С момента последней публикации редакцией«proIT»статьи об активизации мошенничества с картами «ПриватБанка» таких случаев не только не стало меньше, но их количество заметно возрасло. Очевидно,причину такой тенденции следует искать в абсолютной безнаказанности мошенников, бездействии сотрудников милиции и руководства «ПриватБанка». По крайней мере, такой вывод можно сделать из рассказа пострадавшего, случай которого был описан в статье«Дерзкое мошенничество с картами «ПриватБанка» поставлено на поток».
Александр уже более полугода пытается добиться от милиции привлечения к ответственности мошенника, а от «ПриватБанка» ― приостановления начисления процентов, пени и штрафов на украденный кредитный лимит. Парадокс заключается в том, что ив милиции и в банке знают ФИО человека, снявшего украденные деньги, есть его фотография, адрес проживания, известен даже его антисоциальный образ жизни, более того, возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, однако на сегодня этот человек не только не задержан, он даже не допрошен. Между тем, «ПриватБанк», вопреки заверениям редакции «proIT», продолжает начислять проценты, пени и штрафы на образовавшийся в результате мошенничества кредит.
Пострадавший шокирован тем, как работает украинская милиция: «Выходит в Украине никто не интересуется мошенником? Ведь его личность известна, есть его паспортные данные, это клиент «ПриватБанка», но никто и ничего сделать не может или не хочет. А представьте, что было, если бы деньги были переведены на счет в другой банк и личность получателя, я бы сам не смог установить? Тогда найти мошенника вообще было бы невозможно?».
По словам Александра, следователь, который ведет уголовное дело по факту мошенничества, за 1,5 месяца его так и не опросила в качестве потерпевшего. А запрос в центральный офис «ПриватБанка» для выемки документов по делу, следователь отправил более, чем через 2 месяца после возбуждения уголовного дела. «Она ожидает, что ответ на запрос придет в течение 1,5 месяцев. В результате у меня складывается впечатление, чтоворовать сегодня безопаснее и выгоднее, чем работать», ― говорит Александр.
Стоит отметить, что по состоянию на 6 марта 2014, т.е. спустя более, чем 6 месяцев после возбуждения уголовного дела, расследование фактически не сдвинулось с мертвой точки. Районная прокуратура, куда Александр подал заявление на бездеятельность милиции, пропустив все установленные законом сроки, не дала даже отписки. НБУ на просьбу о помощи ответил, что конфликт клиента и банка, это лишь их конфликт и регулятор не намерен в него вмешиваться.
А тем временем «ПриватБанк» продолжает списывать в счет погашения образовавшегося кредита, штрафов и пени все поступающие Александру средства. Примечательно, что это происходит после того, какОлег Серга, пресс-секретарь «ПриватБанка» в телефонном комментарии журналисту «proIT» заверил, что все требования банка по данному случаю будут заморожены до разрешения ситуации.
Впрочем, необходимо напомнить, что банк действительно не несет ответственности, если клиент передал третьему лицу конфиденциальную информацию. Однако со слов Александра, в его ситуации сотрудница «ПриватБанка» пошла на поводу у мошенника и фактически спровоцировала кражу средств со счета. Более того, средства были переведены в пределах банка, и еще до их снятия мошенником клиент позвонил в банк и попросил заблокировать средства. Однако «ПриватБанк» этого не сделал, и мошенник спокойно снял все деньги.
Полная безнаказанность «специалистов» по облапошиванию держателей карт «ПриватБанка» провоцирует рост аппетитов мошенников.Они уже даже не считают нужным после каждого удачного «дела» следить за такими мелочами, как смена номера телефона. Например, если в бить в строку поиска номера мобильных телефонов, с которых мошенники звонили Александру ― 0919737272 и 0635725784 ― можно найти массу историй людей, у которых были украдены десятки тысяч гривен. И это только те, кто решил о своем случае написать.
Вот еще один типичный случай, о котором редакции «proIT» рассказала Анна.Начало лассическое: размещение бесплатного объявления, звонок «покупателя» и предложение сделать предоплату на карту «ПриватБанка». Затем звонок якобы «службы поддержки корпоративных клиентов» и рассказ о том, что деньги перечислены от юридического лица, и что их можно получить только проделав определенные операции с банкоматом.
«Поставили условие, что деньги надо получить до 24:00, иначе будут начисляться налоги, ― рассказывает Анна. ― Уточнив, как давно я пользовалась этой картой, и поняв, что карта не особо денежная, мне сообщили, что получить деньги я могу по кредитной карте. Подойдя к банкомату, не нахожу обещанного платежа и звоню в «службу поддержки», где мне с готовностью объясняют,чтобы получить платеж на кредитную карту, надо закрыть кредитную линию. А для этого кредитный лимит надо перевести на мой виртуальный счет.Тогда интуиции пыталась достучаться к моему сознанию, но «ребята» быстро усыпили мою бдительность терминами и формулировками. После этого я сделала два перевода с кредитного лимита на 18 тыс. грн.».
Анна рассказывает, что когда она на следующий день пришла писать заявление в Дарницкое управление милиции Киева,дежурный ей сказал, что за вчера принял три таких же заявления.Анна также рассказала и о красноречивом продолжении этой истории: «В день происшествия я написала SMS на номер «оператора», ана следующий день он мне перезвонил, и с издевками сказал, что никого не боится и его номер не отключат».
Но оказывается безопасности средств на картах«ПриватБанка» угрожает не только сравнительно новый социальный тип мошенничества, но и совершенно классический — скимминг. О таком случае рассказала Елена: «С моей карты было снято более 16 тыс. грн., половина кредитных средств, половина личных. Причем деньги были сняты в городе, где я раньше никогда не была, физического доступа к карте у посторонних лиц не было (живу сама), секретную информацию по карте никому не предоставляла, объявлений в интернете о продаже чего-либо не размещала».
После нескольких обращений банк признал, что карта была скомпрометирована, в результате чего деньги были сняты мошенниками. Эта версия была подтверждена фотографией, сделанной банкоматом во время снятия украденных денег. На ней был запечатлен человек в маске.
В данном случаенадо отдать должное «ПриватБанку», которые после двухмесячного внутреннего расследования вернул пострадавшей все украденные деньги.Но вот, что касается остальных случаев, шансы на возмещение средств у пострадавших мизерные. К сожалению, «ПриватБанк» в течение нескольких недель так и не смог найти время, чтобы ответить редакции «proIT» на все интересующие вопросы по поводу деталей описанных случаев и дальнейшей политики банка в области безопасности. Однако «proIT» и дальше будет следить за процессом расследования всех описанных случаев.