Говорят, что нужно быть осторожными в своих желаниях. Порой они осуществляются самым дьявольским образом… Украина так долго ждала внимания Запада. Дождалась. Вот только цена оказалась непомерной…
Мир гудит, как встревоженный улей. Украина и Путин — у всех на устах. Мировые "тяжеловесы" часами висят на телефонах: Обама—Путин, Меркель—Обама, Обама—Кэмерон, Меркель—Путин. Киев едва поспевает принимать министров иностранных дел из пары десятков стран.
Во многих столицах одно за другим проходят заседания национальных совбезов, за последние дни уже четырежды экстренно собирался Совет безопасности ООН. ОБСЕ и ООН срочно отрядили своих представителей в Украину. ЕС и НАТО впервые в истории собрались на совместное заседание, а Евросоюз провел вчера внеочередной саммит — на уровне глав государств и правительств. И все это — из-за Украины. Хотя, если честно, все это — из-за Путина.
Запад уже не просто "сильно обеспокоен". Он даже не "чрезвычайно встревожен". Запад напуган. И действует, на удивление, быстро и жестко. Ведь речь уже — отнюдь не о "второй Югославии". Ангела Меркель говорит о том, что Европа не в состоянии даже представить новой войны, которая может начаться через 100 лет после Первой мировой и через 75 лет — после Второй. Уравновешенная и сдержанная Меркель, глава правительства основного партнера России в Европе, поставила Путину диагноз — он "живет в другом мире", и канцлер не уверена, что он "сохранил контакт с реальностью". Путин неадекватен. И это, действительно, пугает. Мир, по признанию британского министра иностранных дел В.Хейга, переживает "один из самых больших кризисов в международных отношениях". Путин крушит основы международного права.
И даже если угроза третьей мировой кажется кому-то преувеличенной, опасность обрушения десятилетиями выстраиваемой системы нераспространения ядерного оружия очевидна для всех. Это может стать проблемой планетарного масштаба. Отказавшаяся от третьего в мире по величине ядерного арсенала Украина, спустя 20 лет столкнулась не просто с отказом одного из гарантов ее безопасности выполнять свои обязательства. Она жестоко страдает от вооруженной агрессии этого "гаранта". А значит — это испытание не только для Украины. Это серьезнейший тест, прежде всего, для США и Великобритании. И если эти "тяжеловесы", также обязавшиеся блюсти украинскую безопасность, в кратчайшие сроки не восстановят статус-кво, у них больше не будет аргументов для сдерживания государств-производителей оружия массового поражения — как потенциальных, так и реальных. На переговорах, например, с Ираном о его ядерной программе можно будет ставить крест.
Конфликт в Украине несет еще одну серьезную опасность. Ведь на территории нашей страны находятся более 50 объектов повышенной опасности — ядерные реакторы, аммиако- и газопроводы и пр. Не дай Бог что — и катастрофа постигнет всю Европу.
Потенциальные потоки беженцев, неконтролируемая милитаризация региона — в общем, оснований для круглосуточной напряженной работы политиков и дипломатов — более чем.
Но очень хочется верить, что не только страх движет сегодня Европой и Америкой. Хочется верить, что мир увидел решительность и стремление к свободе украинцев, ценой крови избавившихся от внутреннего ига и не желающих очутиться под внешним. Оценил мужество тех, кто лишь с флагом и гимном способен идти навстречу "калашниковым" и гранатометам, и преданность тех, кто готов встать перед автоматами, чтобы закрыть собой мужей и сыновей от оккупантов.
Кажется, мир, действительно, объединяется в своем неприятии кремлевского беспредела и, надеемся, вокруг Украины. "Произошло изменение позиции огромной части западного мира в сторону значительно более жесткого подтверждения права украинцев на самоопределение и территориальную целостность", — считает польский президент Б.Коморовский.
Ни одна страна в мире не поддержала вероломство Кремля в отношении Украины. Даже "свои" — Лукашенко и Назарбаев. Путин остался один. Захвативший Крым и взявший тем самым Украину в заложники; угрожающий выставить живым щитом украинских женщин и детей перед российскими дулами, упивающийся собственной чудовищной ложью и объявляющий свои требования на встрече с прессой — кто он, если не террорист? Но готов ли Запад вести себя с ним так, как поступает с террористами?
Пожалуй, пока еще нет. Пока еще теплится надежда на возвращение разума, ведутся переговоры. Позиция Запада ясна и консолидирована. Тезисно она в следующем. Янукович, вопреки мнению Кремля, — больше не президент, и украинцы имеют право самостоятельно избрать нового лидера на честных и справедливых выборах и без внешнего вмешательства определить дальнейший путь развития своей страны. Как прозвучало с трибуны ООН, действия России — это агрессия, для ее вторжения на украинскую территорию нет никаких оснований, нарушений прав российских граждан и русскоязычного населения зафиксировано не было, мобилизация российских военных "является ответом на вымышленную угрозу" и основывается на "сфабрикованных доказательствах" (мир-то смотрит не только российское телевидение). Россия грубо попирает международное право, нарушив, в частности, Устав ООН и Заключительный Хельсинский акт ОБСЕ, а также свои обязательства соблюдать суверенитет и территориальную целостность Украины согласно Будапештскому меморандуму и двустороннему Договору о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Нарушены также соглашения по Черноморскому флоту РФ и Конституция Украины. В этой ситуации западный мир обещает, что не оставит Украину наедине с Кремлем и продолжит добиваться прекращения агрессии Москвы.
Чего пытаются добиться от Кремля в первую очередь? Основных пунктов три: деэскалация конфликта (в частности, возвращение российских военнослужащих в места постоянной дислокации); прямые переговоры представителей России и Украины (в частности, консультации согласно "большому" Договору); согласие на международное посредничество (в частности, участие в консультациях в рамках Будапештского меморандума и допуск в Крым международных наблюдателей).
На момент верстки номера ответ Москвы был следующим. Российские подразделения усиливали блокаду украинских частей в Крыму; Путин на пресс-конференции заявил, что ему не с кем разговаривать в Украине, а Лавров, несмотря на все уговоры западных партнеров, отказался встречаться с "нелегитимным" Дещицей в Париже, где проходили консультации "гарантов", и после переговоров с Керри заявил, что действия Запада "не помогают создать атмосферу диалога и сотрудничества"; в Крыму вооруженными людьми блокировалась представительница ОБСЕ, а посланец генсека ООН был захвачен, а затем выслан из Симферополя.
Реакция Запада на действия Москвы последней недели была куда оперативнее, чем на беспредел Януковича последних лет. Если вкратце, то ответ был таков. Члены СБ ООН дружно осудили российское военное вторжение в Украину (даже Китай, исповедующий принцип невмешательства в дела других государств). Семь членов "большой восьмерки" отказались от продолжения подготовки к июньскому саммиту в Сочи, пока Москва не придет в чувство, а СМИ активно обсуждают вероятность уменьшения "восьмерки" до "семерки". НАТО приняло решение пересмотреть сотрудничество с РФ, отменив все совместные заседания и даже планирование первой совместной операции (в рамках нейтрализации сирийского химического оружия). Австралия отменила запланированные межправительственные контакты с РФ.
США и Канада прервали военное сотрудничество с Россией. Соединенные Штаты дали понять, что могут принять решение о более жестких санкциях до конца недели. Берлин дал Москве время одуматься до четверга, до саммита ЕС, иначе "может быть принято решение против России".
Запад очень не любит слово "санкции". Поэтому говорит о "последствиях для отношений" в случае "отсутствия шагов по деэскалации". Со стороны Евросоюза, согласно Выводам Совета ЕС по иностранным делам от 3 марта 2014 г., это может быть, "например, приостановка двусторонних переговоров с Россией по визовым вопросам и новому Соглашению". ЕС также готов рассмотреть "возможность применения дальнейших направленных мер". Сия расплывчатая формулировка оставляет пространство для воображения. Россияне уже "вообразили", и в Совете Федерации начали срочно готовить ответный удар — законопроект о конфискации имущества, активов и счетов компаний США и Евросоюза…
Как правило, ЕС вводит ощутимые санкции лишь в самых крайних случаях, придерживаясь мнения, что угроза санкций эффективнее их применения, сжигающего все мосты и возможности для продолжения диалога. Готовы ли европейские компании пожертвовать ради Украины бизнесом с Россией? Готова ли Европа отказаться от российских энергоносителей, от которых напрямую зависит наполняемость российской казны и кривая ВВП? По-прежнему — далеко не факт. Дружно публично осуждая действия Москвы, члены ЕС все же не столь едины в своей решительности. Британию к более жесткой позиции обязывает статус гаранта украинской безопасности в тандеме с США. Поляков и литовцев — положение "лучших друзей Украины", остальных восточноевропейцев — прошлые обиды и страх перед Москвой (а вдруг и до них дотянется?). Южные страны традиционно куда более спокойны, россияне их "окучивают" с особым усердием. По мнению экспертов, решающее слово — за Германией. Она может предстать в новом качестве — не только как экономический "стабилизатор", но и как "перезагрузчик" отношений Запада с Россией. Если, конечно, получится (у Обамы с Медведевым этого, увы, не вышло).
Хотя Евросоюз на этот раз реагирует на украинские события беспрецедентно активно и быстро, все же от Штатов следует ожидать более быстрых и жестких действий, чем от 28 стран ЕС. Им по силам организовать падение российского рынка, девальвацию рубля, повлиять на цену нефти или, скажем, убедить Турцию закрыть Босфор для российских танкеров, ускорить заход американского сланцевого газа на европейский рынок — с необратимыми для российской экономики последствиями...
О каких-то военных действиях речь пока не идет. Во всяком случае, публично. А заявление посла Украины в Минске (экс-министра обороны) М.Ежеля о возможности размещения на нашей территории американской ПРО — стоит рассматривать не иначе как провокацию протеже Януковича и Юры Енакиевского.
В то же время, по информации ZN.UA, с американцами у нас уже налажен оперативный обмен разведданными. Для усиления мер безопасности в регионе, как сообщалось в СМИ, в греческом порту пришвартовался авианосец ВМС США "Джордж Буш" в сопровождении 17 кораблей и трех подводных лодок.
Reuters передает, что США также намерены активизировать учения с военно-воздушными силами Польши и предоставить дополнительные самолеты миссии НАТО в Балтии по просьбе трех балтийских союзников. Подтягиваются, словом…
НАТО пока официально не отреагировало на зарегистрированный на этой неделе в Верховной Раде законопроект, предполагающий отказ от "внеблокового статуса" и восстанавливающий в списке внешнеполитических целей — обретение Украиной членства в Организации Североатлантического договора. Однако в среду после заседания Совета Россия—НАТО генсек альянса Расмуссен сообщил, что Организация намерена интенсифицировать отношения с Украиной. Решение, в какой форме — за украинцами. Альянс же намерен поддерживать в нашей стране демократические реформы, помогать укреплять военный потенциал и наращивать оборонные возможности. Вряд ли в нынешней взрывоопасной ситуации кто-то (как у нас, так и на Западе) готов всерьез говорить о немедленном вступлении Украины в НАТО (хотя Россия, похоже, ее туда просто заталкивает). Тем не менее, генсек Расмуссен подтвердил: решение 2008 г. в силе, и альянс будет готов принять Украину, если она этого захочет, и будет соответствовать необходимым критериям.
Однако Украина, очевидно, сконцентрируется сейчас на Евросоюзе, чья мощная и незамедлительная поддержка нам просто жизненно необходима. Янукович просчитался. Мы таки получим от Европы деньги. Но уже без него. К нам, надеюсь, после введения санкций Евросоюза вернутся только его деньги, а не он сам…
Итак, 5 марта Еврокомиссия согласовала пакет финансовой помощи Украине, достигающий 11 млрд евро на ближайшие несколько лет (добавьте к ним ожидаемые 15 млрд долл от МВФ — выйдет куда больше, чище и надежнее призрачной путинской взятки Януковичу). Европейская помощь будет выделяться как по линии ЕС, так и европейских финансовых институций — ЕИБ, ЕБРР. Ключевые элементы пакета следующие:
— 3 млрд евро из ресурсов ЕС в ближайшие годы, из них 1,6 млрд евро макрофинансовой помощи (по нашей информации, в течение одного-двух месяцев, в зависимости от результатов переговоров с МВФ и выполнения ряда первоочередных реформ) и пакет грантов на 1,4 млрд евро (из них 600 млн будут предоставлены в течение следующих двух лет);
— 5 млрд евро — из ресурсов Европейского банка реконструкции и развития;
— 3 млрд евро — из ресурсов Европейского инвестиционного банка на протяжении 2014–2016 гг.;
— создание Трастового фонда для координации бюджетных ресурсов ЕС и государств — членов ЕС;
— создание специального механизма для координации действий доноров (планируется проведение донорской конференции в Брюсселе под эгидой ЕС);
— 250 млн евро — через инструмент Инвестиционного фонда соседства для реализации условий пакета кредитных проектов;
— организация инвестиционного форума высокого уровня;
— односторонняя либерализация торговли Евросоюза с Украиной еще до подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли;
— модернизация украинской ГТС и активизация работы для начала реверсных поставок газа в Украину через Словакию;
— ускорение имплементации Плана действий по визовой либерализации;
— техническая помощь в ряде сфер, в т.ч. для проведения конституционной и судебной реформы и подготовки выборов.
Данный пакет — мощный сигнал не только Киеву, но и Москве. Европа четко дает понять: Украину в беде она не бросает. Другой вопрос — Украину в каких границах?