В течение последних двух с половиной лет действующая власть заботливо выстраивала нужную конфигурацию судов, которая бы не давала сбоев в том числе и во время крупных избирательных кампаний. И сегодня, по большому счету, нет смысла скрупулезно анализировать судейских лидеров на предмет того, кто, чей и что кому должен. Ведь когда все основоположные рычаги влияния на судебную систему сконцентрированы в руках узкой группы людей при власти, любой судья на любой должности вынужден будет принимать исключительно правильные решения.
Приближающиеся парламентские выборы-2012 вынуждают более внимательно взглянуть на текущее положение дел в судебной системе. Особенно если учесть, что громкие судебные разбирательства местного или общенационального масштаба стали уже чуть ли не укоренившейся традицией любой избирательной гонки в Украине.
Ключевые избирательные споры подсудны системе админсудов. Напомним, что на минувших президентских выборах в 2010 г. окончательную точку при подведении итогов президентской избирательной кампании ставил Высший админсуд (ВАСУ). При этом все споры, касающиеся действий или бездействия Центризбиркома и ее членов, а также кандидатов в президенты и их доверенных лиц, рассматривались по первой инстанции в Киевском апелляционном админсуде (КААС), а пересматривались — в том же ВАСУ.
Несмотря на то, что правила игры на грядущих парламентских выборах, вероятно, еще не стоит считать окончательно утрясенными, вряд ли стоит предполагать, что избирательные споры покинут залы заседаний админсудов. А примеры того, что происходит в ключевых админсудах страны, будут достаточны для того, чтобы сделать обобщения в масштабе всей системы админсудов. Тем более что в последние годы высокие руководящие должности в админсудах были в фокусе особого внимания со стороны нынешней власти.
Прежде всего следует упомянуть о нынешнем председателе ВАСУ Игоре Темкижеве, который — совпадение это или нет — демонстрирует головокружительную карьеру с момента тотального прихода регионалов во власть. Так, господин Темкижев, работая на должности председателя Хозсуда Донецкой области, в начале осени 2010 г. становится председателем Днепропетровского апелляционного хозсуда. Но даже такой скоростной карьерный прыжок выглядел более-менее естественно — все-таки это был переход судьи-хозяйственника в пределах своей же судебной вертикали.
Полным же нарушением всех традиций и понятий в судебной системе стало то, что за считаные недели хозяйственник безальтернативно и форсированно становится лидером административщиков. Причем предыдущий глава ВАСУ Александр Пасенюк, даже и не думавший уходить с этой должности, чуть ли не насильственным образом становится судьей Конституционного суда. И тут уж остается риторическим вопрос, не свидетельствуют ли все эти факты в своей взаимосвязи о том, что процессы в отечественной судебной системе регулируются вне ее пределов — с самого высокого государственного уровня.
Помимо этого, осенью 2011 г. был назначен новый председатель КААС — второго по значимости суда в системе админсудов. Им стал Владимир Маслий, до недавнего времени работавший секретарем Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС). И, собственно, немало говорит уже тот факт, что господин Маслий работал в ВККС при нынешней власти, когда данный орган получил реальный статус одного из ключевых центров влияния в пределах судебной системы. Попадание случайных людей в ВККС сегодня практически исключено.
Не менее важно, что после победы Виктора Януковича на последних президентских выборах в двух оставшихся киевских админсудах до конца срока своих полномочий не досидел ни один «прежний» председатель. Так, экс-глава Окружного админсуда Киева (юрисдикция распространяется на г. Киев) Олег Бачун был уволен за нарушение присяги судьи еще в мае 2010 г. Это увольнение протекало шумно, но быстро. Более того, его можно отнести еще и к разряду показательных — именно на примере господина Бачуна и ряда других знаковых, но уже тоже бывших судей действующая власть продемонстрировала, что способна в кратчайшие сроки довести до логического конца увольнение за нарушение присяги судьи любого уровня.
Не менее любопытным было и то, кто придет на место Олега Бачуна — новым и.о. главы, а потом и главой ОАС Киева стал Павел Волк, не так давно работавший помощником народного депутата Сергея Кивалова (Партия регионов). Имеет смысл предположить, что данное кадровое назначение предельно четко отобразило, каким именно будет в дальнейшем характер заполнения руководящих должностей в украинских судах, и не только влиятельных.
После прихода регионалов к власти достаточно быстро утратил руководящее кресло и глава Киевского окружного админсуда (КОАС, юрисдикция — Киевская область) Сергей Штогун. Правда, в отличие от господина Бачуна, ему удалось сохранить судейский статус — правда, уже не в КОАС. На место господина Штогуна вскоре был назначен Олег Басай.
Больше всего проблем после победы Виктора Януковича на президентских выборах оказалось с Анатолием Денисовым — на тот момент председателем КААС. Тем не менее снять господина Денисова с такой же скоростью, как господ Бачуна и Штогуна, не удалось — глава КААС оказался вовлеченным в противостояние двух юридических фигур из рядов нынешней власти: Андрея Портнова и Сергея Кивалова. Благодаря этому увольнение Анатолия Денисова постоянно откладывалось и в итоге не стало реальностью в 2010 г. Зато оно все-таки было юридически зафиксировано в 2011 г. — 14 июня большинство членов ВСЮ проголосовало за снятие господина Денисова с руководящей должности.
Сегодня вряд ли есть основания предполагать, что расклады в админсудах могут измениться до окончания парламентской избирательной гонки в 2012 г. А для украинского общества все это является лишним поводом задуматься, во что в итоге и по какой причине превращается вертикаль админсудов, главная цель которой — защищать нарушенные права простых граждан в спорах с органами государственной власти и их должностными лицами.