Объем и структура госдолга Украины вполне приемлемы. Как известно, общепринятый допустимый размер доли госдолга в ВВП страны составляет 60%. Украина довольно далека от этого показателя – он не достигает и 40% ВВП. Но сроки погашения долговых обязательств весьма угрожающие.

В начале декабря один из крупнейших частных инвестиционных фондов США Franklin Templeton купил государственные евробонды Украины на сумму более $1,4 млрд. Это вторая сделка подобного рода, осуществленная этим фондом. Предыдущая состоялась в августе текущего года, когда организация приобрела украинские государственные облигации на сумму $5млрд. В результате на сегодняшний день объем выкупленного фондом прямого внешнего долга Украины достиг 40% общего количества находящихся в обращении государственных еврооблигаций.

Тот факт, что столь крупная часть украинского государственного долга оказалась в кармане частного инвестора, не является ни беспрецедентным, ни угрожающим событием. «Государственные облигации как на первичном, так и на вторичном рынках выкупают в основном институциональные инвесторы, в том числе и инвестфонды. Franklin Templeton — это крупный игрок, оперирующий пенсионными активами и государственными долговыми бумагами разных стран, а суверенные облигации Украины сейчас характеризует большая доходность. Он сконцентрировал столь значительный объем этих бумаг потому, что, скорее всего, прекрасно понимает специфику связанных с этим рисков. Впрочем, даже если предположить, что по ним будет объявлен дефолт, все потери будет нести только сам фонд. То есть для того чтобы принимать какие-либо решения от имени всех держателей облигационного выпуска, необходимо иметь на руках не 40%, как у Franklin Templeton, а 75% его общего объема», — объсняет директор департамента инвестиционно-банковской деятельности ИГ «АРТ-Капитал» Александр Сницаренко.

Кому и сколько?

Согласно последним данным, обнародованным Министерством финансов Украины, на 31октября этого года прямой внешний долг Украины достиг $26,307млрд. При этом прямой внутренний долг составил $30,030млрд. Общий размер прямого госдолга страны достиг $56,338млрд. Непрямой, то есть гарантированный государством долг страны составил $12,499млрд. Таким образом, размер совокупного долга Украины — $68,837млрд. Несомненным плюсом данной ситуации является то, что внутренний долг, хотя и незначительно, все-таки превышает внешний, поскольку такое их соотношение гораздо более благоприятно для стабильности финансовой системы, нежели обратное.

«Основная часть украинского внешнего долга в размере свыше 60% состоит как раз из тех самых еврооблигаций», — подчеркивает руководитель проектов АК Kreston GCG Александр Куксин. «Общая сумма долга страны по этим бумагам составляет $16,26млрд, — уточняет аналитик рынка облигаций группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Тарас Котович. — И поскольку они находятся в свободном обращении, структура их собственников постоянно меняется». Большая часть евробондов находится в руках трех крупных инвестфондов. «Наиболее вероятно, что, кроме Franklin Templeton, в их число входят американский Fidelity Investments и шотландский Aberdeen Asset Management», — предполагает Александр Куксин.

Таким образом, более 60% прямого внешнего долга Украины принадлежит нескольким частным инвестфондам. Что же касается остальных 40%, то они, по данным аналитиков, распределены между международными финансовыми организациями. «Примерно 15% украинского внешнего долга составляют заимствования у МВФ, чуть более 10% — у МБРР, 3% — у ЕБРР, 2% — у Европейского инвестиционного банка ит.д.», — уточняет Александр Куксин. «Так, МВФ Украина должна $4,26млрд, МБРР — $3,04млрд, кроме того, недавно был получен кредит российских банков в размере $750млн», — добавляет Тарас Котович.

Что касается объема долга, то, по мнению экспертов, он также является вполне приемлемым. Как известно, общепринятый допустимый размер доли госдолга в ВВП страны составляет 60%. «Сейчас Украина довольно далека даже от этого показателя. Нынешний размер совокупного госдолга, составляющий почти $68млрд, не достигает и 40% ВВП», — отмечает руководитель аналитического департамента ИГ «АРТ-Капитал» Игорь Путилин.

Однако, кроме объема и структуры долговых обязательств страны, не менее важным фактором ее финансовой стабильности являются сроки их погашения. «У Украины же они в настоящее время весьма угрожающие, — подчеркивает Игорь Путилин. — Дело в том, что 72% ее совокупного долга должны быть погашены в ближайшие четыре года». По сути это означает, что в период с 2014-го по 2017год Украина должна будет выплатить примерно $50млрд. Этот показатель в 2,5раза превосходит те золотовалютные резервы, которыми страна располагала на конец октября нынешнего года — $20,6млрд.

Когда и как?

К началу массовых акций протеста объем внешних долговых обязательств Украины, которые она должна выполнить до конца текущего года, по данным Минфина, составлял 4,2млрд грн. «По моим подсчетам, всего в декабре из госбюджета на погашение долгов должно быть направлено 4,3млрд грн, — уточняет Тарас Котович. — Но почти половина этой суммы — 2,1млрд грн — была уже выплачена 4декабря, так что обязательства этого года не составят никаких проблем».

Этого, конечно, нельзя сказать о годе грядущем. Так, по данным международного рейтингового агентства Fitch Ratings, в 2014году Украине необходимо будет выплатить $8,2млрд. «Действительно, общий объем ее обязательств по погашению долгов достигает 70,75млрд грн, из которых 33,27млрд грн — по внешним долгам, а 37,48млрд грн — по внутренним. При этом часть внутренних платежей также должна быть осуществлена в валюте», — добавляет Тарас Котович. А потому, как считают в Fitch, при отсутствии новых заимствований и сохранении нынешнего состояния платежного баланса выполнение этих обязательств может повлечь за собой сокращение золотовалютных резервов страны к концу 2014года до $5млрд.

В сущности это значит, что если Украина не реструктуризирует собственные долги и не привлечет новые займы, ровно через год, имея всего $5млрд резервов, она окажется перед необходимостью выплатить в последующие три года более $40млрд. «Именно поэтому в ближайшие четыре года правительство планирует для пополнения госбюджета и погашения долгов привлечь средства из внутренних и внешних источников в соотношении 50/50», — рассказывает Игорь Путилин. «То есть главной задачей для Украины будет оставаться привлечение внешнего финансирования, но в нынешних обстоятельствах стоимость займов может существенно превышать комфортные для нее уровни», — предостерегает Тарас Котович.

Действительно, в ноябре Fitch понизило рейтинг Украины с «В» на «В-», что является выражением хрупкости ее внешней финансовой позиции и ограниченности перспектив заимствований в иностранной валюте для рефинансирования тяжелых выплат по внешнему долгу в 2014–2015годах при отсутствии кредитов МВФ. «Следует учесть, что существует прямая связь между получением кредитов от международных финансовых организаций типа МВФ и оценками финансовой стабильности, выставляемыми авторитетными рейтинговыми агентствами, — отмечает Александр Куксин. — Так, если Украина не соглашается на те или иные условия кредитных организаций, поскольку считает их для себя неприемлемыми, и не получает займы, ее рейтинг автоматически снижается. И поскольку это якобы свидетельствует о повышении уровня риска, все прочие кредиты, естественно, становятся дороже». Таким образом, в ближайшие годы наша страна будет вынуждена увеличивать свои долги, в том числе и за счет более дорогих заимствований.

Почем и зачем?

Уже сейчас, по данным Минфина, доля средств, направляемых на обслуживание государственного долга, то есть на выплату процентов по кредитам, внешним и внутренним облигациям, составляет 13% общих бюджетных расходов. Более того, в настоящее время темпы роста финансирования достигли 31,7%. И поскольку Украина едва ли может это себе позволить, она все более тяготеет к тому, чтобы выполнять свои долговые обязательства за счет так называемых защищенных статей госбюджета, к которым относятся главным образом социальные выплаты.

Все это означает, что привлечение новых займов ради предотвращения суверенного дефолта подспудно подготавливает почву для коллапса внутреннего. И без радикального изменения экономической политики уже в 2014году ситуация будет только ухудшаться. «Основным источником погашения внешнего долга может стать либо повышение налоговых поступлений в бюджет, либо привлечение новых займов. Первый источник является эффективным и не губительным для экономики только при условии высокого темпа экономического роста, которого в Украине сейчас нет. А значит, ей все-таки следует искать новые источники финансирования. До недавнего времени потенциальными кредиторами страны могли стать как ЕС, так и Россия. И в сложившейся ситуации эта экономическая проблема не могла не приобрести геополитическую подоплеку. Однако в конечном счете не ее решение зависело от внешнеполитического вектора страны, а, наоборот, выбор внешнеполитического вектора — от возможностей ее решения. Иными словами, его определило то, кто именно — ЕС или Россия — быстрее и охотнее «раскроет собственный кошелек» для Украины», — констатирует исполнительный директор АК Kreston GCG Олег Кузнецов. Но власть в любом случае должна будет взять курс на оздоровление экономики с целью выхода из затянувшейся рецессии.

«Все будет зависеть от того, как Украина использует заемные средства. Многие страны, имея колоссальные государственные долги, столь эффективно оперируют полученными средствами, что в итоге извлекают из них прибыль, которая превышает выплачиваемые проценты. Но пока Украина не входит в их число. Она расходует привлекаемые займы частично на обслуживание накопленных долгов, частично на покрытие внутренних расходов, при этом в реальный сектор поступает мизерная часть. Сейчас страна движется по замкнутому кругу в сторону усугубления существующего положения дел, и разорвать она его сможет только при условии выработки эффективной стратегии развития экономики и инвестирования кредитов в прибыльные проекты», — заключает Александр Куксин. То есть новые займы должны принести Украине подлинное выздоровление, а не продление агонии. Но вопрос в том, кто и как будет расходовать кредитные средства.

О перспективах евроинтеграции и возможности досрочных выборов «Комментариям» рассказали украинские политологи

1. Останется ли Николай Азаров украинским премьером?

Николай Янович занимает премьерское кресло без малого четыре года - рекорд украинской политики. Изначально ожидалось, что Николай Янович возьмет на себя грязную работу по реформированию экономики и уйдет, забрав негатив непопулярных решений. Однако ничего этого не произошло. Зато Азарову удалось «подтянуть» свой украинский. Несомненно, украинцам он запомнится как автор крылатого слова «папиредники». А народ дополнил образ премьера своим креативом: «Бимба».

Кость Бондаренко: Неизвестно, отправит ли Президент самого Азарова в отставку, например, в январе. Но однозначно, что как только протесты на Майдане пойдут на спад и страсти улягутся, тотчас произойду кадровые изменения в правительстве.

Алексей Гарань: Янукович действует по принципу «своих не сдаем». Если ему удастся законсервировать политическую ситуацию в нынешнем состоянии, существенных изменений в правительстве ждать не стоит. Но нужно понимать, что политический кризис влияет на экономику страны. Большие бизнес-группы терпят убытки. Они как раз заинтересованы в изменениях экономической политики Правительства и будут всячески этого добиваться через своих лоббистов.

Михаил Басараб: В правительстве как минимум произойдут существенные ротации. Преимущественно они отобразят перегруппировку сил во власти. Увеличение влияния России на политику и экономику Украины автоматически повлечет увеличение квоты российских ставленников в правительстве. Возможна и отставка Азарова. В таком случае рокировки министров пройдут под легендой «смены правительства». По сути же, принципиальных изменений не произойдет.

2. Подпишет ли украина Соглашение об ассоциации с ЄС?

Ассоциация не гарантировала украинцам легкую жизнь, но она давала надежду. Что важнее - тепло и хлеб насущный сегодня либо уютная квартира с евроремонтом в перспективе, ответ на это вопрос каждый находит сам.

К. Бондаренко: Судьба Соглашения зависит от анонсированной в Вильнюсе встречи Виктора Януковича с канцлером Германии Ангелой Меркель. Подписав Московские соглашения в декабре, Виктор Янукович снял целый ряд проблемных вопросов, которые Россия рассматривала как угрозу для себя и своей экономики. Исходя из этого, думаю, что это Соглашение с ЕС будет подписано.

А. Гарань. С этим режимом у Украины европейских перспектив нет. Президент показал западным политикам свою недоговороспособность. Премьер пугает обывателя однополыми браками и прочей чепухой. О какой интеграции может быть речь?

М. Басараб: Маловероятно, хотя возможно. Все будет зависеть от меры наглости Путина. Если президент России уверовал, что Украина уже в него в кармане, то может решиться и на откровенное издевательство над Януковичем, да и всем нашим государством. Дело в том, что Янукович для Кремля далеко не идеальный вариант украинского наместника. Он любым способом старается сохранить свою территорию влияния. Москва недолго будет терпеть такого Президента, имея более лояльных фигур. Например, Виктора Медведчука. Тогда, конечно, Янукович может шатнуться в противоположную сторону и вспомнить об Ассоциации с ЄС.

3. Вступит ли Украина в Таможенный союз?

Таможенный союз - сравнительно молодое образование. Эксперты расходятся во мнении, как он повлияет на экономику стран-участниц. Особенно если речь идет о младших партнерах Кремля. Но зато уже сегодня Украина может получить дешевый газ и быстрые кредиты.

К. Бондаренко: Вхождение в Таможенный союз нереально. Россия пошла по пути создания ядра ТС через систему соглашений о свободной торговле с целым рядом стран. Очевидно, речь идет о двухступенчатой схеме, которая требует не столько «вход», сколько соглашений о торговле, как произошло с Турцией, Израилем, Вьетнамом. Такая система создает более благоприятное поле для российской экономики. Сейчас Москва толком не знает, какой формат сотрудничества предложить Армении. То есть Кремль отходит от идеи втягивания государств в полноценное членство в Таможенном союзе.

То, что Путин подписал последние московские договора, свидетельствует о готовности принять предложение Киева сотрудничать с ТС на более мягких условиях, по формуле «3+1».

А. Гарань: С формальной точки зрения, вступления не будет. Хотя бы по той причине, что большинство украинцев против Таможенного союза. Это новая тенденция, которую показывают последние соцопросы. Но Россия шаг за шагом делает все, чтобы отдельными секторами втянуть Украину в свое поле: применением разнообразных правил и процедур ТС. Янукович думает, что перехитрит Путина. Это игра в русскую рулетку. Президент Украины может и проиграть.

М. Басараб: Такая перспектива маловероятна до президентских выборов в Украине. Янукович будет отбиваться до последнего, стараясь балансировать между Востоком и Западом, между «здесь» и «там». Вместе с тем, у Путина появилось много дополнительных рычагов давления на Президента, в первую очередь, экономических. То есть сейчас инициатива за Путиным. Все зависит, насколько технологично он применит «мягкую силу».

4. Выдвинет ли оппозиция единого кандидата на президентских выборах?

Последние опросы свидетельствуют, что даже в пик революционного подъема ни один из оппозиционных лидеров не победил бы Виктора Януковича в первом туре. Оппонентам власти следует договариваться о едином кандидате. Но кому отойти в тень? Проиграет тот, у кого первым сдадут нервы.

К. Бондаренко: Единый кандидат – иллюзия. Слишком сильны амбиции политиков. Они не доверяют друг другу. Шансы выдвижения единого кандидата 1 к 10.

А. Гарань: Вопрос нужно ставить по-другому. Януковича избирали с одними полномочиями, а он взял на себя другие, значительно большие. Поэтому эксперты склоняются к идее Конституционной реформы и уменьшения полномочий Главы государства. Это существенно уменьшит остроту борьбы за кресло Президента. Такой поворот устроил бы основные олигархические группы и провластное депутатское большинство, которое сейчас даже не имеет возможности назначать министров.

Конституционная реформа упростит и процесс договоренности оппозиции по единому кандидату. Тогда возможно и формирование единой команды: кто-то будет кандидатом в президенты, кто-то в премьеры.

М. Басараб: Шансы на единого кандидата выглядят микроскопическими. Очевидно, оппозиционные силы либо перед, либо после старта избирательной кампании огласят, что идут отдельно. Но во втором туре поддержат единого оппонента Януковичу. Хотя к тому времени могут произойти какие-то нереальные события. Например, власть начнет серьезные репрессии, в том числе среди потенциальных кандидатов. В таком случае возможен и единый претендет еще в первом туре.

С другой стороны, борьба за пост Президента может потерять смысл после принятия новой Конституции. При подобных раскладах Янукович может и не баллотироваться. Главной площадкой политической конфронтации станут выборы в парламент.

5. Удержится ли Виктор Янукович в кресле президента до выборов-2015?

К. Бондаренко: Единственное, что может помешать президенту успешно обыть срок, – решение его политтехнологов, что именно в этот момент выборы будут гарантировать ему победу. Другого варианта я не вижу.

А. Гарань: Чем больше власть загоняют в тупик политический кризис в стране, тем менее прогнозируем сценарий событий. Решения ключевых проблем в обществе не последовало. Значит возможен взрыв. Детонатором может послужить очередная «Врадиевка» или избиение студентов.

М. Басараб. Отвечу коротко: такой шанс у него есть.

Від затхлої шляхетьської брехні,

Від візантійства єзуїтських формул

Нестерпніш пріє історичний гній

Напередодні блискавок і шторму.

Є. Маланюк

Россия была и остается ключевым фактором украинской внешней и, что более важно, внутренней политики. Особенно очевидным это становится во время политических кризисов. К РФ украинская власть постсоветского розлива обращается в моменты, когда ее легитимность ставится под сомнение. Одним из непосредственных результатов движения "Украина без Кучмы" стали переговоры президентов В. Путина и Л. Кучмы в Днепропетровске в 2001 г.

Непосредственным же результатом Евромайдана стали договоренности президентов В. Путина и В. Януковича 17 декабря 2013 г. Некоторые называют московские договоренности "Харьков-2" по аналогии с апрельским 2010 г. соглашением о продлении временного пребывания Черноморского Флота РФ на территории Украины до 2042 г. в обмен на скидку цены на газ. Данное определение в принципе верно, ибо московский эпизод, как и харьковский — лишь развертывание стратегии экономической привязки Украины к России, реализуемой с января 2009 г.

По сути, россияне создают финансовый страховочный якорь, который должен обезопасить минимальные интересы России, как их сегодня понимают в Кремле, на случай возможной смены власти в Киеве. Кто бы ни был президентом Украины, и какую бы политическую веру не исповедовало большинство депутатов в Верховной Раде, их внешнеполитический выбор будет связан постепенно накапливающимися многомиллиардными украинскими долгами России.

Этот якорь гарантирует пребывание Украины в "серой зоне" безопасности и критически осложняет любые серьезные шаги, направленные на сближение Киева с Западом. В условиях, когда Запад и сам не слишком заинтересован в полноценной интеграции Украины, значимость якоря никак ни следует переоценивать.

Российская стратегия по отношению к Украине имеет и другие измерения. Прежде всего, это экономическая интеграция, которая, даже без формального присоединения к Таможенному союзу и другим структурам, должна еще прочнее привязать украинскую индустрию, да и экономику в целом к РФ. Речь, прежде всего, — о машиностроении, а именно об авиастроительной, космической, судостроительной отраслях. В целом дело благое, дьявол кроится в деталях, о чем уже писало ZN.UA.

Отдельное место — у энергетики, в том числе и атомной. Наряду с телекоммуникациями и банковским сектором контроль над энергетикой обеспечивает россиянам контрольный пакет в украинской экономике.

Торговля товарами и услугами имеет объективно ограниченный потенциал роста, что иллюстрирует ситуация в Таможенном союзе. Ситуация августа 2013 г. проявила российские рычаги на этом направлении.

Третье направление — Черноморский флот РФ, точнее, его база на территории Украины. И пусть военное значение Флота, даже после возможного перевооружения, переоценивать не стоит, однако сам факт присутствия военных подразделений РФ на территории Украины дорогого стоит. Да и многочисленные сопутствующие возможности военной базы для оказания влияния на внутренний и внешнеполитический курс Украины сложно недооценить.

Четвертое измерение украинской стратегии РФ — работа с элитами. Определенное представление о нем дает опубликованный ZN.UA план работы с Украиной (см. "Русский план, осмысленный и беспощадный", ZN.UA, №29). Это направление критически важно и удивительно хрупко, что доказали события последних месяцев. Российское влияние от доминирующего способно превратиться в маргинальное и наоборот за считанные недели. Причем создать надежные предохранители от таких кульбитов у Кремля не очень-то получается, и судьба Игоря Маркова — тому пример.

Безусловное профессиональное превосходство российских спецслужб, их способность реализовать весьма эффективные и красивые операции, что доказали еще события начала 2000-х, — важный фактор, но далеко не решающий.

Работа с элитами — ключевая составляющая более широкого измерения российского влияния, так называемой "мягкой силы". Важно не путать "мягкую силу" по-российски с предложенным Дж. Наем-младшим понятием Soft Power. Непривлекательность общественной модели РФ заставляет россиян концентрироваться на подпитывании в Украине, и прежде всего — в ее силовых структурах, антизападных или, точнее, антиамериканских настроений. Наряду с гомофобской кампанией, откровенным враньем на экономические темы, борьба с "подрывным влиянием" американцев, которые уже "развалили цветущие Ливию и Сирию", превращается в центральный концепт пропаганды — как россиян, так и их сторонников в Украине. Российские СМИ работают во всю мощь.

Сюда же стоит отнести и церковное оперативное направление, ситуация на котором ныне претерпевает быстрые, и далеко не позитивные для Москвы, изменения.

Все указанные измерения российской стратегии по отношению к Украине направлены на страну в целом. Их задача — привязать Украину к РФ, "выстраивать отношения с Украиной как с приоритетным партнером в СНГ, содействовать ее подключению к углубленным интеграционным процессам", как сказано в Концепции внешней политики РФ-2013. И сейчас это — главное направление удара.

Однако в России все большее влияние приобретает идея о невозможности, да и, по большему счету, ненужности удержания Украины целиком в зоне своего влияния. Украины, "больной" национальной революцией и свободомыслием, зараза которых может перекинуться из Киева в Москву. Известно, что самый надежный метод борьбы с гангреной, а революция для Кремля — именно гангрена, — это ампутация зараженных частей. Возникает соблазн отрезать больные национализмом западные области, пока они окончательно не инфицировали Украину в целом.

Идея, в общем-то, не новая. Еще бывший министр внутренних дел Российской империи Петр Дурново, спасший царизм в самые тяжелые месяцы 1905 г., утверждал нечто подобное. Достаточно точно предсказывая в февральской 1914 г. записке результаты первой мировой, он так обосновывал нецелесообразность присоединения Галичины: "Так называемое украинское или мазепинское движение сейчас у нас не страшно, но не следует давать ему разрастаться, увеличивая число беспокойных украинских элементов, так как в этом движении — несомненный зародыш крайне опасного малороссийского сепаратизма, при благоприятных условиях могущего достигнуть совершенно неожиданных размеров".

Именно в начале XX ст. в России сформировалось представление, что именно Галичина — главная проблема для Империи. И решив ее, можно закрыть "украинский вопрос". Идея пережила расцвет и падение СССР, и вот в 1991 г. нынешняя звезда российского идеологического фронта С.Кургинян комментировал независимость Украины в терминах "Львов победил Киев". Выныривал этот фантом и в начале 2000-х, когда респектабельный "Эксперт" опубликовал карту двух Украин.

Сегодня эти идеи со страниц прессы и телеэкранов перекочевали в выступления первых лиц российского государства. Например, премьер-министр РФ, как бы либерал Дм.Медведев, уже публично говорит о тектоническом разломе в украинском обществе.

Речь, конечно, не о том, что россияне начинают или даже готовы запустить чрезвычайно затратный и сложный процесс дезинтеграции Украины. Скорее, сегодня в Кремле, а не на Лубянке и в Ясенево, где этот сценарий, судя по многим признакам, отрабатывается уже достаточно давно, постепенно формируется психологическая готовность рассматривать данную опцию не как политическую фантастику, а как вполне реальный вариант развития событий.

И здесь показательна идея трех Украин, настойчиво озвучиваемая на протяжении всего нынешнего кризиса — как россиянами, так и некоторыми экспертами и даже политиками тут, в Киеве. Пожалуй, впервые эта идея была вброшена в публичный оборот в 2009 г. через итальянский геополитический журнал Limes-Heartland, опубликовавший соответствующую карту. Обстоятельства запуска наталкивают на мысль об активном мероприятии российской разведки, что, впрочем, важно лишь для ограниченного круга компетентных лиц.

По большому счету, идея трех Украин является безоговорочным признанием успехов украинского проекта, ибо полная интеграция в Россию сегодня предлагается лишь для трех восточных областей (Донецкой, Луганской, Харьковской) и Крыма; Центральная и Южная Украина должны сохранить статус буферного, однако формально независимого государства, т.н. Русской Украины, а пять западных областей могут отправляться, куда им захочется. Например, стать нейтральной зоной, а возможно даже — и в НАТО с ЕС. Такой себе ад, рай и чистилище. А ведь еще 15—20 лет назад для Запада Украины предполагался буферный статус, а в прямой принадлежности России всей остальной страны в Москве не возникало ни малейших сомнений.

Понятно, что проект дезинтеграции не может реализоваться в одночасье. Он, по крайней мере, должен пройти целый ряд достаточно сложных этапов. Во-первых, федерализация (проведение будущих границ и разделение государственного аппарата), возможно перенесение столицы в Харьков или Донецк, о чем уже заговорили. Интересно, что сама по себе федерализация является, скорее всего, средством, польза или вред от применения которого зависит от намерений и профессионализма тех, кто собирается реализовывать эту идею. Отвлекаясь от субъективного момента, коим являются намерения, следует констатировать: с профессионализмом у подавляющего большинства украинских политиков как-то не сложилось.

Параллельно должно идти постепенное формирование психологической готовности к разделу. Этот процесс, вероятно, уже запущен, но пока об особой его успешности говорить не приходится. Далее — определение международно-правовых параметров будущего развода, консультации с ключевыми глобальными и региональными игроками и т.д.

Сделать все это даже при принятии соответствующего решения будет не просто сложно, а чрезвычайно сложно, ибо на протяжении 20 лет в Украине господствуют центральностремительные тенденции. "Националистическая инфекция" и мечта о лучшей жизни захватывает все новые территории. И все зашло уже очень далеко. Даже в Крыму. Решить такие вопросы без крови уже вряд ли получится. А кровь в центре Европы не нужна решительно никому. Балкан хватило с лихвой.

Существенные проблемы — и с сильными, харизматическими лидерами, способными возглавить процесс. А куда ж без них в таких делах?

Не все просто и с украинскими олигархами, которые давно уже "вкусили" прелести единой Украины и будут хоть как-то сопротивляться покушениям на свои активы. А процесс распада означает для экономики именно это.

Адекватно ли понимают ситуацию в России? В полном объеме — вряд ли, ибо там не знают и, в общем, не очень-то и хотят знать Украину, пребывая в сладостном плену своих представлений, активно подпитываемых отдельными киевскими деятелями. К этим представлениям относится, например, своеобразная идея о том, что для "русского мира" потеряны лишь Запад Украины, ну и, возможно, Киев, а вот Центр Украины еще можно вернуть.

Изменять убеждения сложно, тем более тем, кто, как кажется, надежно расположился на вершине успеха. А Кремль сегодня пребывает в высшей точке уверенности в себе, что еще раз подчеркнуло освобождение М.Ходорковского и участниц группы Pussy Riot.

Что точно осознается, так это сложность и рискованность игры. Иначе проект давно бы перерос сегодняшний уровень пропагандистской страшилки. Однако уже сейчас разделение Украины лоббируют достаточно мощные силы, причем многие из лоббистов, что интересно, — родом из Киева и других украинских городов. Давно известно, что страшен не так пан, как подпанки. А что будет, если власть в Киеве очередной раз сменится, не возьмется сказать никто.

Многое будет зависеть от украинского протестного движения, от того, как пройдет Олимпиада в Сочи, а то, что внешнеполитическим триумфом она не станет, ясно уже сегодня. Важно также экономическое состояние России, где решением о "реформе Российской академии наук" запущен очередной цикл передела собственности. Понятно, что ухудшение экономической ситуации только подтолкнет Кремль к активным действиям. Завтра может ведь стать слишком поздно. В любом случае именно 2014-й, скорее всего, станет ключевым в принятии соответствующих решений.

А дальше? Как всегда — посмотрим. Люди предполагают, а Бог и другие люди располагают. Ясно одно: рассчитывать на эффективную помощь Европы и США пока не приходится, а значит судьба Украины — в ее собственных руках. И это здорово, не правда ли?

Пожары случаются постоянно. И постоянно пожарники кого-то спасают. И ради такого благородного дела в Харькове даже установили нормы водопотребления для населения такими, словно пожары происходят круглосуточно и для их тушения постоянно течет вода. Казалось бы, при наличии такого количества воды, пожарных машин и квалифицированных пожарников или, как их теперь называют, спасателей, всех можно спасти. Но не тут-то было — 8 января загорелся ювелирный цех в здании завода «Хартрон» — и 8 погибших.

Версия о непрофессионализме спасателей отпадает сразу же после просмотра видео. Там хорошо видно, что лестницу стали подавать сразу же по прибытию, причем умудрились даже сделать это, не разворачивая автомобиль ради пущего удобства.

Другое дело — время, за которое спасатели приехали, но тут их вины совсем нет, поскольку обе ближайшие к месту события пожарные части расположены на оживленных улицах, где постоянно много машин, постоянные пробки. Так что машиной быстро добраться не получится — разве что вертолетом, телепортацией или с помощью доброй феи. Но все это нынче в большом дефиците.

На вопрос об отсутствии на месте тентов и батутов пожарники ответили очень просто — их запретили применять еще в 80-е годы прошлого века. Причина была проста — человек не в состоянии прыгнуть точно в центр тента или батута. В результате нагрузка на руки тех, кто держит тент ближе к месту приземления погорельца, оказывается большой. Порой настолько, что руки не выдерживали, и человек, спасшийся от огня, погибал от удара об асфальт.

А причин того, что людям пришлось выпрыгивать в окна, оказалось несколько. Так, на «Хартроне» когда-то была пожарная часть. Но теперь, когда его земля и здания почти полностью перешли в собственность различных частных предприятий, созданных вокруг завода («Хартрон-Орбита», «Хартрон-Плант ЛТД», «Хартрон-Энерго», «Хартрон-Электросвязь», «Хартрон-Инкор», «Хартрон-Экспресс», «Хартрон-Атом»), а эти предприятия — в собственность АО «Финекс», имеющее самое непосредственное отношение к мэру Харькова Геннадию Кернесу, от всей части остался целый... один человек, которого на весь завод явно мало.

К тому же «Хартрон» активно отказывался от различных предложений по усилению мер безопасности, мотивируя это тем, что у них есть собственные предприятия, специализирующиеся на всевозможной безопасности, в том числе и на пожарной.

Тем не менее, вторая очевидная причина того, что спасатели ехали на место пожара очень долго — отсутствие нормально работающей пожарной сигнализации. Если б была сигнализация, реагирующая на дым — спасатели получили бы сигнал еще до того, как появилось пламя. Если бы была сигнализация, реагирующая на превышение температуры и на огонь — спасатели получили бы сигнал сразу же после возгорания. Но в этот раз они явно получили вызов по телефону, когда огонь уже полыхал вовсю. Так элементарная жадность, которую ныне модно именовать экономией, обернулась смертью.

Впрочем, «экономия» заметна и в другом — в закрытой на замок двери запасного выхода.

Руководство ООО «Харьковская ювелирная фабрика» в прежние благополучные времена мотивировало это... безопасностью — только не людей, а бизнеса — мол, через запасной выход можно унести много золота. И ведь действительно — самый расцвет продаж продукции пришелся именно на 2013 год.

Только за 7 месяцев без малого два центнера золотых изделий, сделанных в цехах «ХЮФ», улетели в Москву, откуда затем благополучно добрались до Белгорода, в ООО «Золотой город» — это если верить таможне. Да еще полтора килограмма изделий было продано туркменскому предпринимателю Гарлы Дурдыеву. А если еще посчитать прибыли от продаж здесь, в Украине... Просто небывалый расцвет предприятия, которое еще совсем недавно работало в убыток! Конечно, руководству и учредителям было, о чем волноваться. Но хлопоты о препятствовании воровству обернулись трагедией.

Кстати, вполне возможно, что переживания о сохранности продукции и экономия на нормальной сигнализации были продиктованы также и ценами за аренду помещений, поскольку Геннадий Кернес известен, помимо всего прочего, еще и тем, что переживает за каждую копейку, прошмыгнувшую мимо него. И когда экономия вынужденная — из-за стоимости аренды — наложилась на экономию руководства ХЮФ из любви к собственному карману — случилось то, что случилось.

Рассуждать о причинах пожара можно много. Возможно возгорание произошло тоже от экономии — легковоспламеняющиеся вещества хранили в цехе, сэкономив на организации склада. Возможно сотрудники постоянно нарушали правила противопожарной безопасности — опять же, ради экономии средств фирмы. Может быть, и не было ничего такого — произошла случайность, каких бывает много. Но пожар случился. И оказалось, что экономия средств на предприятии велась за счет экономии на банальных мерах безопасности.

Старо как мир: за золото в карманах одних жизнью расплатились другие.

С каждым годом для Украины все большую актуальность приобретает перспектива тоталитаризма. Тоталитаризм — это предельная форма государства, в которой фактически отсутствуют какие бы то ни было ограничения возможности властей применять насилие по своему усмотрению. Достигается эта возможность, прежде всего, за счет тоталитарной идеи.

Экономически тоталитаризм — это способ максимально понизить ценность человеческой жизни и собственности за счет «идеи», то есть, придания гиперценности неким несуществующим сущностям вроде «нации» или «класса», от имени которых и выступают тоталитаристы. В итоге, для заразившегося «идеей» люди оцениваются исключительно как представители этих мифических сущностей, что позволяет заменить человеческое «он такой же, как я» (значит, его нельзя грабить и убивать), на тоталитарное «он жид и москаль» (следовательно, может быть убит и ограблен).

Возможно, тоталитарная форма государства и может возникнуть «сама собой» и, вроде бы, Евросоюз и США с их тоталитарной политкорректностью, ювенальной юстицией, феминизмом и т.п. демонстрируют нам возможность пути постепенного перерождения, но исторически тоталитаризм до сих пор приходил политическим путем, то ли в результате переворотов, то ли в результате выборов. И всегда в этих процессах принимали участие политические партии.

В этой колонке я хочу обратить внимание на те ошибки, которые делают люди, когда рассуждают об этих партиях и их вождях. Разумеется, обо всем этом написаны горы литературы, я хочу лишь указать на четыре маленьких заблуждения, которые люди повторяют уже лет сто. Видимо, они хорошо подходят для самоуспокоения.

1. Тоталитаристы — несерьезные клоуны. Внешняя атрибутика, ритуальность, показушность — непременный атрибут тоталитаризма, это одно из средств проникновения «идеи», демонстрация «наших» против «ихних». Те, кто считает тоталитаристов клоунами, очевидно, полагает, что зло должно твориться в тайне, в тихих кабинетах расчетливыми негодяями. Такое тоже бывает, но в данном случае, зло творят люди, которые горячо любят родину, и чувство эйфории, которое охватывает их в толпе себе подобных.

2. Тоталитаристы «работают за деньги» в чьих-то интересах. Это очень странное, как по мне, наблюдение. Почему-то никто не говорит о танцоре или певце, что «он работает за деньги» в негативном смысле. Наоборот, очевидно, что если кому-то платят за что-то, то только потому, что он делает этот «что-то» хорошо. И это правило верно не только для танцев и пения, но и для политики. Тоталитаристам платят потому, что надеются использовать их таланты в своих целях, вот и все. Но меньшими тоталитаристами они от этого не становятся. Похоже, что люди, которые успокаивают себя и других, говоря, что тоталитаристы «выполняют заказ», втайне надеются, что если заказчики перестанут платить, то все благополучно закончится и «пройдет само собой». Не закончится. Не пройдет.

3. Тоталитаристы помогут нам против (нужное вписать). Всегда и везде тоталитаристы борются с неким злом. В мирное и спокойное время тоталитарным партиям ничего не светит. Их стихия — борьба. И если говорить о мирном приходе тоталитаристов к власти, то всегда их рассматривали, как временное средство для борьбы с неким злом. В Германии, например, таким злом считались коммунисты. Фашисты должны были помочь «нам» победить коммунистов. Получилось наоборот. Получилось, что «мы» помогли фашистам, а не они «нам». И это не случайность, а закономерность в силу следующего пункта.

4. Тоталитаристы тупы. На самом деле, в политике это не недостаток, а огромное преимущество. Чем более развит человек, тем больше проявлений человеческой жизни являются важными для него. С другой стороны, таким людям невозможно договориться между собой по всем позициям, хотя бы потому, что таких позиций слишком много. Если же у вас в голове одна извилина, то это сильно облегчает вам жизнь в политике, ибо у вас есть только один пункт для обсуждения. Если таким людям удастся залить в голову одну идею, то вы получите управляемую массу хорошо дрессированных юнитов. Поэтому, тоталитарная идея максимально проста, по сути, это всегда одна и та же идея «бей-спасай», отличия состоят лишь в том, кого именно бить и кого спасать. Нелишне здесь напомнить о директиве Гитлера о первоочередном приеме в НСДАП бывших коммунистов. В общем, им нужно было только перезалить правильную идею, а главным — наличием единственного слота для идей - коммунисты уже обладали, в чем и была их ценность для гитлеровской партии. Тоталитаристы всегда начинают в меньшинстве, но в силу примитивности, они являются наиболее организованным меньшинством. Обычно, они используют тех, кто надеется использовать их, для того, чтобы разделаться со всеми остальными. Тоталитаристов никогда не бывает много, особенно поначалу. Вопреки распространенному заблуждению, Гитлер не получил большинства на выборах. НСДАП получила большинство в блоке с «дойченационалистами». Ну, а затем, как мы помним, все прочие партии «самораспустились», осознав счастье национальной революции. Или возьмем большевиков с их вождем товарищем Лениным. Лозунги и союзников большевики менялись как перчатки. Ну а затем бывшие союзники легко и просто стали «врагами народа». Кстати, рекомендую всем Ленина, очень занимательное и актуальное чтиво.

Протокол состоявшегося 17 декабря заседания VI украинско­российской межправительственной комиссии содержит указание начать подготовку соглашения о замене вооружений и военной техники дислоцированного в Севастополе ЧФ РФ. Часть двусторонних переговоров, посвященная этой военной базе, заняла самое большое место в итоговом документе — указания комиссии по газовым переговорам, например, уложились всего в две строки, тогда как перспективам ЧФ в нем отведено несколько отдельных пунктов.

Ракеты на Европу

Ранее, до 2013 года, позиция Киева относительно возможного согласия на перевооружение этой военной базы неразрывно увязывалась с двумя проблемами. Первая заключалась в нежелании российской стороны проводить инвентаризацию арендованных ЧФ объектов за пределами Севастополя. Она касалась маяков и пунктов радиотехнической разведки флота, работа которых вредит отечественным аварийно­спасательным службам и лишает Украину суверенитета над навигацией в изрядной части ее территориальных вод. Вторая проблема касается режима досмотра российских военных грузов, перемещаемых через границу. Нынешний слабый и «декларативно­бездосмотровый» режим напрямую грозит нарушением обязательств Украины по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). До настоящего времени целый ряд базирующейся в Севастополе техники ЧФ является его носителями (вооружение, спроектированное под оснащение как обычным, ядерным или другим боезарядом).

В определенных ситуациях войска производят стыковку крылатых ракет и торпед с ядерными боевыми частями не в Украине, а на территории других баз ЧФ в Краснодарском крае. После это корабли и самолеты флота имеют возможность прибыть на украинскую территорию уже оснащенными.

В ходе нынешних переговоров было дано добро на модернизацию ЧФ РФ. Важный нюанс — в вооруженных силах РФ отсутствуют ракетные корабли, торпедные подводные лодки, бомбардировщики и самолеты противолодочной обороны, способные нести исключительно неядерное вооружение. За редкими исключениями они могут нести и то и другое. Согласие Украины на начало переговоров о размещении на ее территории новых российских носителей ядерного оружия — единственный итог переговоров, который даст эффект в ближайшее время.

По сути, результатом подписания может стать изменение в пользу РФ сложившейся военно­политической конфигурации в Восточной и Южной Европе. «Необходимо возобновить всестороннее сотрудничество в военной, военно­технической сферах. Мы с президентом Украины много на этот счет говорили», — акцентировал внимание прессы на данном аспекте переговоров Владимир Путин. Другие, не менее резонансные газовые и кредитные итоги переговоров обещают реальный эффект чуть позже, в первом квартале следующего года. Остальные же пункты соглашения и вовсе нацелены на период активной реализации не ранее 2015–2016 годов.

Пир на два года

Газовые итоги переговоров привели к заключению 28­го за последние три года дополнения к контракту между НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпромом» о поставках природного газа в 2009–2019 годах. Согласно нынешнему дополнению украинская сторона обязалась увеличить годовые закупки российского газа с нынешних 27 до 41,6 млрд. м3. В 2012–2013 годах объем импорта газа «Нафтогазом Украины» был сокращен за счет увеличения объема закупок холдингом GDF, с сентября он начал импортировать газ в Украину по $233/тыс. м3. Теперь НАК снова увеличит закупку и получит скидку в цене c текущего квартального уровня $406/тыс. м3 до $268,5/тыс. м3. Размер скидки будет пересматриваться и утверждаться ежеквартально согласно ценовой формуле контракта. Условием для получения указанной «полуторной» скидки является согласие украинской стороны более чем в полтора раза увеличить годовой объем закупаемого газа. Грядущий рост платежей Украины за газ может быть компенсирован НАК за счет перепродажи им части импортируемого газа другим трейдерам, которые в 2014 году начнут его реэкспорт в ЕС совместно с компаниями группы «Газпром». Появление среди партнеров этой группы украинских газотрейдеров представляется главным и единственным результативным эффектом переговоров.

Наряду с газовыми договоренностями в 2014 году должна заработать финансовая часть соглашений. По ней российская сторона присоединилась к клубу покупателей эмиссии украинского облигационного займа.

Чтоб не спрыгнули с «газовой» иглы

Украинские критики этой части соглашения отметили, что полученный от Москвы кредит — краткосрочный, а процент выше, чем ставки на кредиты МВФ. Но в отличие от него российский фонд якобы не требует от Киева никаких реформ. При детальном рассмотрении пунктов переговоров оказывается, что российские кредиторы таких реформ все же потребовали. Это касается в первую очередь увеличения потребления Украиной газа — такой шаг станет мощным демотиватором всех предыдущих усилий Киева по энергосбережению, увеличению добычи газа на шельфе и из сланцевых месторождений, а также по строительству СПГ­терминала или началу импорта газа с европейского рынка своп­контрактов. В случае начала реэкспорта, например, эти контракты заработают в обратном направлении. И тогда верными окажутся прогнозы предыдущих лет относительно того, что все старания на ниве сокращения импорта газа из РФ предпринимались Киевом исключительно с целью выдавливания денег из Кремля.

Серьезных реформ требуют от Украины и другие итоги состоявшихся в Москве переговоров. В частности, заключенное соглашение о создании СП между российской Объединенной авиационной компанией и украинским госпредприятием «Антонов» для выпуска самолетов Ан­124 предполагает как минимум коренную реформу украинских внешнеторговых приоритетов — до самого последнего времени они базировались на переговорах с Саудовской Аравией и Турцией об условиях совместного производства самолетов указанного класса. Эти переговоры Киеву придется прекратить. А продвигать украинские «Русланы» на рынки Ближнего Востока возьмутся уже российские компании и банки.

Однако все эти и другие так называемые реформы, затребованные под выданные на два года российские кредиты, просто блекнут на фоне предстоящего Украине реформирования ее глобального военно­политического выбора — ведь начатый ныне процесс оснащения новыми видами оружия направленной на Турцию и страны ЕС российской военной базы ЧФ в Севастополе может привести украинскую сторону к совершенно неожиданным результатам.