С 650 тысяч гривен, которые государство в прошлом году платила за "скорые помощи", на сами автомобили пришлось всего лишь 190 тысяч. У кого искать распиленный миллиард гривен?

"Наші Гроші" получили документальный довод того, что прошлогодний тендер Министерства здравоохранения на приобретение более тысяч автомобилей скорой помощи должны быть тщательно исследованы сотрудниками УБЭП, УБОП и управление "К" СБУ.

Напомним, что тогда ПрАО НПО "Практика" должна была сделать из французских автомобилей "скорые", начинив их медицинским оборудованием. Всего фирма должна была поставить МОЗУ 913 "скорых" типа В по 650 тыс. грн. и 143 реанимобиля типа С по 844 тыс. грн. на общую сумму 714 млн грн. Еще две компании разделили между собой заказ министерства на 146 млн грн.

Со временем была проведена дополнительная закупка автомобилей, затем вообще министерство заключило соглашения на снабжение "скорых" на 913,42 млн грн.

Еще во время тендера разгорелся скандал. Чиновников министерства обвинили в завышении цен на "скорые", однако доказательная база у обвинителей была слабенькой. Поэтому министр Раиса Богатырева легко отбивалась от грязных намеков, рассказывая об открытости тендера и возможности для кого-нибудь прийти и победить с более низкой ценой.

Уже тогда было много сомнений в искренности министра. Поскольку фирма "Сити транспорт групп" Игоря Чуркина так и сделала - представила более дешевую заявку, однако победы по неизвестным причинам так и не достигла.

И вот теперь мы имеем документ, с помощью которого можно оценить затрат госбюджета. Речь идет о копии соглашения на снабжение в Украину микроавтобусов "Peugeot Boxer" Fgtі 333 L2H2 (130 hp) между украинским представителем французского концерна "Automobіles Cіtroеn s.a." ООО "Пежо Ситроен Украина" и официальным импортером автомобилей "Пежо" в Украину фирмой "Види Авеню".

Из соглашения следует, что автомобили ввозились по цене 190 тыс. грн. То есть это стоимость базового автомобиля, который потом фирма "Практика" уже должна была нафаршировать медицинским оборудованием.

Как рассказал журналистам TVі начальник отдела продажи транспорта спецназначения компании "Практика", стоимость переоборудования составляла 290 тыс. грн. независимо от типа "скорой". А стоимость самого медицинского оборудования уже в зависимости от типа "скорой" представляла от 110 до 380 тыс. грн.

То есть на примере "скорых" типа В, приобретенных Минздравом по 650 тыс. грн., имеем следующую смету.

190 тыс. грн. за "Пежо" + 110 тыс. грн. за медоборудования + 290 тыс. грн. за установления оборудования = 590 тыс. грн.

Понятно, что в этом уравнении еще будет несколько посреднических процентов, полученных фирмой "Види Авеню" за дальнейшую перепродажу автомобилей "Практике".

Но в любом случае можно говорить, что официальная маржа "Практики" составляла около 50 тыс. грн. на одном автомобиле типа В. А всего таких было напомним 913. То есть прибыль "Практики" без учета дохода от более дорогих реанимобилей типа С могла составить около 46 млн. грн., что является очень приличной суммой для любого среднего бизнеса даже с учетом полной уплаты налога на прибыль.

Конечно, если бы были документы со спецификациями на поставку медицинского оборудования стоимостью "от 110 до 380 тыс. грн.", то можно было бы понять, сколько удалось заработать и этим поставщикам. Однако такими данными мы не владеем.

Поэтому акцентируем внимание на наиболее ценной составной в стоимости "скорых" - это фиксированная сумма 290 тыс. грн. за переоборудования скорых.

Самое главное, что она не может быть одинаковой для разных типов "скорых". Потому что одно дело поставить в обычную "скорую" скажем 20 единиц медицинского оборудования (кислородные баллоны, носилки, и т.п.) стоимостью 110 тыс. грн. И совсем другое дело набить реанимобиль горой оборудования за 380 тыс. грн. (дефибриллятор, и т.п.).

Ну и сама сумма поражает. За 290 тыс. грн. год назад вообще можно было приобрести приличный новый автомобиль вроде "Тойота Камри". Опрошенные журналистами TVі руководители СТО считают, что эта сумма завышена в несколько раз.

Затем именно в этой "фиксированности" следует искать следы грандиозного распила, исследовать который силами журналистов невозможно.

Об этом "Наші Гроші" поговорили с главой правления "Центра противодействия коррупции" Виталием Шабуниным, который давно и успешно замается раскрытием афер в государственных закупках.

- По вашей оценке, сколько всего мог бы сэкономить государственный бюджет на приобретении "скорых", если бы закупка проводилась по рыночным ценам?

- Речь может идти о 300 миллионах гривен, но только в случае, если соглашение уже завершено. То есть если МОЗ получил все автомобили и заплатил за них все деньги.

- Сколько могла стоить одна "скорая" при условии нормальных цен?

- Ну теперь очевидно, что сам автомобиль стоил 190 тысяч. Также есть мысль, что установленное оборудование не может стоить дороже 60-70 тысяч, а стоимость его установки - 90 тысяч гривен. То есть в сумме имеем до 350 тысяч гривен, тогда как Министерство купило их по 650 тысяч.

- Владельца фирмы "Практика" Олега Высоцкого принято считать человеком Юрия Еханурова, поскольку его карьера совпадала с траекторией экс-премьера. Имело ли это влияние на выбор "Практики" в качестве поставщика "быстрых"?

- Не думаю, что это имело какое-то решающее значение. Дело в том, что средства на скорые были выделены из госбюджета в 2013 году правительством Николая Азарова, когда Ехануров не имел никакого влияния на принятие таких решений. Я склонен считать, что благосклонность власти к Высоцкому вызвана другими мотивами. Приходилось слышать, что "Практика" попала в милость к семье Януковича благодаря тому, что она сделала бронирование нескольких автомобилей с "Межигорского" гаража, а также продала по себестоимости сотню автомобилей "скорой помощи" благотворительному фонду Александра Януковича. Отсутствие прибыли в частной операции могли компенсировать за счет государственного бюджета.

 

 

Владелец фирмы "Практика" Олег Высоцкий и Виктор Янукович-младший

- Кто кроме Высоцкого имел отношение к этому тендеру?

- Конечно, это тогдашний министр здравоохранения Раиса Богатырева и глава тендерного комитета МОЗ Роман Богачов, которые курировали тендер со стороны министерства. Однако в этом деле их роль скорее всего есть просто исполнительной. Все-таки средства на это выделялись из госбюджета за полгода до самого тендера. И окончательная стоимость закупки почти до процента совпала с выделенной суммой. То есть, еще задолго до тендера Кабмин заложил цену на "скорые" 650 тысяч гривен. А это превышает аппаратные возможности Богатыревой, Богачова и их подчиненных.

- У кого же тогда нужно спрашивать об этом тендере?

По нашим данным, есть несколько лиц, которые могут быть причастными к афере со "скорыми". С одной стороны, это Владимир Куликов, которого считают представителем благотворительного фонда Александра Януковича, и тогдашний заместитель министра доходов Андрей Игнатов, который заслужил славу "Семейного смотрящего" за финансами. Также причастные к этому тендеру жаловались, что они ощущали давление со стороны главы СБУ Александра Якименко и главы МВД Виталия Захарченко.

- Можно ли сказать, что государство уже потеряло деньги за "скорые"?

- Из-за всех этих событий в России и Крыму передача полномочий команды Богатыревой новому министру отошла пока что на второй план. Однако известно, что значительное количество "Пежо" еще несколько недель назад стояло нерастаможенное. Тогда МОЗ не имело права платить за них. Поэтому есть ожидания, что по крайней мере часть суммы удастся сохранить. А относительно уже выплаченных средств, если такие проплаты были, будем обращаться по всем доступным нам официальным каналам в контролирующие и правоохранительные органы с требованием проверить судьбу государственных денег.

Сравним официальные отчеты МВД Украины о наркоманизации нашего общества за разные годы, начиная с 2001-го. Подчеркнем, что это — официальная статистика, не всегда корректно отражающая действительность. Выводы делайте сами.

Справка

Наркомания в цифрах и фактах

2001 год

Более 98.000 лиц, систематически употребляющих наркотики (статистика службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД (БНОН) по состоянию на 1.01.2001 года), состоит на учете в Украине. Латентность — пяти — семикратная (по экспертным оценкам), т.е. реальное число наркоманов в Украине — 500-700 тысяч.

Если исходить только из официальной статистики, то на каждые 100 тысяч населения приходится 204 наркомана. Для сравнения: в России этот показатель — 198 (по состоянию на 2000-й год), в США превышает 4,7 тыс. (см таблицу № 1, 2).

 

Таб.1

Количество состоящих на учете потребителей наркотиков

 

1986

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Всего

потребителей

24042

55766

63450

68803

75497

86553

91241

в т.ч.

несовершенно летних

3426

2030

2337

2876

3469

4076

5321

Таб. 2

Количество больных наркоманией, состоящих на учете

 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Состоит на учете больных наркоманией

42733

49494

51680

55842

62508

71134

в т.ч.

несовершенно летних

761

945

1062

1166

1231

1344

Наркомания и преступность

Безусловно, наркотики ведут к ухудшению криминогенной ситуации в целом. Ежегодно наркоманы и лица, находящиеся в состоянии наркотического возбуждения, совершают от 10 до 14 тысяч различных преступлений. Это десятки убийств, сотни разбойных нападений, грабежей, тысячи краж. А также совершаются преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Почти 15% из числа раскрытых уголовных преступлений составляют преступления, так или иначе связанные с наркотиками.

В последние три года уровень наркопреступности в Украине несколько стабилизировался, его удается удерживать в пределах 40 тысяч преступлений. Это около 83 преступлений на каждые 100 тысяч населения. Для сравнения: в России этот показатель составляет 124, Белоруссии — 30, Германии — 276.

«Квалифицированные» преступления — содержание наркопритонов, подпольных нарколабораторий, факты вовлечений в наркоманию — составляют уже более 30% от общего числа преступлений, связанных с наркотиками, а в некоторых регионах этот показатель достигает 50%.

В 2000 году раскрыто 45,7 тыс. наркопреступлений, 9.5 тысячй из которых относительно сбытчиков. Прекращена деятельность более 2,6 тыс. преступных групп наркодельцов, в том числе 30 с признаками организованности. Изъято 26.1 тонн наркотических и психотропных веществ, пресечена деятельность 965 групп по их изготовлению, а также 93 подпольные нарколаборатории«.

2007 год

По состоянию на 2007-й год в Украине зарегистрировано уже около 160 тысяч наркоманов. Об этом сообщил первый заместитель начальника Департамента по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД Украины Олег Шутяк.

«За последние 5 лет количество лиц, употребляющих наркотики и стоящих на учете, возросло более чем в 1,5 раза», — резюмировал Шутяк. В то же время он отметил, что. по данным специалистов, реальное количество наркоманов в 3-4 раза больше.

По словам Шутяка, уровень наркомании в Украине находится на втором месте среди стран СНГ — на каждые 100 тыс. человек зарегистрировано уже 358 потребителей наркотиков.

2010 год

По данным Минздрава, полученным во время исследования численности групп повышенного риска заражения ВИЧ, количество одних только наркоманов, употребляющих инъекционные препараты, следует оценивать примерно в 425 тыс. человек (около 1,3% населения в возрасте 15–64 лет), согласно последним данным исследования, проведенного институтом Горшенина, с проблемой наркомании непосредственно сталкивается каждая десятая семья в Украине.

На наркотические вещества «подсело» примерно 2% населения страны. И ежегодно это количество увеличивается на 7–11%, при том что по самым скромным оценкам каждый год от наркотиков умирают 10–12 тыс. человек. Такой стремительный рост количества наркозависимых граждан сделал Украину одним из лидеров по темпам распространения наркомании среди населения в Европе.

По сведениям народного депутата Украины Геннадия Москаля, по самым скромным подсчетам наркоманией в стране поражены не меньше, чем 1,5 млн. человек. «это работоспособное население, потому что пионеры и пенсионеры наркоманами не бывают» — считает депутат.

Наркомания в Украине стала эпидемией.

О боевом духе военнослужащих в Крыму и недооценке сил крымских татар рассказывает капитан І ранга запаса ВМС Украины, публицист Вадим Махно.

- Вы сейчас в Севастополе. Какова обстановка в городе?

— Город живет обычной жизнью. Люди учатся, рынки работают. Если бы не российские войска, вообще было бы тихо.

Насколько Киев контролирует Крым?

— В райцентрах, где нет российских войск, ситуация контролируется. Не забывайте, что украинцы и татары составляют большинство населения севернее линии Евпатория — Симферополь – Феодосия. Они прекрасно понимают, что без днепровской воды у них будет пустыня. Когда 20 лет назад четыре района северного Крыма приняли решение о выходе из состава автономии и присоединении к Херсонской области, это резко остудило все горячие головы.

- Скажите, до начала интервенции вы замечали, что в Крыму что-то назревает?

— Конечно. Некоторые бывшие сотрудники СБУ стали запугивать патриотически настроенных служащих украинских учреждений, офицеров. Обнаглели люди из партии Натальи Витренко. Одним словом, разная шушера получила карт-бланш. Они не сомневались, что Крым будет взят в течении 2-3 дней и что «тупые жадные хохлы» поведутся на большую российскую зарплату.

- Эксперты уверяли, что украинская армия и флот потеряли дееспособность. Как сейчас объяснить самоотверженную позицию наших военнослужащих и моряков?

— Действительно, ни Киев, ни Москва не ожидали, что люди поведут себя настолько героически. И дело не только в национальных чувствах.

- Во-первых, для офицера изменить присяге, да еще и взять российский паспорт из рук человека, ранее курировавшего платные туалеты на ЮБК, — лишиться самоуважения. Имею ввиду руководителя бандитской бригады, а теперь так называемого премьера Крыма Сергея Аксенова.

Второй момент — между украинскими и российскими военнослужащими нет ненависти. Например, случай на КПП Бахчисарайского саперного батальона. Украинский контрактник спросил у россиян: «Кто такие? Чо надо?». «Да вот, русские десантники. Пришли оружие у вас изъять». «Да? Понаехали, жизни учат. Идите в задницу. Русские не сдаются». Оказывается, есть украинские части, где большинство служащих — этнические русские.

На третий день противостояния россияне начали отстегивать магазины от автоматов. Пофигизм — полный. Российское командование сочло это плохим признаком, начало проводить ротации. Подобное происходило 20 лет назад при разделе флота. Батальон российской морской пехоты подняли по тревоге, но они сказали: «Передайте в штаб — мы не каратели. Еще раз дернут, пойдем служить к украинцам». Тогда российское командование сформировали батальон из кавказцев.

- Россияне искушают украинских служащих высокими зарплатами, квартирами. Почему это не подействовало?

— Когда Аксенов по бандитской кличке Гоблин ездит по частям и говорит, что, мол, будете получать в 3-4 раза больше, это все равно, что он бы говорил: «Господа офицеры, вы — проститутки. Мы вам заплатим больше». Такие Гоблины вызывают у военнослужащих только чувство брезгливости и настороженности.

- Вы утверждаете, что в нынешнем конфликте недооценен фактор крымских татар. В чем его суть?

— Произошли знаковые вещи. На митинге 26 февраля под зданием Верховного Совета в Симферополе крымские татары прогнали русских националистов. И хотя позже здание было захвачено российским спецназом, у татар произошел ментальный перелом — они почувствовали себя народом и силой. Этого уже не изменишь.

- Но в последние дни татары не очень заметны.

— Они были заняты делом — формировали сотни самообороны. В противовес фашиствующему пророссийскому казачеству.

- Каковы силы крымскотатарской самообороны?

— Меджлис вывел в Симферополе около 12 тысяч мужчин от 20 до 40 лет. И это не все.

- Какие шаги, на ваш взгляд, должно предпринять украинское правительство для нормализации ситуации на полуострове?

— Если российские войска уйдут на свои базы, ничего делать не надо. В Крыму находятся одна бригада, два полка и два батальона внутренних войск, сохранивших верность присяге народу Украины. Вся «гоблиновская» пена сойдет за день-два. Они сбегут. Местная элита поднимет лапки, как уже не раз было. Хотя загонять их в угол тоже не надо. Нам жить вместе. Надо договариваться.

- Чего крымчане ожидают от Киева?

— Каждая область и регион Украины должны быть самоуправляемы. В экономике у нас есть один успешный опыт — экономическая зона «Сиваш», которую развивал премьер Сергей Куницын. Он в большом авторитете у промышленников Крыма.

Крым должен обладать еще и полной национально-культурной автономией. Государственный язык — украинский, это не обсуждается. Но гуманитарная сфера должна быть автономной. И необходимы огромные преференции крымскотатарскому народу.

- Как это будет воспринято славянским населением?

— А чего бояться? Мы и так получили российскую оккупацию. Это все результаты политики заигрывания.

Если Киев и Москва не договорятся по Крыму, могут подключиться другие страны, особенно Турция, имеющая право защищать своих соотечественников. Может статься так, что флоты вообще выведут с полуострова. Штаб украинского ВМФ — в Одессу. Российского — в Новороссийск. Порядок способны поддерживать и крымские части внутренних войск — около 3 тысяч человек.

- О выгодах демилитаризации Севастополя сказано много. Но жители города — якобы против.

— Можно пойти на такой шаг, чтобы не доводить дело до вооруженного противостояния. Вывод флотов должен производиться одновременно, тогда никто не будет ущемлен.

- Что нужно сказать русским Севастополя?

— Говорить о братских отношениях государств теперь не приходится. Но нынешняя ситуация показывает, что ментального конфликта между народами нет. Люди с обеих сторон не верят, что будут стрелять друг в друга. В этом и заключается просчет Путина.

У меня сын — украинский прапорщик, а племянник по жене — русский спецназовец. Я ненавижу тварь, сталкивающую их, поставившую друг против друга с оружием в руках.

Говорят, что нужно быть осторожными в своих желаниях. Порой они осуществляются самым дьявольским образом… Украина так долго ждала внимания Запада. Дождалась. Вот только цена оказалась непомерной…

Мир гудит, как встревоженный улей. Украина и Путин — у всех на устах. Мировые "тяжеловесы" часами висят на телефонах: Обама—Путин, Меркель—Обама, Обама—Кэмерон, Меркель—Путин. Киев едва поспевает принимать министров иностранных дел из пары десятков стран.

Во многих столицах одно за другим проходят заседания национальных совбезов, за последние дни уже четырежды экстренно собирался Совет безопасности ООН. ОБСЕ и ООН срочно отрядили своих представителей в Украину. ЕС и НАТО впервые в истории собрались на совместное заседание, а Евросоюз провел вчера внеочередной саммит — на уровне глав государств и правительств. И все это — из-за Украины. Хотя, если честно, все это — из-за Путина.

Запад уже не просто "сильно обеспокоен". Он даже не "чрезвычайно встревожен". Запад напуган. И действует, на удивление, быстро и жестко. Ведь речь уже — отнюдь не о "второй Югославии". Ангела Меркель говорит о том, что Европа не в состоянии даже представить новой войны, которая может начаться через 100 лет после Первой мировой и через 75 лет — после Второй. Уравновешенная и сдержанная Меркель, глава правительства основного партнера России в Европе, поставила Путину диагноз — он "живет в другом мире", и канцлер не уверена, что он "сохранил контакт с реальностью". Путин неадекватен. И это, действительно, пугает. Мир, по признанию британского министра иностранных дел В.Хейга, переживает "один из самых больших кризисов в международных отношениях". Путин крушит основы международного права.

И даже если угроза третьей мировой кажется кому-то преувеличенной, опасность обрушения десятилетиями выстраиваемой системы нераспространения ядерного оружия очевидна для всех. Это может стать проблемой планетарного масштаба. Отказавшаяся от третьего в мире по величине ядерного арсенала Украина, спустя 20 лет столкнулась не просто с отказом одного из гарантов ее безопасности выполнять свои обязательства. Она жестоко страдает от вооруженной агрессии этого "гаранта". А значит — это испытание не только для Украины. Это серьезнейший тест, прежде всего, для США и Великобритании. И если эти "тяжеловесы", также обязавшиеся блюсти украинскую безопасность, в кратчайшие сроки не восстановят статус-кво, у них больше не будет аргументов для сдерживания государств-производителей оружия массового поражения — как потенциальных, так и реальных. На переговорах, например, с Ираном о его ядерной программе можно будет ставить крест.

Конфликт в Украине несет еще одну серьезную опасность. Ведь на территории нашей страны находятся более 50 объектов повышенной опасности — ядерные реакторы, аммиако- и газопроводы и пр. Не дай Бог что — и катастрофа постигнет всю Европу.

Потенциальные потоки беженцев, неконтролируемая милитаризация региона — в общем, оснований для круглосуточной напряженной работы политиков и дипломатов — более чем.

Но очень хочется верить, что не только страх движет сегодня Европой и Америкой. Хочется верить, что мир увидел решительность и стремление к свободе украинцев, ценой крови избавившихся от внутреннего ига и не желающих очутиться под внешним. Оценил мужество тех, кто лишь с флагом и гимном способен идти навстречу "калашниковым" и гранатометам, и преданность тех, кто готов встать перед автоматами, чтобы закрыть собой мужей и сыновей от оккупантов.

Кажется, мир, действительно, объединяется в своем неприятии кремлевского беспредела и, надеемся, вокруг Украины. "Произошло изменение позиции огромной части западного мира в сторону значительно более жесткого подтверждения права украинцев на самоопределение и территориальную целостность", — считает польский президент Б.Коморовский.

Ни одна страна в мире не поддержала вероломство Кремля в отношении Украины. Даже "свои" — Лукашенко и Назарбаев. Путин остался один. Захвативший Крым и взявший тем самым Украину в заложники; угрожающий выставить живым щитом украинских женщин и детей перед российскими дулами, упивающийся собственной чудовищной ложью и объявляющий свои требования на встрече с прессой — кто он, если не террорист? Но готов ли Запад вести себя с ним так, как поступает с террористами?

Пожалуй, пока еще нет. Пока еще теплится надежда на возвращение разума, ведутся переговоры. Позиция Запада ясна и консолидирована. Тезисно она в следующем. Янукович, вопреки мнению Кремля, — больше не президент, и украинцы имеют право самостоятельно избрать нового лидера на честных и справедливых выборах и без внешнего вмешательства определить дальнейший путь развития своей страны. Как прозвучало с трибуны ООН, действия России — это агрессия, для ее вторжения на украинскую территорию нет никаких оснований, нарушений прав российских граждан и русскоязычного населения зафиксировано не было, мобилизация российских военных "является ответом на вымышленную угрозу" и основывается на "сфабрикованных доказательствах" (мир-то смотрит не только российское телевидение). Россия грубо попирает международное право, нарушив, в частности, Устав ООН и Заключительный Хельсинский акт ОБСЕ, а также свои обязательства соблюдать суверенитет и территориальную целостность Украины согласно Будапештскому меморандуму и двустороннему Договору о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Нарушены также соглашения по Черноморскому флоту РФ и Конституция Украины. В этой ситуации западный мир обещает, что не оставит Украину наедине с Кремлем и продолжит добиваться прекращения агрессии Москвы.

Чего пытаются добиться от Кремля в первую очередь? Основных пунктов три: деэскалация конфликта (в частности, возвращение российских военнослужащих в места постоянной дислокации); прямые переговоры представителей России и Украины (в частности, консультации согласно "большому" Договору); согласие на международное посредничество (в частности, участие в консультациях в рамках Будапештского меморандума и допуск в Крым международных наблюдателей).

На момент верстки номера ответ Москвы был следующим. Российские подразделения усиливали блокаду украинских частей в Крыму; Путин на пресс-конференции заявил, что ему не с кем разговаривать в Украине, а Лавров, несмотря на все уговоры западных партнеров, отказался встречаться с "нелегитимным" Дещицей в Париже, где проходили консультации "гарантов", и после переговоров с Керри заявил, что действия Запада "не помогают создать атмосферу диалога и сотрудничества"; в Крыму вооруженными людьми блокировалась представительница ОБСЕ, а посланец генсека ООН был захвачен, а затем выслан из Симферополя.

Реакция Запада на действия Москвы последней недели была куда оперативнее, чем на беспредел Януковича последних лет. Если вкратце, то ответ был таков. Члены СБ ООН дружно осудили российское военное вторжение в Украину (даже Китай, исповедующий принцип невмешательства в дела других государств). Семь членов "большой восьмерки" отказались от продолжения подготовки к июньскому саммиту в Сочи, пока Москва не придет в чувство, а СМИ активно обсуждают вероятность уменьшения "восьмерки" до "семерки". НАТО приняло решение пересмотреть сотрудничество с РФ, отменив все совместные заседания и даже планирование первой совместной операции (в рамках нейтрализации сирийского химического оружия). Австралия отменила запланированные межправительственные контакты с РФ.

США и Канада прервали военное сотрудничество с Россией. Соединенные Штаты дали понять, что могут принять решение о более жестких санкциях до конца недели. Берлин дал Москве время одуматься до четверга, до саммита ЕС, иначе "может быть принято решение против России".

Запад очень не любит слово "санкции". Поэтому говорит о "последствиях для отношений" в случае "отсутствия шагов по деэскалации". Со стороны Евросоюза, согласно Выводам Совета ЕС по иностранным делам от 3 марта 2014 г., это может быть, "например, приостановка двусторонних переговоров с Россией по визовым вопросам и новому Соглашению". ЕС также готов рассмотреть "возможность применения дальнейших направленных мер". Сия расплывчатая формулировка оставляет пространство для воображения. Россияне уже "вообразили", и в Совете Федерации начали срочно готовить ответный удар — законопроект о конфискации имущества, активов и счетов компаний США и Евросоюза…

Как правило, ЕС вводит ощутимые санкции лишь в самых крайних случаях, придерживаясь мнения, что угроза санкций эффективнее их применения, сжигающего все мосты и возможности для продолжения диалога. Готовы ли европейские компании пожертвовать ради Украины бизнесом с Россией? Готова ли Европа отказаться от российских энергоносителей, от которых напрямую зависит наполняемость российской казны и кривая ВВП? По-прежнему — далеко не факт. Дружно публично осуждая действия Москвы, члены ЕС все же не столь едины в своей решительности. Британию к более жесткой позиции обязывает статус гаранта украинской безопасности в тандеме с США. Поляков и литовцев — положение "лучших друзей Украины", остальных восточноевропейцев — прошлые обиды и страх перед Москвой (а вдруг и до них дотянется?). Южные страны традиционно куда более спокойны, россияне их "окучивают" с особым усердием. По мнению экспертов, решающее слово — за Германией. Она может предстать в новом качестве — не только как экономический "стабилизатор", но и как "перезагрузчик" отношений Запада с Россией. Если, конечно, получится (у Обамы с Медведевым этого, увы, не вышло).

Хотя Евросоюз на этот раз реагирует на украинские события беспрецедентно активно и быстро, все же от Штатов следует ожидать более быстрых и жестких действий, чем от 28 стран ЕС. Им по силам организовать падение российского рынка, девальвацию рубля, повлиять на цену нефти или, скажем, убедить Турцию закрыть Босфор для российских танкеров, ускорить заход американского сланцевого газа на европейский рынок — с необратимыми для российской экономики последствиями...

О каких-то военных действиях речь пока не идет. Во всяком случае, публично. А заявление посла Украины в Минске (экс-министра обороны) М.Ежеля о возможности размещения на нашей территории американской ПРО — стоит рассматривать не иначе как провокацию протеже Януковича и Юры Енакиевского.

В то же время, по информации ZN.UA, с американцами у нас уже налажен оперативный обмен разведданными. Для усиления мер безопасности в регионе, как сообщалось в СМИ, в греческом порту пришвартовался авианосец ВМС США "Джордж Буш" в сопровождении 17 кораблей и трех подводных лодок.

Reuters передает, что США также намерены активизировать учения с военно-воздушными силами Польши и предоставить дополнительные самолеты миссии НАТО в Балтии по просьбе трех балтийских союзников. Подтягиваются, словом…

НАТО пока официально не отреагировало на зарегистрированный на этой неделе в Верховной Раде законопроект, предполагающий отказ от "внеблокового статуса" и восстанавливающий в списке внешнеполитических целей — обретение Украиной членства в Организации Североатлантического договора. Однако в среду после заседания Совета Россия—НАТО генсек альянса Расмуссен сообщил, что Организация намерена интенсифицировать отношения с Украиной. Решение, в какой форме — за украинцами. Альянс же намерен поддерживать в нашей стране демократические реформы, помогать укреплять военный потенциал и наращивать оборонные возможности. Вряд ли в нынешней взрывоопасной ситуации кто-то (как у нас, так и на Западе) готов всерьез говорить о немедленном вступлении Украины в НАТО (хотя Россия, похоже, ее туда просто заталкивает). Тем не менее, генсек Расмуссен подтвердил: решение 2008 г. в силе, и альянс будет готов принять Украину, если она этого захочет, и будет соответствовать необходимым критериям.

Однако Украина, очевидно, сконцентрируется сейчас на Евросоюзе, чья мощная и незамедлительная поддержка нам просто жизненно необходима. Янукович просчитался. Мы таки получим от Европы деньги. Но уже без него. К нам, надеюсь, после введения санкций Евросоюза вернутся только его деньги, а не он сам…

Итак, 5 марта Еврокомиссия согласовала пакет финансовой помощи Украине, достигающий 11 млрд евро на ближайшие несколько лет (добавьте к ним ожидаемые 15 млрд долл от МВФ — выйдет куда больше, чище и надежнее призрачной путинской взятки Януковичу). Европейская помощь будет выделяться как по линии ЕС, так и европейских финансовых институций — ЕИБ, ЕБРР. Ключевые элементы пакета следующие:

— 3 млрд евро из ресурсов ЕС в ближайшие годы, из них 1,6 млрд евро макрофинансовой помощи (по нашей информации, в течение одного-двух месяцев, в зависимости от результатов переговоров с МВФ и выполнения ряда первоочередных реформ) и пакет грантов на 1,4 млрд евро (из них 600 млн будут предоставлены в течение следующих двух лет);

— 5 млрд евро — из ресурсов Европейского банка реконструкции и развития;

— 3 млрд евро — из ресурсов Европейского инвестиционного банка на протяжении 2014–2016 гг.;

— создание Трастового фонда для координации бюджетных ресурсов ЕС и государств — членов ЕС;

— создание специального механизма для координации действий доноров (планируется проведение донорской конференции в Брюсселе под эгидой ЕС);

— 250 млн евро — через инструмент Инвестиционного фонда соседства для реализации условий пакета кредитных проектов;

— организация инвестиционного форума высокого уровня;

— односторонняя либерализация торговли Евросоюза с Украиной еще до подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли;

— модернизация украинской ГТС и активизация работы для начала реверсных поставок газа в Украину через Словакию;

— ускорение имплементации Плана действий по визовой либерализации;

— техническая помощь в ряде сфер, в т.ч. для проведения конституционной и судебной реформы и подготовки выборов.

Данный пакет — мощный сигнал не только Киеву, но и Москве. Европа четко дает понять: Украину в беде она не бросает. Другой вопрос — Украину в каких границах?

Хочется от всей души поблагодарить... Владимира Владимировича Путина. На полном серьезе.

В мире не существует человека, сделавшего большего для объединения нас, таких разных, в настоящую Украинскую Нацию. Нет, ну разве что, Виктор Федорович ему конкурент, но и то – размах у него не тот, и системность хромает... То ли дело, Владимир Владимирович – он над становлением нашей нации работает блестяще, с завидным постоянством, еще с начала миллениума. И надо отдать ему должное – он преуспел!

Нет, правда! К примеру, кто-нибудь из нас мог представить себе, что первый день весны 2014 года вся мужская часть населения проведет в молчаливой задумчивости о том, как правильно сказать своим женам и детям, что они идут на войну защищать свой дом от оккупантов. На настоящую войну, о существовании которой за рамками теле- и киноэкранов мы, украинцы, не догадывались буквально еще вчера.

И что более феноменально – кто-нибудь мог бы представить себе, что ни у кого не возникнет при этом и тени сомнения в ответе на вопрос – идти или не идти воевать за свою Родину, которую мы сами совсем еще недавно ругали последними словами.

Если бы не наполеоновские планы Владимира Владимировича, тяжело было бы придумать лучший объединяющий фактор и для тех, кто героически бился на Майдане, и для тех, кто помогал чем мог, и для тех, кто тайно сочувствовал, но боялся сказать это публично, и даже для тех, кто категорически не принимал волну народного протеста.

Потому что когда эшелоны танков стоят у границы – все внутригосударственные споры как-то отходят на второй план.

Отменять или, наоборот, вводить русский язык, допускать или не допускать олигархов к власти, прощать или не прощать мелкие грехи извечным "мастерам перекрашивания" из одного "актуального" цвета в другой, люстрировать или нет какого-то там "внука Януковича", отбирать или не отбирать награбленное – все эти вопросы, безусловно, важны! И еще на прошлой неделе очень многим хотелось порешать всё сгоряча, "по всем законам революционного времени", махая шашкой направо и налево, не думая о долгосрочных последствиях.

Но когда, в качестве альтернативы, нам предлагают стройно промаршировать под звуки ремикса знакомого с детства "Союз нерушимых...", держа при этом в руках рекламное фото клиники мужской пластической хирургии – приходит понимание, что как-то мы с этими своими внутренними проблемами разберемся попозже и на холодную голову.

Ведь для их решения требуется одно весьма серьезное условие – собственно говоря, наличие Страны. Неоднозначной, разнородной, многострадальной, но – Нашей, Родной... Так что спасибо вам, искреннее, Владимир Владимирович, за то, что так вовремя и так кстати об этом нам напомнили!!!

А теперь, Владимир Владимирович, когда вы любезно уберете ваши [censored] многоуважаемые войска в места привычной им и нам дислокации, у нас тут без вас будет время спокойно подумать, как дальше правильно обустраивать нашу Украину.

Это и хотелось обсудить.

Недавно прошли первые назначения в исполнительную власть. Да, их нельзя назвать однозначными. Некоторые даже можно назвать спорными. Но, все-таки, давайте найдем в себе силы и воздержимся от какой-либо критики. Пока что.

Во-первых, потому что по старой мудрой традиции, во времена внешних военных агрессий действует негласный мораторий на критику действующей внутренней власти. И это правильно.

Во-вторых, эти назначения уже реализованы. Люди уже приступили к своим обязанностям, но еще, по факту, не успели ничего сделать – ни хорошего, ни плохого. Всё-таки, критика должна быть конструктивной – это касается и тех, кого назначили, и тех, кто их назначал. Каждый должен получить шанс проявить себя – но под строгим контролем общественности. При этом, одной только критики недостаточно – а то получится, как с коммунистами, критикующими Азарова – "Мы им категорически недовольны, поэтому пусть работает дальше пока не исправится!..".

В первую очередь, важно чтобы те, кто пришел во власть сегодня, четко понимали – они не навсегда, от них ждут результатов и у них есть конкуренция. И это совсем не значит, что, как это было заведено в нашей стране, чиновник сможет "работать быстро" (на их "сленге" означает "не заморачиваться стратегическими планами, "пилить" все, что только возможно прямо сегодня и сейчас, потому что завтра уволят и спасибо не скажут").

Есть, к примеру, в британской парламентской системе такое понятие – "теневые министры". Это официально закрепленный статус представителей оппозиции, которые, как "тени"имеют законное право сопровождать всю деятельность представителей власти и, при каждом удобном случае, не только подвергать чиновников публичной критике, но и озвучивать свое виденье того, как бы они поступали в данной ситуации.

Аналог такого же государственного института, только с некоторыми поправками на украинскую реальность, крайне необходим и нашей власти.

Во-первых, конечно же, не стоит называть этот институт "Теневым министерством". После того, как гражданин Арбузов С.Г. столь успешно исполнял роль "теневого премьер-министра" без всяких оглядок на британский парламентаризм, данное словосочетание себя скомпрометировало. Тем более, Сергей Геннадиевич любезно предложил из Москвы поделиться опытом с новым правительством, так что можно считать, что место "теневого министра в экзиле" уже не вакантно.

Во-вторых, новой украинской власти необходим контроль не столько со стороны официальной оппозиции (в условиях революционного времени она как-то самоликвидировалась), сколько со стороны гражданского общества, которое, в виду временного отсутствия альтернативы, выдало действующим парламентариям сверхльготный кредит доверия, но при этом имеет очень серьезные намерения контролировать целевое использование и график погашения данного "кредита".

Главный вопрос, который продолжает оставаться на повестке дня с первых дней протестов – кто будет это гражданское общество представлять на постоянной основе? Вопрос на самом деле, открытый. Субъективно, на сегодняшний день наиболее конструктивным и равнопредставленным выглядит "Коло Народної Довіри Майдану". Факт в том, что эту организацию должны представлять лица вне политики, не претендующие на роль политиков или представителей исполнительной власти, с активной гражданской позицией, пользующиеся несомненным авторитетом у общества. На сегодняшний день, слава Богу, таких людей в нашей стране предостаточно.

Действующая власть должна придать официальный статус данному гражданскому институту – именно этого должен добиваться Майдан, перед тем, как окончательно разойтись.

Задача номер один общественной организации, представляющей Майдан – формирование Резерва действующих представителей власти. Формирование первого состава Резерва может быть осуществлено в ближайшее время непосредственно Майданом.

Именно Резерв, как официальный гражданский институт, должен проводить самостоятельный антикоррупционный мониторинг и анализ эффективности решений, принимаемых действующей властью. Каждый представитель Резерва должен непосредственно мониторить свое "отражение" во власти. И именно представители Резерва, согласно утвержденному статусу, должны быть первоочередными претендентами на должность тех представителей власти, которые не оправдали возложенные на них ожидания.

При этом, общество будет ожидать от "Резервного правительства" публичного представления своего стратегического виденья и программы действий. А для того, чтобы Резервное правительство также чувствовало здоровую конкуренцию, необходимо формировать "дубль" Резерва. Только таким образом можно будет обеспечить вливание "свежей крови" в украинскую систему власти.

Конечно же, сформировать эффективный Резерв будет не такой уж и простой задачей. Есть подозрения, что при объявлении "набора" в Резерв первым делом туда ринутся всякие временщики и авантюристы. Потому что, к сожалению, "папередники" оставили страну в таком состоянии, что далеко не каждый здравомыслящий и уважающий себя человек решит рискнуть собственной репутацией. Качественных управленцев еще придется поискать. Но, соблюдение принципов публичности, ротации кадров и постоянного мониторинга общественного мнения должны будут постепенно обеспечить максимальную эффективность исполнительной власти и ее Резерва.

Все предложения, изложенные выше – всего лишь приглашение к дискуссии. Главное, ее не затягивать и не упустить сейчас возможность организовать всё правильно. Один раз, в 2005-м мы ее уже упустили. Тогда политикам удалось избавиться от влияния гражданского общества, приведшего их к власти. К чему это привело – всем известно.

Второй шанс дается исключительно редко!!! Мы просто обязаны им воспользоваться!

С момента последней публикации редакцией«proIT»статьи об активизации мошенничества с картами «ПриватБанка» таких случаев не только не стало меньше, но их количество заметно возрасло. Очевидно,причину такой тенденции следует искать в абсолютной безнаказанности мошенников, бездействии сотрудников милиции и руководства «ПриватБанка». По крайней мере, такой вывод можно сделать из рассказа пострадавшего, случай которого был описан в статье«Дерзкое мошенничество с картами «ПриватБанка» поставлено на поток».

Александр уже более полугода пытается добиться от милиции привлечения к ответственности мошенника, а от «ПриватБанка» ― приостановления начисления процентов, пени и штрафов на украденный кредитный лимит. Парадокс заключается в том, что ив милиции и в банке знают ФИО человека, снявшего украденные деньги, есть его фотография, адрес проживания, известен даже его антисоциальный образ жизни, более того, возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, однако на сегодня этот человек не только не задержан, он даже не допрошен. Между тем, «ПриватБанк», вопреки заверениям редакции «proIT», продолжает начислять проценты, пени и штрафы на образовавшийся в результате мошенничества кредит.

 

«Карточные мошенники» уверены в своей безнаказанности

Пострадавший шокирован тем, как работает украинская милиция: «Выходит в Украине никто не интересуется мошенником? Ведь его личность известна, есть его паспортные данные, это клиент «ПриватБанка», но никто и ничего сделать не может или не хочет. А представьте, что было, если бы деньги были переведены на счет в другой банк и личность получателя, я бы сам не смог установить? Тогда найти мошенника вообще было бы невозможно?».

По словам Александра, следователь, который ведет уголовное дело по факту мошенничества, за 1,5 месяца его так и не опросила в качестве потерпевшего. А запрос в центральный офис «ПриватБанка» для выемки документов по делу, следователь отправил более, чем через 2 месяца после возбуждения уголовного дела. «Она ожидает, что ответ на запрос придет в течение 1,5 месяцев. В результате у меня складывается впечатление, чтоворовать сегодня безопаснее и выгоднее, чем работать», ― говорит Александр.

Стоит отметить, что по состоянию на 6 марта 2014, т.е. спустя более, чем 6 месяцев после возбуждения уголовного дела, расследование фактически не сдвинулось с мертвой точки. Районная прокуратура, куда Александр подал заявление на бездеятельность милиции, пропустив все установленные законом сроки, не дала даже отписки. НБУ на просьбу о помощи ответил, что конфликт клиента и банка, это лишь их конфликт и регулятор не намерен в него вмешиваться.

А тем временем «ПриватБанк» продолжает списывать в счет погашения образовавшегося кредита, штрафов и пени все поступающие Александру средства. Примечательно, что это происходит после того, какОлег Серга, пресс-секретарь «ПриватБанка» в телефонном комментарии журналисту «proIT» заверил, что все требования банка по данному случаю будут заморожены до разрешения ситуации.

 

 

«Карточные мошенники» уверены в своей безнаказанности

«Карточные мошенники» уверены в своей безнаказанности

Впрочем, необходимо напомнить, что банк действительно не несет ответственности, если клиент передал третьему лицу конфиденциальную информацию. Однако со слов Александра, в его ситуации сотрудница «ПриватБанка» пошла на поводу у мошенника и фактически спровоцировала кражу средств со счета. Более того, средства были переведены в пределах банка, и еще до их снятия мошенником клиент позвонил в банк и попросил заблокировать средства. Однако «ПриватБанк» этого не сделал, и мошенник спокойно снял все деньги.

Полная безнаказанность «специалистов» по облапошиванию держателей карт «ПриватБанка» провоцирует рост аппетитов мошенников.Они уже даже не считают нужным после каждого удачного «дела» следить за такими мелочами, как смена номера телефона. Например, если в бить в строку поиска номера мобильных телефонов, с которых мошенники звонили Александру ― 0919737272 и 0635725784 ― можно найти массу историй людей, у которых были украдены десятки тысяч гривен. И это только те, кто решил о своем случае написать.

Вот еще один типичный случай, о котором редакции «proIT» рассказала Анна.Начало лассическое: размещение бесплатного объявления, звонок «покупателя» и предложение сделать предоплату на карту «ПриватБанка». Затем звонок якобы «службы поддержки корпоративных клиентов» и рассказ о том, что деньги перечислены от юридического лица, и что их можно получить только проделав определенные операции с банкоматом.

«Поставили условие, что деньги надо получить до 24:00, иначе будут начисляться налоги, ― рассказывает Анна. ― Уточнив, как давно я пользовалась этой картой, и поняв, что карта не особо денежная, мне сообщили, что получить деньги я могу по кредитной карте. Подойдя к банкомату, не нахожу обещанного платежа и звоню в «службу поддержки», где мне с готовностью объясняют,чтобы получить платеж на кредитную карту, надо закрыть кредитную линию. А для этого кредитный лимит надо перевести на мой виртуальный счет.Тогда интуиции пыталась достучаться к моему сознанию, но «ребята» быстро усыпили мою бдительность терминами и формулировками. После этого я сделала два перевода с кредитного лимита на 18 тыс. грн.».

Анна рассказывает, что когда она на следующий день пришла писать заявление в Дарницкое управление милиции Киева,дежурный ей сказал, что за вчера принял три таких же заявления.Анна также рассказала и о красноречивом продолжении этой истории: «В день происшествия я написала SMS на номер «оператора», ана следующий день он мне перезвонил, и с издевками сказал, что никого не боится и его номер не отключат».

Но оказывается безопасности средств на картах«ПриватБанка» угрожает не только сравнительно новый социальный тип мошенничества, но и совершенно классический — скимминг. О таком случае рассказала Елена: «С моей карты было снято более 16 тыс. грн., половина кредитных средств, половина личных. Причем деньги были сняты в городе, где я раньше никогда не была, физического доступа к карте у посторонних лиц не было (живу сама), секретную информацию по карте никому не предоставляла, объявлений в интернете о продаже чего-либо не размещала».

После нескольких обращений банк признал, что карта была скомпрометирована, в результате чего деньги были сняты мошенниками. Эта версия была подтверждена фотографией, сделанной банкоматом во время снятия украденных денег. На ней был запечатлен человек в маске.

В данном случаенадо отдать должное «ПриватБанку», которые после двухмесячного внутреннего расследования вернул пострадавшей все украденные деньги.Но вот, что касается остальных случаев, шансы на возмещение средств у пострадавших мизерные. К сожалению, «ПриватБанк» в течение нескольких недель так и не смог найти время, чтобы ответить редакции «proIT» на все интересующие вопросы по поводу деталей описанных случаев и дальнейшей политики банка в области безопасности. Однако «proIT» и дальше будет следить за процессом расследования всех описанных случаев.