КС обнародовал еще одно решение, имеющее большое значение и для украинских судов, и для всего украинского общества. В частности, судьи КС признали конституционным, что Высшему админсуду (ВАСУ) как суду первой инстанции подсудны дела о досрочном прекращении полномочий народного депутата (при невыполнении требований о несовместимости), а также дела касательно обжалования актов, действий или бездеятельности Верховной Рады, президента, Высшего совета юстиции (ВСЮ) и Высшей квалификационной комиссии судей.
Для понимания всей подноготной данного решения КС следует обратиться к событиям двухгодичной давности, когда юридическая команда нынешней власти совершила своеобразный блицкриг в судах и взяла под свой безусловный контроль все ключевые рычаги влияния на судебную систему. Так, с приходом к власти нового президента Виктора Януковича регионалы быстро продемонстрировали конкретный и недвусмысленный интерес к судебной системе и перераспределению сфер влияния в ней. В считаные месяцы была утверждена и разработана судебная реформа — кстати, первая реформа, осуществленная нынешней властной командой.
Одной из ключевых составляющих данной реформы было усиление полномочий и возможностей ВСЮ, вследствие чего появились основания считать данный орган верхушкой судебной системы. Этот процесс проходил в несколько этапов. Сначала в рекордные сроки и с сомнительной процедурной чистотой был принят закон №2181-VI, который был направлен на точечную коррекцию деятельности ВСЮ. Ключевая идея закона — отладить процедуру привлечения судей к ответственности за нарушение присяги, которая до сих пор работает как швейцарские часы.
Одной из ключевых составляющих отлаживания этой процедуры была законодательная новация, фактически замыкавшая все дела, связанные с увольнением судей за нарушение судейской присяги, на ВАСУ. В данном суде была создана специальная пятая палата, рассматривавшая (и до сих пор рассматривающая) иски против президента, Верховной Рады, ВСЮ, а со временем — и ВККС. Излишне напоминать, что речь идет об органах, являющихся ключевыми игроками во всех процедурах, связанных с назначением, избранием и увольнением судей. Правда, под шумок на пятую палату нагрузили не только «судейские» иски против президента и парламента, но и вообще все иски против них. И при этом у судей из пятой палаты полностью забрали возможность останавливать действие актов президента, Верховной Рады, ВСЮ и ВККС.
В дальнейшем события уже фактически развивались по инерции. В кратчайшие сроки новая властная команда добилась реального ухода из судебной системы целого ряда примечательных судей: судьи ВСУ Александра Волкова, судьи Киевского апелляционного админсуда Игоря Бараненко, главы Окружного админсуда Киева Олега Бачуна, судьи этого же суда Петра Ковзеля, судьи Святошинского райсуда Киева Нины Бабич и прочих. Часть из них до сих пор пытается доказать несправедливость своего увольнения — в Европейском суде по правам человека.
Тем самым было наглядно продемонстрировано, что отныне в самые быстрые сроки можно уволить за нарушение присяги судью из любого суда — местного, апелляционного или даже высшего. Служители Фемиды — люди, как правило, понятливые и, кажется, быстро усвоили преподанный им урок.
Судьи КС по уже чуть ли не сложившейся за последние годы традиции не стали ломать конструкции, выстроенные нынешней властной командой. КС в последние годы вообще становится все более значимым двигателем внутренней политики действующей власти. Важнейшие решения данного суда, обязательные к исполнению по всей территории Украины и не подлежащие обжалованию, как правило, удивительным образом совпадают с точкой зрения регионалов по этим же вопросам.
Тем самым последние уже неоднократно получали железобетонно-легитимную основу для тех действий, которые они и без того страстно хотели предпринять в Украине. Ну чем плохая иллюстрация истинной цели и сути нынешней власти, а также ее реального отношения ко всему прочему украинскому обществу.