Точнее, из кого? Из людей. Оно состоит из людей, которые ему (или в нем) служат. Во время общегосударственных и местных выборов, в результате всяческих конкурсов, отборов или другим способом фактически заключается договор между гражданами, претендующими на занятие соответствующих должностей, и большинством населения страны — избирателями — о служении первых в интересах всех его жителей, в том числе той их части, которая не является избирателями (речь идет о детях, недееспособных и т.п.). Не было бы этих людей — чиновников, от государства остались бы только здания, мебель, канцелярские принадлежности и персональные автомобили.
Кто же эти люди, которые служат государству? Сколько их в Украине? Сколько их было раньше, во времена Украинской ССР? Сколько их в других государствах? Сколько их должно быть, чтобы государство функционировало эффективнее? На эти и некоторые другие вопросы попробуем ответить в этом исследовании.
Согласно Закону «О государственной службе» 2011 г. (в скором времени приобретет силу), государственный служащий — это гражданин Украины, занимающий должность государственной службы в государственном органе, органе власти АРК или их аппарате, получает заработную плату за счет средств государственного бюджета и осуществляет полномочия, непосредственно связанные с выполнением функций государства относительно: подготовки предложений по формированию государственной политики в соответствующей сфере; разработки, экспертизы и/или редактирования проектов нормативно-правовых актов; предоставления административных услуг; осуществления государственного надзора (контроля); управления государственным имуществом, государственными корпоративными правами; управления персоналом и т.п.
По нашим подсчетам, сделанным на основе данных, содержащихся в соответствующих актах законодательства, а при их отсутствии — в штатных росписях разных органов, опубликованных на их веб-сайтах, или экспертных оценок, на сегодня работает людей, уполномоченных на выполнение функций государства, в органах системы законодательной власти — 3991; администрации президента Украины, ее учреждениях — 1670, областных и районных государственных администрациях — 72520; Кабинете министров, министерствах и других центральных органах исполнительной власти — 293873; военных формированиях и правоохранительных органах — 701695; прокуратуре — 14900; органах судебной власти — 36653, в т.ч. 7872 судей; органах государственной власти со специальным статусом (Нацбанк, ЦИК и т.п.) — 15493; других органах государственной власти — 17882. Вместе это 1 млн. 158 тыс. 677 человек.
Кроме собственно государственных служащих, есть такая категория персонала, как «работники государственных органов, органов власти АРК и их аппарата, которые выполняют функции по обслуживанию». Это так называемый технический персонал (водители, уборщики, официанты, дворники и т.п.). Вообще во всех органах государственной власти этот персонал составляет, по нашим оценкам, 10% от количества государственных служащих, то есть еще не менее 110 тыс. человек. О количестве одних только водителей можно получить представление из приложений к постановлению КМ от 26 декабря 2011 г. № 1399, которые устанавливают лимит в 17644 автомобиля (соответственно водителей не меньше). Но водители обслуживают и военные формирования, и правоохранительные органы, и суды, и органы государственной власти со специальным статусом.
Одним из самых масштабных по сфере своей деятельности, количеству подчиненных предприятий, учреждений и их работников, основная работа которых — обслуживание руководства государства, высших государственных служащих, членов их семей и некоторых других категорий лиц, является Государственное управление делами (ДУСя) — «государство в государстве»: около 50 подчиненных предприятий и учреждений, среди которых заводы, строительные предприятия, санатории, гостиницы, парки, заповедники, медицинские учреждения. Старается не отставать от ДУСи управление делами Верховной Рады.
В Украине существуют тысячи государственных учреждений, организаций и предприятий. Должности руководящих работников и специалистов в них часто отнесены законодательством к должностям государственных служащих (сотни случаев), а общее количество работников иногда достигает десятков тысяч человек. Впрочем, только в немногих случаях в официальных документах можно найти сведения о количестве работников того или другого государственного учреждения. Иногда эти данные имеются на их официальных веб-сайтах (так мы выяснили, что, например, в ГП «Укрпочта» работает 98 тыс., в ОАО «Государственный сберегательный банк Украины» — 40 тыс., в ОАО «Турбоатом» — 20,7 тыс., в НЭК «Укрэнерго» — 15796 человек), а в большинстве случаев эти сведения можно получить только на основе оценки, исходя, например, из количества департаментов, управлений, отделов и т.п.
Едва ли не при каждом ведомстве есть учебные заведения (Дипломатическая академия Украины при МИД Украины, Национальная академия внутренних дел Украины, несколько университетов и институтов внутренних дел, Национальная академия Службы безопасности Украины, Национальная академия прокуратуры Украины, Национальный университет государственной налоговой службы Украины, Академия таможенной службы Украины, Институт Службы внешней разведки Украины, Университет гражданской защиты Украины, Академия пожарной безопасности, Учебно-методический центр переподготовки и повышения квалификации специалистов по вопросам финансового мониторинга и т.п.). Только в системе Министерства обороны Украины — две академии, 15 институтов, университет, три колледжа. Во всех этих учебных заведениях работает не менее 10 тыс. человек.
При Министерстве здравоохранения Украины — 44 государственных предприятия, научно-исследовательских учреждения и т.п. Министерство обороны Украины руководит десятками казенных предприятий. В Украине — 110 исправительных колоний, другие учреждения исполнения наказаний (их список — в постановлении КМ от 31 августа 2000 г. №1367), в каждом из которых, кроме работников Государственной службы исполнения наказаний, трудятся десятки или сотни наемных работников; есть также почти 300 ведомственных дорожных больниц и других лечебных заведений, из них в подчинении Министерства инфраструктуры Украины — 95 (постановление КМ от 16 мая 2011 г. №501), более 80 ведомственных внешкольных учебных заведений (постановление КМ от 17 августа 2002 г. №1133).
Отдельное дело — государственные академии. В аппарате президиума Национальной академии наук Украины и аппаратах президиумов отраслевых академий наук работает по меньшей мере 300 человек. Например, согласно постановлению КМ от 4 июня 2003 г. №847, в аппарате президиума Национальной академии искусств Украины числятся 50 работников. Но НАН Украины не следует представлять как сугубо научное учреждение в составе академиков и членов-корреспондентов, а также аппарата. Скорее это могущественный научно-производственный консорциум. Только в управлении делами НАН Украины 285 работников, а в его подчинении 140 предприятий, в каждом из которых десятки или сотни работников. Свои предприятия и учреждения (всего свыше 150) имеют также Национальная академия аграрных наук Украины, Национальная академия медицинских наук Украины, Национальная академия педагогических наук Украины, Национальная академия правовых наук Украины, Национальная академия искусств Украины. По обыкновению это определяется постановлениями КМ (перечни учреждений, организаций, заведений, которые входят в состав Академии медицинских наук и Академии педагогических наук Украины, — постановлениями КМ от 3 июня 1999 г. №953 и от 14 февраля 2007 г. №205). Вместе это может быть более 100 тыс. работников.
Государственными являются большинство средств массовой информации: от газет «Урядовий кур’єр», «Голос України», журналов «Парламентські вісті», «Віче», «Офіційний вісник України», «Офіційний вісник Президента України», «Відомості Верховної Ради України», «Бюлетень Міністерства юстиції України», «Вісник Конституційного Суду України» — и до районных газет. При этом постановлением КМ от 15 марта 1999 г. №377 должности журналистов (от главного редактора до фотокорреспондента) государственных и коммунальных средств массовой информации, в т.ч. телерадиовещательных организаций, основателями (соучредителями) которых являются органы государственной власти или органы местного самоуправления, приравнены к соответствующим должностям руководящих работников и специалистов секретариата (аппарата) соответствующего органа. Таких СМИ почти тысяча, а значит, «государственных» журналистов не меньше 10 тыс.
Несмотря на предоставление услуг в сфере культурно-развлекательной деятельности и за счет этого получение ими прибыли, свыше 40 заведений искусства, согласно постановлению КМ от 16 ноября 2001 г. №1557, содержатся за счет государственного бюджета, то есть фактически являются «государственными». Это национальные театры, филармония, цирк, Народный хор имени Г.Веревки, Ансамбль танца имени П.Вирского, Капелла бандуристов имени Г.Майбороды, «Мистецький Арсенал» и т.п. В общем — не меньше 5 тыс. зависимых от государства работников.
Почему до сих пор все это не разгосударствлено? И если государство в лице ДУСи и министерств, управлений делами, хозяйственных и им подобных управлений разных органов государственной власти имеет столько собственных предприятий и так активно занимается хозяйственной деятельностью, то зачем ему собирать налоги с предприятий негосударственного сектора экономики, а также с физических лиц? Кто и когда, наконец, посчитает до гривни, насколько рентабельным является это государство для налогоплательщиков?
В общем, по нашей оценке, на государственных предприятиях, в организациях и учреждениях Украины работает свыше 1 млн. человек. А еще —
230 тыс. депутатов областных и районных советов. В АРК — 100 депутатов Верховного Совета, 25 министров, аппарат Верховной Рады и Совета министров АРК, министерств и республиканских комитетов, других учреждений — вместе около 1000 человек. К этой цифре надо прибавить и количество работников государственных секторов сферы образования — 1,632 млн., медицины и социального обеспечения — 1,264 млн. Вместе это 2,896 млн. человек. Еще 3 тыс. государственных нотариусов, члены трудового арбитража и другие лица, которые, не будучи представителями государства, предоставляют публичные услуги от ее имени.
Таким образом, в государстве и на выполнение функций государства работает свыше 5,5 млн. граждан. Это более четверти экономически активного (20,221 млн. человек) и почти треть — занятого (18,436 млн.) населения. Для справки: по информации Госкомстата, безработных в Украине — 1,784 млн.; экономически неактивного населения — 12,575 млн. (почти половина из которых пенсионеры, еще четверть — ученики и студенты). Количество наемных работников, занятых в
14 отраслях экономики, составляет 10,724 млн. человек, из них в промышленности — 2,834 млн., в деятельности отелей и ресторанов — 106 тыс., в сфере рыбного хозяйства — 8 тыс.
Вообще из 18,436 млн. человек, занятых в экономике Украины, 1,174 млн. (6,4%) занимаются сферами государственного управления и обеспечения военной безопасности. Для сравнения: в ФРГ около 4,5 млн. чиновников на 82 млн. населения, что составляет 8,4% занятого населения, но половина из них — работники сферы образования, а еще четверть — другие работники социальной сферы, которые в Украине не признаются чиновниками, то есть настоящих чиновников на самом деле не более 3,5%.
Интересно сравнить полученные данные о количестве лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, с данными о размерах расходов на выполнение соответствующих функций государства (на основе данных о расходах госбюджета Украины 2011 г.). Итак, общественный порядок, безопасность и правосудие обеспечивают 9,3% представителей государственного аппарата, и получают они на это 9,4% расходов государственного бюджета. Якобы справедливо, если не замечать значительного перекоса в сторону прокуратуры: 145,3 тыс. грн. на одного работника прокуратуры на фоне
85,3 тыс. на одного работника суда и 59,6 тыс. грн. в год на одного работника правоохранительной системы в целом. Следовательно, милиция в Украине многочисленная, но бедная, и потому часто требует «пожертвования» от «благодетелей». Похожая картина с армией и финансовыми органами (Минфин, налоговая служба, таможня, служба финансового мониторинга, финансовая инспекция, Счетная палата): они тоже «бюджетно бедные». Внешнеполитическая деятельность нуждается в определенной «роскоши» (содержание зданий посольств, приемы, визиты за границу, другой антураж), поэтому денег на ее осуществление государство выделяет из расчета на одного работника ведомства иностранных дел существенным образом больше, чем для других ведомств: 0,4% расходов на 0,05% служащих. Общегосударственные же функции (управление государственным аппаратом) финансируются, как это ни удивительно, явно недостаточно. Трудно представить, как может средний служащий существовать на 1,5—2,5 тыс. грн. в месяц, воздерживаясь при этом от коррупционных действий. Зато легко вообразить, как существуют народные депутаты и работники высших государственных органов: в системе органов законодательной власти в месяц приходится 18,5 тыс., в администрации президента — 16,5 тыс., а в Кабинете министров — 35 тыс. грн. на работника. В системе же образования — 1,4 тыс. грн. в месяц на одного работника. Разница не овраг — пропасть! Выводы. Почему необходимо сокращать государственный аппарат? Причин действительно много. Назову только несколько.
Во-первых, он явным образом раздут — по сравнению как с демократическими странами, так и с Украиной времен УССР (в процентах к количеству населения) и продолжает расти. В общем, точной цифры единиц государственного аппарата и разных учреждений, которые к нему «прислонились», не знает, очевидно, никто. Давно пришло время провести соответствующую «инвентаризацию», как это сделали, например, в России, где разнообразнейшие данные можно получить из сборника «Труд и занятость в России. 2011: Стат. сб. ( Росстат — M., 2011. — 637 c. издается с 1995 каждые два года и содержит полную информацию о кадрах государственных органов и органов местного самоуправления, учреждений
здравоохранения, образования, науки и т.п.).
Сравним: в соответствии с Лимитами общей численности работников аппарата управления, утвержденных постановлением Совета Министров УССР от 24 июня 1985 г. №245, всего в Украинской ССР было 1008358 соответствующих служащих (против 1,5 млн. нынешних), из которых 101 тыс. — работники облисполкомов. Как видим, тогда их посчитали до единицы. При этом в указанное количество входили не только работники ведомств (а именно Госплан, Госстрой, Минвуз, Минсвязи, Минюст, Академия наук и т.п.), а даже Укоопсоюз (110596 человек), украинские общества слепых (3296), охотников и рыбаков (875), автомотолюбителей (1349), кролиководов и звероводов-любителей (1219) и десятки других подобных организаций, охватывавших сотни тысяч человек, но, собственно, к вопросам управления государством отношения не имевших. Согласен, УССР не была независимым государством, и многих органов в ней не должно было быть. Но разница — приблизительно в два раза — весьма большая.
Согласно постановлению КМ Украины от 26 августа 1992 г. №505 «О граничной численности и фонде оплаты труда работников и ассигнование на содержание органов государственной исполнительной власти в 1992 году», граничная численность работников центральных органов государственной исполнительной власти составляла 9846, а работников местных органов министерств и ведомств — 53976, вместе — 63822 человека. Сравним: в 2012 г. — 293179. Только в
органах исполнительной власти увеличение за 20 лет — в 4,6 раза!
По данным Национального агентства Украины по вопросам государственной службы, за последние десять лет — с 2002 по 2011 г. — количество государственных служащих, которым присвоены соответствующие ранги, увеличилось с 226985 до 280464 человек, или на 23,5%, — почти на четверть (и это после значительного сокращения, состоявшегося в декабре 2010 г.)! За этот же период количество должностных лиц местного самоуправления увеличилось с 67660 до 99204 человек, или на 32% — почти на треть.
Это тем более парадоксально потому, что количество населения страны ежегодно уменьшается ужасающимися темпами (с 1991 по 2002 г. — с 52,1 до 45,6 млн., то есть на 6,5 млн., или 12,5%). По прогнозам Института демографии и социальных исследований НАН Украины, до 2050 г. численность населения Украины может сократиться до 35 млн. При такой тенденции законом должен быть установлен конкретный показатель — на какой процент должен ежегодно сокращаться государственный аппарат, аппарат местного самоуправления и т.п. при соответствующем проценте сокращения населения. Кстати, в Испании в 2000-х годах программа сокращения занятых в государственном секторе строилась на принципе замещения только одного из двух государственных служащих, уходивших на пенсию. В Украине же пенсионный возраст для государственных служащих в 2011 г., наоборот, увеличили.
Значительное сокращение государственного аппарата — современная общемировая тенденция. В 2011—2012 гг. такое сокращение осуществляют Великобритания, Греция, Италия, Испания и другие страны. Недавно один из советников премьер-министра передал Дэвиду Камерону записку, в которой отметил, что «численность госслужбы может быть сокращена на 90% без каких-либо негативных последствий для управления государством». В качестве примера он привел тот факт, что в XIX в., на пике могущества этой империи, ею управляли из Лондона все 4 тыс. чиновников. Кстати, в Британии с 1979 по 1995 г. количество государственных служащих было сокращено с 723 тыс. до 550 тыс., то есть на 25%. Этому, очевидно, содействовали и исследования С.Паркинсона, вывевшего свой закон (количество государственных служащих неумолимо возрастает независимо от объема работы — и даже, если ее нет вовсе) на примере английского адмиралтейства: ежегодный прирост служащих этого учреждения с 1914-го по 1928 г. составлял 5,5%, с 1938 по 1958 г. — 9,3%, при этом в 1914 г. мощнейшим флотом мира руководили 4366 человек, а в 1967 г., когда от его бывшего могущества не осталось и следа, это делали уже 33 тыс. должностных лиц. Свежий пример. Во время реформ в Грузии последних лет количество чиновников было сокращено в 20 раз, — и государство не исчезло.
Если говорить о правоохранительных органах, то в Украине насчитывается 357700 работников МВД, то есть 780 на 100 тыс. населения. Причем это не наследство от СССР. Ведь в 1990 г. в советской милиции служили 628139 человек. Население СССР тогда составляло 293 млн. 047 тыс., то есть на
100 тыс. населения было 214 милиционеров. Сегодня, например, в Румынии, где населения ровно вдвое меньше, чем в Украине, в полиции служит
52 тыс. человек, в жандармерии (аналог наших внутренних войск) — 18 тыс. и в местной полиции — 20 тыс., то есть всего 90 тыс. — в 4 раза меньше, чем в Украине. Во время реформы полиции в Грузии ее численность уменьшилась с 70 тыс. до 16 тыс. и теперь составляет 355 человек на 100 тыс. населения. По данным ООН (по состоянию на 2010 год), в соседних с нами странах, похожих с Украиной по политико-экономической ситуации, полицейских вдвое-втрое меньше, чем в Украине: в Болгарии — 442, Чехии — 405, Словении — 386, Латвии — 370, Венгрии — 335, Литве — 327, Сербии — 280, Польше — 264, Словакии — 260, Эстонии — 240. В странах с мощной организованной преступностью, напряженной военно-политической ситуацией, распространенными случаями актов терроризма и т.п. количество полицейских на 100 тыс. населения составляет: в США — 233, Бразилии — 282, ЮАР — 306, Израиле — 330, Мексике — 366, Франции — 369, Северной Ирландии — 411, Греции — 452, Турции — 482, Испании — 494, Италии — 552, Аргентине — 558. Меньше всего полицейских в Швеции, Индонезии, Японии, Дании, Канаде, Южной Корее и Чили — соответственно 195 и 200, Норвегии и Финляндии — 155 и 160, Индии — 130, Китае — 120, Гаити — 63 на 100 тыс. жителей, а больше всего в Беларуси и России, где этот показатель составляет соответственно 1442 и 976. Общемировой же средний показатель — 300 полицейских на 100 тыс. населения, а по рекомендации ООН — 222.
У нас 27 прокуроров на 100 тыс. населения, в Германии этот показатель — пять, в Молдове — 16, в среднем в Европе — 10, и только в России их общее количество больше — 32 прокурора на 100 тыс. населения. В общем, Украина имеет явные признаки полицейского государства, поскольку от внешнего врага ее защищают лишь 255 тыс. человек (Вооруженные силы, Государственная пограничная служба, войска Гражданской обороны, Служба внешней разведки, Государственная специальная служба транспорта), а от «внутренних угроз» вдвое больше — 477 тыс. (МВД, внутренние войска, Служба безопасности, УГО, Государственная пенитенциарная служба, Государственная служба специальной связи и защиты информации, прокуратура). Обеспечивать порядок и безопасность другим образом, кроме увеличения количества «контролеров», мы не учимся. Недаром во время Евро-2012 иностранные болельщика не поняли, «почему в Киеве столько милиции? Ощущение такое, будто это военная зона. Значит, здесь не так безопасно».
Судей приходится на 100 тыс. жителей: в Англии и Уэльсе — по пять, США — семь, Молдове — девять, Швеции и Италии — по 10, России и Румынии — по 15. Лишь в ФРГ, где судебная система традиционно сверхсложная, — 20 судей (их относительно большое количество компенсируется незначительным количеством прокуроров, — и те, и другие находятся в одной системе и время от времени меняются должностями). В Украине же 17 судей на 100 тыс. жителей, и этого количества не хватает, потому что нагрузка на судей иногда искусственно (и в несколько раз) увеличивается в связи с непродуманными действиями законодателя.
С другой стороны, нет хотя бы какой-то понятной формулы определения количества необходимых стране работников соответствующих государственных органов. Приказом Минтруда Украины от 4 сентября 2000 г. №222 была утверждена Методика расчета численности отдельных категорий работников на основе норм по труду, в т.ч. на примере судей арбитражных судов, работников бухгалтерий и уборщиц. Наверное, это был единственный нормативный акт такого рода. Что касается обоснованности использованных в нем методик, то на суд сообщества этот вопрос не выносился. Проведенное, например, перед этим сокращение работников бюджетных учреждений на 5,7% от фактической численности (постановление КМ от 11 июня 1998 г. №855) обосновывалось приведением их численности «в соответствие с возможностями бюджетов» — без каких-либо обнародованных расчетов. Сейчас из постановления КМ от 12 марта 2005 г. №179 «Об упорядочении структуры аппарата центральных органов исполнительной власти, их территориальных подразделений и местных государственных администраций» можно выяснить лишь, что сектор — это не менее чем две единицы, отдел — пять или шесть, управление — 16, главное управление и департамент — 40 (в отдельных ведомствах — 70). В конце концов, получается, что почти четверть госслужащих — руководящие работники.
Во-вторых, государственный аппарат в Украине имеет склонность разбухать не только из-за увеличения количества работников и срока их пребывания на государственной службе, но и из-за создания новых органов, их филиалов и структурных подразделений, а также всяких предприятий и других учреждений «при» том или ином государственном органе, предназначенных преимущественно для распределения потоков средств государственного бюджета и других ценностей. Не уверен, что из этого исследования случайно не «выпал» какой-нибудь государственный орган, который существует вне рамок известных президентских указов или правительственных постановлений. Еще далеко не преодолено дублирование полномочий разных государственных органов. А наиболее негативное явление — огромный перекос в количестве работников государственных органов и работников органов местного самоуправления, обычно не в пользу последних. Центральная власть старается руководить всем в государстве, в частности, через режим бюджетных трансфертов. Именно поэтому у нас до сих пор нет мощных местных бюджетов, местной милиции и надлежащего местного самоуправления вообще.
В-третьих, уровень коррупции в нашей стране — сверхбольшой, а сокращение публичного сектора — один из важных факторов преодоления коррупции. Это понятно, ведь каждый бедный чиновник — источник коррупции. В Украине сотни тысяч таких источников, и они создают не прудик — море! Недавно в Интернете появились данные о доказанных в суде суммах взяток, которые давали для получения должности на государственной службе: от 100 долл. — за должность бухгалтера районной государственной администрации до 200 тыс. долл. — за должность начальника Государственной экологической инспекции в области.
Чересчур большое количество чиновников обременительное для страны не только из-за коррупцию, но и из-за разных установленных для них — за счет всех налогоплательщиков — льгот материального характера: обязательное государственное страхование, улучшенное пенсионное обеспечение, медицинское и санаторно-курортное обслуживание в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения и т.п., — вплоть до погребения и увековечения памяти. Но чем хуже тракторист, строитель, шахтер, журналист, учитель?..
В-четвертых, давно доказано мировым опытом: развивать экономику можно лишь на основе частной инициативы. Государство же является неэффективным владельцем и неэффективным предпринимателем. На свое содержание оно тратит явно больше, чем само зарабатывает, а следовательно, каждый год фактически грабит собственный народ (в т.ч. потомков — через внешние займы), потому что из других источников деньги ему не поступают. При этом наживаются прежде всего на тех, кто не хочет «огрызаться» и не умеет «договариваться». Современное Украинское государство, постоянно стараясь «перетянуть все одеяло на себя», мешает и развитию гражданского общества. А ведь доказано, что счастливыми людей делают не столько материальные ценности, сколько общая экономическая и социальная деятельность, в т.ч. на уровне местного и другого самоуправления, гражданская активность. Наиболее развиты те страны, в которых есть мощный средний класс, состоящий преимущественно из предпринимателей — производителей товаров, работ и услуг.
В-пятых, государственные служащие и все другие, кто работает на государство, включительно с учителями, врачами и социальными работниками, — это люди, зависимые от действующей власти, ведь их благополучие непосредственно зависит от их покорности. При определенном давлении действующей власти значительное их количество, а также членов их семей могут создавать административный ресурс на очередных выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, и именно этому мы должны быть благодарны тем, что в результате «выборов» получаем не то, что выбирали, а то, что нам «назначено». К тому же именно у государственных служащих профсоюзы, отягощенные санаториями и другой интересной собственностью, скорее похожи на кружки вязания и шитья, чем на лидеров протеста.
В-шестых, система государственных органов Украины не согласована даже с функциями современного государства — ни с теми, которые определены наукой теории государства и права, ни с теми, которые следуют из функциональной классификации расходов бюджета (см. приказ Министерства финансов Украины №11 от 14 января 2011 г.). Тем временем именно в функциях государства проявляется его сущность, то есть то, ради чего оно существует, интересам каких социальных групп и политических кругов оно служит.
В-седьмых. Будущее в глобальном смысле — за межгосударственными и региональными военно-политическими, экономическими и социальными структурами — типа Европейского Союза, АТЭС, Лиги арабских государств, АНЗЮС, Совета Европы, ЮНЕСКО, ВТО, МОП и многих других; самостоятельно военный потенциал Украинского государства способен противостоять разве что небольшим «вороженькам», финансово-экономический — маленьким «кризисочкам», а во внешнеполитическом измерении Украинское государство само по себе — гномик. В смысле же ежедневного существования человека как главной ценности — будущее за усилением гарантий его надлежащей жизни (обучение и воспитание, трудоустройство, медицинское обеспечение, досуг, охрана окружающей среды, общественный порядок, защита от преступности и т.п.) на местном уровне — в муниципалитетах, «малых родинах» людей. Так что, и там, и тут места для государства, в обычном понимании этого слова, остается все меньше. Государственный скипетр постепенно станет пластмассовым, но страна Украина будет всегда.