Статьи
Учитывая значение нотариальной деятельности в построении правового государства, защите законных прав и интересов украинцев, а также в поддержку инициативы Министерства юстиции Украины и Украинской нотариальной палаты два года назад главой государства был подписан Указ «О Дне нотариата» №211/2010. Согласно этому документу, в Украине был установлен профессиональный праздник – День нотариата, который ежегодно отмечают второго сентября. Следует отметить, что нотариат сегодня находится на пороге изменений. В мае с. г. Кабинет министров подал в Верховную Раду законопроект о внесении изменений в Закон «О нотариате» (относительно государственного регулирования нотариальной деятельности) (р. №10364), а 5 июня 2012 г. он уже был принят парламентом в первом чтении.
Нотариат – не бизнес
Законопроект №10364 разработан с целью последующего реформирования нотариата Украины, совершенствования механизма допуска граждан к нотариальной деятельности, а также улучшения доступа граждан к нотариальным услугам. Документом предусмотрен более требовательный и взвешенный подход к организационно-правовым принципам деятельности нотариусов, расширен круг правовых оснований для привлечения их к ответственности при невыполнении или неподобающем выполнении своих профессиональных обязанностей.
Важнейшими задачами регулирования нотариальной деятельности являются предотвращение ее «монополизации» и использования нотариата как одного из видов бизнеса, препятствование развитию ряда негативных тенденций, которые нарушают принципы независимости и непредубежденности нотариуса, его организационной и экономической самостоятельности. Кроме того, для стимулирования повышения нотариусами уровня своей профессиональной квалификации и предотвращения обоснованных жалоб на действии нотариусов законопроектом установлены дополнительные основания приостановления и прекращения частной нотариальной деятельности.
Согласно документу, проверка организации нотариальной деятельности в Украине, соблюдения ими порядка совершения нотариальных действий и выполнения правил нотариального делопроизводства возлагается на органы Министерства юстиции.
А в чем отличия?
По сравнению с действующей в Украине системой нотариата, законопроектом №10364 предложены значительные и радикальные нововведения. В частности, в документе закреплены дополнительные основания для осуществления государственного контроля в сфере регулирования нотариальной деятельности. Так, дополнены положения о статусе нотариуса и помощника нотариуса и допуске их к профессии, о порядке допуска граждан к осуществлению нотариальной деятельности и приостановления или прекращения частной нотариальной деятельности, об осуществлении контроля за порядком совершения нотариальных действий, о специальных требованиях к поведению нотариусов, а также об определении размеров и порядке взимания нотариусами платы за совершения нотариальных действий.
Немаловажно также, что законопроект №10364 предусматривает необходимость провести сокращение перечня нотариальных действий. Так, предлагается исключить из этого перечня следующие действия, которые утратили свою актуальность в связи с установлением иного порядка урегулирования указанных гражданско-правовых отношений: снятие запрета на отчуждение недвижимого имущества (имущественных прав на недвижимое имущество), подлежащего государственной регистрации; наложение и снятие запрета на отчуждение транспортных средств, которые подлежат госрегистрации; выдача свидетельств на основании совместного заявления супругов на долю в общем имуществе супругов, приобретенном ими за время брака; удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии; принятие чеков для предъявления к платежу и удостоверение неоплаты чеков.
Также предлагается закрепить статус нотариуса как публичного официального лица и создать профессиональную самоуправляемую организацию нотариусов – Нотариальную палату Украины, которая будет защищать права и интересы нотариусов и представлять их профессиональные интересы, в частности, в государственных органах. Наряду с этим Нотариальная палата будет осуществлять защиту интересов физических и юридических лиц при причинении им вреда вследствие незаконных действий или небрежности нотариуса.
Среди прочего, предлагается ввести новый прозрачный порядок подготовки лиц к нотариальной деятельности и допуска к этой деятельности, который будет отвечать требованиям ст. 43 Конституции Украины и международно-правовым актам по правам человека и обеспечивать реальную возможность реализации этого права гражданами Украины.
Необходима доработка
Однако, по мнению специалистов Главного научно-экспертного управления ВР, законопроект №10364 хоть и содержит ряд прогрессивных и необходимых сегодня положений, в некоторых частях требует доработки. Так, в ч. 1 ст. 2 документа одной из форм государственного регулирования нотариальной деятельности определено установление размера и порядка нотариального сбора. Однако далее в проекте эти вопросы не рассматриваются. Специалисты считают, что нужно либо прописать этот вопрос в проекте более подробно, либо вообще изъять упоминание об «установлении размера и порядка уплаты нотариального сбора».
Также, по мнению экспертов, ч. 5 ст. 3 документа, в которой определяются вопросы ведения и хранения регистрационного дела частного нотариуса, целесообразнее перенести в ст. 24, поскольку именно в этой статье сосредоточены вопросы регистрации частной нотариальной деятельности. Кроме того, в связи с тем, что нотариусы, согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», признаны субъектами ответственности за коррупционные правонарушения, эксперты предлагают дополнить обязанности нотариуса соблюдением требований соответствующего законодательства.
Специалисты ГНЭУ не поддерживают внесение предложенных проектом №10364 изменений в ст. 11 Закона Украины «О нотариате». В частности, речь идет об отказе в выдаче свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью. Согласно действующей норме, такой отказ может быть обжалован в суде в месячный срок со дня его получения. Законодатели предлагают исключить слова «в месячный срок со дня его получения». По мнению экспертов, в случае принятия таких нововведений станет непонятно, в какой именно срок может быть обжалован отказ в выдаче свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью.
Документом предлагается также внедрить аннулирование свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью за нарушение правил профессиональной этики. Специалисты ГНЭУ предлагают определить в проекте, кто именно должен устанавливать эти правила, а также согласовать это положение с изменениями, которые вносятся в ст. 5 законопроекта №10364, согласно которым на нотариусов возлагается обязанность придерживаться «специальных требований к поведению нотариусов, установленных законодательством».
По мнению экспертов, установленные в ч. 2 ст. 13 ограничения относительно занятия помощником нотариуса другими видами деятельности должны быть согласованы с установленными в ч. 4 новой редакции ст. 3 законопроекта №10364 соответствующими ограничениями относительно деятельности нотариуса. Кроме этого, непонятным является предписание, по содержанию которого частные нотариусы и их помощники могут заниматься преподавательской, научной и творческой деятельностью лишь «в свободное от работы время».
Согласно ч. 6 ст. 13, отбор кандидатур и принятие на работу помощника нотариуса является исключительным правом нотариуса. Однако нотариусы, которые работают в составе государственных нотариальных контор и государственного нотариального архива, не имеют права принимать кого-то на работу. В связи с этим в эти нормы также следует внести необходимые уточнения.
Впрочем, несмотря на недостатки законопроекта, по мнению его авторов, главные последствия его принятия будут заключаться в установлении гарантий реализации права гражданина на занятие нотариальной деятельностью. Кроме того, будут урегулированы на законодательном уровне правоотношения государство – нотариус; лицо (физическое, юридическое) – нотариус; нотариус – органы самоуправления нотариусов. Принятие данного документа будет способствовать правовому обеспечению организационных условий для присоединения Украины к Международному союзу латинского нотариата и развитию международного сотрудничества. А если учесть то, что законопроект без замечаний согласован с Министерством экономического развития и торговли Украины, Министерством финансов, Министерством иностранных дел, Антимонопольным комитетом Украины, Государственной службой по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства Украины, предполагается, что второе чтение документ пройдет без особых трудностей.
Топ-5 новелл реформы нотариата
1. Новые квалификационные требования к лицу, которое может быть нотариусом: профессиональный стаж — не менее 6 лет (против нынешних трех), из которых 3 года лицо должно проработать помощником нотариуса (сейчас — год стажером нотариуса).
2. Нотариус сможет иметь только одного помощника.
3. Устанавливается система нотариального самоуправления, которое осуществляется через Нотариальную палату Украины и ее структурные подразделения — региональные нотариальные палаты.
4. Сокращение перечня нотариальных действий.
5. Четко выписано, что нотариус не несет ответственности в случае, если лицо, обратившееся к нотариусу за совершением нотариального действия:
подало неправдивую информацию относительно любого вопроса, связанного с совершением нотариального действия;
подало недействительные и/или поддельные документы;
не заявило об отсутствии или наличии лиц, прав или интересов которых может касаться нотариальное действие, за совершением которого обратилось лицо.
- Информация о материале
КС обнародовал еще одно решение, имеющее большое значение и для украинских судов, и для всего украинского общества. В частности, судьи КС признали конституционным, что Высшему админсуду (ВАСУ) как суду первой инстанции подсудны дела о досрочном прекращении полномочий народного депутата (при невыполнении требований о несовместимости), а также дела касательно обжалования актов, действий или бездеятельности Верховной Рады, президента, Высшего совета юстиции (ВСЮ) и Высшей квалификационной комиссии судей.
Для понимания всей подноготной данного решения КС следует обратиться к событиям двухгодичной давности, когда юридическая команда нынешней власти совершила своеобразный блицкриг в судах и взяла под свой безусловный контроль все ключевые рычаги влияния на судебную систему. Так, с приходом к власти нового президента Виктора Януковича регионалы быстро продемонстрировали конкретный и недвусмысленный интерес к судебной системе и перераспределению сфер влияния в ней. В считаные месяцы была утверждена и разработана судебная реформа — кстати, первая реформа, осуществленная нынешней властной командой.
Одной из ключевых составляющих данной реформы было усиление полномочий и возможностей ВСЮ, вследствие чего появились основания считать данный орган верхушкой судебной системы. Этот процесс проходил в несколько этапов. Сначала в рекордные сроки и с сомнительной процедурной чистотой был принят закон №2181-VI, который был направлен на точечную коррекцию деятельности ВСЮ. Ключевая идея закона — отладить процедуру привлечения судей к ответственности за нарушение присяги, которая до сих пор работает как швейцарские часы.
Одной из ключевых составляющих отлаживания этой процедуры была законодательная новация, фактически замыкавшая все дела, связанные с увольнением судей за нарушение судейской присяги, на ВАСУ. В данном суде была создана специальная пятая палата, рассматривавшая (и до сих пор рассматривающая) иски против президента, Верховной Рады, ВСЮ, а со временем — и ВККС. Излишне напоминать, что речь идет об органах, являющихся ключевыми игроками во всех процедурах, связанных с назначением, избранием и увольнением судей. Правда, под шумок на пятую палату нагрузили не только «судейские» иски против президента и парламента, но и вообще все иски против них. И при этом у судей из пятой палаты полностью забрали возможность останавливать действие актов президента, Верховной Рады, ВСЮ и ВККС.
В дальнейшем события уже фактически развивались по инерции. В кратчайшие сроки новая властная команда добилась реального ухода из судебной системы целого ряда примечательных судей: судьи ВСУ Александра Волкова, судьи Киевского апелляционного админсуда Игоря Бараненко, главы Окружного админсуда Киева Олега Бачуна, судьи этого же суда Петра Ковзеля, судьи Святошинского райсуда Киева Нины Бабич и прочих. Часть из них до сих пор пытается доказать несправедливость своего увольнения — в Европейском суде по правам человека.
Тем самым было наглядно продемонстрировано, что отныне в самые быстрые сроки можно уволить за нарушение присяги судью из любого суда — местного, апелляционного или даже высшего. Служители Фемиды — люди, как правило, понятливые и, кажется, быстро усвоили преподанный им урок.
Судьи КС по уже чуть ли не сложившейся за последние годы традиции не стали ломать конструкции, выстроенные нынешней властной командой. КС в последние годы вообще становится все более значимым двигателем внутренней политики действующей власти. Важнейшие решения данного суда, обязательные к исполнению по всей территории Украины и не подлежащие обжалованию, как правило, удивительным образом совпадают с точкой зрения регионалов по этим же вопросам.
Тем самым последние уже неоднократно получали железобетонно-легитимную основу для тех действий, которые они и без того страстно хотели предпринять в Украине. Ну чем плохая иллюстрация истинной цели и сути нынешней власти, а также ее реального отношения ко всему прочему украинскому обществу.
- Информация о материале
В конце лета 2012 года произошло мало замеченное прессой событие — Украина отвергла полученное в июне предложение Исламской Республики Иран активизировать свое неучастие в военных блоках в рамках Организации движения неприсоединения (ОДН). По замыслу Ирана, активизировать эту политику можно было бы благодаря квалифицированному участию украинской делегации высшего уровня в очередном XVI саммите глав государств ОДН, который 26–31 августа проходил в Тегеране. Такие саммиты внеблоковых государств мира проходят раз в три года. Следующий из них состоится в 2016 году, как раз после того, как в Украине пройдут очередные президентские выборы. Успешно сыграть на них, среди прочего, украинской власти помогло бы своевременное подключение к инициативам ОДН еще в 2012 году, но Киев решил пойти другим путем. Вместо участия в официальной церемонии открытия Тегеранского саммита внеблоковых государств глава внеблоковой Украины предпочел 29 августа посетить с рабочей поездкой не менее внеблоковую Донецкую область.
Ситуативная внеблоковость
Отказ Киева от полнокровного присоединения к клубу внеблоковых стран мира сопровождался шумихой в российской и украинской прессе, которая была поднята по формально далекому от проблематики ОДН поводу. Основной новостью стала якобы имевшая место техническая ошибка в тексте официального поздравления президентом Ирана своего украинского коллеги. Если верить этой информации, 26 августа, в День независимости Украины, на сайте иранского президента несколько часов висело поздравление, которое было адресовано бывшему президенту Украины Виктору Ющенко, а не нынешнему Виктору Януковичу.
Но подобный казус мало повлиял на реальную перспективу активизации роли Украины в клубе внеблоковых государств. Хотя в отличие от нынешнего 2012 года на прошедших в 2003–2009 годах предыдущих конференциях ОДН (в Малайзии, на Кубе и в Египте), руководители внеблоковых государств не проявляли особой настойчивости в приглашении высших руководителей Украины к работе саммитов. Дело ограничивалось участием полномочных послов и представителей. Всем было предельно ясно, что Киев не хочет быть белой вороной в регионе и твердо намерен вслед за всей остальной Восточной Европой вступить в оборонный блок НАТО.
С 2010 года ситуация кардинально изменилась. Под предлогом необходимости сотрудничества Киева одновременно и с НАТО, и с Китаем, и с пророссийским военным Ташкентским пактом Украина официально закрепила приверженность принципам внеблоковой политики в ряде законов и документов. На первых порах такая внешнеполитическая всеядность обеспечила стартовый комфорт для кланов, заполонивших украинские властные коридоры. Хорошим завершением этого стартового периода могло было стать продолжение инициатив внеблоковости и начало полноценного участия Украины в ОДН. Но Украина оставалась в клубе внеблоковых стран всего лишь наблюдателем.
Украинские эксперты все чаще пытаются найти объяснение тому, что лежит в основе поглотившего Киев спектакля с «кратковременной внеблоковостью». По версии провластных экспертов, затягивание паузы с развитием нового статуса — это не что иное, как доказательство того, что к власти в Украине пришли профессионалы, умеющие выйти на полезный национальным интересам результат. Оппоненты власти настаивают, что нынешняя половинчатая внеблоковость Украины — это всего лишь весьма незатейливый способ добиться максимального сокращения ее Вооруженных сил, чтобы потом расписаться в их беспомощности и втянуть страну в паутину военных блоков, созданных РФ.
На двух стульях
Такие пессимистические прогнозы в августе подтвердились официально обнародованными планами беспрецедентного сокращения украинской армии к 2017 году на 170 тыс. человек — до чуть больше 70 тыс. Критики таких намерений власти подсчитали, что подобное массовое сокращение армии не имеет аналогов в истории Европы со времен Средневековья. Как контраргумент, украинские эксперты приводят практику сокращения вооруженных сил стран Восточной Европы, которым удалось сократить численный состав армии не за счет внеблоковости, а наоборот, за счет вхождения в НАТО и начала оборонной опоры на силы коллективной безопасности. Венгрии при населении в 10 млн. человек при вступлении в блок удалось сократить армию со 130 тыс. до 30 тыс. человек. Польша при населении 38 млн. человек и наличии непосредственных границ НАТО с РФ сократила армию незначительно и удерживает численный состав своей армии на уровне 150 тыс. Что касается Румынии, то она при населении менее 22 млн. человек после вступления в НАТО сократила армию с 200 тыс. до 90 тыс. человек и намерена поддерживать ее на таком уровне. А внеблоковая Украина, так и не добившись опоры на коллективные силы Атлантической обороны, намерена за пять лет при населении более 40 млн. человек сократить армию до 70 тыс., то есть ниже уровня даже соседней Румынии.
По предварительным расчетам, суммарные затраты казны на социальное обеспечение сокращаемых военнослужащих, полный отказ от призыва в армию и переход на контактную службу плюс ассигнования на то, чтобы армия смогла сохранить свой боевой потенциал, в 2012–2017 годах должны достичь неподъемных для нынешней власти сумм. Это минимум по 31 млрд. грн. в год плюс текущие оборонные затраты, обещающие составить в 2012 году до 16 млрд. грн. Далее, через пять лет — до 27 млрд. грн. В целом получается, что необходимо изыскать ассигнований на сумму 155 млрд. грн. Но экономические реформы, способные обеспечить такую расходную часть бюджета, в 2010–2012 годах Киев развернуть не смог. А попутно власть полностью провалила проведение демократических реформ, от которых зависит темп интеграции с коллективной обороной НАТО.
К этим реалиям следует добавить, что нынешнее инертное отношение Киева к ОДН показало, что сама идея внеблоковости Украины на поверку оказывается филькиной грамотой, а не демонстрацией реальных намерений. Таким образом, многие ныне пророчат очень скорое скатывание Украины в фарватер внешней и оборонной политики РФ.
- Информация о материале
Наведение порядка в производстве документов строгой отчетности — давняя тема расследований ZN.UA. Мы неоднократно писали о том, что организованная преступная группа коррумпированных чиновников и народных депутатов создала схему по расхищению бюджета при производстве документов. Создание новых документов и удостоверений по неслыханно высоким ценам стало очень выгодным бизнесом, и украинская бюрократия поставила его на поток. Производство государственных паспортов передано частному консорциуму «ЕДАПС», в распоряжении которого находится государственная база данных всех граждан Украины. И, судя по постоянным перебоям с обеспечением граждан паспортами, постоянным скандалам вокруг «ЕДАПСа» и совершенно непрозрачным завышенным ценам на паспорта, эта схема работает неэффективно. Предполагалось, что согласно проекту закона «Об административных услугах», производство паспортов и всех других документов будет передано в полном объеме государственному предприятию — полиграфкомбинату «Украина». Таким образом, коммерческая структура «ЕДАПС» на законных основаниях, по идее, наконец-то должна быть лишена каких-либо прав на работу с государственными документами.
Однако, во время парламентского ночного голосования 6-го сентября, после повторного президентского вето, был рассмотрен закон об административных услугах, который содержал в себе пункт о том, что бланки строгой отчетности могут печататься только на государственных предприятиях. Ночная неразбериха не дает возможности четко определить какие правки были внесены в закон, а какие — нет. Ведь окончательный текст закона пока на сайте Рады отсутствует. Известно лишь, что поправок было шесть. Одна из них определяла механизм ценообразования стоимости паспортов, прав и т.д. (чего и требовал президент в своем втором вето), а большинство остальных сводились к праву печатать бланки строгой отчетности всем, у кого есть лицензия, а не только государственными предприятиями!
Более того, депутат от Партии регионов Василий Грицак внес законопроект «О едином государственном демографическом реестре», как брат похожий на законопроект Владимира Толстенко, ранее отвергнутый Радой. Но на этот раз в первом чтении Верховная Рада поддержала законопроект едапсовского патрона...
Вот лишь маленький отрывок из анализа проекта Грицака, проведенного Минюстом: «Принятие законопроекта будет иметь негативный резонанс в обществе, учитывая его отдельные положения, которые:
— несут риски нарушений конституционных прав граждан и гарантий этих прав, общепризнанных прав личности, основополагающих фундаментальных основ существования демократического правового государства, которым является Украина;
— нарушают взятые Украиной международные обязательства, что является шагом назад на пути внедрения европейских и международных стандартов в сфере защиты прав человека, реализации Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины;
— негативно скажутся на бюджете каждой семьи;
— не отвечают актуальным потребностям и чего являются необоснованными».
Заберет ли государство производство паспортов и документов строгой отчетности от сомнительных дельцов под свой контроль? Для того, чтобы понять перспективы мы обратились к директору полиграфкомбината «Украина» Максиму Степанову.
— Максим Владимирович, почему постоянно происходят перебои с поставками заграничных и внутренних паспортов? Кто несет ответственность за эти сбои и вынуждает граждан платить взятки за внеочередное оформление паспортов? Сейчас дочь сотрудника ZN.UA не может получить паспорт. Говорят, их нет, и когда будут, никто не знает.
— Мне сложно ответить на этот вопрос. Та часть технологической работы по производству паспортов, которая лежит на полиграфкомбинате «Украина», выполняется четко в поставленные сроки, и никаких рекламаций мы от наших заказчиков и контрагентов никогда не получали. Свои обязательства по паспортам мы выполняем вовремя.
— Почему государство все еще не взяло под свой контроль всю технологическую цепочку производства паспортов?
— Согласно поручениям президента Украины от 29 ноября 2011 года и 3 мая 2012 года, соответствующим актам Кабинета министров, полный цикл производства паспортов должен быть налажен на полиграфкомбинате «Украина». Производство паспортов и других документов будет полностью находиться под контролем государства. Соответствующие изменения внесены в финансовый план полиграфкомбината. Были заключены контракты на поставку комплекса оборудования для производства от ведущих компаний Германии и Японии. В том числе для производства поликарбонатной страницы для паспорта и документов на пластике. Все платежи по контракту осуществлены вовремя, контракт выполняется в установленные сроки. Для эксплуатации каждой производственной линии прибывают зарубежные специалисты, которые будут полностью контролировать весь процесс наладки, проводить обучение и сопровождать тиражный выпуск продукции. В течение ноября печатные и ламинирующие линии будут инсталлированы. Надеемся, если все обойдется без сбоев, приступить к выпуску продукции в конце декабря нынешнего года.
— Возрастет ли стоимость паспортов и документов?
— Уверен, что нет. Поэтому мы как государственное предприятие гарантируем максимально низкую себестоимость производства. Причем цена не вырастет даже при производстве документов с электронным чипом. Кстати, в этом году мы закупили новейшую немецкую линию для выпуска паспортов с электронным чипом—носителем информации фирмы «Куплер» — это производитель №1 во всем мире. Линия будет поставлена в конце октября.
— Цены на паспорта должен регулировать закон об административных услугах, но на прошедшей неделе президент В.Янукович его заветировал. Насколько оправданно вето президента?
— С моей точки зрения, вето главы государства абсолютно логично. Закон должен быть приведен в соответствие с существующей нормативной базой. Не вижу в этом проблемы. Насколько мне известно, новый, доработанный закон об админуслугах будет снова вынесен на рассмотрение парламента в ближайшее время. Принципиальное значение закона состоит в том, что все цены на административные услуги, в том числе стоимость паспорта, будут определяться государством.
— Но цены и сейчас определяются государством. Какой-нибудь замминистра подписывает договор с «ЕДАПСом» и там ставит новые цены. И никто этого договора не видит — это закрытая информация от общества.
— Согласно законопроекту, цены будут устанавливаться максимально прозрачно — нормативными актами Кабмина. И стало быть, станут доступны каждому гражданину онлайн. Думаю, в этих условиях будет обеспечена максимальная прозрачность ценообразования на паспорта и любые другие документы.
— За счет чего будет обеспечена рентабельность работы полиграфкомбината и окупаемость вложенных средств, если вы обеспечите низкие цены на документы?
— Окупаемость будет достигнута за счет производства банковских карт, которые мы сможем производить по самым высоким мировым стандартам качества, которые не имеют аналогов в Украине. Наши производственные линии смогут полностью обеспечить потребности Украины в выпуске банковских карт.
- Информация о материале
Кумовство в буквальном смысле слова для украинской политики — не новость. Родных и близких продвигают по государственной службе или по политической лестнице в первую очередь из-за фактора доверия: на «своих» в большинстве случаев все же можно положиться.
Однако бывают и другие резоны — например, необходимость защитить бизнес, формально записанный на родственников, или даже спасти самих этих родственников от уголовного преследования.
В рядах кандидатов на депутатство в следующем парламенте, который предстоит избирать 28 октября, немало таких примеров.
Хрестоматийный случай видим в списке «партии власти», где под № 22 значится Виктор Янукович-младший. Второй сын президента уже отбыл один депутатский срок, в течение которого запомнился тем, что год назад попал под журналистский объектив в чрезвычайно нетрезвом состоянии (правда, это было не в Раде, а на улице, к тому же, вел Виктор Викторович себя спокойно). Да еще интересом к сфере телекоммуникаций, который вдруг охватил законотворца после скандала с Ex.ua в феврале.
В целом же, избирателям от таких депутатов ни жарко, ни холодно, давить кнопки по указанию Михаила Чечетова есть кому и так.
Еще не имеет опыта законотворческой работы сын премьер-министра Николая Азарова Алексей. Однако он, по крайней мере, не получил теплого места в партийном списке, и идет на выборы по мажоритарному округу. С другой стороны, округ полностью к нему лоялен (в г. Славянск Донецкой области). К тому же, задабривать избирателей Азаров-младший будет за счет бюджета: его новая общественная организация «Наш регион» уже замечена местными обозревателями в пиаре на проектах, реализуемых за счет государства.
И, конечно, Азарова-младшего не остановят каверзные вопросы журналистов о его виде на жительство в Австрии и шикарном доме там же. Неделю назад он, находясь в Славянске, на эту тему сказал: дом, фото которого попало в СМИ — «просто жилой дом»; надо так понимать, не его.
Отсутствием опыта не попрекнешь братьев Клюевых, которые многого достигли как в бизнесе, так и в политике и государственном управлении. 48-летний Андрей Клюев, в феврале переброшенный с должности первого вице-премьера в кресло секретаря Совета нацбезопасности, занимает в списке «сине-белых» почетное 4-е место; ранее на различных выборах он успешно возглавлял избирательный штаб.
Его брат, 43-летний Сергей Клюев, депутатствует с 2006 года. И, несомненно, подтвердит свой мандат, ведь выбираться он будет по мажоритарному округу в Донецкой области, где расположено сердце бизнес-империи Клюевых — завод «Укрподшипник».
По мажоритарному округу в Феодосии пойдет на выборы родная сестра «не первого, но и не второго человека в государстве», как называют некоторые соратники главу администрации президента Сергея Левочкина. Юлия Левочкина изначально фигурировала в избирательном списке, но «целилась» именно на округ: там ведет активную деятельность социальный фонд его имени, а недавно городу дали «под выборы» 24 млн. грн. субвенций из государственного бюджета.
Есть мнение, что в мажоритарщики госпожа Юлия пошла для того, чтобы, в случае необходимости, подстраховать брата: если он потеряет нынешнюю должность, депутат может сложить мандат, и тогда господин Сергей изберется в ВР в ее «прикормленном» округе.
57-м номером от регионалов третий раз пойдет в Раду Артем Щербань, сын бывшего губернатора Донецкой и Сумской областей, депутата трех созывов Владимира Щербаня. Последний «прославился» тем, что после Оранжевой революции бежал в США, где был задержан, экстрадирован в Украину, но вскоре выпущен из-под стражи под поручительство депутатов от ПР. Щербань-старший может избираться в Раду по мажоритарке на Сумщине, где владеет пищевыми и фарфоровой предприятиями.
Между тем в той же Донецкой области, неподалеку от Азарова-младшего, избирается действующий нардеп, родной брат экс-генпрокурора Геннадия Васильева Александр. Сам господин Геннадий имеет в списке ПР вполне проходное 54 место.
А в Макеевке кандидатом от власти значится такой себе Валерий Омельченко — зять умершего в прошлом году главы правительства Крыма Василия Джарты. Как известно, карьеру свою Джарты начал именно в Макеевке, там был мэром (до 2002 года), и с тех пор всегда имел в местных делах решающее влияние.
Впрочем, «семейный подряд» в мажоритарных округах — это отдельная история.
Возвращаясь к основной теме: вторая по потенциалу политическая сила — Объединенная оппозиция — сегодня громогласно заявляет, что заключенная Юлия Тимошенко специально настаивала на невключении в список ее родственников. Мол, именно поэтому там нет ее мужа Александра и дочери Евгении, о чем всерьез рассуждали некоторые главы на Туровской еще весной. Нет и тети экс-премьера Антонины Ульяхиной, которая давно руководит организацией БЮТ на родной Тимошенко Днепропетровщине, и которую местные обозреватели напрасно ожидали увидеть в качестве кандидата-мажоритарщика.
Вместе с тем бросается в глаза, что все эти люди были бы верными именно Юлии Владимировне. А не, скажем, Александру Турчинову или, тем более, Арсению Яценюку.
При этом в оппозиционном списке нашлось место для жены Юрия Луценко Ирины (№ 18). Это удобно с точки зрения защиты интересов семьи заключенного экс-министра, в том числе имущественных — ведь прокуратура все еще не оставляет надежды выбить с Луценко убытки, которых, как решил суд, господин Юрий нанес государству во время празднования Дня милиции в 2008 году.
Если упомянутая выше Ульяхина на этих выборах является «куратором» Днепропетровщины от центрального штаба оппозиции, то непосредственно штабом в области руководит председатель областной организации Федерации футбола, ранее не известный широкой общественности Андрей Павелко. Он в оппозиционном списке занимает 29-ю позицию. Одновременно на 46-м месте — бизнесмен Леонид Сергиенко, которого в прессе называют тестем указанного Павелко.
Мини-скандал вызвало 55-е место Татьяны Донец. Особый привкус скандалу придавал тот факт, что в позапрошлом году светская красавица Донец находилась в романтических отношениях с известным депутатом-регионалом Василием Горбалем. Но сейчас партийцев больше раздражает тот факт, что Татьяна сядет в кресло народного депутата прямо из кресла депутата районного совета (в Шевченковском районе Киева). Тогда как многие заслуженные и опытные парламентарии проходных мест не получили.
То, что мать Татьяны стояла вместе с Юлией Тимошенко у истоков партии «Громада» еще во времена Павла Лазаренко, для этих партийцев оправданием отнюдь не является. Как и дружба самой Татьяны с женой Николая Мартыненко. Кстати, по словам некоторых «тимошенковцев», в список Донец вписали не со стороны Туровской, а по квоте Арсения Яценюка.
Высокие должности родителей, как и их заслуги, впрочем, не всегда является пропуском в большую политику. Сын многолетнего доверенного помощницы Тимошенко Ольги Трегубовой, например, оказался на непроходном 113 мест. А нынешний народный депутат от БЮТ, дочь судьи Конституционного суда Виктора Шишкина Элина — аж на 156-м. В каждом репортаже со «съезда» оппозиции, где под открытым небом утверждались списки, было упомянуто о том, как депутат не смогла сдержать слез.
Наконец, бывает и такое, что «свои» идут в парламент от разных сил. Скажем, депутат Александр Черноволенко будет баллотироваться от Объединенной оппозиции по мажоритарному округу в Киеве на Подоле, а его жена Людмила Закревская пойдет по округу в Голосеевском районе столицы от УДАРа Виталия Кличко.
От того же Кличко в киевском округе № 222 на Соломенке выдвигается телеведущая Рена Назарова. Очевидно, она располагает молчаливым содействием власти, и к выборам готовилась давно: киевлянам не первый месяц знакомы ее «портретные» биг-борды, что будто бы рекламируют ее телепрограмму. Между тем, муж Назаровой Збитнев в 2004 году выдвигался кандидатом в президенты. Некоторые аналитики считали его «техническим кандидатом» Виктора Ющенко.
В партийном списке Кличко бросаются в глаза не так чьи-то родственники, как чьи-то друзья. Например, № 16 Мария Ионова — подруга Екатерины Ющенко. А у Оксаны Продан, которая «засветилась» для широкой общественности во время «Майдана предпринимателей» полтора года назад, по данным СМИ, муж имеет доступ к самому Дмитрию Фирташу. Это, скорее, «родственники друзей великих людей».
Как уже сказано выше, интересно выглядит «семейный» подряд на некоторых мажоритарных округах. Самым ярким его примером, пожалуй, является соперничество на Винниччине, где пересеклись интересы министра экономики Петра Порошенко и главы таможни Игоря Калетника. Порошенко идет по одному из местных округов, а на другом продвигает своего отца Алексея Порошенко. Вместе с тем, по этому второму округу может выдвигаться двоюродная сестра Игоря Калетника Оксана Елманова, которая специально для этого несколько месяцев назад вернула себе девичью фамилию.
Дело в том, что часть региона считается вотчиной Григория Калетника, отца главного таможенника и некоронованного «спиртового короля». Сам он тоже идет в депутаты по округу в Винницкой области. В начале июня в СМИ попала фотография записки, переданной в сессионном зале председателю фракции ПР Александру Ефремову. В записке говорилось, что возможное выдвижение Оксаны Калетник подрывает договоренности регионалов с Порошенко.
Сейчас ситуация остается неопределенной. Интересный штрих: сам председатель Гостаможслужбы Игорь Калетник изберется в ВР как № 7 избирательного списка Компартии. Злые языки уже не первый год говорят, что между нынешним руководителем таможни и пламенными борцами за возвращение социализма существуют тесные финансовые связи.
Поэтому семейственность в узких кругах отечественных «небожителей» обещает процветать и дальше. Хотя в завершение надо сказать, что в этих вещах важно не ошибиться. Так, нынешний спикер Владимир Литвин выдвигается в Житомирской области. В то же время от его Народной партии в Кировоградской области будет баллотироваться действующий нардеп Юрий Литвин. Но объединяет их только общая партийность и одинаковая фамилия — никаких родственных связей между двумя народными избранниками не существует.
- Информация о материале
Конец лета и начало осени — лучшее время, чтобы запастись витаминами на зиму. Мы усиленно стараемся есть побольше свежих овощей и фруктов, зачастую и не подозревая, как при этом рискуем. Нитраты, пестициды, да мало ли еще что поджидает покупателя на изобильных прилавках. Впору задаться вопросом: можно ли в принципе напитать организм дарами садов и огородов и при этом остаться живым и невредимым? Расследование «Итогов» показало: гарантии качества нельзя купить ни за какие деньги.
Не ешь меня!
Мы решили провести простой эксперимент. Купили четыре партии огурцов. Первую — по 100 рублей за кило у бабушки, которая торговала овощами со своего огорода у метро. И три партии — ну в очень элитном и модном супермаркете, где, как принято считать, всегда только свежие и отборные продукты: бюджетные короткоплодные отечественные огурцы по цене 70 рублей за килограмм, короткоплодные азербайджанские почти за 300 рублей и голландский «органик» по цене 190 рублей с копейками за один огурец весом порядка 800 граммов. И со всем этим добром отправились в Городскую ветеринарную лабораторию.
Как признались нам сотрудники лаборатории, огурцы на проверку им приносят нечасто, поскольку они считаются одними из самых безопасных продуктов. В день нашего визита ожидающие своей очереди несли на экспертизу в основном мясо, яйца, бахчевые (особенно дыни), молочные продукты.
Наши огурцы мы решили проверить по стандартной схеме — на наличие радионуклидов и нитратов. Результаты эксперимента оказались просто шокирующими. В российских огурцах из «ну очень элитного супермаркета» оказалось 326 миллиграммов нитратов на килограмм при допустимой норме в 150. В азербайджанских — 254. Из купленных в этом магазине партий соответствовал норме только голландский «органик» (95 мг/кг).
Зато бабушка не подвела. Показатель по содержанию нитратов в ее дачных огурчиках составил всего 33 мг/кг.
Что касается проверки на радионуклиды, то по содержанию цезия-137 и стронция-90 все огурцы соответствовали норме.
Что же получается: безопасна только очень дорогая продукция «органик» и дачные подмосковные овощи?
Эксперты, с которыми мы поделились результатами нашего исследования, считают, что оно в целом достаточно объективно отражает картину рынка. А именно: вне зависимости от цены покупатель получает «кота в мешке».
Откуда, к примеру, появляются в огурцах нитраты? «Они образуются в растениях из азота, который содержится в почве, — рассказывает эксперт Россельхознадзора Владимир Попович. — Если внести в почву выше нормы азотсодержащих минеральных удобрений или просто перекормить ее навозом, то растения автоматически получат повышенную дозу нитратов».
Впрочем, эксперты уверяют, что нитраты — не самое страшное зло, которое могут содержать в себе овощи и фрукты. Отравление ими организма не так страшно, как отравление, например, пестицидами — химическими веществами, применяемыми для борьбы с вредными организмами.
Пестициды в отличие от нитратов могут иметь отложенное воздействие на здоровье — вызывать рак, влиять на нервную и репродуктивную системы. Как утверждают специалисты, если в растении превышена ПДК по нитратам, то высок риск, что и пестицидов больше нормы. Как показывает практика последних пяти лет, в российских овощах и фруктах пестициды выше установленных норм выявлялись в десять раз реже, чем в импортных. Хотя бы это утешает.
Но как в овощи и фрукты попадают пестициды? По словам Владимира Поповича, перекорм растения азотсодержащими удобрениями ведет к тому, что они становятся менее устойчивы к болезням, а значит, их нужно чаще обрабатывать пестицидами. Вот вам и результат. А вот с контролем за оборотом пестицидных препаратов в России огромная проблема. Риск представляет не только превышение дозы их применения. Экспертов тревожат и высокие объемы контрафактной продукции. «Ежегодно мы выявляем по 3—4 тысячи тонн просроченных и фальсифицированных пестицидов, — говорит Владимир Попович. — Фальсификация удобрений — это не только заниженное содержание питательных веществ в удобрении и обман фермеров. Это еще и приводит к постепенному загрязнению земли солями тяжелых металлов, мышьяком, кадмием, радионуклидами и иными токсикантами».
Кто сегодня осуществляет контроль за безопасным обращением пестицидов и прочих химикатов при производстве сельскохозяйственной продукции? Как выяснилось, фактически никто. «В августе прошлого года, — рассказывает Владимир Попович, — вступили в силу поправки в Федеральный закон № 109 «О безопасном обращении с пестицидами и химикатами»». Эти поправки лишили Россельхознадзор полномочий такого контроля. Возложили эти функции на Росприроднадзор и Роспотребнадзор, то есть непрофильные в области сельского хозяйства ведомства. А Россельхознадзор теперь уполномочен контролировать только лишь пестициды, используемые в ветеринарии, то есть в борьбе с внешними паразитами животных». В мире нет примеров, когда бы госорган в области управления сельским хозяйством не осуществлял контроль за применением пестицидов и агрохимикатов при производстве сельхозпродукции. Такое оказалось возможно только у нас.
Где купить?
Может, сами агрокомпании следят за порядком на полях и в теплицах? Возможно, кто-то и следит, но большинство делают это формально.
«Конечно, местное управление сельского хозяйства присылает проверки, — рассказывает главный агроном одного из подмосковных хозяйств. — Но они проверяют акты: когда и на какое поле какие удобрения были внесены». То есть проверяют бумаги, а правильно оформить бумаги несложно. Так же, как и сдать на лабораторный анализ чистую партию продукции.
«Методы отбора проб на практике никто не контролирует, — поясняет агроном. — Поэтому совершенно не удивляюсь, что в элитном супермаркете могли появиться огурцы с превышением ПДК по нитратам. Скорее всего, документы поставщик получил по известной схеме: сдал в лабораторию партию огурцов, которую обрабатывали в соответствии с нормативами, и получил хороший результат. А уж как были выращены остальные огурцы, никто не проверял. Ведь из каждой партии на анализ нужно сдать всего несколько процентов продукции».
Покупая продукцию с рук, мы никакой гарантии качества тоже не получаем. Возможно, нам просто повезло, что огурцы, купленные у вырастившей их на своем приусадебном участке бабушки, оказались в плане нитратов чистыми.
«У нас почему-то считается, что продукция частников и фермеров по определению экологически чистая, но это совсем не так, — признается сотрудник Управления Роспотребнадзора по Московской области. — Фермеры в погоне за экономией часто нанимают неквалифицированных работников. Например, агрономов без опыта работы, которые начинают осваивать профессию на полях. Но выращивают-то они продукцию на продажу. То же самое касается и приусадебных участков. В попытке повысить урожайность многие специально злоупотребляют натуральными удобрениями. До сих пор многие частники считают: чем больше подкормил грядки навозом или удобрениями, тем лучше. Несмотря на то что нормы применения каждого препарата расписаны на упаковке, многие отмеряют на глазок, считая, что чем больше дашь земле удобрений, тем богаче снимешь урожай. Поэтому никаких гарантий при покупке продукции с рук просто быть не может. Если хотите — покупайте, но на свой страх и риск».
У фермеров покупать — риск. Но и покупки в дорогих супермаркетах, как выяснилось, тоже сопряжены с риском. И вот почему. «Сети проводят своего рода аукцион среди поставщиков: кто предоставляет продукцию по более низкой цене, у того и покупают, — поясняет председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. — То, что огурцы в одном магазине стоят в десять раз дороже, ничего не говорит об их качестве. Сети могут купить их у поставщика по 20 рублей, а продавать по 200. Покупатель в дорогих магазинах платит ведь не только за товар, но и за атмосферу. Многим очень важен престиж, важен сам факт приобретения продуктов именно в элитном супермаркете. На самом же деле качество товара в магазинах разной ценовой категории примерно одинаковое».
По словам сотрудника одной из известных торговых сетей, вопрос качества продукции сейчас ритейлеров мало волнует. При закупках овощей обычно смотрят на их внешний вид: они должны быть желательно одинаковы по размеру и выглядеть свежими — одним словом, привлекать покупателя. О нитратах никто и не задумывается.
Но как же так? Да очень просто, поясняют эксперты. По их словам, ситуация не была бы так абсурдна, если бы в магазинах и на рынках действовал жесткий входящий контроль за продукцией. На деле то же руководство крупных торговых сетей, не говоря уже о владельцах маленьких магазинов, слепо верит документам, которые предоставляет поставщик. «В большинстве сетей продукцию на соответствие сертификату не проверяют, — рассказывает Дмитрий Янин. — Пока ситуация не изменится, некачественный товар продолжит поступать на прилавки. Должно наступить время, когда сети начнут проводить собственный лабораторный анализ, хотя бы выборочно проверяя продукцию на соответствие сертификату. И в случае чего отказывать в сотрудничестве неблагонадежным поставщикам».
Анализируй это
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ считает, что решить проблему опасных продуктов невозможно, пока производители чувствуют свою безнаказанность. Он приводит в пример опыт Венгрии, где каждый мелкий фермер, выходя торговать на рынок, должен иметь при себе журнал с указанием того, какие удобрения и в каких количествах он использовал при выращивании своей продукции. «И каждый производитель знает, что к нему в любой момент может прийти инспектор и взять его товар на экспертизу, — поясняет Петр Шелищ. — Если же обнаружатся нарушения, то производителю грозит огромный штраф. Конечно, и у нас предусмотрена система штрафов за поставки некачественного товара, к тому же партия подлежит уничтожению, но на практике случаи выявления нарушителей единичны. А все потому, что внеплановая проверка у нас редкость. Соответственно, и штрафы большая редкость. Главное, что потребитель бесправен. Даже если он в частном порядке сделает экспертизу товара, никакой юридической силы она не имеет. Можно лишь предъявить бумагу в Роспотребнадзор, чтобы он провел свой анализ. Но сейчас Роспотребнадзор не может провести внеплановую проверку в магазине без санкции прокуратуры, поскольку у нас взят курс на защиту предпринимателей. Получить санкцию прокуратуры не так-то просто. Если ее и получишь, за это время некачественную партию могут попросту распродать».
В итоге российский потребитель практически беззащитен и легко может стать жертвой обмана. Думая, что переплачиваем в престижном супермаркете за продукты высшего качества, мы можем запросто получить к своему столу настоящую отраву. Что делать? На глаз нитратный овощ или фрукт не определишь. Бытует, правда, мнение, что у неправильных огурцов темно-зеленая кожура и острые грубые колючки, а у чистых, наоборот, светлый цвет и мягкие волоски. На практике же все зависит от сорта. Например, огурцы, купленные нами у бабушки, были самыми темными, а огурец «органик» имел абсолютно гладкую кожицу, но ПДК по нитратам у них оказался в норме. А самые красивые и светлые огурчики, которые так и хотелось съесть, оказались самыми опасными. Что можно посоветовать в такой ситуации? Разве что вооружаться нитратомерами, которые проводят экспресс-анализ овощей и фруктов. Или есть только то, что выращено своими руками на даче. Так оно спокойнее и безопаснее.
- Информация о материале
Страница 1097 из 1561
