, государственную программу сотрудничества с мировым украинством перехватил Табачник?» — акцентирует Тарас Кононенко.
P.S. Чтобы получить ответы на вопросы, которые беспокоят не только работников НИИУ, редакция направила официальный запрос в Минобразования. В определенный законом срок ответ не поступил. В пресс-службе МОНМС не удалось даже выяснить, под каким номером был зарегистрирован наш запрос. Каждый раз нам отвечали, чтобы мы перезвонили завтра и что ответ готовится.
- Информация о материале
Спецподразделения для боевых действий в сетевом пространстве уже существуют во многих странах мира. Так, США создали U.S. Cyber Command еще в 2010 году, при этом активные разработки "атакующего" кибероружия начались в президентство Буша. В 2011-м появился примечательный документ "Глобальная стратегия развития киберпространства", предусматривающий применение вполне реальной военной силы в ответ на "виртуальные" атаки. Израиль объявил о создании аналогичных подразделений только в августе прошлого года, однако речь, очевидно, идет лишь о расширении и легализации уже существующей системы. В январе о создании первого образца кибероружия объявила Япония. Германия будет способна на государственном уровне осуществлять хакерские атаки к концу текущего года.
В России и Китае подобные структуры засекречены, однако следы их деятельности появляются давно и регулярно. Кроме того, о киберугрозе говорят и на вполне официальном уровне. Так, в 2009-м замначальника Генерального штаба Ноговицын предсказал начало полноценных кибервойн в ближайшие 2-3 года (и был абсолютно прав). В начале 2012 года на сайте Минобороны РФ появился документ "Концептуальные взгляды на деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации в информационном пространстве". По сути, в нем описываются общие принципы поведения России в ходе возможной кибервойны. При этом, как и американская "Глобальная стратегия развития киберпространства", он предусматривает возможность силового ответа на кибернетические атаки.
Итак, что такое кибервойна? В "наступательном" смысле – это пропаганда, шпионаж (взлом страниц и серверов для доступа к закрытой информации) и саботаж (атаки с целью блокирования работы сайтов и компьютерных систем; дезинформация, то есть замена данных во "вражеских" системах; вмешательство в работу контролируемого компьютерами оборудования с целью его вывода из строя).
Разумеется, параллельно со средствами нападения на государственном уровне разрабатываются и средства защиты от хакерских атак.
Рассмотрим эти направления подробнее – и начнем с обороны.
Уже сейчас, когда подрывная деятельность в Интернете носит в основном характер свободной частной инициативы, ее масштабы заставляют насторожиться. Потери от действий киберпреступников оцениваются в $1 трлн. Каждый день появляется около 55 тыс. образцов вредоносного ПО. При этом полностью нейтрализовать угрозу не позволяют даже очень внушительные ресурсы – так, только с апреля по июнь 2011 года жертвами хакерских атак стали такие технологические колоссы, как Google, Sony, Citigroup и Lockheed Martin. Между тем, возможности крупного государства по созданию вредоносного ПО несопоставимы с возможностями "самодеятельных" хакеров.
Эта угроза вполне осознается, и в США на нее реагируют по нескольким направлениям. Во-первых, государство все больше вовлекается в сферу обеспечения безопасности обычных сетей. Минобороны США предоставляет данные разведки в области киберугроз военным подрядчиками и их провайдерам – предполагается, что эта практика будет распространена на всю промышленную базу Штатов. Во-вторых, ведется разработка сверхзащищенных военных операционных систем.
Перейдем от обороны к нападению – и начнем с пропаганды. Интернет вообще и социальные сети в частности уверенно оттесняют телевидение с ключевых позиций. Это прекрасно осознают теоретики и практики кибервойны – так, Центральное командование США (Centcom) закупило специальное программное обеспечение для ведения секретной блогерской деятельности на зарубежных сайтах. Под контролем одного военного будет находиться до десяти виртуальных личностей с подробно проработанными биографиями и замаскированными IP-адресами.
Саботаж тоже применяется довольно активно — атаки, блокирующие работу сайтов и компьютерных систем, стали обыденностью, и госструктуры достаточно широко пользуются этой тактикой. Скажем, джихадистские сайты существуют только потому, что вызывают нездоровый интерес у спецслужб, черпающих там немало полезной информации. Так, в марте на две недели перестали функционировать джихадистский форум "Шумух аль-ислам" и еще четыре подобных сайта. Затем их работа восстановилась – но в ходе этой локальной кибервойны испанская полиция смогла вычислить и поймать Мурада Хусейна Аль-Малки, за которым охотилась более года. Аль-Малки ("Библиотекарь") занимался администрированием и архивированием джихадистских вебсайтов. Операция стала возможна потому, что американцы взломали пароли ключевых исламистских форумов.
Примеры можно приводить долго. Скажем, на Западе подозревают, что за кибератакой на Эстонию в 2007-м стоит не свободная частная инициатива, а государство. Напомним, что после сноса Бронзового солдата в Эстонии на несколько недель были парализованы правительственная переписка и онлайновые банковские операции, атаки подверглись информационные сети СМИ, частных предприятий и университетов.
В 2008-м во время Пятидневной войны были заблокированы сайты президента Грузии и министерства обороны. На сайте МИДГрузии вместо главной страницы появился набор фотографий с изображением Саакашвили в образе Гитлера.
Начавшиеся после выборов в Госдуму протесты в мае вылились и в длительное киберпротивостояние между активистами оппозиции и Кремлем. 4 мая российское крыло известной транснациональной хакерской группы Anonymous пообещало отключить сайты правительства и премьер-министра. Однако на практике эффективность атаки на правительственные сайты оказалась почти нулевой, а наиболее успешный хакер был отловлен в начале июня и угодил под уголовное преследование.
Зато 6 мая, в день "Марша миллионов", в оффлайн ушли сайты телеканала "Дождь", Slon.ru, "Коммерсантъ" и газеты "Большой город". DDoS-атаке подвергся и сайт "Эха Москвы", но "Эхо" устояло. "Боевые действия" продолжились 9 мая, когда хакеры пытались блокировать работу президентского сайта kremlin.ru. Одновременно атаке подвергся американский сервис трансляции потокового вещания Ustream.tv., точнее – канал независимого журналиста ReggaMortis1, который вел трансляцию акций оппозиции. UStream "лег" на девять часов – ибо атака была массированной, и что самое примечательное, коалиционной. В ней было задействовано 25 тысяч серверов, расположенных в России, Казахстане и Иране.
Обратимся теперь к кибершпионажу и наиболее жестким формам киберсаботажа – с выведением из строя контролируемого компьютерами оборудования. Две этих тактики практически неотделимы друг от друга.
Первый случай киберсаботажа с серьезными последствиями в "реальном" мире датируется 2000-м годом. Тогда уволенный оператор австралийской станции водоочистки при помощи украденного ПО и системы радиоуправления смог вмешаться в ее работу. В итоге тысячи тонн сточных вод были сброшены в реку, что породило локальную экологическую катастрофу.
Несколько лет спустя чем-то подобным занялись гораздо более серьезные люди. В сентябре 2010 года компьютерный вирус Stuxnet атаковал ядерные объекты Ирана. Программа должна была искать центрифуги Siemens P-1, используемые для обогащения урана. Захватив контроль над управляющим компьютером, вирус отдавал команды либо на резкую раскрутку центрифуг, либо на столь же резкое торможение – в итоге они просто ломались. Атака задержала ядерную программу Ирана минимум на полгода ("оптимистически" – до двух лет). При этом Stuxnet успешно ускользнул от внимания иранцев, списавших все на механические проблемы оборудования. Однако идеального оружия не бывает. Из-за ошибки программистов вирус вышел за пределы Ирана и начал распространяться по миру. В итоге программа попала в руки специалистов по кибербезопасности.
Всплыли занимательные подробности. Stuxnet, судя по имеющимся данным, разрабатывался в США по крайней мере с 2007-2008 годов в рамках программы "Олимпийские игры" в тесном контакте со специалистами армии Израиля. Полигоном для испытания вируса стал израильский ядерный центр в Димоне. При этом "Олимпийские игры" не ограничились созданием Stuxnet – деятельность "боевой" программы обеспечивалась набором шпионских. Так, во многом подобный Stuxnet шпионский вирус Duqu был обнаружен на компьютерах производителей систем управления производственными процессами – напомним, именно вторжение в такую систему обеспечило разрушение иранских центрифуг. Наконец, произошла серия инцидентов с вредоносной программой Wiper/Viper, выполнявшей классические функции компьютерного червя – она стирала данные на компьютерах министерства нефти Ирана.
В мае 2012 года Лаборатория Касперского объявила, что обнаружен еще один экземпляр – огромный и очень сложный вирус Flame, предназначенный для кражи офисных документов, файлов PDF и чертежей AutoCAD. Очевидно, что основной целью Flame было хищение технической документации – в том числе для обеспечения необходимой информацией боевых вирусов. Естественно, основной мишенью вируса оказался Иран – на него пришлась половина случаев. При этом Лаборатория Касперского обнаружила явное сходство между элементами Flame и ранними версиями Stuxnet.
Иными словами, первые "залпы" кибервойн уже прогремели – в них пока нет жертв, но уже есть разрушения. Старинное искусство пропаганды, шпионажа и саботажа выходит на принципиально новый уровень. ООН по обыкновению предостерегает от глобальной кибервойны – но ее по обыкновению никто не послушает.
- Информация о материале
На прошлой неделе президент официально посетил таможню, чтобы поздравить ее работников с профессиональным праздником. При этом Виктор Янукович несколько раз похвалил ведомство за успехи. Может быть, глава государства сделал бы это в любом случае - праздник все-таки. Однако наши источники рассказали, что была гораздо более веская причина для того, чтобы свозить первое лицо на таможню. И причина эта - семейная.
Старший сын президента получил окончательный контроль над таможней, отобрав его у людей Юрия Иванющенко, больше известного как "Юра Енакиевский".
Хотя, конечно, и при прежнем "смотрящем", и при нынешнем важнейшая роль в контроле над ввозимыми и вывозимыми товарами принадлежит еще и официальному главе Гостаможслужбы Игорю Калетнику.
Все это, как и то, что будет написано дальше, - пересказ слов многих людей, с которыми общалась "Экономическая правда". Эти люди никак не связаны друг с другом, но говорят примерно одно и то же. Возможно, все они введены в заблуждение, но у нас возникло другое ощущение.
Бывшие хозяева таможни
В 2005 году премьер Юлия Тимошенко показала, какими могут быть резервы роста таможни. Новый бюджет потребовал повышенных расходов на "социалку", и деньги были найдены. Руководителем ведомства стал тогда Валерий Хорошковский, который дал команду собирать в бюджет больше.
Приказ выполнили. Собирали, может, столько же, сколько и раньше, но в бюджет стали точно отдавать больше. Впрочем, коррупция и контрабанда никуда не исчезли.
Кто контролировал таможню после избрания президентом Януковича, точно не известно. Однако в 2011 году, вплоть до последних месяцев, это делали Иванющенко и его бизнес-партнер одессит Иван Аврамов. Они же держали под контролем концерн "Укрспирт".
Наши собеседники единодушны: эти двое играли роль "смотрящих" и собирали деньги для "Семьи". И лишь параллельно им разрешалось реализовывать собственные проекты.
В частности, Иванющенко и Аврамов почти переподчинили себе рынок "левой" водки. Для этого они перекрыли ввоз импортного спирта, а на внутреннем рынке подконтрольный им концерн стал отпускать спирт только "своим".
Дефицит длился достаточно долго, и цены на украинский спирт действительно взлетели, впервые оказавшись выше, чем в России.
Казалось бы, "Укрспирт" должен был начать зарабатывать, но произошло странное. Через украинско-молдавскую границу начали идти контрабандой эшелоны с тираспольским спиртом.
Был ли это бизнес Иванющенко и Аврамова? Возможно, и нет. Никто из наших собеседников не смог этого сказать наверняка.
Однако они утверждали, что со всех рядовых импортеров бывший "смотрящий" получал деньги.
Другое дело, что он не трогал больших людей.
В 2010 году легендарной стала компания "Ливела", через которую беспошлинно ввозились миллионы тонн топлива. Только потери бюджета из-за этой аферы оцениваются 4-5 мрлд грн.
После того, как ее со скандалом прикрыли, появилась некая Феодосийская база, через которую шли те же нефтепродукты.
В многочисленных публикациях утверждалось, что этот бизнес контролировали бывший первый вице-премьер Андрей Клюев и экс-министр экологии Николай Злочевский.
Якобы в какой-то момент они ввезли слишком много нефтепродуктов - больше, чем им было разрешено. И якобы из-за этого они стали "бывшими" высокопоставленными чиновниками и переехали в СНБО.
ЭП не раз обращалась в аппарат Клюева за комментариями. По телефону нам неизменно говорили, что Андрей Петрович - "белый и пушистый" и никогда ничем таким не занимался. На него, мол, клевещут те, кто реально все контролировали.
Впрочем, дать официальный комментарий Клюева ни разу не захотели. Аргументация гениальная: "Ну, зачем об этом говорить?".
Это лишь два эпизода работы таможни в прошлом. В целом, во времена "Енакиевского" и Аврамова при таможне работала целая группа "модных" фирм. ЭП уже писала, что эти конторы помогали оформлять ускоренный ввоз товаров, как правило, "серым" импортом, а для себя и особо приближенных - и контрабандой.
Условно, человек привозил портфель с деньгами в квартиру, охраняемую автоматчиками, и оттуда по телефону на таможню сообщали, что клиент рассчитался. После этого груз проезжал. А документы - дело десятое.
Как расшатали монополию Енакиевского
Вход "Семьи" на таможню начался сравнительно недавно - в то самое время как силовики внезапно начали вплотную заниматься концерном "Укрспирт".
Расклады поменялись в конце 2011 года. Концерн "Укрспирт" начали проверять СБУ, милиция, Госфининспекция, налоговая и АМКУ. В качестве основного тарана выступало ведомство Александра Клименко - он даже сделал заявление в духе "я наведу порядок в спиртовой отрасли".
В то же время начали интенсивно ходить слухи, что "Енакиевского" "отодвигают" с прежних позиций. "Что да почему?" - гадали многие. Общепринятой была версия, что он взял себе слишком много, и поэтому ему решили показать его место.
Вначале 2012 года эти слухи стали отчасти подтверждаться. Налоговики возбудили уголовные дела, которые вполне могли "цеплять" интересы "Енакиевского".
В частности, появилось уголовное дело о закупках бурильных труб госкомпанией "Укргазвыдобування" у фирмы "Инвестбудсервис". В "биографии" последней прослеживалась связь с бывшим акционером банка "Родовид" Сергеем Дядечко и структурами Иванющенко-Аврамова.
Согласно фабуле дела, "Инвестбудсервис" поставил "Укргазвыдобуванню" китайские бурильные трубы на 157 млн грн. Эти деньги прогнали еще через две фирмы, но ни одно из звеньев этой цепочки якобы не ввозило на таможенную территорию Украины трубы на такую сумму.
Другое уголовное дело напрямую касалось таможенных вопросов. В документах, которые можно было найти в Едином государственном реестре судебных решений, шла речь о "преступном сговоре", в котором, по утверждению следствия, участвовало руководство Южной таможни.
Якобы заговорщики разработали план, согласно которому была определена группа товаров, при таможенном оформлении которых субъектам хозяйствования "мешали".
Также, утверждали налоговики, заговорщики способствовали умышленному занижению таможенной стоимости товаров. По информации "Зеркала недели", это дело напрямую касалось интересов "енакиевских".
Впрочем, в апреле стало известно, что данное дело было закрыто следователем налоговой милиции из-за "отсутствия в деянии состава преступления".
Сегодня тандем Иванющенко-Аврамов чувствует себя неплохо, и их не "прессуют". Да, "Укрспирт" и таможню отобрали, зато на посту министра АПК остается Николай Присяжнюк, которого связывают с Иванющенко через компанию "Хлібінвестбуд".
Эта фирма в 2011 году делила под себя рынок экспорта зерна и получала особые льготы от государства. Например, преференции при аренде элеваторов и особые условия от "Укрзализныци". Сейчас "Хлібінвестбуд" продолжает успешно работать.
Усиление Александра Януковича
Кто отобрал место "смотрящего" на таможне у всесильного "Енакиевского", друга детства президента? Мнение единодушное: старший сын президента Александр.
Объяснили его приход просто. "Семья и раньше получала деньги с таможни, но через "Енакиевского". В какой-то момент они поняли: зачем делиться с кем-то, если можно контролировать напрямую?".
Удивительно, как при этом удержался на посту главный таможенник Игорь Калетник. Он не "донецкий" и, по информации ЭП, не вхож в круг друзей сына президента.
Единственное объяснение этого феномена - он уступил во всех вопросах, в которых от него требовали уступить. В частности, пожертвовал доходами от "модных" фирм, на которые он, по словам собеседников, имел влияние.
А еще он помог переформатировать механизмы, связанные с порядком растаможивания, благодаря чему остался не просто во главе ведомства, но и с возможностями ввоза товара через свои фирмы. То есть, говоря на сленге, Калетник полностью "лег под "Семью", хотя и заходил как представитель компартии.
Кстати, если верить нашим собеседникам, то "Семья" подмяла под себя также контрабанду спирта.
В частности, цистерны с молдавским спиртом по-прежнему едут незамеченными в Украину, а нефтепродукты ввозятся массово, после чего их раскупают так называемые импортеры" Цены их устраивают, новые "смотрящие" держат слово. Другое дело, что сильно упали официальные платежи в бюджет.
Или не упали? Несколько месяцев назад президент огласил о своих социальных инициативах, и примерно с того времени начался новый этап в работе таможни.
Как сказал один из наших собеседников, новые "смотрящие" поняли: зачем возиться с "левыми" чемоданами денег, если можно все впускать в бюджет, а потом вынимать оттуда через целевые программы и прочие механизмы?
Благо, Министерство финансов еще при Федоре Ярошенко получило большую свободу в перераспределении ассигнований. Именно с этим связаны последние рекорды Гостаможслужбы по объемам сбора официальных платежей.
ЭП уже писала, что одно время таможенники перестали прибегать к услугам "модных" фирм и начали требовать от импортеров все платить в бюджет. Более того, они начали завышать таможенную стоимость товаров в два-три раза.
Условно, одна и та же куртка стала оцениваться втрое дороже, и повышенные официальные платежи шли в бюджет.
Отец благословил сына
Теперь возвращаемся к событиям прошлой недели. Лишь после того как таможня отчиталась в больших успехах, в гости к Калетнику поехал лично президент.
Фактически, Янукович благословил бизнес, который контролирует его старший сын. И сделал публичное "одобрямс" тому, что таможня стала приносить больше денег.
На этом фоне почти незамеченными остались громкие аресты среди руководства таможни. В частности, на взятке был пойман первый замглавы Киевской областной таможни Сергей Наумов. Правда, его почти сразу же отпустили - поспособствовал губернатор Киевской области Анатолий Присяжнюк.
К слову, Янукович не сказал об этом ни слова. Начальник Наумова получил повышение, а Гостаможслужба сообщила, что Наумова вообще никто не задерживал. По словам Калетника, "задержан посредник", хотя пообещал, что первый заместитель Киевской областной таможни будет уволен.
Есть другой интересный момент. По многим формальным показателям таможня действительно стала работать лучше. В частности, резко повысился уровень сбора платежей - даже несоразмерно темпам роста импорта. Это можно назвать своеобразной явкой с повинной для таможенников.
По крайней мере, об улучшении работы таможни заявляет Европейская бизнес-ассоциация, которая объединяет многие украинские предприятия с иностранными корнями. Хотя не исключено, что таможенное оформление стало более легким лишь для участников ЕБА.
Таможня отвергает обвинения
"Экономическая правда" направила запрос в Гостаможслужбу. Мы попросили прояснить, имеет ли отношение к ней Александр Янукович, и имели ли отношение Юрий Иванющенко и Иван Аврамов.
Естественно, нам ответили "нет". Приводим полный текст.
"Щодо Ваших запитань, надісланих вчора, 26 червня, о 17.48 на електронну пошту прес-служби ДМСУ, маємо повідомити наступне.
Державною митною службою керує уряд України. Безпосередній координатор роботи відомства - міністр фінансів Юрій Колобов.
Всі інші інсинуації, які присутні у запитаннях, є нічим іншим як плітками та припущеннями, коментувати які відомство не вважає за доцільне.
Держмитслужба невідкладно реагує на всі факти протиправної діяльності працівників митниці. Причому реакція завжди жорстка та принципова.
У 2010-2011 роках за порушення службової дисципліни з ініціативи керівництва служби було звільнено 689 осіб. У 2012 році звільнено вже понад 200 осіб.
Виявляти факти хабарництва та інших злочинів у сфері службової діяльності Державній митній службі України допомагають правоохоронні органи. У 2012 році саме за матеріалами Служби протидії корупції Держмитслужби правоохоронними органами порушено 19 із 43 справ щодо посадових осіб митниць.
Держмитслужба вдячна колегам з інших правоохоронних органів за взаємодію.
Щодо ЗМІ. Держмитслужба у своїй роботі керується принципом відкритості та прозорості. Представники мас-медіа, сподіваємося, за останні два з половиною року мали можливість у цьому переконатися. Робота зі ЗМІ та громадськістю є невід'ємною частиною діяльності відомства.
Зокрема йдеться про широке інформування суб'єктів та громадян щодо положень нового Митного кодексу, оприлюднення та обговорення законодавчих ініціатив відомства, боротьбу з контрабандою та, відповідно, резонансні затримання, які викликають великий інтерес у ЗМІ та суспільства.
Прес-служба ДМСУ".
- Информация о материале
В течение последних двух с половиной лет действующая власть заботливо выстраивала нужную конфигурацию судов, которая бы не давала сбоев в том числе и во время крупных избирательных кампаний. И сегодня, по большому счету, нет смысла скрупулезно анализировать судейских лидеров на предмет того, кто, чей и что кому должен. Ведь когда все основоположные рычаги влияния на судебную систему сконцентрированы в руках узкой группы людей при власти, любой судья на любой должности вынужден будет принимать исключительно правильные решения.
Приближающиеся парламентские выборы-2012 вынуждают более внимательно взглянуть на текущее положение дел в судебной системе. Особенно если учесть, что громкие судебные разбирательства местного или общенационального масштаба стали уже чуть ли не укоренившейся традицией любой избирательной гонки в Украине.
Ключевые избирательные споры подсудны системе админсудов. Напомним, что на минувших президентских выборах в 2010 г. окончательную точку при подведении итогов президентской избирательной кампании ставил Высший админсуд (ВАСУ). При этом все споры, касающиеся действий или бездействия Центризбиркома и ее членов, а также кандидатов в президенты и их доверенных лиц, рассматривались по первой инстанции в Киевском апелляционном админсуде (КААС), а пересматривались — в том же ВАСУ.
Несмотря на то, что правила игры на грядущих парламентских выборах, вероятно, еще не стоит считать окончательно утрясенными, вряд ли стоит предполагать, что избирательные споры покинут залы заседаний админсудов. А примеры того, что происходит в ключевых админсудах страны, будут достаточны для того, чтобы сделать обобщения в масштабе всей системы админсудов. Тем более что в последние годы высокие руководящие должности в админсудах были в фокусе особого внимания со стороны нынешней власти.
Прежде всего следует упомянуть о нынешнем председателе ВАСУ Игоре Темкижеве, который — совпадение это или нет — демонстрирует головокружительную карьеру с момента тотального прихода регионалов во власть. Так, господин Темкижев, работая на должности председателя Хозсуда Донецкой области, в начале осени 2010 г. становится председателем Днепропетровского апелляционного хозсуда. Но даже такой скоростной карьерный прыжок выглядел более-менее естественно — все-таки это был переход судьи-хозяйственника в пределах своей же судебной вертикали.
Полным же нарушением всех традиций и понятий в судебной системе стало то, что за считаные недели хозяйственник безальтернативно и форсированно становится лидером административщиков. Причем предыдущий глава ВАСУ Александр Пасенюк, даже и не думавший уходить с этой должности, чуть ли не насильственным образом становится судьей Конституционного суда. И тут уж остается риторическим вопрос, не свидетельствуют ли все эти факты в своей взаимосвязи о том, что процессы в отечественной судебной системе регулируются вне ее пределов — с самого высокого государственного уровня.
Помимо этого, осенью 2011 г. был назначен новый председатель КААС — второго по значимости суда в системе админсудов. Им стал Владимир Маслий, до недавнего времени работавший секретарем Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС). И, собственно, немало говорит уже тот факт, что господин Маслий работал в ВККС при нынешней власти, когда данный орган получил реальный статус одного из ключевых центров влияния в пределах судебной системы. Попадание случайных людей в ВККС сегодня практически исключено.
Не менее важно, что после победы Виктора Януковича на последних президентских выборах в двух оставшихся киевских админсудах до конца срока своих полномочий не досидел ни один «прежний» председатель. Так, экс-глава Окружного админсуда Киева (юрисдикция распространяется на г. Киев) Олег Бачун был уволен за нарушение присяги судьи еще в мае 2010 г. Это увольнение протекало шумно, но быстро. Более того, его можно отнести еще и к разряду показательных — именно на примере господина Бачуна и ряда других знаковых, но уже тоже бывших судей действующая власть продемонстрировала, что способна в кратчайшие сроки довести до логического конца увольнение за нарушение присяги судьи любого уровня.
Не менее любопытным было и то, кто придет на место Олега Бачуна — новым и.о. главы, а потом и главой ОАС Киева стал Павел Волк, не так давно работавший помощником народного депутата Сергея Кивалова (Партия регионов). Имеет смысл предположить, что данное кадровое назначение предельно четко отобразило, каким именно будет в дальнейшем характер заполнения руководящих должностей в украинских судах, и не только влиятельных.
После прихода регионалов к власти достаточно быстро утратил руководящее кресло и глава Киевского окружного админсуда (КОАС, юрисдикция — Киевская область) Сергей Штогун. Правда, в отличие от господина Бачуна, ему удалось сохранить судейский статус — правда, уже не в КОАС. На место господина Штогуна вскоре был назначен Олег Басай.
Больше всего проблем после победы Виктора Януковича на президентских выборах оказалось с Анатолием Денисовым — на тот момент председателем КААС. Тем не менее снять господина Денисова с такой же скоростью, как господ Бачуна и Штогуна, не удалось — глава КААС оказался вовлеченным в противостояние двух юридических фигур из рядов нынешней власти: Андрея Портнова и Сергея Кивалова. Благодаря этому увольнение Анатолия Денисова постоянно откладывалось и в итоге не стало реальностью в 2010 г. Зато оно все-таки было юридически зафиксировано в 2011 г. — 14 июня большинство членов ВСЮ проголосовало за снятие господина Денисова с руководящей должности.
Сегодня вряд ли есть основания предполагать, что расклады в админсудах могут измениться до окончания парламентской избирательной гонки в 2012 г. А для украинского общества все это является лишним поводом задуматься, во что в итоге и по какой причине превращается вертикаль админсудов, главная цель которой — защищать нарушенные права простых граждан в спорах с органами государственной власти и их должностными лицами.
- Информация о материале
Закон о языках никогда не будет воплощен в жизнь. Спустя некоторое время Румыния предъявит претензии Украине на предмет того, что в отношении румын Буковины и Бессарабии закон не работает. То же самое скажут венгры, болгары. Возможно, Израиль. Но в первую очередь недовольны будут русские. Одержав пиррову победу над украиноязычной половиной общества, власть не сможет остановиться. Языковая карта никуда не денется — будет педалироваться тема второго государственного языка, говориться о малом количестве русскоязычных школ, преподавании в вузах и т.д. Закон, не несущий ни капли консенсуса, будет жить по библейскому принципу «кто посеял дождь, пожнет бурю». Но это перспектива 2014–2015 годов, когда мы войдем в период президентской предвыборной кампании. Сейчас мы стоим перед не менее угрожающим вызовом: как будет растянута языковая победа до самих выборов?
Ни для кого не секрет, что главная цель «Русского мира» и Партии регионов на выборах-2012 — сдвинуть контуры украинского мира максимально на запад Украины (в идеале — втиснуть в границы Галичины). В свое время «оранжевая революция» перепугала «Русский мир» двумя вещами: возможностью расширения влияний разнообразнейших элит (переход к демократическим подходам в решении внутренних проблем) и резким скачком украинского мира на восток и юг Украины (этот мир четко закрепился на границе Кировоградщины, а во всех областях, кроме Донбасса и Крыма, имел поддержку на уровне трети населения). Собственно, это-то больше всего и беспокоило Кремль, а не Голодомор или ОУН-УПА, как традиционно объясняют проблему наши доморощенные украинофобы. Сегодня на фоне победы партии власти (на самом деле — победы «Русского мира») делается попытка загнать украинское движение в те границы, где оно зародилось в перестроечные времена. Именно поэтому министр образования Дмитрий Табачник рассуждает о «бывших лакеях» галичанах. Именно поэтому Вадим Колесниченко говорит о «львовско-галицком диалекте», которого не существует априори. По сути, сегодня украинцев, как и в 2004 году, делят на три группы. Только сегодня эти группы выглядят так: русскоязычные (правильные), украиноязычные из центра и с востока (заблудшие овцы) и галичане (неукраинцы). Тут же следует отметить, что этим законом Украина признает несуществующий язык — русинский, тем самым, подготавливая плацдарм для сепаратизма в Закарпатье.
Однако вернемся к выборам-2012. Уже сейчас нетрудно спрогнозировать два сценария развития событий. По всем правилам предвыборных войн закон о языках должны были принимать в конце сентября в ожесточенных парламентских боях. Это дало бы возможность максимально активизировать электорат ПР. Оппозиция начала бы спорить между собой, кто больше виноват, что допустили принятие закона. И в результате ПР могла бы набрать максимальное количество голосов. Но закон приняли сейчас. Что это значит? Есть, конечно, вариант, что выборы должны проходить в тишине и власть будет строить кампанию на позитиве. Будут говорить о выполнении обещаний, рассказывать о том, что «чемпионаты проходят, а достижения остаются». Но ситуация в экономике настолько сложна, что поверить в миролюбивый сценарий очень сложно. Тем более что при таких обстоятельствах власть должна бы оставить право своим западноукраинским мажоритарщикам проголосовать против. Но в этот раз она запретила всем — и «тушкам», и «литвиновцам» — делать любые красивые мины при плохой игре. Почему? Можно, конечно, говорить о том, что решили перестраховаться. Что ожидали визита Путина, которому решили сделать подарок. В конце концов, что верят в то, что «публика дура», и не умеют тонко играть. Если это действительно так, то выборы пройдут относительно спокойно.
Но есть и другой вариант, который также не следует отбрасывать. Дело в том, что те же законы предвыборного жанра предусматривают и громкий конфликт, который может спровоцировать данный закон. Как здесь не вспомнить, что нас два года приучают к мысли, будто в стране существует терроризм. Нас приучают к массовым дракам на 9 мая, к потасовкам в парламенте, к тому, что злобные галичане готовы на все, чтобы защитить свой (не наш украинский) язык.
За примерами не надо далеко ходить. Можно вспомнить дело педофилов, которое развалилось, как карточный домик, но сыграло свою роль в президентской кампании-2010. Стоит напомнить, что первым среди «регионалов» историю о педофилах озвучил именно Вадим Колесниченко. Потом был свиной грипп и Инна Богословская, которая говорила о бубонной чуме. Сейчас ни первый, ни второй варианты не нужны. Публика поверит лишь во что-то новое. Например, в захват несуществующим УНСО лавры или какой-то мифической организацией заложников в русскоязычной школе Львова. В конечном итоге фантазия здесь может развернуться как угодно. При таких условиях электорат ПР действительно консолидируется. Правда, те, кто ищет третьи силы, вряд ли поверят в то, что все это было сделано без участия власти. Ведь пример всех предыдущих терактов показал, что большинство украинцев не восприняли их как настоящее проявление терроризма. Правда, к счастью обошлось почти без крови.
И, последнее. Выше уже говорилось о том, что закон о языках — это лишь первая ласточка. «Русский мир» не собирается на этом останавливаться. И наихудшее, что мы можем предположить, — это развал страны по югославскому сценарию. Правда, он может осуществиться лет через пять-семь, когда будут достроены и заработают все обходные газовые потоки. У нас еще есть время подумать.
- Информация о материале
Точнее, из кого? Из людей. Оно состоит из людей, которые ему (или в нем) служат. Во время общегосударственных и местных выборов, в результате всяческих конкурсов, отборов или другим способом фактически заключается договор между гражданами, претендующими на занятие соответствующих должностей, и большинством населения страны — избирателями — о служении первых в интересах всех его жителей, в том числе той их части, которая не является избирателями (речь идет о детях, недееспособных и т.п.). Не было бы этих людей — чиновников, от государства остались бы только здания, мебель, канцелярские принадлежности и персональные автомобили.
Кто же эти люди, которые служат государству? Сколько их в Украине? Сколько их было раньше, во времена Украинской ССР? Сколько их в других государствах? Сколько их должно быть, чтобы государство функционировало эффективнее? На эти и некоторые другие вопросы попробуем ответить в этом исследовании.
Согласно Закону «О государственной службе» 2011 г. (в скором времени приобретет силу), государственный служащий — это гражданин Украины, занимающий должность государственной службы в государственном органе, органе власти АРК или их аппарате, получает заработную плату за счет средств государственного бюджета и осуществляет полномочия, непосредственно связанные с выполнением функций государства относительно: подготовки предложений по формированию государственной политики в соответствующей сфере; разработки, экспертизы и/или редактирования проектов нормативно-правовых актов; предоставления административных услуг; осуществления государственного надзора (контроля); управления государственным имуществом, государственными корпоративными правами; управления персоналом и т.п.
По нашим подсчетам, сделанным на основе данных, содержащихся в соответствующих актах законодательства, а при их отсутствии — в штатных росписях разных органов, опубликованных на их веб-сайтах, или экспертных оценок, на сегодня работает людей, уполномоченных на выполнение функций государства, в органах системы законодательной власти — 3991; администрации президента Украины, ее учреждениях — 1670, областных и районных государственных администрациях — 72520; Кабинете министров, министерствах и других центральных органах исполнительной власти — 293873; военных формированиях и правоохранительных органах — 701695; прокуратуре — 14900; органах судебной власти — 36653, в т.ч. 7872 судей; органах государственной власти со специальным статусом (Нацбанк, ЦИК и т.п.) — 15493; других органах государственной власти — 17882. Вместе это 1 млн. 158 тыс. 677 человек.
Кроме собственно государственных служащих, есть такая категория персонала, как «работники государственных органов, органов власти АРК и их аппарата, которые выполняют функции по обслуживанию». Это так называемый технический персонал (водители, уборщики, официанты, дворники и т.п.). Вообще во всех органах государственной власти этот персонал составляет, по нашим оценкам, 10% от количества государственных служащих, то есть еще не менее 110 тыс. человек. О количестве одних только водителей можно получить представление из приложений к постановлению КМ от 26 декабря 2011 г. № 1399, которые устанавливают лимит в 17644 автомобиля (соответственно водителей не меньше). Но водители обслуживают и военные формирования, и правоохранительные органы, и суды, и органы государственной власти со специальным статусом.
Одним из самых масштабных по сфере своей деятельности, количеству подчиненных предприятий, учреждений и их работников, основная работа которых — обслуживание руководства государства, высших государственных служащих, членов их семей и некоторых других категорий лиц, является Государственное управление делами (ДУСя) — «государство в государстве»: около 50 подчиненных предприятий и учреждений, среди которых заводы, строительные предприятия, санатории, гостиницы, парки, заповедники, медицинские учреждения. Старается не отставать от ДУСи управление делами Верховной Рады.
В Украине существуют тысячи государственных учреждений, организаций и предприятий. Должности руководящих работников и специалистов в них часто отнесены законодательством к должностям государственных служащих (сотни случаев), а общее количество работников иногда достигает десятков тысяч человек. Впрочем, только в немногих случаях в официальных документах можно найти сведения о количестве работников того или другого государственного учреждения. Иногда эти данные имеются на их официальных веб-сайтах (так мы выяснили, что, например, в ГП «Укрпочта» работает 98 тыс., в ОАО «Государственный сберегательный банк Украины» — 40 тыс., в ОАО «Турбоатом» — 20,7 тыс., в НЭК «Укрэнерго» — 15796 человек), а в большинстве случаев эти сведения можно получить только на основе оценки, исходя, например, из количества департаментов, управлений, отделов и т.п.
Едва ли не при каждом ведомстве есть учебные заведения (Дипломатическая академия Украины при МИД Украины, Национальная академия внутренних дел Украины, несколько университетов и институтов внутренних дел, Национальная академия Службы безопасности Украины, Национальная академия прокуратуры Украины, Национальный университет государственной налоговой службы Украины, Академия таможенной службы Украины, Институт Службы внешней разведки Украины, Университет гражданской защиты Украины, Академия пожарной безопасности, Учебно-методический центр переподготовки и повышения квалификации специалистов по вопросам финансового мониторинга и т.п.). Только в системе Министерства обороны Украины — две академии, 15 институтов, университет, три колледжа. Во всех этих учебных заведениях работает не менее 10 тыс. человек.
При Министерстве здравоохранения Украины — 44 государственных предприятия, научно-исследовательских учреждения и т.п. Министерство обороны Украины руководит десятками казенных предприятий. В Украине — 110 исправительных колоний, другие учреждения исполнения наказаний (их список — в постановлении КМ от 31 августа 2000 г. №1367), в каждом из которых, кроме работников Государственной службы исполнения наказаний, трудятся десятки или сотни наемных работников; есть также почти 300 ведомственных дорожных больниц и других лечебных заведений, из них в подчинении Министерства инфраструктуры Украины — 95 (постановление КМ от 16 мая 2011 г. №501), более 80 ведомственных внешкольных учебных заведений (постановление КМ от 17 августа 2002 г. №1133).
Отдельное дело — государственные академии. В аппарате президиума Национальной академии наук Украины и аппаратах президиумов отраслевых академий наук работает по меньшей мере 300 человек. Например, согласно постановлению КМ от 4 июня 2003 г. №847, в аппарате президиума Национальной академии искусств Украины числятся 50 работников. Но НАН Украины не следует представлять как сугубо научное учреждение в составе академиков и членов-корреспондентов, а также аппарата. Скорее это могущественный научно-производственный консорциум. Только в управлении делами НАН Украины 285 работников, а в его подчинении 140 предприятий, в каждом из которых десятки или сотни работников. Свои предприятия и учреждения (всего свыше 150) имеют также Национальная академия аграрных наук Украины, Национальная академия медицинских наук Украины, Национальная академия педагогических наук Украины, Национальная академия правовых наук Украины, Национальная академия искусств Украины. По обыкновению это определяется постановлениями КМ (перечни учреждений, организаций, заведений, которые входят в состав Академии медицинских наук и Академии педагогических наук Украины, — постановлениями КМ от 3 июня 1999 г. №953 и от 14 февраля 2007 г. №205). Вместе это может быть более 100 тыс. работников.
Государственными являются большинство средств массовой информации: от газет «Урядовий кур’єр», «Голос України», журналов «Парламентські вісті», «Віче», «Офіційний вісник України», «Офіційний вісник Президента України», «Відомості Верховної Ради України», «Бюлетень Міністерства юстиції України», «Вісник Конституційного Суду України» — и до районных газет. При этом постановлением КМ от 15 марта 1999 г. №377 должности журналистов (от главного редактора до фотокорреспондента) государственных и коммунальных средств массовой информации, в т.ч. телерадиовещательных организаций, основателями (соучредителями) которых являются органы государственной власти или органы местного самоуправления, приравнены к соответствующим должностям руководящих работников и специалистов секретариата (аппарата) соответствующего органа. Таких СМИ почти тысяча, а значит, «государственных» журналистов не меньше 10 тыс.
Несмотря на предоставление услуг в сфере культурно-развлекательной деятельности и за счет этого получение ими прибыли, свыше 40 заведений искусства, согласно постановлению КМ от 16 ноября 2001 г. №1557, содержатся за счет государственного бюджета, то есть фактически являются «государственными». Это национальные театры, филармония, цирк, Народный хор имени Г.Веревки, Ансамбль танца имени П.Вирского, Капелла бандуристов имени Г.Майбороды, «Мистецький Арсенал» и т.п. В общем — не меньше 5 тыс. зависимых от государства работников.
Почему до сих пор все это не разгосударствлено? И если государство в лице ДУСи и министерств, управлений делами, хозяйственных и им подобных управлений разных органов государственной власти имеет столько собственных предприятий и так активно занимается хозяйственной деятельностью, то зачем ему собирать налоги с предприятий негосударственного сектора экономики, а также с физических лиц? Кто и когда, наконец, посчитает до гривни, насколько рентабельным является это государство для налогоплательщиков?
В общем, по нашей оценке, на государственных предприятиях, в организациях и учреждениях Украины работает свыше 1 млн. человек. А еще —
230 тыс. депутатов областных и районных советов. В АРК — 100 депутатов Верховного Совета, 25 министров, аппарат Верховной Рады и Совета министров АРК, министерств и республиканских комитетов, других учреждений — вместе около 1000 человек. К этой цифре надо прибавить и количество работников государственных секторов сферы образования — 1,632 млн., медицины и социального обеспечения — 1,264 млн. Вместе это 2,896 млн. человек. Еще 3 тыс. государственных нотариусов, члены трудового арбитража и другие лица, которые, не будучи представителями государства, предоставляют публичные услуги от ее имени.
Таким образом, в государстве и на выполнение функций государства работает свыше 5,5 млн. граждан. Это более четверти экономически активного (20,221 млн. человек) и почти треть — занятого (18,436 млн.) населения. Для справки: по информации Госкомстата, безработных в Украине — 1,784 млн.; экономически неактивного населения — 12,575 млн. (почти половина из которых пенсионеры, еще четверть — ученики и студенты). Количество наемных работников, занятых в
14 отраслях экономики, составляет 10,724 млн. человек, из них в промышленности — 2,834 млн., в деятельности отелей и ресторанов — 106 тыс., в сфере рыбного хозяйства — 8 тыс.
Вообще из 18,436 млн. человек, занятых в экономике Украины, 1,174 млн. (6,4%) занимаются сферами государственного управления и обеспечения военной безопасности. Для сравнения: в ФРГ около 4,5 млн. чиновников на 82 млн. населения, что составляет 8,4% занятого населения, но половина из них — работники сферы образования, а еще четверть — другие работники социальной сферы, которые в Украине не признаются чиновниками, то есть настоящих чиновников на самом деле не более 3,5%.
Интересно сравнить полученные данные о количестве лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, с данными о размерах расходов на выполнение соответствующих функций государства (на основе данных о расходах госбюджета Украины 2011 г.). Итак, общественный порядок, безопасность и правосудие обеспечивают 9,3% представителей государственного аппарата, и получают они на это 9,4% расходов государственного бюджета. Якобы справедливо, если не замечать значительного перекоса в сторону прокуратуры: 145,3 тыс. грн. на одного работника прокуратуры на фоне
85,3 тыс. на одного работника суда и 59,6 тыс. грн. в год на одного работника правоохранительной системы в целом. Следовательно, милиция в Украине многочисленная, но бедная, и потому часто требует «пожертвования» от «благодетелей». Похожая картина с армией и финансовыми органами (Минфин, налоговая служба, таможня, служба финансового мониторинга, финансовая инспекция, Счетная палата): они тоже «бюджетно бедные». Внешнеполитическая деятельность нуждается в определенной «роскоши» (содержание зданий посольств, приемы, визиты за границу, другой антураж), поэтому денег на ее осуществление государство выделяет из расчета на одного работника ведомства иностранных дел существенным образом больше, чем для других ведомств: 0,4% расходов на 0,05% служащих. Общегосударственные же функции (управление государственным аппаратом) финансируются, как это ни удивительно, явно недостаточно. Трудно представить, как может средний служащий существовать на 1,5—2,5 тыс. грн. в месяц, воздерживаясь при этом от коррупционных действий. Зато легко вообразить, как существуют народные депутаты и работники высших государственных органов: в системе органов законодательной власти в месяц приходится 18,5 тыс., в администрации президента — 16,5 тыс., а в Кабинете министров — 35 тыс. грн. на работника. В системе же образования — 1,4 тыс. грн. в месяц на одного работника. Разница не овраг — пропасть! Выводы. Почему необходимо сокращать государственный аппарат? Причин действительно много. Назову только несколько.
Во-первых, он явным образом раздут — по сравнению как с демократическими странами, так и с Украиной времен УССР (в процентах к количеству населения) и продолжает расти. В общем, точной цифры единиц государственного аппарата и разных учреждений, которые к нему «прислонились», не знает, очевидно, никто. Давно пришло время провести соответствующую «инвентаризацию», как это сделали, например, в России, где разнообразнейшие данные можно получить из сборника «Труд и занятость в России. 2011: Стат. сб. ( Росстат — M., 2011. — 637 c. издается с 1995 каждые два года и содержит полную информацию о кадрах государственных органов и органов местного самоуправления, учреждений
здравоохранения, образования, науки и т.п.).
Сравним: в соответствии с Лимитами общей численности работников аппарата управления, утвержденных постановлением Совета Министров УССР от 24 июня 1985 г. №245, всего в Украинской ССР было 1008358 соответствующих служащих (против 1,5 млн. нынешних), из которых 101 тыс. — работники облисполкомов. Как видим, тогда их посчитали до единицы. При этом в указанное количество входили не только работники ведомств (а именно Госплан, Госстрой, Минвуз, Минсвязи, Минюст, Академия наук и т.п.), а даже Укоопсоюз (110596 человек), украинские общества слепых (3296), охотников и рыбаков (875), автомотолюбителей (1349), кролиководов и звероводов-любителей (1219) и десятки других подобных организаций, охватывавших сотни тысяч человек, но, собственно, к вопросам управления государством отношения не имевших. Согласен, УССР не была независимым государством, и многих органов в ней не должно было быть. Но разница — приблизительно в два раза — весьма большая.
Согласно постановлению КМ Украины от 26 августа 1992 г. №505 «О граничной численности и фонде оплаты труда работников и ассигнование на содержание органов государственной исполнительной власти в 1992 году», граничная численность работников центральных органов государственной исполнительной власти составляла 9846, а работников местных органов министерств и ведомств — 53976, вместе — 63822 человека. Сравним: в 2012 г. — 293179. Только в
органах исполнительной власти увеличение за 20 лет — в 4,6 раза!
По данным Национального агентства Украины по вопросам государственной службы, за последние десять лет — с 2002 по 2011 г. — количество государственных служащих, которым присвоены соответствующие ранги, увеличилось с 226985 до 280464 человек, или на 23,5%, — почти на четверть (и это после значительного сокращения, состоявшегося в декабре 2010 г.)! За этот же период количество должностных лиц местного самоуправления увеличилось с 67660 до 99204 человек, или на 32% — почти на треть.
Это тем более парадоксально потому, что количество населения страны ежегодно уменьшается ужасающимися темпами (с 1991 по 2002 г. — с 52,1 до 45,6 млн., то есть на 6,5 млн., или 12,5%). По прогнозам Института демографии и социальных исследований НАН Украины, до 2050 г. численность населения Украины может сократиться до 35 млн. При такой тенденции законом должен быть установлен конкретный показатель — на какой процент должен ежегодно сокращаться государственный аппарат, аппарат местного самоуправления и т.п. при соответствующем проценте сокращения населения. Кстати, в Испании в 2000-х годах программа сокращения занятых в государственном секторе строилась на принципе замещения только одного из двух государственных служащих, уходивших на пенсию. В Украине же пенсионный возраст для государственных служащих в 2011 г., наоборот, увеличили.
Значительное сокращение государственного аппарата — современная общемировая тенденция. В 2011—2012 гг. такое сокращение осуществляют Великобритания, Греция, Италия, Испания и другие страны. Недавно один из советников премьер-министра передал Дэвиду Камерону записку, в которой отметил, что «численность госслужбы может быть сокращена на 90% без каких-либо негативных последствий для управления государством». В качестве примера он привел тот факт, что в XIX в., на пике могущества этой империи, ею управляли из Лондона все 4 тыс. чиновников. Кстати, в Британии с 1979 по 1995 г. количество государственных служащих было сокращено с 723 тыс. до 550 тыс., то есть на 25%. Этому, очевидно, содействовали и исследования С.Паркинсона, вывевшего свой закон (количество государственных служащих неумолимо возрастает независимо от объема работы — и даже, если ее нет вовсе) на примере английского адмиралтейства: ежегодный прирост служащих этого учреждения с 1914-го по 1928 г. составлял 5,5%, с 1938 по 1958 г. — 9,3%, при этом в 1914 г. мощнейшим флотом мира руководили 4366 человек, а в 1967 г., когда от его бывшего могущества не осталось и следа, это делали уже 33 тыс. должностных лиц. Свежий пример. Во время реформ в Грузии последних лет количество чиновников было сокращено в 20 раз, — и государство не исчезло.
Если говорить о правоохранительных органах, то в Украине насчитывается 357700 работников МВД, то есть 780 на 100 тыс. населения. Причем это не наследство от СССР. Ведь в 1990 г. в советской милиции служили 628139 человек. Население СССР тогда составляло 293 млн. 047 тыс., то есть на
100 тыс. населения было 214 милиционеров. Сегодня, например, в Румынии, где населения ровно вдвое меньше, чем в Украине, в полиции служит
52 тыс. человек, в жандармерии (аналог наших внутренних войск) — 18 тыс. и в местной полиции — 20 тыс., то есть всего 90 тыс. — в 4 раза меньше, чем в Украине. Во время реформы полиции в Грузии ее численность уменьшилась с 70 тыс. до 16 тыс. и теперь составляет 355 человек на 100 тыс. населения. По данным ООН (по состоянию на 2010 год), в соседних с нами странах, похожих с Украиной по политико-экономической ситуации, полицейских вдвое-втрое меньше, чем в Украине: в Болгарии — 442, Чехии — 405, Словении — 386, Латвии — 370, Венгрии — 335, Литве — 327, Сербии — 280, Польше — 264, Словакии — 260, Эстонии — 240. В странах с мощной организованной преступностью, напряженной военно-политической ситуацией, распространенными случаями актов терроризма и т.п. количество полицейских на 100 тыс. населения составляет: в США — 233, Бразилии — 282, ЮАР — 306, Израиле — 330, Мексике — 366, Франции — 369, Северной Ирландии — 411, Греции — 452, Турции — 482, Испании — 494, Италии — 552, Аргентине — 558. Меньше всего полицейских в Швеции, Индонезии, Японии, Дании, Канаде, Южной Корее и Чили — соответственно 195 и 200, Норвегии и Финляндии — 155 и 160, Индии — 130, Китае — 120, Гаити — 63 на 100 тыс. жителей, а больше всего в Беларуси и России, где этот показатель составляет соответственно 1442 и 976. Общемировой же средний показатель — 300 полицейских на 100 тыс. населения, а по рекомендации ООН — 222.
У нас 27 прокуроров на 100 тыс. населения, в Германии этот показатель — пять, в Молдове — 16, в среднем в Европе — 10, и только в России их общее количество больше — 32 прокурора на 100 тыс. населения. В общем, Украина имеет явные признаки полицейского государства, поскольку от внешнего врага ее защищают лишь 255 тыс. человек (Вооруженные силы, Государственная пограничная служба, войска Гражданской обороны, Служба внешней разведки, Государственная специальная служба транспорта), а от «внутренних угроз» вдвое больше — 477 тыс. (МВД, внутренние войска, Служба безопасности, УГО, Государственная пенитенциарная служба, Государственная служба специальной связи и защиты информации, прокуратура). Обеспечивать порядок и безопасность другим образом, кроме увеличения количества «контролеров», мы не учимся. Недаром во время Евро-2012 иностранные болельщика не поняли, «почему в Киеве столько милиции? Ощущение такое, будто это военная зона. Значит, здесь не так безопасно».
Судей приходится на 100 тыс. жителей: в Англии и Уэльсе — по пять, США — семь, Молдове — девять, Швеции и Италии — по 10, России и Румынии — по 15. Лишь в ФРГ, где судебная система традиционно сверхсложная, — 20 судей (их относительно большое количество компенсируется незначительным количеством прокуроров, — и те, и другие находятся в одной системе и время от времени меняются должностями). В Украине же 17 судей на 100 тыс. жителей, и этого количества не хватает, потому что нагрузка на судей иногда искусственно (и в несколько раз) увеличивается в связи с непродуманными действиями законодателя.
С другой стороны, нет хотя бы какой-то понятной формулы определения количества необходимых стране работников соответствующих государственных органов. Приказом Минтруда Украины от 4 сентября 2000 г. №222 была утверждена Методика расчета численности отдельных категорий работников на основе норм по труду, в т.ч. на примере судей арбитражных судов, работников бухгалтерий и уборщиц. Наверное, это был единственный нормативный акт такого рода. Что касается обоснованности использованных в нем методик, то на суд сообщества этот вопрос не выносился. Проведенное, например, перед этим сокращение работников бюджетных учреждений на 5,7% от фактической численности (постановление КМ от 11 июня 1998 г. №855) обосновывалось приведением их численности «в соответствие с возможностями бюджетов» — без каких-либо обнародованных расчетов. Сейчас из постановления КМ от 12 марта 2005 г. №179 «Об упорядочении структуры аппарата центральных органов исполнительной власти, их территориальных подразделений и местных государственных администраций» можно выяснить лишь, что сектор — это не менее чем две единицы, отдел — пять или шесть, управление — 16, главное управление и департамент — 40 (в отдельных ведомствах — 70). В конце концов, получается, что почти четверть госслужащих — руководящие работники.
Во-вторых, государственный аппарат в Украине имеет склонность разбухать не только из-за увеличения количества работников и срока их пребывания на государственной службе, но и из-за создания новых органов, их филиалов и структурных подразделений, а также всяких предприятий и других учреждений «при» том или ином государственном органе, предназначенных преимущественно для распределения потоков средств государственного бюджета и других ценностей. Не уверен, что из этого исследования случайно не «выпал» какой-нибудь государственный орган, который существует вне рамок известных президентских указов или правительственных постановлений. Еще далеко не преодолено дублирование полномочий разных государственных органов. А наиболее негативное явление — огромный перекос в количестве работников государственных органов и работников органов местного самоуправления, обычно не в пользу последних. Центральная власть старается руководить всем в государстве, в частности, через режим бюджетных трансфертов. Именно поэтому у нас до сих пор нет мощных местных бюджетов, местной милиции и надлежащего местного самоуправления вообще.
В-третьих, уровень коррупции в нашей стране — сверхбольшой, а сокращение публичного сектора — один из важных факторов преодоления коррупции. Это понятно, ведь каждый бедный чиновник — источник коррупции. В Украине сотни тысяч таких источников, и они создают не прудик — море! Недавно в Интернете появились данные о доказанных в суде суммах взяток, которые давали для получения должности на государственной службе: от 100 долл. — за должность бухгалтера районной государственной администрации до 200 тыс. долл. — за должность начальника Государственной экологической инспекции в области.
Чересчур большое количество чиновников обременительное для страны не только из-за коррупцию, но и из-за разных установленных для них — за счет всех налогоплательщиков — льгот материального характера: обязательное государственное страхование, улучшенное пенсионное обеспечение, медицинское и санаторно-курортное обслуживание в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения и т.п., — вплоть до погребения и увековечения памяти. Но чем хуже тракторист, строитель, шахтер, журналист, учитель?..
В-четвертых, давно доказано мировым опытом: развивать экономику можно лишь на основе частной инициативы. Государство же является неэффективным владельцем и неэффективным предпринимателем. На свое содержание оно тратит явно больше, чем само зарабатывает, а следовательно, каждый год фактически грабит собственный народ (в т.ч. потомков — через внешние займы), потому что из других источников деньги ему не поступают. При этом наживаются прежде всего на тех, кто не хочет «огрызаться» и не умеет «договариваться». Современное Украинское государство, постоянно стараясь «перетянуть все одеяло на себя», мешает и развитию гражданского общества. А ведь доказано, что счастливыми людей делают не столько материальные ценности, сколько общая экономическая и социальная деятельность, в т.ч. на уровне местного и другого самоуправления, гражданская активность. Наиболее развиты те страны, в которых есть мощный средний класс, состоящий преимущественно из предпринимателей — производителей товаров, работ и услуг.
В-пятых, государственные служащие и все другие, кто работает на государство, включительно с учителями, врачами и социальными работниками, — это люди, зависимые от действующей власти, ведь их благополучие непосредственно зависит от их покорности. При определенном давлении действующей власти значительное их количество, а также членов их семей могут создавать административный ресурс на очередных выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, и именно этому мы должны быть благодарны тем, что в результате «выборов» получаем не то, что выбирали, а то, что нам «назначено». К тому же именно у государственных служащих профсоюзы, отягощенные санаториями и другой интересной собственностью, скорее похожи на кружки вязания и шитья, чем на лидеров протеста.
В-шестых, система государственных органов Украины не согласована даже с функциями современного государства — ни с теми, которые определены наукой теории государства и права, ни с теми, которые следуют из функциональной классификации расходов бюджета (см. приказ Министерства финансов Украины №11 от 14 января 2011 г.). Тем временем именно в функциях государства проявляется его сущность, то есть то, ради чего оно существует, интересам каких социальных групп и политических кругов оно служит.
В-седьмых. Будущее в глобальном смысле — за межгосударственными и региональными военно-политическими, экономическими и социальными структурами — типа Европейского Союза, АТЭС, Лиги арабских государств, АНЗЮС, Совета Европы, ЮНЕСКО, ВТО, МОП и многих других; самостоятельно военный потенциал Украинского государства способен противостоять разве что небольшим «вороженькам», финансово-экономический — маленьким «кризисочкам», а во внешнеполитическом измерении Украинское государство само по себе — гномик. В смысле же ежедневного существования человека как главной ценности — будущее за усилением гарантий его надлежащей жизни (обучение и воспитание, трудоустройство, медицинское обеспечение, досуг, охрана окружающей среды, общественный порядок, защита от преступности и т.п.) на местном уровне — в муниципалитетах, «малых родинах» людей. Так что, и там, и тут места для государства, в обычном понимании этого слова, остается все меньше. Государственный скипетр постепенно станет пластмассовым, но страна Украина будет всегда.
- Информация о материале
Страница 1129 из 1561
