Протокол состоявшегося 17 декабря заседания VI украинскороссийской межправительственной комиссии содержит указание начать подготовку соглашения о замене вооружений и военной техники дислоцированного в Севастополе ЧФ РФ. Часть двусторонних переговоров, посвященная этой военной базе, заняла самое большое место в итоговом документе — указания комиссии по газовым переговорам, например, уложились всего в две строки, тогда как перспективам ЧФ в нем отведено несколько отдельных пунктов.
Ракеты на Европу
Ранее, до 2013 года, позиция Киева относительно возможного согласия на перевооружение этой военной базы неразрывно увязывалась с двумя проблемами. Первая заключалась в нежелании российской стороны проводить инвентаризацию арендованных ЧФ объектов за пределами Севастополя. Она касалась маяков и пунктов радиотехнической разведки флота, работа которых вредит отечественным аварийноспасательным службам и лишает Украину суверенитета над навигацией в изрядной части ее территориальных вод. Вторая проблема касается режима досмотра российских военных грузов, перемещаемых через границу. Нынешний слабый и «декларативнобездосмотровый» режим напрямую грозит нарушением обязательств Украины по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). До настоящего времени целый ряд базирующейся в Севастополе техники ЧФ является его носителями (вооружение, спроектированное под оснащение как обычным, ядерным или другим боезарядом).
В определенных ситуациях войска производят стыковку крылатых ракет и торпед с ядерными боевыми частями не в Украине, а на территории других баз ЧФ в Краснодарском крае. После это корабли и самолеты флота имеют возможность прибыть на украинскую территорию уже оснащенными.
В ходе нынешних переговоров было дано добро на модернизацию ЧФ РФ. Важный нюанс — в вооруженных силах РФ отсутствуют ракетные корабли, торпедные подводные лодки, бомбардировщики и самолеты противолодочной обороны, способные нести исключительно неядерное вооружение. За редкими исключениями они могут нести и то и другое. Согласие Украины на начало переговоров о размещении на ее территории новых российских носителей ядерного оружия — единственный итог переговоров, который даст эффект в ближайшее время.
По сути, результатом подписания может стать изменение в пользу РФ сложившейся военнополитической конфигурации в Восточной и Южной Европе. «Необходимо возобновить всестороннее сотрудничество в военной, военнотехнической сферах. Мы с президентом Украины много на этот счет говорили», — акцентировал внимание прессы на данном аспекте переговоров Владимир Путин. Другие, не менее резонансные газовые и кредитные итоги переговоров обещают реальный эффект чуть позже, в первом квартале следующего года. Остальные же пункты соглашения и вовсе нацелены на период активной реализации не ранее 2015–2016 годов.
Пир на два года
Газовые итоги переговоров привели к заключению 28го за последние три года дополнения к контракту между НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпромом» о поставках природного газа в 2009–2019 годах. Согласно нынешнему дополнению украинская сторона обязалась увеличить годовые закупки российского газа с нынешних 27 до 41,6 млрд. м3. В 2012–2013 годах объем импорта газа «Нафтогазом Украины» был сокращен за счет увеличения объема закупок холдингом GDF, с сентября он начал импортировать газ в Украину по $233/тыс. м3. Теперь НАК снова увеличит закупку и получит скидку в цене c текущего квартального уровня $406/тыс. м3 до $268,5/тыс. м3. Размер скидки будет пересматриваться и утверждаться ежеквартально согласно ценовой формуле контракта. Условием для получения указанной «полуторной» скидки является согласие украинской стороны более чем в полтора раза увеличить годовой объем закупаемого газа. Грядущий рост платежей Украины за газ может быть компенсирован НАК за счет перепродажи им части импортируемого газа другим трейдерам, которые в 2014 году начнут его реэкспорт в ЕС совместно с компаниями группы «Газпром». Появление среди партнеров этой группы украинских газотрейдеров представляется главным и единственным результативным эффектом переговоров.
Наряду с газовыми договоренностями в 2014 году должна заработать финансовая часть соглашений. По ней российская сторона присоединилась к клубу покупателей эмиссии украинского облигационного займа.
Чтоб не спрыгнули с «газовой» иглы
Украинские критики этой части соглашения отметили, что полученный от Москвы кредит — краткосрочный, а процент выше, чем ставки на кредиты МВФ. Но в отличие от него российский фонд якобы не требует от Киева никаких реформ. При детальном рассмотрении пунктов переговоров оказывается, что российские кредиторы таких реформ все же потребовали. Это касается в первую очередь увеличения потребления Украиной газа — такой шаг станет мощным демотиватором всех предыдущих усилий Киева по энергосбережению, увеличению добычи газа на шельфе и из сланцевых месторождений, а также по строительству СПГтерминала или началу импорта газа с европейского рынка свопконтрактов. В случае начала реэкспорта, например, эти контракты заработают в обратном направлении. И тогда верными окажутся прогнозы предыдущих лет относительно того, что все старания на ниве сокращения импорта газа из РФ предпринимались Киевом исключительно с целью выдавливания денег из Кремля.
Серьезных реформ требуют от Украины и другие итоги состоявшихся в Москве переговоров. В частности, заключенное соглашение о создании СП между российской Объединенной авиационной компанией и украинским госпредприятием «Антонов» для выпуска самолетов Ан124 предполагает как минимум коренную реформу украинских внешнеторговых приоритетов — до самого последнего времени они базировались на переговорах с Саудовской Аравией и Турцией об условиях совместного производства самолетов указанного класса. Эти переговоры Киеву придется прекратить. А продвигать украинские «Русланы» на рынки Ближнего Востока возьмутся уже российские компании и банки.
Однако все эти и другие так называемые реформы, затребованные под выданные на два года российские кредиты, просто блекнут на фоне предстоящего Украине реформирования ее глобального военнополитического выбора — ведь начатый ныне процесс оснащения новыми видами оружия направленной на Турцию и страны ЕС российской военной базы ЧФ в Севастополе может привести украинскую сторону к совершенно неожиданным результатам.