В это воскресенье в Киеве на акцию протеста оппозиции собралось как минимум 500 тыс. человек. Оппозиция так и вовсе заявляет, что был миллион. Корреспондент "Росбалта" провел в толпе семь часов и пришел к выводу, что, несмотря на огромное количество недовольных, оппозиция вряд ли сможет убрать Януковича. Она этого просто не хочет.
В воскресенье в центре Киева было очень много людей. Ветераны "Оранжевой революции" говорят, что столько собиралось лишь в отдельные дни "того" Майдана. Достаточно ли этого, чтобы свергнуть Януковича и его "банду"? Нет. В отличие от событий девятилетней давности, у сегодняшней оппозиции нет ни юридических возможностей оформить захват власти, ни единого лидера, ни реального желания бороться за власть.
Но есть на этом Майдане то, чего девять лет назад не было. По итогам воскресного дня корреспондент "Росбалта" составил список из пяти главных впечатлений украинской революции.
1. Оппозиция "сливает" протест. Протестный потенциал Киева настолько высок, что даже если бы лидеры оппозиции и не выдвигали единого начальника революции, а просто умело руководили протестом и предъявили план действий, то у Майдана наверняка все получилось бы. Но, увы. Люди откровенно не доверяют им и все чаще сетуют, что оппозиционная тройка "маринует" их сознательно. Лидера "Батькивщины" Арсения Яценюка называют "Яйценюком", а откровенно вялые выступления Кличко никто не слушает. Разочарованы люди и казавшегося им "радикалом" Олегом Тягнибоком. От него ждали решительных действий. Теперь, когда на Майдане вдали от радикально настроенных националистов звучит его имя, то последующее слово часто именно такое — "сдулся".
Оппозиционные лидеры допустили как минимум несколько крайне серьезных проколов за последнее время. Во-первых, обещанного неделю назад "четкого плана" до сих пор нет. Вместо "дорожной карты" революции — пустые лозунги. Это начинает раздражать. Популярным на Майдане становится мнение, что оппозиция "сливает" протест сознательно. Версии у людей две: либо политические "тушки", прикидывающиеся злостными оппонентами режима, уже получили от него деньги за срыв революции; либо они просто не хотят брать на себя ответственность за экономическую разруху, которая неизбежно случится на Украине в 2014-2015 гг. — вне зависимости от того, кто будет ее президентом, и с кем она начнет интегрироваться.
За последнее время в Киеве случилось как минимум несколько событий, которые позволяют народу с недоверием относиться к оппозиции.
Это, например, история с бульдозером под Банковой. Оппозиция сначала не сделала ничего, чтобы остановить кровопролитие, а затем, когда уже терять, по сути, было нечего, осудила штурм. Хотя многим кажется: если бы на Банковой довели дело до конца, разговор с Януковичем мог быть другим.
Потом, когда оппозиция провалила голосование по отставке Кабмина, у стен Верховной Рады находилось несколько тысяч человек, готовых блокировать здание и не выпускать депутатов, заперев их внутри. Но "Яценюк и Ко" позвали своих сторонников на Банковую, хотя они не могли не знать, что Янукович еще в 8 утра того дня улетел в Китай. По сути, оппозиция не добилась ничего, а лишь "срежессировала" выпуск депутатов к своим автомобилям.
Далее. Когда под Шевченковским РОВД собралось порядка трех тысяч человек, готовых защищать арестованного журналиста и гражданского активиста Андрея Дзиндзю, толпе удалось заблокировать все заезды и выезды возле милицейского участка. В дело вмешался Яценюк. Он прогулялся по РОВД, после чего вышел и сказал, что Дзиндзю уже увезли в СИЗО. И призвал всех разойтись. Люди послушали лидера, а позже оказалось, что избитый журналист в это время сидел с мешком на голове в милицейском микроавтобусе. А в Подольское СИЗО его повезли уже после того, как толпа его защитников отправилась пикетировать изолятор.
2. Если главная беда украинского протеста — его политические лидеры, то главное его достижение — появление на Украине зачатков настоящего гражданского общества. За все эти дни на Майдане доводилось видеть очень много хорошего. Вместо того, чтобы мародерствовать, украинцы в центре Киева организовали готовку еды, несколько волонтерских коллективов, убирающих территорию Майдана от мусора, несколько отрядов самообороны.
Организация митинга на Майдане, надо признать, сейчас на высшем уровне. Это отмечают все журналисты, которым удалось побывать на революциях в Грузии, Египте или Киргизии. И организацией этой занимаются не оппозиционные лидеры, а гражданские активисты. Всех приходящих к центру людей досматривают активисты. Пьяных через оцепление не пускают. Но и не выгоняют вовсе: предлагают проспаться в ночлежке на верхнем этаже Дома профсоюзов.
Простые, прежде аполитичные киевляне отнюдь не равнодушны к происходящему. На Крещатике с двух сторон стоят колонны припаркованных на проезжей части автомобилей. Это чтобы не смог подъехать "Беркут" со своими автозаками. И здесь стоит не только лом советского производства, но и новенькие БМВ, "Порше", "Мерседесы". Каждый день люди носят митингующим еду, одежду, обувь, зарядные устройства для мобильных телефонов. Группы активистов периодически устраивают разного рода флешмобы. Сотни людей ищут тех, кто пропал без вести еще 30 ноября, а тысячи готовы отстаивать "своих" в судах и под СИЗО. И все эти акции организовывает не политическая элита, а простые киевляне. Идею здесь может предложить буквально каждый. И если она стоящая, без внимания точно не останется.
3. На Майдане совсем не страшно. Впечатление, будто власть может разогнать митинг силовым путем в любой момент, и что в любой момент здесь может начаться кровавая баня, улетучивается в тот самый момент, когда попадаешь на протест. За все эти дни митингующие не разбили в центре ни одного стекла. В здании киевской мэрии, захваченном активистами, чиновники спокойно работают в своих кабинетах. Их никто не разграбил, коридоры никто не исписал маркерами. Настоящая европейская революция.
4. Януковичу не простят. Силовым разгоном митинга и постоянно летящими в адрес оппозиции угрозами об "уголовной ответственности" за "государственный переворот" власть демонстрирует неспособность к диалогу. Нет, на Майдане все уверены: Янукович не будет доживать на пенсии у себя в оставленной ему резиденции, как это делают Кравчук, Кучма и Ющенко. Когда он потеряет власть, то либо поменяется местами с Тимошенко, либо, что куда более вероятно, тут же сбежит за границу. Если построит дачу в Подмосковье — не удивляйтесь.
5. Гражданская война Украине не грозит. Довольно популярное мнение среди иностранцев состоит в том, что Украине многие прочат раскол по географическому признаку и гражданскую войну. Но, находясь в Киеве, в это крайне трудно поверить. Привезенные властью на собственный митинг селяне из Юго-Восточных регионов сегодня разбегались с митинга после того, как оппозиционеры просто освистали их с криками "Ганьба!". Совершенно невозможно представить также, чтобы кто-либо в Донецке или Луганске всерьез был готов воевать с представителями других регионов Украины за свое будущее вместе с Россией. Для войны нужно две стороны, готовых отстаивать свои интересы с пистолетами. На Украине нет ни одной.