Учитывая значение нотариальной деятельности в построении правового государства, защите законных прав и интересов украинцев, а также в поддержку инициативы Министерства юстиции Украины и Украинской нотариальной палаты два года назад главой государства был подписан Указ «О Дне нотариата» №211/2010. Согласно этому документу, в Украине был установлен профессиональный праздник – День нотариата, который ежегодно отмечают второго сентября. Следует отметить, что нотариат сегодня находится на пороге изменений. В мае с. г. Кабинет министров подал в Верховную Раду законопроект о внесении изменений в Закон «О нотариате» (относительно государственного регулирования нотариальной деятельности) (р. №10364), а 5 июня 2012 г. он уже был принят парламентом в первом чтении.
Нотариат – не бизнес
Законопроект №10364 разработан с целью последующего реформирования нотариата Украины, совершенствования механизма допуска граждан к нотариальной деятельности, а также улучшения доступа граждан к нотариальным услугам. Документом предусмотрен более требовательный и взвешенный подход к организационно-правовым принципам деятельности нотариусов, расширен круг правовых оснований для привлечения их к ответственности при невыполнении или неподобающем выполнении своих профессиональных обязанностей.
Важнейшими задачами регулирования нотариальной деятельности являются предотвращение ее «монополизации» и использования нотариата как одного из видов бизнеса, препятствование развитию ряда негативных тенденций, которые нарушают принципы независимости и непредубежденности нотариуса, его организационной и экономической самостоятельности. Кроме того, для стимулирования повышения нотариусами уровня своей профессиональной квалификации и предотвращения обоснованных жалоб на действии нотариусов законопроектом установлены дополнительные основания приостановления и прекращения частной нотариальной деятельности.
Согласно документу, проверка организации нотариальной деятельности в Украине, соблюдения ими порядка совершения нотариальных действий и выполнения правил нотариального делопроизводства возлагается на органы Министерства юстиции.
А в чем отличия?
По сравнению с действующей в Украине системой нотариата, законопроектом №10364 предложены значительные и радикальные нововведения. В частности, в документе закреплены дополнительные основания для осуществления государственного контроля в сфере регулирования нотариальной деятельности. Так, дополнены положения о статусе нотариуса и помощника нотариуса и допуске их к профессии, о порядке допуска граждан к осуществлению нотариальной деятельности и приостановления или прекращения частной нотариальной деятельности, об осуществлении контроля за порядком совершения нотариальных действий, о специальных требованиях к поведению нотариусов, а также об определении размеров и порядке взимания нотариусами платы за совершения нотариальных действий.
Немаловажно также, что законопроект №10364 предусматривает необходимость провести сокращение перечня нотариальных действий. Так, предлагается исключить из этого перечня следующие действия, которые утратили свою актуальность в связи с установлением иного порядка урегулирования указанных гражданско-правовых отношений: снятие запрета на отчуждение недвижимого имущества (имущественных прав на недвижимое имущество), подлежащего государственной регистрации; наложение и снятие запрета на отчуждение транспортных средств, которые подлежат госрегистрации; выдача свидетельств на основании совместного заявления супругов на долю в общем имуществе супругов, приобретенном ими за время брака; удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии; принятие чеков для предъявления к платежу и удостоверение неоплаты чеков.
Также предлагается закрепить статус нотариуса как публичного официального лица и создать профессиональную самоуправляемую организацию нотариусов – Нотариальную палату Украины, которая будет защищать права и интересы нотариусов и представлять их профессиональные интересы, в частности, в государственных органах. Наряду с этим Нотариальная палата будет осуществлять защиту интересов физических и юридических лиц при причинении им вреда вследствие незаконных действий или небрежности нотариуса.
Среди прочего, предлагается ввести новый прозрачный порядок подготовки лиц к нотариальной деятельности и допуска к этой деятельности, который будет отвечать требованиям ст. 43 Конституции Украины и международно-правовым актам по правам человека и обеспечивать реальную возможность реализации этого права гражданами Украины.
Необходима доработка
Однако, по мнению специалистов Главного научно-экспертного управления ВР, законопроект №10364 хоть и содержит ряд прогрессивных и необходимых сегодня положений, в некоторых частях требует доработки. Так, в ч. 1 ст. 2 документа одной из форм государственного регулирования нотариальной деятельности определено установление размера и порядка нотариального сбора. Однако далее в проекте эти вопросы не рассматриваются. Специалисты считают, что нужно либо прописать этот вопрос в проекте более подробно, либо вообще изъять упоминание об «установлении размера и порядка уплаты нотариального сбора».
Также, по мнению экспертов, ч. 5 ст. 3 документа, в которой определяются вопросы ведения и хранения регистрационного дела частного нотариуса, целесообразнее перенести в ст. 24, поскольку именно в этой статье сосредоточены вопросы регистрации частной нотариальной деятельности. Кроме того, в связи с тем, что нотариусы, согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», признаны субъектами ответственности за коррупционные правонарушения, эксперты предлагают дополнить обязанности нотариуса соблюдением требований соответствующего законодательства.
Специалисты ГНЭУ не поддерживают внесение предложенных проектом №10364 изменений в ст. 11 Закона Украины «О нотариате». В частности, речь идет об отказе в выдаче свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью. Согласно действующей норме, такой отказ может быть обжалован в суде в месячный срок со дня его получения. Законодатели предлагают исключить слова «в месячный срок со дня его получения». По мнению экспертов, в случае принятия таких нововведений станет непонятно, в какой именно срок может быть обжалован отказ в выдаче свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью.
Документом предлагается также внедрить аннулирование свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью за нарушение правил профессиональной этики. Специалисты ГНЭУ предлагают определить в проекте, кто именно должен устанавливать эти правила, а также согласовать это положение с изменениями, которые вносятся в ст. 5 законопроекта №10364, согласно которым на нотариусов возлагается обязанность придерживаться «специальных требований к поведению нотариусов, установленных законодательством».
По мнению экспертов, установленные в ч. 2 ст. 13 ограничения относительно занятия помощником нотариуса другими видами деятельности должны быть согласованы с установленными в ч. 4 новой редакции ст. 3 законопроекта №10364 соответствующими ограничениями относительно деятельности нотариуса. Кроме этого, непонятным является предписание, по содержанию которого частные нотариусы и их помощники могут заниматься преподавательской, научной и творческой деятельностью лишь «в свободное от работы время».
Согласно ч. 6 ст. 13, отбор кандидатур и принятие на работу помощника нотариуса является исключительным правом нотариуса. Однако нотариусы, которые работают в составе государственных нотариальных контор и государственного нотариального архива, не имеют права принимать кого-то на работу. В связи с этим в эти нормы также следует внести необходимые уточнения.
Впрочем, несмотря на недостатки законопроекта, по мнению его авторов, главные последствия его принятия будут заключаться в установлении гарантий реализации права гражданина на занятие нотариальной деятельностью. Кроме того, будут урегулированы на законодательном уровне правоотношения государство – нотариус; лицо (физическое, юридическое) – нотариус; нотариус – органы самоуправления нотариусов. Принятие данного документа будет способствовать правовому обеспечению организационных условий для присоединения Украины к Международному союзу латинского нотариата и развитию международного сотрудничества. А если учесть то, что законопроект без замечаний согласован с Министерством экономического развития и торговли Украины, Министерством финансов, Министерством иностранных дел, Антимонопольным комитетом Украины, Государственной службой по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства Украины, предполагается, что второе чтение документ пройдет без особых трудностей.
Топ-5 новелл реформы нотариата
1. Новые квалификационные требования к лицу, которое может быть нотариусом: профессиональный стаж — не менее 6 лет (против нынешних трех), из которых 3 года лицо должно проработать помощником нотариуса (сейчас — год стажером нотариуса).
2. Нотариус сможет иметь только одного помощника.
3. Устанавливается система нотариального самоуправления, которое осуществляется через Нотариальную палату Украины и ее структурные подразделения — региональные нотариальные палаты.
4. Сокращение перечня нотариальных действий.
5. Четко выписано, что нотариус не несет ответственности в случае, если лицо, обратившееся к нотариусу за совершением нотариального действия:
подало неправдивую информацию относительно любого вопроса, связанного с совершением нотариального действия;
подало недействительные и/или поддельные документы;
не заявило об отсутствии или наличии лиц, прав или интересов которых может касаться нотариальное действие, за совершением которого обратилось лицо.