Год назад началась активная фаза АТО. Кроме освобождения целого ряда промышленных центров Восточной Украины вроде Краматорска и Северодонецка летнее наступление-2014 принесло Киеву первые геополитические дивиденды. Ведь оно смогло полностью разрушить первоначальную идеологическую парадигму столкновения в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
Изначально конфликт подавался как гражданский, что подразумевало демонстрацию незаконных вооруженных формирований лишь как части более крупного массива жителей юго-востока страны. При условии реализации данной концепции ее сторонники могли бы продолжать действовать по такому же принципу и в других регионах Украины.
Что могло привести к полной изоляции нашего государства от морских коммуникаций, потере контроля над юго-западным направлением газотранспортной системы, через которое голубое топливо подается в Приднестровье, Балканские государства ЕС и Турцию. Распространение на юго-запад позволило бы безнаказанно прекратить международный транзит газа в данных направлениях и сделать Киев ответственным за это.
Украина не могла бы претендовать на особую политическую, финансовую и военную поддержку со стороны США и ЕС, так как не выглядела бы объектом прямого нападения извне, а принимала бы участие в сугубо внутреннем конфликте. Ведь помимо негласного участия в военных действиях иностранных спецслужб и наемников в конфликте принимал активное участие местный аппарат в лице бывших сотрудников областных управлений МВД Украины, а также их так называемый оперативный резерв из ранее судимых граждан, который больше известен украинцам под брендом «титушки».
До того как выигравший президентские выборы Петр Порошенко смог взять под контроль ВСУ и назначил министром обороны Валерия Гелетея, первоначальный план псевдогражданской войны в Украине реализовывался весьма успешно. Незаконные вооруженные формирования захватывали город за городом без особого сопротивления со стороны силовиков. Такой успех захлебнулся после того, как начался процесс наведения хотя бы минимального порядка в управлении силовиками.
Назначение нового руководителя Минобороны позволило руководству страны мобилизовать ресурсы и достичь результатов. Главный из них — возвращение контроля над 74% территории Донбасса.
Назначение Гелетея стало одним из ключевых моментов прошлогоднего летнего наступления, в связи с чем это кадровое решение Порошенко обросло массой версий в духе теории заговора. Но никакой конспирологии в этом назначении не было. Валерий Викторович на тот момент был единственным силовиком, имевшим практический опыт успешных антитеррористических операций. Для противостояния в формате гибридной войны необходим был опыт противодействия бандформированиям, и Гелетей, который в прошлом возглавлял УБОП и агентурную разведку МВД, как нельзя лучше подходил под требования времени. Новый министр воссоздал специальную службу для выявления вражеской агентуры и фактов невыполнения боевых приказов. И именно деятельность агентуры в населенных пунктах проведения АТО позволяла с минимальными потерями насыщать населенные пункты в отдельных районах Донбасса украинскими диверсионно-разведывательными группами.
Если оценивать работу Гелетея шире, то именно при нем в Минобороны стартовала административная реформа для повышения обороноспособности и роста боевого компонента ВСУ. Он — один из инициаторов пересмотра концепции украинской армии.
Для реформирования вооруженных сил министр считал лучшим образцом швейцарскую армию.
В сентябре было подписано соглашение с министрами обороны Литвы и Польши о создании совместного формирования LITPOLUKRBRIG (ЛитПолУкрБриг) как одного из элементов договоренностей стран НАТО по модернизации украинской армии.
Техническая документация будет разработана в течение двух лет, а по истечении этого срока бригада должна быть в полной оперативной готовности. Планируется, что от Украины в формирование войдут военнослужащие 80-й отдельной аэромобильной бригады ВСУ.
Но главное, что после летнего наступления-2014 под командованием Валерия Гелетея первоначальная парадигма конфликта в Донбассе как гражданской войны была полностью дискредитирована. Во-первых, военная помощь самопровозглашенным республикам от соседнего государства предстала со всей очевидностью.
Во-вторых, миру было продемонстрировано, что население Донбасса в подавляющем большинстве не имеет сепаратистских настроений и не поддерживает войну. Доказательством этого является быстрое возобновление нормальной жизнедеятельности на освобожденных территориях и полное отсутствие там какого-либо антиукраинского подполья.
Все это позволило нашей стране разрушить схему сокрытия истинной природы конфликта и выдвинуть зарубежным партнерам требования о предоставлении помощи и двусторонней военно-технической поддержки и даже расширении сотрудничества до формата проведения международной миротворческой операции. И переход Украины на уровень решения таких геополитических задач был бы абсолютно невозможен без феномена летней наступательной кампании 2014 года.