Статьи
Многие годы действующий в Украине негласный общественный договор о том, что, мол, мы, власть предержащие, воруем, но и вам, гражданам, позволяем воровать каждому по мелочам, приказал долго жить. Теперь никому, точнее, почти никому, начиная от собирателей металлолома и заканчивая чиновничеством среднего звена, присваивать чужое строжайше запрещено — в стране идет борьба с коррупцией. При этом даже любому обывателю видно, что объемы воровства за последнее время выросли в разы. Ответом на это обвинение и есть навязывание государством обществу новой формулы: «Своровали, но хоть что-то построили».
Старая формула взаимоотношений государства со своими гражданами устоялась еще в советское время, когда низы мало интересовались вороватостью верхов, зато были вполне удовлетворены своими возможностями мелких краж. В условиях коллективной собственности этот феномен получил тотальное распространение, фольклор подбадривал сограждан установками типа «Все вокруг колхозное, все вокруг мое», а активные участники этого неформального общественного пакта получили даже четкое название — несуны.
После того как в Украине победила частная собственность, новые собственники предприятий стали жестко бороться с несунами, но масштабы этого явления по-прежнему значительны, если судить по барахолкам, где все равно можно купить много чего полезного для хозяйства. При этом старый советский общественный договор имел до последнего времени в независимой Украине лишь обновленную версию: сложности воровства у частника компенсировались негласной вседозволенностью распоряжаться ресурсами, принадлежащими государству. Одни просто уносили из государственной конторы скрепки и туалетную бумагу, другие уклонялись от уплаты налогов или пользовались поддельными субсидиями и льготами. Нынешняя власть в единочасье не только расторгла существующий пакт с простыми гражданами, но и не постеснялась продемонстрировать на примере достижений, связанных с Евро-2012, небывалые масштабы «освоения средств» в интересах узкой прослойки представителей высшего чиновничества. И теперь пытается внедрить на практике новый договор отношений с обществом. Более того, неформальный рефрен «Украли, но многое построили, то есть вернули народу» (в официальной версии этот лозунг звучит так: «Чемпионаты проходят, достижения остаются») стал стержневым элементом нынешней провластной пропаганды.
Проблема лишь в том, что для закрепления подобного постулата в сознании граждан нужны конкретные примеры из обывательской жизни, в виртуальные образы и картинки электорат может верить только считанные дни. И тут с наглядностью начинаются сложности. Почти все инфраструктурные преобразования, приуроченные к Евро-2012, наблюдаются исключительно в четырех принимавших чемпионат городах — Киеве, Донецке, Харькове и Львове. Для столицы Галичины эффект «покращення» не работает априори — львовяне в своем абсолютном большинстве находятся в радикальной оппозиции к власти, и пока нет никаких оснований предполагать, что такая тенденция может быть переломлена в ближайшем будущем. А для Киева навязываемый новый общественный договор — пройденный этап. Принцип «воруем, но многое делаем» был популярен в столице во время мэрства Александра Омельченко (для чего действительно были веские основания), но, казалось, непотопляемый столичный градоначальник был сметен радикальной демагогией Леонида Черновецкого и его «молодой команды». Итоги «космического правления» мы все знаем, но пути возврата к былым установкам киевлян также, по сути, нет.
Остаются Донецк и Харьков. Однако в общественном восприятии жителей этих городов большая заслуга в организации на местах чемпионата Европы по футболу принадлежит не власти, а местным бизнесменам-инвесторам — Ринату Ахметову и Александру Ярославскому, которые, как бытует мнение, совершенно «по праву» участвовали в «освоении средств». Так что для здешнего обывателя новая редакция договора власти с олигархами также станет новостью.
- Информация о материале
3 июля Европейский суд поправам человека вынес решение позаявлению озаконности ареста ивзятия под стражу бывшего министра внутренних дел Украины Юрия Луценко. Напомним: онбыл задержан 26декабря 2010 года Службой безопасности заякобы незаконное продление оперативно-разыскного дела шофера экс-заместителя председателя СБУ Владмира Сацюка всвязи срасследованием дела оботравлении Виктора Ющенко. Однако наследующий день Печерский суд изменил меру пресечения— подписку оневыезде— насодержание под стражей врамках уже расследованного уголовного дела озлоупотреблении служебным положением.
Заявление Луценко вЕвропейский суд касалось только обстоятельств его задержания илишения свободы. Тем неменее Европейский суд немог неотреагировать навопиющие нарушения прав человека, допущенные прокуратурой иповторенные Печерским иАпелляционным судами. Они назвали причинами лишения свободы непризнание вины, отказ свидетельствовать против себя ипубличное отстаивание своей позиции в интервью ZN.UA, УНИАН идругих статьях, атакже продлили содержание под стражей без каких бытонибыло законных оснований.
Европейский суд определил неменее семи нарушений Европейской конвенции, зафиксировав шесть различных нарушений права насвободу иличную неприкосновенность (дважды п. 1статьи 5ип. 3статьи 5, атакже п. 2и4статьи 5) иприменение норм УПК олишении свободы сиными, непредусмотренными УПК целями при принятии решения озаключении под стражу идальнейшем содержании под стражей (статья 18). Государство должно выплатить Юрию Луценко компенсацию вразмере 15тысяч евро.
Нарушения статьи 5являются системными для Украины, иуже многократно фиксировались решениями Европейского суда. Нарушение статьи 18Конвенции признано Судом впервые, иозначает нечто иное, как признание политических целей взятия под стражу Юрия Луценко. Обосновывая это решение, Суд отметил, что, поскольку заявитель являлся одним излидеров оппозиции, было очевидно, что его дело вызовет большое внимание. Будучи обвиненным впревышении служебных полномочий, онимел право ответить наних через средства массовой информации. Европейский суд пришел квыводу, что арест ивзятие под стражу являлось неправомерным наказанием зато, что Луценко публично опровергал предъявленные ему обвинения инастаивал насвоей невиновности. Впрактике Европейского суда решения овиновности государства взлоупотреблении законодательством для достижения неправомерных целей чрезвычайно редки. Такие нарушения прав человека недопустимы встранах—членах Совета Европы. Напомним, что вделе Михаила Ходорковского против России заявленное нарушение статьи 18небыло признано Судом.
Защита Юрия Луценко получила дополнительные аргументы для кассационной жалобы вВысший специализированный суд поуголовным игражданским делам. Онмог быисполнить решение Европейского суда, освободив Луценко из-под стражи,— если быотменил решения судов первых двух инстанций.
Решение Европейского суда вступит всилу спустя три месяца, если только государство необратится сходатайством орассмотрении дела Большой Палатой Европейского суда. Министерство юстиции уже заявило, что такое ходатайство готовится. Если оно будет подано ипринято крассмотрению, тоБольшая Палата поставит окончательно точку вэтом правовом споре.
- Информация о материале
Ми – не про той аркан, що його дехто мріє накинути на шию Гаранта. Ми – про танець, а точніше, танок.
Під час посвячення хлопця у легіні гуцульські чоловіки танцюють у колі з топірцями в руках – це стародавня українська традиція. Плечі стискаються у єдину стіну, бартки виблискують на сонці – від цього магічного ритуалу неможливо відірвати очей.
Дуже схожий ритуал відбувається і коли український політик стає офіційним лідером. Скільки разів ми з вами спостерігали як, відповідно до традиції, навколо нього складається такий самий аркан – тільки не з гуцулів у сардаках, а з череватих дядьків та ділових жінок, які замість барток тримають в руках канцелярські теки та мобільники.
Вони потроху змикаються навколо лідера і утворюють безперервний кривий танок, так що нам уже не завжди видно – хто там всередині.
У свою чергу лідер так само не бачить, що відбувається навкруги, бо перед собою має тільки вервицю краваток, сорочок і паперів, які утворюють примхливі візерунки, змагаються за увагу новоспеченого легіня, інтригують, комбінують, вибивають одне одного, захоплюють до кола нових.
Захоче лідер глянути, що там діється у вугільній промисловості – аж тут вискакує наперед дядько в краватці: "Я! Я! Я і є вугільна промисловість. Я організую вам і покажу!". Ну а в культурі? "Так от же я! Я і є культура!" – стрибає інший. Безпека – осьо танцює людина в погонах. І транспорт – от він, череватий.
А що про це думає народ? Знайдеться у танку й людина, яка "відповідає" за народ. "Народ вас любить!". Ну а якщо не вірите – подивіться телепередачу, яку створили спеціально навчені люди – їхній керівник танцює тут-таки, у лаві.
Ви не повірите – але ця стародавня традиція закріплена навіть у офіційному протоколі для вищих посадових осіб – жоден керівник держави не може зустрітися з людьми без присутності відповідальних "опришків" – міністра, керівника апарату тощо.
Ми самі пробували колись організувати зустріч з прем’єр-міністром і нарвалися на цей ефект – якщо йдеться про книжкову галузь, то першим виступає міністр культури, за ним голова Держтелерадіо, тоді начальник бібліотечного управління Мінкульту, за ним – книжкового Держтелерадіо, потім голова Асоціації, ну а вам, шановні організатори, три хвилини в кінці, якщо вдасться.
Пам’ятаємо, як дивувалися тоді – невже ця шановна публіка не може поспілкуватися між собою без нас? Але протокол – це традиція, закріплена на папері, проти нього не попре жоден керівник.
В результаті згадану зустріч довелося організовувати підпільними методами – не з прем’єр-міністром Єхануровим, а з фізичною особою, бібліофілом Єхануровим, який завітав на презентацію.
Принагідно подякуємо Юрію Івановичу, що дозволив собі вискочити за межі владного "аркану", а для цікавих звітуємо – результатом зустрічі стало відновлення закупівлі книжок для бібліотек, яке зумів зупинити тільки прем’єр Азаров.
До речі, схожий протокол існує також у інших країнах, зокрема нам довелося читати, як російська діячка Хакамада вимушена була, як і ми, шукати стежки у обхід та майже у підпільний спосіб зустрічалася з Кондолізою Райз.
Та це й зрозуміло – ну хто допустить, щоб перша чи друга особа держави були самі собі господарями. Намагання оточити лідера підлабузництвом, запопадливістю, ба навіть відвертою брехнею існувало ще при королівських дворах та комуністичних ЦК.
Інше питання – чи вистачало лідерам розуму, щоб розірвати чи бодай визирнути за межі зачарованого кола, і до яких наслідків це призводило.
Не будемо далеко ходити – згадаємо Кучму, який колись навмисне тримав у себе в адміністрації два ворожі клани – литвинівський та медведчуківський, і за рахунок зіштовхування їх лобами отримував інколи достовірну інформацію.
І звернімо увагу, що потім, під час другого терміну, він повністю довірився Медведчуку, а як воно було далі, ми всі добре пам’ятаємо.
Можна наводити й інші яскраві приклади – хоч би Каддафі. Щільний "аркан" (чи як воно зветься у арабів) навколо диктатора призвів до повної неадекватності, коли практично у ворожій блокаді Каддафі твердо вірував у свій авторитет, ходив по столиці з парасолькою і хизувався перед журналістами замість підготувати канал для втечі.
Чим це закінчилося для нього, не є секретом. І тут ми аплодуємо "невідомим", які у День народження Януковича розвішали плакати з Каддафі та Хусейном – вони вірно проасоціювали.
Будь-який психіатр підтвердить, що божевілля починається з падіння критики до себе. Коли людина ігнорує об’єктивну інформацію, починає бачити світ не таким, яким він є, а таким, яким хоче бачити. Будь-який негативний сигнал сприймається як змова ворогів і викликає параноїдальні симптоми.
Вам це нічого не нагадує?
Абсолютно вірно. Якби існували психічні захворювання адміністративних структур – це можна було визначити як механізм формування "владної параної". До речі, іноді вона виникає за згодою сторін – найяскравішу ілюстрацію нам дає фільм "Звичайнісіньке диво", де герой Леонова Король говорить: "Я не хочу чути поганих новин. Чому вони всі мене лякають?".
У теперішньої української влади "параноя" яскраво проявляється в останній рік – чи то підготовка до Євро зіграла роль каталізатора, чи то зовсім затис Януковича "аркан" навколо нього – але гарант не хоче навіть виступати перед парламентом, вперше в історії обмежившись публікацією на сайті та ще й без можливості коментувати. Адже і в парламенті, і в інтернет-коментах можна довідатися про погані новини.
Хіба приємно першій особі держави було почути славнозвісну подяку жителям Донбасу на стадіоні? Звичайно, ні. А це значить, що відтоді публічним заходам зась – не можна засмучувати "як я його називаю, Королька", ой, пробачте, президента.
Таке от життя влади в уявному світі і призводить врешті до крові. Але ми не будемо переконувати можновладців – це неможливо, нам не прорватися через їхній "аркан" та й не зрозуміють вони, оскільки зайняті оспівуванням власних успіхів.
Насправді ми звертаємося до Об’єднаної опозиції та опозицій інших рангів. Люди добрі! Вийдіть за межі свого аркану! Поговоріть зі звичайними людьми, вислухайте від них гірку правду – це допоможе не помилитися на виборах.
Майже половина людей не хоче голосувати – і це не Забужко винувата, і не щасливе життя при Януковичі. Зупиніть нарешті свій танок, якщо це можливо!
Окремо хочеться звернутися до Віктора Андрійовича, як людини, що найбільше постраждала від танців навколо себе – адже обіймала найвищу в країні посаду.
Шановний Вікторе Андрійовичу! Свого часу Ви зробили справжній подвиг, коли після отруєння знайшли в собі сили для продовження боротьби, для згуртування людей, яке вилилося в Майдан. Ми цінуємо це як громадяни і літератори.
Але доля дарує нові випробування, не зважаючи на колишні заслуги. Шановний Вікторе Андрійовичу! Сьогодні від Вас вимагається подвиг не менший, якщо не більший, ніж ви зробили 2004-го.
Не йдіть на вибори! Звісно, це нелегко усвідомити, але ваш цілком заслужений антирейтинг здатен потопити будь-яку політичну силу. Навіть якщо Партія регіонів включить Вас до списку, вона не здолає 5-відсотковий бар’єр, не кажучи вже про менш рейтингові сили.
Ми знаємо, що танцюристи навколо вас переконують – на президентських перегонах ви набрали майже 6%, значить і тут наберете. Не вірте їм, не псуйте собі залишки репутації. Ми голосували за Вас 2004-го і навіть 2010-го, тому знаємо, про що говоримо.
Ні, шановні читачі, ми не зовсім здуріли, ми чудово розуміємо, що Ющенко цього не прочитає, а його танцюристи не доведуть до відома. Але мусили ж ми виконати свій громадський обов’язок і попередити про небезпеку.
А насправді ми звертаємося до вас – адже саме серед вас знаходяться майбутні президенти, парламентарі, міністри та чиновники. Не давайте "аркану", який рано чи пізно утвориться навколо вас, остаточно зімкнутися і поховати ваше майбутнє та теперішнє.
Нам потрібні політики нового типу – ті, які попри чиновницькі та партійні ігри не втрачають зв’язку з людьми і здатності об’єктивно оцінювати ситуацію.
І такі люди є серед вас, друзі. Ми це знаємо.
- Информация о материале
На Украине прошел месяц со дня введения нового таможенного кодекса. Документ получил положительную оценку международных организаций. Бизнес-сообщество пока отмечает лишь некоторые перемены к лучшему, а эксперты призывают продолжить упрощение таможенных процедур для преодоления коррупции и снятия препятствий для бизнеса.
Бюджету стало лучше
От введения нового таможенного кодекса на Украине ожидали значительного упрощения процедур пересечения границы автотуристами, сокращения простоя грузов до четырех часов и уменьшения количества документов на груз с 28 до 14. Одной из самых приятных новостей для экспортеров и импортеров стала отмена оценивания товаров таможней. Теперь для этого должны приглашаться специалисты, имеющие лицензии на этот вид деятельности.
Новый Таможенный кодекс облегчил жизнь бизнесу
Таможенный кодекс заслуживает положительных оценок – отметил директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец в ходе круглого стола «Доходы бюджета и новый Таможенный кодекс: основные риски сохранения стабильности», который провела «Лига финансового развития» при поддержке еженедельника «Зеркало недели. Украина».. При этом экономист считает, что важными элементом реального реформирования таможенных взаимоотношений в государстве стала публикация на сайте ГТСУ «Базы данных таможенной стоимости товаров», в которой размещена информация о средневзвешенной таможенной стоимости, рассчитанной на единицу, по группам товаров.
По мнению координатора комитетов Американской торговой палаты Татьяны Прокопчук, среди первоочередных «околотаможенных» вопросов, требующих внимания власти, — реформирование системы валютного контроля (в частности, в части принятия законодательства о порядке расчетов в иностранной валюте), совершенствование перечня документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости, порядок выпуска товаров под гарантийные обязательства и основания истребования таможенными органами дополнительных документов для подтверждения таможенной стоимости; более детальное определение в нормативной базе практики применения некоторых таможенных режимов, реформирование системы админвзысканий за нарушение таможенных правил и т.д..
В свою очередь главный научный консультант Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Андрей Будаков отметил, что нецелесообразно точечно вносить изменения в Таможенный кодекс. По его мнению, усовершенствования должны иметь комплексный характер. Говоря, в частности, о перспективах введения административной ответственности юрлиц за нарушение таможенных правил, эксперт отметил, что согласно решению Конституционного суда от 2001 года, в отечественном правовом поле ее могут нести только физические лица.
Как отметил директор Департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины Николай Чмерук, Минфин сегодня активно работает над адаптацией нормативной базы к требованиям Таможенного кодекса (эта функция была передана министерству от Гостаможслужбы). «Совместно с таможенным органом подготовлено около 30 постановлений, принято 40 приказов Министерства финансов, — отметил минфиновец. - Согласно поручению правительства, создана рабочая группа. Первое заседание состоялось в мае, следующее проведем в ближайшее время и посвятим проблематике таможенной стоимости, по которой существует больше вопросов».
На сессии Всемирной торговой организации 30 июня в Брюсселе генсек ВТО Кунио Микурия отметил, что новый таможенный кодекс Украины соответствует международным стандартам. В свою очередь, министр финансов Украины Юрий Колобов заявил, что опасения по поводу возможного сокращения перевозок и уменьшения платежей после введения нового закона не подтвердились. "В июне поступления в бюджет от таможенных платежей составили 11,6 миллиардов гривен (1,16 миллиарда евро), что на треть больше, чем в прошлом году", - заявил министр.
Противоречивые оценки бизнеса
Колобов объяснил это "ликвидацией ряда теневых схем ввоза товаров после введения таможенного кодекса". Однако другой участник дискуссии, старший советник "Альфа-банка" и член совета Национального банка Украины Роман Шпек, заметил, что рост поступлений в бюджет не совпадает с ростом экономики. По мнению банкира, этот рост обеспечивается искусственно - путем принуждения бизнесменов властями к выплате не только текущих, но еще и авансовых налоговых, а также таможенных платежей для улучшения финансовых показателей. "С одной стороны это достигается уничтожением теневых схем, а с другой за счет предпринимателей. Надо создавать прозрачные правила игры, а не играть этими правилами", - сказал банкир.
В отличие от него исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко в интервью журналистам выделила положительные последствия введения кодекса. Экспортеры и импортеры могут теперь оформлять грузы на любом таможенном посту, а не только по месту регистрации. Время на таможенное оформление имеет "более чем позитивную тенденцию" к сокращению до четырех часов, а в пунктах таможенного оформления стало меньше досмотров и очередей. Зампредседателя комитета Верховной рады по финансам, банковской деятельности, таможенной и налоговой политике Евгений Царьков заявил по телевидению, что таможенный кодекс будет стимулировать рост украинского экспорта в страны Евросоюза.
Напрасные ожидания
Однако директор киевского Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский в интервью DW сказал, что эти ожидания безосновательны. Ключевой функцией таможенного кодекса, как пояснил эксперт, является всего лишь "создание рациональных процедур проверки документов и законности ввоза-вывоза товаров". Бураковский уверен, что первые итоги кодификации таможенных процедур можно будет подвести не ранее, чем через полгода и только при условии проведения широкомасштабного исследования, а также опроса мнений всех участников таможенных операций.
В свою очередь лидер общественной организации "Комитет экономистов Украины" Андрей Новак сослался на слова сотрудников таможенной службы. В конфиденциальных беседах они отмечают, что упрощение таможенных процедур "совпало" со значительным повышением оценки таможенной стоимости грузов. Во избежание этих выплат многие предприниматели "стали охотнее давать взятку". Поэтому экономист посоветовал не только "максимально упростить процедуру уплаты таможенных пошлин", но и одновременно усилить ответственность за коррупцию. "До сих пор мы еще не становились свидетелями прецедентов сколь-нибудь серьезного наказания взяточников из числа таможенных служащих", - констатировал Новак.
Месяц Таможенному кодексу: бизнес жалуется на завышение стоимости товаров
Пресс-служба Гостаможслужбы Украины действительно ничего не сообщает о фактах наказания таможенников за взятки. В своем пресс-релизе она лишь признала, что в 2012 году из 43 дел, возбужденных в отношении таможенников, 19 содержали обвинения в коррупции. Неприкосновенность украинских таможенников нашла свое подтверждение и в случае с задержанием первого замглавы Киевской областной таможни Сергея Наумова. По сообщениям украинской прессы, 15 июня чиновник был пойман на взятке, но практически сразу отпущен на свободу.
Президент Союза арендаторов и предпринимателей Украины Виктор Хмилевский также отметил, что в его организацию поступают жалобы от участников рынка на намеренное завышение таможенной стоимости работниками таможни, пишет "Дело".
"У нас есть обращения предпринимателей, которые растаможивают товар, по определению таможенной стоимости. Поэтому это делается иногда на абсолютно коррупционном уровне — документы не принимаются, положительного решения не дается, и бизнес подводится под то, что надо решать вопрос — или платить заявленную таможенную стоимость втрое больше или, скажем, "гони бабло налом", — сказал Хмилевский.
При этом предприниматели боятся открыто жаловаться на поведение работников таможни, потому что, как пояснил Хмилевский, "завтра он уже не будет работать".
- Информация о материале
Перед местными выборами 2010 года по Украине прокатилась волна репрессий в отношении ряда мэров, которых власть больше не желала видеть хозяевами мэрий. Самые яркие примеры — градоначальники Каменец-Подольского Анатолий Нестерук и Новомосковска Виктор Литвищенко, которые оказались в СИЗО в аккурат перед выборами. Расправляться с неугодными мэрами власть продолжила и после выборов: самый вопиющий пример — отставка многолетнего мэра Черновцов Николая Федорука. Однако все эти «боевые действия» были санкционированы Киевом. С начала этого года — года парламентских выборов — украинских мэров накрывает новая волна давления, которое ближе к октябрю угрожает превратиться в девятый вал. И в этом случае «подозрительных и неблагонадежных» градоначальников прессуют уже без оглядки на Киев местные «бароны» — либо губернаторы, ответственные за результат парламентских выборов, либо столичные «регионалы», покровительствующие кому-либо из кандидатов, либо сами будущие кандидатымажоритарщики от власти.
Последним таким случаем стала отставка на Луганщине мэра Рубежного Константина Козюберды, имевшего несчастье представлять КПУ и руководить городом, который является центром «непростого» мажоритарного округа. На этот округ положил глаз ставленник Дмитрия Фирташа Юлий Иоффе, который, видимо, посчитал, что мэркоммунист если и не помешает ему, то уж точно активно помогать не будет. Соответственно у «белоголубого» большинства горсовета Рубежного, до этого ладившего с мэром, сразу появились претензии к работе Козюберды по ремонту дорог, и он был уволен. На Луганщине не так давно досталось и мэрам«регионалам», которые возомнили о себе слишком много. С избирателями перестал общаться мэр спутника Луганска — Александровска «регионал» Николай Греков, после того как несколько месяцев назад против него было возбуждено дело по подозрению во взяточничестве. А на прошлой неделе в суд потащили руководителя другого спутника Луганска — поселка Юбилейный «регионала» Владимира Струка, которому инкриминируется нецелевое использование бюджетных средств. Однако, судя по всему, главной проблемой Грекова и Струка является то, что они всегда имели самостоятельную позицию и могли если не стать конкурентами ставленника главы парламентской фракции ПР Александра Ефремова Владимира Гончарова, то уж точно не проникнуться необходимостью его избрания нардепом. Теперь оба достаточно «мотивированы», чтобы вовсю помогать Гончарову.
И таких примеров не счесть. Изрядно потрусили и мэров Донетчины — в апреле этого года вотум недоверия был выражен мэру Дебальцево коммунисту Владимиру Проценко, еще в июле прошлого года уголовные дела были открыты против руководства Красноармейска, который возглавлял бывший «оранжевый», но на тот момент уже «белоголубой» Андрей Ляшенко, а в феврале этого года в СИЗО угодил вицемэр Горловки Роман Живенко, что многими было трактовано как давление на беспартийного мэра Евгения Клепа. Что касается двух последних персонажей — Ляшенко и Клепа, то пикантность ситуации заключается в том, что оба якобы входят в «пул» креатур вицепремьера Бориса Колесникова и стали жертвами разборок влиятельных групп в ПР.
«Стращают» мэров и в других исконно «белоголубых» регионах — в феврале на Одесчине задержан якобы за взятку мэр Болграда Сергей Ковалев (поговаривают, что он не угодил нардепу от ПР Игорю Плохому, имеющему виды на округ с центром в Болграде), а в крымской Алупке в мае 2012го вынудили окончательно уйти мэра Виктора Толстонога (пока город находится под «оперативным контролем» мэра Ялты Алексея Боярчука).
Практически в одночасье были отправлены в отставку все мэры «атомных» городов — градоначальник Южноукраинска от «Батькивщины» Андрей Стулин после обвинений в коррупции и суда в марте 2012 года был отставлен депутатами, тогда же были уволены руководитель Нетешина Ольга Омельчук («Фронт Змін») и мэр Кузнецовска Сергей Анощенко. Мэр еще одного «атомника» — Энергодара «регионал» Игорь Наумичев отделался легким испугом — в феврале этого года за решетку угодил только первый вицемэр Евгений Шентябин. Поговаривают, что мэры «атомных» городов поплатились за то, что ориентировались на лидера парламентской фракции НУ — НС Николая Мартыненко, который в свое время курировал «атомную тему». Почти год продолжаются судебные тяжбы вокруг кресла мэра Новоднестровска (Черновицкая область), из которого еще осенью прошлого года не без влияния областной власти был выдворен «фронтовик» Руслан Панчишин — ему, в частности, депутаты «инкриминировали» отсутствие мест на кладбище и плохое состояние спортзала в одной из школ города.
Из выше приведенных примеров видно, что практически ни один украинский мэр, несмотря ни на какие «крыши» и «правильную» партийность (не говоря уже об отсутствии оных), не может быть уверен в своем будущем. И проблема в том, что глубина «жесткой вертикали власти» сейчас достигает максимум областных центров. Все, что интересует на данный момент официальный Киев, — это «дань» из области, которая, в частности, на выборах будет измеряться голосами за провластного кандидата и ПР. Но даже в этих, казалось бы, простых отношениях «столица — областной центр» нет ясности: у многих губернаторов есть «теневые» конкуренты, которые «несут» в Киеве в другой «Центр». Что же касается уровня ниже областного центра, то, что там происходит, президентское окружение (в первую очередь АП), судя по всему, особо не интересует и решение всех вопросов отдано на откуп тем или иным партийным бонзам: губернаторам, столичным нардепам, кураторам областей и прочим. По сути, в Украине сформировалась пирамида феодальных отношений — когда каста региональных «баронов» на свое собственное усмотрение вершит судьбы «крепостных», в роли которых и оказались украинские мэры. Таким образом, вертикаль власти де-факто не уходит глубже областного центра. А это, в свою очередь, приводит к тому, что единое государство рассыпается на множество мелких вотчин.
- Информация о материале
Одним из итогов заседания комитета по экономическому сотрудничеству российско-украинской межгосударственной комиссии, состоявшегося в конце июня в Киеве, стало поручение Минэнерго РФ и Минэнергоугольпрому Украины разобраться в споре по «Укртатнафте». Поручение не новое, вялые консультации шли и раньше, но в последние два года Киев ставил решение этого вопроса в зависимость от хода переговоров по газу. И хотя особых сдвигов на газовом фронте по-прежнему нет, вновь поднятый вопрос об «Укртатнафте» можно использовать как шанс решить сразу несколько вопросов в нефтяной сфере. С другой стороны, Киев может позволить себе ничего не предпринимать: в отличие от ситуации с газом, проблем с поставками нефтепродуктов и ценами на них нет.
Крупнейший (Кременчугский) нефтеперерабатывающий завод страны был взят под контроль группой «Приват» в октябре 2007 года в результате классического рейдерского захвата. Необычность развития событий состояла в том, что вход на предприятие и дальнейшую охрану нового «режима» обеспечили внутренние войска, сдержавшие натиск коллег из милиции. В последующие два года команда юристов во главе с Геннадием Корбаном переписала историю татарско-украинского предприятия, оспорив в судах легитимность продажи 56% акций «Укртатнафты», консолидированных «Татнефтью». В итоге владельцем этого пакета стали некие ООО «Корсан» и «Вилорис», учредители учредителей которых прописаны чуть ли не по всей планете.
Параллельно «Приват» свил вокруг завода классический кокон: с 2008 года официальная отчетность «Укртатнафты» показывает исключительно убытки, кредиторская и дебиторская задолженность контролируется дружественными структурами, не исключено, что оборудование и технологические установки уже заложены по кредитам в «правильных» днепропетровских и иных банках.
Не сидели без дела и татары: они быстро добились блокады поставок российской нефти в Кременчуг, притом не только по трубопроводу, но и по морю, проведя соответствующую работу с трейдерами. В результате переработка нефти на заводе упала вдвое и фактически ограничилась украинскими ресурсами. В 2009 году начались поставки азербайджанской нефти по морю. Однако «Приват» так и не вышел на запланированный объем в 2,4 млн. тонн, а в августе 2011 года эпохальная программа по диверсификации источников поставок энергоносителей на этом НПЗ была свернута. По крайней мере, уже скоро год, как «каспийской» нефти в Кременчуге нет.
Одновременно «Татнефть» подала иск в международный арбитраж, требуя взыскать с Украины компенсацию убытков в размере не менее 2,4 млрд. долл. В своей отчетности «Татнефть» указывает, что решение по данному вопросу ожидается в 2013 году.
Напрасные надежды
Разворот ситуации по Кременчугу ожидался с приходом новой власти в начале 2010 года. И действительно, спустя буквально пару месяцев после формирования нового правительства Николай Азаров дал поручение всем известным ведомствам осуществить комплексную проверку «Укртатнафты». Результат этой проверки точно неизвестен, да это и не важно, ведь с тех пор на этом НПЗ так ничего и не изменилось.
Летом 2010 года наблюдательный совет «Укртатнафты» возглавил председатель «Нафтогаза Украины» Евгений Бакулин, несколько мест в этом органе управления заняли также представители НАКа и Минэнергоугольпрома. За прошедшие два года обнаружить признаки какой-либо, тем более активной, деятельности чиновников на «Укртатнафте» не удалось. Даже трагикомический проект по переработке нефти для последующих топливных интервенций Минэнергоугольпром и «Нафтогаз» провели в 2011 году на Лисичанском НПЗ, а не в более близком, казалось бы, Кременчуге («Нафтогазу» принадлежат 43% акций «Укртатнафты»).
Причины нежелания помогать российским нефтяникам стали известны чуть позже. «Нам четко заявили, что решение вопроса по „Укртатнафте" будет полностью зависеть от хода газовых переговоров», — вспоминает участник одного из заседаний в Минэнергоугольпроме, состоявшегося летом 2011 года.
Похоже, что этой «газовой» привязкой обусловлены неприятности и у других российских нефтяников в Украине. Так, уже два года без нефти стоит Одесский НПЗ «Лукойла», хотя для его запуска достаточно включить неработающую трубу Одесса—Броды. В марте остановился Лисичанский НПЗ компании ТНК-ВР, не дождавшись ни малейшей помощи от профильного министерства. (Характерно, что сегодня именно Минэнергоугольпром призывает срочно заняться поддержкой нефтеперерабатывающей отрасли).
Представители «Татнефти» в частных беседах признают, что перспектива их возврата на «Укртатнафту» не просматривается. «Даже если будет политическая воля, что делать с заводом, на который навешаны убытки, кредиты, залоги? — спрашивает источник, близкий к татарским акционерам Кременчугского НПЗ. — А как раскрутить клубок судебных решений в отношении наших акций?». Правда, опытные юристы говорят, что определенные зацепки есть. Так, небезупречным считают юристы решение Антимонопольного комитета Украины, принятое в политически неспокойный период между первым и вторым турами президентских выборов, о концентрации «Укртатнафты» и «Укрнафты», что привело к значительной монополизации соответствующих рынков нефти и нефтепродуктов.
Этим же решением фактически одобрено вхождение представителей новых акционеров в наблюдательный совет «Укртатнафты». Дело в том, что этот список — Боголюбов, Коломойский, Корбан, Киперман, Франчук — полностью соответствует перечню лиц, состоящих в органах управления другой полугосударственной отраслевой компании — «Укрнафты». Обжалование или пересмотр этого весьма сомнительного решения АМКУ (выданного под грифом «секретно» и до сих пор не ставшего достоянием общественности) может повлечь за собой признание соответствующих сделок недействительными, запустить принудительные процедуры по разделу группы «Укрнафта» —«Укртатнафта», наложение больших санкций на участников этой концентрации и привлечению к уголовной ответственности должностных лиц АМКУ, которые «дали добро» этому суперобразованию.
Свет в конце лабиринта
Такой путь может пригодиться и… Кабмину. Учитывая ситуацию в нефтепереработке и очевидные причины ее упадка, где не обошлось без политики россиян, оптимальным выходом из щекотливой ситуации в Кременчуге могло бы стать установление госконтроля на предприятии. Потенциально «Укртатнафта» может обеспечить 70—80% потребностей страны в нефтепродуктах. Есть возможность обеспечить диверсифицированные поставки сырья из России, Азербайджана плюс украинская нефть, на которой завод держится сегодня.
Однако для этого необходимо урегулировать вопрос с «Татнефтью», которая очевидно смирилась с потерей завода, но рассчитывает на сатисфакцию. При всем уважении к татарским нефтяникам, их оценка ущерба в 2,4 млрд. долл. выглядит завышенной минимум раза в два. Это даже принимая во внимание 450 млн. долл., в которые оценивает компания стоимость принадлежавших ей сырья и нефтепродуктов, хранившихся на заводе в момент захвата.
Другой вопрос: почему государство должно компенсировать потери, которые нанес татарам «Приват»? Разговор об этом, а также о том, как дальше будут жить «Нафтогаз» и «Приват» в Кременчуге, может получиться очень содержательным. В арсенале государства как юридические рычаги, включая вышеупомянутые, так и прочие, например, повышение цен на украинскую нефть. Но, судя по тому, как Минэнергоугольпром подчеркнуто сторонится своих прав государственного акционера в контролируемых «Приватом» нефтегазовых предприятиях (включая «Укрнафту»), существует соответствующее (скорее всего, устное) распоряжение свыше.
Однако если думать о будущем уникального кременчугского предприятия, то обсуждение программы его развития необходимо начинать немедленно. Тем более что, по данным источников в Кременчуге, финансирование модернизации несколько месяцев как остановлено, это при том, что и раньше эти суммы не поражали воображение.
Возвращение в государственную орбиту «Укртатнафты» выглядит желательным еще и потому, что в противном случае Украина отдаст россиянам последний НПЗ. А учитывая, что провалены программы развития всех приватизированных российскими компаниями заводов — Одесского, Лисичанского, Херсонского, судьба Кременчугского выглядит весьма тревожно.
Но самая прелесть ситуации в том, что Киеву некуда спешить. В отличие от газа, где ценовой прессинг Москвы очень силен (при этом из страны вымываются колоссальные средства), в деле обеспечения нефтью и нефтепродуктами роль России укладывается в скромные 7—8% рынка. Проблем с поставками бензина или дизтоплива и с их ценой тоже нет, зато сохраняются они с газом. Поэтому с решением российских проблем в Украине Киев может по-прежнему не спешить.
- Информация о материале
Страница 1125 из 1561
