Статьи
В Украине отсутствует экономический кризис.
Местные бюджеты переполнены.
Государственный бюджет рушится от профицита.
Такое впечатление сложилось у автора, когда к рукам попал проект распоряжения Кабмина об утверждении новой сметы реставрации Мариинского дворца.
Согласно будущего акта, очередная реконструкция будет стоить для налогоплательщиков почти 1 млрд. грн. Конечная дата ремонта запланирована на 2016 год.
Мариинский дворец - украшение столицы. Построенный в 18 веке. Яркий пример стиля барокко. До 1917 года служил монаршему двору. Сегодня дворец - церемониальная резиденция президентов Украины.
Однако с 2007 года объект находится на перманентной реставрации. В 2008 году правительство Юлии Тимошенко утвердило сметудля полной реконструкции дворца до 2010 года в размере 427,5 млн грн., и за неимением средств ремонт не завершился.
С новой властью началась новая эпопея реставрации.
Согласно «Вестнику государственных закупок" в ноябре 2011 года Госуправление делами заказало корректировку проекта реконструкции за 2,5 млн грн. в ДП "Проектное бюро ГУД". Через год ГУД заказало обновление проекта проектным бюро ГУД за 8,3 млн грн.
Общая стоимость дважды корректированного проекта составляет 952 млн. грн. Сравнительно с проектом Тимошенко больше всего возросли расходы на строительно-монтажные работы: с 194 млн грн. в 2008 году до 564 млн грн. в 2012 году. Затраты на мебель и оборудование повысились с 42 млн грн. до 175 млн грн.
В титуле стройки объекта указано, что на 1 января 2013 года реставрация профинансирована почти на 211 млн грн. До конца 2013 года выделят еще 16 млн грн. В 2014 году за 320 млн грн. начнутся новые интенсивные работы. В 2015 году за 235 млн грн. они будут длиться и завершатся за 170 млн грн. в 2016 году.
В обосновании закупки в ДП "Проектное бюро ГУД " руководитель ГУД Антон Кравец отметил такую официальную версию просмотра сметы реставрации Мариинская дворца.
"Корректирование проектно-сметной документации с перерасчетом стоимости реставрации и приспособления Мариинского дворца связаны с продолжительным сроком выполнения строительных работ (2007-2011 года), заменой инженерного оборудования, что является результатом технического прогресса, и уточнением технических решений".
Однако есть другая, более реалистическая версия панического возрастания бюджетных затрат. В феврале 2012 года народный депутат Юрий Кармазин впервые поднялтему о ландшафтной угрозе для Мариинского дворца.
"Я хочу, чтобы вы, уважаемый Владимир Михайлович (Литвин. - ЭП), приобщились как глава Верховной рады к охране Мариинского дворца, который сползает в связи со строительством вертолетной площадки, а на самом деле - комплекса зданий: куполов, казино и что там еще будет... Пять этажей не бывает у вертолетной площадки".
Осенью 2012 года пресса забила тревогу из-за сдвиговна днепровских склонах, а уже летом 2013 года киевская власть начала противооползневые работы с надеждой перевеложить затраты со столичного бюджета на компаниюлатвийских бомжей, которые велели вертодром.
Реставрация Мариинская дворца - нужное дело. Без сомнения, это архитектурная жемчужина столицы. Однако и Кабмин должен помнить, что сегодня не Средневековье. Премьер-министр Николай Азаров не имеет морального права душить местные бюджеты безденежьем и одновременно готовить миллиардный проект для церемоний президента.
Если же затягивать с реставрацией опасно из-за оползней, то для начала правительство должно немедленно предупредить аварийную ситуацию на склонах Днепра, установить имена виновных в строительстве скандальной вертолетной площадки и отложить новые проекты. А уж потом можно проводить реставрацию в режиме экономии.
- Информация о материале
В политике очень часто бывает так, что лозунги обретают смысл лишь в противостоянии общественных групп. Вряд ли в Чехословакии в 1968-м была ясность, что такое «социализм с человеческим лицом» и будет ли экономический успех, если ослабить государственный контроль с сохранением руководящей роли коммунистической партии. Вполне мог бы наступить и такой развал, какой начался с перестройкой в СССР. Но очевидно, что такая ясность появилась, когда советские танки вошли в Прагу. Из проблемы проведения более-менее удачных или же неудачных реформ Пражская весна, таким образом, превратилась в императив выхода из системы, где решающим аргументом становятся советские танки, а те направляются спецами из ЦК КПСС. В результате же «пражский миф» пережил два десятилетия и возродился в «бархатной революции» ноября 1989 года.
Сегодня яростная борьба украинской демократической оппозиции за подписание соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом в 2013 году столь же, если не более, иррациональна, чем попытка А. Дубчека провести реформы в 1968 году. Ведь само по себе такое соглашение, очевидно, не является билетом в лучшую демократическую жизнь и панацеей от экономических болезней. Это всего лишь бумага, декларация, одна из тех, которые так любят сочинять «европейцы»… Само по себе от нее пока что ни вреда, ни пользы. Но столь же иррациональны и шантаж, противодействие России и нынешнего пророссийского украинского политического руководства, направленные на срыв подписания. Именно они делают такое подписание политически оправданным и актуальным. Известно, что незадолго до решающего момента российские пограничники возвращали с границы сотни и сотни украинских путешественников под искусственными предлогами, придираясь к вымышленным дефектам украинских документов. В чем, конечно, трудно разглядеть проявления братства и дружбы славянских народов и радушное приглашение вступить в Таможенный союз.
Да и смысл таких действий был предельно ясен: если вы не с нами, то будет жестко. Жестко будет с людьми, и жестко будет с украинским экспортом в Россию. Жестко будет с газовым долгом. Так обращаются с заложниками, а не с партнерами. Однако эти же действия наполняют политическим смыслом грядущее ассоциирование с Евросоюзом. Если его в чем-то искать, то, наверное, не в доступе к европейским курортам и шоп-турам, а в постепенном выходе из политической орбиты все более авторитарной России.
Тем не менее, многие наблюдатели правы: нынешний Евросоюз политически вял и аморфен. У него нет для Украины своего «плана Маршалла», и он слишком погрязв бюрократических тонкостях и процедурах. У европейских чиновников и финансистов и в мыслях нет взять на себя финансовые обязательства Украины перед Россией, которыми сегодня давит Москва. Но, с другой стороны, правильно ли трактовать Евросоюз исключительно с башни, на которой сидит Мари Ле Пен? Тем более что по какой-то загадочной причине российский телеканал во Франции так же обслуживают исключительно правые французские журналисты, что создает трогательное единство взглядов на европейскую интеграцию как на воссоздание «СССР в наихудшем его виде – 2». Чего «знающие люди» как бы советуют украм избежать.
Все это, конечно, неправда. Евросоюз не СССР-2, хотя все бюрократии удивительно похожи. Даже в таком недоделанном и недодуманном виде ассоциирование Украины с Европой открывает немалые политические перспективы. Причем не только для Украины, но и для демократических сил России.
Самое простое — для тысяч и тысяч украинцев конкретно поменяется окошечко паспортного контроля. С ALL Nationalities на EU and Shengen only. Что если еще и не сделает их полноправными европейцами, то позволит так выглядеть и так чувствовать. Нет нужды лишний раз подчеркивать, что в свободном передвижении людей и обмене опытом, взглядами и впечатлениями ключ к безопасности на континенте и крах авторитарных режимов и воровских элит.
Во-вторых, декларация, в случае подписания, позволит при наличии демократической воли общества (а оно на Украине есть) ограничить произвол национальной правоохранительной системы. У оппозиции появится легальный инструмент принуждения национальных властей к соблюдению общеевропейских норм и прав человека.
Ну, и в-третьих, европеизация Украины поставит крест на проекте славянской авторитарной империи, окончательно снимая с повестки дня изматывающее иррациональное противостояние между Восточной Европой и Западной. В нем больше не будет прежнего пропагандистского «боевого» потенциала. Кроме того, российская политическая оппозиция пройдет обучение настаиванию на достижении своих политических требований, наконец поверит в себя.
Однако все эти варианты «альтернативной политической истории» на постсоветском пространстве обуславливают возможность силового противодействия процессу. При этом мы, конечно, не ждем, что, как в 1968-м в Чехословакии, на Майдан войдут российские танки, но шантаж, подкуп, ложь, запугивание обеспечены. Демократия еще не раз здесь отступит. Но отпадание Украины в Европу — это всего лишь вопрос времени. Никаких экономических и политических причин не быть Европой, «пророссийского проклятия» для Украины попросту не существует. Вспомним хотя бы, что на Украину бежали правящие классы и интеллигенция — да, кушать! — когда в России рушилось государство при большевиках. Чего-то они не считали ее с пренебрежением недостраной. Во всяком случае, Украина не хуже Польши, Грузии, Молдовы или стран Балтики. И в конце концов там все будет недурственно.
- Информация о материале
В следующем году подорожать могут практически все виды страховых полисов — от туристических и медицинских до каско и «зеленой карты». Цены на полисы начнут расти, если сбудутся прогнозы о девальвации гривни. Агентство Fitch обещает, что курс украинской валюты просядет до 9 грн./$ в 2014 году. В Standard&Poor’s считают, что доллар подорожает до 9,5 грн./$. «Девальвация гривни отразится на тех видах, по которым страховые случаи происходят за рубежом (то есть убыток фиксируется в иностранной валюте), а также тех, где выплаты привязаны к курсу доллара из-за использования импортных товаров», — рассказал генеральный директор «Април Ассистанс Украина» Константин Шусторович.
Быстрее всего подорожание доллара скажется на полисах туристического страхования. «Путешественники, пребывающие за границей, получают медуслуги за рубежом. При этом страховые компании оплачивают их расходы, покупая валюту в Украине. В случае девальвации выплаты возрастут, полисы подорожают. То же касается и выплат по «зеленой карте» (международному страхованию гражданской ответственности автовладельцев. — Ред.). Стоимость этих договоров привязана к курсу евро, который в Украине зависит от курса доллара. Если курс евро вырастет, «зеленые карты» подорожают незамедлительно», — говорит директор по операционной деятельности СК «АКСОР» Оксана Руденко. По оценкам финансистов, в случае девальвации национальной валюты до 9–9,5 грн./$ цены на страховки для туристов и международную автогражданку могут увеличиться примерно на 10%.
Больше платить придется и за медицинские страховки. Около 60% в стоимости лечения сейчас приходится на лекарства. Поэтому рост цен на препараты напрямую влияет на стоимость полисов. Хотя, по статистике компаний, большинство страховых случаев в добровольном медстраховании (ДМС) приходится на нетяжелые заболевания, для лечения которых используются отечественные лекарства. Поэтому 15%-ная девальвация гривни вызовет подорожание медстраховок не более чем на 7–8%. «Цены больше увеличатся на полисы с элитным наполнением, предусматривающие обслуживание в частных клиниках, поскольку последние очень быстро реагируют повышением цен на свои услуги. Меньше подорожают стандартные договоры и полисы экономкласса, предлагающие лечение в государственных и ведомственных клиниках», — прогнозирует директор центра личных видов страхования СК «Allianz Украина» Николай Величко.
Раскошелиться придется и владельцам иномарок, которые будут покупать полисы каско. При значительной девальвации вырастет стоимость импортных запчастей, а значит и ремонта авто. «В структуре выплат по каско стоимость деталей занимает более 50%. Девальвация гривни на 15–20% спровоцирует удорожание деталей на 10–15%. Но ввиду неопределенности дальнейших событий дилеры и СТО наверняка заложат в новые цены будущие риски. То есть подорожание ремонта в целом может составить 20–25%», — считает генеральный директор СК NGS Анатолий Чубинский. Такая динамика отразится и на цене полисов.
Страховки подорожают лишь в абсолютном гривневом измерении. Из-за укрепления доллара и евро цены на импортные автомобили вырастут. И поскольку цена страховки рассчитывается в процентном соотношении к цене авто, платить за полис придется дороже. Например, если стоимость иномарки при курсе 8,2 грн./$ составляла 200 тыс. грн., а после девальвации 220 тыс., то при неизменном тарифе 5% платеж вырастет с 10 тыс. до 11 тыс. грн.
Страховщики не исключают, что при существенной девальвации они будут просить водителей достраховать авто — то есть увеличить страховые суммы по действующим полисам каско. «По условиям наших договоров, компания не применяет санкций, если подорожание авто составляет не более 7%. В этом случае считается, что транспортное средство застраховано на полную страховую сумму. Но если рыночная стоимость автомобиля вырастет более чем на 7%, компания будет считать авто недострахованным. Если автомобиль будет поврежден, страхователь получит выплату пропорциональную цене, указанной в договоре», — рассказывает Оксана Руденко. В результате водителю придется частично оплачивать ремонт машины из собственного кармана. Если же транспортное средство будет угнано или вдребезги разбито, страховщик выплатит ему зафиксированную в договоре старую страховую сумму (за вычетом франшизы), не учитывающую подорожания.
Резкий рост выплат ожидается и по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев. Средняя выплата по автогражданке может вырасти на 15-20% - с 8-9 тыс. до 10-12 тыс. грн. По одному страховому случаю. Однако тарифы по этому виду зафиксированы в законе и нормативных актах Нацфинуслуг.
- Информация о материале
То, что Украина уже не будет той, которую мы знали и к которой привыкли за 15 долгих лет (с тех пор, когда где-то к 1997 г. усилиями Леонида Кучмы и его соратников в целом сложилась олигархическая политэкономическая модель), очевидно.
Нет, особые надежды на быстрые радикальные изменения к лучшему отсутствуют. Оптимистический сценарий предполагает лишь возвращение к медленному, противоречивому, но все же движению вперед, к формированию все более четких и всеобщих правил игры в политике, бизнесе, общественной жизни. К ползучей европеизации, одним словом.
В самом лучшем случае нас ждет некоторое ускорение поступательного движения. Например, настоящая реформа силовых структур, необходимость проведения которой со всей очевидностью продемонстрировал нынешний политический кризис.
Однако речь в этой статье, отнюдь, не об оптимистическом варианте. Этот текст — попытка описать черты украинского авторитаризма, утверждение которого может стать результатом нынешнего кризиса. Он возможен, если Евромайдан будет разогнан, но в этом случае срок жизни авторитарного режима, вероятнее всего, окажется ограниченным. Во всяком случае, на территории страны в ее нынешних границах. Авторитаризм более, чем возможен, если все "рассосется". На что надеются многие, и что становится менее вероятным с каждым днем.
Авторитарный режим возникает не на пустом месте. Он прорастает на основе уже сформировавшихся общественных тенденций, а социальные инновации, принесенные ним, не стоит преувеличивать.
В новых условиях действуют старые люди; действуют, опираясь преимущественно не те подходы и модели, к которым привыкли. Просто несколько меняются условия, становится возможным то, что раньше находилось за гранью самой бурной фантазии, и исчезают столь привычные еще вчера вещи.
У нас принято считать, что авторитаризм — это легко и просто. Приказал — исполнили, чего тут думать. Особенно, если речь идет о силовиках. Схватил, побил, убил. Спровоцировал, настучал, подслушал, наказал. Эти убеждения, во многом освященные временем, разделяют многие. И среди кандидатов в диктаторы и его подручные, и среди борцов с гидрой авторитаризма.
В действительности авторитаризм предполагает весьма сложный набор механизмов, требующих осторожности и умения. Необходимы настоящие профессионалы, причем не по названию, а по сути. И не только среди силовиков, призванных, не дрогнув исполнить любой приказ. Нужны, разумеется, и талантливые архитекторы, которые должны понимать, а еще лучше чувствовать, чем дышит общество. Авторитарный режим также зависим от капризов массовых настроений не всегда подвластных пропаганде. Даже если важнейшая основа его власти — иностранная поддержка.
Страх — важный, но далеко не главный инструмент автократа. Авторитаризм должен что-то предлагать и, более того, давать обществу, по крайней мере, значительной его части, при этом обезопасившись от активного сопротивления элит. Речь, прежде всего, — об обеспечении стабильности после гражданских конфликтов, общественном развитии, защите традиционных ценностей большинства населения, росте социальных стандартов, наконец. Люди, точнее их значительная часть, должны воспринимать диктатуру как нечто лучшее, чем возможные альтернативы будущего и, конечно, чем прошлое.
О развитии речь, понятно, не идет. Развивать страну никто не собирается, да и не особо представляет себе как. Ведь это предполагает ограничение аппетитов правящей верхушки, что не выглядит реалистичным. Уже попробовали развивать: и Комитет экономических реформ был (точнее есть) и Национальные планы. Результат общеизвестен. Традиционные ценности, как их понимает значительное число граждан, большинство представителей правящей группы не разделяет или (и) не понимает.
Остается один сценарий: нас может ожидать местечковая версия "русского стандарта" с обязательной мантрой о поддержании и медленном росте социальных стандартов. Некое представление о ней может дать Беларусь, впрочем, наш вариант будет существенно иным. Все же страна значительно менее русифицирована, чем наш северный сосед, да и 22 года после крушения СССР не прошли даром. К тому же, имеет место быть и субъективный фактор. Александр Лукашенко, что бы о нем ни говорили — яркий харизматик, во всяком случае, был таковым, когда в середине 1990-х формировался его режим.
Очевидно, что будущая правящая идеология будет глубоко антизападной, и при этом включит, как неотъемлемую часть, борьбу с угрозой украинского национализма-"фашизма". И хотя граждан, воспринимающих пресловутую "бандеровщину" как настоящую угрозу, с каждым годом становится все меньше, их еще достаточно много для такой игры.
С другой стороны, "антифашистская" тема — региональная, более-менее актуальная для Востока и Юга, точнее, для старшего поколения в этих регионах. Сыграть на этом западнее линии "Харьков—Запорожье" сложно, поэтому в Центре и на Западе страны будут эксплуатироваться темы польско-румынской угрозы. Возможно, даже турецко-татарской. Вообще, ксенофобия — важный акцент новой идеологии. Хотя, как же тогда дружить с китайцами?
Важнейшее место в политике режима сохранит "русский вопрос". Отношения с Россией, вероятно, приобретут двусмысленность, близкую к той, что была присуща социалистическим режимам "народной демократии" в их отношениях с СССР.
Думаю, режим многое унаследует из опыта режимов соцстран 1970–1980-х. Правда, скорее, в фарсовой, а не драматической версии. Ведь Таможенный Союз — прямой аналог СЭВ, а Ташкентский договор — Варшавского пакта. Только пожиже.
"Нерушимая дружба с великим русским народом" должна стать важнейшей идеологической основой режима, с одной стороны. С другой — вожди будут списывать на Россию все свои провалы. Это ведь Москва приказала, точнее, заставила…
Да, кстати, и в РФ не забудут "неомазепинские" евроинтеграционные приключения и станут смотреть на киевских вассалов с глубоким подозрением. В самой России почти наверняка будут усиливаться антиукраинские настроения, к лозунгу "Хватит кормить Кавказ!" добавится и "Хватит кормить Украину!", вне зависимости от того, что будет с экономическими взаимоотношениями на самом деле.
Как эффективно это сможет работать в тех условиях, когда Кремль не готов, по большему счету, щедро платить за лояльность, но при этом собирается старательно выкачивать из Украины ресурсы, не очень понятно. Ясно только то, что позиция Москвы будет активно (хотя и неофициально) использоваться для оправдания экономической стагнации или медленного роста.
В "вассальной" Украине, с высокой степенью вероятности, будут расти русофобские настроения, особенно у младших поколений, воспринимающих Россию как "убийцу европейской мечты", сторожа системы, которая так или иначе не устраивает значительную часть населения.
Москва в этом случае в глазах недовольных своим положением граждан Украины неизбежно превратится в символ всего отсталого, угнетающего, черного, ретроградного. И это не радует, ибо любая фобия контрпродуктивна.
Как и всякая провинциальная копия (а наши правящие элиты глубоко провинциальны по образу мыслей), идеология режима будет направлена на самовозвеличивание и разоблачение происков врагов, в том числе геополитических. Приятно, знаете ли, ощущать себя центром мира (или Европы), на крайний случай, думая, что против тебя злоумышляет не кто-нибудь, а сам госдеп.
Порядком испорченные (или вовсе разрушенные) отношения с США и Европой можно попытаться компенсировать активностью на китайском направлении. Хотя не исключены и попытки флирта с Западом для компенсации доминирующей роли России. Впрочем, все будет делаться почти наверняка глупо.
Сохранится и даже в определенной мере усилится квазисоциальный характер режима. Беднейшие слои населения, особенно на Востоке и Юге, вправе надеяться на чуть более высокие выплаты. Однако достаточных средств и вообще ресурсов нет и, похоже, не предвидится, и это ключевая проблема для будущей автократии. В первую очередь, потому что в России не наблюдается ни готовности, ни желания, ни объективной возможности щедро подкармливать вассальный режим.
Особенности формирования наших правящих групп таковы, что важную роль в их составе играет криминальный элемент. Все нынешние миллиардеры, не говоря уже о миллионерах, в лучшем случае вышли из советской ИТР-интеллигенции, в худшем — из нахаловок. С соответствующим мышлением и видением мира. Даже лучшие из них очарованы силой, уступки и компромисс для них — не ценности. Головокружительный взлет из грязи в князи сформировал их представление о себе как об исключительных личностях, глубоко презирающих нижестоящих, в первую очередь, бедных.
Уже сейчас вожди пребывают в блаженном неведении о реальной ситуации в стране, а в случае победы над Евромайданом причины спуститься с небес на землю исчезнут на длинный срок.
Прочные связи с криминалитетом и сегодняшнее состояние силовых структур позволяют предполагать особую роль организованной преступности в функционировании возможного режима. Сегодняшние "титушки" — прообраз групп, реализующих внегосударственное политическое насилие. Спецподразделения милиции, активно занимающиеся "силовым предпринимательством" — ключевой элемент в будущей конструкции, формирующейся на наших глазах. У этого организма будут слишком большие кулаки и слишком маленькая голова. Но на какое-то время это сработает.
При всей важности фигуры лидера и его влиянии на решения — не похоже, что у нас установится персоналистский режим по образцу путинского. Скорее, будем иметь дело с этаким новым политбюро. А это значит, что внутри режима будут различные группы влияния. Иными словами, определенная конкуренция, вероятнее всего, сохранится и это, безусловно, неплохо.
Важной особенностью режима будет еще более высокая, чем сегодня, коррумпированность и крайне низкий профессионализм — как исполнителей, так и верхушки. Много еще сохранившихся в органах власти профессионалов уйдут в тень, часть, возможно, пополнит ряды оппозиции. Полностью подавить последнюю, особенно в Киеве, а также в Западных и Центральных областях, не удастся. Страна в целом несколько отличается от ее самой населенной области.
При этом жизнь человека с улицы не слишком изменится, все будет идти в целом, как и раньше. Только несколько хуже.
Система будет функционировать ни шатко, ни валко до очередного кризиса. Кризисов будет много, и последний из них, очевидно, уже не будет иметь мирного характера.
- Информация о материале
Президент не захотел брать деньги МВФ, так как побоялся начать реформы, болезненные для малообеспеченных украинцев. Но, отказавшись от евроинтеграции и приняв "братскую" помощь России, президент стал заклятым врагом для представителей отечественного среднего класса.
Виктор Федорович, это ошибка.
Прошлой ночью Виктор Янукович и Николай Азаров могли впервые за долгое время спать спокойно – угрозу дефолта отодвинули с весны 2014-го как минимум на два года. Обещанных Россией $15 млрд. с лихвой хватит на все выплаты Минфина и Нацбанка по внешним долгам в ближайшие два года ($13,9 млрд.).
Оставшиеся деньги можно будет потратить на поддержание курса гривны или заткнуть какую-то не очень большую дыру в бюджете. Судя по сверхоптимистичным прогнозам, заложенным в госбюджет-2014, таких дыр в нем будет немало.
Когда вечером 17 декабря стало известно, что Россия выкупит на $15 млрд. украинске гособлигации и снизит цену на газ с в 1,5 раза - до $268,5, премьер-министр Азаров заявил: "Что ожидало Украину (в случае отказа России – ред.)? Ответ очевиден: банкротство и социальный коллапс. Вот какой новогодний подарок ожидал бы народ Украины в этом случае".
Страна на грани дефолта при относительно стабильной экономической ситуации в мире – бесспорное доказательство выдающейся некомпетентности украинского правительства.
Азаров не сгущал краски, когда публично признавался, что довел экономику до банкротства – украинские финансы в плачевном состоянии. За первое полугодие 2014 года Минфин и Нацбанк должны были выплатить иностранным кредиторам более $4,3 млрд. – на погашение евробондов, выплаты МВФ и проценты по кредитам.
Реальный дефицит бюджета в этом году с учетом "Нафтогаза" составит около 7% ВВП, экономика продолжает стагнировать, чтобы платить по долгам, необходимо привлекать новые займы.
Поэтому без денег российских пенсионеров Украине действительно было бы худо - кредит будет выдан за счет средств Национального фонда благоустройства, из которого собирались платить пенсии россиянам.
О грозящих неприятностях правительство знало по меньшей мере полгода назад, когда стало очевидно, что прогноз темпов роста экономики и доходов бюджета не выполняется.
Янукович имел возможность выбирать кредитора – Россия, МВФ или финансовые рынки. Впрочем, последний вариант довольно быстро отпал, уже в сентября рыночная стоимость долга для Украины превысила 10% годовых.
Программа с МВФ могла пополнить резервы украинского Нацбанка на $15 – 20 млрд. При этом деньги Фонда вдвое дешевле российских (объявлено о 5% годовых), и выделяются на более длительное время – 4-5 лет, тогда как россияне готовы вкладываться в двухлетние еврооблигации Украины.
В итоге – обслуживание российского кредита в $15 млрд. будет стоить на $600 млн. больше, чем такой же займ от МВФ.
Можно предположить, что, выбирая кредитора, Янукович и Ко куда больше внимания обращали на электоральные риски в преддверии выборов 2015-го, чем на экономическую целесообразность.
Принципиальная разница между деньгами европейцев и россиян – первые указывают и контролируют, на что и как потратят их кредит, вторые – выделяют "братскую" помощь, которой можно распоряжаться на свое усмотрение.
Но основной недостаток денег МВФ – для их получения правительство должно было научиться "жить по средствам": удерживать дефицит бюджета в рамках 2%, а для этого заморозить расходы на госаппарат, поэтапно повысить цены на газ для населения, сделать обменный курс гривны гибким.
Отечественные экономисты солидарны в том, что настойчивые советы МВФ – необходимое условие, чтобы украинская экономика вернулась на траекторию роста. Однако Янукович и Азаров отвергали требования МВФ, уверяя, что эти меры окажутся неподъемными для самых бедных слоев украинцев.
Спорное утверждение: например, МВФ предлагал навести порядок в субсидировании и выделять адресную помощь тем, кому она действительно необходима - сейчас субсидии на оплату услуг ЖКХ нередко получают семьи среднего, а иногда и высшего класса. Таким образом, для наиболее бедных украинцев стоимость ЖКХ-услуг должна была вырасти не более чем на 20%, а для некоторых и вовсе не изменится.
Забота о стабильности гривны – пагубный для страны предвыборный популизм. Валюты большинства торговых партнеров подешевели за этот год на 10-40%, и "доллар по 8" это очень плохой подарок для всех украинских экспортеров.
Отказавшись сделать хоть что-то из требований МВФ, украинским властям оставалось искать спасения у России. До 9 ноября, когда состоялась встреча Януковича и Путина, Украина семимильными шагами приближалась к подписанию Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом.
Возможно, такой темп был взят, чтобы сделать Владимира Путина более сговорчивым в переговорах о кредите и цене на газ.
Об условиях, на которых Россия согласилась дать $15 млрд., пока что известно очень мало. Ставка купона 5%, срок, по крайней мере, первого выпуска 2 года. Путин мог потребовать за финансовую помощь все, что угодно: от не подписания Соглашения об ассоциации с ЕС до продажи российским компаниям ряда стратегических предприятий, но он точно не будет требовать проведения непопулярных реформ в Украине.
Но выиграл ли Янукович голоса избирателей, согласившись на "простой "российский кредит? Вряд ли.
Даже до отказа от евроинтеграции Янукович был не самым популярным политиком. По данным социологического исследования проведенного в октябре центром им Разумкова, действующий президент с треском проигрывал второй тур президентских выборов как Виталию Кличко, так и Арсению Яценюку.
Какова расстановка сил сейчас – неизвестно, социологических опросов послемайданного периода пока что нет.
Но уже можно сказать без социологических исследований: Майдан не сделал лидеров оппозиции героями нациями, но он сделал Януковича личным врагом половины украинцев.
Реформы МВФ стоили бы гаранту намного дешевле.
Российский кредит - плохая сделка. В первую очередь плохая для вас, Виктор Федорович.
- Информация о материале
В информационном пространстве появился почти позабытый термин – «раскол Украины»: «развал Украины» (Первый канал), «оранжевый раскол» и даже «начало гражданской войны». О «тектоническом расколе» Украины заявил Д.Медведев (В.Путин).
Модальность комментариев о «расколе» различается в зависимости от того, где и кем они произносятся: украинские авторы практически единодушно говорят о недопустимости и невозможности раскола, российские – о его сохранении и даже неизбежности распада Украины.
Есть ли основания для медведевско-путинской, так сказать, «тревоги»?
На страницах этого блога уже отмечалось (Украинцы уходят в Европу), что основным трендом ментально-политической эволюции украинского общества в последние два с лишним десятилетия стала его растущая консолидация на платформе, так или иначе ассоциируемой с западным вектором развития страны, с перспективой ее интеграции в Евросоюз.
Этот процесс, властно проявившийся еще до 2010 г., с избранием В.Януковича президентом Украины не только не ослабел, но и даже усилился. Тектонический сдвиг во внешнеполитической переориентации украинцев с России на Евросоюз пришелся как раз на 2010-2012 гг. Поддержка отношений с Россией в качестве основного вектора украинской внешней политики упала с 53% до 35%, а поддержка первоочередности отношений с Евросоюзом выросла с 24% до 41%. Следует отдать должное Януковичу – именно он сыграл ключевую роль в убеждении и членов собственной партии и в целом жителей восточных и южных областей Украины в разумности выбора вектора европейской интеграции. Эти усилия не замедлили сказаться на эволюции предпочтений украинского общества.
К середине 2013 г. абсолютное большинство украинцев определилось в своем выборе как в пользу подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, так и в пользу членства страны в Евросоюзе. Причем сторонники евроинтеграции оказались в большинстве не только во всей стране и, естественно, на ее Западе и в Центре (и там и там – в абсолютном большинстве), но и даже на ее Востоке и Юге (по Соглашению об ассоциации с ЕС – в относительном большинстве). Эти результаты получили свое отражение, в частности, в данных опросов социологической компании IFAK.
Табл. 1. Хотели бы Вы, чтобы Украина еще в этом году подписала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, которое предполагает создание зоны свободной торговли? (июль 2013 г.)
| Украина и ее части | Вся Украина | Запад и Центр | Восток и Юг |
| Поддерживают | 55 | 67 | 47 |
| Не поддерживают | 26 | 22 | 29 |
| Разница | 29 | 45 | 18 |
Табл. 2. Как Вы считаете, когда Украина должна стать членом Европейского Союза? (июнь 2013 г.)
| Украина и ее части | Вся Украина | Запад и Центр | Восток и Юг |
| Должна, в т.ч.: | 59 | 71 | 52 |
| В ближайшие 5 лет | 37 | 48 | 30 |
| Через 5-10 лет | 12 | 12 | 13 |
| Через 10-20 лет | 7 | 9 | 5 |
| Не ранее, чем через 20 лет | 3 | 2 | 4 |
| Не должна вступать в ЕС | 24 | 13 | 31 |
| Разница | 35 | 58 | 21 |
Более половины опрошенных по Украине в целом поддержали и подписание соглашения с ЕС в 2013 г. (55%) и конечную цель интеграционного процесса – вступление Украины в Евросоюз (59%). На Западе и в Центре Украины поддержка этого курса превысила две трети населения (67% и 71%). На Востоке и Юге конечную цель интеграции – членство в ЕС – поддержали более половины опрошенных (52%), а подписание Соглашения с ЕС в 2013 г. – почти половина (47%). При этом если на Западе и в Центре превышение числа сторонников подписания Соглашения с ЕС над числом его противников было подавляющим (троекратным), то даже на Востоке и Юге число сторонников Соглашения было больше, чем число его противников более чем на 60% (47% и 29% соответственно).
Таким образом, к середине 2013 г. в Украине действительно сложился общенациональный консенсус относительно европейского направления политической и экономичесой интеграции страны, проявившийся не только в стране в целом, не только на ее Западе и в Центре, но даже и на ее Востоке и Юге. Никаких объективных оснований для раскола Украины, тем более «тектонического» характера, в тот момент не было.
В Кремле такое состояние украинского общества было признано неприемлемым. В результате летом 2013 г. против Украины была развернута полномасштабная война нового типа – таможенная, санитарная, газовая, пропагандистская. В ней активно участвовали и участвуют ударные силы нынешнего российского режима – от Киселева, Онищенко, Глазьева, Рогозина, Миллера, Патрушева до Медведева и, естественно, Путина.
Наиболее зримый первый итог этой войны хорошо известен – под давлением беспрецедентного кремлевского давления и шантажа Янукович отказался от подписания в Вильнюсе Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Другой промежуточный результат этой войны – в сфере общественного мнения – известен меньше. Проводимая антиукраинская-антиевропейская война не обошлась без негативных последствий для поддержки евроинтеграции со стороны украинских граждан – за несколько месяцев ее уровень заметно снизился.
Табл. 3. Хотели бы Вы, чтобы Украина еще в этом году подписала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, которое предполагает создание зоны свободной торговли?
| Опросы | Изменения за период | ||||
| янв.13 | июл.13 | окт.13 | С января по июль | С июля по октябрь | |
| Вся Украина | |||||
| Поддерживают | 50 | 55 | 50 | 5 | -5 |
| Не поддерживают | 26 | 26 | 33 | 0 | 7 |
| Разница | 24 | 29 | 17 | 5 | -12 |
| Запад и Центр | |||||
| Поддерживают | 66 | 67 | 64 | 1 | -3 |
| Не поддерживают | 14 | 22 | 21 | 8 | -1 |
| Разница | 52 | 45 | 43 | -7 | -2 |
| Восток и Юг | |||||
| Поддерживают | 39 | 47 | 39 | 8 | -8 |
| Не поддерживают | 35 | 29 | 42 | -6 | 13 |
| Разница | 4 | 18 | -3 | 14 | -21 |
Если с января по июль 2013 г. поддержка курса на евроинтеграцию увеличилась практически во всех сегментах украинского общества, причем особенно заметно (на 8 п.п.) – на Востоке и Юге, то с июля по октябрь 2013 г. тренды развернулись на прямо противоположные. Поддержка идеи подписания Соглашения с ЕС за последние три месяца уменьшилась в целом по Украине на 5 п.п., в том числе на Западе и в Центре – на 3 п.п., а на Востоке и Юге – на 8 п.п. С учетом числа тех, кто не поддерживает идею подписания такого Соглашения с ЕС, разница между числом сторонников и числом его противников в целом по стране упала на 12 п.п., причем на Западе и в Центре – на 2 п.п., а на Востоке и Юге Украины – на целых 21 п.п.
Несмотря на то, что сторонников подписания Соглашения с ЕС в Украине по-прежнему больше, чем его противников, причем в целом по стране – в полтора раза, а на ее Западе и в Центре – втрое, на Востоке и Юге ситуация изменилась. Впервые число сторонников подписания Соглашения с ЕС здесь оказалось меньше (пусть и ненамного), чем его противников (39 и 42% соответственно). В то время, как жители Запада и Центра Украины оказались наиболее стойкими в приверженности своей европейской ориентации, жители Востока и Юга Украины поддались жесткому давлению со стороны российского режима.
Что касается отношения украинцев к конечной цели евроинтеграционного процесса – членству страны в Евросоюзе, то его изменения оказались такими же по знаку, хотя и менее драматическими, чем отношение к промежуточной цели – к подписанию Соглашения с ЕС.
Табл. 4. Как Вы считаете, Украина должна стать членом Европейского Союза?
| Опросы | Изменения за период | ||||
| дек.12 | июн.13 | ноя.13 | С декабря 2012 по июнь 2013 | С июня по ноябрь 2013 | |
| Вся Украина | |||||
| Должна | 52 | 59 | 58 | 7 | -1 |
| Не должна | 29 | 24 | 31 | -5 | 7 |
| Разница | 23 | 35 | 27 | 12 | -8 |
| Запад и Центр | |||||
| Должна | 71 | 69 | -2 | ||
| Не должна | 13 | 19 | -6 | ||
| Разница | 58 | 50 | -8 | ||
| Восток и Юг | |||||
| Должна | 52 | 50 | -2 | ||
| Не должна | 31 | 39 | 8 | ||
| Разница | 21 | 11 | -10 | ||
Если в первой половине 2013 г. (с декабря 2012 г. по июнь 2013 г.) поддержка этой идеи в целом в Украине возросла на 7 п.п., а разница между числом сторонников и числом противников членства страны в ЕС возросла на 12 п.п., то в следующие пять месяцев (с июня по ноябрь 2013 г.) оба эти показателя уменьшились. В целом по стране число сторонников членства в ЕС сократилось на 1 п.п., число противников увеличилось на 7 п.п., а разница между числом сторонников и противников возросла на 8 п.п. Увеличение числа противников евроинтеграции также оказалось более значительным на Востоке и Юге, чем на Западе и в Центре (на 8 п.п. и на 6 п.п. соответственно).
Промежуточные результаты антиукраинско-антиевропейской войны на украинском театре военных действий (ТВД) в Кремле были восприняты, очевидно, как существенный, но все же недостаточный успех. Действительно, число украинских сторонников евроинтеграции, хотя и немного уменьшилось, но все же по-прежнему превышает число ее противников. Правда, впервые обнаружился небольшое превышение числа противников подписания Соглашения с ЕС над его сторонниками на Востоке и Юге Украины. Так стал проявляться первый антиевропейский плацдарм на украинской территории. Когда только он обозначился, немедленно был запущен тезис о «расколе» и даже о «тектоническом расколе» в Украине. Тогда в бой были брошены новые пропагандистские и иные силы, а в Москве началось спешное формирование ударного наступательного соединения информационных войн нового века – агрессивного пропагандистского монстра «Россия сегодня».
Основные элементы проводимой в настоящее время антиукраинской войны в целом сильно напоминают проводившиеся недавно абхазскую и югоосетинскую операции на грузинском ТВД: жесткая оппозиция российских властей проевропейским, прозападным устремлениям большинства населения атакуемой страны (причем несущественно, идет ли речь о ее интеграции в НАТО или в ЕС); создание на территории страны, подверженной атаке, антиевропейских-антизападных плацдармов; разжигание противоречий между жителями этих плацдармов, с одной стороны, и большинством населения атакуемой страны, с другой; использование такого противостояния в качестве рычага для максимальной дестабилизации в стране политической и экономической ситуации, для наибольшего ослабления действующего руководства (сегодняшний Янукович все больше напоминает Шеварнадзе на излете своего президентства); срыв евроинтеграционных усилий атакуемой страны; «бордеризация» захваченных плацдармов.
Очень хочется ошибиться, но нельзя исключить и классических провокаций спецслужб – того, что в ближайшее время в Украине могут раздаться непонятные выстрелы, произойти неясного происхождения взрывы, пропасть одни граждане, обнаружиться погибшими другие.
В рамках ведущейся антиукраинской войны сейчас разворачивается грандиозная битва за Киев. Чем более жестким будет противостояние участвующих в ней украинских сторон, чем больше в ней будет высказано взаимных обвинений и оскорблений, чем больше прольется крови – и виртуальной и, не исключено, реальной, тем легче будет авторам и исполнителям антиукраинско-антиевропейской войны отделить, оторвать, изолировать захваченный плацдарм от остальной страны, осуществить, так сказать, «тектонический раскол» Украины, тем легче будет ее «подвесить» на долговременный крючок искусно спровоцированного внутриукраинского конфликта.
- Информация о материале
Страница 865 из 1561
