Мздоимство, как явление, существует во всех странах мира, даже в Дании и Новой Зеландии, которые в 2013 году разделили между собой первое место в глобальном рейтинге по уровню восприятия коррупции. Данное исследование дает представление о частоте и объеме взяток в государственной системе. Международная организация Transparency International отвела Украине 147 место из 177, поместив нашу страну на одной ступеньке с Камеруном, Центрально-Африканской республикой, Ираном, Нигерией и Папуа-Новой Гвинеей. Предметом гордости могло бы служить наверное то, что в отличии, от вышеперечисленных стран у нас дают, так как еще есть что предложить.
Борьбу с коррупцией объявлял каждый Президент Украины и все составы отечественного правительства. Но очень быстро после громких заявлений ситуация обретала первоначальное status quo. Прошло уже три месяца с момента, когда наша страна избавилась от самой жесткой из когда-либо существовавших форм эксплуатации. Что принципиально изменилось за это время? Ничего, за исключением того, что государственная машина перестала обслуживать интересы одного клана.
Душевные травмы законников
Если до 27 июня будет подписана экономическая часть Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, то в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии, парламенту необходимо принять новую редакцию Закона «О прокуратуре». Она предполагает, в том числе, лишение этих органов функции общего надзора. Что приведет к двукратному сокращению численности структуры. Полномочия, которые до сих пор были у прокуратуры, фактически перейдут к судам. Но согласно опросам, судебную власть украинцы считают одной из наиболее коррумпированных, вместе с ГАИ, милицией и той же прокуратурой. В 2013 году в судах первой и апелляционной инстанции всех юрисдикций в штате числилось 8 696 судей.
До 2010 года должность судьи стоила не менее $100тыс. В прошлом году такса на судейскую мантию девальвировалась настолько, что ее можно было купить и за $30 тыс. Главная причина заключалась в том, что теплое место перестало приносить доход. В условиях жесткой вертикали судьба дел определялась первыми лицами Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высшего хозяйственного и Высшего административного судов. А до низших инстанций доводились лишь решения, которые необходимо было принимать к исполнению.
В результате, многим людям в мантии пришлось жить чуть ли не на заработную плату. Один из служителей Фемиды в приватной беседе рассказывал, что раньше имел самый большой «приход» в своем суде. Но в последние годы, если сверху не спускалось решения, приходилось судить по закону даже многомилионные дела, в том числе из-за неплатежеспособности «клиентов». А это вызывало у него настоящие душевные травмы.
С января по апрель текущего года суды находились в ступоре: заседания переносились или не назначались вовсе. Система искала новые точки опоры и привыкала к работе в современных условиях. Однако уже в мае начался полный возврат к прошлому. Можно предположить, что судебная ветвь вернула свое равновесие в связи с тем, что озвученная не Майдане идея люстрации становится все более эфемерной.
В начале апреля парламент принял закон «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине». Но до сих пор специальная временная комиссия укомплектована только 9 членами из 15, что не дает ей возможность начать работу. При этом закон решает только очень узкий пласт проблем. Люстрации подвергнутся только судьи общей юрисдикции, которые с 21 ноября 2013 года принимали решение о запрете митингов и собраний, избирали меру пресечения для участников этих мероприятий в виде содержания под стражей и наложении на них административных штрафов.
Все те же портфели
Практически ничего не изменилось в министерствах и ведомствах. Если не считать новых лиц на высоких должностях. Но новоназначенные чиновники не стали (или не смогли?) ломать старые схемы, лишь изменилось направление движения денег. Например, в Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ), отвечающего за разрешения на начало строительства и ввод объектов в эксплуатацию, а также лицензирование строительных работ, ставки на услуги не изменились.
Даже когда еще не успели назначить новое руководство, машина продолжала работать на грядущего председателя инспекции. Впрочем, в июне произошли изменения: разрешительные документы перестали выдавать и когда это может произойти – неизвестно.
Если строительные процедуры вдруг начнут проводить честно, то застройщик сможет (если, конечно, захочет) снизить стоимость новостроек минимум на 3-5%. Но поскольку руководство инспекции не делает никаких публичных заявлений, эксперты полагают, что деятельность структуры сводится к банальному изменению правил игры на рынке и очередному перераспределению денежных потоков.
Одна из наиболее коррумпированных структур в кабинете Николая Азарова – Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины. Находящееся в его структуре Государственное агентство лесных ресурсов, которое курирует заключение договоров с лесхозами, а также дает разрешения на экспорт леса, продолжает работать с узким списком фирм, находящихся на этом рынке много лет. Через аукционы продается только незначительная часть заготавливаемого леса, и по информации румынских перерабатывающих предприятий так много леса из Украины, как в 2014 году, они еще не получали.
В Минюсте ситуация несколько иная: задач, стоящих перед министерством так много, что участники корпоративных споров снова начали договариваться со средним звеном Регистрационной службы о внесении записей о новых собственниках в реестр недвижимого имущества. И нередко пострадавшей стороной являются иностранцы.
Богатая ДУСя
Примером закрытости может являться Государственное управление делами при Президенте Украины. За последние месяцы в кресле руководителя ГУД поменялось уже трое руководителей, а информационное пространство всколыхнула новость о том, что уже в конце мая 2014 года по распоряжению Александра Турчинова могут быть выставлены на продажу некоторые активы управления. Но какие именно, почему в такой спешке они реализуются, кто счастливый покупатель и какой же доход от этого получит государство, осталось в тайне.
Хотя там есть, чем поживится. Так, при создании ГУД в 2010 году тогдашний президент Леонид Кучма передал управлению 86 объектов. Многие активы передавались структуре уже после ее создания.
Но полный официальный список собственности никогда не публиковался. Также он не был обнародован и в период марта-июня 2014 года. По неофициальной информации, в состав управления входит до 4,5 тыс. объектов, в том числе дорогая недвижимость в центре Киева и земельные участки.