Власть не может удовлетвориться лишь получением кредитов и более дешевого газа от россиян. Всего этого не хватит, чтобы наполнить нереалистичный бюджет на 2014.
Правительству придется искать дополнительные деньги самостоятельно. Резервов для их добычи не оставалось уже в 2013 году. Экономика Украины уже долгое время находилась в рецессии, спровоцированной "талантами" государственных управленцев. На это наложилась блокада ввоза украинских товаров в Россию, и сбор налогов стал делом совсем безнадежным.
Но 2014 год – предвыборный, а значит, повышенные обязательства должны быть выполнены любой ценой. Чтобы победить на выборах, Виктор Янукович должен раздать лояльной к нему части электората много денег.
Согласно проекту бюджета на 2014, на следующий год запланированы три повышения соцвыплат: в январе, июле и октябре. И, наверняка, еще одно повышение с 1 января 2015 года - в аккурат перед выборами.
Общее повышение в 2014 году составит менее 100 грн. То есть, правительство осознает, что денег нет. Но даже для незначительного роста выплат нужны средства.
Именно для победы Януковича правительство "проталкивает" более жесткие налоговые нормы.
В четверг 19 декабря Верховная Рада приняла сразу в целом законопроект главы бюджетного комитета Рады Виталия Хомутынника №3757 "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно ставок некоторых налогов". Подача законопроектов через лояльных депутатов - это обычная для Кабмина практика, чтобы избежать громоздкого процесса подачи официального правительственного законопроекта.
Проголосовав за налоговый закон, депутаты одним махом увеличили ресурсную базу госбюджета на 2014 год.
В частности, принятым законом перенесено на год снижение НДС с 19% до 17%, а налог на прибыль снижен с 19% не до 16%, а до 18%. Это был очень логичный шаг власти, не знающей, как наполнять бюджет даже при действующих ставках.
Что могло быть
Однако изначально, по состоянию на 17 ноября, планировалось принятие по-настоящему драконовских изменений. Они должны были выдавить все соки не только из бизнеса, но и из обычных граждан.
Видимо, на 17 декабря в Кабмине еще не было никакой уверенности в позитивных результатах переговоров в Москве. Поэтому налоговые изменения были включены непосредственно в законопроект о госбюджете, хотя это противоречит и Налоговому кодексу, и ранее принятым решениям Конституционного Суда.
Некоторые из положений того документа, несмотря на то, что он не был принят, достойны упоминания. Они демонстрируют направление "эволюции" чиновничьей мысли правительства Николая Азарова. И показывают, что теоретически нас может ждать в будущем.
Законопроектом предлагалось включить в состав дохода физлиц, облагаемого налогом на доходы, средства, полученные от продажи (обмена):
- объекта недвижимого имущества (от квартиры и дома до гаража и садового домика);
- и движимого имущества в виде легкового автомобиля.
На практике это бы означало не только изъятие государством 17% (!!!), полученных от продажи квартир, домов и другого вида своего недвижимого имущества. И это притом, что когда-то эта недвижимость, возможно, была куплена за деньги, а значит, один раз уже была обложена подоходным налогом. По той же ставке 17% облагались бы все другие доходы человека, продавшего имущество в течение всего года.
Другое ценное предложение касалось налогообложения не продажи, а самой недвижимости. Во-первых, предлагалось ввести налогообложение нежилой недвижимости - от офисных зданий до… гаражей.
Во-вторых, правительство хотело брать в качестве базы налогообложения не жилую площадь жилой недвижимости, а общую, которая обычно раза в полтора больше. Для нежилой недвижимости применялся бы аналогичный принцип. Такое решение существенно расширяло количество плательщиков налога, в первую очередь, за счет среднего класса.
"Упрощенцев", торгующих рядом товаров, предлагалось обязать вести не только книгу доходов, но и книгу расходов. Это, по сути, означает применение косвенных методов вычисления доходов человека в обязательном порядке. Тратишь больше, чем зарабатываешь – покажи "теневые" доходы.
А тех, кто торгует импортными товарами, обязали бы купить кассовые аппараты.
Был еще рад "акцизных" предложений: от трехкратного повышения акциза на пиво с признанием его алкогольным напитком (в смысле необходимости наклейки акцизной марки) до резкого повышения акциза на дизтопливо.
Получение кредита от россиян можно считать редкой удачей для Украины. Деньги остудили пыл новаторов, который в случае реализации мог бы привести к куда более серьезным протестам, чем те, что наблюдались в последнее время.
Что будет
Счастливое стечение обстоятельств не значит, что принятый в итоге закон лишен сюрпризов. Он начинается совершенно удивительной нормой: отменяется освобождение от налогообложения операций по импорту природного газа.
Это означает, что льгот лишаются НАК "Нафтогаз", Дмитрий Фирташ, Ринат Ахметов и даже Сергей Курченко! Все они будут платить НДС при "растаможке" газа.
Предположение, почему власть пошла на такой шаг, имеется. Видимо, Виктор Янукович решил поставить под контроль двух самых грозных олигархов – Ахметова и Фирташа. Дело в том, что оба они экспортируют конечный продукт, полученный в результате использования газа. А следовательно, будут заявлять ранее уплаченный на таможне НДС к возмещению. Вот здесь и можно будет "помариновать" их, решая, когда и сколько возмещать. В этом смысле, для "Нафтогаза" и Курченко введение НДС на импорт газа будет гораздо менее болезненным.
Следующая важная норма касается освобождения от обложения НДС зерновых и технических культур. Ранее такая норма содержалась в Налоговом кодексе, но действовала на временной основе - до 1 января 2014 года.
Смысл этой нормы заключается в том, что операции с зерновыми не облагаются НДС внутри страны. При этом, государство не должно возмещать НДС при экспорте культур. По нашей информации, двум близким к власти аграрным миллиардерам (их имена слишком известны) эта норма мешала, поскольку они не испытывают проблем с получением заявленного к возмещению НДС. Более того, они всячески старались от нее избавиться.
Большинство же зернотрейдеров сомневаются в том, что им удастся получать возмещение НДС. Зато они предчувствуют, как им придется плотно общаться с налоговиками, получать уголовные дела и испытывать прочие радости из-за наличия в цепочках поставок затесавшихся туда "налоговых ям". Поэтому в свое время эти трейдеры готовы были отказаться от ресурса в виде возмещения - лишь бы их не трогали.
Кстати, объем необходимого возмещения, деньги на которое следовало отыскать в бюджете в случае прекращения действия нормы, составил бы 11 млрд грн в год. И это без учета схем фиктивного возмещения, которые активно применялись на агрорынке до принятия Налогового кодекса. За такую сумму не грех побороться, даже будучи миллиардером.
В свое время, норму об освобождении перенесли в общую часть Кодекса, и сделали постоянной. Но при этом - то ли из-за нелепой случайности, то ли по заказу упомянутых выше товарищей - ее в корне исказили. Подозрения о том, что это не были случайные совпадения, подтверждается следующим наблюдением. На заседании налогового комитета обсуждалось лишь продление нормы об освобождении, а ее искажение произошло позже.
Теперь получается, что если экспортер покупает зерно у непосредственного производителя, при экспорте оно будет облагаться по нулевой ставке. И, следовательно, зерно будет заявляться к возмещению НДС. А в случае покупки у посредника, операция по экспорту будет уже освобождена от налогообложения, и никакого возмещения не будет. С экономической точки зрения, это полный абсурд. В обоих случаях зерно одно и то же, но его себестоимость получается разной.
Но это если говорить о цивилизованной экономике. Совсем другое дело, если подразумевается экономика коррумпированная. Тогда речь идет о том, что депутаты создали возможность возврата к схемам фиктивного возмещения. Для кого это делается? Не иначе, как в интересах группы заинтересованных в этом лиц. Чисто теоретически, если будет строиться подобная схема, то ее ключевым элементом станет получение подтверждения, что зерно куплено у производителя.
Грамотно сработало пивное лобби. Акцизы на пиво планировали увеличить, но не повысили вообще. А вот "винное" лобби в очередной раз подкачало. Акцизы на вина вырастут - на 14%.
Еще больше - на 76% - вырастут акцизы на спирты. Правда, произойдет повышение не с 1 января, а с 1 марта 2014. Столь значительное увеличение акцизов неизбежно приведет к тому, что в Украину станет очень выгодно завозить спирт "контрабасом", в частности, из России и Молдовы. Либо же спирты будут "втемную" разливаться на государственных спиртзаводах, но продаваться за наличные. В итоге, государство лишь потеряет там, где хочет найти.
Более чем в три раза вырастут ставки сбора за заготовку древесины основных лесных пород. Наверное, в целом этот шаг правильный, учитывая тот факт, что Украина является одной из наименее лесистых стран Европы. Однако чтобы правильные в теории шаги стали правильными на практике, нужно ликвидировать незаконную вырубку лесов, которая производится массово – в том числе, в бывшей Чернобыльской зоне.
К тому же, нужно делать повышение поэтапным, чтобы не наносить внезапный удар по деревообрабатывающему бизнесу. Помимо леса, имеется очень много полезных ископаемых, которые в нашей стране добываются исключительно частными лицами с уплатой мизерных платежей за такое счастье. А вот деревозаготовка формально находится в руках государства.
Наконец, властям опять не дают покоя операции с ценными бумагами. В 2014 года правительство запретило учитывать убытки от торговли ЦБ до начала года.
То есть, если вы в июле 2013 года купили акции по 10 грн, а к концу года они обесценятся до 4 грн, то про это можно забыть. Зато если эти акции в 2014 году подорожают до 5 грн, то государство будет считать, что вы заработали 1 грн на каждой ценной бумаге. Вот так ваши убытки превратятся в налоговые обязательства.
Пожалуй, всем интернет-трейдерам лучше продать имеющиеся у них акции до конца 2013 года.