Статьи
Господарський суд Харківської області відмовив у позові прокуратурі про повернення обслуговуючим кооперативом «ЖБК «Дварім» у комунальну власність земельної ділянки площею 2 га. Такерішення суд прийняв 25 червня в 2013 році.
Державний акт на земельну ділянку був виданий кооперативу Харківською міською радою в 2013 році – через два місяці після його створення. Ділянка знаходиться на Білгородському шосе, у лісопарковій зоні Харкова.
Земля була передана для будівництва та подальшої експлуатації житлової забудови.
У своєму позові прокурор заявив, що ділянку міськрада передала з недотриманням вимог законодавства, зокрема житлового та земельного кодексів. А саме, «ЖБК «Дварім» не відповідає умовам, за якими житлово-будівельні кооперативи можуть безкоштовно і поза конкурсом отримувати землею.
В свою чергу відповідач заявив, що неможливо було дотриматись процедури, передбаченої законодавством для створення житлово-будівельного кооперативу, а рішення міськради щодо виділення землі є законним.
Засновниками ОК ЖБК «Дварім» зараз є Інна та Ганна Гагаркіни. До 9 грудня 2014 року серед засновників значився ще Михайло Гагаркін. Останній у січні цього року був призначений в.о. голови облуправління фіскальної служби, а зараз займає посаду першого заступника голови.
Призначення Гагаркіна лобіювали харківські громадські активісти. За даними харківських ЗМІ, у травні 2014 року Гагаркін був обраний кандидатом на пост начальника Головного управління Міндоходов в Харківській області в ході громадських слухань, організованих Цивільним форумом Харкова. А у серпні він отримав рекомендацію Ради з кадрів Державної фіскальної служби на посаду начальника Головного управління Міндоходов в Харківській області.
У грудні Гагаркін перед призначенням записав на дружину понад 10 підприємств, засновником яких він був раніше (ТОВ «Агроекспорт-Україна «Пріц Проперті менеджмент»», ТОВ «Харківська інвестиційна група» ТОВ «Енгель», ТОВ «Еберіль» ТОВ «Слобожанська будівельна група» ТОВ «Пріц девелопмент»).
- Информация о материале
Год назад началась активная фаза АТО. Кроме освобождения целого ряда промышленных центров Восточной Украины вроде Краматорска и Северодонецка летнее наступление-2014 принесло Киеву первые геополитические дивиденды. Ведь оно смогло полностью разрушить первоначальную идеологическую парадигму столкновения в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
Изначально конфликт подавался как гражданский, что подразумевало демонстрацию незаконных вооруженных формирований лишь как части более крупного массива жителей юго-востока страны. При условии реализации данной концепции ее сторонники могли бы продолжать действовать по такому же принципу и в других регионах Украины.
Что могло привести к полной изоляции нашего государства от морских коммуникаций, потере контроля над юго-западным направлением газотранспортной системы, через которое голубое топливо подается в Приднестровье, Балканские государства ЕС и Турцию. Распространение на юго-запад позволило бы безнаказанно прекратить международный транзит газа в данных направлениях и сделать Киев ответственным за это.
Украина не могла бы претендовать на особую политическую, финансовую и военную поддержку со стороны США и ЕС, так как не выглядела бы объектом прямого нападения извне, а принимала бы участие в сугубо внутреннем конфликте. Ведь помимо негласного участия в военных действиях иностранных спецслужб и наемников в конфликте принимал активное участие местный аппарат в лице бывших сотрудников областных управлений МВД Украины, а также их так называемый оперативный резерв из ранее судимых граждан, который больше известен украинцам под брендом «титушки».
До того как выигравший президентские выборы Петр Порошенко смог взять под контроль ВСУ и назначил министром обороны Валерия Гелетея, первоначальный план псевдогражданской войны в Украине реализовывался весьма успешно. Незаконные вооруженные формирования захватывали город за городом без особого сопротивления со стороны силовиков. Такой успех захлебнулся после того, как начался процесс наведения хотя бы минимального порядка в управлении силовиками.
Назначение нового руководителя Минобороны позволило руководству страны мобилизовать ресурсы и достичь результатов. Главный из них — возвращение контроля над 74% территории Донбасса.
Назначение Гелетея стало одним из ключевых моментов прошлогоднего летнего наступления, в связи с чем это кадровое решение Порошенко обросло массой версий в духе теории заговора. Но никакой конспирологии в этом назначении не было. Валерий Викторович на тот момент был единственным силовиком, имевшим практический опыт успешных антитеррористических операций. Для противостояния в формате гибридной войны необходим был опыт противодействия бандформированиям, и Гелетей, который в прошлом возглавлял УБОП и агентурную разведку МВД, как нельзя лучше подходил под требования времени. Новый министр воссоздал специальную службу для выявления вражеской агентуры и фактов невыполнения боевых приказов. И именно деятельность агентуры в населенных пунктах проведения АТО позволяла с минимальными потерями насыщать населенные пункты в отдельных районах Донбасса украинскими диверсионно-разведывательными группами.
Если оценивать работу Гелетея шире, то именно при нем в Минобороны стартовала административная реформа для повышения обороноспособности и роста боевого компонента ВСУ. Он — один из инициаторов пересмотра концепции украинской армии.
Для реформирования вооруженных сил министр считал лучшим образцом швейцарскую армию.
В сентябре было подписано соглашение с министрами обороны Литвы и Польши о создании совместного формирования LITPOLUKRBRIG (ЛитПолУкрБриг) как одного из элементов договоренностей стран НАТО по модернизации украинской армии.
Техническая документация будет разработана в течение двух лет, а по истечении этого срока бригада должна быть в полной оперативной готовности. Планируется, что от Украины в формирование войдут военнослужащие 80-й отдельной аэромобильной бригады ВСУ.
Но главное, что после летнего наступления-2014 под командованием Валерия Гелетея первоначальная парадигма конфликта в Донбассе как гражданской войны была полностью дискредитирована. Во-первых, военная помощь самопровозглашенным республикам от соседнего государства предстала со всей очевидностью.
Во-вторых, миру было продемонстрировано, что население Донбасса в подавляющем большинстве не имеет сепаратистских настроений и не поддерживает войну. Доказательством этого является быстрое возобновление нормальной жизнедеятельности на освобожденных территориях и полное отсутствие там какого-либо антиукраинского подполья.
Все это позволило нашей стране разрушить схему сокрытия истинной природы конфликта и выдвинуть зарубежным партнерам требования о предоставлении помощи и двусторонней военно-технической поддержки и даже расширении сотрудничества до формата проведения международной миротворческой операции. И переход Украины на уровень решения таких геополитических задач был бы абсолютно невозможен без феномена летней наступательной кампании 2014 года.
- Информация о материале
Налоговое ведомство зафиксировало рост бюджетных поступлений за период тестового функционирования системы электронного администрирования НДС. По данным службы, за март-июнь 2015-го сборы НДС от произведенных в Украине товаров и услуг увеличились почти на 30%. Но пока налоговики радуются возросшим поступлениям, бухгалтера предприятий практически не на жизнь, а на смерть сражаются с некорректной и неудобоваримой системой, которая с 1 июля начала работать уже не в тестовом, а в обычном режиме. И если проблему срочно не начать решать, то этот 30-процентный рост может выйти боком не только предприятиям и их бухгалтерам, но и всей экономике. Но, как и год назад, проблемы с системой электронного администрирования (СЭА) всерьез никого во власти не интересуют. Для чиновников налоговые поступления растут, реформы идут, проблем у фискальной службы нет… По крайней мере, пока.
Депутаты так и не нашли времени для принятия закона об отсрочке полноценной работы системы электронного администрирования, чего так ждал отечественный бизнес. Конечно, они еще могут успеть это сделать, правда, только на следующей неделе, поскольку нынешняя не была пленарной. А значит, проблем избежать уже не удастся, так как зарегистрировать налоговые накладные нужно в течение 15 календарных дней, иначе компаниям грозят штрафы.
О том, что сама программа СЭА недееспособна, говорили все, кто с ней сталкивался. Правда, каждый выражал надежду, что в течение тестового периода работы ее (программу) доработают и усовершенствуют, а в формуле устранят ошибки.
Для этого у фискальной службы было четыре месяца, которые она потратила фактически впустую. Началось введение СЭА с прискорбного недоразумения: отрицательные остатки по НДС сельхозпроизводителей, выделенных в отдельную группу, в формулу не включили — о них просто забыли. Вопрос долго и сумбурно решали, приносили извинения, но уроков из этого случая не извлекли.
«Технические ошибки и нюансы, о которых мы говорили в течение всего тестового периода, остались. Полноценное внедрение СЭА должно состояться только после того, как все системные и функциональные недостатки будут устранены, а бизнес должен иметь достаточно времени на адаптацию и переход на новую систему», — считает Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации.
Минус на минус дает плюс
В формуле до сих пор куча ошибок, проблемы могут возникнуть при корректировке старых накладных, при несвоевременной регистрации новых, при зачетах любых налоговых обязательств в счет уменьшения сумм бюджетного возмещения. Все это может (и с большой вероятностью будет) искусственно формировать «минус» на счету, без покрытия которого налоговую накладную зарегистрировать не получится. Что, конечно же, обеспечит (и, судя по отчетам налоговой, уже обеспечивает) рост поступлений, но будет ничем иным, как переплатой, а в некоторый случаях — и двойной уплатой налога. Но чиновников, видимо, это не особенно беспокоит, ведь минус на минус для предпринимателей дает плюс в бюджет.
17 июня на заседании Общественного совета при ГФС начальник управления НДС Сергей Тимошенко докладывал о результатах эксплуатации системы электронного администрирования НДС в тестовом режиме. Только тогда впервые представитель налоговой признал, что система далека от совершенства и нуждается в серьезных доработках. Это после того, как в течение года фискальная служба заверяла всех в том, что никаких проблем с администрированием НДС нет и не будет — формула работает как часы, корректировки в нее внесли, методологию исправили и проч.
Но вслед за признанием ошибок их устранения не последовало. А налогоплательщики, как слепые котята, пытающиеся освоить премудрости новшества с февраля, в июне получили отрицательные регистрационные лимиты, которые поставили в тупик даже бухгалтеров с многолетним стажем работы. ГФС на это не реагировала — слишком занята реформами как самой себя, так и налогового законодательства. А посему, видать, до трансформации в сервисную службу еще ой как далеко. Консультировали бизнес, как водится, профильные издания и эксперты. По их мнению, повальный «минус», сформировавшийся на 1 июля, связан с ошибками в алгоритме расчета регистрационной суммы (то есть проблемы все-таки в формуле). Но пока у предприятия «минус», зарегистрировать налоговую накладную оно не может, деятельность его и его контрагентов остановлена.
Когда бизнес начал всерьез возмущаться, фискалы заговорили о том, что добавят с 1 июля в формулу овердрафты (в размере 1/12 от объема годовых платежей НДС), чтобы сгладить негативный эффект депонирования. Но опять не получилось — кто-то увидел «овердрафт», кто-то нет, у кого-то он действительно составил 1/12, а у кого-то не дотянул. В итоге торжественное внедрение «овердрафтов» перенесли на 15-е, правда, и эта дата у экспертов вызывает ироничную улыбку.
Справедливости ради следует сказать, что и бизнес готовился к введению СЭА спустя рукава, многие до последнего надеялись, что все отменят или изменят. Тут, конечно, хочется сказать отдельное спасибо государству, которое систематически вносит изменения в налоговое законодательство, то внедряя, то отменяя новые нормы. Но даже для тех, кто был готов, работа с СЭА стала вызовом. Дело в том, что система сама по себе требует значительного отвлечения средств, а в нынешнем варианте — еще и «двойных» оплат. В итоге у фирмы просто может не быть нужного количества денег. Задепонировать «по максимуму» могут далеко не все, особенно сейчас, когда средств у компаний в принципе не густо.
«Предприятия в ужасе. Относительно нормально чувствуют себя те, у кого небольшое расхождение в суммах. Он решают, что бог с ним, проще заплатить и продолжать работу, а потом уже решать вопросы с возвратом. Хотя все понимают, что никто ничего не вернет, — рассказала ZN.UA Юлия Дроговоз, вице-президент УСПП. — Но у многих расхождения настолько большие, что им просто не хватает денег. Многие по старинке все это время перечисляли средства не на электронный счет, а напрямую в бюджет. А любое погашение налоговых обязательств, которое проходит, минуя электронный счет, дает расхождение по формуле и только увеличивает «минус» в СЭА. А теперь представьте, какие объемы этого «минуса» возникли у компаний за четыре месяца, и их нужно погасить заново, хотя деньги в бюджет уже ушли».
Общественные активисты настойчиво пытались перенести полноценное введение СЭА, но их инициативу отклонили, предложив альтернативный вариант от правительства. Он немногим отличается, но предполагает продление тестового режима не до января 2016-го, а до августа 2015-го (законопроект №2173-а). Что ж, самоуверенности правительству не занимать, но чем подкреплена надежда на то, что не решаемая с февраля проблема будет устранена за месяц, непонятно. Общественности торжественно объявили, что в рабочей группе в составе министра финансов, руководителей фракции коалиции и главы парламента договорились продолжить тестовый режим до 1 августа с.г. Договорились, успокоились и перестали что-либо предпринимать, чтобы оформить эту договоренность законодательно.
«Закон №2173-а, конечно, только отсрочка проблемы, не более. Но принять его необходимо. Уже сейчас, во время полноценной работы системы, очевидно, что не работают все составляющие формулы — полученные накладные, выданные накладные, бюджетное возмещение, даже суммы поступлений на электронные счета у многих предприятий неправильные. Мы об этом предупреждали и говорили, что с подобными проблемами придется столкнуться. Говорили с налоговой, объясняли, что раз процесс устранения ошибок затягивается, не стоит гнаться за установленными сроками. Никто нас не слушал. И самое ужасное в этой ситуации, что никто не понесет никакой ответственности за происходящее — ни правительство, ни парламент, который обсуждает все что угодно, но не этот законопроект», — справедливо отмечает Юлия Дроговоз.
Да и надежд на то, что законопроект вообще будет принят, немного. Кроме прочего, в нем содержится норма об отмене с 1 января 2016 г. спецрежима НДС для агросектора. Естественно, этот вопрос станет камнем преткновения в парламенте, в котором сплошь и рядом представители крупного аграрного бизнеса. Нельзя не согласиться, что любое исключение из правил налогообложения — от лукавого, и аграрии уж точно не самые нуждающиеся в налоговых льготах. Но прописывание этой нормы в законопроекте ставит под вопрос сам факт его принятия. Причем эта норма появилась в законопроекте в последний момент, а во время его разработки никто из рабочей группы даже не заикался о налогообложении агросектора. Реакция депутатов последовала незамедлительно, они согласились поддержать законопроект, только если эту норму из него уберут. В итоге одна эта далеко не основная деталь может повлиять на решение куда более важных и значимых вопросов.
Глас вопиющего в пустыне
«На сегодняшний день проверить, какие именно документы сформировали тот или иной показатель в системе электронного администрирования НДС, невозможно. Состояние счета можно проверить только на момент подачи запроса, а не за произвольный период или по состоянию на предыдущую дату, сервер налоговой работает очень медленно. Нет стандартного качественного программного обеспечения от ГФС, которым могли бы пользоваться все плательщики. То, что сейчас предлагает фискальная служба, не подходит компаниям с большим количеством операций. Из-за этого возникают проблемы с обменом и регистрацией расчетов корректировки к налоговым накладным, — отмечает Анна Деревянко. — И последнее. Мы считаем, что нужно на законодательном уровне предоставить возможность удалять из реестра ошибочно зарегистрированные налоговые накладные, ведь пока их невозможно откорректировать».
Юлия Дроговоз инициировала анкетирование среди предприятий-налогоплательщиков относительно работы системы электронного администрирования и проблем, которые с ней возникают. Пока анкеты заполнили бухгалтера только 265 компаний, но результаты уже неутешительные и многозначительные: 92% из опрошенных столкнулись с проблемами в работе СЭА. Комментарии, оставленные респондентами в конце анкет, говорят сами за себя:
«Підприємство з місячним обігом від 1,5 до 3 млн зупинилось. Немає можливості зареєструвати податкові накладні з 22 червня 2015 р. Контрагенти (великі торгові мережі, супермаркети) залишаться без податкового кредиту. А нас чекає закриття бізнесу???».
«Наша проблема в том, что с февраля по май мы платили НДС не путем пополнения НДС-счета, а непосредственно на реквизиты бюджетного счета, поэтому на 01.07 нам просто не засчитали суммы оплаченного НДС с февраля по май, и это отобразилось минусом на НДС-счете, как будто мы ничего не платили. И у других то же самое. И они еще говорят, что подготовились к СЭА. Это очередной позор власти, издевательство над бизнесом, неприкрытое вымогательство».
«НДС, уплаченный не на электронный счет (была задолженность, и ее сказали погашать на старый счет НДС), теперь вылезает огромным минусом. Налоговая говорит, что пока еще раз не заплатите, налоговую накладную не зарегистрируете. Где взять такие суммы по второму разу?».
«У нас минус 2 млн. Из-за неучтенных корректировок. А мы крупный плательщик налогов, 700 тыс. заплатили в июне».
«На початку місяця потрібно круглу суму перераховувати на поповнення рахунку, оскільки податковий кредит буде значно пізніше, а накладні потрібно реєструвати щодня. Податкові зобов'язання значно перевищують податковий кредит, виникає постійна переплата ПДВ. Часто, коли підписуємо ПН одним пакетом (по 10–20 шт.), обов'язково одна з них буде НЕ ЗАРЕЄСТРОВАНОЮ».
«На сьогодні, на жаль, жоден з інспекторів у податковій службі не може пояснити, чому невірно відображаються залишки на 01.02.2015 р.»...
«Робота підприємства повністю заблокована, не можемо отримати податкові накладні за червень від постачальників через те, що в них заблокована можливість їх реєструвати. Розрахуватися з нами за поставлену продукцію через те, що вони заблоковані і втратили свою платоспроможність, вони не можуть».
Это только малая часть комментариев, собранных за два неполных дня анкетирования и две неполные недели работы СЭА. Поскольку анкетирование анонимное, владельцы предприятий открыто пишут о том, что они не ограничатся сворачиванием деятельности и будут уходить в «тень», по возможности переходя к наличным расчетам.
Игра стоит свеч?
И тут самое время вспомнить, ради чего собственно фискальная служба и решила перейти на электронное администрирование. Нормально работающая СЭА гарантирует государству стабильность налоговых поступлений, хотя ZN.UA неоднократно писало, что это далеко не единственный возможный способ борьбы с уклонением от уплаты НДС. По большому счету, и ранее, до введения системы, фискалы могли выявлять и устранять так называемые ямы. Что лишь подтверждает возросшая в последние месяцы активность ведомства в этом направлении и громкие заявления руководства налоговой о выявлении и устранении многомиллионных схем с неуплатой налога и о ликвидации многочисленных налоговых «ям». То есть версия о том, что ранее фискалы не столько не могли, сколько не хотели заниматься решением этого вопроса, справедлива. Вот только зачем тогда так настойчиво продвигать неработающую систему, которая в течение месяца-двух положит оставшихся предпринимателей на лопатки?
«Я помню, что еще в 2002 г. поднимался вопрос о введении электронных счетов. Тогда, как и сейчас, главным аргументом «против» было как раз отвлечение оборотных средств компаний. В итоге после длительных обсуждений от этой идеи отказались. А ведь это был 2002 г., когда экономика росла, и бизнес мог бы намного легче воспринять данное нововведение, так как имел больший запас прочности. Сейчас же ситуация совершенно иная, компании в большинстве своем испытывают финансовые трудности. При этом одна из основных задач, которые стоят перед экономикой, — это увеличение спроса, если его не будет, экономика продолжит сжиматься. Отвлечение сейчас оборотных средств у компаний будет играть против спроса и против экономики, соответственно, — считает Артем Рудык, директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономического развития. — Идею можно обсуждать, она имеет право на жизнь, но не в данный момент. Время для внедрения системы было выбрано крайне неразумно даже при условии, что система работает, как часы, а не так, как сейчас».
Сиюминутное увеличение налогов закончится, когда предприятия либо закроются, либо найдут новые возможности обойти систему. И на смену бюджетному росту придет ожидаемое падение поступлений, а вместе с ним и падение спроса, и ухудшение экономики, и снижение доходов населения. Взвешивали ли эти риски те, кто сейчас заверяет нас в эффективности предложенного варианта? Готовы ли они впоследствии признать свою вину за происходящее? О том, что система будет готова к запуску «уже через неделю», говорил в начале декабря 2014-го еще Игорь Билоус. Очевидно, что готовность была, мягко говоря, преувеличена как тогда, так и сейчас.
Но если в декабре экспертная среда задавалась вопросом, почему фискальная служба не может бороться с налоговыми «ямами» традиционными способами, то сейчас впору задуматься, а стоит ли эта борьба тех потерь, которые уже в полной мере ощущает бизнес. Почему за деятельность «ям», которые часто покрываются самими же налоговиками, должны расплачиваться все остальные предприятия. Как можно говорить о трансформации в сервисную службу, если начальник отдела администрирования НДС в Волынской области, отвечая на вопросы бизнеса относительно того, как им работать с СЭА, прямо говорит: «Готовьте деньги на штрафы». Почему чем активнее реформаторские кульбиты Минфина и ГФС, тем сложнее вести предпринимательскую деятельность в Украине? Так, может, лучше без ТАКИХ реформ?
- Информация о материале
Казалось бы, пляски с Конституцией — от кучмовской до ющенковской, потом обратно, а затем опять вперёд — должны были убедить всех в исключительной важности этого документа. Хотя на нём и написано чёрным по белому «Основной Закон», но никто всерьёз к этому не отнёсся. Опыт вредно больших полномочий президента или грызни между главой государства и главой правительства, обусловленной неумным распределением ответственности, не привёл к лихорадочному поиску хорошо сбалансированных моделей управления. В очередной раз решили, что дело не в форме, а в содержании: не те люди на постах. Вот были бы другие!.. И мало кто понял, что потому и не другие, раз форма такая.
Помнится, ещё в советское время, поближе к его концу, говорили, что брежневская Конституция 1977 года — самая прогрессивная в мире. Ну разве что шестой параграф о руководящей роли КПСС картинку портил. А проблема, дескать, в том, что её никто не соблюдает. Закон — что дышло, а Основной Закон — просто дышло побольше. Из чего опять-таки вытекает, что важнее, кто у руля, чем устройство, которое руль приводит в действие. Конституционный нигилизм зародился ещё при большевиках.
Большевиков уж сколько времени нет, даже дешёвые подделки под коммунистов ушли с арены, Ленины на своих постаментах, если где и остались, уже почти не держатся на ногах, но Конституция нас так и не интересует.
Характерный пример — нынешние разговоры о децентрализации. Не будь этот пункт внесён в минские соглашения, кто бы об этом говорил? И отношение к нему подозрительное: раз на этом настаивает Москва, значит, какая-то гадость. Тем более, имеется неприятный опыт, связанный с Крымом. Едва не упустив полуостров в середине 90-х, мы год назад его таки прохлопали, и сказать, что автономный статус тут совсем ни при чём, не получается. Так, может, ну её, эту децентрализацию?
Нет, не ну. Потому что нет вернее средства вернуть наконец страну народу.
Ещё весной 2014 года, сразу после Майдана, начал прощупывать дорогу в Украину профессор Чикагского университета, лауреат Нобелевской премии Роджер Майерсон. Он потом приезжал и выступал неоднократно. Главная мысль, которую Майерсон пытался донести до украинцев: без децентрализации никак нельзя. Действующая система управления настолько кривобоко выстроена, что она с неизбежностью будет порождать серьёзные проблемы. И дело не только и не столько в возможности определять культурное своеобразие региона или распоряжаться налогами на местах. Есть вещи не менее, а в чём-то даже более важные.
Дело в том, что Роджер Майерсон — лучший в мире специалист по эффективным механизмам, ему за это и Нобелевскую премию дали: «За создание основ теории оптимальных механизмов». Интерес к конституционному устройству у него специфический, научный, ему геополитика, славянское братство и вековые традиции неинтересны. А вот как решить поставленную управленческую задачу наилучшим образом — про это он знает почти всё.
Так вот, по его мнению, сброс реальных полномочий в регионы позволяет значительно повысить качество политиков и политики. Нам ведь именно этого и надо, да? Нарабатывая опыт и авторитет на местах, они затем могут выходить на национальный уровень. Что уж говорить о реальном опыте участия граждан в решении проблем на местах: иного способа заставить их уповать на свои силы, а не на справедливое начальство из центра, на «доброго царя» нет. Пока политики национального уровня нам лучше известны, чем местные функционеры, не зависящие от нашего голоса. А дефицит кадров приводит к появлению на ответственных позициях в государстве каких-то серых лошадок, пропихнутых по блату.
Не укрепив демократию на местах, сложно ожидать её эффективности в общегосударственных масштабах. И никаких префектов-надзирателей, все проблемы с местными властями решать через суд, иначе неизбежна подмена местной власти центром. И никаких регионов с особым статусом: права и обязанности административных единиц одинаковы.
В общем, американец своё дело крепко знает. Но приехал он сюда в прошлом году, когда уже вовсю шла стрельба и под влиянием внешнего агрессора происходила попытка наглой дезинтеграции. И было как-то не до децентрализации, а потом стало ещё больше не до неё. Но вот пришлось к этим идеям вернуться, в рамках послевоенного урегулирования. И если уж их воплощать, то лучше по-майерсоновски, а не по-кремлёвски.
Жизнь учит: форма имеет значение. Тех, кто не прислушивается, бьёт.
- Информация о материале
КП «Харківський метрополітен» 7 липня уклало угоду з ПАТ «Крюківський вагонобудівний завод» про придбання рухомого складу. Вартість угоди складає 118,80 млн грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель». Договір підписано до кінця 2018 року. Усього купують п’ять вагонів. З них два головних вагони моделі 81-7036і три проміжні вагони моделі 81-7037.
Вартість вагону кожної моделі не уточнюється. У середньому один вагон коштуватиме 24 млн грн. Відомо, що проміжні вагони є дешевшими від головних, оскільки останні мають ще кабіну водія. Різниця в ціні може складати близько 15%.
При цьому вартість нових вагонів від Крюківського заводу є лише трохи більшою, ніж модернізація на цьому ж заводі вагонів для Київського метрополітену, яка проводиться на гроші Японії. У лютому столиця замовилакрюківцям встановлення нових асинхронних тягових установок у старих вагонах з реконструкцією інших елементів. Тоді це коштувало 20 млн грн. за вагон.
На сайтіХарківського метрополітену повідомляється, що крюківські вагони отримали ще 1 липня. Востаннє рухомий склад оновлювали у 2004 році з відкриттям станцій «Ботанічний сад» і «23 серпня».
Тендер проведено за переговорною процедурою закупівлі з посиланням на відсутність конкуренції з технічних причин. «Крюківський вагонобудівний завод» – єдиний на ринку України вітчизняний виробник вагонів метрополітену, у тому числи моделей 81-7036 та 81-7037 з асинхронним двигуном.
Акціонерами Крюківського заводу є фірми «OW Capital Management GmbH» (Австрія), AS Skinest Finants та «Osauhing Delantina» (Естонія), «Transbuilding Service Limited» (Великобританія). Основним власником заводу вважається його директор Володимир Приходько.
Для порівняння у 2013 році КМДА купувала вагони метро російського «Вагонмашу» по 8 млн грн./шт, по тодішньому курсу близько $1 млн.
Аналогічна ціна на вагона була зафіксована у договорі 2009 року. Тоді Київський метрополітен домовився про придбання 100 вагонів у лізинг. Постачальником була компанія «Укррослізинг», пов’язана з оточенням Юрія Іванющенка. 25 вагонів були виробництва Крюківського заводу. Однак більшість вагонів купувалися в російського «Вагонмашу», але не напряму, а через мережу компаній-прокладок. Встановлено, що на територію України 75 вагонів були поставлені по ціні 3,6 млн грн., тобто більше ніж удвічі дешевше, аніж договірна ціна для Київського метрополітену. Держфінінспеція порахувала, що залучення посередницьких структур призвело до завищення вартості договору на суму 287,9млнгрн.
У березні цього року Петербурзький метрополітен оголосив закупівлю вагонів. Очікувана вартість одного вагону склала 80 млн руб. або 30,62 млн грн.Це на 40% дорожче ніж восени минулого року, коли цю закупівлю було оголошено вперше. Журналісти пов’язують зростання ціни з девальвацією рубля. Офіційно попередні торги скасували для доопрацювання техзавдання. Потенційним фаворитом осінніх торгів називали Крюківський завод (Україна) у партнерстві з Кіровським заводом (Росія). За версією російських ЗМІ, цю дешевшу закупівлю скасували через розповсюдження в українських ЗМІ інформаціїпро те, що Крюковський завод вже домовився про перемогу в тендері, давши хабар чиновникам.
- Информация о материале
Нынешний персональный состав Кабинета министров Украины, просуществовав в неизменном виде почти семь месяцев, превзошел самые оптимистические прогнозы относительно своей деятельности. Сформированное по пресловутому квотному принципу из участников далеко не самой устойчивой парламентской коалиции, правительство было рано или поздно обречено на конфликты.
Кто лишится портфеля?
Скандальная отставка руководителя СБУ Валентина Наливайченко, как становится ясно, стала лишь прологом к череде кадровых решений. По имеющейся на момент написания материала информации, практически нет шансов на сохранение министерских портфелей у Игоря Шевченко (Минэкологии) и Александра Квиташвили (Минздрав). Уже несколько месяцев муссируется тема о возможной отставке министров аграрной политики Алексея Павленко, экономического развития Айвараса Абромавичуса и энергетики Владимира Демчишина. Есть обоснованные претензии к эффективности работы министра инфраструктуры Андрея Пивоварского и министра образования Сергея Квита. 30 июня фракция Блока Петра Порошенко озвучила желание изучить деятельность представителей силового блока — министра обороны Степана Полторака и внутренних дел Арсена Авакова. Повод выбрали, как по нынешним меркам, не самый значительный: ненадлежащее обеспечение военнослужащих формой и наличие ранее судимых лиц в добровольческих батальонах МВД.
Впору говорить о скором переформатировании Кабмина (кстати, важный момент: кресло первого вице-премьер-министра по «квоте Президента» до сих пор остается вакантным). Стоит объяснить, какими причинами оно может быть вызвано.
Прежде всего отметим, что вопреки распространенному мифу нынешний состав Кабмина не был персонально согласован с заокеанскими партнерами. Вице-президент США Джо Байден в ходе знаменитого визита накануне формирования правительства согласно имеющимся данным высказывал пожелания только относительно кандидатуры премьер-министра. И те были продиктованы не столько трепетным отношением лично к Арсению Петровичу, сколько опасениями, что вся полнота власти в Украине опять может быть сконцентрирована в руках одного человека.
А принимая решение о привлечении экспатов на министерские должности (выдвинуты они были по инициативе Президента и его окружения), глава государства действовал на свой страх и риск, предоставляя им украинское гражданство в пожарном порядке. Проще уж было внести изменения в законодательство и разрешить негражданам Украины занимать министерские посты (в конце концов, речь идет всего лишь о наемных менеджерах, исполняющих волю народа Украины, выраженную в законодательной форме Верховной Радой).
Это наталкивает на мысль о том, что отставка любого из «министров-иностранцев» — вынужденный шаг, который несомненно ударит по имиджу власти в целом, продиктованный экстраординарными обстоятельствами.
В случае с Квиташвили таким основанием действительно может считаться проявившаяся некомпетентность чиновника. Да и сам министр еще в январе говорил, что масштаб проблем в украинской системе здравоохранения значительно отличается от того, с чем ему пришлось столкнуться на предыдущей должности в Грузии. Как неоднократно писали «k:» (см. «Эксперименты со шприцами и памперсами» в №20 от 19 июля 2015 года), нерасторопность и непоследовательность чиновников Минздрава уже привели к хаосу на рынке и импортных изделий медицинского назначения, и отечественных медпрепаратов. Кроме того, эксперты, специализирующиеся на вопросах децентрализации и развития местного самоуправления, упрекают Минздрав в отсутствии стандарта набора медуслуг, которые имеет право получить каждый житель страны, — без него вообще теряет практический смысл идея о передаче финансирования и развитиямедицинской сферы на места (аналогичные претензии, кстати, эксперты предъявляли и Минобразования).
Абромавичус, заступая на пост министра экономического развития, обещал вообще как можно быстрее ликвидировать порученное ведомство за ненадобностью, мотивируя это огромным количеством ненужных для развития бизнеса разрешительных функций, возложенных на Минэкономики. Однако за прошедшие семь месяцев больше запомнился скандалами с увольнениями собственных советников-заместителей. Прогресс же в дерегуляции бизнеса пока просматривается с большим трудом.
А вот причины для недовольства деятельностью министров экологии и энергетики находятся в плоскости так называемой деолигархизации. И если Шевченко напрямую обвиняют в лоббировании интересов Александра Онищенко (министр и миллионер опровергают все обвинения), то Демчишин, мягко говоря, не нашел общий язык с крупнейшим частным оператором энергорынка — Ринатом Ахметовым. А, как говорят знающие люди, богатейший человек Украины довольно тесно контактирует с премьер-министром.
Тем не менее и некомпетентность отдельных чиновников высшего уровня, и перманентные «олигархические войны» не следует рассматривать в качестве основной причины для перестановок на правительственном уровне.
Ключевое слово — реформа
Украина вплотную подошла к черте, за которой неизбежно внесение существенных изменений в Конституцию. Ради того, чтобы ускорить этот процесс, власть в лице спикера ВР и председателя Конституционной комиссии (КК) Владимира Гройсмана даже пошла на рискованный шаг — отправила на экспертизу Венецианской комиссии «самопальный» проект изменений в Основной закон (члены КК признавались впоследствии, что впервые увидели его уже в готовом виде). Европейские правоведы не просто приняли пас, но и беспрецедентно быстро отреагировали, за считанные дни признав такой вариант реформы вполне соответствующим евростандартам. Более того, генсек Совета Европы Турбьёрн Ягланд выступил с отдельным обращением, в котором призвал как можно скорее имплементировать предложенные изменения.
Подобная спешка европейского сообщества вполне объяснима: в реформе видят ключ к разрешению конфликта в Донбассе, тратить силы и средства на которое в самом ЕС желанием особо не горят (там сейчас разгорелся собственный пожар — в Греции). В то же время проект конституционной реформы предусматривает весьма оригинальное перераспределение властных полномочий в пользу президентской власти (право на роспуск местных советов). Венецианцы, по имеющимся сведениям, этот момент в своих рекомендациях отметили (сверхконцентрация власти никогда ни к чему хорошему не приводила), но и внимание на нем не акцентировали.
В итоге Президент заинтересован в принятии изменений в Основной закон (для него лично это вопрос не только расширения полномочий, но и подтверждения собственной договороспособности с Западом).
А для этого требуется 300 голосов парламентариев.
Формально в коалиции столько и насчитывается, а на практике не всегда удается собрать даже простое большинство в 226 депутатов (даже в именном президентском блоке есть группы депутатов, не всегда «шагающих в ногу»). Заинтересовать партнеров по коалиции можно как раз кадровыми решениями. Ради возможного профита в виде конституционной реформы Президент может позволить себе пожертвовать отдельными министрами.
И здесь появляется еще один нюанс. Условный «вес» партий, сформировавших коалицию, за истекшие семь месяцев заметно изменился. «Народный фронт» ныне балансирует на грани прохождения в парламент, «Самопомощь» укрепила позиции, «Батькивщина» и РПЛ уж точно их не сдали. В действующем Кабмине и так наблюдался явный перекос в пользу президентских кандидатур, а позиции Яценюка уже не столь сильны как прежде. Так что в сложившейся ситуации глава государства вполне может позволить себе кадровые перестановки не только за «собственный счет», но и за счет ослабевшего НФ. Тем более — приближаются местные выборы. И одна из муссируемых идей — объединение на них усилий «фронтовиков» и «порошенковцев». Не зря ведь последние законодательные инициативы парламентариев предусматривают участие в местных выборах партийных блоков.
- Информация о материале
Страница 579 из 1561
