За два последних месяца предвыборная кампания из подковёрной борьбы превратилась в масштабное реалити-шоу. По законам жанра в нём всего в избытке: есть многомиллионный бюджет, приглашённые звёзды мирового масштаба, динамичные сцены ожесточённых драк в Верховной Раде, голодающие на холодном граните и, конечно, внушительная аудитория, равная числу граждан страны. В обмен на зрелищное действо политики надеются добавить процентов к своему рейтингу, а в перспективе — получить победу на парламентских выборах. И зря. Недавние соцопросы доказывают: рассчитанные на дурака примитивные предвыборные трюки больше не работают и сводят все усилия оппозиции, власти и идущих по их стопам новичков к нулю.
Привычка делать из предвыборной кампании то ли праздник, то ли шоу в Украине укоренилась в 2004 году. Мозгами и руками опытных политтехнологов холодный и грязный Майдан, покрытый утоптанным тысячами ног слоем серого снега, стал триумфом оранжевого цвета. Правильные песни «Океана Эльзы» и яркая символика и тогда сделали важное дело: даже далеко от Крещатика, в маршрутках спальных районов по оранжевым лентам было понятно, что митингующих на самом деле «багато» и их «не подолати». Посильную лепту в дело революции внесли и звёзды: Руслана, Виталий Кличко и Святослав Вакарчук очень убедительно объясняли, почему они сами пришли на главную площадь страны и ради чего здесь нужно стоять всем остальным. Их слушали и слушались.
Успешный опыт восьмилетней давности нынешняя власть, которая от революции пострадала больше всего, конечно, не забыла, но интерпретировала по-своему, превратив его в триумф формы над содержанием. В начале июля, проголосовав за языковой закон, ПР попыталась разбудить в своих избирателях подзабытое чувство единства угнетённого «оранжевыми» востока, а затем ступила на проторенный путь: запустила серию концертов с приглашёнными российскими звёздами, включая Иосифа Кобзона, и отдала второе место в списке народной во всех значениях певице Таисии Повалий.
Ещё дальше пошла экс-бютовка Наталья Королевская. Её главная ставка — даже не сын легендарного актёра Богдана Ступки Остап, а герой Евро-2012, второй номер «Украины — Вперёд!» Андрей Шевченко. Забыв о главном — своей предвыборной программе, на волне народной любви к Шеве бывшая соратница Тимошенко увешала билбордами с их совместным фото полстраны. А чтобы создать эффект абсолютного присутствия редко бывающего на родине новоиспечённого политика, в соцсетях пресс-служба партии запустила фотопроект — Шева и Наталья в опере, поле, забое.
Вся эта кампания с далёким от политики футболистом-пенсионером, поющим вторым номером регионалов и агитирующим за Королевскую Ступкой — даже не реалити-шоу, а театр абсурда. Но вкладывая в дорогостоящую постановку миллионы, её заказчики были уверены: народ «схавает» и проголосует за своих медийных любимцев. Они просчитались. Согласно данным совместного опроса Центра Разумкова и Фонда «Демократические инициативы» за два месяца (с 6 июня по 15 августа) рейтинг партии Королевской упал на 0,6 процентных пункта до 4% (процент от тех, кто примет участие в выборах). Практически не изменился, с учётом статистической погрешности, и рейтинг ПР: 28,1% в начале августа против 27,6% в начале июня. На одной отметке — 25,6% застыла и сделавшая ставку на единственный лозунг о борьбе с преступной властью ВО «Батьківщина». Почему? Потому что уроки Майдана те, кто на нём никогда не стоял или стоял по ту сторону сцены, усвоить не могли. Песни, оранжевые ленточки и уважаемые миллионами личности хороши при наличии у политиков правильных и понятных идей, которых ни у Шевченко, ни у Повалий нет.
В промежуточной борьбе неуверенную, но всё-таки победу одержали коммунисты, рейтинг которых за два месяца вырос на 1,1 процентный пункт, и партия Кличко «УДАР» — 11,5% в начале августа против 9,7% в июне. Секрет их успеха прост: коммунисты очень доступно, ориентируясь на свой немолодой электорат, со своих билбордов объяснили, чем плоха нынешняя власть. А Кличко, как и Ющенко в 2004 году, получил крупный кредит доверия от тех, кого примитивные политические технологии остальных партий откровенно оскорбили. И если коммунисты практически достигли своего рейтингового потолка в 9–10%, то молодому во всех отношениях «УДАРу» есть куда расти. И для этого Кличко не нужны звёзды, концерты и бесплатные бои во всех областных центрах. Нужно просто понять, что дураков в стране не осталось, и побороться за 14–15% голосов неопределившихся вполне вменяемых соотечественников.