Пожары случаются постоянно. И постоянно пожарники кого-то спасают. И ради такого благородного дела в Харькове даже установили нормы водопотребления для населения такими, словно пожары происходят круглосуточно и для их тушения постоянно течет вода. Казалось бы, при наличии такого количества воды, пожарных машин и квалифицированных пожарников или, как их теперь называют, спасателей, всех можно спасти. Но не тут-то было — 8 января загорелся ювелирный цех в здании завода «Хартрон» — и 8 погибших.
Версия о непрофессионализме спасателей отпадает сразу же после просмотра видео. Там хорошо видно, что лестницу стали подавать сразу же по прибытию, причем умудрились даже сделать это, не разворачивая автомобиль ради пущего удобства.
Другое дело — время, за которое спасатели приехали, но тут их вины совсем нет, поскольку обе ближайшие к месту события пожарные части расположены на оживленных улицах, где постоянно много машин, постоянные пробки. Так что машиной быстро добраться не получится — разве что вертолетом, телепортацией или с помощью доброй феи. Но все это нынче в большом дефиците.
На вопрос об отсутствии на месте тентов и батутов пожарники ответили очень просто — их запретили применять еще в 80-е годы прошлого века. Причина была проста — человек не в состоянии прыгнуть точно в центр тента или батута. В результате нагрузка на руки тех, кто держит тент ближе к месту приземления погорельца, оказывается большой. Порой настолько, что руки не выдерживали, и человек, спасшийся от огня, погибал от удара об асфальт.
А причин того, что людям пришлось выпрыгивать в окна, оказалось несколько. Так, на «Хартроне» когда-то была пожарная часть. Но теперь, когда его земля и здания почти полностью перешли в собственность различных частных предприятий, созданных вокруг завода («Хартрон-Орбита», «Хартрон-Плант ЛТД», «Хартрон-Энерго», «Хартрон-Электросвязь», «Хартрон-Инкор», «Хартрон-Экспресс», «Хартрон-Атом»), а эти предприятия — в собственность АО «Финекс», имеющее самое непосредственное отношение к мэру Харькова Геннадию Кернесу, от всей части остался целый... один человек, которого на весь завод явно мало.
К тому же «Хартрон» активно отказывался от различных предложений по усилению мер безопасности, мотивируя это тем, что у них есть собственные предприятия, специализирующиеся на всевозможной безопасности, в том числе и на пожарной.
Тем не менее, вторая очевидная причина того, что спасатели ехали на место пожара очень долго — отсутствие нормально работающей пожарной сигнализации. Если б была сигнализация, реагирующая на дым — спасатели получили бы сигнал еще до того, как появилось пламя. Если бы была сигнализация, реагирующая на превышение температуры и на огонь — спасатели получили бы сигнал сразу же после возгорания. Но в этот раз они явно получили вызов по телефону, когда огонь уже полыхал вовсю. Так элементарная жадность, которую ныне модно именовать экономией, обернулась смертью.
Впрочем, «экономия» заметна и в другом — в закрытой на замок двери запасного выхода.
Руководство ООО «Харьковская ювелирная фабрика» в прежние благополучные времена мотивировало это... безопасностью — только не людей, а бизнеса — мол, через запасной выход можно унести много золота. И ведь действительно — самый расцвет продаж продукции пришелся именно на 2013 год.
Только за 7 месяцев без малого два центнера золотых изделий, сделанных в цехах «ХЮФ», улетели в Москву, откуда затем благополучно добрались до Белгорода, в ООО «Золотой город» — это если верить таможне. Да еще полтора килограмма изделий было продано туркменскому предпринимателю Гарлы Дурдыеву. А если еще посчитать прибыли от продаж здесь, в Украине... Просто небывалый расцвет предприятия, которое еще совсем недавно работало в убыток! Конечно, руководству и учредителям было, о чем волноваться. Но хлопоты о препятствовании воровству обернулись трагедией.
Кстати, вполне возможно, что переживания о сохранности продукции и экономия на нормальной сигнализации были продиктованы также и ценами за аренду помещений, поскольку Геннадий Кернес известен, помимо всего прочего, еще и тем, что переживает за каждую копейку, прошмыгнувшую мимо него. И когда экономия вынужденная — из-за стоимости аренды — наложилась на экономию руководства ХЮФ из любви к собственному карману — случилось то, что случилось.
Рассуждать о причинах пожара можно много. Возможно возгорание произошло тоже от экономии — легковоспламеняющиеся вещества хранили в цехе, сэкономив на организации склада. Возможно сотрудники постоянно нарушали правила противопожарной безопасности — опять же, ради экономии средств фирмы. Может быть, и не было ничего такого — произошла случайность, каких бывает много. Но пожар случился. И оказалось, что экономия средств на предприятии велась за счет экономии на банальных мерах безопасности.
Старо как мир: за золото в карманах одних жизнью расплатились другие.