Прошло уже достаточно времени после инаугурации Петра Порошенко, чтобы стало понятно: Арсений Яценюк останется на должности премьер-министра. "За что его снимать? Он на своем месте!" - заявил один из высокопоставленных чиновников Администрации президента незадолго до смены власти. И действительно, похоже, что Арсений Петрович на своем месте.

Нынешнее правительство нельзя сравнивать с предыдущими.

Оно действует в условиях, когда Украина потеряла часть территории и находится в состоянии военного конфликта. Этот конфликт усиленно подогревается некогда главным экономическим партнером страны - Россией.

Последний "дружейский" ход соседней державы - это требование к Украине платить политическую огромную цену за газ, которое вылилось в перекрывание газа и взаимную подачу исков в Стокгольмский арбитраж.

Учитывая все события и разницу в весовых категориях двух государств, трудности Украине обеспечены. При оценке работы правительства действие внешних факторов нельзя не учесть.

Это уже не те призрачные "папередники", про которых несколько лет рассказывал сказки Николай Азаров. Война, бандитизм на востоке и "помощь россиян" - это реальный тормоз экономического развития.

Все крупные предприятия свернули свои инвестиционные программы. Иностранцы приходят в Украину только при наличии проблем с психикой. Экономика, если не вкладывает в расширение, "сдувается". Что, собственно, и происходит.

Международные финансовые организации понимали это изначально. Они допускали провал украинского ВВП в 2014-2015 годах, и отчасти поэтому так щедро выделяют финансовую помощь. Еще активнее они требуют, чтобы правительство делало реальные изменения в механизмах государственного управления.

Чтобы к моменту, когда война окончится, "костяк" экономики был обновленным и готовым к бурному росту на более прозрачной основе. Иными словами, от Украины требуют Грузии. Как в этой связи оценивать работу правительства?

С одной стороны, Кабмин Яценюка справился на отлично. В условиях, когда центральная власть в Украине стремительно рассыпалась, ему удалось собрать полномочия обратно.

Да, это произошло не так сильно и решительно, как хотелось бы. Да, само по себе правительство оказалось мягкотелым и не готовым к подобной ситуации. Помогла вертикаль Администрации президента, вертикаль глав ОГА, особенно линия Игоря Коломойского на Днепропетровщине, и что-то еще.

Кабмин же в большей степени вел переговоры с международными инвесторами и налаживал работу механизмов, которые просто должны работать.

С другой стороны, особых достижений правительство пока не показало. Оно просто много работает, чтобы восстановить порядок в экономике. Однако реформ пока нет.

Это похоже на генеральную уборку, но это не ремонт, а уж тем более не перепланировка и не строительство. Правительство Яценюка - правительство генеральной уборки.

Яркий пример - функционирование наиболее коррупционного и денежного из министерств -Миндоходов. С приходом туда Игоря Билоуса, Владимира Хоменко и Виталия Науменко налоговая и таможня ничуть не поменялись.

Из них исчезли "семейная вертикаль" и "госпрограмма" - обналичка через близкие к власти площадки с отчислением части средств в бюджет. Зато появилось множество стихийных центров обналички. С предприятий по-прежнему собирают налоги наперед, их давят проверками, а за возврат НДС нужно договариваться заранее.

Позже Науменко сняли и заменили проверенным Анатолием Макаренко. Формальным основанием могло стать засилье контрабанды на таможне.

Похожее положение вещей - и в других сферах государственного управления. ЭП обратилась к премьер-министру Арсению Яценюку с вопросами, как он оценивает собственную работу. Глава правительства предпочел не ответить.

По просьбе ЭП эксперты проанализировали топ-10 законопроектов, принятых с подачи действующего правительства. Сами действия Кабмина проанализировал старший экономист "CASE Украина" Владимир Дубровский.

Топ-10 законопроектов правительства Арсения Яценюка

С вступлением в должность Арсения Яценюка на должность премьера Верховная рада приняла десять законопроектов, автором которых было новое правительство.

1. Закон о внесении изменений в госбюджет на 2014 год.

Документ увеличил финансирование так называемого Резервного фонда на 6,9 млрд грн. Все это было представлено как дополнительные средства для армии. Действительно, 23 марта Кабмин принял решение о выделении 1,9 млрд грн, 17 апреля на нужды силовиков было направлено еще 5 млрд грн.

Дополнительные расходы на армию, млн грн

Министерство обороны

4 588

Национальная гвардия

2 180

Госпогранслужба

136

Всего

6 904

Отчитаться об использовании всех средств силовиков обязали до 15 июля.

2. О внесении изменений в законы "Об основах социальной защиты бездомных лиц и беспризорных детей" и "О занятости населения".

Этот законопроект немного облегчил жизнь прибывающим в Украину беженцам. Они были освобождены от уплаты за разрешение на работу в Украине.

3. О внесении изменений в закон о госбюджете на 2014 год.

Скандальный, но нужный документ, которым были уменьшены некоторые траты. Так, издержки бюджета были сокращены на 5,5%. Наверное, не слишком много, взирая на колоссальные растраты и коррупцию при распределении бюджетных средств.

Из проекта бюджета были убраны все упоминания о повышении прожиточного минимума, следственно, и о повышении минимальной пенсии. Впрочем, заложенные предыдущим правительством повышения и так не были высоки - всего 6,8%. Правительство решило отказаться даже от этого незначительного роста.

Издержки на медицину были урезаны на 13% - вдвое больше, чем в среднем по бюджету. Была полностью убрана программа покупки автомобилей скорой помощи, почти вдвое урезаны программы лечения больных на туберкулез и детей с церебральным параличом.

При этом правительство почти не затронуло расходы со своего карманного фонда - бюджетной строки "Капитальные издержки, которые распределяет правительство". В 2013 году на эти аморфные нужды ушло 1,1 млрд грн. В 2014 году правительство Яценюка оставило эти расходы на намного высшем уровне - 2,4 млрд грн.

Какие такие капитальные издержки важнее здоровья детей, непонятно.

4. О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине.

Самый скандальный и объемный законопроект на более чем 200 страницах, на изучение которого Кабмин дал депутатам перед голосованием всего пару часов.

В основном, правительство существенно изменило налоговое законодательство, ожидаемо повысив при этом налоги.

Самый большой куш в бюджет - 6-8 млрд грн - принесла отмена возврата НДС при экспорте зерна, что означает введение экспортной пошлины.

Тема возврата НДС при экспорте зерна дискуссионная. Так, идею правительства поддержали иностранные зернотрейдеры, которые не выращивают урожай. Те, которые сами возделывают землю, наоборот, против.

Сначала Кабмин предлагал не возвращать НДС для зерновиков в течение двух лет, до 2016 года, но под давлением депутатов уменьшил этот срок до девяти месяцев, до 1 октября 2014 года.

Традиционно были увеличены акцизы: на сигареты, водку и вино - на 25%, на пиво - на 42%. Почему в немилость попало именно пиво, правительство не объяснило. Известно, что водочники уже давно старались через парламент увеличить акциз именно на пиво, чтобы сделать свой продукт более привлекательным.

Больше всего проблем вызвало введение НДС на лекарства.

Правительство в спешке допустило банальную юридическую ошибку, которая привела к остановке импорта лекарств в Украину. Результат - дефицит лекарств и огромный рост цен, намного превышающий девальвации и пресловутые 7% нового НДС.

Аптеки, наверное, еще долго будут оправляться от этой ошибки, но цены на лекарства со времени должны немного упасть.

Кабмин также установил единый размер помощи при рождении ребенка - 41 280 грн. Ранее при рождении первого ребенка выплачивалось 30 960 грн, второго- 61 920грн, третьего и следующих - 123 840 грн.

Правительство на 13% урезало пенсии бывшим членам Кабмина и народным депутатам, то есть в среднем с 15 тыс грн до 13 тыс грн. Наверное, не слишком большая жертва, взирая на состояния бывших депутатов и министров.

5. Об осуществлении государственных закупок.

Полностью новая редакция закона о госзакупках была давно ожидаема. Всего с 2008 года по нынешнее время через госзакупки прошло 1 377 млрд грн!

Новый закон был принят с боем с минимальным большинством - 226 голосов.

Документ в четыре раза уменьшил перечень видов товаров, на которые не распространяется его действие, разрешил активистам присуствовать на тендерах и проводить сьемку, усилил обязательства по публицкации результатов тендеров.

В целом, как обозначили в Центре противодействия коррупции, нова редакция закона может предотвратить хищение около 70 млрд грн ежегодно.

6. О внесении изменений в некоторые законы относительно предоставления информации о государственной регистрации прав и их отягощений из Государственного реестра прав на недвижимое имущество.

Новая редакция статьи 46-1 закона "О нотариате" содержит лишь стилистические изменения и реструктурирует изложение нормы действующего законодательства. Изменения в статью 28 закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений" носят уточняющий характер.

7. О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законодательные акты относительно устранения отдельных несогласованностей норм законодательства.

Этим законом была исправлена юридическая ошибка, которую допустило правительство при введении 7% НДС на лекарства.

8. Закон о внесении изменений в Таможенный кодекс.

После принятия этого законопроекта украинцам стало сложнее покупать дорогие товары в зарубежных интернет-магазинах, поскольку посылки дороже 150 евро придется растамаживать (ранее - дороже 300 евро).

Сколько украинцев затронет эта норма, непонятно. Возможно, некоторая малая техника и аксессуары подорожают, но это не слишком социально значимая тема.

9. О ратификации протокола о внесении изменений в соглашение между правительством Украины и правительством Республики Молдова о деятельности железнодорожного транспорта.

Акт ратифицировал договор между Молдовой и Украиной, подписанный 12 ноября 2013 года. Он облегчит процедуры, связанные с движением поездов.

10. О внесении изменения в статью 6 закона "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" относительно участников боевых действий, которые принимали участие в антитеррористической операции.

Законопроект присваивает статус участника боевых действий законным силовым формированиям, которые "защищали суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали участие в антитеррористической операции".

Люди, защищающие страну от террористов, получат такие льготы: 75-процентная скидка на коммунальные услуги, бесплатный проезд городским транспортом, бесплатные лекарства, право на дополнительный отпуск, право на получение жилья в случае ранения или контузии, ежегодная премия от государства.

Остается надеяться, что государство достойно выполнит все обязательства, взятые перед защитниками Родины.