Перед местными выборами 2010 года по Украине прокатилась волна репрессий в отношении ряда мэров, которых власть больше не желала видеть хозяевами мэрий. Самые яркие примеры — градоначальники Каменец-Подольского Анатолий Нестерук и Новомосковска Виктор Литвищенко, которые оказались в СИЗО в аккурат перед выборами. Расправляться с неугодными мэрами власть продолжила и после выборов: самый вопиющий пример — отставка многолетнего мэра Черновцов Николая Федорука. Однако все эти «боевые действия» были санкционированы Киевом. С начала этого года — года парламентских выборов — украинских мэров накрывает новая волна давления, которое ближе к октябрю угрожает превратиться в девятый вал. И в этом случае «подозрительных и неблагонадежных» градоначальников прессуют уже без оглядки на Киев местные «бароны» — либо губернаторы, ответственные за результат парламентских выборов, либо столичные «регионалы», покровительствующие кому-либо из кандидатов, либо сами будущие кандидатымажоритарщики от власти.
Последним таким случаем стала отставка на Луганщине мэра Рубежного Константина Козюберды, имевшего несчастье представлять КПУ и руководить городом, который является центром «непростого» мажоритарного округа. На этот округ положил глаз ставленник Дмитрия Фирташа Юлий Иоффе, который, видимо, посчитал, что мэркоммунист если и не помешает ему, то уж точно активно помогать не будет. Соответственно у «белоголубого» большинства горсовета Рубежного, до этого ладившего с мэром, сразу появились претензии к работе Козюберды по ремонту дорог, и он был уволен. На Луганщине не так давно досталось и мэрам«регионалам», которые возомнили о себе слишком много. С избирателями перестал общаться мэр спутника Луганска — Александровска «регионал» Николай Греков, после того как несколько месяцев назад против него было возбуждено дело по подозрению во взяточничестве. А на прошлой неделе в суд потащили руководителя другого спутника Луганска — поселка Юбилейный «регионала» Владимира Струка, которому инкриминируется нецелевое использование бюджетных средств. Однако, судя по всему, главной проблемой Грекова и Струка является то, что они всегда имели самостоятельную позицию и могли если не стать конкурентами ставленника главы парламентской фракции ПР Александра Ефремова Владимира Гончарова, то уж точно не проникнуться необходимостью его избрания нардепом. Теперь оба достаточно «мотивированы», чтобы вовсю помогать Гончарову.
И таких примеров не счесть. Изрядно потрусили и мэров Донетчины — в апреле этого года вотум недоверия был выражен мэру Дебальцево коммунисту Владимиру Проценко, еще в июле прошлого года уголовные дела были открыты против руководства Красноармейска, который возглавлял бывший «оранжевый», но на тот момент уже «белоголубой» Андрей Ляшенко, а в феврале этого года в СИЗО угодил вицемэр Горловки Роман Живенко, что многими было трактовано как давление на беспартийного мэра Евгения Клепа. Что касается двух последних персонажей — Ляшенко и Клепа, то пикантность ситуации заключается в том, что оба якобы входят в «пул» креатур вицепремьера Бориса Колесникова и стали жертвами разборок влиятельных групп в ПР.
«Стращают» мэров и в других исконно «белоголубых» регионах — в феврале на Одесчине задержан якобы за взятку мэр Болграда Сергей Ковалев (поговаривают, что он не угодил нардепу от ПР Игорю Плохому, имеющему виды на округ с центром в Болграде), а в крымской Алупке в мае 2012го вынудили окончательно уйти мэра Виктора Толстонога (пока город находится под «оперативным контролем» мэра Ялты Алексея Боярчука).
Практически в одночасье были отправлены в отставку все мэры «атомных» городов — градоначальник Южноукраинска от «Батькивщины» Андрей Стулин после обвинений в коррупции и суда в марте 2012 года был отставлен депутатами, тогда же были уволены руководитель Нетешина Ольга Омельчук («Фронт Змін») и мэр Кузнецовска Сергей Анощенко. Мэр еще одного «атомника» — Энергодара «регионал» Игорь Наумичев отделался легким испугом — в феврале этого года за решетку угодил только первый вицемэр Евгений Шентябин. Поговаривают, что мэры «атомных» городов поплатились за то, что ориентировались на лидера парламентской фракции НУ — НС Николая Мартыненко, который в свое время курировал «атомную тему». Почти год продолжаются судебные тяжбы вокруг кресла мэра Новоднестровска (Черновицкая область), из которого еще осенью прошлого года не без влияния областной власти был выдворен «фронтовик» Руслан Панчишин — ему, в частности, депутаты «инкриминировали» отсутствие мест на кладбище и плохое состояние спортзала в одной из школ города.
Из выше приведенных примеров видно, что практически ни один украинский мэр, несмотря ни на какие «крыши» и «правильную» партийность (не говоря уже об отсутствии оных), не может быть уверен в своем будущем. И проблема в том, что глубина «жесткой вертикали власти» сейчас достигает максимум областных центров. Все, что интересует на данный момент официальный Киев, — это «дань» из области, которая, в частности, на выборах будет измеряться голосами за провластного кандидата и ПР. Но даже в этих, казалось бы, простых отношениях «столица — областной центр» нет ясности: у многих губернаторов есть «теневые» конкуренты, которые «несут» в Киеве в другой «Центр». Что же касается уровня ниже областного центра, то, что там происходит, президентское окружение (в первую очередь АП), судя по всему, особо не интересует и решение всех вопросов отдано на откуп тем или иным партийным бонзам: губернаторам, столичным нардепам, кураторам областей и прочим. По сути, в Украине сформировалась пирамида феодальных отношений — когда каста региональных «баронов» на свое собственное усмотрение вершит судьбы «крепостных», в роли которых и оказались украинские мэры. Таким образом, вертикаль власти де-факто не уходит глубже областного центра. А это, в свою очередь, приводит к тому, что единое государство рассыпается на множество мелких вотчин.