С 650 тысяч гривен, которые государство в прошлом году платила за "скорые помощи", на сами автомобили пришлось всего лишь 190 тысяч. У кого искать распиленный миллиард гривен?

"Наші Гроші" получили документальный довод того, что прошлогодний тендер Министерства здравоохранения на приобретение более тысяч автомобилей скорой помощи должны быть тщательно исследованы сотрудниками УБЭП, УБОП и управление "К" СБУ.

Напомним, что тогда ПрАО НПО "Практика" должна была сделать из французских автомобилей "скорые", начинив их медицинским оборудованием. Всего фирма должна была поставить МОЗУ 913 "скорых" типа В по 650 тыс. грн. и 143 реанимобиля типа С по 844 тыс. грн. на общую сумму 714 млн грн. Еще две компании разделили между собой заказ министерства на 146 млн грн.

Со временем была проведена дополнительная закупка автомобилей, затем вообще министерство заключило соглашения на снабжение "скорых" на 913,42 млн грн.

Еще во время тендера разгорелся скандал. Чиновников министерства обвинили в завышении цен на "скорые", однако доказательная база у обвинителей была слабенькой. Поэтому министр Раиса Богатырева легко отбивалась от грязных намеков, рассказывая об открытости тендера и возможности для кого-нибудь прийти и победить с более низкой ценой.

Уже тогда было много сомнений в искренности министра. Поскольку фирма "Сити транспорт групп" Игоря Чуркина так и сделала - представила более дешевую заявку, однако победы по неизвестным причинам так и не достигла.

И вот теперь мы имеем документ, с помощью которого можно оценить затрат госбюджета. Речь идет о копии соглашения на снабжение в Украину микроавтобусов "Peugeot Boxer" Fgtі 333 L2H2 (130 hp) между украинским представителем французского концерна "Automobіles Cіtroеn s.a." ООО "Пежо Ситроен Украина" и официальным импортером автомобилей "Пежо" в Украину фирмой "Види Авеню".

Из соглашения следует, что автомобили ввозились по цене 190 тыс. грн. То есть это стоимость базового автомобиля, который потом фирма "Практика" уже должна была нафаршировать медицинским оборудованием.

Как рассказал журналистам TVі начальник отдела продажи транспорта спецназначения компании "Практика", стоимость переоборудования составляла 290 тыс. грн. независимо от типа "скорой". А стоимость самого медицинского оборудования уже в зависимости от типа "скорой" представляла от 110 до 380 тыс. грн.

То есть на примере "скорых" типа В, приобретенных Минздравом по 650 тыс. грн., имеем следующую смету.

190 тыс. грн. за "Пежо" + 110 тыс. грн. за медоборудования + 290 тыс. грн. за установления оборудования = 590 тыс. грн.

Понятно, что в этом уравнении еще будет несколько посреднических процентов, полученных фирмой "Види Авеню" за дальнейшую перепродажу автомобилей "Практике".

Но в любом случае можно говорить, что официальная маржа "Практики" составляла около 50 тыс. грн. на одном автомобиле типа В. А всего таких было напомним 913. То есть прибыль "Практики" без учета дохода от более дорогих реанимобилей типа С могла составить около 46 млн. грн., что является очень приличной суммой для любого среднего бизнеса даже с учетом полной уплаты налога на прибыль.

Конечно, если бы были документы со спецификациями на поставку медицинского оборудования стоимостью "от 110 до 380 тыс. грн.", то можно было бы понять, сколько удалось заработать и этим поставщикам. Однако такими данными мы не владеем.

Поэтому акцентируем внимание на наиболее ценной составной в стоимости "скорых" - это фиксированная сумма 290 тыс. грн. за переоборудования скорых.

Самое главное, что она не может быть одинаковой для разных типов "скорых". Потому что одно дело поставить в обычную "скорую" скажем 20 единиц медицинского оборудования (кислородные баллоны, носилки, и т.п.) стоимостью 110 тыс. грн. И совсем другое дело набить реанимобиль горой оборудования за 380 тыс. грн. (дефибриллятор, и т.п.).

Ну и сама сумма поражает. За 290 тыс. грн. год назад вообще можно было приобрести приличный новый автомобиль вроде "Тойота Камри". Опрошенные журналистами TVі руководители СТО считают, что эта сумма завышена в несколько раз.

Затем именно в этой "фиксированности" следует искать следы грандиозного распила, исследовать который силами журналистов невозможно.

Об этом "Наші Гроші" поговорили с главой правления "Центра противодействия коррупции" Виталием Шабуниным, который давно и успешно замается раскрытием афер в государственных закупках.

- По вашей оценке, сколько всего мог бы сэкономить государственный бюджет на приобретении "скорых", если бы закупка проводилась по рыночным ценам?

- Речь может идти о 300 миллионах гривен, но только в случае, если соглашение уже завершено. То есть если МОЗ получил все автомобили и заплатил за них все деньги.

- Сколько могла стоить одна "скорая" при условии нормальных цен?

- Ну теперь очевидно, что сам автомобиль стоил 190 тысяч. Также есть мысль, что установленное оборудование не может стоить дороже 60-70 тысяч, а стоимость его установки - 90 тысяч гривен. То есть в сумме имеем до 350 тысяч гривен, тогда как Министерство купило их по 650 тысяч.

- Владельца фирмы "Практика" Олега Высоцкого принято считать человеком Юрия Еханурова, поскольку его карьера совпадала с траекторией экс-премьера. Имело ли это влияние на выбор "Практики" в качестве поставщика "быстрых"?

- Не думаю, что это имело какое-то решающее значение. Дело в том, что средства на скорые были выделены из госбюджета в 2013 году правительством Николая Азарова, когда Ехануров не имел никакого влияния на принятие таких решений. Я склонен считать, что благосклонность власти к Высоцкому вызвана другими мотивами. Приходилось слышать, что "Практика" попала в милость к семье Януковича благодаря тому, что она сделала бронирование нескольких автомобилей с "Межигорского" гаража, а также продала по себестоимости сотню автомобилей "скорой помощи" благотворительному фонду Александра Януковича. Отсутствие прибыли в частной операции могли компенсировать за счет государственного бюджета.

 

 

Владелец фирмы "Практика" Олег Высоцкий и Виктор Янукович-младший

- Кто кроме Высоцкого имел отношение к этому тендеру?

- Конечно, это тогдашний министр здравоохранения Раиса Богатырева и глава тендерного комитета МОЗ Роман Богачов, которые курировали тендер со стороны министерства. Однако в этом деле их роль скорее всего есть просто исполнительной. Все-таки средства на это выделялись из госбюджета за полгода до самого тендера. И окончательная стоимость закупки почти до процента совпала с выделенной суммой. То есть, еще задолго до тендера Кабмин заложил цену на "скорые" 650 тысяч гривен. А это превышает аппаратные возможности Богатыревой, Богачова и их подчиненных.

- У кого же тогда нужно спрашивать об этом тендере?

По нашим данным, есть несколько лиц, которые могут быть причастными к афере со "скорыми". С одной стороны, это Владимир Куликов, которого считают представителем благотворительного фонда Александра Януковича, и тогдашний заместитель министра доходов Андрей Игнатов, который заслужил славу "Семейного смотрящего" за финансами. Также причастные к этому тендеру жаловались, что они ощущали давление со стороны главы СБУ Александра Якименко и главы МВД Виталия Захарченко.

- Можно ли сказать, что государство уже потеряло деньги за "скорые"?

- Из-за всех этих событий в России и Крыму передача полномочий команды Богатыревой новому министру отошла пока что на второй план. Однако известно, что значительное количество "Пежо" еще несколько недель назад стояло нерастаможенное. Тогда МОЗ не имело права платить за них. Поэтому есть ожидания, что по крайней мере часть суммы удастся сохранить. А относительно уже выплаченных средств, если такие проплаты были, будем обращаться по всем доступным нам официальным каналам в контролирующие и правоохранительные органы с требованием проверить судьбу государственных денег.