Арсений Яценюк вновь назвал одним из основных нововведений судебной системы расширение полномочий судов общей юрисдикции, а также полную переаттестацию судей. Об этом премьер-министр сказал 9 декабря во время презентации программы действий Правительства. Однако вопросов к правительственному взгляду на судебную реформу по-прежнему больше, чем ответов.

Прежде всего, непонятно, как сокращение и упразднение поможет искоренить коррупцию, упростить доступ к судам и ускорить рассмотрение разбирательств. Как непонятно и то, что за неведомый праведник и в какие сроки будет проводить переаттестацию десятка тысяч судей. Пока что предложения «упразднить и увеличить» похожи на печально известное «забрать и поделить».

Авторы правительственных законопроектов либо по незнанию, либо намеренно упустили из виду тот факт, что в специализированных судах уже реализованы многиее инициативы, которые заявлены только лишь как задачи судебной реформы в ее правительственном варианте. К примеру, в специализированных судах уже внедрены открытый доступ к реестру судебных решений, автоматизированное распределение дел между судьями, а также автоматическая передача иска из ошибочной юрисдикции в корректную юрисдикцию – вместо отфутболивания истца со словами «вы в суд не того района подали иск». А срок рассмотрения дел в административных и хозяйственных судах уже в пять-шесть раз быстрее, чем в общих гражданских судах.

В специализированных судах ответственность судей воспиталась быстрее, чем в семиста с лишним районных судах. Самоуправление в административной и хозяйственной системах развилось и действует эффективнее, потому как судей меньше и все их решения, как говорится, на виду. То же самое можно сказать и об обеспечении единства практики применения норм законодательства. На этом в административной и хозяйственной ветвях были сосредоточены высшие суды.

Специализированные суды были и пока остаются вне политики. Еще президент Ющенко возмущался тем, что районный судья общего суда может отменить решение Президента. Потому-то суды общей юрисдикции с 2005 года были под непрестанным политическим давлением, которое дошло до пика во время пребывания Андрея Портнова заместителем главы администрации Януковича. Специализированные же суды избежали этой участи и имели более-менее стабильный кадровый состав. Кстати, как будет проводиться переаттестация судей, кто и по каким критериям будет ее проводить – открытый вопрос. Но не исключено также, что тотальная переаттестация судей сейчас окажется процедурой принятия у судей личной присяги на политическую верность. А это реальная угроза независимости судов – основы справедливой и эффективной судебной власти.

Далее, Премьеру наверняка известно, что качество рассмотрения экономических споров – это составная часть предпринимательской среды и инвестиционного климата. И это наверняка известно новым министрам и депутатам - выходцам из общественных организаций, занимавшихся развитием правового общества и предпринимательского климата. Сейчас существование хозяйственных судов позволяет осуществлять довольно качественное и быстрое правосудие в экономической сфере. Согласно официальной статистике, в 2013 году хозяйственные суды в 1-й инстанции рассмотрели более 100 000 судебных дел. Передача такого количества дел в общий суд, не имеющий специалистов для рассмотрения экономических споров, приведет к затягиванию сроков их рассмотрения. Значит, бизнес-процессы также будут заторможены. Это крайне нежелательно для страны с ожидаемым 10-процентным падением ВВП. Наконец, в зданиях хозяйственных судов уже созданы приемлемые условия для истцов. Может кому-то это кажется роскошью, но суд, как и театр, начинается с вешалки.

Полезно помнить к тому же, что появление специализированных судов остановило массовое рейдерство. До 2009 года районные суды сотнями решений запрещали законным акционерам проводить собрания, легализируя таким образом захваты предприятий. Эта практика прекратилась именно с передачей этих категорий дел на рассмотрение хозяйственных судов.

Было бы резонно предположить, что судебная реформа должна скорее распространять имеющиеся достижения на всю судебную систему, а не ликвидировать успешные образцы и начинать их построение заново в судах общей юрисдикции. Идея специализации судов возникла неспроста. В спорах возникает большой спектр вопросов разной направленности, начиная от семейных и жилищных и заканчивая вопросами конкурентного и налогового права, банкротства, авторских прав и изобретений. Один и тот же судья не может владеть всеми этими вопросами и профессионально осуществлять правосудие в них. Судью можно смело сравнить с врачом, который не может быть одновременно хорошим специалистом в сфере психиатрии, гинекологии и стоматологии.

Наконец, проблема коррупции не может быть решена путем ликвидации конкретной судебной вертикали, поскольку это проблема не судебных органов, а персонально отдельных судей. Двигаясь в логике упразднения специализированных судов, Арсений Яценюк мог бы предложить ликвидацию и Конституционного суда тоже. Его функции ведь вполне может выполнять Верховный суд, члены которого наверняка хорошо знакомы с конституционным правом и нормами Конституции Украины.

Премьер-министр Украины, готовя презентацию программы действий своего правительства в парламенте на нынешней неделе, решил «особо не заморачиваться» вопросом наполнения ее реальным содержанием, а не только декларативными тезисами. Ну чем он хуже президента, отыгравшего не так давно подобный «номер» со всем подобающим первому лицу государства «блеском»?

Уж в чем-чем, а в актерском и ораторском мастерстве Яценюку талантов тоже не занимать. Вот только хоть и пришлось задействовать их на все сто, чтобы попытаться «втюхать» столь очевидную пустышку даже лояльному парламенту, на этот раз и этого не хватило — отдельные фракции коалиции поначалу отказались ее поддержать. Слава Богу, на помощь пришло коалиционное соглашение, которое пригодно на роль программного документа, по мнению наблюдателей, в значительно большей, нежели яценюковские слайды, степени.

Тем временем достоянием гласности оказался еще один документ — подготовленный в Минфине и поданный уже при новом министре пакет предложений по экономии и наполнению госбюджета. Настолько сомнительных и неоднозначных по своему содержанию (да еще в подавляющем большинстве проталкивающихся без предварительного экспертного обсуждения), что первым вердиктом, который напрашивался в отношении вышеназванной информации, было модное нынче в соцсетях и у молодежи слово «фэйк». Если бы не одно «но»: в распоряжении редакции ZN.UA на тот момент уже была копия соответствующего документа, сопровождаемого поручением премьера министрам и вице-премьерам отработать эти предложения лично.

Спешить есть куда. Проект нового госбюджета надо подавать через неделю, и в Киев уже даже прибыла миссия МВФ, с которой нужно обязательно согласовать его основные параметры, иначе не видать столь вожделенных траншей международной помощи. Экономия или новые источники поступлений для госфинансов необходимы, а вот требуемых изменений в налоговой базе до сих пор нет — слишком увлекательной была игра в формирование коалиции.

Возможности «идти по накатанной» при формировании бюджета-2015 просто нет — бюджет 2014-го с треском провален. Капитальные статьи расходов даже при замороженных зарплатах, пенсиях и соцвыплатах профинансированы лишь на треть, долги местных бюджетов за электричество, воду и услуги ЖКХ растут, как снежный ком.

Однако ни угроза дефолта, ни война в стране не заставили систему измениться — секвестр бюджета был проведен спустя рукава, а власть так и не поняла, что рост денежных поступлений нужно стимулировать, а не «отжимать» у и так загибающихся экономики и ее агентов. Фискальной политики в общепринятом ее понимании в Украине как не было, так и нет, так что схемы только поменяли прописку и кураторов, а «священным олигархическим коровам» не мешает оставаться нетронутыми даже шлейф потакания проискам сепаратистов. Напротив, в стране с невероятным уровнем коррупции и колоссальными объемами теневой экономики деньги решили поискать в карманах у самых бедных и незащищенных.

Расчеты и просчеты

Согласно отчету Госказначейства за январь—ноябрь с.г. в общий и специальный фонды госбюджета было собрано 367,7 млрд грн (93,2% от плановых показателей Минфина). Недопоступления в госказну составили 26,7 млрд грн. При утвержденном в бюджетном законе плановом дефиците в 68,6 млрд грн на весь нынешний год (4,5% ВВП), по результатам десяти месяцев он достиг 53,8 млрд грн. Теоретически для страны в состоянии войны это нормально. Однако есть еще и скрытый дефицит минимум в 20 млрд грн из-за недовыполнения бюджета по расходам (по расчетам экс-министра финансов В.Пинзеника, и все 30 млрд).

Что уже даже не настораживает, а откровенно пугает — это динамика поступлений. Так, в ноябре сборы в общий и специальный фонды госказны составили 32,6 млрд грн (это 80% от плана). Недопоступления — 7,7 млрд грн. В октябре их объем был 5,5 млрд, в сентябре — 3,2 млрд, в августе — 1,6 млрд. Негативная тенденция очевидна, от месяца к месяцу ситуация все хуже. Собрать за декабрь 50 млрд грн, чтобы вложиться в плановые показатели, невозможно — для этого пришлось бы в 1,7 раза (!) превысить результаты довоенного декабря 2013 г. «Скорее всего, правительство прибегнет к стандартной практике скрытого секвестирования. В первую очередь, пострадают капитальные расходы, заработные платы, скажем так, экономить будут на тех сферах, на которых экономят всегда, но в больших объемах. В любом случае, профинансировать существующие расходы на 100% в этом году не получится», — рассказала ZN.UA Илона Сологуб, эксперт Киевской школы экономики.

Скрыть бюджетные проблемы власти, чтобы ситуация выглядела контролируемой, пытаются постоянными «маленькими хитростями в интерпретации статданных, а порой и банальным искажением фактов. Например, не без удовольствия фискальная служба отчиталась, что на целых 1,2% превысила прошлогодние показатели по наполнению госказны. Вот только план для налоговиков за январь—ноябрь этого года составил 302,2 млрд грн, а в бюджет поступило немногим более 282 млрд грн. То есть плюс 1,2%, но минус 20 млрд.

В свое оправдание глава фискальной службы Игорь Билоус объясняет, что Минфин ставит «нереальные» планы, выполнить которые в нынешних условиях невозможно. И даже подскочившая до 20% инфляция — традиционная палочка-выручалочка для некомпетентных правительств, обкрадывающая население, но помогающая наполнять бюджет, выходит, не перекрывает сформировавшиеся дыры.

Интересно, фискалы их хоть пытаются латать, или сами открывают новые? Например, на таможне, где произошедшая стопроцентная девальвация должна была бы компенсировать далеко не столь значительное (если судить по данным смежных отраслей) физическое падение объемов внешней торговли. Выходит, что даже традиционная практика налоговых «переплат» себя исчерпала и стала неэффективной из-за сокращения оборотных средств у компаний.

Не отставая от фискальной службы, статистику приукрашивает и премьер-министр, сообщивший о том, что доходы госбюджета за 11 месяцев на 5% больше прошлогодних показателей. И это действительно так, но по планам Минфина они должны были вырасти на 11% от прошлогодних.

Впрочем, никто и не ожидал 100-процентного выполнения бюджета, главный вопрос — на чем решит экономить государство? «Несмотря на то, что существенными источниками экономии стали остановка финансирования аннексированного Крыма и оккупированных территорий Донбасса, этого будет недостаточно.

Вероятнее всего, будут ограничены капитальные расходы — за десять месяцев они были профинансированы на 31,2%, это позволит сэкономить 20 млрд грн, что тоже поможет лишь в некоторой степени, — объяснила ZN.UA Юлия Шибалкина, экономист «CASE Украина». — Но главная проблема в том, что все эти процессы происходят «неофициально» — без внесения изменений в государственный бюджет, «ручной» режим процветает».

Вероятно, не в полной мере будет возмещен НДС экспортерам. Если в сентябре-октябре они получали ежемесячно порядка 4,5 млрд грн возмещений, то в ноябре уже 3,2 млрд.

С начала года предпринимателям возместили 42,1 млрд грн — это 90% от запланированного объема. Чтобы выполнить обязательства в полной мере в декабре, необходимо вернуть бизнесу свыше 11 млрд грн — половину скрытого дефицита.

Уже ощутили нехватку денег бюджетники в регионах. Но 26 ноября правительство дополнительно выделило местным бюджетам 2,6 млрд грн для погашения задолженности по зарплатам и еще 198 млн — для социальных выплат малообеспеченным семьям и инвалидам.

Что любопытно, распоряжение, выделяющее средства местным советам, лишь «рекомендует» потратить их на зарплаты бюджетников. А значит, при дырах в финансировании других статей расходов у местных властей останется соблазн направить госсредства на иные нужды, а перед бюджетниками развести руками, мол, «грошей нема».

По словам Александра Слобожана, аналитика Ассоциации городов Украины, дыр в финансировании регионов масса. Кроме традиционно недополучающих «экологии» и «культуры», в полном объеме не будут профинансированы коммунальные расходы, плата за энергоносители и многое другое. К несчастью, для Украины ситуация типичная, просто в этом году она усугубится. Вопрос в другом, сможет ли новое правительство отказаться от «рисования» статистики, утверждения излишне оптимистичных планов, ручного управления и бесконечного изменения законодательства, при этом грамотно сократить расходы и сознательно подойти к составлению бюджета 2015 г.?

Урезай и властвуй

Макропоказатели, на основании которых будет сверстан рабочий вариант бюджета-2015, следующие: номинальный ВВП — 1,72 трлн грн, реальный ВВП — минус 4,5%, инфляция — 13,4%, дефицит — 3,7%. При этом Минфин, планирующий подать государственную смету в парламент до 20 декабря, попросил всех распорядителей, выдвигая бюджетные предложения, сразу ужимать их на четверть.

За то время, пока налоговая готовит квазисокращение 27 действующих налогов до девяти, были введены два новых налога. ZN.UA уже писало о том, что с точки зрения наполнения бюджета эти инициативы были провальными. Но уроком это не стало. Более того, если верить просочившимся на нынешней неделе в СМИ рабочим документам правительства (см. табл.), украинцам придется отказаться от ряда льгот и надбавок, а многим надо уже сейчас начинать искать новую работу. Урезать будут все — от бесплатных обедов в больницах до количества учителей и воспитателей в детсадах.

Некоторые статьи сокращения расходов уже встречались в Меморандуме, подписанном Украиной и МВФ. Другие — это давно существующие льготы, на которые годами не хватало бюджетных средств. Но есть сокращаемые статьи, которые вызывают недоумение. Например, уменьшая пенсии научным работникам, которые в среднем составляют 3,5 тыс. грн, правительство хочет сэкономить аж 1,3 млн. В то же время на пенсиях народных депутатов, которые в среднем составляют 15 тыс. грн, экономят лишь 0,2 млн. Вдобавок ко всему научных сотрудников хотят оставить без надбавок за научные степени и звания, а саму научную деятельность лишить какого-либо финансирования как государством, так и местными властями.

Губительным будет и удар по отнюдь не богатой системе образования, которую ожидает откровенно мрачное будущее. Часть преподавателей планируют сократить, педнагрузку на оставшихся специалистов увеличат. Доплаты за классное руководство и проверку тетрадей отменят. Школы, в которых количество учеников не превышает 10, будут закрыты (это около 400 учебных заведений). Учащихся младших классов оставят без бесплатного питания, а студентов — без стипендий и льгот на проезд. Учебниками государство будет обеспечивать только детей из малообеспеченных семей.

С тезисом о том, что государству необходимо жить по средствам, сложно поспорить. Как и с утверждением, что в нынешней системе деньги распределяются и тратятся далеко не оптимальным образом. Но предлагая урезать расходы и сокращать обязательный срок обучения в украинских школах, удосужился ли кто-то сопроводить такой шаг внятной и понятной программой реформирования научно-образовательной сферы, благодаря реализации которой она начнет функционировать более эффективно. И действительно ли для сведения концов с концами в госказне необходимо сегодня обкрадывать будущее страны? Неужели для этого не существует иных источников?

Что касается других социальных льгот, то к системе их предоставления действительно существует масса вопросов — давно известно, что только 28% социальных выплат в стране идут действительно в них нуждающимся беднейшим слоям населения. Чтобы исправить ситуацию, чиновники предлагают выделять льготы и помощь адресно, апеллируя при этом к давним рекомендациям МВФ. По задумке, это действительно должно повысить контроль над процессами, снизив число тех, кто пользуется льготами необоснованно. Но исправит ли это ситуацию, при которой свыше 80% одиноких матерей получают госпомощь лишь в размере 310, 386 или 365 грн на каждого ребенка в зависимости от возраста? И если адресность должна пойти им во благо, то за счет чего планируется ежегодная экономия в соответствующей статье расходов свыше 2 млрд грн?

Не за горами и массовые сокращения. К обещанному МВФ, но так и не реализованному 3-процентному сокращению админаппарата может добавиться сокращение Нацгвардии на 20 тыс. (до 40 тыс.), уменьшение количества милиционеров ориентировочно с 245 до 135 тыс., сокращение прокуроров с 14,5 до 9 тыс. Только три эти меры способны сократить госрасходы на 3,5 млрд грн. Правда, есть и обратная сторона медали: чем потом все эти люди будут заниматься? В состоянии ли государство создать для них рабочие места, возможности для переквалификации? И не будут ли возросшие в разы объемы пособий по безработице нивелировать экономический эффект этих сокращений?

Другое дело нормы, на которые средства годами не выделяются. Например, денежные компенсации военнослужащим за полагающееся им жилье, которые уже много лет не оплачиваются из-за недостатка средств. В данном случае экономия в 7 млрд от отмены этих льгот призрачна — деньги на эти нужды и так существуют только на бумаге. И таких вариантов в рабочем документе правительства, к сожалению, много. Речь идет о колоссальной сумме в 496,9 млрд грн — это расходы, средств на покрытие которых просто нет.

С одной стороны, резон в такого рода изменениях есть, и правительство вроде бы впервые готово перестать «делать» статистику и открыто признать, что у страны нет денег. «Бедное государство просто не может себе позволить быть социальным. Мы должны реально посмотреть на вещи, прежде всего, оценивать наши возможности. К сожалению, годами наш бюджет рассчитывался, отталкиваясь от расходной части. Но такой подход нужно менять. Мы в первую очередь должны оценивать наши возможности по части доходов», — объяснил эксперт из Института бюджета и социально-экономических исследований Артем Рудык.

Но, с другой стороны, в стране процветает коррупция, и схемы, работавшие при прошлой власти, были обхаяны, но не устранены и продолжили работать уже при власти нынешней. Может быть, эффективнее поискать недостающие бюджету деньги там, где их однозначно больше, чем у учителей и детсадовских воспитателей?

К примеру, на конец октября 2014-го долг Украины составлял 945,3 млрд грн, или около 62,3% ВВП. Эта цифра была рассчитана по курсу 12,95 грн за доллар. Расчет размера долга на 30 ноября будет проводиться уже по курсу 14,97 грн за доллар. А поскольку 54,6% украинского госдолга номинировано в иностранной валюте, речь уже идет о цифре, превышающей 1 трлн грн. Ни миллиона, сэкономленного на научных сотрудниках, ни миллиарда, полученного после отмены студенческих стипендий, не хватит для покрытия этой суммы. Так, может, Нацбанку пора, наконец, прекратить, выдавая все новые миллиардные порции рефинансирования, потакать спекуляциям на валютном рынке, раскручивающим все новые витки девальвации? Или памятная отписка в адрес НАБУ от генерального департамента кредитно-денежной политики, что, мол, не его дело беспокоиться о целевом использовании выдаваемых банкам средств (успевающим в ходе одной торговой сессии иногда по несколько раз обернуться на валютном рынке), — это самим себе выписанная индульгенция, позволяющая обкрадывать всю страну на обвалах-скачках курса?

В то же время отмена льгот для АПК, кстати, одна из первых рекомендаций МВФ, способна привлечь в госбюджет, по самым скромным оценкам, около 0,3% ВВП, а это свыше 5 млрд грн. Прямая господдержка отрасли невелика — 100 млн грн в год, но налоговые льготы позволяют аграриям ежегодно аккумулировать, даже по официальным оценкам, порядка 14 млрд грн, львиная доля из которых приходится на агрохолдинги, вовсе не гнушающиеся оптимизационных схем. Естественно, внушительно разросшееся аграрное лобби в нынешних органах власти лучше отберет завтраки у школьников, чем 14 млрд у агрохолдингов.

Махровая коррупция в сфере госзакупок процветает многие годы — и все реальные и псевдореформы ей нипочем. Гигантские откаты и злоупотребления в ней уже давно стали предметом не только досужих разговоров, но и множества журналистских расследований. И что? Профильное Минэкономики лишь в очередной раз констатировало, что 40% госзакупок продолжает проходить по неконкурентной процедуре, как правило, у одного заказчика. Только из-за этого госбюджет нынешнего года уже потерял свыше 40 млрд…

Позвольте спросить, что на самом деле, а не на словах предпринимается для реальной, а не декларативной борьбы со злоупотреблениями, завязанными на офшоры, через которые проходит половина (!) экспорта страны (к их числу следует отнести все позволяющие оптимизацию низконалоговые юрисдикции, а не только страны в официальном «черном» списке). Только с начала 2014 г. поставки товаров в такие страны выросли на четверть (!) и уже обошлись стране в 204 млрд грн. Так что контроль над трансфертным ценообразованием (метод, широко используемый в международной практике) должен быть первоочередным приоритетом для правительства и фискалов страны! Но ни первые, ни вторые пока не сделали, по сути, ничего для того, чтоб принятый еще в середине 2013 г. закон просто начал работать. Оказывается, фискальная служба со штатом в 50 тыс. сотрудников не имеет ресурсов для обеспечения этого контроля, и ранее чем еще через год(!), по словам Билоуса, механизм не заработает.

А сколько разговоров шло и продолжается о «налоговых ямах», через которые проходит свыше 300 млрд грн в год, что лишает государства около

70 млрд грн налоговых поступлений. Но и тут дальше разговоров дело особо не движется, ведь прикрывать теневые схемы хлопотно и опасно, а вот «крышевать» — намного комфортнее…

А вот с «широких масс» деньги можно взять, придумав очередной новый налог, «потрусив» лишний раз фирмы, «попросив» авансовый платеж. Заявления главы фискальной службы о «полной остановке контрабанды» также далеки от реальности. Кто доказательно опроверг информацию, что только через Одесскую таможню ежемесячно проходит 25 тыс. т «левого» бензина? Потери госбюджета только в этом частном случае составляют 900 млн грн. О том, что украинские таможенники — это «контрабандисты в погонах», говорят все, включая соседствующие с нами страны. Обмен информацией с которым помог бы быстро выяснить, какая часть падения показателей внешней торговли действительно обусловлена сокращением ее физических объемов, а какая — уходом огромных товарных потоков (причем не только импортных) на теневое или даже нелегальное положение. Но это никому не нужно, ведь в ином случае работа на таможне станет делом далеко не столь престижным и доходным, как сейчас. И кто из «крышевателей» таможенных схем в высших эшелонах власти откажется от «золотой таможенной жилы», уже сделавшей столь состоятельными стольких «хороших» людей…

Пресечение только вышеупомянутых злоупотреблений обеспечило бы дополнительные ежегодные поступления в бюджет в объеме 300 млрд грн.

Памятны оценки Федерации работодателей о многих десятках миллиардов, которые бизнесу приходится тратить на взятки, откаты и тому подобные «прелести». Получается, что чиновники и правоохранители вполне в состоянии наладить взимание этой многомиллиардной мзды, вот только не в интересах казны государства.

По практически не оспариваемым оценкам, от 40 до 70% отечественной экономики находится в «тени», причем можно не сомневаться, что за последние 12 месяцев этот показатель вырос весьма внушительно. По сути, на нелегальном или полулегальном положении вместе с официальной экономикой функционирует ее неформальный сектор сопоставимых размеров! Какие плоды для бюджета могла бы принести хотя бы частичная его детенизация? Но что мы видим на этом поприще? Минфин «порадовал» очередной новинкой — 30-процентным налогом на расходы физлиц, предполагающим налогообложение расходов, превышающих задекларированные доходы, попутно вынудив граждан осуществлять все платежи свыше 12,8 тыс. грн через банки. Интересно, фискалы действительно верят, что поcле его введения смогут дополнительно собрать в бюджет порядка 90–120 млрд? А ведь сама идея действительно очень здравая и даже необходимая. Но не в условиях тотальной коррумпированности фискальных органов и еще более тотального недоверия к государству, его денежной единице и банкам. А так начинание будет полностью дискредитировано, и вместо ощутимой детенизации мы получим еще большее разрастание «неформальных» отношений в экономике.

* * *

Вместо реализации грамотной и продуманной комплексной политики (и откуда ей взяться?), правительство решило пойти привычным путем, попытавшись сэкономить «аж»

27 млрд грн, и это при условии введения всех обозначенных в документе норм, что совсем не гарантировано. По мнению опрошенных ZN.UA экспертов, эта «экономия» не обеспечит ощутимого эффекта. Зато окажется весьма результативной, но с обратным знаком для экономики. Учитывая рост внешнего долга и бюджетного дефицита, военные траты, нарастающий экономический кризис, фискальная петля на ее шее затягивается все туже. Увы, реформы все больше забалтываются, а понимание того, что искать дополнительные бюджетные ресурсы нужно, стимулируя развитие, а не затягивая удавку и обирая средний класс вместе с неимущими, так и не появилось.

Есть у нас в армии одно удивительное существо, его на передовой называют Дед-мопед. Не знаю откуда это название пошло, меня это не сильно интересует. Меня больше интересует другое... А поскольку выдержки из моего ФБ кладут на стол НГШ генерал-полковнику Муженко, то вот задам вопрос здесь: какого хрена этот старпер Пушняков до сих пор еще в рядах ВСУ?

За какие феерические заслуги ему позволено в пенсионном возрасте рулить Сухопутными войсками, а сейчас спасаться от люстрации в зоне АТО?

На основании каких героических поступков ему разрешено отказать в награждении ВСЕМ солдатам и офицерам 79й бригады? Это престарелое тело решило, что 79-ка в аэропорту страдала херней? И вообще, «зачем нам сдался этот еб___й аэропорт?» (прямая речь).

Анатолий Саватиевич, понятие «честь офицера» Вам неведомо, это понятно. А банальный инстинкт самосохранения, не? Ведь в следующий раз офицеры могут не остановиться, могут же и пристрелить.

Alex Mochanov вот написал пару дней назад:

Вопрос: до каких пор будет служит в ВСУ и скрываться от люстрации в зоне АТО главкомсухво генерал Пушняков? Человек, к которому не испытывает уважения ни один из знакомых мне офицеров Вооружённых сил. Человек, который врал нагло, рассказывая, что к 10 октября армия будет полностью обеспечена всем необходимым к зиме. Обеспечена? Тогда зачем мы туда до сих пор возим всё, начиная от носков и печек и заканчивая мёдом, шоколадом и картами местности? Человек, который рассказывал о том, что волонтёры не приносят ВСУ никакой пользы и просто пиарятся на поездках в АТО и неизвестно куда и зачем собирают средства. Генерал, который без мата вообще не разговаривает в Краматорске и окрестностях, и прилюдно унижает реальных боевых офицеров. Чиновник, который (у меня есть реальные люди, готовые это подтвердить) брал деньги с военнослужащих за то, чтобы их отправили в наш миротворческий контингент за границей. Наперёд.

Генерал, который открыто заявляет «вы заебали со своим аэропортом, идите нахуй и засуньте себе в жопу наградные списки с солдатнёй и офицерьём своего донецкого аэропорта, уебаны!!!» Носатыми уебанами мы в окрестностях донецкого аэропорта называли в радиосвязи сепаров, железными уебанами - сепарские танчики, одноглазыми уебанами - сепарские беспилотники.

А командующий сухопутными войсками Украины называет уебанами собственных украинских военнослужащих, наших солдат...

Президент страны (Верховный главнокомандующий), министр обороны и НГШ молчат. Зачем-то пух им нужен. Интересно, зачем?..

Максим Музыка — доброволец, предприниматель, мастер восточных единоборств, один из общественных лидеров Майдана. Во время применения насилия против мирных демонстрантов в Киеве первым инициировал ведение курсов выживания для журналистов и всех желающих. Воевал в составе разведгруппы ГРУ в одной из самых «горячих точек» Востока Украины — на Саур-Могиле, неоднократно бывал в Донецком аэропорту.

«Пусть лучше я туда поеду, мне уже 35 лет, у меня двое детей, чем там будут гибнуть 18-летние парни, которые даже не знали женщину», - говорит Максим Музыка в интервью главному редактору charter97.org Наталье Радиной.

- Максим, начнем с Майдана, годовщину которого сейчас отмечают в Киеве. Украина задала новые стандарты проведения акций протеста. Вы одним из первых заявили, что даже журналисты не должны ходить по одному на демонстрации, потом одним из первых организовали курсы самообороны. До сих пор же все придерживались принципа ненасильственного сопротивления?

- Ненасильственное сопротивление и безопасность не взаимоисключаемы. Для меня, когда человек открывается под удар — это больше провокация. Почему? Извини, ты сам спровоцировал, чтобы тебя избили. Ты сам пошел туда один, только с флагом. Простите, но ты получил, что хотел. Да, эту картинку растиражировали. Это вызвало возмущение. Но тем не менее, это небезопасно.

Когда мы говорим о студентах, которых первыми избили во время Майдана, я задаю вопросы. Кто должен был их охранять? Кто снял охрану? Кто это допустил? Никто не охранял? Никто не позаботился о безопасности? Почему? С какой целью? Чтобы спровоцировать это? Или это была халатность по наивности? Я не знаю.

Многие вещи происходят по глупости или пренебрежению элементарными принципами безопасности. Я всегда говорил: «Не ходите по одному, ходите по двое, один контролирует другого». Когда на Грушевского началось движение, я был вдвоем с напарником, он не отходил от меня дальше, чем на метр. Я шел в туалет — он шел за мной. Он шел в туалет — я шел за ним. Он вперед — я вперед, он назад — я назад. Это связка, вы работаете вместе. Он упал — ты его за шкирку поднял и потащил. Ему плохо, камень в голову попал — ты оказал ему помощь. Это правильно. Если ты один, то упал и тебя затоптали.

Эти правила предотвращают жертвы, повышают организованность. На войне то же самое: ты работаешь в связке напарником. Он знает, где у тебя аптечка, ты знаешь, где у него. У каждого есть список телефонов родственников, если что случится...

- Кажется, сегодня курсы самообороны — самый популярный вид спорта в Украине.

- Сейчас — военная подготовка. Люди тренируются. Кто-то как пехотное подразделение, кто-то диверсионно-разведовательное, кто-то контр-диверсант, кто-то учится засады делать, партизанить в лесу. Я считаю, что это лучшее времяпровождение, чем пить водку, независимо от того будет война или не будет, дойдут они до Киева или не дойдут.

- В прошлом во время профессиональных занятий спортом у вас наверняка были партнеры в России. Как война повлияла на ваши взаимоотношения?

- Психологически тяжело. Раньше я раз в два месяца ездил в Санкт-Петербург, у меня там друзья, с которыми я тренировался. Когда все началось, я попросил: «Давайте о политике не говорить». Сейчас мы вообще не общаемся. Не то, что бы мы поссорились... Однажды мне написал друг: «Как так? Почему так происходит? Откуда у вас такая вспышка фашизма и национализма?». Я ответил: «Костя, ты ничего не знаешь. Давай не будем. У меня нету сил тебе объяснить».

Люди смотрят через призму телевидения, а мы видим, что там - ложь, ложь и ложь.

- Вы уже несколько раз были в зоне АТО, участвовали в одной из самых сложных битв этой войны — на кургане Саур-Могила. Как вы туда попали?

- Пошел добровольцем. При Главном управлении разведки создавали отдельное подразделение - разведроту. В самом начале по спискам нас было 42 человека, по факту осталось 12. Семь человек из них сразу же полетели сопровождать нашего куратора. Без обучения, хотя это и не наша специализация. Нас брали со словами: «Вы побудете при штабе, посмотрите, освоитесь с военными операциями». В итоге мы пробыли при штабе два-три дня и пошли в бой. Надо было штурмовать Саур-Могилу, людей не хватало.

- Почему спецназ бросили на штурм? Это же не десантно-штурмовой батальон.

- Бросали всех, кто есть. Как говорил наш полковник: «При слове штурмовая группа, любой командир бригады бросает трубку». Давление создавалось очень серьезное. Я при штабе слышал переговоры по рациям, как Муженко (начальник Генштаба — прим.ред.) с ними общался, если это можно назвать общением... Они же заявили журналистам, что Саур-Могила взята за пять дней до того, как она на самом деле была взята. То есть на нее заскочил 51-й батальон, часть 51-й отдельной механизированной бригады. Поймите: когда мы говорим бригада, подразумевается, что это батальон, когда говорим батальон — подразумевается рота, когда говорим рота — дай Бог, взвод есть. Все по кусочкам разбросано.

Так вот, они заскочили на курган. Их выбили оттуда артиллерией. Журналистам же заявили, что Саур-Могила взята. После этого было оказано серьезнейшее давление на штаб: «Мы уже журналистам сказали, какого хрена вы еще не на высоте?» Поэтому под это дело гнали всех, кого можно было взять. Штурмовала на самом деле 51-я бригада, 25-я воздушно-десантная бригада, 3-й полк спецназа, взвод огнеметчиков 72-й механизированной бригады и мы, семь калек. Потом еще шесть приехало. Грязная дюжина.

- Почему калек?

- Потому что необученные. Дали оружие и все. Вот у меня напарника ранили, но он же до сих пор никто. Статуса нет, ничего нет. Это, в принципе, удобно. Почему «Правый сектор» удобно использовать для любых целей? Бегал за мной один полковник: «Договорись с ПС, чтобы дали ребят на штурм. У тебя с ними хорошие отношения». Как это, детей слабо вооруженных, еле одетых бросать на пулеметные доты? Но тем не менее, штаб давит: «Надо брать высоту, а людей не хватает».

Мы ее все-таки взяли. Один день по ней хорошо поработали танки и артиллерия, потом штурмом пошли. Мне повезло, у нашего подразделения была другая задача — захватить нижнее небольшое здание. Но там никого не было. Поэтому я не могу сказать, что это был что-то серьезное. Зашли, забросали гранатами, увидели, что никого нет и потом под минометным обстрелом удерживали высоту.

- Саур-Могила стала таким мини-Монте-Касино?

- Историки могут сравнить с чем угодно, мне сравнивать не с чем. Я там был две ночи еще после этого. Нас забыли поменять. Полтора суток было тяжело, потому что миномет работал постоянно, по-моему, кассетный «Василек», который тремя снарядами бьет. Когда в трех метрах от тебя разрывается мина — некомфортно себя чувствуешь. Потом привыкаешь. Ко всему привыкаешь...

- Вы смогли изнутри оценить состояние украинской армии?

- Оценка плачевная, на самом деле. Просто плачевная. Фотографии достаточно посмотреть.

- И кто в этом виноват?

- Так нет особо виноватых. Кто виноват в том, что армия 20 лет разрушалась? Не только правительство, а каждый человек, который спал в это время, и я в том числе. Или мне снять с себя ответственность и сказать, что виноваты все министры обороны, а я белый и пушистый? Считаю, что это безответственно.

Каждый должен взять на себя свою ответственность. Ты голосовал за этих людей, тебе было неинтересно, все равно, ты сам покупал это на металлолом, не готовил своих детей, не тренировался...

Знал бы прикуп — жил бы в Сочи. Знали бы, что будет война — все были бы вооружены, все были бы тренированными, и ров был бы между Украиной и Россией.

- В случае если будут разворачиваться военные действия, кто пойдет воевать со стороны Украины?

- Многие пойдут воевать, но вопрос же не в этом. Конфликт не решается военными методами. Мы можем как угодно куражиться, но Россию не победим. У нас нет ресурсов.

Само собой, мы не дадим себя захватить. Будет партизанское движение. Будем стрелять из-за каждого угла, резать каждой ночью, подбрасывать паленую водку. Найдем способы, как их уничтожить. Это не вопрос.

Удержать Украину они не смогут. Нет таких ресурсов. Но вернуть утраченные территории мы пока не можем. Если Путин поднимет авиацию, сколько часов мы продержимся? Давайте будем объективными.

- Как ни странно, при этом экономические отношения между Россией и Украиной продолжаются. Белорусские нефтепродукты из русской (сечинской) нефти как поставлялись, так и поставляются. Фактически россияне заправляют белорусским дизтопливом украинскую армию.

- Возьмем экономическую карту УССР, как мы учили в школе: наши экономики очень тесно связаны. У нас проходят нефтепроводы, газопроводы, аммиакопроводы, водопроводы.

Все мы зависим друг от друга, поэтому не отрезаем это все, и они этого не делают. Мы не взрываем эти газопроводы и аммиакопроводы, хотя можем очень легко лишить химическую промышленность России подпитки. Возникает вопрос: почему вы этого не делаете? Почему вам проще устраивать артобстрелы, чем устанавливать экономическую блокаду?

- Вы задате эти вопросы украинским властям?

- Задаю. Вопрос в том, что люди хотят слышать. Не буду сейчас разводить какие-то конспирологические теории, мы можем потом рассуждать, кому это выгодно, кто сейчас при власти, кто зарабатывает деньги. Это неважно. Суть в том, что параллельно с этим процессом увеличилась доля пассионарности населения. Люди проснулись. Они поняли, что могут что-то делать сами и против воли властей.

Чем сейчас занимаются эти люди? Одни воюют, другие их одевают, обувают, кормят. Все за наши деньги. Нашлось прекрасное применение этой части населения. Получается, что эту энергию перенаправляют на войну и ее последствия. А олигархический строй как и был, так и остался. Реформы провелись? Нет! Что-то поменялось? Нет!

- Но есть надежда, что с избранием новой Верховной Рады ситуация начнет меняться к лучшему. Чем вы намерены заняться сейчас?

- Есть проекты, которые сегодня реально необходимы, но государство этим не занимается. Я имею в виду реабилитацию людей, которые возвращаются с передовой, их ресоциализацию и трудоустройство.

«Дайте работу!», - просят они. Где ее взять в условиях такой экономики? У меня есть команда, мы создали такой инкубатор соц- и бизнес-проектов, в которые можно привлекать этих людей. Пока все упирается в финансы.

Что касается политических вещей, то действовать надо через эти же проекты. Если ты создал 10 000 рабочих мест, вопроса, кто ты, не возникнет.

Сейчас меня приглашают в несколько политических движений, в которых я могу быть эффективен. Обстановка накаляется и идти традиционным путем нет возможности. Потребность в новых подходах и структурах возникает очень быстро.

- Вы производите впечатление гармоничного человека. На ваш взгляд, среди волонтеров сейчас больше разочарования и усталости, или идет волна новых людей, готовых бороться?

- Волна имеет подъем и имеет спад. Волонтеры тоже люди. Они разочаровываются, устают, теряют веру. Многие задаются вопросом: а как мне сейчас жить? Да, я стал волонтером, но у меня был бизнес. Что мне делать? Прекращать волонтерствовать или запускать руку в волонтерскую кассу? Это дилемма, поэтому многие, с кем я общался, устали быть волонтерами. Одно дело, когда ты делаешь это добровольно, другое — когда ты на работе. Эта грань очень тонкая, и многие люди это ощущают.

Мы немного идеализировали волонтерское движение. Перед выборами даже пыталась создать чуть ли не волонтерскую партию, многие стали себя ощущать чуть ли не спасителями нации. Я сказал: ребята, давайте по сути и откровенно - вы просто посредники. Люди доверили вам свои деньги, вы купили все, что нужно, и отвезли на фронт. Спасли доноры, которые не побоялись довериться чужим людям и дать им деньги! Вы же просто смогли помочь этим людям реализовать свое право помогать, мультиплицировали это, стали оптовыми базами. Вот и все, не более того. Когда Порошенко начал волонтерам давать ордена «за заслуги», я считал это ненужным.

- Вы лидер для этих людей, легендарная фигура и от вас ожидают каких-то предложений и моделей.

- Я пытаюсь включиться в разные кампании, потому что почувствовал силу искренности. Но и я могу ошибаться и разочаровываться. Иногда на те же мои посты в Фейсбуке люди говорят: «Макс, но на тебя же люди смотрят, возьми себя в руки». Я это понимаю, но есть спад-подъем, спад-подъем. Свою заслугу вижу только в том, что в волонтерское движение я привел десяток человек, каждый из которых сделал в 20 раз больше, чем я. Я не собирал миллионы. Я возил то, что покупали другие люди, их подразделения.

- Как будут развиваться события дальше, на ваш взгляд?

- Честно скажу, чем выше уровень человека, с которым я общаюсь, тем меньше я это понимаю. Никто не понимает, что будет. Что он хочет, восточный сосед? С одной стороны, понятно, что им нужен сухопутный путь к Крыму, что невозможно нормально снабжать полуостров. Какой ценой они готовы этого добиться — вопрос. Возможно, с ними можно договориться эти грузы пропускать - кормите Крым на здоровье. Возможно, политические решения будут лучше — откроют пункты пропуска. Скорее всего, договорятся не Украина с Россией, а западные страны с РФ.

Многие задаются вопросом, а почему не объявлено военное положение? Но объявление военного положения — это признание, что «всем, кому я должен, я прощаю». Не будем платить МВФ, не будем платить никому - у нас война! Мы прекрасно понимаем, что без внешней помощи в этой войне победит Россия. Мы маленькие, у нас все разворовали и продали.

Да, мы не сдадимся, дадим отпор, организуем партизанскую борьбу, но победить без помощи не сможем.

Более того, военное положение сразу же меняет структуру власти. Вся власть будет у главнокомандующего, а он готов взять на себя ответственность? Не уверен.

- В этой сложной ситуации украинские власти ищут союзников где возможно. Возлагаются надежды даже на соседнего диктатора Лукашенко. Как вам такой расчет?

- Я не вижу в Лукашенко союзника. Сужу по его характеру и по остальным вещам. Возможно, такие заявления являются своего рода игрой, которая призвана ухудшить отношения Беларуси с Россией, перестроить векторы сопротивления.

- Это нереально.

- Я тоже так думаю. Эти заявления — ни о чем. Лукашенко может снять туфлю и стучать по трибуне, но от этого никому ни тепло, ни холодно не станет.

- Вы критикуете олигархов. Кажется, что все остались при своих интересах, или что-то все-таки изменилось в их сознании?

- Не могу сказать, что какой-то олигарх вдруг изменился: вчера был трусом, а сегодня вдруг защищает Украину, вчера перед Януковичем боялся сказать лишнее слово, а сегодня на него повлияла энергия Майдана, и он грудью стал перед ракетами.

Я знаю многих людей из среднего бизнеса. Среди волонтеров есть люди, которые ездят на Porsche Cayenne, но они круглыми сутками находятся в госпиталях, закупают медикаменты за свои деньги. Это люди, у которых свой бизнес, сеть ресторанов, например, или интернет-магазины, но они помогают армии, добровольцам, волонтерам.

Как можно повлиять на олигарха, я сказать не могу. Вот недавно общался с заместителем губернатора Днепропетровской области, депутатом Верховной Рады Борисом Филатовым. Могу назвать его своим другом. Понимаю, что люди пришли к власти определенной дорогой, но сейчас они делают хорошие вещи. Ради Украины.

Новый министр энергетики Владимир Демчишин дал распоряжение подготовить нормативную базу, чтобы сделать возможным транзит электроэнергии в Крым. Постановление об этом планируют принять в ближайшее время на закрытом заседании Кабмина. Там же собираются дать разрешение на прямой импорт электроэнергиии из России.

Если постановление будет принято, Украина де-факто признает принадлежность Крыма России - иначе почему бы Украине просто не импортировать электроэнергию, а потом уже не распределять ее самостоятельно: в Крым или не в Крым?

Но Россия, похоже, вошла в завершающую стадию операции «Убить украинскую энергетику», а заодно твердо намерена сделать шаг в сторону признания Украиной российской юрисдикции над оккупированной территорией.

Схема состоит в том, чтобы импорт шел не через государственную компанию Укринтерэнерго (которую возглавляет Владимир Зиневич - УП), а через неизвестные фирмы-прокладки. По сути, речь идет о создании нового Росукрэнерго, только не в газовой, а в электроэнергетической сфере.

Зиневич был против прокладок и транзита. Это не означает, что он ангел и у него нет грешков, но в этом конкретном случае он был против такого решения. Однако возбуждение уголовного дела, скорее всего, приведет к его быстрому смещению с должности.

Это откроет авторам схемы путь к заведению непрозрачного посредника на рынок электроэнергии в Украине, что усилит энергетическую зависимость Украины от России, а в случае транзита российского электричества в Крым – уничтожит последний рычаг энергетического контроля Украины над полуостровом.

Ситуация в энергетике Украины доведена до того момента, когда уже вроде нет альтернативного выхода. Хотя всегда есть варианты.

Есть уголь нужной сортности в Констанце и в Варне. Есть уголь в Европе. Возможна его экстренная закупка. Есть мазут – и он доступен к поставкам. Есть американцы, которые с октября (!) стучатся в Минэнерго с криками «вот деньги от Мирового Банка, прямо сейчас, берите, вот уголь, вот мазут, возьмите!».

Но руководство Минэнерго не реагирует.

ТЭК находится на грани коллапса – и технически и финансово. Странно, что катастрофа не случилась раньше. За 24 года почти все крупные украинские олигархи сколотили в этой сфере свои состояния – Тимошенко, Григоришин, Суркис, Жеваго, Бакай, Ахметов, Жвания, Коломойский, Фирташ, Клюев, Курченко – список можно продолжить…

А политики-популисты использовали ТЭК для субсидирования льготных категорий потребителей, населения, шахтеров. Чего ожидать, если десятки миллиардов гривен каждый год идут на субсидии, а миллиарды выводятся по схемам через закупки топлива, оборудования и строительные работы?

То, к чему мы пришли сейчас – результат развития ситуации в течение многих лет.

ТЭК стал огромной финансовой пирамидой, где миллиардные кредиты берутся на покрытие субсидий и выплаты по таким же кредитам, взятым в прошлые годы. Теперь к этому еще добавилась война.

Благодаря популизму правительства, только что сложившего полномочия, за полгода не было предпринято адекватных мер, и Украина вошла в зиму с невообразимым дефицитом угля, нехваткой электроэнергии, отключениями электроэнергии во всех регионах.

Единственное, что успели сделать – наладить реверс газа из Европы. Все остальные метания были похожи на попытки капитана и старпома слить топливо из баков Титаника, уверенно идущего на айсберг, в надежде успеть до столкновения.

Что делать дальше? Прежде всего, сказать правду – мы дошли до нижней точки. Пройти эту зиму без веерных отключений и замерзающих городов не удастся. Индустрия – банкрот. Премьеру Арсению Яценюку, министру энергетики Владимиру Демчишину – он до последнего времени возглавлял регулятор НКРЭ и КУ – нужно выйти и признать это. Это очевидно всем, также как и то, что у нас война с Россией, а не АТО и не перемирие.

Нужно, наконец, назвать вещи своими именами и показать полную схему финансовых потоков ТЭК – со всеми субсидиями, заниженными тарифами, завышенными затратами.

Пусть даже нынешние политики не возьмут на себя ответственность, а свалят все на «попередникив», но путь к решению любой проблемы невозможен без ее осознания и признания.

Премьер должен немедленно сформировать антикризисный энергетический штаб. Привлечь в него партнеров из США, Канады, ЕС, обязательно - крупные украинские энергетические компании, опытных технических экспертов. Он обязан лично ежедневно контролировать процесс вывода страны ситуации из той ситуации, в которой она оказалась.

Первоочередные шаги. По словам губернатора Луганской области Геннадия Москаля, на складах Луганскугля и Первомайскугля лежит 122 тыс. тонн угля. «Укрзализниця» не хочет организовывать их вывоз, хотя они находятся на территории, контролируемой Украиной.

Нужно немедленно организовать его доставку – даже если ради этого к руководству «Укрзалізниці» понадобится приставить добровольцев с автоматами. Необходимо немедленно подтвердить просьбу к Мировому Банку о получении денег на закупку угля и мазута и с помощью представителей США и Канады (экспертная группа при Минэнерго формально существует, однако их никто не слушает) организовать поставки с ближайших доступных складов в Европе - Констанца, Варна, Вентспилс - по железной дороге и морем.

То же самое нужно сделать с мазутом как резервным топливом для ТЭЦ. Как минимум 200 тысяч тонн необходимо закупить прямо сейчас. Нужно договориться об импорте электроэнергии из России, но с абсолютно прозрачным механизмом закупок. При желании все можно сделать за 10 дней, а перетоки могут идти и раньше - под гарантии оплаты.

Ни о каком транзите и речи быть не может в принципе!

Среднесрочно – разработать комплексный помесячный план балансировки финансовых потоков. Нам нужны пошаговое увеличение тарифов для населения, отмена льгот, выравнивание тарифов до экономически обоснованных уровней (даже не одномоментно, пусть тоже идет по графику), реальный контроль со стороны регулятора или правоохранительных органов за вывод средств через стройки и закупки.

Стратегически – максимальная приватизация всех компаний кроме нескольких госпредприятий - Укрэнерго, Укртрансгаз, Энергоатом - с корпоратизацией последних и введением нормальных корпоративных практик. Нужны независимые директора, прозрачная публикуемая отчетность, долгосрочные инвестиционные программы и т.п.

Даже если энергокомпании купят олигархи по низкой цене – так тому и быть. Они и так их покупали два десятка лет и контролируют почти все рынки в ТЭК, но при этом их компании работают всегда в разы эффективнее государственных. Да и регулятор при желании имеет достаточно механизмов воздействия на всех участников рынка.

Министерство энергетики не должно годами выполнять функцию разруливания закупок угля или газа. Оно явно не в состоянии это делать эффективно. Министерство должно заниматься одной главной темой – разработкой и корректировкой детальной и четкой стратеги развития сектора, чтобы давать правильные сигналы и стимулировать приход инвестиций из частного сектора и средств МФО.

Со всем остальным отлично справятся сами компании и регулятор.

Медлить с планом нельзя – время играет против отрасли и страны.

Годовщину начала массовых протестов можно считать и поводом для праздника, и причиной для траура. Но в любом случае ее итогом стало перезаключение договора, пусть даже негласного, между обществом и элитами.

Государства существуют и успешно функционируют потому, что гражданам удается договориться друг с другом и элитами о неких принципах взаимного сосуществования. Этот постулат общественных наук был сформулирован три с половиной века назад, и наверняка бы потерял актуальность, будь придумано лучшее объяснение тому, почему и зачем вообще существуют государства.

В идеале общественный договор кодифицируется в форме, например, Конституции или Декларации прав человека и гражданина. Часто бывает так, что он же является и национальной идеей. Но случается и по‑другому — как и произошло в Украине.

Немного истории

Договор с властью украинцы заключали неоднократно. Вот, к примеру, как и почему Леонид Кучма впервые стал президентом? Кучма, еще будучи премьером, произнес фразу, суть которой сводилась к тому, что ему все равно, что строить — коммунизм или капитализм, лишь бы жилось терпимо. В недоброй памяти в 1994 году украинцам и в самом деле было все равно «что строить», лишь бы экономический кошмар поскорее закончился.

В 1999‑м Кучма второй раз стал президентом, предложив обществу слизанный у Ельцина вариант общественного договора: назад к «совку» возврата не будет. К тому моменту в Украине уже возник класс собственников, которому эта идея была более чем близка.

Но уже в ходе второго срока негласный общественный договор был переформулирован. Звучал он приблизительно так: власть не задает лишних вопросов о том, как выживает население, — население не задает лишних вопросов власти. Сами живем и другим даем. Юридическим воплощением договора стала налоговая реформа, позволившая миллионам украинцев счастливо избегать неподъемных налоговых ставок. Символами эпохи были олигарх и «упрощенец».

В 2004‑м Виктор Ющенко озвучил запрос на честность и моральность власти. Это предложение пришлось по вкусу чуть большей части общества, чем тем, кто отдавал предпочтение патернализму в чистом виде. Но в дальнейшем условия договора тоже были пересмотрены. Сформулировать их можно, например, так: делай, что хочешь, а президента не отвлекай — ему комфортно в мире собственных фантазий. Так, президентство Ющенко стало «золотым веком» украинских олигархов, но и большинство граждан тоже успели воспользоваться плодами экономического роста. Это теперь стало понятно, что его причиной была благоприятная общемировая конъюнктура.

Конъюнктура очень резко ухудшилась осенью 2008‑го. Через год с небольшим, выбрав президентом Виктора Януковича, украинцы заключили с ним негласный общественный договор такого плана: мы теряем интерес к политике в обмен на благосостояние. И в самом деле — даже арест политических конкурентов Януковича не стал поводом для сколь­-нибудь значимых акций протеста.

Но договор был нарушен — в редакции четвертого президента к 2013 году он стал звучать приблизительно так: здесь я решаю, кто разбогатеет, кто разорится, а кто и вообще «сядет». Украинцы два десятилетия прощали воровство элит и «ментовский беспредел», но и в самом деле оказались в достаточной мере свободолюбивой нацией, когда власть стала залезать в их личный карман путем создания всеукраинской системы «обнала» и покушаться дубинками «Беркута» на головы случайных прохожих.

И Майдан

Массовые протесты не осени, но декабря 2013 года были вызваны именно возмущением: мы так не договаривались! О Межигорье было известно уже два года как, но Межигорье само по себе не стало поводом для Майдана. Как и посадка Тимошенко. Как и неподписание соглашения о евроассоциации (этот повод собирал в лучшем случае пару­тройку тысяч протестующих). А вот избиение студентов стало: власть нарушила оба пункта общественного договора — и «покращення» не наступило, и под удары силовиков попали самые обычные граждане (а не только политики).

И уже на Майдане произошло формирование нового запроса на общественный договор. В первом приближении его можно сформулировать так: мы попробовали быть политической нацией — и нам понравилось. Хотим еще.

Вопрос о том, чего хочет новорожденная политическая нация, остается не до конца выясненным. Ничего удивительного: нация все еще определяется со своими желаниями.

Но историю не обманешь: как несложно заметить, все предыдущие версии общественного договора были индивидуалистическими по своей сути (не мешайте выживать, дайте выжить — и я не задам лишних вопросов и т.д.). Все бы хорошо, но индивидуалистический либерализм — это следствие политического национализма.

С последним Украина опоздала — если сравнивать в Европой — лет на двести. Великая французская революция, ключевое событие Нового времени, была националистической в не меньшей степени, чем демократической. Само понятие «права народов» всегда соседствовало с «правами человека».

Запрос на политический национализм сам по себе — ни плох, ни хорош: он исторически неизбежен. Майдан начал процесс превращения населения Украины в украинцев — даже удивительно, что это произошло настолько поздно. Но при этом не стоит стесняться говорить и о неизбежных последствиях становления национальной идеи как формы общественного договора: а их хватает.

Молодые нации жестоки к врагам (присутствие врага в их случае — опционально) и категоричны в определении критериев самоидентификации. Украине еще повезло: огромное количество русскоязычных участников массовых протестов снимает актуальность вопроса о том, стоит ли превращать языковой принцип идентификации «свой­чужой» в решающий.

Молодые нации попадают в ловушку двойных стандартов: но это же наш сукин сын. И кроме того, они склонны к довольно оригинальному взгляду на историю: а теперь наконец­то начнется наша эра. «Силы добра незаметно для себя переходят к большей жестокости, чем их противники», — пишет Александр Баунов, один из лучших журналистов­международников постсоветского пространства.

Но проблема взаимного непонимания элиты и общества не исчезает. Версия общественного договора от Петра Порошенко выглядит приблизительно так: я придумаю, как договориться о мире, а вы мне не мешайте (и закройте глаза на некие сопутствующие детали). Как показали выборы в Верховную Раду — это не лучшее предложение на рынке идей. Предложение партии премьера­спикера­министра внутренних дел: будем воевать! — оказалось более популярным.

Запрос на национальное единство имеет право на существование — и на наших глазах такое право отвоевывает (в буквальном смысле). Но он же предполагает и наличие «чужих», и необходимость или навязать им свою идею, или расстаться.