Статьи
17 декабря в Москве Виктор Янукович не подписал ничего такого, что можно было бы расценить как утвержденный проект строительства Великой украинской стены на границе с ЕС. Если бы Путин захотел перефразировать Абалкина, то вышло бы что-то типа: "Мы вам так помогаем, как вы отказались от Ассоциации с ЕС: в рассрочку". Миллиарды цедятся "по мере надобности", цена на газ поквартально подвешивается, инвестиции в предприятия "по мере возможности". В принципе, ничего неожиданного — все в рамках информации ZN.UA, пришедшей с российской стороны после сочинской встречи Януковича и Путина. Хотя полный объем сочинских договоренностей, где была назначена плата за провал Вильнюса и вхождение Украины в Таможенный союз (вероятнее всего после президентских выборов) практически никому, кроме двух президентов, полностью не известен. На льняных салфетках вряд ли удобно подписывать "понятийки", равно как и скреплять подписью показания. Однако, нельзя исключать, что некий документ внутреннего пользования в южной резиденции российского президента таки подписан был. Так или иначе, но фишечка по имени "Янукович" радостно сделала свой ход в большой геополитической игре Путина.
Страх и жадность — вот те две клавиши в душе украинского президента, на которых его российский коллега сыграл отбой украинской евроинтеграции. Страх потерять в 2015 г. власть как защиту. И жадность к удержанию власти как средству преумножения капитала.
По большому счету, проблема, создаваемая российским лендлизом, даже не в обмене тушенки на политические уступки. Проблема в том, что эта помощь в сочетании с неготовностью Януковича к реформам, стимулирует деградирование украинской экономики. Президент отказался от пакета мер, наработанных в правительстве, и дающих возможность лечить, а не залечивать украинскую экономику. Непопулярно. Залатать бюджетные дыры и нахлобучить на латки популистские подачки пенсионерам и труженикам бюджетной сферы? Выкачивать Налоговой из бизнеса кровь и ожидать при этом экономического роста? Насильно изымать у того же бизнеса деньги в фонды оплаты предвыборной пирамиды архитектора Клюева и при этом рассчитывать на рост поступлений в бюджет? После такого хозяйствования речь пойдет не о том, что украинские холодильники покупают только в России, а о том, где найти авоську, чтобы хранить дефицитные продукты за окном.
Ну а пока все это не случилось, давайте разберемся в том, как это начиналось. Плюсы, минусы и риски основных межпрезидентских договоренностей — в материалах журналистов "Зеркала недели. Украина"
Таможенный союз
Договор о вступлении Украины в Таможенный союз Янукович в Москве не подписал. И к "отдельным" соглашениям ТС не присоединился. Но впечатление начала ползучей "таможенизации" Украины создал вполне отчетливое.
После премьерских и президентских стенаний о том, как плохо учтены интересы Украины в Соглашении об ассоциации с ЕС (СА), было ну о-о-чень занимательно изучать, как же нашей власти удалось отстоять национальный интерес на переговорах в Москве. Да вот хотя бы при подготовке и подписании куда менее объемного и сложного, нежели СА, документа — Протокола шестого заседания украино-российской межгосударственной комиссии от 17 декабря 2013 г. Поскольку в распоряжении ZN.UA находится утвержденный 11 декабря Кабинетом министров проект этого документа (причем с предложениями и комментариями украинской стороны, то процесс сличения двух вариантов Протокола оказался сколь познавательным, столь же и печальным. Потому что шесть страниц текста весьма наглядно продемонстрировали как бойцовские способности отечественных "защитников" национальных интересов, так и истинные намерения российских "братьев", пришедших нам на помощь в трудную минуту, как утверждает В.Путин. Видимо, из чувства глубокой благодарности Кремлю данный Протокол, содержащий три десятка поручений правительствам двух государств, и был вчистую "слит" украинской стороной россиянам.
Утвержденный в Киеве текст претерпел в Москве значительные изменения. Нет, разумеется, украинской стороне тоже сделали приятно. Например, таки "высоко оценили деятельность украинского Председательствования в ОБСЕ" (правда, высокую оценку его вклада "в поддержание стабильности в зонах "замороженных" конфликтов" россияне из документа почему-то вычеркнули). Но зато что вписали!
Ладно бы только бредовую фразу о "взаимодополняемости интеграционных процессов, осуществляемых в рамках Евразийской экономической интеграции и Европейского союза". Но в списке поручений правительствам РФ и Украины появилось два совершенно новых пункта. В п. 4 теперь записано: "Правительствам сторон обеспечить разработку и подписание в сжатые сроки Меморандума о содействии Российской Федерации по сближению технических регламентов Украины и Таможенного союза". А п. 5 гласит: "Правительствам сторон подготовить предложения по взаимодействию украинской стороны с Евразийским банком развития, антикризисным фондом ЕврАзЭС и Межгосударственным банком СНГ".
А как показательно, можно сказать — с особым цинизмом, изменили п.1, в котором Украина предполагала, что меры, способствующие росту объемов двусторонней торговли и инвестиций в 2014 г., будут приниматься на основе "принципов Всемирной торговой организации, положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г."! По предложению россиян, чья страна является как членом ВТО, так и стороной Договора о ЗСТ СНГ, эти организации из текста вычеркнули. И теперь вышеупомянутые меры будут приниматься "путем устранения технических барьеров во взаимной торговле" на основе соответствующего соглашения Таможенного союза, разработанного для государств — участников СНГ, не являющихся членами ТС.
Из текста Протокола в п. 2 — о содействии дальнейшей либерализации торговых режимов в рамках СНГ — также исчезло украинское предложение делать это "путем подготовки ряда соглашений Содружества, а именно: о торговле услугами, доступе к трубопроводному транспорту и отмене экспортных пошлин". Зато остались пункт о Внешэкономбанке (несущий, по мнению украинских правительственных экспертов, возможные риски) и пункт о рубле (противоречащий национальным интересам Украины).
Об искренности желания оказать "братскую помощь" и восстановить "утраченные связи" взаимной кооперации свидетельствует и многочисленные изменения в других пунктах Протокола, где конкретика и точные даты были заменены весьма расплывчатыми формулировками. Например, Украина предлагала "создать двустороннюю рабочую группу экспертов по разработке Плана мероприятий по организации в Украине производства ядерного топлива для реакторов ВВЭР-1000 по российским технологиям", а также внести до 1 марта 2014 г. на рассмотрение глав правительств согласованный План с конкретными предложениями по финансированию проекта". В окончательном документе — ни к чему особо не обязывающая формулировка. Киев предлагал подготовить "и в двухмесячный срок внести на рассмотрение глав правительств конкретные предложения по организации финансирования проекта сооружения энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС". В Москве "конкретику" и сроки вычеркнули. Украинцы хотели "обеспечить завершение совместных государственных испытаний самолета Ан-70 до 1 февраля 2014 г.", россияне переписали "до конца первого квартала". А пункт об АН-124 вообще обрезали до неузнаваемости. Не прошла российскую "цензуру" не только предлагаемая дата 1 марта
2014 г., до которой, как предлагали украинцы ГП "Антонов" и Объединенная авиастроительная корпорация должны были бы внести на рассмотрение глав правительств предложения по решению вопроса о создании совместного предприятия для управления программой возобновления серийного производства самолетов семейства АН-124 с двигателями Д-18Т (теперь стороны лишь "активизируют работу" в этом направлении). Исчез целый очень важный для украинских авиастроителей абзац о реализации соглашения между КМУ и правительством РФ о реализации и мероприятиях государственной поддержки возобновления серийного производства самолетов семейства АН-124 с двигателями Д-18Т и их модификаций, на основании которого украинская сторона предлагала "организовать совместное выполнение работ по модернизации, послепродажному обслуживанию, поддержки в эксплуатации воздушных судов данного типа".
И еще один весьма показательный пример. Киев предлагал подписать межправительственный Меморандум о сотрудничестве по созданию космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса. А в Москве подписали весьма общий Меморандум о взаимопонимании между Федеральным космическим агентством (РФ) и Государственным космическим агентством Украины относительно сотрудничества в области ракетно-космической промышленности.
Не дождалась Украина особых "подарков" от россиян и в "гуманитарной" части документа. Пункт по миграционной политике обрезали до телеграфного стиля. Предложение провести совместное расследование инцидента 17 июля т.г. в Азовском море (в результате которого погибли украинские рыбаки), было отметено, как и предложение решить вопрос регистрации организации всероссийского уровня — "Украинский конгресс России". Вот, правда, поддержать изучение и преподавание украинского языка и литературы в школах РФ и отпраздновать 200-летие со дня рождения Т.Шевченко не отказались…
О чем свидетельствуют все эти правки, внесенные в Москве в документ в "лучших" традициях российской дипломатии — в последний момент и нахрапом?
Во-первых, о том, что "восстанавливать разрушенные связи" и спасать "гибнущие без сотрудничества с Россией" украинские предприятия и, тем более, целые отрасли, в Москве отнюдь не спешат. То ли у самих средств маловато (на прошлой неделе премьер Д.Медведев заявил об ухудшении всех основных макроэкономических показателей РФ за девять месяцев 2013 г.), то ли конкуренты им не нужны, то ли ожидают большей степени "таможенного братания" с Украиной.
Во-вторых, о том, что в заверениях Путина после заседания межгоскомиссии — "сегодня мы с президентом Украины о Таможенном союзе вообще не говорили" — ключевое слово — "сегодня". Россияне куют железо пока горячо. Раз не получилось быстро вынудить Януковича согласиться на Таможенный союз, Москва будет втягивать Украину туда по чуть-чуть — по еще одному соглашению, по еще одному обязательству, — набирая критическую массу. И хотя пока ничего необратимого не произошло, и теоретическое возвращение Украины на европейский путь все еще возможно, каждый день нашу страну будут пытаться все больше скомпрометировать в глазах Евросоюза, вызывая у него все большее разочарование и раздражение политикой официального Киева, заставляя окончательно поверить — с этим президентом Украины Евросоюзу по поводу Ассоциации говорить больше не о чем. А через два года, как рассчитывают в Кремле, об Украине Евросоюз должен будет говорить уже только с Москвой…
15 миллиардов
Пока об условиях предоставления обещанных 15 российских миллиардов известно очень мало. В частности, Россия собирается кредитовать Украину, вкладывая средства не путем предоставления межгосударственных кредитов, а в суверенные еврооблигации. Основной массив финансирования — на 12 млрд долл. — должен быть выделен на протяжении следующего года несколькими траншами, "по мере возникновения надобности". В нынешнем году (до конца декабря) запланирована продажа россиянам двухлетних евробондов на 3 млрд долл. через Ирландскую фондовую биржу. Причем выпуск евробондов, как заявлялось, мог состояться еще до конца текущей недели (однако на момент подготовки этого материала еще не был осуществлен).
18 декабря с.г. Кабмин принял постановление №904 о выпуске облигаций внешнего госзайма 2013 г. на 3 млрд долл. В документе определено, что купон должен составить 5% годовых (как и анонсировалось в Москве), а погашение бумаг приходится на 20 декабря 2015 г.
Покупать евробонды Украины в 2013 г. должен "Фонд национального благосостояния" (ФНБ), который является "подушкой безопасности" для Пенсионной системы России и наполнялся в свое время за счет нефтегазовых доходов. В 2014 г. свой вклад могут внести и другие российские финансовые агенты, хотя ФНБ будет доминировать. Как отмечал, например, глава российского Внешэкономбанка В.Дмитриев, ВЭБ не планирует покупать евробонды Украины, но отмечал, что может увеличить капитал украинской "дочки" — Проминвестбанка.
Преимущества
5% годовых — это более низкая ставка, нежели те, по которым Украина размещала на внешних рынках свои последние долговые обязательства (под 7,5% в апреле и 7,625% в феврале текущего года). И уж тем более ниже их доходностей на вторичном рынке, особенно до объявления о выделении российского финансирования, когда она порой превышала 20% годовых.
В то же время эта доходность выше стоимости ресурса по кредитам МВФ, по последней программе сотрудничества составлявшей около 3,5% годовых.
Как подчеркивал В.Янукович, под выделенные Россией кредиты не придется предоставлять залог в виде имущества или выполнять какие-то дополнительные условия. А министр финансов РФ А.Силуанов, обосновывая выбор именно евробондов как инвестиционного инструмента, указывал на то, что он является "более защищенным, чем межгосударственный кредит".
Откуда эта разница в оценках? Как объясняют эксперты возможный контекст слов российского чиновника, ценные бумаги, выпущенные через биржу, являются ликвидным инструментом — их всегда можно продать, они всегда имеют свою цену. И, кроме того, такой инструмент в принципе достаточно защищен с точки зрения международных правовых отношений.
Кредиты на 15 млрд долл. могут существенно пополнить похудевшие резервы НБУ (в настоящий момент они покрывают лишь немногим более двух месяцев импорта) и облегчить выполнение валютных обязательств правительства в 2014 г. (по разным оценкам, речь идет о 7–10 млрд долл.). Как подсчитали эксперты Fitch, на конец следующего года золотовалютные резервы Украины могут составить 25 млрд долл. (эффект не только кредита, но и снижения цены на газ).
Понижение на финансовых рынках дефолтных ожиданий не только упростит доступ Минфина на внешние рынки, но и будет способствовать уменьшению стоимости гривневого ресурса на внутреннем рынке.
Недостатки и риски
Среди наиболее значимых экономических рисков российского финансирования необходимо отметить непрозрачность достигнутых договоренностей между В.Путиным и В.Януковичем, из-за чего возникают подозрения в наличии в их "пакете" "тайных протоколов", подразумевающих, в частности, права на досрочное погашение или штрафные санкции при невыполнении тех или иных условий, неизвестных "широкой публике". Эта закрытость (в отличие, например, от условий соглашений с МФО, которые становятся общедоступными) является тихим омутом, в котором можно спрятать любого черта.
Очень настораживает и краткосрочность займов (как минимум первой трехмиллиардной инъекции). Это — дополнительный рычаг давления Москвы, причем уже не только на Януковича, но и на его возможного преемника. Ведь наивно ожидать, что за предстоящий предвыборный год состояние украинских госфинансов кардинально улучшится (особенно судя по тому, как сразу же после заключения московских соглашений украинская власть бросилась раздувать бюджет и повышать соцстандарты). Скорее, ситуация будет развиваться с точностью до наоборот. Так что обязательства берет Янукович, а расплачиваться будет вся страна, причем не только деньгами.
Тем временем Россия может сконцентрировать как минимум 50% общего госдолга Украины — со всеми сопутствующими политическими последствиями для Киева. Причем значительную его часть, не исключено, Кремль контролирует уже сегодня через аффилированные структуры. Стоит напомнить и о недавнем заявлении Путина, что украинские заемщики уже должны нескольким крупным российским банкам 30 млрд долл. Должны, очевидно, в основном крупные бизнесы, собственники которых могут влиять на политику Банковой и Грушевского.
Выделение же кредитов порциями означает, что Кремль сможет постоянно накладывать вето на некомфортные для себя решения Украины. Не говоря уже о том, что в случае обострения макроэкономических вызовов, стоящих сегодня и перед самой Россией (на фоне замедления экономики, проблем в пенсионной системе, из-за которых были "конфискованы" накопительные сбережения граждан, и т.д.), обещания могут оказаться невыполненными.
Кроме того, возможность полагаться на финансовую поддержку России дестимулирует украинскую власть от проведения давно "перезревших" непопулярных структурных реформ в экономике. Подчеркнутое Путиным "преимущество", что выделение финансирования не связано с условиями наподобие замораживания пенсий или зарплат с явным намеком на жесткость рекомендаций/требований МВФ к Украине, на самом деле оборачивается для Украины "тортом для диабетика".
Появление значительного валютного ресурса у власти перед президентскими выборами делает гипермаловероятными как переход к политике более гибкого курсообразования (что многократно увеличивает дельнейшие девальвационные риски), так и попытки разгрести завалы в энергосекторе и коммунальной сфере. Безответственность в бюджетной политике может только усилиться, особенно из-за необходимости заигрывания с электоратом.
Будучи наверняка направленными на консервацию существующего статус-кво экономических отношений в стране, проедание и подкуп избирателей перед выборами, эти деньги закладывают мощнейшую девальвационно-дефолтную бомбу на 2015 г. и далее.
По подсчетам экспертов, в случае выпуска двухлетних евробондов под Россию, под конец 2015-го Украине придется выплачивать 5,4 млрд долл. — это рекордная сумма для такого короткого промежутка времени.
Дальнейшие комментарии, как говорится, излишни.
Газ, объем и ГТС
17 декабря 2013 г. главы "Нафтогаза Украины" и "Газпрома" Евгений Бакулин и Алексей Миллер подписали дополнительное соглашение к контракту купли-продажи природного газа (от 19 января 2009 г.). Из известных это уже 29-е допсоглашение.
Цена
Особо примечательно это дополнительное соглашение разрекламированной ценой — 268,5 долл. за тысячу кубометров. Напомним, в четвертом квартале 2013-го "Нафтогаз" платит "Газпрому" за газ по 406 долл.
Как и в базовом контракте 2009-го, цена "газпромовского" газа для "Нафтогаза" будет корректироваться подписанным допсоглашением ежеквартально. С учетом коэффициентов, прописанных в изначальном контракте. Но формула цены газа в принципе не изменилась. Просто с 1 января 2014-го будет действовать допсоглашение от 17 декабря с ценой на треть ниже базовой контрактной. Но как надолго установлена эта цена, мало кто рискнет предположить.
Другое дело, что теперь очень многое будет зависеть от биржевых цен на нефть, в частности российскую. Из доходов от ее продажи как раз и формируется стабилизационный фонд РФ, из которого и планируют выделить 15 млрд долл. "для Януковича".
Обязательный объем
Фишка упомянутого допсоглашения состоит в том, что "Нафтогазу" придется покупать у "Газпрома" не менее 32–33 млрд кубометров газа в год! Это уже с учетом 20-процентной нештрафуемой доли. Причем вплоть до 2019 г., когда заканчивается десятилетний контракт "Нафтогаза" с "Газпромом". Если, конечно, к тому времени не подпишут очередное допсоглашение, отменяющее подписанное 17 декабря 2013-го. При оглашенной цене 268,5 долл. за тысячу кубометров 33 млрд кубометров обойдутся "Нафтогазу" в 8,86 млрд долл.
Собственно, такие же условия – обязательной закупки 33 млрд кубометров — прописаны с января 2009-го. Контракт на условиях "бери или плати". Только при базовой цене 450 долл. "Газпром" уже выставил счет "за недобор" контрактного газа в 2012-м — 7 млрд долл. И, очевидно, это стало еще одним побуждающим мотивом для Януковича и его премьеров и министров от газа, чтобы отдать украинский рынок на откуп "Газпрому", по крайней мере, на ближайший год…
Только при базовой цене "газпромовского" товара в 450 долл. за тысячу кубометров в Украине уже минимум три года стали серьезно экономить на энергоносителях, особенно на российском газе. Потому что слишком дорогой товар получается для промышленных энергоемких производителей. А коммунальные платежи, в стоимости которых значительная часть энергоносителей, заставляют экономить даже самых расточительных.
За последние три года Украина уже сократила потребление газа (всякого!) почти на 20%! Даже при собственной газодобыче минимум 18 млрд кубометров в год. В декабре, как правило, потребление газа возрастает — зима. Но за прошедшие 11 месяцев 2013-го вся Украина — и население, и энергоемкая промышленность — использовали всего 40,6 млрд кубометров газа. Это с учетом запасов в подземных хранилищах (ПХГ) газа, добываемого в Украине и импортируемого, в частности, из РФ, но не только.
Плюсы и минусы
Как уже выше сказано, 33 млрд кубометров газа даже при стабильной годовой цене в 268,5 долл. обойдутся "Нафтогазу" в 2014 г. в сумму около 8,9 млрд долл.
Население и предприятия теплоэнергетики — основные клиенты "Нафтогаза" — в год потребляют всего 15–16 млрд кубометров газа. Допустим даже пока невозможное, что 15 млрд кубометров для населения — "газпромовский" газ (что по определению и по закону невозможно до окончания 2013 г.). Средняя годовая цена газа — около 400 долл. за тысячу кубометров. Получается около 6 млрд долл. за год.
Если учесть, что население и комбыт в основном используют газ отечественного производства, который не то что в разы, на порядок дешевле для населения. И обходится он в год в 16-18 млрд грн. (!).
"Газпромовский" газ если и приходилось докупать, то для промышленных объектов, например, для государственных энергогенерирующих компаний. Но последние не потребляют и 500 млн кубометров газа в год.
Дмитрий Фирташ закупал "химикам" газ у того же "Газпрома" в среднем по 270 долл. за тысячу кубометров. Совладелец "РосУкрЭнерго" (почти на пару с "Газпромом"), конечно же, хотел, чтобы российский газ для его предприятий обходился дешевле, чем продавал в Украине российский товар "Нафтогаз". И фирташевский Ostchem получал "газпромовский" газ в 2012–2013 гг. по намного более низкой цене, чем НАК. Даже в декабрьских (2013 г.) договоренностях Киева и Москвы, а точнее, Януковича и Путина, как минимум на первый квартал 2014-го "Нафтогаз" и "Газпром" ориентировались на цену российского газа, сопоставимую с той, по которой у россиян покупал его Ostchem Д.Фирташа.
Получается, что владельцы энергоемких заводов теперь получат цену, сопоставимую с прежним предложением Фирташа на украинском газопромышленном рынке.
Впрочем, на его место уже есть кандидат, приложивший немало усилий, чтобы сместить химического олигарха. И группа компаний ВЕТЭК создается по образу и подобию холдингов Ахметова и Фирташа. Только реальные владельцы ВЕТЭКа к публичности стремятся еще неохотнее, чем Ахметов и Фирташ.
К слову, о месте и, главное, роли "Газпрома" на рынке Украины. Несколько месяцев, по крайней мере, в первом квартале 2014 г. "газпромовская", можно сказать, демпинговая цена газа позволит продержаться на плаву и дальновидным промышленникам, и не очень. Но за все придется платить. Вы думаете, что не вам? А кто будет расплачиваться минимум за 15 млрд долл. из стабфонда РФ?
Проблема "газовой" скидки глубже, чем можно ее очертить. Ведь ее суть не в цене и даже не в объеме "газпромовского" газа. Хотя и за это "демпинговое" удовольствие нам придется заплатить. Не напрямую — через коммунальные услуги, так через товары и транспортные расходы.
Проблема еще и в том, что таким образом Украина будет не просто посажена на газовую иглу РФ, она будет отброшена на многие годы назад! Кто станет тратиться на энергосберегающие технологии и модернизацию производств; кому нужны будут энергоэффективные здания, зачем дорогостоящие технологии добычи "сланцевого" газа и возобновляемые источники энергии, если газ якобы будет стоить на треть дешевле, чем сегодняшний "газпромовский" для "Нафтогаза"?..
Как долго продлится такая "благодать", сколько и чем мы за нее заплатим?
Украина столько лет именно "виборювала" право быть равной на рынке как покупателей, так и транзитеров природного газа. 2013-й стал испытанием и для украинских газотранспортников и покупателей реверсного газа, и для европейских. 2,5 млрд кубометров Украина уже получила в реверсном режиме через Польшу и Венгрию. Столько времени вели переговоры со словаками и в последний момент не поехали на встречу с ними…
Ах да, все же готовились к поездке в Москву и к предстоящим скидкам "Газпрома".
"Золотая" опция украинской газотранспортной системы
Безусловно, это подземные хранилища газа. ZN.UA рассказывало о том, что украинские ПХГ, особенно расположенные вблизи границ стран ЕС, — это не только весомый аргумент Украины в переговорах относительно ГТС на самом высоком уровне. Украинские ПХГ — это 20% стабилизирующих мощностей всей Европейской газотранспортной системы. Больше только у РФ. Но их "подземки" расположены далеко от Европы (если не считать акций, купленных предприятиями, аффилированными с "Газпромом". И именно ПХГ Украины в ближайшей и даже отдаленной перспективе интересуют "Газпром" прежде всего, потому что с их помощью можно регулировать сезонные и особенно суточные "пиковые" газопоставки, если в Европу вдруг придут невиданные морозы).
После достижения договоренности с Россией о снижении цены на газ Янукович заявил, что "открылись новые возможности" для переговоров по газотранспортному консорциуму. Но не говорит, с кем конкретно и о чем конкретно. Впрочем, нетрудно догадаться — с "Газпромом". Ведь о третьем потенциальном участнике — Евросоюзе даже не упоминают.
Хотя именно благодаря требованиям Еврокомиссии и Европейского Энергетического сообщества Украина приняла закон о либерализации рынка газа, который обязал власть разделить функции "Нафтогаза" на добывающую, транспортную и торговую. Теперь газотранспортное предприятие НАКа — "Укртрансгаз" является публичным акционерным обществом. Правда, пока только формально. Но вроде бы ничто не мешает создать на его базе "консорциум" с российским "Газпромом". Кроме европейского законодательства, в частности положений Второго и Третьего энергопакетов, которые так мешают "Газпрому". Не хотят европейцы в одном лице видеть и оператора ГТС, и продавца газа. Ну зачем им полновластная газовая монополия?!
"Укртрансгазу" увеличение транзита с нынешних 75 млрд кубометров газа в год будет очень даже кстати. Но зачем для этого "консорциум" с "Газпромом"? Работают же операторы ГТС в европейских странах без "консорциума". И тоже транспортируют "газпромовский" газ. Но "Газпром", даже владея частью их акций, не может влиять на транзитеров. По крайней мере, так, как ему бы хотелось.
На техническом и технологическом уровне "Укртрансгаз" как оператор украинской ГТС регулярно общается с европейскими коллегами Европейской сети операторов (ENTSOC).
Почему же не избрать такой цивилизованный путь для украинской ГТС? И надежнее, и выгоднее, и безопаснее. Для всех, кто не стремится превратить Украину в окраину империи.
Самолеты, космос, ОПК
После встречи в Москве президентов Украины и России возникло ощущение эйфории у чудом сохранившихся зубров оборонно-промышленного комплекса. Преференции и уникальные заказы, якобы даваемые украинским предприятиям со стороны РФ, баснословны. А сама Россия на своих могучих плечах фактически будет нести весь украинский высокотехнологичный сектор. Появилась информация о готовности создавать с Украиной совместные предприятия для активизации ВТС. Российская опека намерена включать три направления: развитие украинского авиапрома, рост возможностей национальной ракетно-космической отрасли, прямую поддержку заказами предприятий оборонной промышленности. Однако стоит разобраться, так ли все вкусно, как выглядит.
Авиапром: алгоритм фокусника Рогозина
После визита Виктора Януковича в российскую столицу в Киеве быстро подсчитали: проект совместного выпуска около 80 самолетов Ан-124 для России принесет Украине 12,89 млрд долл. прибыли. Действительно, таких амбициозных планов авиастроительного сотрудничества еще не было. Развитие этого давно вынашиваемого проекта может дать всплеск заказов, и не только конструкторских: ныне в Ульяновске имеются только рабочие документы на изготовление самолета, и даже хвостовое оперение "Руслана" делает Украина. Но это одновременно и свидетельство: этот проект без Украины реализовать абсолютно невозможно. Даже запланированное с легкой подачи российского вице-премьера Дмитрия Рогозина самостоятельное проведение модернизации существующего в России парка самолетов Ан-124 свои ОКБ не потянут — нет кадров, опыта и необходимой документации. А уж возобновление серийного производства "Русланов" без КБ — разработчика и украинских двигателей — выглядит утопией. Двойственна и оборотная сторона проекта: сегодня Украина и РФ вместе являются мировыми монополистами на рынке перевозок крупногабаритных грузов, и с увеличением российского парка Украина попросту выпадет из обоймы лидеров (тягаться с российскими объемами производства не выйдет, да и российская сторона не допустит). В любом случае, старт и успех этого проекта никак не связан импульсами филантропии администрации Путина. Как не связаны и темпы других проектов — производства для РФ Ан-70, Ан-148, Ан-140. Эти проекты будут развиваться независимо от политического рычания, потому что у России нет альтернативы этим машинам. Задержка в несколько лет возможна разве что в отношении Ан-70 — до того момента, когда он будет на рынке. Таким образом, покровительство России в этом сегменте фиктивное, никоим образом не связанное с выживанием украинского авиапрома. Напомним, доля сотрудничества с российским авиапромом в последние годы не превышала 10% в общих объемах проектов украинского самолетостроения. Что же касается предложений, то они отражают, в первую очередь, желания самой России, хотя, несомненно, выгодны и Украине.
Космос: орбитальная подмена понятий
Ракетно-космическая отрасль Украины в хорошем смысле "завязана" на Россию. В хорошем смысле потому, что проекты, реализуемые совместно с Россией, либо являются международными, либо нужны самой России гораздо больше, чем Украине. В Государственном космическом агентстве Украины (ГКАУ) отмечают следующее: "В настоящее время РФ, наряду с Бразилией, КНР, США и Европейским космическим агентством (ЕКА), входит в число основных партнеров Украины в космической сфере". Известно, что более 60% продукции ракетно-космической отрасли Украины идет на экспорт. Но и в самой доле России в общем объеме деятельности отрасли, проекты опять-таки те, в реализации которых нуждается сама российская космическая индустрия.
Может, кто-то сомневается, что поддержание в функциональном состоянии российских МБР, находящихся на вооружении в РВСН, больше нужны России? Или полагает, что создание новой тяжелой МБР, о необходимости появления которой твердил российский президент в ноябре с.г., больше нужно Украине? Есть все основания утверждать, что без Украины успех новой МБР будет еще призрачнее, чем успех все еще "дорабатываемой" ракеты "Булава". Или, может быть, конверсия ракеты SS-18 "Сатана" в коммерческий ракетоноситель "Днепр" тоже больше необходима Украине? При существующем графике снятия МБР с боевого дежурства. Откровенно говоря, в этом есть большие сомнения, даже с учетом реальной выгоды конверсии и совместных работ в рамках "Космотрас".
Что касается международных космических проектов, то доля России в них давно не является определяющей. ГКАУ среди основных называет совместный с Бразилией проект создания украинской ракеты-носителя и системы космического базирования в провинции Алкантара (Бразилия). Упоминает также работы в рамках запуска новой ракеты США, в которой первая ступень изготовлена украинцами по украинским технологиям.
Затем следует производство серийных двигателей для европейского РН Вега, которое уже налажено, а поставка первого серийного изделия заказчику намечена на начало 2014 г. Наконец, международный консорциум Sea Launch готовит на 2014–2015 гг. пять пусков РН Зенит-3SL с морского космодрома. Да, правда, что украинский РН Зенит-3SL имеет 72% российских комплектующих. Но Украина и РФ принимают участие в этом проекте вместе с США и Норвегией, так что заблокировать поставки комплектующих мог бы только безумец, метящий в категорию ненадежных партнеров.
Более того, в самой РФ с космосом не ладится. "Расписание пусков Sea Launch на 2014 г. приобретает громадное значение для мирового рынка пусковых услуг телекоммуникационных спутников коммерческих заказчиков в контексте неудачного запуска российской РН "Протон" 2 июля, а также продолжающейся неопределенности вокруг коммерческого дебюта совершенствующейся РН Falcon 9 американской SpaceX", — подчеркивал в т.г. авторитетный еженедельник Space News. А вот еще одно сообщение, от 19 июня 2013-го: "НПО "Энергомаш" полностью заморозило работы по созданию двигателя для перспективной ракеты-носителя "Русь-М". Так кто кому больше нужен?
Можно проанализировать статистику за 2012 г. Тогда предприятиями космической отрасли было изготовлено шесть ракет-носителей "Зенит", в т.ч. для проектов "Морской старт" (4 РН), "Наземный старт" (1 РН) и Российского космического агентства (1 РН). В рамках реализации программы США "Антарес" отечественными предприятиями космической отрасли изготовлено и направлено в Центр космических полетов американского космического агентства НАСА четыре комплекта ступеней для ракеты-носителя "Антарес". В стадии завершения изготовления было еще шесть комплектов ступеней, поставка которых планировалась на 2013-й. В рамках проекта с Европейским космическим агентством украинскими предприятиями изготовлено и направлено на космодром Куру во Французской Гвиане два маршевых двигателя четвертой ступени для новой европейской ракеты-носителя "Вега". По бразильскому проекту был изготовлен ряд систем, узлов, агрегатов ракеты-носителя "Циклон-4", в Бразилию отправлена первая партия технологического оборудования наземного комплекса.
С какой стороны не взглянуть, роль московского покровительства, говоря словами Марка Твена, сильно преувеличена.
Оборонная промышленность. Кто в зоне турбулентности?
Если честно, оборонки двух государств оформили развод так давно, что цикличные периоды сближения и расхождения политиков уже мало влияют на ситуацию. Когда устами президента Путина Россия твердит об очередном сближении с Украиной и новых заказах, она беспокоится о совсем других вещах.
Во-первых, Россия всерьез опасается, что Украина наладит в сфере обороны сотрудничество с Западом. Например, станет участвовать в создании противоракетной обороны в Европе. Ведь определенные заказы Украина уже выполняла — и в том числе, в выполнении исследований в рамках проекта НПРО США, о возможности противодействия ракет
- Информация о материале
"Евромайдан блокирует принятие бюджета Украины на 2014 год, – спикер Верховной Рады". "Бюджетников принуждают ехать в Киев поддерживать Януковича". "В Днепропетровске согнали 5 000 бюджетников на Антимайдан". "Херсонские власти выгоняют бюджетников на митинг за Януковича, грозя увольнением". "Из Севастополя на подмогу Януковичу в Киев отправляют поезд с 1000 бюджетников". "Регионалы массово открывают штабы для просветительской работы с бюджетниками"...
Так выглядит типичная подборка новостей времен Евромайдана. В последние недели слова "бюджет" и "бюджетники" звучали немногим реже, чем "Европа" и "европейцы".
Бюджетная сфера противостоит раскрепощенному Евромайдану. Бюджетников свозят в мятежную столицу, словно бессловесный скот. Главный финансовый документ используется властью для давления и шантажа. Заботой о бюджете объясняются сомнительные договоренности Януковича с Путиным.
Итак, госбюджет стал оплотом темных сил. Что это – неблагоприятное стечение обстоятельств? Или нечто закономерное и неизбежное? Пожалуй, все-таки второе.
В этом убеждаешься, разбирая популярные мифы, сложившиеся вокруг бюджета и его реципиентов.
Миф № 1. Украинская власть грабит бюджетников
Этот тезис часто используется, дабы вразумить несчастных работяг с Юго-Востока и переманить их на светлую сторону. Айда к нам! Зачем поддерживать Януковича и его банду?! Ведь антинародный режим грабит вас, платя вам копейки!
Подобные рассуждения не выдерживают критики. В действительности украинская власть грабит доноров бюджета. А бюджетники и работники дотационных отраслей – это благовидный предлог для грабежа. Нечто вроде "бедных", ради которых старается государственный Робин Гуд.
По официальной версии, ради них свирепствует Минсдох, ради них вводятся протекционистские тарифы, ради них изобретаются новые налоги.
Разумеется, на практике отечественный Робин Гуд забирает львиную долю добычи себе, а подопечным трудягам достаются гроши. Но без узаконенного ограбления сограждан они не получили бы и этих грошей – поскольку не желают приспосабливаться к меняющимся реалиям и работать в свободных рыночных условиях.
Отсюда потребность в Януковиче, способном отобрать и перераспределить.
Миф № 2. Бюджетникам платят меньше, чем надо
На самом деле этого не знает никто. Возможно, украинскому бюджетнику действительно недоплачивают за выполняемую работу, а, возможно, переплачивают за бесполезный и низкокачественный труд. Пока он работает на Януковича и Азарова, сие останется тайной.
Реальный индикатор востребованности – это рыночные цены, в том числе расценки на рынке труда. Ты делаешь что-то нужное, если другие люди добровольно отказываются от своих денег в обмен на твои услуги. Чем больше они готовы предложить, тем больше ценят твой труд.
В бюджетной сфере этот индикатор не работает. Здесь нет свободного обмена: бюджетникам платят деньги, принудительно отнимаемые у налогоплательщиков. Государство произвольно распоряжается этими суммами и произвольно устанавливает расценки.
Чтобы оценить свои профессиональные знания и умения, бюджетник должен предложить их рынку. Он должен проверить, готовы ли окружающие без принуждения платить за его услуги, и если готовы, то сколько. Но такая проверка его не привлекает.
Миф № 3. У бюджетников нет выбора
Все мы сознательно выбираем род деятельности. При этом деньги не всегда являются главным критерием. Зачастую человек предпочитает менее доходную работу, поскольку она престижнее, носит творческий характер, обещает карьерный рост и т. д.
Дополнительным бонусом к работе бюджетника идет "стабильность" – возможность ничего не менять в своей жизни, не проявлять никакой инициативы и пассивно плыть по течению.
Здесь нет пугающей неопределенности и каждодневных вызовов. Не нужно переучиваться, осваивать что-то новое, покидать привычное место в поисках чего-то лучшего. В глазах бюджетника все это перевешивает низкие доходы: потому-то он и соглашается работать за нищенскую плату.
Выбирая между перспективой и стабильностью, бюджетники предпочитают второе. Это их личный выбор, и осуждать его глупо. Но столь же глупо сокрушаться из-за мизерности бюджетных зарплат и принудительного вывоза бюджетников на антимайданы.
Миф № 4: Бюджетники всегда поддерживают действующую власть
Конечно, это не так. Среди бюджетников нередко встречаются прогрессивные граждане.
Какой-нибудь преподаватель из государственного вуза может быть страстным революционным активистом. Но с точки зрения власти он кусает руку дающего. И правительство Азарова уже пробовало шантажировать западные области невыплатой зарплат и пенсий.
Подобный феномен далеко не нов. На рубеже 80-х-90-х с коммунистическим строем активно боролась интеллигенция, просиживавшая штаны в различных НИИ. Эти люди были прикованы к советской командной системе, но не сознавали своей зависимости. А после краха СССР они закономерно оказались не у дел, и не каждый из них сумел найти себя в новых условиях.
Это тот случай, когда гражданская позиция расходится с экономическим положением.
Человек ощущает себя свободным, хотя фактически таковым не является. В любую минуту его может настигнуть государственный шантаж: "Будете бунтовать – останетесь без денег". Реальная политическая свобода предполагает финансовую независимость от бюджета. По-другому, увы, никак.
Миф № 5: Госбюджет – это благо для всех
Итак, бюджет закрепощает граждан. Он поощряет пассивность и покорность. Он консервирует неэффективные и неконкурентоспособные производства. Он провоцирует многочисленные финансовые злоупотребления.
Тем не менее, украинская общественность печется о наполнении бюджета и не желает слышать о радикальном сокращении бюджетных расходов. Госбюджет по-прежнему считается священной коровой и двигателем экономики. С этим стоит разобраться.
В середине XIX века французский экономист Фредерик Бастиа написал памфлет "Что видно и чего не видно" и привел любопытную притчу о разбитом окне. Мальчишка расколотил окно в булочной. Булочнику пришлось пригласить стекольщика и заплатить ему за новое стекло.
Создается впечатление, что хулиганистый мальчуган стимулирует экономику. Не швырни он камень, стекольщик сидел бы без дела. Но мальчик вмешался и обеспечил стекольщика работой. Молодец!
Это то, что видят все. А чего же не видно? Деньги, уплаченные стекольщику, булочник планировал потратить на новые сапоги. В результате сапожник остался без заказа и без денег. Сам булочник тоже в проигрыше: он мог бы иметь целое окно и сапоги, а остался с одним окном. Скрытый ущерб выше, чем внешняя польза.
В реальной экономике роль мальчика выполняет государство со своими налогами, пошлинами, ограничениями и поддержкой одних за счет других. Стекольщик – это бюджетные и дотационные отрасли. Сапожник – сферы, не связанные с государством. А булочник – общество, которое платит за все.
Деньги, изымаемые из наших карманов, превращаются в государственные дотации, в пенсии и стипендии, в предметы роскоши для Януковича и Ко, в зарплату для "Беркута" и т. п.
Но теоретически эти же деньги могли превратиться в частные инвестиции, пойти на благотворительность, на поддержку престарелых родителей и подрастающих детей, на медицинское страхование и т. д. И не факт, что, не пополнив госбюджет, они были бы потрачены с меньшей пользой.
По сути, вся бюджетная философия сводится к следующему:человек, отнимающий чужие деньги, распорядится ими лучше, чем тот, кто их заработал.Но действительно ли это так?
- Информация о материале
Украина неумолимо дрейфует в объятия Москвы. Причины этого кроются не только в империализме и спецоперациях Кремля, и даже не в тупоголовой политике режима Януковича и поддерживающих его олигархов, которые, кстати, под прессингом Путина вынуждены играть непривычную для себя роль патриотов с целью удержания награбленного в своих руках. Но в московскую пропасть Украину подталкивают также импотенция Европы и несостоятельность Америки, которые наглым, но умелым действиям Кремля не могут противопоставить ничего, кроме пустой болтовни. Кстати, в своем резком заявлении это подтвердил бывший президент Польши Александр Квасневский…
Результаты очередного скоропостижного визита Януковича в Россию, на сей раз в Сочи, а также итоги его переговоров с Путиным опять остались неизвестными, но это уже никого не удивляет, хотя и продолжает возмущать. Правда, прозвучали стандартные официальные сообщения о переговорах, в которых «лидеры двух стран обсудили двусторонние отношения и подготовку к заседанию российско-украинской межгосударственной комиссии в Москве», а вопрос о вступлении Украины в Таможенный союз не обсуждался, но официозу уже никто не верит.
«Украина – не Россия»
При отсутствии заслуживающей доверия информации, любой слух может вызвать нездоровый ажиотаж. Именно распространением слухов занялся редактор британского издания The Economist Эдвард Лукас, который, ссылаясь на некие «собственные источники», 7 декабря сообщил в Twitter: «Слышал, что Янукович в Сочи сегодня подписал стратегическое соглашение с Россией, которое включает 5 млрд, в том числе предоплату, цену на газ 200 долларов плюс соглашение о присоединении к Таможенному союзу». Кроме того, Лукас «авторитетно» поведал, что Янукович получит $15 млрд, что документ состряпали в Москве, и что «западные правительства шокированы». Поскольку была суббота, западные правительства в шоковое состояние впасть не успели. Но эта новость вызвала бурную реакцию на Майдане в Киеве, послужив дополнительным стимулом к тому, чтобы количество протестующих в воскресенье в центре столицы достигло миллиона человек, которые наглухо заблокировали правительственный квартал на Печерске.
Можно по-разному относиться к Януковичу, но он вынужден быть патриотом и отчаянно противостоять давлению Кремля хотя бы в целях сохранения своей власти и капиталов «Семьи» и провластных олигархов, на которых его власть опирается. Они понимают, что в случае сдачи Украины Москве, все накопленное «тяжким трудом» будет «отжато» российской бюрократией и олигархией, подконтрольной Кремлю. Более того, это в Украине олигархи имеют определенную степень свободы и даже возможность поддерживать ту или иную политическую силу, что некоторые олигархи и делают, негласно финансируя в целях диверсификации политических рисков оппозиционные партии и усаживая своих людей в парламент в составе оппозиционных фракций. В России подобные «фокусы» не возможны по определению. Все нувориши, которые выступили против Путина и его режима, рано или поздно перестают быть богатыми и попадают на нары, как Ходорковский, вынуждены долгие годы жить за границей в страхе за свою жизнь и умереть при подозрительных обстоятельствах, как Березовский, и так далее. Едва ли подобная участь улыбается Фирташу. Ахметову, Коломойскому, Пинчуку, молодой поросли из «Семьи» Януковича.
Поэтому изрядно позабавили призывы Яценюка собраться на Майдане, чтобы удержать Януковича от подписания соглашения о вступлении в Таможенный союз (ТС), каковое подписание, по мнению оппозиционера, якобы должно произойти 17 декабря. Конечно, режим агонизирует и способен на неадекватные поступки, например, на кровавый разгон евромайдана. Другое дело, что именно это деяние окончательно взорвало ситуацию, выпустив на поверхность огромный протестный потенциал, накопившийся менее чем за четыре года правления нынешнего режима. У режиссеров этого избиения элементарно не хватило ума просчитать его последствия. Едва ли в этих условиях Янукович решится подписывать какие-либо документы о вхождении в ТС, которые, к тому же, заведомо не наберут необходимого количества голосов для ратификации в Верховной Раде.
Более того, многотысячный Майдан в центре Киева является, как это ни парадоксально, союзником Януковича в противостоянии давлению Кремля, поскольку позволяет аргументировать проволочки со вступлением в ТС масштабными протестами. Другое дело, что Россия – не Украина, и в Москве искренне уверены, что следует не учитывать мнение протестующих, а просто их разгонять силой. Существует обоснованное подозрение, что разгон евромайдана был инициирован именно агентами влияния Кремля с тем, чтобы замарать Януковича в крови, сделать его «нерукоподаваемым» на Западе, ввергнуть Украину в международную изоляцию, и тогда режиму Януковича не останется другого пути, как в ТС. Но в свою очередь, оказалось, что Украина – не Россия, а Майдан – это не «какая-то там» Болотная площадь в Москве. Когда в центр Киева, который значительно меньше Москвы, выходит полмиллиона или даже миллион протестующих, что на несколько порядков больше, чем было на Болотной площади в Москве, то никаких «беркутов» и внутренних войск не хватит, чтобы эту армаду разогнать.
В то же время, масштабные протесты делегитимизируют Януковича. Едва ли Путин будет заключать договора с режимом, который реально не контролирует не только страну, но даже центральный правительственный квартал. Похоже, это стало одной из причин того, что в Китае Януковича сводили в музей и подписали с ним несколько ничего не значащих меморандумов, вместо предоставления мифических 10 миллиардов долларов, о которых накануне визита в Поднебесную трубила провластная пропаганда.
Но не смотря на вышесказанное, опасность втягивания Украины в сферу влияния Москвы становится все более реальной…
Национальное государство в Украине терпит крах, точно так же, как и во всем мире, когда все везде объединяются, создают сообщества, таможенные союзы, зоны свободной торговли и так далее. В терминах товарища Ленина, памятник которому толпа экзальтированных патриотов неведомо зачем снесла, вместо почитать кое-что из его творений, Украина находится между двумя звеньями империалистической системы. На западе – Евросоюз, а в широком смысле – евроатлантический конгломерат. На востоке – «встающая с колен» Россия, стремящаяся восстановить империю хотя бы в рамках ТС. К тому же, в дополнение к военно-политическому союзу в виде НАТО, Запад планирует создать европейско-североамериканский торгово-экономический союз, получивший условное название «экономического НАТО» для противостояния с экспансией Китая, но это отдельная тема.
Нравится это кому или нет, но в неумолимо глобализирующемся мире между двумя империалистическими центрами тяжести существование независимой Украины все более становится нонсенсом. В Москве это давно и хорошо понимают, рассчитывая существенно укрепить свои позиции именно за счет Украины. В Европе это, наконец, тоже стали понимать, но с большим опозданием, и там проигрывают Кремлю в скорости принятия решений, в решимости идти до конца, переходящей в агрессию.
После отказа от подписания соглашения об ассоциации (СА) с Евросоюзом и в условиях торгово-экономической блокады Москвы Янукович пытался «сыграть в Китай», но это окончилось «пшиком». После явно неудачного полета в Поднебесную, много и справедливо говорилось о том, что в Пекине недовольны ходом выполнения предыдущих договоров с Украиной, а также о том, что Пекин прямой финансовой помощи не оказывает, и навязывает так называемые связанные кредиты под конкретные проекты с использованием китайского оборудования, технологий и даже персонала. В то же время, Януковичу нужны живые деньги, по разным оценкам $15-20 млрд, для оплаты по текущим долгам, затыкания дыр бюджете, выполнения социальных обязательств и заигрывания с электоратом перед президентскими выборами 2015 года.
Но, кроме того, в СМИ просочилась еще одна вполне правдоподобная версия, объясняющая «китайский провал» Януковича – кремлевский след. Бурно развивающейся экономике Китая нужны сырьевые ресурсы, в частности нефть и газ, поставщиком которых, прежде всего, может стать территориально близкая Россия. Последняя также заинтересована в перенаправлении части своих поставок в Китай для диверсификации потребителей в условиях, когда Европа сокращает закупки российского газа с целью уменьшения энергетической зависимости от Москвы. Но Китай не устраивают российские цены на газ. По имеющимся данным, Поднебесная готова платить не более $230-250 за тысячу кубов, «Газпром» до сих пор не соглашался, но Китаю удалось наладить поставки топлива по низкой цене из Средней Азии, где позиции Пекина неуклонно усиливаются, хотя среднеазиатских поставок для гигантской и затратной индустрии Китая мало. Москва готова снизить цены, но в качестве встречного условия к Пекину могла выдвинуть требование о признании им Украины сферой влияния Москвы.
После «китайского облома» Янукович просто вынужден был, возвращаясь домой, посетить Путина в Сочи, благо по дороге.
По сообщению российских СМИ, в последние дни украинские делегации в Москве, равно как и Янукович с Путиным в Сочи, вели «интенсивные переговоры и активно готовят почву для формирования комплекса ургентных экономических мер». Крайнее опасение вызывает сам термин «ургентный», пришедший из медицины, где он используется, когда речь идет о жизни и смерти. Впрочем, в том, что нынешние «проФФесионалы» при власти поставили страну на грань катастрофы, кажется, уже понимают даже они сами.
Кроме того, в официальных заявлениях Москвы значится, что «в контексте предстоящего заседания межгосударственной комиссии Россия-Украина президенты двух стран обменялись мнениями относительно возможного продолжения и развития кооперации в промышленности и высокотехнологичных областях, в частности, в авиа- и судостроении, ракетостроении и космической сфере». Кроме того, премьер России Медведев в ходе встречи с вице-премьером Украины Бойко поведал, что недавно на Украине побывал вице-премьер Дмитрий Рогозин, «который проехался по ряду предприятий, посмотрел, где можно активизировать сотрудничество: в промышленности, оборонно-промышленном комплексе, космической отрасли». Тот факт, что вице-премьер другого и не слишком дружественного государства по-хозяйски разъезжает по режимным предприятиям, но спецслужбы и правоохранители озабочены не этим, а разгоном кучки студентов на евромайдане, похоже, в этой стране уже никого не волнует.
Но дальше – еще интереснее. В своем разговоре с Бойко Медведев заявил: «Но нам надо двигаться и дальше». Имеется в виду, от кооперации переходить в чему-то более серьезному. О том, что имеется в виду, ярко свидетельствует недавний информационный «слив». По некоторым данным, сейчас готовится не вхождение Украины в ТС, а сдача России основных промышленных активов в сфере военно-промышленного комплекса и энергетики, возможно, с долевым участием «Семьи», и именно это является условием получения режимом Януковича кредита в размере $30 млрд. Также речь идет о выделения специального бонуса, иными словами «отката», в сумме $5 млрд в пользу определенных лиц и структур. А вопрос вступления Украины в ТС и ОДКБ будет рассматриваться позднее. Такова цена окончательной сдачи Украины российскому империализму и отказа от сдачи ее империализму западному.
«Замуровали, демоны!..»
Итак, режим Януковича по умело расставленным «флажкам», аки загнанный зверь, бежит в российскую западню и тянет за собой страну. Конечно, можно обвинять в этом Януковича и компанию, которые завели страну в тупик. А ведь еще в начале 2011 года, когда власть объявила «поход евроассоциацию», а Путин предпринял первое массированное наступление на Украину посредством Таможенного союза, пришедшего к власти на пророссийских лозунгах Януковича предупреждали, что страну нужно тщательно готовить к резкому развороту, прежде всего, искать рынки сбыта для продукции, идущей в Россию. Но власть и олигархи практически ничего не сделали за это время. Момент истины настал накануне подписания соглашения об ассоциации с ЕС, когда Кремль начал настоящую торговую блокаду.
Не беремся оценивать адекватность цифры 160 млрд евро, которые правительство Януковича-Азарова впопыхах выставило Европе для компенсации потерь от утраты российского рынка, прежде всего, высокотехнологичными предприятиями. Но сама постановка вопроса вполне справедлива.
Действительно, это после развала СССР осталось богатство, с которым Украина не знает что делать, а так называемая элита обращается с этим сокровищем, как пресловутая обезьяна с гранатой. Часть этого богатства в виде стратегического, тактического ядерного вооружения, авиационных и ракетных средств его доставки Украина уже бездарно отдала или порезала в металлолом, получив за это копейки и фиговый листок в виде Будапештского договора о гарантии безопасности, который, как оказалось, ничего не гарантирует. Достаточно сказать, что на последнем заседании Совета «Россия-НАТО» вопрос политического и экономического давления России на Украину даже не поднимался, хотя известно, что НАТО – это, прежде всего, США, которые, согласно, договору, являются едва ли не главнейшим гарантом безопасности Украины.
Сейчас же в Москве, где с советских времен хорошо представляют номенклатуру и возможности украинских предприятий, хорошо просчитали, что при отказе России от высокотехнологической украинской продукции целые отрасли Украины остановятся и прекратят существование, сотни тысяч, даже миллионы людей окажутся на улице без работы и средств к существованию, а Украина окончательно превратится в «банановую страну». В Кремле быстро смекнули, что никакие «инвестиции» Запад не будет вкладывать ни в ракетно-космическую и авиационную промышленность Украины, ни в атомное, энергетическое, транспортное машиностроение, ни во многое другое. Невозможно представить, что «Эйрбас» или «Сименс» позволят плодить им конкурентов. В странах Европы, за исключением разве Франции, Германии и Британии, вообще ничего не соображают во многих отраслях, имеющихся в Украине, понятия не имеют, сколько это стоит и что с ним делать. Зато Россия четко понимает, что она, прибрав к рукам наши технологии, сможет использовать для себя, а что – уничтожить для зачистки рынка от конкурентов.
О неспособности и нежелании Евросоюза противостоять агрессивной политике Москвы резко, но справедливо 8 декабря заявил бывший президент Польши Александр Квасьневский. Отметим также, что Европа наводнена российскими деньгами, которыми сама же Европа снабжает Москву, покупая у нее энергоносители и другие ресурсы. Эти деньги порождают коррупцию, которая разъедает Европу под разглагольствования о «европейских ценностях». Уже несколько лет идут разговоры об антимонопольных исках против «Газпрома», но ничего реально не сделано, в обход требования Европейского энергосообщества строятся обходные трубопроводы, российские структуры скупают европейские корпорации и начинают оказывать сильнейшее влияние на политику ЕС. Буквально на днях Еврокомиссия разрешила «Газпрому» установить совместный контроль на энергокорпорациями Winz і WintershallServices в Нидерландах и единоличный контроль над компаниями Wingas і WIEH в Германии.
Дошло до того, что на проводившемся 4-6 декабря в Киеве заседании министров иностранных дел ОБСЕ, не смотря на обилие гневных заявлений, не было принято ни одного документа, осуждающего давление Москвы на Украину. В свою очередь, министр иностранных дел России Сергей Лавров обнаглел до того, что по-отечески журил своих коллег из Европы и Северной Америки за то, что они, дескать, «раздувают истерику вокруг украинского вопроса».
Тот факт, что от Европы не стоит ожидать ничего, кроме разговоров и громких деклараций, подтвердился во время нынешнего политического кризиса Украине, спровоцированного разгоном евромайдана. Европейским финансовым службам известны многие счета и объекты недвижимости в Европе, принадлежащие украинским олигархам. Но в Евросоюзе ничего не предприняли для того, чтобы арестовать эти активы, и кое-как пока сподобились только на угрозы закрыт въезд в Европу виновным в разгоне евромайдана, не называя конкретных фамилий.
Точно так же, в США известны многие активы украинских чиновников и олигархов, не только в самих Штатах, но и по всему миру. Но вместо того, чтобы наложить арест, Штаты направляют на заседание министров иностранных дел ОБСЕ заместителя госсекретаря США Викторию Нуланд. Она неожиданно призывает восставшие массы возлюбить режим Януковича, который до смерти избивает мирных демонстрантов, сесть с ним за стол переговоров и даже сформировать с ним коалиционное правительство.
В России просчитали, что США увязли в серьезных проблемах по всему миру, и заниматься еще и Украиной у них нет ни сил, ни средств, ни желания. Кроме того, уже в самих Штатах признают, что администрация Обамы слаба в геополитических вопросах и неуклонно проигрывает Москве.
Таким образом, режим Януковича со всех сторон обложили красными флажками. Как говорил герой фильма, «замуровали, демоны!..». По оставшемуся узкому коридору Янукович и компания бегут к российской пропасти. А вместе с ними – и вся страна…
- Информация о материале
Итог встречи Януковича с Путины 17 декабря вызвал шквал критики и массу догадок, – что же было подписано. Именно догадок и подозрений, поскольку тексты подписанных соглашений официально в открытом доступе не появились. Вместо их публикации ПР сегодня организует пресс-конференцию Януковича, на которой он вроде должен ответить на все вопросы, связанные с его визитом в Москву. Пресс-конференция – дело полезное, но она не заменяет самих текстов, а зная манеру власти информировать население о своих «исторических договоренностях», а именно так назвал эти соглашения Азаров, можно не сомневаться, – ясности она не внесет, а лишь увеличит число вопросов. Тем более,что не менее «исторические договоренности» в Харькове в 2010 г. уже были, но после них никак три года не могли сложить цену на газ, и вот, наконец, сложили. Надолго ли?
Имеющаяся информация позволяет утверждать, что цена 268,5 доллара за тысячу кубов газа, которой так сейчас гордятся Янукович с Азаровым, подлежит пересмотру и согласованию с «Газпромом» каждый квартал. То есть, уже в марте 2014 г. Есть гарантии, что через три месяца Азаров не будет опять иметь бледный вид и произносить речи о «вечной дружбе» на фоне «вечного» отсутствия цены на газ? Гарантий нет, зато есть трехлетняя «историческая» уверенность, что проблемы с ценой опять в 2014 г. возникнут.
Каких «папередников» еще будет винить Азаров? В Харькове он обязался закупать у «Газпрома» 50 млрд. кубов в год, а не 30 млрд. кубов, как договаривалась Тимошенко, но почему-то виноватой у него оказалась Юлия Владимировна. Притом, что этот пункт харьковского соглашения сводит на нет снижение цены, за которое пришлось вдобавок отдать бесплатно земли под базы флота России, а обещанного снижения цена так и не произошло. Но на нарах сидит она, а не подписавший его Азаров. Следует восстановить историческую справедливость.
Нынешнее «снижение» цены имеет «теневой» бонус для «Газпрома» – продажу ему украинской газотранспортной системы. Об этом вчера сообщил глава «Газпрома» Миллер, отметив, что Евросоюз к переговорам о «создании консорциума по управлению» ею уже не будет допущен. Первый вопрос, почему Украина узнает об этом от россиянина Миллера, а не от ездившего в Москву Януковича? Второй вопрос, можно ли считать харьковский договор «земля в обмен на скидку», которая так и не получена, и нынешний «труба в обмен на скидку», при отсутствии гарантий этой скидки, отвечающим интересам народа Украины? Думаю, что нет. Вполне очевидно, – это сдача национальных интересов с возможной коррупционной составляющей, иначе, почему Янукович подписывает столь явно кабальный договор?
Второе главное «историческое достижение» поездки Януковича в Москву – это кредит в 15 млрд. долларов. Учитывая, что кредит взят в условиях «покращення», то приходится усомниться в наличии этого самого «покращення». Для чего взят этот кредит, куда будет использован и как погашен, – Янукович молчит. Азаров тоже не демонстрирует схему его использования и покрытия, притом, что это его прямая служебная обязанность. Депутат от «Батькивщины» Олег Медуница, работающий в бюджетном комитете, в силу чего имеет доступ к проекту бюджета на 2014 г., подозревает, что этот кредит будет введен в бюджет как помощь депрессивным областям Украины, и «распилен» на местах. Депрессивная область – это в первую очередь Донецкая, которая одновременно и «кормилица» всей страны. Как ей удается вопреки логике быть «калекой-кормильцем» – на это не может ответить и вся Партия регионов.
Следует отметить, что сразу после «неподписания» американский инвестиционный фонд Franklin Templeton приобрел у Азарова облигаций внешнего долга Украины на 1,4 млрд. долларов. Сейчас фонд держит долговых расписок Украины на 6 млрд. долларов, и известен так же тем, что скупил большую часть долга Ирландии. Интересно, что продает Украину США та самая партия, которая громко кричит, что Майдан финансируется США.
Одновременно с фондом Franklin Templeton облигации внутреннего госзайма стали активно скупать украинские банки с российским капиталом. Однако суммы этих ценных бумаг сравнительно невелики, – оцениваются в 1,8 млрд. грн., и тут Янукович делает российскому капиталу царский подарок – подписывает долговую расписку на 15 млрд. долларов. Регионалы без всякого МВФ сами загоняют Украину в долговую яму, выход из которой, как показывает Греция и Испания, – один – распродажа национального достояния, в нашем случае, прежде всего, земли.
Предположительно, Янукович продал российским олигархам столь интересный для них Южный берег Крыма за 15 млрд. долларов. Может, и весь Крым. Так что, власти Крыма могут не волноваться по поводу ЕС, и не писать прошения в Кремль о принятии полуострова под «высокую царскую руку». Можем их поздравить, похоже, Крым уже продан, а в Европе собственность священна, и потому об «ужасах» интеграции с ней можно не переживать. Наглядный пример, – Латвия, порты и главные производственные мощности которой принадлежат россиянам.
Что могут и должны сделать в этой ситуации оппозиция и Майдан? Прежде всего, предъявить обвинения президенту в сдаче национальных интересов, распродаже страны, в коррупции и потребовать проведения объективного и всестороннего расследования по итогам бумаг, подписанных им в Москве. Соответствующие заявления оппозиция должна направить в Генпрокуратуру и СБУ, требуя отстранения Януковича на время следствия от исполнения обязанностей президента. Именно его, а не Азарова, поскольку конституция, к которой нас вернул в 2010 г. Конституционный суд, делает президента, а не премьера, реальным главой исполнительной власти.
- Информация о материале
Во время Вече оппозиции в Киеве 22 декабря было провозглашено, что Народное объединение «Майдан» станет широким национальным движением. Им будет руководить Координационный совет из 37 человек, состав которого буде меняться. Совет возглавили семь сопредседателей - Сергей Квит, Руслана Лыжичко, Виталий Кличко, Юрий Луценко, Юлия Тимошенко, Арсений Яценюк и Олег Тягнибок.
Господин Чумак, вы вошли в Координационный совет. Наверное, у вас есть уже представление, как будет функционировать Народное объединение «Майдан»?
- Когда состоится первое заседание Координационного совета Народного объединения, первое, что мы сделаем, - попробуем расширить этот совет.
Одни говорят, что в Координационном совете много народных депутатов. Другие - представителей общественных организаций. Отмечу, что народных депутатов в этом совете вообще мало - по три представителя от каждой парламентской фракции. Преимущественно же в Координационном совете общественные активисты, члены внепарламентских партий. Поэтому объединение следует понимать как общественно-политическое.
Что дальше делать? Видимо, создадим исполком. Возьмем людей, которые умеют правильно решать организационные вопросы, создавать ячейки на местах. Надо охватить Украину от Запада до Востока, от Луганска до Львова. В ячейки должны записываться все те люди, которые считают, что на сегодня система государственной власти является неэффективной, коррумпированной и такой, что не идет на пользу развития государства Украина.
Майданы, подобные киевскому, нужно создавать по всей Украине и требовать от местной власти работать в соответствии с законом. Далее нужно идти в каждый жилой квартал, в каждый дом. Необходимо создавать органы самоорганизации населения, которые и возьмут на себя обязательства, и будут требовать от власти выполнять свои обязанности. То есть заставят власть слышать народ и заставят ее эффективно работать на благо народа.
Почему в названии объединения употреблено слово «народное», а не, скажем, «политическое»?
- Потому что это вопрос не политический. Повестка дня Майдана давно уже вышла за пределы каких-то политических разборок. Она касается всего украинского народа и будущего всей страны.
Народное объединение будет получать какой-либо юридический статус?
- У него уже есть легитимность. Ведь на Вече голосовали более 100 тысяч человек! Ни одна общественная организация не имела в своем учредительном собрании такого количества граждан.
На какие примеры создания подобных объединений вы ориентируетесь?
- Польскую «Солидарность» можно вспомнить. На самом деле во многих странах было много подобных народных движений.
Предусматривает организация «Майдана» избрание одного лидера?
- Это уже надо будет спросить у Народного объединения. Ранее было три оппозиционных лидера - стало семь. Но я все же надеюсь, что вскоре будет один председатель.
Членство в НОМ будет фиксированным?
- Я думаю, что в объединение можно будет записаться на Майдане в центре Киева или в любом областном центре. Думаю, могут записаться почти 30 миллионов человек. Поможет то, что в объединение войдут моральные авторитеты общества. В частности, приглашаем интеллектуалов и общественных деятелей из группы Первого декабря.
Рассматривается возможность создания теневого правительства?
- Объединение, по крайней мере, будет пробовать диктовать политикам свою волю. Если движение станет массовым, власть и политики не смогут его не замечать. Не выполнять требования не смогут. Это объединение, которое должно вернуть доверие граждан к политикам. И граждане во главе тех политиков смогут творить новое государство с новыми принципами управления.
- Информация о материале
У Хулио Кортасара есть замечательный рассказ "Южное шоссе". Тысячи автомобилистов оказываются пленниками гигантского затора. Временная трудность незаметно превращается в долгоиграющую проблему. То, что казалось коротким эпизодом, перерастает в полноценную историю. Незнакомые люди вынужденно становятся тесным сообществом — ходят друг к другу в гости; ссорятся и влюбляются; делятся едой, книгами, одеялами и сплетнями; сообща молятся, хоронят умерших; организовывают вылазки за водой и отбиваются от нападения враждебно настроенных местных жителей. Обстоятельства придают жизни новый порядок, иной смысл. Пробка рассасывается так же внезапно, как и образовалась. И ошалевшие пленники стремительно удирают из временного "сегодня" в кажущееся постоянным "вчерашнее завтра". Бегут, снедаемые мыслями о горячей ванне и белом вине. Ошалело срываются, забыв попрощаться с людьми, неожиданно и естественно ставшими родными.
Я почему-то уверен, что Виктор Федорович не знаком с творчеством Кортасара. Возможно, какие-то ассоциации у него может вызвать имя писателя, Хулио. Скорее всего, ложные. То есть он может спутать Кортасара, к примеру, с его тезкой Иглесиасом (о нем он точно слышал). Приписал же он позавчера, на встрече с представителями СМИ, осмысленный текст песни рок-группы "Чайф" бессмысленной попсовой группе "Фристайл".
А еще я почему-то уверен, что "Южное шоссе" (перескажи кто гаранту в доступной форме содержание произведения) Виктору Федоровичу понравилось бы. Картина, рожденная воображением Кортасара, похоже, полностью, соответствует картине, существующей в воображении межигорского островитянина. Янукович считал и считает Евромайдан явлением временным, ситуативным. Чем-то вроде затора. Который можно переждать (рано или поздно — рассосется), можно объехать. А можно и ликвидировать при помощи людей в погонах, будет желание.
Янукович воспринимает Майдан не как кость в горле, как кому-то хотелось бы думать. Для него он — пробка, застрявшая в бутылке. Можно внутрь протолкнуть, можно горлышко отбить, можно плюнуть и оставить — пусть содержимое скисает.
Понимаю отчаяние тех оппозиционеров, которые готовились к любой (вплоть до жестокого разгона) реакции власти на протесты, но не имели эффективного антидота против полного игнора. Будь на месте Януковича любой из предшественников, что-нибудь, похожее на осмысленные переговоры, непременно началось бы. Но данный персонаж недоверчив, нечувствителен, и его логика подчинена простому закону — "Все, что я не контролирую, — временно. Все, чего я не понимаю, — не существует". А потому возможные переговоры свелись либо к публичным круглым столам, имеющим отчетливые признаки ток-шоу (а, точнее, "нереалити-шоу"), либо к подковерным консультациям, главным действующим лицом которых оказался Андрей Клюев. Ожидавшие, что события последних недель поставят крест на карьере секретаря СНБОУ, посрамлены, Андрей Петрович лишь набрал дополнительный политический вес. Но об этом чуть позже.
Для Януковича Евромайдан — параллельная реальность. Он его не напугал. Как напугали Леонида Кучму вполне миролюбивые активисты помаранчевого Майдана, в 2004-м блокировавшие его дом в Конче-Заспе. Как напугали они в то же самое время в той же самой Конче того же Клюева, сбежавшего (как рассказывали очевидцы) от незваных гостей на лодке да с охранником. Но — другие времена, другие обстоятельства, другие люди. Межигорье — на сегодня самый охраняемый объект в стране. Силовики не "плывут" и не сомневаются. Революция-04 была похожа на высоко занесенную длань, революция-13 напоминает могучий кулак, спрятанный в карман.
Можно спорить о том, слабеет ли сила этого кулака. Но очевидно, что потенциально она намного превышает силу сжатой пятерни девятилетней давности. Те, кто недооценивает это явление, ошибаются так же, как и те, кто его идеализирует. Там тоже есть провокаторы, зеваки, попутчики. Как в любой армии есть дезертиры, предатели и мародеры. Но как любая воюющая армия оценивается удельным весом талантливых военачальников и самоотверженных бойцов, так и любой протест ценен мудростью организаторов и стойкостью участников.
С последним повезло больше. На Евромайдане при желании можно найти всякое. Как частность. Но вы не найдете там униженного рабства. В этом его состоявшаяся победа. Даже разойдясь по домам, участники Евромайдана не вернутся во вчера.
На вопрос "Чем насельники Майдана лучше обитателей Мариинского парка?" можно ответить просто. Они достойны большего уважения. За готовность к протесту. Когда Виктор Федорович всех звал в Евросоюз, противники этого курса не разбили палатки в Донецке, Луганске и Симферополе. Их согнали, когда понадобилась массовка. "Мы приехали, потому что стране грозит раскол…". Чего ж тогда уехали, или угроза раскола рассосалась за выходные? "Надо работать, а не бездельничать, как эти на Майдане…". В таком случае, что делают "тысячи сторонников" в Мариинском парке? Работают? На кого?
Если бы те, кто искренне и убежденно отстаивает единство с Россией, присоединение к ТС и неприятие евроинтеграционного курса САМИ, без разнарядок и кэша, без металлических заборов и сторожа-"Беркута" осели бы на любой площади любого города страны, то как по мне, был бы сделан важный шаг к взаимопониманию. СВОБОДНЫЕ И НЕРАВНОДУШНЫЕ способны найти общий язык, даже если придерживаются разных мнений. Глядишь, и Виктор Федорович что-нибудь понял бы. Потому что ЛОЯЛЬНАЯ, но НЕСАНКЦИОНИРОВАННАЯ акция заставила бы его напрячься.
Он не смог бы этого понять, но не смог бы это игнорировать. В конце концов, он мог бы увидеть в этом реальную угрозу раскола. А сейчас для него пресловутый раскол — очередная технология, озвученная на днях Клюевым, повторившим нужные тезисы за москвичами.
Но не случилось. Гарант перешел к жестким оценкам Евромайдана. Он уверен, что контролирует движение, что "пробка" рассосется. Он позволяет себе не уважать, видя в одних послушных невольников, в других — строптивых наемников.
Говорят, он все же напрягался. Дважды. 30 ноября и 11 декабря, когда люди не разбегались с площадей, а сбегались на них, вопреки инстинкту самосохранения и нарисованным властью планам.
Лидеры формализованной оппозиции, наверное, должны были использовать эту ситуацию. Не вышло. Эффективный протест — эмоция масс, помноженная на организацию политиков. Последнее оказалось не на высоте. Пока. Почему? Анализ — впереди. Хотя бы потому, что история еще не завершена. Условные недосказанности еще можно трансформировать в реальные преимущества.
Люди продолжают удивлять. Они уже удивили западных политиков, первой (неофициальной) реакцией которых (говорят) было предложение — побыстрее сворачивать Майдан и разворачивать переговорный процесс. Прагматическая жесткость в интонациях представителей Запада появилась только тогда, когда они увидели, что протестующие тверже, чем казалось.
Чем казалось, в том числе, и "ведущей тройке" отечественной оппозиции. Я смею утверждать, что политически они за этот месяц подросли. Они доросли до понимания, что такой же Майдан в теории ожидает любого из них, окажись они в заветном кресле на Банковой. Но они не выросли до умения совершать поступки. Пока?
Вопрос, насколько они были готовы взять власть. Вопрос, если не риторический, то уж точно не актуальный. Другой вопрос — могли (могут) ли они выиграть власть. Вожди пытались войти в переговорный процесс. Не вышло. Основная версия — на переговоры не идет сам Янукович.
Готов поверить. "Нельзя требовать от них мужества настоящих героев и таланта истинных дипломатов. Они такие, какие они есть…", — убеждают меня. Готов согласиться. Но они, а не десятки и сотни тысяч совершенно разных людей собирались руководить огромной и сложной (как в очередной раз выяснилось) страной. И убеждали, что могут.
Что смогли? Пока — только добиться условной амнистии для задержанных участников акций протеста. Почему условной? Добрый десяток юристов убеждает, что закон, принятый позавчера Верховной Радой:
— безграмотно составлен и юридически ничтожен;
— оставляет колоссальный маневр для толкования, — при желании, опираясь на него, можно осудить как избитых "Беркутом", так и оправдать самих "героев" из "Беркута". А заодно и любого грабителя, если он докажет, что он — "участник массовых мероприятий";
— дает повод репрессировать любого участника протеста, не подпадающего под действие закона.
Понимают ли это лидеры оппозиции? Что для них этот закон — единственно возможный компромисс, "договорняк" с властью (которая И НЕ СОБИРАЛАСЬ НАКАЗЫВАТЬ КАРАТЕЛЕЙ), необходимая маленькая победа, повод попытаться "свернуть" Майдан? Я не знаю. Время покажет. Я им не судья.
И я уж точно не адвокат власти. Которая не хочет каяться. Хотя есть в чем. Не только перед зверски избитыми студентами, журналистами, мирными протестующими и просто случайными прохожими. Но даже перед мальчишками-срочниками из ВВ, которых выставили под трактор, цепи, газ и булыжники провокаторов даже не выдав щиты. Сначала "отмороженные" в масках безнаказанно избивали готовых не отступать пацанов. А затем "отмороженные" в шлемах безнаказанно избивали неуспевших убежать. "Отморозков"-исполнителей наградили. "Отморозки"-идеологи не покаялись.
Популярный ныне вопрос — кого увековечить в граните на месте, "освободившемся" после сноса монумента Ленину. Вариантов масса — "Беркут", "титушек". Януковича. Кличко, Яценюка, Тягнибока, Тимошенко? Непосредственных участников низвержения памятника. Как по мне, там уместны образы не вождей и не карателей. Не они герои. Герои настоящие — ставшая одним из символов протеста девушка-инвалид Лиза; монах, ударивший в колокола Михайловского в ночь с 10 на 11 декабря; отчаянные девчонки-волонтеры, под градом камней таскавшие на себе раненых во время бойни на Банковой; больные пенсионеры с Франковщины, добровольно отдавшие все свои сбережения зимующим на главном Майдане страны. Но они своего, заслуженного, памятника вряд ли дождутся.
Я скорее поверю, что на месте Владимира Ильича появится окаменевший Андрей Петрович. Удивительный человек.
Его фамилия в разговорах упоминается чаще других. В разговорах всех, кто хоть как-то причастен к процессу. Овации, которыми встретили его однопартийцы в "Зоряном" в начале недели, объяснимы. Они аплодировали человеку, который спасал их от страха. Который избавлял некоторых из них от неприятного шевеления в душе, отдаленно смахивающего на угрызения совести. Избавлял самим фактом своего существования. Человек-функция, человек-машина. Человек-коммуникатор, к которому бесконечным потоком тянулись оппозиционеры разного ранга. Зная или, как минимум, догадываясь, кто превратил "титушек" из тактического механизма в стратегическое оружие. Кто был идеологом и организатором бессмысленного побоища в ночь на 30 ноября. Знали. И шли.
"Настоящая политика начинается тогда, когда все "трут" со всеми". Автор этого афоризма и сегодня на виду в ПР. Партии, главной ценностью которой стал не живущий в параллельной реальности глава СНБОУ Янукович, а твердо стоящий на земле секретарь СНБОУ.
Минувшие довыборы только подчеркнули его ценность. Выборы можно выиграть, можно "нарисовать", можно купить. Судя по итогам, последний вариант наиболее эффективен. Эффективный исполнитель чужих озарений, Андрей Клюев, может быть доволен. Если Майдан не устоит, "выборы"-2015 будут мало похожи на выборы.
Результаты "голосования" — обильная пища для размышления оппозиционным вождям. Которые пытались оседлать волну народного гнева, не пройдя до конца курсы плавания.
Андрей Петрович не тонет. Таких ценных кадров не топят. Некоторые деятели оппозиции (не все, но очень многие), зная о непотопляемости Клюева, по-своему логично искали в нем спасательный круг. Кто для себя, кто (надеюсь) для страны. "Эффективный переговорщик", — слышал это раз сто. Спорно. Бесспорно другое. Нельзя публично требовать наказания того, от кого сам ждешь милости. Минреп бывает спасательным кругом только в фильмах Михалкова. Жизнь жестче. Спросите у Андрея Петровича.
Зато люди, выходящие на Майдан, с Клюевым не знакомы лично. Они знают его по делам его. И верят в себя. Для них власть — сгоревшая пробка. Им хочется света…
- Информация о материале
Страница 867 из 1561
