На февраль 2014 года в Киеве было запланировано подписание Соглашения о разделе продукции (СРП) самого большого на сегодня в Украине нефтегазового проекта — освоения Скифского месторождения, расположенного между Крымом и побережьем Одесской области. Эти сроки были сорваны по политическим причинам, которые явно не зависели от инвесторов — консорциума, созданного в 2011 году корпорациями ExxonMobil, Shell, Petrom и украинской государственной компании «Надра Украины».
Война за шельф
Краткосрочные потери украинского госбюджета от переноса подписания этого СРП составили $325 млн., которые инвесторы обязались перечислить в качестве бонуса. В долгосрочной перспективе проект предполагает $10 млрд. инвестиций, которые должны быть направлены на трехмерную сейсмику в 2014 году и последующее разведочно-эксплуатационного бурение. С 2016–2017 годов месторождения Скифской структуры могли бы давать по 2–3 млрд. м3 в год, что больше, чем самое крупное в Украине харьковское Шебелинское месторождение. Оно ныне дает до 1,4 млрд. м3 в год и до истощения считалось самым крупным месторождением природного газа в Европе. В случае реализации по первоначальному графику Скифский проект обещал уже в 2017–2018 году восполнить продолжающееся истощение крупных украинских сухопутных месторождений. Но в результате кризиса, охватившего Украину, сроки этого проекта были перенесены как минимум на несколько месяцев. Это в случае быстрой стабилизации военно-политической обстановки в Крыму, где расположена большая часть трубопроводной и технической инфраструктуры, необходимой для реализации проекта.
Полулегальная российская интервенция, превратившаяся в открытую вооруженную агрессию, сорвала не только этот проект по освоению украинского шельфа. Очередной жертвой стало заключенное летом 2013 года СРП с европейскими корпорациями ENI и EDF об освоении четырех месторождений к югу от Керченского полуострова: Субботино, Абиха, Маячная и Кавказская. Общая сумма инвестиций в проект должна составить $4 млрд., из них $1,6 млрд. на площадь Субботино, на которую украинской стороной уже потрачено $70 млн. В отличие от Скифского месторождения украинскую сторону в керченском проекте наряду со структурами киевской госкомпании «Надра Украины» представляет базирующаяся в Симферополе государственная компания «Черноморнефтегаз», 100% акций которой принадлежит киевской НАК «Нафтогаз Украины».
В начале марта украинская пресса распространила информацию о том, что самопровозглашенные власти Крыма начали демонстрировать настойчивое желание экспроприировать имущественные права на «Черноморнефтегаз» у государственного владельца и передать их крымским структурам. Как именно это скажется на проектах Украины по освоению шельфа — отпугнет от них инвесторов или, наоборот, привлечет к ним еще больше внимания — до конца пока неизвестно. Зато вполне очевидно, что наметившаяся экспроприация «Черноморнефтегаза» выглядит необходимой по двум довольно прозаическим причинам. Во-первых, потому что технический порт компании в Черноморске подходит на роль крупной резервной базы для Военно-морских Сил Украины, которые с недавних пор причислены властями РФ к враждебным. Во-вторых, ресурсы указанной государственной компании, включая Глебовское подземное хранилище газа, в условиях интервенции играют ключевую роль в планах обеспечения Крыма электроэнергией. А это чрезвычайно важно для максимального продления сроков режима оккупации.
Смена дислокации
3 марта глава Минэнерго Юрий Продан заявил прессе о намерении сепаратистов отрезать Крым от поставок с материка. «Продолжаются попытки присоединить автономные газовые агрегаты для производства электроэнергии. Их общая мощность 0,44 тыс. МВт. Всего крымская энергосистема потребляет около 1 тыс. МВт. Собственные мощности ТЭЦ Крыма составляют 0,15 тыс. МВт… Крым сегодня дефицитный», — заявил Продан. Министр также уточнил, что несанкционированное с Единой энергосистемой страны подключение дополнительных газовых энергоагрегатов в Крыму грозит полным дисбалансом работы энергосетей полуострова.
Действительно, в 2013 году самообеспечение Крыма электроэнергией составляло меньше 18%, а остальные 82% электроэнергии поступали в распределительные сети «Крымэнерго» с Южно-Украинской АЭС, расположенной на материковой части Украины. Вполне возможно, что несанкционированный с Киевом запуск дополнительных энергоагрегатов сможет довести самообеспечение Крыма до уровня 50%, главное — обеспечить эти агрегаты дополнительными поставками природного газа. Но лишний ресурс газа в газопроводах, соединяющих Крым с материком, отсутствует. Значит, его неминуемо придется отбирать из Глебовского ПХГ «Черноморнефтегаза», попутно с экспроприацией газа меняя собственника этой компании.
Но поступавшие на протяжении многих лет государственные ассигнования в «Черноморнефтегаз» исчисляются десятками миллиардов, и в Киеве вряд ли найдется тот, кто согласится подарить правительству автономной республики такие объемы государственных средств. Учитывая уже произошедшие события, рано или поздно Киев примет решение о переводе головного офиса и большинства мощностей компании в Одессу или Николаев. Ведь, хотя проекты международных корпораций на украинском шельфе пока еще никто не денонсировал, доверие к Крыму оказалось изрядно подорванным. Но все эти пертурбации вполне возможно отодвинут на несколько лет сроки начала разработки Украиной новых морских месторождений. Правда, в стабильной долгосрочной перспективе есть и положительный момент — военный инцидент на полуострове засвидетельствовал, что крымская автономия не является надежной базой для разработки украинского шельфа. А значит на протяжении следующих десятилетий Киев будет решать задачу переноса инфраструктуры морской нефтегазовой добычи в другие более стабильные приморские регионы страны, и вероятность повторения нынешней ситуации в будущем будет сведена к нулю.