Арестован сотрудник дипломатических представительств, охранявший консульство РФ в Харькове. Его подозревают в организации траффика нелегальных мигрантов в соседнюю страну.

Охранник дипломатического ведомства был задержан 23 ноября. Позже, по решению суда, был взят под домашний арест. Как указано в судебных материалах, несение службы он дополнял незаконным заработком. Среди посетителей консульства– граждан разных стран – искал тех, у кого не было законных оснований для въезда в Россию. За вознаграждение делец предлагал содействовать в пересечении границы.

За услуги охранник брал от 500 до 800 долларов – в зависимости от финансовой состоятельности клиента. Взамен проводил либо провозил их на территорию соседней страны в обход пограничных пунктов пропуска.
Последнюю отправку сотрудник диппредставительства организовал неделю назад. 20 ноября он пообещал двум «невъездным» содействие в пересечении границы. За услуги каждый должен был заплатить по 700 долларов.

На следующий день они встретились на харьковском железнодорожном вокзале Харьков-Южный. Неподалеку напарник охранника припарковал свой автомобиль. На нем нелегалы и направились в сторону границы, попрощавшись с сотрудником консульства. Прибыв в Волчанск, расположенный в 10 км от границы с Россией, пассажиры пересели в другую машину. Ее водитель был в деле и также получил часть вознаграждения. Возле пункта пересечения границы они снова поменяли машину. Однако незамысловатая конспирация не помогла. У шлагбаума, отделявшего Россию от Украины, их ждали сотрудники Службы безопасности.

Справка:

За незаконную переправку людей через государственную границу предусмотрено наказание от 7 до 9 лет лишения свободы.

Те, кто считает, будто происходящие на наших глазах события их не касаются, глубоко и трагически ошибаются. Ведь главный вопрос любой революции — это даже не вопрос собственности, а вопрос способа контроля над насилием, в том числе, хотя и не только, власти. И он, в отличие от проблемы собственности и распределения богатства, касается не только богатых и бедных, но и вообще каждого жителя страны. Независимо от политических взглядов, родного языка и даже отношения к евроинтеграции.

Современная политическая экономика утверждает, что вопросы собственности и перераспределения вторичны, поскольку существует насилие. Хорошо это или плохо, но человек порой склонен применять силу даже по второстепенным поводам, а то и вообще немотивированно, не говоря уж о том, что способен ее использовать для завладения чужой собственностью. Поэтому распределение собственности во все века отражало распределение сил. Такой порядок лишен смысла и контрпродуктивен с точки зрения экономики, но имеющим силу на это наплевать, по крайней мере, до тех пор, пока непродуктивность не угрожает их собственным интересам. Поэтому экономически продуктивный общественный порядок требует в качестве обязательного условия жесткого контроля над насилием. А чтобы те, кто его призван осуществлять, сами не становились источником угрозы, их, в свою очередь, должно жестко контролировать общество.

И вот тут начинается самое главное. Ведь "общество" — понятие абстрактное. Оно состоит из миллионов разных людей с противоречивыми интересами. Поэтому все решает структура представительства этих интересов — политическая система. Именно от ее конфигурации зависит контроль над насилием, а, следовательно, и над собственностью, то есть, в конечном счете, экономическое благополучие.

Единственный на сегодняшний день способ частичного решения проблемы насилия в смысле "меньшего зла" сформулировал Макс Вебер, когда определил государство через монополию на легитимное насилие. В переводе на простой язык это означает, что, в отличие от обычного человека, полицейский не просто вооружен, а имеет право применять оружие для защиты граждан от преступников. Например, если группа молодых людей спортивного телосложения избивает человека, то полицейский обязан их задержать, а в случае неподчинения может стрелять на поражение. Например, по свидетельствам очевидцев, как-то раз двое молодых лейтенантов с автоматами положили в снег группу высших бандитов-"авторитетов", чьи имена в начале 90-х даже произносить было страшно.

Однако ключевое здесь слово — "легитимно". То есть даже не просто в пределах закона: закон только венчает собой сложную юридическую конструкцию, отражающую ограничения, которые общество накладывает на государство. И они могут быть очень разными в зависимости от культуры и традиций народа. Скажем, в Беларуси, Казахстане и России подданные воспринимают как приемлемое или даже должное, когда спецподразделения бьют мирных демонстрантов. А в Украине, как и во всем цивилизованном мире, это вызывает возмущение — на такое поведение общество санкции государству не давало. И коль государство вышло за пределы своих легитимных полномочий, то и граждане имеют полное право — и даже обязанность, гражданский долг — поставить его на место. Что они и продемонстрировали в последние дни. Причем тут бессмысленно взывать к законам или постановлениям судов, поскольку речь идет о вещах куда более фундаментальных, чем формальные нормы.

Асемоглу и Робинсон в своей знаменитой книге "Экономические основы диктатуры и демократии" вводят понятие "де-факто" политической власти. Народ как суверен формально обладает такой властью всегда. Если политическая система позволяет, то он реализует ее мирно, на выборах. Если же правительство, пусть даже формально назначенное по результатам выборов, не отражает волю народа, то суверен реализует свою власть через выход на улицы. Правда, революционная мобилизация не вечна, поэтому народ получает подачки и расходится до следующего бунта. Демократия возникает именно как способ на системном уровне решить проблему раз и навсегда, приведя в относительное соответствие политическую власть де-факто и де-юре.

В этом смысле мы сейчас наблюдаем последствия насилия над демократическими процедурами, которое со своих первых шагов чинит нынешний президент. Янукович, напомним, президент меньшинства, и оба раза правительство назначалось против воли большинства избирателей, отраженной результатами парламентских выборов. "Предохранительные клапаны" были с большевистской решительностью перекрыты во имя пресловутой "монолитности", и вот сейчас котел взорвался.

Но последствия этого намного превосходят только перераспределение доходов, на котором акцентируют внимание Асемоглу и Робинсон. Даже требования такого Майдан не выдвигает. Это значит, что происходит не "хлебный (колбасный) бунт", а настоящая революция. Ее центральным вопросом, как и положено, стал именно способ контроля над насилием. А раз так, то стоит обратиться к революционной (только в научном смысле) книге Норта, Уоллиса и Уэйнгаста "Насилие и социальные порядки". Тем более что есть уже и попытки применить выдвинутую там теорию к ряду стран.

Напомним, что логику тысячелетнего существования экономически абсурдного общественного порядка "с ограниченным доступом" (ОД), по-прежнему существующего в большей части мира, они объясняют его способностью вводить насилие в относительно узкие и менее разрушительные для экономики рамки по сравнению с первобытным обществом. Это достигается за счет откупа от потенциальных организаторов насилия. При этом на откуп им отдают отдельные привлекательные экономические возможности, соответственно ограничивая доступ к ним для всех остальных, — отсюда и название.

Авторы различают три стадии развития такого уклада: хрупкий, когда насилие то и дело вырывается наружу; базовый, когда государство контролирует всех и вся; зрелый, когда формируются предпосылки перехода к общественному порядку "с открытым доступом", сделавшему развитые страны таковыми. Эти предпосылки включают: 1) власть закона хотя бы для элит; 2) существование организаций, живущих собственной жизнью даже после уxода иx основателей; 3) политический, централизованный, контроль над насилием. При этом Норт и соавторы неоднократно подчеркивают, что нет никакой гарантии поступательного перехода между этими стадиями снизу вверх или какой-либо необратимости прогресса: вспышка насилия может запросто отбросить страну из "зрелого" состояния в "хрупкое". Последующее восстановление пройдет, наверное, быстрее, чем за сотни лет, необходимых для формирования "зрелого" ограниченного доступа, но будет трудным и совсем не обязательно произойдет вообще в обозримом будущем.

С этой точки зрения Украина была в довольно продвинутой стадии "зрелого" ОД, а после Оранжевой революции на глазах начали формироваться даже зачатки "открытого доступа", прежде всего, политическая конкуренция. Янукович с первых дней начал политику искоренения этих ростков будущего, толкая Украину назад к "базовому" "ограниченному доступу". Естественно, это процесс, прямо противоположный евроинтеграции. Вопрос был лишь в том, где именно произойдет неизбежное столкновение: многим казалось, что на деле Тимошенко, — как выяснилось, это был слишком поверхностный взгляд. До последнего момента оставался, конечно, и некоторый шанс, что под давлением экономических и политико-экономических обстоятельств тенденция, имеющая под собой глубокие исторические и институциональные, и политико-экономические корни, победит.

Но чуда не случилось. Жестокий разгон Евромайдана знаменовал собой попытку окончательно консолидировать "базовый" ОД по примеру северо-восточных соседей; переломить через колено не только парламент, но и тех, кто его избирал. Янукович объявил войну нашему народу и, судя по провалу голосования за отставку Азарова, собирается нас победить, не останавливаясь ни перед чем. Он закусил удила и пошел ва-банк. Это уже поставило страну на грань гражданской войны. Но даже если ему это вдруг удастся, в условиях Украины дело вряд ли ограничится "базовым" ОД. Как бы он ни был плох, более чем вероятно сползание еще дальше, к "хрупкому". Попросту говоря, "африканизация".

В России и Беларуси "закручивание гаек" удалось благодаря гораздо более высокой управляемости государства, помноженной на сакральное отношение к власти. В Украине ничего подобного и близко нет. Поэтому силовые структуры, по крайней мере, частично уже вышли из подчинения, отказываясь выполнять заведомо преступные приказы. За этим могут последовать столкновения между силовиками. С другой стороны, когда милиционер отказывается зверски избивать ни в чем не повинных людей, преступная власть, не задумываясь, призывает на помощь "титушек". А это ни больше ни меньше как нарушение государственной монополии на насилие, то есть разрушение государства как такового. Тысячи молодых сильных и агрессивных бандитов, почувствовавших вкус к безнаказанному насилию, — страшная сила, способная как минимум вернуть Украину к худшим традициям начала 90-х. Тем более что экономический кризис, который практически неизбежен в случае сохранения нелегитимной власти, полностью утратившей доверие как на Западе, так и на Востоке и при этом добивающей экономику, будет вполне сопоставим с подзабытыми уже масштабами тех лет. И, вдобавок, подняли голову радикальные националисты, также, не исключено, вскормленные либо самой властью, либо КГБ/ФСБ специально на такой случай.

В подобных ситуациях в большинстве развивающихся стран на арену выходят те, кто в настоящих танках: против них "Беркут" бессилен, не говоря уже о "титушках". Это, как правило, означает стабилизацию "базового" ОД через установление авторитарного режима или хунты, но, по крайней мере, останавливает сползание к "хрупкому". Еще недавно такой вариант казался верхом ужаса, но нам можно расслабиться: Украине он не светит (см. статью С. Рахманина "Чайка по имени Евромайдан", ZN.UA №45 от 29 ноября 2013 г.). Зато вполне вероятна оккупация Россией, которая, впрочем, повлечет еще большие жертвы. Тем более что нынешнему российскому руководству выгодно сделать из Украины пугало для собственного народа, чтобы оправдать свой вариант пресловутой "стабильности".

Поэтому нам с вами, всем, кому дороги собственная жизнь и свобода, да и просто с таким трудом нажитое благополучие, не остается другого выхода, как проявить волю суверена (то есть нашу с вами) и, используя нашу "де-факто" политическую волю, заставить "нынешнюю власть" уйти подобру-поздорову. Или мы ее, или она нас.

При этом ключевым вопросом остается контроль над насилием. Поэтому нельзя ограничиться, например, отставкой Азарова и возвратом к Конституции в редакции 2004 г.: она оставляет контроль над силовыми структурами в руках президента, коим, вдобавок, остается Янукович. А мы уже проходили ситуацию, когда действовали те же ограничения, а оппозиционный премьер якобы гарантировал сдержки и противовесы. Упомянутые выше Асемоглу и Робинсон отмечают, что революционная мобилизация не может длиться долго. Поэтому власть имущие идут на временные уступки, подчиняясь силе восставшего народа, а потом точно так же эти уступки забирают назад, когда все расходятся по домам. Так что необходимо требовать именно системных, необратимых, решений. Причем отставка Януковича — это, безусловно, необходимое, но недостаточное условие.

Дьявольский расчет авторов поправок, впопыхах принятых в революционной горячке, состоял в том, что если в кресле президента оказывается хоть сколько-нибудь европейски мыслящий человек, то ему вряд ли удастся провести хоть одну реформу — все силы уйдут на борьбу за полномочия с правительством. А если "византиец", то, используя контроль над силовиками, он легко добьется от депутатов чего угодно. Это было очевидно еще тогда, а после всего, что произошло после (и в результате) принятия именно такой редакции, только доказало: первичным был и остается контроль над насилием.

"Ющенко доказал украинцам, что можно жить без президента. Янукович доказал, что нужно жить без президента" — эта простая истина, уже пару лет гуляющая по Интернету, должна стать сутью будущей политической реформы. По крайней мере, без всемогущего президента Украина точно обойдется: наш путь к эффективному государству, которое будет служить именно нам, лежит через сдержки и противовесы. В том числе в контроле над силовиками.

Второй важный вывод: революция имеет шанс победить, только если сумеет привлечь на свою сторону силовиков или хотя бы убедить их сохранять нейтралитет. Очень может быть, что и избиение младенцев в ту страшную ночь, и провокации на Банковой, и непримиримость социал-националистов имели общую цель: выхолостить лозунг "милиция с народом", сделать из человека в погонах пугало для протестующих, а его самого, в свою очередь, противопоставить враждебной толпе и вынудить защищаться.

В свою очередь, сами силовики должны понять, что, во-первых, они присягали не лично президенту (у нас же не монархия, правда?), а народу Украины. И, похоже, настал тот час, когда верность присяге означает долг защищать народ Украины от президента, который отдает преступные приказы или, по крайней мере, терпит при власти людей, которые такие приказы отдают. И, более того, широко и нагло использует бандитов, если называть "титушек" своими именами. А именно они, а не мирные демонстранты, пусть даже и требующие смены власти, — настоящие, кровные, враги силовиков, поскольку бандиты играют на том же поле, но без правил. И заодно враги государства Украина, поскольку подрывают его монополию на насилие — даже несмотря на то, что они играют на стороне власти. Ведь она утрачивает остатки легитимности, когда посылает преступников бороться со своими оппонентами.

А для простых граждан вывод тоже очень простой: назад пути нет, на этот раз отсидеться не удастся. Единственное, что может склонить людей с оружием на нашу сторону, — это еще более массовый протест. И еще, конечно, аргументы. Некоторые из них изложены выше. Сдюжим?

Теневой бизнесмен Алексей Чеботарев - спортсмен, партнер производителей водки и сборщиков налогов, участник благотворительных проектов вместе с министром Захарченком, а также Клюевым, Азаровым, Арбузовым и другими людьми Януковича.

Бывший руководитель ГУМВС в г. Киев Виталий Ярема, который ныне является нардепом от "Батькивщины", на днях назвал человека, который по его мнению, организовывала действию группы провокаторов в первые дни Майдану.

"Это Алексей Чеботарев. Он контролировал значительную долю нелегального рынка спирта и алкогольных изделий, а также неоднократно привлекался к уголовной ответственности", - заявил Ярема, добавив, что Чеботарев близок к министру МВД Виталию Захарченко.

"Наши Деньги" в пределах своей компетенции выучили профайл этого персонажа.

Алексей Чеботарев - настолько не публичное лицо, что найти его фото в открытых источниках не удалось. Его бизнес- партнер Юрий Тимошок (глава наблюдательного совета Черниговского ликеро-водочного завода, бывший руководитель "Сумыспирта" и Холминского спиртзавода), с которым они вместе владеют футбольным клубом второй лиги "Десна" (Чернигов), рассказал следующее:

"Владеет "Десной" группа лиц, управляющих компанией БСМ (Бизнес Спорт Милосердия). У нее входит группа предприятий. Они занимаются консалтингом, ликеро-водочной промышленостью, строительством, благодетельностью. Чеботарев - президент компаний и руководитель бизнеса. Публичности не любит. Он в основном за границей. Спортсмен. Есть и достижения. Чемпионат Киева по теннису выигрывал", - рассказал Тимошок.

Напомним, перед Чеботаревым "Десной" владел водочный бизнесмен из Донецка Павел Климец ("Олимп").

О непубличном Чеботареве в открытых источниках действительно мало упоминаний. Но те, что есть - указывают на его высокое место в иерархии приближенных к Януковичу и его доходы.

Например, обратите внимание на перечень меценатов, которые жертвовали деньги на роспись Успенского храма Киево-Печерской Лавры: "Деньги на роспись храма жертвовали Алексей Кривопишин (директор Юго-западной железной дороги - "НГ"), Вадим Новинский, Андрей Клюев, Николай Азаров, Эдуард Ставицкий, Николай Злочевский, Николай Присяжнюк, Юрий Бойко, Сергей Левочкин, Сергей Арбузов, Виталий Захарченко, Алексей Чеботарев".

Именно в таком порядке фамилии меценатов указала "Комсомольская правда". Однако здесь главное не то, что фамилии Захарченко и Чеботарева стоят рядом. Вы обратите внимание вообще на перечень жертвователей. Кроме Чеботарева – ни одного непубличного миллионера. Все очень известные.

На территории больницы в центре Киева на ул. Шелковичной несколько лет тому был отстроен храм Святого Михаила (УПЦ МП). На сайте храма есть фото отчет о знаменательном событии в жизни заведения, который назван "Президент В. Ф. Янукович посетил главный больничный храм Украины". И в контексте этого храма снова возникла фамилия Чеботарева, который молился при жизни своей дочери, когда ее жизнь после трудной аварии спасли врачи.

"Дорогие иконы меценат привозит из Иерусалима. Вопрос таможенной проверки также решает самостоятельно. В том, что в Киев передана голова святого Виктора тоже заслуга Алексея Чеботарева. Православное Палестинское общество передало ее в благодарность за предоставления Чеботаревым многолетней помощи по восстановлению помещения Александровского подворья, которое находится в Иерусалиме", - отмечаютпредседателя благотворительного фонда "Свет Христа" Алексея Чеботарева, снова вводя его в контекст главы МВД Захарченка:

"Настоятель храма отец Роман благодарит за предоставленную поддержку не только президента [Виктора Януковича], а и меценатов Сергея Левочкина, Алексея Чеботарева и Вадима Новинского. Особую благодарность протоиерей высказывает Виталию Захарченко, министру внутренних дел, который не только увеличил количество святынь, а и организовал постоянную охрану храма".

Однако чтобы что-то жертвовать - надо что-то иметь. Поэтому вернемся к Тимошка, который очертил сферы интереса Чеботарева "консалтингом, ликеро-водочной промышленностью, строительством, благодетельностью".

Чеботарев является главой общественной организации "Спортивный клуб "Бизнес, Спорт, Милосердие-Тхеквондо (ВТФ)" и владеет долями в десятке компаний. Выделим некоторые из них, где его партнерами были интересные персонажи:

ООО "А.А.А. И Ко", фирма прописана в Киеве, в жилом доме по ул. Богомольца, 6 рядом с главным офисом МВД. Здесь партнерами Чеботарева выступают Светлана Акименко и Александр Лещенко. Последний известен благодаря официальному сообщению МВД о лицах с криминальным прошлым, которые баллотировались в Киевский горсовет в 2008 году: "Лещенко Александр Васильевич, 30.04.1969 г.н. значится 10-м в списках кандидатов в депутаты КГС от указанного политического блока. Ранее неоднократно судим, по ст. ст. 215 (угон), 222 (хранение оружия) УК Украины в 1990, 1993 г.г. По информации является лидером преступного группировки, которая действует на территории г. Киева и контролирует деятельность рынка "Троещина". Проходит по спецучетам в УБОП г. Киева. Ранее Лещенко О.В. входил в состав ОПГ "Прыща", занимал место "Правой руки" лидера группировки Прыщика Валерия Ивановича (убит в 2003г.)."

ООО "Грандвуд инвест". Здесь у Чеботарева несколько партнеров, среди которых Михаил Мукерия, Александр Ступак и Леонид Крючков. Первые два ранее попадали на страницы "Наших Грошей" в качестве владельцев фирмы "Ректан", которая получила подряды Чернобыльской АЭС и Министерства соцполитики времен Тигипко на услуги питания на общую сумму 100,59 млн. грн. Леонид Крючков, который в 2006 году избирался в Киевсовет по списку БЮТ, является автором кандидатской диссертации "Международные корпоративные стратегии слияния и поглощение в высокотехнологических секторах экономики". А потому не удивительно, что его фамилия фигурирует в статьях о рейдерах.

ООО "Девелоперская Компания "Открытые Инвестиции". Одним из партнеров Чеботарева является первый вице-президент Всеукраинской ассоциации "Укррынок" Владимир Левин, который также входит в Координационный совет по вопросам развития малого и среднего предпринимательства при правительстве Николая Азарова.

ООО " БСМ-Право". Одним из партнеров Чеботарева выступает львовянка Элеонора Матюшко. Раньше она была известна как начальникрегионального управления Департамента контроля за производством и обращением спирта алкогольных напитков и табачных изделий ГНА в г. Киеве (обратите внимание на алкогольный профиль), а ныне - как начальникуправления обслуживания налогоплательщиков Главного управления Миндоходов в Львовской области.

ООО "Венея". Единственным партнером Чеботарева является Акименко Андрей Павлович. Человека с такими инициалами называли помощником начальника Департамента акцизного сбора Государственной налоговой администрации в контексте производства "левой водки".

Однако сугубо криминальный бизнес - это не наш приход. Если кому интересно, то можете почитать здесь, однако за достоверность мы не ручаемся. Также не ручаемся за достоверность данных Яремы относительно причастности Чеботарева к антимайданным титушкам. Единое, что очевидно, так это связующая роль Чеботарева между высшими кругами януковичевского истеблишмента с темными силами алкогольного рынка и спортсменами.

Чем запутанней ситуация в стране, тем сложнее разобраться, кто и за что отвечает. По телевизору мы видим, что в поддержании правопорядка принимают участие группы людей в одинаковой форме, для простоты в простонародье их всех уже окрестили «космонавтами», из-за шлемов, которые носят представители силовых структур во время этого самого поддержания правопорядка. Однако, законодательство разделяет функции правоохранительных органов и их подразделений. Думаю, что нам как налогоплательщикам будет интересно разобраться, кто бьет или защищает нас за те деньги, которые мы платим на содержание этих структур.

Начнем с недавно образованной на общественных началах силовой структуры, которую называют «титушки». Слово «титушки» вошло в онлайн-словарь современного украинского языка и сленга «Мыслово» как общее название: «Титушки - парни спортивного телосложения, которые появляются там, где начинается чрезмерная гражданская активность, для того чтобы успокоить активистов», и даже в Википедию как «незаконные формирования наемных провокаторов, молодые люди спортивного вида, используемые для силовых методов разгона демонстраций, затевания драк, провокаций и избиения демонстрантов, нападений на журналистов и представителей СМИ».

Законодательно деятельность «титушек» пока не урегулирована. Исходя из того, что милиция не реагирует на наличие у них предметов, похожих на холодное оружие (п. 8 постановления Пленума ВСУ №3 от 26.04.2002. «…к холодному оружию принадлежат предметы которые соответствуют стандартным образцам или исторически выработанным типам оружия, … либо другие предметы, которые наносят колющие, колюще-режущие, рубящие, дробящие либо ударный эффект,… предназначенные для поражения живой цели с применением мускульной силы человека)», не задерживает за нападение на работников милиции, наверно, есть какой-то нормативный акт, регулирующий их взаимоотношения с правоохранительными органами. Но в открытых источниках мне найти его не удалось.

Собственно, милиция - это общее определение. Министерство внутренних дел (МВД) Украины - орган исполнительной власти Украины, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины. МВД Украины является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти по вопросам формирования и реализации государственной политики в сфере защиты правам и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, ведения борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, безопасности дорожного движениям, охраны и обороны особо важных государственных объектов. Министерство возглавляет Министр внутренних дел Украины, которого назначает на должность Президент Украины.

Так как начато реформирование системы правоохранительных органов, то и структура МВД, к которой относятся милиция, следственный аппарат органов внутренних дел, управление (отдел) борьбы с организованной преступностью, внутренние войска, милиция государственной службы охраны, транспортная милиция, пожарная охрана, учебные учреждения МВД, другие учреждения, организации и предприятия, подчиненные МВД и их личный состав образуют единую систему органов внутренних дел Украины. Вся эта система действует как на основе нескольких специальных законов, так и на основе подзаконных актов. Так, полномочия милиции определяются Законом «О милиции», полномочия и организационные основы деятельности Государственной автомобильной инспекции - Положением о ГАИ, деятельность внутренних войск регламентируется Законом Украины «О внутренних войсках МВД Украины».

Понятно, что многих сейчас всего интересуют именно силовые подразделения. Их в Украине превеликое множество. Для упрощения понимания часть этих подразделений приведена в прилагаемой таблице.

Самым скандальным за последнее время можно считать подразделение «Беркут». Есть масса мнений о законности или незаконности существования данного подразделения.

На мой взгляд, существование «Беркута» весьма законно: действует зарегистрированный в Министерстве юстиции 6 сентября 1994 года приказ от 28 июля 1994 года № 404, которым утвержден «устав патрульно-постовой службы милиции Украины». Пунктом 11 данного устава предусмотрено, что «для прекращения антиобщественных проявлений, массовых беспорядков, применения мер по борьбе с организованной преступностью, розыском и задержанием особо опасных и вооруженных преступников, обеспечения охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий, больших производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств, создаются подразделения особого назначения «Беркут».

Приказ действующий, ну и, как видим из последних событий, спецподразделение действует исходя из этого пункта устава. А именно: обеспечивает общественный порядок при проведении массовых мероприятий. Безусловно, в событиях, произошедших в последний период в городе Киеве, усматриваются признаки служебных преступлений, причем по нескольким составам, со стороны сотрудников «Беркута», но, как говорится, это уже совсем другая история.

Еще одно силовое подразделение МВД, которому дали «птичье название» - это «Сокол». Если полностью, то отдел быстрого реагирования «Сокол» - специальное подразделение Управления по борьбе с организованной преступностью управлений МВД областей Украины, в задачу которого входит силовое обеспечение оперативно-розыскных мероприятий, проводимых сотрудниками УБОП (управления по борьбе с организованной преступностью).

«Сокол» привлекается к проведению специальных мероприятий по ликвидации бандформирований, организованных преступных группировок и их лидеров, задержанию членов вооруженных преступных групп, освобождению заложников, участию в антитеррористических операциях и для физической защиты источников оперативной информации.

Датой рождения этих двух спецподразделений считается 16 января 1992 года. В этот день приказом МВД во всех регионах Украины образовали подразделения милиции быстрого реагирования. В 2004 г. их назвали подразделениями особого назначения.

Эти «особые» милиционеры, кроме всего прочего, принимают участие в охране важных государственных особ. Понятно, что при этом действуют вместе со спецотрядом государственной охраны.

Вы можете удивиться, но отдел государственной службы охраны при МВД Украины, который многие знают как «ОГСО», действует на основе самофинансирования. Созданные очень давно, отделы государственной службы охраны получили свой «официальный статус» в независимой Украине Постановлением Кабинета Министров от 10 августа 1993 года. Законодатель определил их основную задачу, как охрана недвижимых объектов и иного имущества, в том числе грузов, временного хранения валютных ценностей, обеспечения личной безопасности граждан, а также технической защиты информации на договорной основе.

В составе «хозрасчетных» милиционеров МВД есть свое спецподразделение - «Титан», в функции которого входит обеспечение безопасности физических лиц, в том числе министров, депутатов, а также охрана имущества, ценных грузов, квартир, офисов. Спецназовцы «Титана» входят в состав Государственной службы охраны, и это определяет из задачи. Кроме вышеперечисленных, бойцы могут брать участие в инкассации, если соответствующая служба Национального банка не охватывает объект. «Титан» предлагает услуги всем заинтересованным и обещает в кратчайший срок решить задачи любой сложности, напоминая, что это одна из немногих в Украине охранных структур, имеющих право применять оружие. У них на вооружении - пистолеты Макарова и Стечкина, автоматы АКСУ, «Командор» и элетрошокеры. В общем, все серьезно.

Виктор Ющенко, будучи президентом, отметил, что это подразделение делает украинскую спецслужбу силовым органом, и «не только безупречно владеет оружием и техникой. Прежде всего, «Альфа» умеет думать». Ничего конкретного о Главном управлении «А» Службы безопасности Украины граждане не знают. Полное название - Центр специальных операций по борьбе с терроризмом, защите участников криминального судопроизводства и работников правоохранительных органов) - спецподразделение Службы Безопасности Украины. В документах о их создании указывалось: специальное оперативно-боевое подразделение предназначено для локализации и пресечения террористических и экстремистских акций, других особо опасных преступлений, в т. ч. для проведения операций во взаимодействии с другими заинтересованными подразделениями в борьбе сорганизованной преступностью.

Как я уже писал, подробности их деятельности секретны. Однако, благодаря сайту журнала «Камуфляж», можно узнать, что, скажем, в 1995 году в Крыму группа «Альфа» провела успешную операцию. В одном из санаториев бойцы нейтрализовали многочисленную преступную группировку, задержав 30 бандитов, оснащенных оружием, бронежилетами, спецсредствами. А в 1997 году в Херсонской области совместно с уже известными нам «Беркутом» и «Соколом» штурмовали бандитское гнездо. Дело было серьезным - не обошлись без помощи с воздуха, ведь усадьба «авторитета» площадью в гектар хорошо охранялась. Были задержаны 36 бандитов. Но одним из особых событий в истории «Альфы» была охрана и сопровождение доставляемых в Украину в 1992-93 годах контейнеров с новой валютой Украины. Гривны, отпечатанные во Франции, Италии и Канаде переправляли воздухом и морем.

Кто еще обеспечивает правопорядок? Следует назвать еще несколько именитых спецподразделений МВД, не в меньшей степени охраняющих правопорядок, но информации о которых крайне мало. В с. Новые Петровцы Киевской области размещена бригада «Барс», в Виннице действует «Ягуар», запорожцы имеют «Гепард», под Феодосией базируется «Тигр». Можно увидеть бойцов с нашивками «Леопард», а подразделение «Скорпион» встретится вам при приближении к атомным электростанциям: их задача - охранять эти объекты. Своей спецификой обладает «Грифон»: охрана работников судов, лиц, участвующих в судебных процессах и их родственников.

Я не пытался охарактеризовать деятельность иных силовых подразделений, в том, числе Министерства обороны, так как их достаточно много. Мы все как налогоплательщики надеемся, что силовые структуры, которые призваны нас защищать, будут четко соблюдать действующее законодательство и интересы народа Украины, который, по сути, их содержит.

Силові структури

Визначення (джерело)

Основна функція

Підпорядкованість

МВС

Закон України "Про міліцію" 20.12.90р. Указ Президента України «Про затвердження Положення про Міністерство внутрішніх справ України) від 31.07.2012 (з змінами і доповненнями)

Основним завданням МВС України є формування та забезпечення реалізації державної політики у сфері захисту прав і свобод людини і громадянина, власності, інтересів суспільства і держави від злочинних посягань, боротьби зі злочинністю, розкриття та розслідування злочинів, охорони громадського порядку, забезпечення громадської безпеки, безпеки дорожнього руху, а також формування державної політики у сферах міграції (імміграції та еміграції), у тому числі протидії нелегальній (незаконній) міграції, громадянства, реєстрації фізичних осіб, біженців та інших визначених законодавством категорій мігрантів.

КМУ

Спеціальний підрозділ МВС «Беркут»

Наказ Міністерства внутрішніх справ України від 28 липня 1994 року N 404 (з змінами і доповненнями)

«Беркут» - це підрозділ міліції особливого призначення при обласних МВС України.

Створений та діє для припинення антигромадських виявів, масових безпорядків, вжиття заходів по боротьбі з організованою злочинністю, розшуку і затриманню особливо небезпечних і озброєних злочинців, забезпечення охорони громадського порядку при проведенні масових заходів, великих виробничих аваріях, катастрофах, стихійному лихі та інших надзвичайних обставинах.

«Беркут», як і інші силові структури, активно застосовується владою, як центральною, так і місцевою, для досягнення власних політичних та бізнесових інтересів.

МВС

Управління по боротьбі з організованою злочинністю (УБОЗ)

Закон України Про організаційно-правові основи боротьби з організованою злочинністю від 30.06.1993р. (з змінами і доповненнями)

Встановлення контролю над організованою злочинністю, її локалізація, нейтралізація та ліквідація; усунення причин і умов існування організованої злочинності.

МВС

Спеціальний підрозділ «Сокіл»

Закон України Про організаційно-правові основи боротьби з організованою злочинністю від 30.06.1993р. (з змінами і доповненнями)

Відділи швидкого реагування «Сокіл» — спеціальні підрозділи Управління боротьби з організованою злочинністю УМВС областей України, в завдання якого входить силове забезпечення оперативно-розшукових заходів, що проводяться співробітниками УБОЗ.

«Сокіл» залучається до проведення спеціальних заходів ліквідації бандформувань, організованих злочинних угрупувань і їх лідерів, затриманню членів озброєних злочинних груп, звільненню заручників, участі в антитерористичних операціях і для фізичного захисту джерел оперативної інформації. Комплектується співробітниками підрозділів міліції, внутрішніх військ, що мають достатню психологічну і фізичну підготовку, високі професійні навички.

МВС, УБОЗ

Спеціальний підрозділ «Грифон»

Положення "Про спеціальний підрозділ судової міліції «Грифон» від 19.11.2003р.

«Грифон» — спеціальний підрозділ судової міліції МВС України в завдання якого входить забезпечення безпеки працівників суду, які беруть участь в слуханнях у резонансних справах, членів їх сімей і близьких родичів, а так само учасників процесу. З метою виконання своїх функцій, підрозділи «Грифона» мають право проводити оперативні заходи з метою виявлення потенційних загроз суддям і учасникам процесу.

МВС

Спеціальний підрозділ «Омега»

Наказ МВС від 04.04.2003р.

«Омега» - спецпідрозділ внутрішніх військ МВС України. Загін особливого призначення "Омега" був заснований 4 квітня 2003 року наказом командувача Внутрішніх військ МВС України. Підрозділ укомплектований десантниками, бойовими плавцями і фахівцями по гірській підготовці.

Підрозділ сформований у складі окремої бригади спеціального призначення внутрішніх військ МВС України "Барс" для виконання спецзаходів по боротьбі з тероризмом в умовах крайнього ускладнення обстановки. Особовий склад має високу підготовку, навчений проведенню антитерористичних заходів, звільненню заручників, ліквідації бандформувань, охороні особливо важливих фізичних осіб. Нині "Омега" виведена із складу бригади "Барс" і має центральне підпорядкування. Інформація про штат, озброєння, оснащення, характер бойової підготовки закрита.

МВС

Спеціальні підрозділи внутрішніх військ України:

«Барс», «Гепард», «Ягуар», «Тигр», «Скорпіон», «Скат», «Тінь», «Кобра», «Лаванда»

Інформація закрита

Спецназ внутрішніх військ МВС України:

«Барс» — Окрема бригада спеціального призначення МВС України (м. Київ).

«Ягуар» — окремий полк спеціального призначення внутрішніх військ МВС України (м. Вінниця).

«Гепард» — окремий полк спеціального призначення внутрішніх військ МВС України (м. Запоріжжя)

«Тигр» — 47-й полк спеціального призначення Кримського територіального командування внутрішніх військ МВС України.

В завдання "Барса", "Ягуара", "Гепарда" і "Тигра" входить дії в умовах крайнього ускладнення оперативної обстановки - групові хуліганські прояви, масові безлади, бунти в місцях позбавлення волі, крім того, надання фізичної допомоги прикордонним військам України у разі ускладнення обстановки на кордоні. Зазначені підрозділи можуть використовуватися в загальновійськових цілях як штурмові загони в умовах озброєного конфлікту, навчені діяти як в обороні, так і в наступі. У звичайній обстановці особовий склад займається службовою і бойовою підготовкою, несе патрульну службу по охороні громадського порядку. Озброєння стрілецьке і легке артилерійське.

«Скорпіон» - спецпідрозділ ВВ МВС України по охороні атомних електростанцій і наукових установ, що мають ядерні реактори. Спільно з воєнізованою охороною і караульними підрозділами внутрішніх військ загін на постійній основі несе службу по охороні і обороні атомних об'єктів, в завдання входить проведення антитерористичних і антидиверсійних заходів на об'єктах особливої важливості.

«Скат» - загін бойових плавців батальйону спеціального призначення Кримського територіального командування внутрішніх військ МВС України. Призначений для антитерористичної і антидиверсійної роботи на воді і під водою, боротьбі з бойовими тваринами (дельфіни, котики), охороні особливо важливих надводних і берегових ліній.

«Тінь» - рота розвідки спеціального призначення Кримського територіального командування внутрішніх військ МВС України. Підрозділ призначений для пошуку і знищення терористичних і розвідувально-диверсійних груп в лісовій і гірській місцевості, а також проведення розвідувально-диверсійних заходів на тимчасово окупованій території в умовах озброєного конфлікту (за Законодавством України внутрішні війська можуть притягуватися до заходів тільки на території України).

«Кобра» - гірськострілецький батальйон спеціального призначення внутрішніх військ МВС України (м.Севастополь). Особовий склад проходить альпіністську підготовку, загін призначений для дії в гірській місцевості (Крим, Карпати) в умовах крайнього ускладнення оперативної обстановки, пошуку і ліквідації незаконних озброєних формувань, виконання спеціальних загальновійськових функцій в умовах озброєного конфлікту.

«Лаванда» - гірськострілецька рота спеціального призначення внутрішніх військ МВС України (м. Сімферополь У завдання входить виконання антитерористичних заходів в гірській місцевості, ліквідація незаконного озброєного формування, затримання особливо-небезпечного злочинця, що чинить озброєний опір, звільнення заручників. В умовах озброєного конфлікту рота здатна виконувати розвідувально-диверсійні і проти диверсійні операції.

МВС

Державна служба боротьби з економічною злочинністю (УБЄЗ)

Наказ МВС України №769 від 03.09.2012р. «Про організацію діяльності підрозділів державної служби боротьби з економічною злочинністю Міністерства внутрішніх справ України».

Департамент державної служби боротьби з економічною злочинністю Міністерства внутрішніх справ України (далі - ДДСБЕЗ) є самостійним структурним підрозділом у складі кримінальної міліції апарату МВС України, який безпосередньо підпорядковується Міністрові внутрішніх справ України або уповноваженому ним заступникові та згідно із законодавством України організовує і здійснює оперативно-розшукову діяльність.

Головними завданнями ДСБЕЗ є: забезпеченні реалізації державної політики у сфері боротьби з економічною злочинністю; своєчасне припинення злочинів у галузі економіки та запобігання їм; аналіз і прогнозування криміногенних процесів в економіці та своєчасне інформування про них органів державної виконавчої влади; виявлення та припинення фактів порушення прав інтелектуальної власності; виявлення причин і умов, які сприяють вчиненню економічних правопорушень та вжиття заходів до їх усунення.

МВС

Управління державної служби охорони

Закон України «Про державну охорону органів державної влади України та посадових осіб»

Управлі́ння держа́вної охоро́ни Украї́ни — державний правоохоронний орган спеціального призначення, що підпорядкований Президенту України та підконтрольний Верховній Раді України.

здійснення державної охорони щодо органів державної влади України;

Завдання: забезпечення безпеки посадових осіб, визначених Законом, за місцем їх перебування як на території України, так і за її межами; забезпечення безпеки членів сімей посадових осіб, визначених Законом, які проживають разом з ними або супроводжують їх; запобігання протиправним посяганням на посадових осіб і членів їхніх сімей та об'єкти, щодо яких здійснюється державна охорона, їх виявлення та припинення;

охорони об'єктів, визначених Законом; забезпечення безпечної експлуатації транспортних засобів, призначених для визначених Законом посадових осіб.

Президент України, Вреховна Рада України

СБУ

Закон України «Про Службу безпеки України»

Служба безпеки України - державний правоохоронний орган спеціального призначення, який забезпечує державну безпеку України.

На Службу безпеки України покладається у межах визначеної законодавством компетенції захист державного суверенітету, конституційного ладу, територіальної цілісності, економічного, науково-технічного і оборонного потенціалу України, законних інтересів держави та прав громадян від розвідувально-підривної діяльності іноземних спеціальних служб, посягань з боку окремих організацій, груп та осіб, а також забезпечення охорони державної таємниці.

До завдань Служби безпеки України також входить попередження, виявлення, припинення та розкриття злочинів проти миру і безпеки людства, тероризму, корупції та організованої злочинної діяльності у сфері управління і економіки та інших протиправних дій, які безпосередньо створюють загрозу життєво важливим інтересам України.

Президент України

Спецальний підрозділ «Альфа»

Закон України «Про Службу безпеки України», Указ Президента України від 23 червня 1994 року

Спецназ Служби Безпеки України

Альфа - Управління "Т" Антитерористичного центру СБУ (Служби безпеки України), спецпідрозділ. Має свої підрозділи в усіх обласних центрах України. Комплектується офіцерським складом, частина з офіцерів має бойовий досвід виконання спецзаходів в "гарячих точках" планети.

Альфа є основним антитерористичним підрозділом України. У її завдання входить попередження, припинення і ліквідація терористичних актів на території України, звільнення заручників, захопленого транспорту, приміщень, споруд, затримання або ліквідація осіб, причетних до терористичних актів.

СБУ

Окрім цього, підрозділи спеціального призначення є в пенітенціарній системі, в Прикордонній службі України, в військовій службі правопорядку Збройних сил України,в Військово-морському флоті України,в Міністерстві Оборони України.

Реализуемая Путиным в России идея титульной нации «РУССКИЙ», ежедневная пропаганда того, что именно Россия имеет право решать проблемы других стран и что именно Путин имеет право постановлять, как странам нужно себя вести, в России имеет большое количество сторонников. Это же так круто – быть главным!

Если проследить реакцию большинства россиян в социальных сетях на ситуацию в Украине, то можно увидеть такие слова и фразы как «хохлы», «вы - ничто», «Мы не любим ваших фашистов из Львова», «хохлы и жиды - это одно и тоже», «украинцы - часть русского народа» и т.д.

Высказываний много, разных и в большинстве случаев – негативных. Есть, конечно, часть россиян, понимающих, что украинцы не хотят «принуждения к миру», что они видят себя украинцами, а не частью русских. Но таких людей – меньшинство.

Большая часть населения высказывается – нелицеприятно. При этом во Львове, оказывается, фашисты. А вот молодчиков со свастикой в России, с татуировками – «я русский» - уважают. В них фашистов – не видят. Они убивают массу людей нероссийской национальности и считают это – чистотой расы.

Путин не может смириться, что Украина – независима и желает самостоятельно жить, без руководства «старшего брата». И «замуж» за молодца из России украинский народ тоже – не желает. И вот этого россияне понять не могут: как это так, что украинцы не хотят быть в составе России? Что значит - « не хотят»? Да как они смеют? Они же без нашего газа – ноль, без России – ноль, да они вообще – ноль. Вот если пойдут украинцы в Таежный союз, станут нулем с плюсом.

Будут ли россияне, если Украину прилепят к Таежному союзу, лучше относиться к украинцам? – нисколько. Наоборот, внедренное Путиным в их подсознание «величие нации» приведет к тому, что многие россияне станут думать: «мы их таки победили».

Украинцы, в своем большинстве, к россиянам относятся хорошо. На украинском ТВ не увидишь гадостей и пропаганды, направленной на разжигание ненависти к русским, или сюжетов, оскорбляющих россиян и считающих их «второсортными».

Зато российское ТВ – верх маразма. Позиция российских СМИ однобока. Оказывается, авторитетным источником информации для российских каналов является мнение правящей партии, которая сообщает об организованных оппозиционерами боевых отрядах и курсах по подготовке активистов для участия в провокациях во время митингов на Евромайдане. С помощью российских СМИ в Киеве на Майдане Независимости уже «появился» призрак революции, проплаченной из США. Оказывается, именно в США оппозиция оплачивает курсы по превращению мирных украинцев в провокаторов и экстремистов, приезжающих на Майдан с одной целью – дискредитировать мирные протесты граждан. Не парадокс, не правда ли? То есть, по версии российских СМИ, оппозиция сама пилит сук революции, на котором сидит. А не упасть этому революционному суку помогают правящая партия и отряды силовиков, которые нежно дубасят по башкам выращенных в США за деньги оппозиции экстремистов-провокаторов.

Только вот не удосужились авторитетные российские каналы проверить информацию, получаемую из рук сытых представителей правящей партии. А следовало бы – в соответствии со всеми требованиями журналистского жанра.

Но это хорошо, что российские журналисты, типа Дмитрия Киселева, что не скрывают своей откровенной ненависти к украинскому народу и без купюр проявляют свое украинофобство, транслируют свои передачи не только на территорию России, но и на некоторую часть Украины. Сегодня многие украинцы, смотря российские сюжеты, - прозревают. Они – часть страны, желающей жить в мире с Россией и некоторые даже в составе России, но после просмотра таких сюжетов они – готовы уже защищать себя от России. Когда российское телевидение из сюжета в сюжет унижает украинцев, показывая, что они – несамостоятельные идиоты, с наколотыми апельсинами, то ничего, кроме отвращения, у украинцев, ненавидящих вора януковича и его команду уголовников – не вызывает. Чего хочет добиться Дмитрий Киселев и ему подобные? Они хотят доказать украинцам, что это нормально - терпеть у власти вора, ничтожество, ворующее все, что только можно украсть, лишившее их права заниматься малым и средним бизнесом, развалившее экономику, наплодившее безработных, а также спокойно превращающее страну в концлагерь? У таких журналистов все в порядке с головой?

Вполне вероятно, что русским нравится, что над ними кто-то издевается. Они желают быть унижены теми, кто ими правит. Их устраивает, когда их обворовывают и называют козлами и быдлом. Но почему это должно нравиться украинцам?

Но в России, что мыслит категориями начала девятнадцатого века, понятие «ЦАРЯ» и желание ему подчиняться, даже если он самодур – живо! И если этот «царь» желает порабощать других, то многие, не имеющие ничего за душой, кроме обещаний Путина, живущие в городах и поселках, где алкоголь – главное развлечение, а работы – нет, благодаря внедрению идеологии «титульной нации» - начинают мнить себя хозяевами планеты.

Когда-то Гитлер, начиная войну, большинству бедных немцев внушил: мы завоюем славян, а потом – мир, и у каждого немца будет своя ферма, он будет хозяином, а все порабощенные станут на них работать. Путин официально такого не говорит, но он сумел внушить большинству россиян, что истинно русскому – все дозволено. Отсюда и происходит подтекст всей российской пропаганды: кто не ПОД нами, тот – против нас.

Вот только украинцев подобный подход все чаще раздражает. И даже те, кто вчера готов был за Путина драть глотку, сегодня, после просмотра российских новостей, задаются вопросом: если они нас так ненавидят, то за что мы их должны любить?

Так что, спасибо Путину. Благодаря его политике все больше пророссийских граждан в Украине начинают понимать, что все, чего хочет Путин – своего величия и обогащения, и что его задача показать русским, что в Украине живут хохлы, - отбившаяся от рук нация, которую следует прижать к ногтю. А любой человек, независимо от национальности, на агрессию ответит тем же, поскольку его задача – сохранить свою семью. Так что пусть Путин продолжает в том же духе. И в конечном итоге в Украине сформируется нормальная нация, не желающая никого поглощать, но уже умеющая себя защищать. И это – для страны Украина очень хорошо.

Эсбэушники обнаружили пропажу после визита в их офис сотрудников УБОП и «Беркута».

Глава ветеранской организации уже год безуспешно добивается расследования дела об этом похищении.

Как указано в судебных материалах, в начале апреля 2012 года в здании, где харьковские ветераны СБУ арендуют помещение,милиция проводила обыски(согласно информации на сайте союза ветеранов, офис расположен по адресу пл. Свободы, 5, Госпром, 4-й подъезд, 1-й этаж).

Помещения обыскивали в рамках уголовного дела, связанного с фиктивным предпринимательством. Офис, арендуемый союзом харьковских ветеранов СБУ, не стал исключением – его также осмотрели сотрудники УБОП и «Беркут». После ухода милиционеров глава ветеранской организации обнаружил пропажу. Сейф, в котором якобы хранились 700 тыс. долларов (приблизительно 5 млн. гривен в эквиваленте), был открыт, а самих денег на месте не оказалось.

В своем заявлении о совершении преступления руководитель харьковского союза ветеранов СБУ указал, что во время обыска его не допустили в помещение. (по данным интернет-страницы организации, председателем организации является Александр Чесноков).

Уголовное расследование об исчезновении крупной суммы было начато 28 декабря прошлого года, однако уже 4 января 2013 года следователи МВД его закрыли. Мол, нет подтверждений, что деньги были в сейфе на самом деле.

Председатель организации утверждает, что он неоднократно пытался предоставить доказательства пропажи этой суммы, однако его даже не допросили. Он пошел в суд, где перечислил ряд нарушений, по его мнению допущенных следователями. Просил возобновить расследование.

Суд пошел на встречу, признав необоснованным закрытие уголовного производства. Судя по всему, это не сильно помогло эсбэушникам в поиске денег.

Об этом говорит стремление председателя ветеранской организации передать расследование дела от милиции к прокуратуре области. 18 ноября Апелляционный суд Харьковской области отказал ему в этом.