Каждый кандидат в депутаты равен перед законом одинаково, а не равен — по-своему. С одной стороны, у всех кандидатов в депутаты есть ряд объединяющих признаков. Все 3109 претендентов на 225 мандатов — граждане Украины (что, впрочем, не исключает возможности наличия и иных паспортов). Никто из них не имеет судимости (во всяком случае, непогашенной). И все без исключения 389 женщин и 2720 мужчин, которые стремятся стать главными законодателями страны, в течение последних пяти лет жили в Украине. Но с другой стороны, каждый из тех, кто рискнул вступить в бой за право давить на кнопку под куполом, идет к победе своим личным путем.
Внимательное изучение, на первый взгляд безумно нудных данных Центризбиркома о кандидатах по мажоритарным округам, дает возможность получить весьма познавательную картину. Позволяет, так сказать, заглянуть, не вставая с кресла, за кулисы предвыборных интриг. А заодно оценить реальный уровень цивилизованности Украины.
Уровень, увы, низок. Исследуя предвыборное мажоритарное поле, нельзя не признать, что за десять лет, прошедших с момента последних выборов по смешанной системе, Украина вперед не продвинулась. Более того — если цинизм не считать благодетелью, то даже регрессировала. Изучение материалов ЦИК создает впечатление, что страна, в которой нынче проходят выборы, либо только готовится обрести независимость, либо обрела ее пару недель назад.
Во-первых. Опыт парламентских демократий четко указывает, что наиболее качественные парламентарии получаются, в основном, из юристов, экономистов, управленцев, руководителей крупных профсоюзов. Словом, всех тех, кого среди кандидатов в украинский парламент до неприличия мало. Ну, нельзя на 22-м году существования (пусть и постсоветского) государства по-прежнему отталкиваться от старого ленинского тезиса о том, что страной может (и должна мочь) управлять любая кухарка. Ведь для опровержения этой сентенции потребовалось 70 непростых лет. Так что — вперед в прошлое? Если занести список кандидатов в Мавзолей, думается, Ильич от радости поднялся бы из гроба.
Впрочем, судите сами: в парламент навострились слесари, шахтеры, егеря, таможенники, гаишники, судебные исполнители, водолазы, водители, фельдшеры, секретарши, охранники, маклеры. Особенно внимательными рекомендуется быть жителям тех городов, чьи мэры тоже решили побороться за депутатский мандат: с чего бы это им вздумалось бросать своих горожан, за чьи любовь и признание они еще не так давно были готовы рвануть последнюю рубаху? У вас не возникает дополнительной уверенности в завтрашнем дне, когда вы узнаете, что в Раду очень хочет беспартийная девушка-бармен 1988 года рождения? А 293 безработных? Это что, ярмарка невест или женихов?
Создается впечатление, что частью народонаселения овладел массовый психоз. Потому что качественный состав кандидатского корпуса говорит о чем угодно, только не о плановых выборах парламента в цивилизованном государстве.
Во-вторых. Про массовый психоз — это только кажется. Ветераны циковских бдений всех кандидатов делят на три группы. Первая — это фавориты — те, кто имеет реальные шансы бороться за победу. Их имена в подавляющем большинстве округов известны были еще до старта кампании. Вторая группа — это донкихоты; амбициозные, начинающие политики, решившие «засветиться» на старте политического взлета; и «городские сумасшедшие» (но не настолько, чтобы не найти денег на залог). И, наконец, третья группа, самая многочисленная, — технические кандидаты. Эти люди ни в какие депутаты не собираются. Они просто либо за мзду, либо по велению партии, либо по распоряжению всерьез баллотирующегося руководства отдали свои паспортные данные для оформления кандидатства в ЦИКе. В подавляющем большинстве случаев именно этим обстоятельством объясняются и экзотические для парламентариев профессии, и огромное количество «парашютистов» — кандидатов, не имеющих никакого отношения к округу в котором они зарегистрированы. Вот один из ярких примеров о которых писал ZN.UA. По 29 округу в Киевской области идет представитель НАК «Нафтогаз» С.Кацуба. Его отец является главой районной госадминистрации г.Дергачи, Харьковской области. Может быть, поэтому среди кандидатов по 29 округу зарегистрированы три уроженца этого славного города плюс один житель соседнего города Лозовая? Включая, скажем, двух безработных, беспартийных граждан 1983 и 1988 г.р. соответственно. Причем один из них выдвинут аграрной партией, а второй — партией с весьма показательным названием — «Справедливая Украина».
Для чего нужны технические кандидаты? Для увеличения шансов при формировании участковых комиссий в пользу того или иного кандидата, а зачастую той или иной партии. 21 сентября окружные комиссии проведут жеребьевку, в ходе которой определят — чьи кандидаты сформируют ту или иную участковую избирательную комиссию. И чем больше будет зарегистрировано «своих» кандидатов, тем больше своих членов комиссий и наблюдателей получит реальный кандидат в депутаты.
Разумеется, и десять лет назад технология технических кандидатов в Украине использовалась. Однако количество их, по словам ветеранов политических боев, было гораздо меньше. Разумеется, и в 2002-м к парламенту не относились как к храму законодательства. Но мечеными картами на его ступеньках играло существенно меньше людей.
В-третьих. Анализ кандидатов показывает, что почти половина из них является... беспартийными. А именно 1453 человека! Не надо их путать с самовыдвиженцами, ибо у многих из самовыдвиженцев в кармане лежит партийный билет. 1453 человека не нашли себе политическое товарищество по вкусу? Не захотели участвовать в борьбе за выживание в жесткой среде местных партийных царьков? У каждого свой ответ. Однако будем помнить, что 1656 партийных кандидатов в депутаты по округам на самом деле представляют не только проходные пять-шесть партий, а десятки технических обслуживающих партий-сателлитов. А это означает, что нынешние партии-лидеры с большой натяжкой могут претендовать на репрезентативность общественных настроений.
Вот так и живем. Со считанными юристами и экономистами и с 1,5 тысячами беспартийных кандидатов. Как будто не было 21 года госстроительства. Не принимались пакеты законов. Не формировались (пусть и не в самом лучшем виде) государственные институты. Не работали несколько созывов парламента. Понятно, что все эти десять лет власть делала все для того, чтобы народ при упоминании о парламенте пробивала коллективная судорога. А слово «депутат» ассоциировалось с чем угодно, только не с нанятым на пять лет гражданином, главной задачей которого является создание законов, призванных постоянно улучшать жизнь населения страны.
В-четвертых. Нынешний кандидатский корпус от своего собрата десятилетней давности количественно почти не отличается. Разница пустяковая — 25 душ. Иное дело — качественный состав. Одно из наиболее ярких отличий — вопиющий гендерный дисбаланс. Т.е. соотношение представителей мужского и женского пола.
И в 2002 году число кандидаток в депутаты — 456 — никак не соответствовало европейским устремлениям народа и декларациям властей. Но тогда, помнится, говорилось, мол, Украина страна молодая, ошибки будут учтены, и к следующим выборам все станет тип-топ. Или, как любят говорить некоторые депутаты-мужчины, чики-пики.
Но, увы. Украина не стала ни Швецией, где в парламенте, как известно, превалируют дамы, ни, скажем, Норвегией. Украинский матриархат продолжает оставаться теневым, как экономика. На берегах Днепра по-прежнему в чести странный праздник имени Восьмого марта. И, кто знает, может быть, и поэтому на выборах-2012 зарегистрировано аккурат на 67 женщин меньше, чем 10 лет назад. Т.е. 389 женщин на 2720 мужчин.
И, конечно же, нельзя не обратить внимание на закрепившуюся традицию родственно-обслуживающей кандидатской массы — секретарши, охранники, водители по прежнему гнездятся в списках, главным образом, Партии регионов. Но крепят заложенную традицию и родственники — сестры, братья, отцы и дети. Звание депутата все больше становится наследным. Но почему-то, чем больше в нем наследственности, тем меньше в нем дворянства.
В-пятых. Впрочем, если партийные бонзы имеют абсолютное влияние на состав кандидатов в списке, то моду в округах диктуют главным образом избиратели. Можно долго спорить — это такое убогое предложение породило изувеченный электоральный спрос, либо меркантильный электоральный спрос породил соответствующее предложение? Однако появление среди 3 тыс. кандидатов 1082 разнокалиберных бизнесмена произошло неспроста. По своему статусу и предназначению депутат, избранный от округа, ничем не отличается от депутата, избранного по партийному списку. Однако если к списку часть граждан еще предъявляет политические требования, то идеальный мажоритарщик для очень многих избирателей — это Рокфеллер в кресле начальника жэка.
Согласно результатам опроса, для жителей Голосеевского района столицы наиболее острой местной проблемой является «проблема уборки территории и вывоза мусора» — ее назвали 29,0% респондентов. Второй по актуальности местной проблемой для жителей округа являются «плохие дороги» (отметили 21,2% опрошенных). Третье место по упоминаемости среди респондентов заняла «проблема плохого состояния домов, подъездов, придомовых территорий» (16,6%).
«Проблема плохого состояния или отсутствия детских садов и детских площадок» (12,5%), «проблемы, связанные с бездомными и домашними животными» (8,0%), «проблемы водоснабжения и качества воды» (7,4%), «проблемы транспортного обслуживания (в т. ч. строительства метро)» (6,6%), «проблемы, касающиеся торговли» (5,7%), «проблемы с освещением улиц» (5,2%).
Избиратели требуют от мажоритарщиков вложений, и поэтому каждый третий кандидат из 3109, а именно представляющий бизнес, является в большинстве округов наиболее конкурентоспособным.
Что ж, в оправдание любой депутат расскажет о тяжелом историческом прошлом, отсутствии традиций и медленном подтягивании общества к цивилизационным стандартам: «Вот дайте мне еще лет десять, и вы просто не узнаете страну…». И депутата вполне можно понять. Для чего в сессионный день достаточно пройти мимо Верховной Рады, дабы полюбоваться на выставку последних достижений немецкого и японского автопрома. Или заглянуть в холл гостиницы «Киев», где квартируют народные избранники. Там прямо напротив входа стоят два прилавка с ювелирным добром. Где среди колец и серег затесались и депутатские значки. Один — для местных советов, второй — для парламента. Стоит это счастье 6400 гривен. «Два вида золота плюс эмаль, — расскажет вам милая продавщица, — новые депутаты берут очень хорошо…».
Так что конкурс 13,8 человека на одно кресло вполне объясним. Только почему-то раньше в этом конкурсе зачастую побеждали те, кому такая цацка на лацкан была ни к чему. А теперь таковые попадают в меньшинство.
И, наконец, в-шестых. Не нужно быть большим специалистом, чтобы глядя на предвыборную карту Украины, оценить и понять разницу между дрессурой и демократией (или же вольницей, кому что ближе). Сравните, скажем, количество кандидатов в Донецкой и Киевской областях. Понятно, что 48 человек на один округ — это перебор. Но четыре кандидата — это даже не секвестр... Да еще и заточенных под конкретного претендента. В целом по Донецкой области, насчитывающей 21 округ, самовыдвиженцами зарегистрировались 40 человек. Во Львовской же, насчитывающей 12 округов, самовыдвиженцев 70. Зачем так пугать админресурсом в день выборов, когда он уже использован по полной программе?
Понятно, что на этих выборах решить все проблемы уже не удастся. Но до выборов остается еще больше месяца. А сорока дней более чем достаточно, чтобы хотя бы увеличить в разы посещаемость сайта Центральной избирательной комиссии Украины…
Подробнее — смотрите карту.