Статьи
Режиссер, два оператора и звукооператор, вот и вся небольшая съемочная группа, которая добралась до какой-то затерянной в тайге зоны, аж за четыре часа лету от Москвы. Они снимали там фильм об одном тамошнем знаменитом заключенном.
Со временем все подружились со свирепым «хозяином» зоны – высоким седым полковником, ведь при ближайшем рассмотрении, он оказался вполне милым, малопьющим, интеллигентным человеком.
Полковник тоже тянулся к гостям из Москвы, без них и поговорить то не с кем в тамошней глухомани, уж не то что Бродского наизусть декламировать. Подчиненные от Бродского, ну совсем далеки, в конце-концов, не со «шнырями» же из хозобслуги дружить?
Так они все вместе и засиживались далеко за полночь за богатым столом со столичной водкой, местными поросятами и жареными гусями.
И вот, наступил предпоследний день съемок, завтра домой.
После легкого формального «шмона», группа со своими кофрами и штативами привычно вошла в зону, где ей преградил дорогу марширующий отряд, халтурно-поющих зеков.
Группа остановилась и спокойно пережидала, вслушиваясь в слова песни, как вдруг из строя раздался крик: - «Сергей! Серега! Батов!»
Звукооператор встрепенулся, вытянул шею, вгляделся в нескончаемую серую массу и заорал в ответ: - «Саня! Романов! Ты!?»
Жизнь – есть жизнь, одноклассников не выбирают.
Песня смолкла, отряд остановился и звукооператор рванулся сквозь толпу зеков к своему непутевому однокласснику.
Встретились, обнялись, седой, беззубый зек Саня Романов, даже всплакнул от нахлынувших чувств, но тут дали команду продолжать движение и зэки двинулись дальше, только уже без песни.
Вечером того же дня, «хозяин» зоны организовал особо-пышный прощальный ужин. Завтра еще полдня съемок и в аэропорт.
Все было как всегда, но все же не совсем, помимо огромного стола, в углу у дверей стоял маленький круглый столик сервированный на одного. Сервированный богато и даже со своим гусем, но все же на одного.
Все начали рассаживаться за большой стол, но полковник неожиданно, как бы извиняясь, обратился к звукооператору:
- Сергей, у меня к вам большая просьба, вы не могли бы сесть за вон тот отдельный столик? Он ничем не хуже и даже удобнее, соблюдем, так сказать формальности…
- Почему за отдельный? Что за формальности?
- Как бы вам это объяснить…? Вы конечно небыли в курсе, но заключенный Романов, если можно так сказать «опущенный», он в свое время «фуфло задвинул»
- Что «задвинул»?
- Проиграл в карты и не смог вовремя вернуть долг.
- А я тут при чем?
- Ну, вы же с ним утром контактировали. Конечно же это не ваша вина, вы не были в курсе, но поймите и меня, в зоне свои порядки и законы…
После некоторой паузы, звукорежиссер не сказав ни слова, покинул комнату, за ним вышла и вся группа.
На следующее утро, когда были сняты последние кадры на плацу, настало время собираться и уезжать.
Полковник лично пришел проводить съемочную группу и старательно делал вид, что ничего такого вчера не произошло.
Мимо проходил все тот же флегматично-поющий отряд зеков, как вдруг, звукооператор Сергей бросился к полковнику и крепко обнял его на прощание.
От неожиданности, полковник не сразу вырвался из объятий и закричал: - «Что же ты, сука, делаешь!?»
Сергей улыбнулся и ответил: - «Ой, и не говорите. Жизнь вообще несправедливое говно»
…Уныло-проплывающая песня мгновенно смолкла, счастливым зекам было совсем не до песен…
- Информация о материале
В последние дни представители так называемой самопровозглашенной ДНР для своих грязных манипуляций начали использовать сирот, детей из приютов и приемных семей. Боевики вызывающе запрещают им оставлять стены детских домов, расположенных в зоне АТО, или же силой вывозят в «безопасное место»— соседнюю Россию. В то же время у государства нет единой позиции относительно эвакуации таких деток.
В конце мая несколько автобусов с детьми из Славянска переправили в Крым (вМВД утверждают, что по согласию родителей). Анедавно автобус с 25 детьми, который отправился из Снежного Донецкой области в Днепропетровскую область захватили террористы и переправили его в Россию.
— Ситуация с защитой прав детей на Востоке Украины вызывает тревогу: мы мониторим ситуацию всеми возможными средствами— помогают и общественные организации, и волонтеры. Именно от них мы получаем оперативную информацию. К сожалению, ситуация такова, что вопрос вывоза детей из опасных регионов не стал сегодня ключевым. Примерно из восьми миллионов детей Украины приблизительно один миллион проживает в Донецкой и Луганской областях (более 660 тысяч — в Донецкой, это самое большое детское население Украины). Из них детей-сирот в Донецкой области — около десяти тысяч, в Луганской области — почти пять тысяч. Наибольшую тревогу вызывает отсутствие координации в действиях, связанных с вывозом детей за пределы этих областей. Так, в целом сегодня оттуда вывезено на оздоровление только 10 тысяч детей. И там острейшая ситуация— с размещением семей с детьми, — рассказала представитель Уполномоченного по вопросам соблюдения прав ребенка, недискриминации и гендерного равенства Оксана Филипишина.
Представители общественных организаций и волонтеры, которые занимаются с переселенцами из Крыма и восточных областей Украины, утверждают, что стратегия государства в этой работе им непонятна. Никто не знает, что дальше делать с детьми и их родителями, какие услуги им должны предоставляться и на какой срок. В силу чего общественные организации действуют по своему усмотрению— с точки зрения целесообразности. Они сами координируют свои действия между собой, потому что о координации со стороны государства речи нет.
— За последние два месяца из Крыма и Севастополя выехали только два детских дома семейного типа, в которых воспитывается 14детей. Это все, кто захотел, утверждает чиновник. Также из Луганской области выехали— три детских дома семейного типа (15 детей) и 4 приемных семьи (4приемных ребенка); из Донецкой — 8детских домов семейного типа, в которых воспитывается 45детей и 12 приемных семей с 28 детьми. Расселены они в разных регионах, — рассказывает заместитель директора Департамента защиты прав детей и усыновления Минсоцполитики Светлана Ильчук.
Как свидетельствуют волонтеры, родители вывозят детей кто куда: кто — к родственникам в соседние области, кто — в Россию, кто остается на месте. К сожалению, хуже ситуация с интернатами, которые не могут быть такими «мобильными». Этих детей как раз и выбрали для своих целей террористы.
Операция «похищение»
«Первый случай повлиять на так называемых «государственных детей» был несколько недель назад. Тогда в Краматорский приют, где находятся сироты, дети, лишенные родительской заботы и дети, статус которых еще не установлен, пришли представители самопровозглашенной республики и сказали, что будут защищать их,— говорит Дарья Касьянова, руководитель программы «Сиротству —нет!» благотворительного фонда «Розвиток України».— Почти сразу нам в фонд позвонили из местной службы по делам детей, сказали, что дети напуганы, их немедленно нужно вывозить. Мы собрали двенадцать детей и отправили в Киевскую область. В тот вечер в приют вернулись представители ДНР вместе с журналистами НТВ, спросили, почему никого нет. «Мы хотели снять, как дети спускаются в подвал», — сказали корреспонденты.
Впоследствии посланцы самопровозглашенной власти пришли в Краматорский детский дом «Антошка», в котором находятся 60малышей в возрасте до четырех лет.
«Нужно сказать, что в тот день, когда появились представители ДНР в «Антошке», наблюдалась некая атака на сиротские дома так называемого северного региона Донецкой области — Славянска, Горловки, Краматорска, Артемовска. Представители ДНР предупреждали — не стоит перевозить детей на «враждебные территории» — ими считаются все, кроме России. Фактически и руководству этого детского дома запретили эвакуировать малышей», — говорит Касьянова.
Потом главного врача Анатолия Романова арестовали, а сотрудникам приказали собирать детей в Ростов. Между тем под детским домом собрались жители Краматорска и родители, которые требовали не трогать детей. Люди были готовы разобрать детей по домам. Впоследствии медика все же отпустили. Но дети — ныне заложники ситуации, потому что до сих пор находятся в Краматорске, хотя их уже неделю ожидают в Харькове, куда они собирались выезжать в канун визита боевиков.
Главный врач харьковского детского дома Роман Марабян рассказывает «Дню», что в его заведении все готово. «11 июня к нам официально обратились коллеги из Краматорска с просьбой принять 33 ребенка из дома ребенка «Антошка», — рассказывает он. — Все вопросы по перевозке и размещению детей в харьковских домах ребенка были согласованы между департаментами здравоохранения ДОГА и ХОГА под четким руководством Минздрава. Было сделано все возможное для приема детей: выделены палаты, персонал, откорректированы планы по питанию и лечению малышей. 13 июня около 14:00 они должны были быть уже в Харькове. Но за день до того мне позвонил по телефону главный врач Краматорского дома ребенка господин Романов и сказал, что самопровозглашенная власть ДНР созвала срочное совещание по этому вопросу, поэтому приезд детей откладывается. Ныне ситуация такова: мы готовы принять детей в любой момент, но все зависит от ситуации в Краматорске».
Но самым громким делом считается то, когда террористы захватили автобус с сиротами и фактически похитили детей. 12июня 25детей-сирот и воспитанников детских домов семейного типа из города Снежное ехали на отдых на Днепропетровщину. Автобус остановили представители ДНР, и развернули в сторону границы с Россией. Уже во время пересечения границы на контрольно-пропускном пункте «Должанский» мама-воспитатель детского дома семейного типа с двумя родными и семью приемными детьми категорически отказалась оставлять Украину. Российские пограничники ей говорили, чтобы она не кричала, потому что «едет отдыхать на море». Наконец маму и ее детей отпустили. А всех других без соответствующих документов и разрешений вывезли в лагерь для беженцев в Новошахтинск Ростовской области. Дальше были просьбы, требования и нота протеста. Отечественное Министерство юстиции подготовило даже заявление в Европейский суд по правам человека с требованием к России вернуть детей. И вот через сутки после похищения самолет с детьми приземлился в аэропорту Днепропетровска...
Без единого решения
«В прошлые выходные процесс (эвакуации людей. — Ред.) почти прекратился. Накануне нам в фонд звонили и пытались выяснить, по каким маршрутам мы вывозим детей, где останавливаемся, мимо каких блокпостов проезжаем. Поэтому мы решили, что массово людей из Славянска и Краматорска мы не вывозим», — говорит Касьянова.
Тогда же неизвестные обзванивали родителей-опекунов в Енакиево и Горловке, представлялись работниками опекунского совета и требовали, чтобы уже на следующий день родители с детьми были на местных железнодорожных вокзалах с документами. Оттуда детей планировали отправлять «на оздоровление» в Россию. Узнав о таких звонках, чиновники и представители благотворительных фондов начали сами звонить приемным родителям, а только в Горловке таких около трехсот человек, чтобы узнать, в чем дело. Оказалось, что звонки и предложения действительно были. Кто-то даже соглашался. Но большинство не желали ехать в Россию. Кроме того, представители служб по делам детей выходили на вокзалы, но никаких массовых выездов, к счастью, зафиксировано не было.
«Террористы из ДНР под принуждением и с угрозами расправы требуют у органов опеки данные в отношении детей», — говорит представитель Уполномоченного Верховной Рады по правам человека Оксана Филипишина. Она просит приемных родителей, прежде чем соглашаться на предложения представителей ДНР, вспомнить случай, который произошел несколько недель назад, когда детей родители отпустили на отдых в «Артек»: «Почти две сотни детей из Славянска, которых отправили вроде бы в «Артек», поехали фактически в никуда, — говорит она. — Официальные органы Крыма ничего не знали о прибытии детей. Притом, что дети выехали по документам, с доверенностью родителей. Сегодня они сменили уже четвертый лагерь: были в Симферополе, Форосе, Севастополе. Ныне в Бахчисарае. Потому что никто не оплатил за их пребывание в «Артеке».
Что же касается эвакуации детских домов и интернатов, то руководители этих учреждений не могут самостоятельно принимать решения по переезду. Команду может давать ведомство, которому они подчиняются. А это может быть Министерство образования, социальной политики или здравоохранения. Упомянутые учреждения должны направлять письмо с указанием места пребывания и деталями переезда. Они же должны позаботиться и об охране.
«Представители самопровозглашенной власти нашли такую тонкую болевую зону, на которую и давят, — говорит Дарья Касьянова.— Так часто бывает, что местные чиновники не могут быстро принять необходимые решения по эвакуации, и Киев не говорит, как сделать — на расстоянии объективно оценить ситуацию трудно. Мы готовы были вывезти почти двести детей из Краматорского приюта, но так и не дождались официального письма от Минсоцполитики».
«Единого решения в отношении детей разных по возрасту и состоянию здоровья нет. Они абсолютно несогласованные и разные, каждое министерство, не имея единой политики в отношении оценки ситуации с безопасностью этих детей, действует на свое усмотрение», — говорит и Оксана Филипишина. Сегодня в Украине детскими домами семейного типа и приемными семьями занимается Минсоцполитики, частью интернатов и детскими домами — Минобразования, частью (где проживают дети от 0 до 5 лет) — Министерство здравоохранения.
Права детей... по остаточному принципу
Запоздалая реакция и затягивание — это следствие политики, которая проводилась в отношении защиты прав детей последние четыре года, считают эксперты. А политика была крайне неудовлетворительной. При этом в Украине до сих пор нет Плана мероприятий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка на 2014 год (это— основной документ, который должен гарантировать права детей).
— Ныне с введением в Украине Национального плана действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка у нас катастрофа. В 2012 году мы выделяли на эти потребности 270 миллионов гривен. Сегодня же основным координирующим органом данного закона признано Минсоцполитики, которое на реализацию Плана действий выделило только 197 тысяч гривен (в8раз меньше, чем в 2012 году. — Ред.),— говорит руководитель Партнерства «Каждому ребенку» Василиса Дыбайло.— Я считаю, что нужно обращаться в правительство и парламент: следует дать понять, что невозможно финансировать данный закон по остаточному принципу. Невозможно финансировать все другие программы, когда основной закон для детей не выполняется, не финансируется и даже по нему не пишутся отчеты.
Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка, принятый в 2009 году, рассчитан до 2016 года. Более 10 общественных организаций приняло участие в оценке его реализации, начиная с 2010 года. Выводы следующие: отсутствует стратегическое планирование, формализм, недостаточная координация работы разных органов государственной власти, недостаточное внимание к мероприятиям программы.
— Начиная с 2010 года, на уровне государства разрабатывались и принимались ежегодные планы действий. Однако наш анализ показывает, что сам процесс составления проходил и продолжает проходить неэффективно,— говорит президент Международного женского правозащитного центра «Ла Страда» Екатерина Левченко.— Так, значительная часть задач, сформулированных в законе, не вошла в план: не отражена тема торговли детьми, жестокого обращения с ними и сексуальной эксплуатации; также не принимаются меры для развития физической культуры детей; не упоминалась даже иммунизация. Очень актуальна, но не выполнялась часть, которая касается доступа к социальным услугам несовершеннолетних и молодежи, которые проживают в сельской местности. Также мало внимания уделялось детям-беженцам. Это сегодня очень бьет по внутренне перемещенным лицам из Донецка, Луганска, Крыма, которые хотя и не являются беженцами, но в то же время сталкиваются с кучей нерешенных проблемы.
Но в первую очередь нужно как можно быстрее решать вопрос безопасности детей на территориях, где ведутся боевые действия. Представители министерств говорят, что проводится активная работа: хочется надеяться, что благодаря ней больше детей не пострадает. Также власти уже сейчас нужно думать об учебе детей эвакуированных, и вообще — о продолжительном пребывании семей с детьми в других регионах.
- Информация о материале
Когда батальон Чернигов отправляли в зону боевых действий, МВД выдало ему 15 радиостанций, 50 бронежилетов, 67 обычных касок и пропитание на первое время на 90 человек - рассказывает НВ по телефону командир батальона Романа Феськив. Все остальное его военной единице поставляют волонтеры - личные знакомые командира.
"Приборов ночного видения нет - а ребята ночью на блокпосту без них, как слепые. Каски выдали - советские еще, ни от чего не защищают, рассыпаются от пули, - рассказывает НВ по телефону Алексей Гриценко, сын нардепа Анатолия Гриценко, несущий сейчас службу в батальоне, который охраняет один из объектов в Днепропетровской области. - Современных кевларовых касок у нас на весь батальон, это около 170 человек сейчас, было пять-шесть, пока ребята наши нам не привезли”.
"Тыловые снабженцы” обеспечивают украинскую армию всем необходимым - разве что оружие не достают. Наиболее востребованы - каски и бронежилеты. Также в списке необходимого - берцы, спальники, карематы и аптечки. Многим помогают продуктами. В некоторых отрядах есть проблемы даже с питьевой водой.
"Наши ребята получают оружие, которому сто лет в обед. Толку из него никакого. Дешевле новое купить”, - рассказывает НВ волонтер Наталья Лукьяненко. Нормальные прицелы на то оружие, которое солдатам выдают в армии, стоят по 3,5 тыс. грн каждый, но чтобы установить их, нужны еще и дополнительные планки - цена планки еще 6,5 тыс. грн, и производят их в Израиле.
Практически все резервисты едут служить почти без ничего - рассказывает Виталий Уманец, волонтер Автомайдана. На взвод из 27 - 30 человек выдают каски из запаса 1945-х годов, которые элементарно простреливаются, и каких-то два бинокля.
"Больше ничего - ни формы, ни нормальных берц. Мы все покупаем им”, - говорит он.
Деньги на такие покупки активисты собирают в основном при помощи социальных сетей - через группы активистов в Facebook. Волонтеры размещают там реквизиты своих карточек и список необходимых вещей - желающие поддержать армию перечисляют кто сколько может.
"Навскидку мы собрали около 1 млн грн. Начиная с марта, с Крыма, - подсчитывает Уманец. - В последний раз мы делали поставку на 500 тыс. грн - буквально на прошлой неделе”.
На счету автомайдановца - около 25 поездок в зону АТО, куда он вместе с товарищами поставляет армейское снаряжение. Помощь волонтеров - везде нарасхват, но оказать ее удается не всем - не хватает рук. Поэтому помогают в первую очередь тем, кто ближе к "фронту”.
Помимо Автомайдана, снабжением военных на добровольных началах занимается еще несколько групп и отдельных блогеров, включая Крылья Феникса, Армия SOS и Help Army. Все они сотрудничают между собой для большей эффективности.
"Нас много уже - человек 40”, - рассказывает Юрий Бирюков, пользователям соцсетей известный как Феникс. В списке тех, кому помогает общественная организация Крылья Феникса, - семь военизированных бригад, один полк и два десятка частей.
За последние четверо суток, рассказывает Бирюков, волонтеры собрали 3 млн грн. Сам киевлянин за последние три месяца не провели в Киеве ни одних выходных – все свободное время он тратит на поездки к военным.
Юрий Касьянов из Армии SOS рассказывает НВ, что за май их "ячейка” из пяти человек собрала 3 млн грн. Все деньги пошли на точечное решение проблем украинских солдат в горячих точках.
"Мы не отдаем деньги тыловикам, а отдаем конкретно в руки бойцов, - рассказывает Касьянов. - Мы знаем точно, что благодаря нашей работе, блокпосты вокруг Славянска, Краматорска и Красного Лимана хорошо обеспечены всем необходимым”.
Для помощи отбирают батальоны и военные части, которые уходят на фронт и которые наиболее боеспособны: "Я считаю, главное, чтобы блокпост выполнял свою задачу”, - говорит Касьянов.
Такое "прямое финансирование” вооруженных сил Украины волонтеры считают нормальным явлением в условиях кризиса в стране. При этом сотрудничать с чиновниками и вливать собираемые средства в официальные каналы они не хотят. Одна из причин тому - неясная судьба средств, которые централизовано собирает для армии Минобороны.
Почему солдат отправляют воевать с устаревшим оружием, в крошащихся советских касках и снабженных провиантом в виде "каши из топора” - вопрос риторический.
"Никто не думал раньше об этом”, - считает Гриценко-младший.
Более того, после бегства чиновников режима Виктора Януковича выяснилось, что в последние несколько лет боеспособность украинской армии сознательно и планомерно сводилась на нет. Об этом недавно заявил секретарь СНБО Андрей Парубий.
В результате этого из числа военных предприятий сегодня работает всего несколько, а организовать новое производство - не так просто.
"Порой у нас деньги есть, а купить ничего не возможно, - расстраивается Касьянов, - Радиостанции у нас вовсе не производятся”.
Поэтому основную массу снаряжения добровольцы достают за границей - в основном в Польше и Чехии. Однако и с этим есть сложности. Поначалу таможня спокойно пропускала в Украину такую "гуманитарную помощь”, но с недавних пор таможенники стали более жесткими - сегодня провозить можно лишь один комплект на одного человека. Но активисты и тут нашли выход: теперь на границе работают группы людей с шенгенскими визами, которые занимаются сугубо импортом снаряжения.
"Вот на прошлой неделе львовяне организовали целую акцию и перевезли 400 касок из Польши в Украину”, - рассказывает Лукьяненко.
Ужесточением правил перевозок волонтеры возмущены: "Интересная ситуация получается: Европа кричит, что нам будет помогать, а элементарные каски, которые даже не оружие, они задерживают”, - говорит Уманец.
Впрочем, куда больший риск - доставить те самые каски и прочие предназначенные солдатам вещи в зону боевых действий.
"Я в Славянске провел 40 дней, с 1 мая по 9 июня, - рассказывает Касьянов, - Объездил все блокпосты. Приезжал, смотрел что там было, чего не хватало. Что-то покупал на месте - продукты, сигареты, что-то доставляли из Киева, а я развозил - на автомобиле, бронетранспортере или вертолете, если трудности с дорогой”.
Людей, которые готовы помогать армии - перечислять деньги и делать закупки, в Украине много, утверждают волонтеры.
"Майдан прошел, и мне говорили - не надейся, что люди будут какие-то суммы жертвовать, потому что у всех закончились деньги, - говорит Уманец, - Но в реальности оказалось, что на армию в десятки раз больше и охотнее люди дают деньги”.
Он приводит последний пример: на днях некий бизнесмен передал ему 100 тыс. гривен "в пакете”. На них уже закуплена партия раций и оптика.
"Это [собирать деньги через соцсети] не совсем законно, потому что такое можно расценить как получение дохода, - соглашается Касьянов. - Но мы не обращаем сейчас на это внимание: главное - победа”.
Сообщества в Facebook, через которые можно поддержать украинских военных:
- Информация о материале
Мздоимство, как явление, существует во всех странах мира, даже в Дании и Новой Зеландии, которые в 2013 году разделили между собой первое место в глобальном рейтинге по уровню восприятия коррупции. Данное исследование дает представление о частоте и объеме взяток в государственной системе. Международная организация Transparency International отвела Украине 147 место из 177, поместив нашу страну на одной ступеньке с Камеруном, Центрально-Африканской республикой, Ираном, Нигерией и Папуа-Новой Гвинеей. Предметом гордости могло бы служить наверное то, что в отличии, от вышеперечисленных стран у нас дают, так как еще есть что предложить.
Борьбу с коррупцией объявлял каждый Президент Украины и все составы отечественного правительства. Но очень быстро после громких заявлений ситуация обретала первоначальное status quo. Прошло уже три месяца с момента, когда наша страна избавилась от самой жесткой из когда-либо существовавших форм эксплуатации. Что принципиально изменилось за это время? Ничего, за исключением того, что государственная машина перестала обслуживать интересы одного клана.
Душевные травмы законников
Если до 27 июня будет подписана экономическая часть Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, то в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии, парламенту необходимо принять новую редакцию Закона «О прокуратуре». Она предполагает, в том числе, лишение этих органов функции общего надзора. Что приведет к двукратному сокращению численности структуры. Полномочия, которые до сих пор были у прокуратуры, фактически перейдут к судам. Но согласно опросам, судебную власть украинцы считают одной из наиболее коррумпированных, вместе с ГАИ, милицией и той же прокуратурой. В 2013 году в судах первой и апелляционной инстанции всех юрисдикций в штате числилось 8 696 судей.
До 2010 года должность судьи стоила не менее $100тыс. В прошлом году такса на судейскую мантию девальвировалась настолько, что ее можно было купить и за $30 тыс. Главная причина заключалась в том, что теплое место перестало приносить доход. В условиях жесткой вертикали судьба дел определялась первыми лицами Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высшего хозяйственного и Высшего административного судов. А до низших инстанций доводились лишь решения, которые необходимо было принимать к исполнению.
В результате, многим людям в мантии пришлось жить чуть ли не на заработную плату. Один из служителей Фемиды в приватной беседе рассказывал, что раньше имел самый большой «приход» в своем суде. Но в последние годы, если сверху не спускалось решения, приходилось судить по закону даже многомилионные дела, в том числе из-за неплатежеспособности «клиентов». А это вызывало у него настоящие душевные травмы.
С января по апрель текущего года суды находились в ступоре: заседания переносились или не назначались вовсе. Система искала новые точки опоры и привыкала к работе в современных условиях. Однако уже в мае начался полный возврат к прошлому. Можно предположить, что судебная ветвь вернула свое равновесие в связи с тем, что озвученная не Майдане идея люстрации становится все более эфемерной.
В начале апреля парламент принял закон «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине». Но до сих пор специальная временная комиссия укомплектована только 9 членами из 15, что не дает ей возможность начать работу. При этом закон решает только очень узкий пласт проблем. Люстрации подвергнутся только судьи общей юрисдикции, которые с 21 ноября 2013 года принимали решение о запрете митингов и собраний, избирали меру пресечения для участников этих мероприятий в виде содержания под стражей и наложении на них административных штрафов.
Все те же портфели
Практически ничего не изменилось в министерствах и ведомствах. Если не считать новых лиц на высоких должностях. Но новоназначенные чиновники не стали (или не смогли?) ломать старые схемы, лишь изменилось направление движения денег. Например, в Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ), отвечающего за разрешения на начало строительства и ввод объектов в эксплуатацию, а также лицензирование строительных работ, ставки на услуги не изменились.
Даже когда еще не успели назначить новое руководство, машина продолжала работать на грядущего председателя инспекции. Впрочем, в июне произошли изменения: разрешительные документы перестали выдавать и когда это может произойти – неизвестно.
Если строительные процедуры вдруг начнут проводить честно, то застройщик сможет (если, конечно, захочет) снизить стоимость новостроек минимум на 3-5%. Но поскольку руководство инспекции не делает никаких публичных заявлений, эксперты полагают, что деятельность структуры сводится к банальному изменению правил игры на рынке и очередному перераспределению денежных потоков.
Одна из наиболее коррумпированных структур в кабинете Николая Азарова – Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины. Находящееся в его структуре Государственное агентство лесных ресурсов, которое курирует заключение договоров с лесхозами, а также дает разрешения на экспорт леса, продолжает работать с узким списком фирм, находящихся на этом рынке много лет. Через аукционы продается только незначительная часть заготавливаемого леса, и по информации румынских перерабатывающих предприятий так много леса из Украины, как в 2014 году, они еще не получали.
В Минюсте ситуация несколько иная: задач, стоящих перед министерством так много, что участники корпоративных споров снова начали договариваться со средним звеном Регистрационной службы о внесении записей о новых собственниках в реестр недвижимого имущества. И нередко пострадавшей стороной являются иностранцы.
Богатая ДУСя
Примером закрытости может являться Государственное управление делами при Президенте Украины. За последние месяцы в кресле руководителя ГУД поменялось уже трое руководителей, а информационное пространство всколыхнула новость о том, что уже в конце мая 2014 года по распоряжению Александра Турчинова могут быть выставлены на продажу некоторые активы управления. Но какие именно, почему в такой спешке они реализуются, кто счастливый покупатель и какой же доход от этого получит государство, осталось в тайне.
Хотя там есть, чем поживится. Так, при создании ГУД в 2010 году тогдашний президент Леонид Кучма передал управлению 86 объектов. Многие активы передавались структуре уже после ее создания.
Но полный официальный список собственности никогда не публиковался. Также он не был обнародован и в период марта-июня 2014 года. По неофициальной информации, в состав управления входит до 4,5 тыс. объектов, в том числе дорогая недвижимость в центре Киева и земельные участки.
- Информация о материале
Если хотите качественных изменений жизни, то нужно верить людям, берущимся что-то менять, да и самому стоит что-то сделать. Я искренне надеюсь, что после всех испытаний, которые пришлось и до сих пор приходится проходить нашему народу, мы наконец-то начнем жить по-новому. Более того, хотел бы внести свой скромный вклад в становление современного европейского государства Украина — свободного от взяточников, коррупционеров и казнокрадов.
Ниже приводятся десять наиболее распространенных схем "обилечивания" бизнеса с суммарными "кассовыми" сборами до 4–5 млрд. долл. Эти схемы аккуратно передаются от одних чиновников к другим, меняются только флаги и офшорные юрисдикции, бережно хранящие деньги, отнятые у украинского бизнеса. Я надеялся, что новой власти, правительству все же хватит чести не садить своих "кассиров" на старые потоки, а также достанет решимости в разрушении административного рэкета.
Но пока, к сожалению, все повторяется.
Касса №1. Госпотребинспекция
Некая общественная организация пишет жалобу на крупную торговую сеть, рассказывая о продаже контрафактной или несертифицированной продукции. Например, Союз защиты прав потребителей Соломенского района Киева накатал "ябеду" на ООО "ДИЕССА" (сеть "Эльдорадо"), не указав при этом конкретных фактов. Госпотребинспекция поручила своим территориальным подразделениям провести внеплановые проверки. При этом инспекторы не только ищут ответы на вопросы, содержащиеся в жалобе, но и "сканируют" весь спектр возможных нарушений. Это, во-первых. Во-вторых, проверяется вся сеть, хотя для общей картины достаточно провести избирательную проверку, поскольку магазины предлагают единый ассортимент продукции.
В таких сетях бухгалтерия традиционно ведется централизованно, но инспекторы в каждом из магазинов требуют предоставления оригиналов документов. Центральный офис согласен их передать, но порой невозможно сделать это одновременно в несколько магазинов (ведь оригинал-то один) и в нереально короткие сроки, сформулированные проверяющим. Скажу больше, часто контролеры запрашивают документы, не существующие в природе вообще, как то "накладные бухгалтерского аналитического и синтетического учета", ведь законодательством не определен исключительный перечень документов, необходимых для проверки. Некоторые предприниматели жаловались, что инспекторы хотели получить информацию, являющуюся коммерческой тайной, например, конструкторскую документацию.
Можно назвать немало других "ноу-хау" этого ведомства, тянущих на тяжкие статьи Уголовного кодекса. Например, инспекция может запросто запретить к реализации в Украине продукцию известного мирового бренда, продающуюся во многих странах. Причем инспектору для вынесения такого решения не нужно даже проводить никаких испытаний и тестов.
Это "профессионализм", я считаю…
Отдельная история — штрафы. Поскольку четко выписанного понятия "создание преград в доступе представителей контролирующего органа к объекту проверки" не существует, инспектор волен по-своему трактовать этот фактор, как и "своевременность предоставления информации". Только "за создание преград" предприятие может получить штраф, эквивалентный от 1 до 10% стоимости реализованной продукции за предыдущий месяц.
Вы представляете, какие это суммы? Существуют конкретные примеры, когда на несговорчивые торговые сети "по результатам проверки" накладывались многомиллионные и даже миллиардные штрафы!
И все, "вільна каса".
К сожалению, вместо защитника прав потребителей Госпотребинспекция превратилась в инструмент давления на легальный бизнес.
Что нужно сделать:
— предусмотреть проведение избирательных проверок отдельных магазинов, продающих единый ассортимент продукции;
— определить исключительный перечень документов, подтверждающих выполнение субъектами хозяйствования требований законодательства;
— внести изменения в ст. 23 Закона "О защите прав потребителей" в части четкой регламентации понятий и определений постоянного размера штрафа или утверждения методических требований применения процентной ставки размера штрафа в зависимости от тяжести допущенного правонарушения;
— усовершенствовать ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" в части недопущения различного трактования понятия "необходимая, доступная, достоверная и своевременная информация о продукции". Кстати, поправки к этому закону я подавал три раза. Увы!..
Касса №2. Госсельхозинспекция
На этой "кассе" продают "билеты" сразу для нескольких видов бизнеса.
Первый называется "утверждение территориальным органом Госсельхозинспекции актов зачистки". Под видом утверждения так называемых актов зачистки зернохранилищ проводится на самом деле внеплановая проверка, что не согласуется с законодательством. Подменяя понятия "право" и "обязанность" на внеплановый контроль, территориальные органы Госсельхозинспекции по существу вмешиваются во внутрихозяйственную деятельность предприятий. Ведь речь идет о хозяйственных отношениях хранителя зерна и его собственника. Такие права инспекция получила согласно приказу Минагрополитики, тогда как в специальных законах, постановлениях правительства отсутствуют прямые нормы об участии должностных лиц Госсельхозинспекции в утверждении актов зачистки.
Таким образом, без утверждения инспекцией упомянутых актов полноценное функционирование зернового состава невозможно. В итоге в цену договора между зерновым складом и зернотрейдером закладываются интересы контролера. И речь идет о немалых суммах.
Второй тип "билетов" — подмена понятий "мониторинг" и "государственный надзор (контроль)" рынка зерна и продуктов его переработки. Как рассказывают предприниматели, произвольное использование понятия "мониторинг" позволяет должностному лицу контролирующего органа:
— постоянно находиться на зерновом складе — "мониторить";
— не ограничиваться в своих действиях — "проверять наличие пломб на весах и т.д.".
Анализ п. 2.9 ст. 2 Закона Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства" позволяет сделать вывод, что "мониторинг аграрного рынка" не позволяет сотрудникам Госсельхозинспекции постоянно находиться на предприятиях, ибо эти действия подпадают под функции госконтроля.
Что получаем в итоге? Риски так называемого мониторинга закладываются в цену договора зернового состава, то есть зернотрейдер уже во второй раз оплачивает интересы контролеров.
Третий тип "билетов" — проверки магазинов, реализующих сельскохозяйственную (винодельческую) продукцию.
Начну с того, что у Госсельхозинспекции нет законодательно определенных полномочий по проверке сельскохозяйственной (винодельческой) продукции в магазинах. Отсутствуют какие-либо нормативные акты, приказы или даже критерии по соответствующему проведению госнадзора (контроля). Иногда инспекторы, правда, ссылаются на требования Закона Украины "О защите прав потребителей", но этот документ имеет к ним такое же отношение, как и законодательство о культуре. Фактически речь идет об открытом рэкете, только у "бригадиров" имеются соответствующие удостоверения и влиятельное прикрытие.
Честно говоря, многие схемы удалось отменить, но базовые все-таки работают, как ни пыталось Госпредпринимательства с ними воевать.
Что нужно сделать:
— внести изменения в приказ Минагрополитики №661, а именно: оставить ведение количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки на зерновых и зерноперерабатывающих предприятиях и исключить положение об участии должностного лица Госсельхозинспекции в утверждении актов зачистки;
— запретить выход на проверку должностных лиц Госсельхозинспекции под видом мониторинга;
— запретить должностным лицам Госсельхозинспекции осуществлять выездные проверки магазинов сельскохозяйственной (винодельческой) продукции.
Касса №3. Госэкоинспекция
По экологам приведу пока только одну из крупных схем, поскольку газетной площади на все не хватит. Речь идет о предприятиях, совершающих водозабор. Суть схемы такова: предприниматель подает пакет документов на получение соответствующих разрешений на водозабор, но бумаги возвращаются со ссылкой на некомплектность или неправильное их оформление (по формальным признакам, без законодательно обоснованных требований) либо начинается бесконечный круговорот по запросу того или иного подтверждающего документа. Через некоторое время на предприятие начинают массово поступать письма от фирм-сателлитов (коммунальных или государственных предприятий, или обществ с ограниченной ответственностью) с предложениями о помощи в разработке экологической документации и получении разрешений. Услуга, разумеется, стоит денег. Бизнесмен соглашается, фирма-сателлит представляет тот же пакет документов от первоисточника, который (о, чудо!) в этот раз уже является достаточным для выдачи разрешения.
Если клиент оказывается несговорчивым и пытается самостоятельно получить разрешение, то он неминуемо получит немалый штраф за несвоевременное оформление (переоформление, продление действия) разрешения. Контролеры в этом случае действуют мгновенно и решительно.
Что нужно сделать:
— необходимо упразднить разрешительную документацию на забор воды тем предприятиям, которые не пользуются льготами и преференциями, что мне не давали сделать ни предыдущие руководители профильного министерства, ни сегодняшние.
Касса №4. Госэнергонадзор
На законодательном уровне отменен госнадзор в сфере энергоэффективности и энергосбережения. Это прогрессивный шаг, отвечающий условиям современной рыночной экономики, поскольку сам субъект хозяйствования должен быть, в первую очередь, заинтересован в экономии средств предприятия. Но на практике действует множество подзаконных нормативно-правовых актов, согласно которым компания должна разработать соответствующие внутренние документы (например, расчет общепроизводственных норм удельных расходов топлива, тепловой и электрической энергии), которые самостоятельно разработать невозможно даже компании с десятилетним стажем работы на рынке.
Как следствие, предприятие вынуждено обращаться к "придворным" структурам, имеющим разрешение на выполнение этих работ. Такие фирмы разрабатывают техническую документацию, расчеты сомнительного качества, но их уровень удовлетворяет аппетиты Госэнергонадзора. Отказавшиеся воспользоваться услугами "придворных" структур вынуждены платить штрафы.
Что нужно сделать:
— запретить деятельность фирм-сателлитов, усовершенствовать соответствующую нормативную (методологическую) базу, отменив все лишние подзаконные акты.
Касса №5. Государственная служба интеллектуальной собственности
Вокруг службы создаются организации-посредники, навязывающие свои услуги авторам творческих произведений даже при наличии у них заключенных прямых договоров с держателями медиаресурсов. В итоге авторы не получают вознаграждения, а госбюджет — огромных средств в виде налогов.
Из-за существующей модели регулирования рынка услуг в сфере интеллектуальной собственности, внедренной Госслужбой интеллектуальной собственности при поддержке МОН и Минэкономразвития, рынок разделен между несколькими определенными субъектами хозяйствования, аккумулирующими значительную часть его доходов.
Что нужно сделать:
— взять за основу европейское законодательство, необходимый пакет есть в Госпредпринимательства.
Касса №6. ГАИ
ГАИ проверяет предпринимателей, осуществляющих обязательный технический контроль автотранспорта. При этом отсутствуют критерии, согласно которым оценивается степень риска от хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля).
Отсутствие указанного нормативно-правового обеспечения открывает возможности для субъективных оценок и является предпосылкой для возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц ГАИ МВД при осуществлении плановых и внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля).
Что нужно сделать:
— реформировать ГАИ, упразднить МРЭО.
Касса №7. Госгеонедра
В данном случае речь идет о компаниях-недропользователях (например, о предприятиях, осуществляющих добычу минеральных лечебно-столовых вод). Государственная структура обязывает такие предприятия заключать договоры на осуществление мониторинга и научного сопровождения недропользования и, соответственно, оплачивать их. Например, согласно письму Госгеонедр Украины, годовая стоимость проведения работ по мониторингу и научному сопровождению недропользования по одному участку Валякузьминского месторождения подземных минеральных вод ориентировочно составит 65–80 тыс. грн, что является непосильной ношей для малого коллективного предприятия, особенно если учитывать, что общие расходы на проведение геологических экспертиз, получение специальных разрешений и т.д. только для одного предприятия за год составили более 300 тыс. грн.
Что нужно сделать:
— отменить Положение о проведении мониторинга и научного сопровождения недропользования (приказ Госгеонедр Украины от 16 ноября 2011 г. №155 и приказ Минприроды Украины от 11 марта 2013 г. №96) в части возложения на недропользователей обязанности заказывать и оплачивать соответствующие работы, как не отвечающие нормам законодательства в этой сфере (Кодексу Украины о недрах, Закону Украины "О государственной геологической службе", Порядку предоставления специальных разрешений).
Касса №8. Госслужба по контролю за наркотиками
Речь о таком специфическом бизнесе, как культивирование растений, которые содержат наркотические средства и психотропные вещества и обращение которых допускается для промышленных целей, разработки, производства, хранения, перевозки, приобретения, реализации, экспорта и импорта. В ГСКН отсутствует исчерпывающий перечень вопросов, по которым осуществляется государственный надзор (контроль), хотя его наличие предусмотрено ст. 5 Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности". Таким образом, должностные лица органа госнадзора (контроля) в ходе плановой проверки могут по своему усмотрению проверять все направления, которые посчитают нужным, с последующей возможностью проведения внеплановой проверки выполнения предписаний и распоряжений об устранении нарушений законодательства, выданных ГСКН Украины.
Что нужно сделать:
— стране необходимы новые правила регулирования этой отрасли, ныне действующие морально устарели.
Касса №9. Министерство здравоохранения
У Минздрава много схем, но главнейшей из них является закупка лекарств за бюджетные деньги. Из-за коррумпированности тендерных закупок импортные лекарства в Украине часто на 60–80% дороже таких же, но продающихся в Европе. Инсулин — на 80%, в два раза дороже противотуберкулезные и противораковые препараты. Если убрать личные интересы руководителей ведомства, то на выделенные бюджетом деньги можно закупать вдвое больше лекарств. Это одна составляющая проблемы. Вторая состоит в том, что протоколы выписываются таким образом, что Минздрав "вынужден" покупать конкретный дорогостоящий препарат вместо нескольких препаратов одной группы.
Причина понятна: импорт лекарственных препаратов — бизнес монополизированный, там крутятся большие деньги, и именно эти монополии формируют поведение чиновников, занимающихся закупками лекарств. К слову, в последнее время ситуация только ухудшилась, и при росте курса на 50% цены в аптеках выросли чуть ли не на 150%. Поэтому премьер и все правительство должны концентрироваться не только на получении займов, но и на не менее насущных проблемах.
Что нужно сделать:
— ввести референтные цены на лекарства;
— изменить протоколы Минздрава, врач должен рекомендовать больному активное действующее (лечащее) вещество, а человек уже сам определяется, отечественный или импортный препарат ему покупать;
— вместо закупки лекарств министерство должно ввести реимбурсацию: больной получает рецепт от врача, в аптеке получает бесплатно лекарство, а государство компенсирует аптеке его стоимость. Никаких тендеров, никаких логистических расходов и рисков хранения.
Касса №10. Укргосреестр
В стране создали сеть админцентров, "единые окна", упростили немало регистрационных алгоритмов, в частности, введение в эксплуатацию объектов строительства. Но… Чиновники все равно умудряются "обилечивать" простых граждан и предпринимателей. Вдобавок людям еще необходимо выстоять в изнурительных очередях.
Что нужно сделать:
— ввести электронную регистрацию по аналогии с эстонской или грузинской моделью.
Я могу долго рассказывать о различных способах обдирания украинцев.
Если кто-то думает, что налоговая начала работать по-иному, то он ошибается. Действуют те же схемы по НДС, исчезли площадки, но появились пираты (ямы-однодневки).
Многие госорганы, пользуясь освобождением от судебного сбора, подают крупные и необоснованные судебные иски к бизнесу, понимая, что не понесут за это никакой ответственности.
Однако десяти базовых схем для одной статьи и так достаточно. Добавлю, что на должности главы Госпредпринимательства я все четыре года активно боролся со многими "кассирами", немало удалось сделать. Некоторые законопроекты годами лежали в парламенте, и часть из них пошла в работу лишь в новом политическом сезоне. Но самое печальное состоит в том, что некоторые члены правительства взялись возобновлять схемы, которые удалось отменить даже при Януковиче: проявляют активность руководители Минздрава, Минэкологии, МинАПК. Как говорится, король сбежал, да здравствуют князья…
- Информация о материале
Прошло уже достаточно времени после инаугурации Петра Порошенко, чтобы стало понятно: Арсений Яценюк останется на должности премьер-министра. "За что его снимать? Он на своем месте!" - заявил один из высокопоставленных чиновников Администрации президента незадолго до смены власти. И действительно, похоже, что Арсений Петрович на своем месте.
Нынешнее правительство нельзя сравнивать с предыдущими.
Оно действует в условиях, когда Украина потеряла часть территории и находится в состоянии военного конфликта. Этот конфликт усиленно подогревается некогда главным экономическим партнером страны - Россией.
Последний "дружейский" ход соседней державы - это требование к Украине платить политическую огромную цену за газ, которое вылилось в перекрывание газа и взаимную подачу исков в Стокгольмский арбитраж.
Учитывая все события и разницу в весовых категориях двух государств, трудности Украине обеспечены. При оценке работы правительства действие внешних факторов нельзя не учесть.
Это уже не те призрачные "папередники", про которых несколько лет рассказывал сказки Николай Азаров. Война, бандитизм на востоке и "помощь россиян" - это реальный тормоз экономического развития.
Все крупные предприятия свернули свои инвестиционные программы. Иностранцы приходят в Украину только при наличии проблем с психикой. Экономика, если не вкладывает в расширение, "сдувается". Что, собственно, и происходит.
Международные финансовые организации понимали это изначально. Они допускали провал украинского ВВП в 2014-2015 годах, и отчасти поэтому так щедро выделяют финансовую помощь. Еще активнее они требуют, чтобы правительство делало реальные изменения в механизмах государственного управления.
Чтобы к моменту, когда война окончится, "костяк" экономики был обновленным и готовым к бурному росту на более прозрачной основе. Иными словами, от Украины требуют Грузии. Как в этой связи оценивать работу правительства?
С одной стороны, Кабмин Яценюка справился на отлично. В условиях, когда центральная власть в Украине стремительно рассыпалась, ему удалось собрать полномочия обратно.
Да, это произошло не так сильно и решительно, как хотелось бы. Да, само по себе правительство оказалось мягкотелым и не готовым к подобной ситуации. Помогла вертикаль Администрации президента, вертикаль глав ОГА, особенно линия Игоря Коломойского на Днепропетровщине, и что-то еще.
Кабмин же в большей степени вел переговоры с международными инвесторами и налаживал работу механизмов, которые просто должны работать.
С другой стороны, особых достижений правительство пока не показало. Оно просто много работает, чтобы восстановить порядок в экономике. Однако реформ пока нет.
Это похоже на генеральную уборку, но это не ремонт, а уж тем более не перепланировка и не строительство. Правительство Яценюка - правительство генеральной уборки.
Яркий пример - функционирование наиболее коррупционного и денежного из министерств -Миндоходов. С приходом туда Игоря Билоуса, Владимира Хоменко и Виталия Науменко налоговая и таможня ничуть не поменялись.
Из них исчезли "семейная вертикаль" и "госпрограмма" - обналичка через близкие к власти площадки с отчислением части средств в бюджет. Зато появилось множество стихийных центров обналички. С предприятий по-прежнему собирают налоги наперед, их давят проверками, а за возврат НДС нужно договариваться заранее.
Позже Науменко сняли и заменили проверенным Анатолием Макаренко. Формальным основанием могло стать засилье контрабанды на таможне.
Похожее положение вещей - и в других сферах государственного управления. ЭП обратилась к премьер-министру Арсению Яценюку с вопросами, как он оценивает собственную работу. Глава правительства предпочел не ответить.
По просьбе ЭП эксперты проанализировали топ-10 законопроектов, принятых с подачи действующего правительства. Сами действия Кабмина проанализировал старший экономист "CASE Украина" Владимир Дубровский.
Топ-10 законопроектов правительства Арсения Яценюка
С вступлением в должность Арсения Яценюка на должность премьера Верховная рада приняла десять законопроектов, автором которых было новое правительство.
1. Закон о внесении изменений в госбюджет на 2014 год.
Документ увеличил финансирование так называемого Резервного фонда на 6,9 млрд грн. Все это было представлено как дополнительные средства для армии. Действительно, 23 марта Кабмин принял решение о выделении 1,9 млрд грн, 17 апреля на нужды силовиков было направлено еще 5 млрд грн.
Дополнительные расходы на армию, млн грн
| Министерство обороны | 4 588 |
| Национальная гвардия | 2 180 |
| Госпогранслужба | 136 |
| Всего | 6 904 |
Отчитаться об использовании всех средств силовиков обязали до 15 июля.
2. О внесении изменений в законы "Об основах социальной защиты бездомных лиц и беспризорных детей" и "О занятости населения".
Этот законопроект немного облегчил жизнь прибывающим в Украину беженцам. Они были освобождены от уплаты за разрешение на работу в Украине.
3. О внесении изменений в закон о госбюджете на 2014 год.
Скандальный, но нужный документ, которым были уменьшены некоторые траты. Так, издержки бюджета были сокращены на 5,5%. Наверное, не слишком много, взирая на колоссальные растраты и коррупцию при распределении бюджетных средств.
Из проекта бюджета были убраны все упоминания о повышении прожиточного минимума, следственно, и о повышении минимальной пенсии. Впрочем, заложенные предыдущим правительством повышения и так не были высоки - всего 6,8%. Правительство решило отказаться даже от этого незначительного роста.
Издержки на медицину были урезаны на 13% - вдвое больше, чем в среднем по бюджету. Была полностью убрана программа покупки автомобилей скорой помощи, почти вдвое урезаны программы лечения больных на туберкулез и детей с церебральным параличом.
При этом правительство почти не затронуло расходы со своего карманного фонда - бюджетной строки "Капитальные издержки, которые распределяет правительство". В 2013 году на эти аморфные нужды ушло 1,1 млрд грн. В 2014 году правительство Яценюка оставило эти расходы на намного высшем уровне - 2,4 млрд грн.
Какие такие капитальные издержки важнее здоровья детей, непонятно.
4. О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине.
Самый скандальный и объемный законопроект на более чем 200 страницах, на изучение которого Кабмин дал депутатам перед голосованием всего пару часов.
В основном, правительство существенно изменило налоговое законодательство, ожидаемо повысив при этом налоги.
Самый большой куш в бюджет - 6-8 млрд грн - принесла отмена возврата НДС при экспорте зерна, что означает введение экспортной пошлины.
Тема возврата НДС при экспорте зерна дискуссионная. Так, идею правительства поддержали иностранные зернотрейдеры, которые не выращивают урожай. Те, которые сами возделывают землю, наоборот, против.
Сначала Кабмин предлагал не возвращать НДС для зерновиков в течение двух лет, до 2016 года, но под давлением депутатов уменьшил этот срок до девяти месяцев, до 1 октября 2014 года.
Традиционно были увеличены акцизы: на сигареты, водку и вино - на 25%, на пиво - на 42%. Почему в немилость попало именно пиво, правительство не объяснило. Известно, что водочники уже давно старались через парламент увеличить акциз именно на пиво, чтобы сделать свой продукт более привлекательным.
Больше всего проблем вызвало введение НДС на лекарства.
Правительство в спешке допустило банальную юридическую ошибку, которая привела к остановке импорта лекарств в Украину. Результат - дефицит лекарств и огромный рост цен, намного превышающий девальвации и пресловутые 7% нового НДС.
Аптеки, наверное, еще долго будут оправляться от этой ошибки, но цены на лекарства со времени должны немного упасть.
Кабмин также установил единый размер помощи при рождении ребенка - 41 280 грн. Ранее при рождении первого ребенка выплачивалось 30 960 грн, второго- 61 920грн, третьего и следующих - 123 840 грн.
Правительство на 13% урезало пенсии бывшим членам Кабмина и народным депутатам, то есть в среднем с 15 тыс грн до 13 тыс грн. Наверное, не слишком большая жертва, взирая на состояния бывших депутатов и министров.
5. Об осуществлении государственных закупок.
Полностью новая редакция закона о госзакупках была давно ожидаема. Всего с 2008 года по нынешнее время через госзакупки прошло 1 377 млрд грн!
Новый закон был принят с боем с минимальным большинством - 226 голосов.
Документ в четыре раза уменьшил перечень видов товаров, на которые не распространяется его действие, разрешил активистам присуствовать на тендерах и проводить сьемку, усилил обязательства по публицкации результатов тендеров.
В целом, как обозначили в Центре противодействия коррупции, нова редакция закона может предотвратить хищение около 70 млрд грн ежегодно.
6. О внесении изменений в некоторые законы относительно предоставления информации о государственной регистрации прав и их отягощений из Государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Новая редакция статьи 46-1 закона "О нотариате" содержит лишь стилистические изменения и реструктурирует изложение нормы действующего законодательства. Изменения в статью 28 закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений" носят уточняющий характер.
7. О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законодательные акты относительно устранения отдельных несогласованностей норм законодательства.
Этим законом была исправлена юридическая ошибка, которую допустило правительство при введении 7% НДС на лекарства.
8. Закон о внесении изменений в Таможенный кодекс.
После принятия этого законопроекта украинцам стало сложнее покупать дорогие товары в зарубежных интернет-магазинах, поскольку посылки дороже 150 евро придется растамаживать (ранее - дороже 300 евро).
Сколько украинцев затронет эта норма, непонятно. Возможно, некоторая малая техника и аксессуары подорожают, но это не слишком социально значимая тема.
9. О ратификации протокола о внесении изменений в соглашение между правительством Украины и правительством Республики Молдова о деятельности железнодорожного транспорта.
Акт ратифицировал договор между Молдовой и Украиной, подписанный 12 ноября 2013 года. Он облегчит процедуры, связанные с движением поездов.
10. О внесении изменения в статью 6 закона "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" относительно участников боевых действий, которые принимали участие в антитеррористической операции.
Законопроект присваивает статус участника боевых действий законным силовым формированиям, которые "защищали суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали участие в антитеррористической операции".
Люди, защищающие страну от террористов, получат такие льготы: 75-процентная скидка на коммунальные услуги, бесплатный проезд городским транспортом, бесплатные лекарства, право на дополнительный отпуск, право на получение жилья в случае ранения или контузии, ежегодная премия от государства.
Остается надеяться, что государство достойно выполнит все обязательства, взятые перед защитниками Родины.
- Информация о материале
Страница 778 из 1561
