В конце лета 2012 года произошло мало замеченное прессой событие — Украина отвергла полученное в июне предложение Исламской Республики Иран активизировать свое неучастие в военных блоках в рамках Организации движения неприсоединения (ОДН). По замыслу Ирана, активизировать эту политику можно было бы благодаря квалифицированному участию украинской делегации высшего уровня в очередном XVI саммите глав государств ОДН, который 26–31 августа проходил в Тегеране. Такие саммиты внеблоковых государств мира проходят раз в три года. Следующий из них состоится в 2016 году, как раз после того, как в Украине пройдут очередные президентские выборы. Успешно сыграть на них, среди прочего, украинской власти помогло бы своевременное подключение к инициативам ОДН еще в 2012 году, но Киев решил пойти другим путем. Вместо участия в официальной церемонии открытия Тегеранского саммита внеблоковых государств глава внеблоковой Украины предпочел 29 августа посетить с рабочей поездкой не менее внеблоковую Донецкую область.
Ситуативная внеблоковость
Отказ Киева от полнокровного присоединения к клубу внеблоковых стран мира сопровождался шумихой в российской и украинской прессе, которая была поднята по формально далекому от проблематики ОДН поводу. Основной новостью стала якобы имевшая место техническая ошибка в тексте официального поздравления президентом Ирана своего украинского коллеги. Если верить этой информации, 26 августа, в День независимости Украины, на сайте иранского президента несколько часов висело поздравление, которое было адресовано бывшему президенту Украины Виктору Ющенко, а не нынешнему Виктору Януковичу.
Но подобный казус мало повлиял на реальную перспективу активизации роли Украины в клубе внеблоковых государств. Хотя в отличие от нынешнего 2012 года на прошедших в 2003–2009 годах предыдущих конференциях ОДН (в Малайзии, на Кубе и в Египте), руководители внеблоковых государств не проявляли особой настойчивости в приглашении высших руководителей Украины к работе саммитов. Дело ограничивалось участием полномочных послов и представителей. Всем было предельно ясно, что Киев не хочет быть белой вороной в регионе и твердо намерен вслед за всей остальной Восточной Европой вступить в оборонный блок НАТО.
С 2010 года ситуация кардинально изменилась. Под предлогом необходимости сотрудничества Киева одновременно и с НАТО, и с Китаем, и с пророссийским военным Ташкентским пактом Украина официально закрепила приверженность принципам внеблоковой политики в ряде законов и документов. На первых порах такая внешнеполитическая всеядность обеспечила стартовый комфорт для кланов, заполонивших украинские властные коридоры. Хорошим завершением этого стартового периода могло было стать продолжение инициатив внеблоковости и начало полноценного участия Украины в ОДН. Но Украина оставалась в клубе внеблоковых стран всего лишь наблюдателем.
Украинские эксперты все чаще пытаются найти объяснение тому, что лежит в основе поглотившего Киев спектакля с «кратковременной внеблоковостью». По версии провластных экспертов, затягивание паузы с развитием нового статуса — это не что иное, как доказательство того, что к власти в Украине пришли профессионалы, умеющие выйти на полезный национальным интересам результат. Оппоненты власти настаивают, что нынешняя половинчатая внеблоковость Украины — это всего лишь весьма незатейливый способ добиться максимального сокращения ее Вооруженных сил, чтобы потом расписаться в их беспомощности и втянуть страну в паутину военных блоков, созданных РФ.
На двух стульях
Такие пессимистические прогнозы в августе подтвердились официально обнародованными планами беспрецедентного сокращения украинской армии к 2017 году на 170 тыс. человек — до чуть больше 70 тыс. Критики таких намерений власти подсчитали, что подобное массовое сокращение армии не имеет аналогов в истории Европы со времен Средневековья. Как контраргумент, украинские эксперты приводят практику сокращения вооруженных сил стран Восточной Европы, которым удалось сократить численный состав армии не за счет внеблоковости, а наоборот, за счет вхождения в НАТО и начала оборонной опоры на силы коллективной безопасности. Венгрии при населении в 10 млн. человек при вступлении в блок удалось сократить армию со 130 тыс. до 30 тыс. человек. Польша при населении 38 млн. человек и наличии непосредственных границ НАТО с РФ сократила армию незначительно и удерживает численный состав своей армии на уровне 150 тыс. Что касается Румынии, то она при населении менее 22 млн. человек после вступления в НАТО сократила армию с 200 тыс. до 90 тыс. человек и намерена поддерживать ее на таком уровне. А внеблоковая Украина, так и не добившись опоры на коллективные силы Атлантической обороны, намерена за пять лет при населении более 40 млн. человек сократить армию до 70 тыс., то есть ниже уровня даже соседней Румынии.
По предварительным расчетам, суммарные затраты казны на социальное обеспечение сокращаемых военнослужащих, полный отказ от призыва в армию и переход на контактную службу плюс ассигнования на то, чтобы армия смогла сохранить свой боевой потенциал, в 2012–2017 годах должны достичь неподъемных для нынешней власти сумм. Это минимум по 31 млрд. грн. в год плюс текущие оборонные затраты, обещающие составить в 2012 году до 16 млрд. грн. Далее, через пять лет — до 27 млрд. грн. В целом получается, что необходимо изыскать ассигнований на сумму 155 млрд. грн. Но экономические реформы, способные обеспечить такую расходную часть бюджета, в 2010–2012 годах Киев развернуть не смог. А попутно власть полностью провалила проведение демократических реформ, от которых зависит темп интеграции с коллективной обороной НАТО.
К этим реалиям следует добавить, что нынешнее инертное отношение Киева к ОДН показало, что сама идея внеблоковости Украины на поверку оказывается филькиной грамотой, а не демонстрацией реальных намерений. Таким образом, многие ныне пророчат очень скорое скатывание Украины в фарватер внешней и оборонной политики РФ.